Критическое мышление на уроках

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 12.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан и новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Педагоги - они учат общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовят граждан открытого общества.
Иконка файла материала КМ на уроке.docx
Критическое мышление на уроках Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан и новые   социальные   запросы   определяют  цели   образования  как   общекультурное, личностное   и   познавательное   развитие   учащихся,   обеспечивающие   такую   ключевую компетенцию образования как «научить учиться».  Педагоги ­ они учат общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть  готовят граждан открытого общества. Критическое мышление   позволяет успешно справляться с   требованиями ХХI  века, помогает глубже понять то, что человек изучает и делает. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое  мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на  жизненный личный опыт. Основа технологии – трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия  информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия. Технологические этапы I фаза Вызов (пробуждение: имеющихся знаний интереса к получению новой инфор­ мации II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)  III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Функции трех фаз технологии развитии критического мышления. Фаза Вызов Осмыслен ие содержани я Функции Мотивациониая  (побуждение  к   работе   с   новой   информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная  (вызов «на поверхность»  имеющихся знаний по теме)  Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)   Информационная (получение новой информации по теме)  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивациониая  (побуждение  информационного поля)  к   дальнейшему   расширению Оценочная  (соотнесение новой  информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) «v» (уже знал) « + » (новое) « ? » (не понял) Поставьте   значок   «v»   на полях,   если   то   о   чём     вы читаете соответствует вашему знанию. Поставьте значок «+» на полях,   если   то   о   чём     вы читаете   является   для   вас новым Поставьте значок «?» на полях,   если   то   о   чём     вы читаете   для вас не совсем понятно   Рассмотрим на примере изучения темы «Какие слова являются наречиями». Синквейн Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два определения, потом три глагола. Следом идёт одна фраза из четырёх слов, а завершает одно любое слово. Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как   творческое   задание.   С   его   помощью   дети   учатся   кратко   выражать   свои   мысли   и эмоции. Предоставить   возможность   учащемуся   проанализировать   то,   что   он   уже   знает   о6 изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей­мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или  просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и  отслеживание информации «Рефлексия ­ особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего  внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». Пирамида Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии. Я   переработала   и   адаптировала   этот   приём   к   потребностям   уроков   словесности.   Онуниверсален для работы с учащимися любого возраста. Урок, на котором применяется данный приём, строится так: 1. Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение). 2. Письменные ответы учащихся – построение «пирамиды». 3. Дополнение каждой строки «пирамиды» ­ составление основы – заготовки текста. 4. Написание полноценного текста. Лучше   всего   не   сообщать   название   рассказа,   над   которым   будем   работать.   После первого   знакомства   с   текстом   предложить   ребятам   самим   озаглавить   текст   и   затем попросить   одним   словом   сказать,   о  чём   он   и   записать   это   на   первой   строчке.   (записи делаются в столбик, в левой части листа тетради. Затем   задаётся   второй   вопрос   и   заполняется   вторая   строчка.   Здесь   нужно   двумя словами сказать об особенностях рассказа. Третья строка – и три слова о месте и времени действия. Четвёртая строка – четыре слова о главных событиях рассказа.  Пятая строчка – пять слов о главных героях и их особенностях. Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, в середине и в конце рассказа. На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами. Восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям. Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах. Вопросы для построения «пирамиды» ­ основы написания отзыва. 1. О чём. 2. Особенности. 3. Место и время. 4. Главные события. 5. Главные герои. 6. Ваши эмоции. 7. Дополнение к п. 1 8. Собственное мнение о прочитанном.Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для  наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над  рассказом.