Краткосрочное планирование по биологии "Применение экологических знаний в практической деятельности человека"
Оценка 5

Краткосрочное планирование по биологии "Применение экологических знаний в практической деятельности человека"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
11.11.2018
Краткосрочное планирование по биологии "Применение экологических знаний в практической деятельности человека"
Цель: сформировать представление об экологически стабильном обществе как необходимом условии развития человечества. Оборудование и материалы: таблицы со схемами замкнутых технологических методов борьбы с вредителями. Базовые понятия и термины: охрана природы, экологически стабильное общество, рациональное использование природных ресурсов, вторичное использование сырья, биологические методы борьбы с вредителями, акклиматизации видов. Концепция урока: подвести к пониманию того, что хозяйственная деятельность человека не должна быть стихийной, необходимо учитывать природные экологические законы и использовать их в практике ведения хозяйства. Показать, что экологические знания позволяют осуществлять хозяйственную деятельность без разрушения природных систем.Краткосрочное планирование по биологии для 9 класса
Применение экологических знаний в практической деятельности человека.docx

Урок №64

Дата:

Тема: Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

Цель: сформировать представление об экологически стабильном обществе как необходимом условии развития человечества.

Оборудование и материалы: таблицы со схемами замкнутых технологических методов борьбы с вредителями.

Базовые понятия и термины: охрана природы, экологически стабильное общество, рациональное использование природных ресурсов, вторичное использование сырья, биологические методы борьбы с вредителями, акклиматизации видов.

Концепция урока: подвести к пониманию того, что хозяйственная деятельность человека не должна быть стихийной, необходимо учитывать природные экологические законы и использовать их в практике ведения хозяйства. Показать, что экологические знания позволяют осуществлять хозяйственную деятельность без разрушения природных систем.

 

Ход урока

 

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Продолжая изучать тему «Экология», не сегодняшнем уроке мы должны с вами разобраться, что хозяйственная деятельность человека не должна быть стихийной, разрушающей природные системы.

Вопросы к учащимся.

Учитель биологии:

1)Что имел в виду В. И. Вернадский, когда говорил, что разум человека может управлять биосферой?

2)Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к экологическим катастрофам?

3)Может ли человек отказать от ведения хозяйственной деятельности?

Учитель литературы:

4)В каких произведениях русских писателей воспевается красота природы?

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Кто – он человек?

Ученик 1:


Как из бутылки вылез джин

И стал сильнее всех,

Так – человек – природы сын –

Завоевал успех.

Вначале слаб он был и глуп.

Ему был нужен острый зуб

И крепкий коготь, как у льва,

Была же только голова

И к ней пять пальцев на руке,

Но обошелся он вполне.

Сумел он так мозги развить,

Чтоб льва и тигра победить,

И, в лес приехав на слоне,

Сказал: вы все подвалстны мне!

Но не учел, что важно знать,

Как надо власть употреблять.


Учитель биологии: Вспомните историю о бобрах в Канаде, воробьях в Китае, ядовитом порошке во многих странах, и вы поймете, что значит «власть употреблять» и сколько вреда такая власть уже принесла и продолжает приносить в разных местах.

Как же люди наносят вред среде своего обитания? Во-первых, берут слишком много и без разбору. Во-вторых, грязнят везде и засоряют вокруг себя все, что только могут. Казалось бы, понятно, что так поступать нельзя. Но одно дело понимать это, а другое – поступать не так, как сию минуту хочется, а подумав о будущем – о своих детях, внуках и правнуках. Разумеется, проще жить по принципу «мы хотим сегодня, мы хотим сейчас». А в результате получается, что не только внукам, но даже самим себе уже много не хватает.

Вы помните, как образовалась пустыня Сахара. Посмотрите на карту – какой это большой кусок Африканского материка! Когда-то тут росли роскошные леса. Но люди, чтобы распахать и засеять землю, выжигали деревья – это был самый легкий и быстрый способ. Поначалу зола служила удобрением, и на свежевыжженных местах был хороший урожай. Постепенно земля истощались, и тогда выжигали следующий участок, а этот бросали. Но на голой земле лес уже не вырастал, потому что не было тени, а значит, и влаги.

Ученик 2:


Зеленые листья, вода и прохлада –

Чтоб это разрушить, немногое надо.

А вот попытайся растить огород

В песках аравийских, где солнце печет.

В Канаде (ты помнишь?) бобров истребили

И этим же самым леса повредили.

Казалось бы – мелкое это зверье,

А как сохраняет жилище свое!

И даже известные братья – воришки,

Несносные серенькие воробьишки,

И те не без пользы на свете живут:

Природа недаром вложила свой труд.

Конечно, нужна нам энергия рек –

Турбины поставил на них человек;

Теперь с электричеством люди живут,

Но рыбы к столу не наловите тут.


Учитель биологии: Попытались, правда, делать обводные каналы, но «глупая» рыба идет по-старому, привычному пути и погибает в каскадах плотины


Принимая различные строительные проекты, надо советоваться не только с инженерами, но обязательно с экологами, поскольку город, и железная дорога, и гидростанция возникают посреди биоценозов и внутри экосистем. Это вовсе не значит, что их лучше не строить. Надо только внимательно обдумать, где, какой величины, заранее оценить и просчитать все будущие выгоды и возможные потери от этого строительства и посмотреть, что перевешивает. А главное – есть ли возможность свести до минимума вред от вмешательства в окружающую среду. До сих пор еще продолжают спорить о петербургской дамбе, которая оградит город от наводнений, но, возможно, вызовет застой и ухудшение невской воды. Однако на то и существует наука (и практика), чтобы сегодня знать больше, чем вчера.

Уже принято много защитных мер, и они вам известны: заповедники, разведение на фермах рыбы и пушного зверя, разумное сокращение расхода и добычи питьевой воды, древесины и энергии воды. Нужно только честно их выполнять и постоянно искать новые.

И в первую очередь надо говорить о загрязнении воды. Действительно, население многих городов пьет воду из рек, на которых они расположены – из Волги, Невы, Днепра. Отходы всех таких городов – канализация, сливы фабрик и заводов с вредными, ядовитыми примесями – спускаются в те же реки. Как же тщательно надо поработать с такой водой, чтобы пустить ее в пищу или хотя бы для умывания. А вода – это одни из главных наших ресурсов. Замена воды в реках происходит в среднем 30 раз в год. Влага в почве меняется в течении года. Вода в озерах меняется за десятки лет.

Другой важнейший ресурс – растительность, дающая людям еду, свежий воздух, радость для глаз. Но загрязнение воды, а еще больше – воздуха, губительно для растений. По обочинам дорог деревья, как правило, пыльные, чахлые. А горах Армении, где добывают медь и работают медеплавильные заводы, склоны гор, обращенные в сторону завода, совершенно голые, в то время как противоположные покрыты прекрасным зеленым лесом. Но ведь воздухом, а с ним и заводским дымом дышать не только деревья, но и люди, которые живут прямо рядом с заводом, и работают на нем.

Самые опасные загрязнители воды, земли и воздуха производит военная промышленность. И даже уничтожение ее продукции таит опасность для здоровья, потому что огромные запасы химических боевых отравляющих веществ, наколенных в разных странах, обезвредить чрезвычайно сложно. Для этого надо изобретать подходящие способы и находить подходящие места.

А вся атомная промышленность при малейших авариях (уж не говоря об атомном оружии) сеет смерть быструю или постепенную на больших площадях. И беда в том, что органы чувств человека и животных никак не сигнализируют об опасном приближении радиационной угрозы. Помочь тут могут только приборы. А это еще одна проблема, которую тоже надо решать. Кровоточащей раной для Украины и близ лежащих стран стала авария на Чернобыльской АЭС. Еще долго ощутимы ее рубцы.

3. ОБОБЩЕНИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.

1)Какую роль играет наука экология в решении проблем охраны природы?

2)Чем характеризуется экологически стабильное общество?

3)Покажите пути рационального использования каких-либо природных ресурсов.

4)В чем заключаются биологические методы борьбы с вредителями?

5)В чем преимущества замкнутых технологических циклов?

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Дать ответы на вопросы.

1)Какие экологические проблемы возникают в крупных городах?

2)Покажите сферы применения экологических знаний.

3)Каковы условия предотвращения глобального экологического кризиса?

4)Можно ли основываясь только на здравом смысле, решать экологические проблемы?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: таблица в тетради


 

Урок №64 Дата: Тема: Применение экологических знаний в практической деятельности человека

Урок №64 Дата: Тема: Применение экологических знаний в практической деятельности человека

Казалось бы – мелкое это зверье,

Казалось бы – мелкое это зверье,

Принимая различные строительные проекты, надо советоваться не только с инженерами, но обязательно с экологами, поскольку город, и железная дорога, и гидростанция возникают посреди биоценозов и…

Принимая различные строительные проекты, надо советоваться не только с инженерами, но обязательно с экологами, поскольку город, и железная дорога, и гидростанция возникают посреди биоценозов и…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : таблица в тетради

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : таблица в тетради
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018