Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан и
новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Педагоги - они учат общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовят граждан открытого общества.
КМ на уроке.docx
Критическое мышление на уроках
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде
в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан и
новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую
компетенцию образования как «научить учиться».
Педагоги они учат общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовят
граждан открытого общества.
Критическое мышление позволяет успешно справляться с требованиями ХХI века,
помогает глубже понять то, что человек изучает и делает.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое
мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на
жизненный личный опыт.
Основа технологии – трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия
информации.
Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.
Технологические этапы
I фаза Вызов (пробуждение: имеющихся знаний интереса к получению новой инфор
мации
II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Функции трех фаз технологии развитии критического мышления.
Фаза
Вызов
Осмыслен
ие
содержани
я
Функции
Мотивациониая (побуждение к работе с новой информацией,
пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний
по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по
категориям знания) Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивациониая
(побуждение
информационного поля)
к дальнейшему расширению
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний,
выработка собственной позиции, оценка процесса)
«v» (уже знал)
« + » (новое)
« ? » (не понял)
Поставьте значок «v» на
полях, если то о чём вы
читаете соответствует вашему
знанию.
Поставьте значок «+» на
полях, если то о чём вы
читаете является для вас
новым
Поставьте значок «?» на
полях, если то о чём вы
читаете для вас не совсем
понятно
Рассмотрим на примере изучения темы «Какие слова являются наречиями».
Синквейн
Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются
пирамидой в определённой последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два
определения, потом три глагола. Следом идёт одна фраза из четырёх слов, а завершает
одно любое слово.
Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и
ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и
как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и
эмоции.
Предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает о6
изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных
целеймотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.
Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или
просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и
отслеживание информации
«Рефлексия особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего
внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор».
Пирамида
Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии.
Я переработала и адаптировала этот приём к потребностям уроков словесности. Он универсален для работы с учащимися любого возраста. Урок, на котором применяется
данный приём, строится так:
1. Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение).
2. Письменные ответы учащихся – построение «пирамиды».
3. Дополнение каждой строки «пирамиды» составление основы – заготовки текста.
4. Написание полноценного текста.
Лучше всего не сообщать название рассказа, над которым будем работать. После
первого знакомства с текстом предложить ребятам самим озаглавить текст и затем
попросить одним словом сказать, о чём он и записать это на первой строчке. (записи
делаются в столбик, в левой части листа тетради.
Затем задаётся второй вопрос и заполняется вторая строчка. Здесь нужно двумя
словами сказать об особенностях рассказа.
Третья строка – и три слова о месте и времени действия.
Четвёртая строка – четыре слова о главных событиях рассказа.
Пятая строчка – пять слов о главных героях и их особенностях.
Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, в середине и в
конце рассказа.
На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.
Восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о
том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.
Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием
ещё не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах.
Вопросы для построения «пирамиды» основы написания отзыва.
1. О чём.
2. Особенности.
3. Место и время.
4. Главные события.
5. Главные герои.
6. Ваши эмоции.
7. Дополнение к п. 1
8. Собственное мнение о прочитанном. Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для
наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над
рассказом.
Критическое мышление на уроках
Критическое мышление на уроках
Критическое мышление на уроках
Критическое мышление на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.