Урок №64
Дата:
Тема: Применение экологических знаний в практической деятельности человека.
Цель: сформировать представление об экологически стабильном обществе как необходимом условии развития человечества.
Оборудование и материалы: таблицы со схемами замкнутых технологических методов борьбы с вредителями.
Базовые понятия и термины: охрана природы, экологически стабильное общество, рациональное использование природных ресурсов, вторичное использование сырья, биологические методы борьбы с вредителями, акклиматизации видов.
Концепция урока: подвести к пониманию того, что хозяйственная деятельность человека не должна быть стихийной, необходимо учитывать природные экологические законы и использовать их в практике ведения хозяйства. Показать, что экологические знания позволяют осуществлять хозяйственную деятельность без разрушения природных систем.
Ход урока
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Продолжая изучать тему «Экология», не сегодняшнем уроке мы должны с вами разобраться, что хозяйственная деятельность человека не должна быть стихийной, разрушающей природные системы.
Вопросы к учащимся.
Учитель биологии:
1)Что имел в виду В. И. Вернадский, когда говорил, что разум человека может управлять биосферой?
2)Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к экологическим катастрофам?
3)Может ли человек отказать от ведения хозяйственной деятельности?
Учитель литературы:
4)В каких произведениях русских писателей воспевается красота природы?
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Кто – он человек?
Ученик 1:
Как из бутылки вылез джин
И стал сильнее всех,
Так – человек – природы сын –
Завоевал успех.
Вначале слаб он был и глуп.
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва,
Была же только голова
И к ней пять пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.
Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
И, в лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвалстны мне!
Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять.
Учитель биологии: Вспомните историю о бобрах в Канаде, воробьях в Китае, ядовитом порошке во многих странах, и вы поймете, что значит «власть употреблять» и сколько вреда такая власть уже принесла и продолжает приносить в разных местах.
Как же люди наносят вред среде своего обитания? Во-первых, берут слишком много и без разбору. Во-вторых, грязнят везде и засоряют вокруг себя все, что только могут. Казалось бы, понятно, что так поступать нельзя. Но одно дело понимать это, а другое – поступать не так, как сию минуту хочется, а подумав о будущем – о своих детях, внуках и правнуках. Разумеется, проще жить по принципу «мы хотим сегодня, мы хотим сейчас». А в результате получается, что не только внукам, но даже самим себе уже много не хватает.
Вы помните, как образовалась пустыня Сахара. Посмотрите на карту – какой это большой кусок Африканского материка! Когда-то тут росли роскошные леса. Но люди, чтобы распахать и засеять землю, выжигали деревья – это был самый легкий и быстрый способ. Поначалу зола служила удобрением, и на свежевыжженных местах был хороший урожай. Постепенно земля истощались, и тогда выжигали следующий участок, а этот бросали. Но на голой земле лес уже не вырастал, потому что не было тени, а значит, и влаги.
Ученик 2:
Зеленые листья, вода и прохлада –
Чтоб это разрушить, немногое надо.
А вот попытайся растить огород
В песках аравийских, где солнце печет.
В Канаде (ты помнишь?) бобров истребили
И этим же самым леса повредили.
Казалось бы – мелкое это зверье,
А как сохраняет жилище свое!
И даже известные братья – воришки,
Несносные серенькие воробьишки,
И те не без пользы на свете живут:
Природа недаром вложила свой труд.
Конечно, нужна нам энергия рек –
Турбины поставил на них человек;
Теперь с электричеством люди живут,
Но рыбы к столу не наловите тут.
Учитель биологии: Попытались, правда, делать обводные каналы, но «глупая» рыба идет по-старому, привычному пути и погибает в каскадах плотины
Принимая различные строительные проекты, надо советоваться не только с инженерами, но обязательно с экологами, поскольку город, и железная дорога, и гидростанция возникают посреди биоценозов и внутри экосистем. Это вовсе не значит, что их лучше не строить. Надо только внимательно обдумать, где, какой величины, заранее оценить и просчитать все будущие выгоды и возможные потери от этого строительства и посмотреть, что перевешивает. А главное – есть ли возможность свести до минимума вред от вмешательства в окружающую среду. До сих пор еще продолжают спорить о петербургской дамбе, которая оградит город от наводнений, но, возможно, вызовет застой и ухудшение невской воды. Однако на то и существует наука (и практика), чтобы сегодня знать больше, чем вчера.
Уже принято много защитных мер, и они вам известны: заповедники, разведение на фермах рыбы и пушного зверя, разумное сокращение расхода и добычи питьевой воды, древесины и энергии воды. Нужно только честно их выполнять и постоянно искать новые.
И в первую очередь надо говорить о загрязнении воды. Действительно, население многих городов пьет воду из рек, на которых они расположены – из Волги, Невы, Днепра. Отходы всех таких городов – канализация, сливы фабрик и заводов с вредными, ядовитыми примесями – спускаются в те же реки. Как же тщательно надо поработать с такой водой, чтобы пустить ее в пищу или хотя бы для умывания. А вода – это одни из главных наших ресурсов. Замена воды в реках происходит в среднем 30 раз в год. Влага в почве меняется в течении года. Вода в озерах меняется за десятки лет.
Другой важнейший ресурс – растительность, дающая людям еду, свежий воздух, радость для глаз. Но загрязнение воды, а еще больше – воздуха, губительно для растений. По обочинам дорог деревья, как правило, пыльные, чахлые. А горах Армении, где добывают медь и работают медеплавильные заводы, склоны гор, обращенные в сторону завода, совершенно голые, в то время как противоположные покрыты прекрасным зеленым лесом. Но ведь воздухом, а с ним и заводским дымом дышать не только деревья, но и люди, которые живут прямо рядом с заводом, и работают на нем.
Самые опасные загрязнители воды, земли и воздуха производит военная промышленность. И даже уничтожение ее продукции таит опасность для здоровья, потому что огромные запасы химических боевых отравляющих веществ, наколенных в разных странах, обезвредить чрезвычайно сложно. Для этого надо изобретать подходящие способы и находить подходящие места.
А вся атомная промышленность при малейших авариях (уж не говоря об атомном оружии) сеет смерть быструю или постепенную на больших площадях. И беда в том, что органы чувств человека и животных никак не сигнализируют об опасном приближении радиационной угрозы. Помочь тут могут только приборы. А это еще одна проблема, которую тоже надо решать. Кровоточащей раной для Украины и близ лежащих стран стала авария на Чернобыльской АЭС. Еще долго ощутимы ее рубцы.
3. ОБОБЩЕНИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
1)Какую роль играет наука экология в решении проблем охраны природы?
2)Чем характеризуется экологически стабильное общество?
3)Покажите пути рационального использования каких-либо природных ресурсов.
4)В чем заключаются биологические методы борьбы с вредителями?
5)В чем преимущества замкнутых технологических циклов?
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Дать ответы на вопросы.
1)Какие экологические проблемы возникают в крупных городах?
2)Покажите сферы применения экологических знаний.
3)Каковы условия предотвращения глобального экологического кризиса?
4)Можно ли основываясь только на здравом смысле, решать экологические проблемы?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: таблица в тетради
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.