Круглый стол «Планета толерантности»
Оценка 4.7

Круглый стол «Планета толерантности»

Оценка 4.7
docx
03.05.2022
Круглый стол «Планета толерантности»
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к воспитаннику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Много различных материалов, направленных на воспитание толерантности разработано воспитателями, психологами. Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников. Представленные материалы состоят подробного сценария и приложений к воспитательному мероприятию. Мероприятие разработано для воспитанников 6-9 классов.
Планета толерантности Круглый стол.docx

Круглый стол «Планета толерантности»

 

Цель: познакомить воспитанников с понятием «толерантность», с основными чертами то­лерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и пол­но познавать себя и других людей.

Задачи:

·     Образовательные:

ü  выявить основные черты толерантности;

ü  сформировать правильное представление о толерантном поведении.

·     Воспитательные:

ü  воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

ü  воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

·     Развивающие:

ü  продолжить формирование толерантного отношения воспитанников между собой;

ü  способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

ü  развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Форма проведения: «круглый стол».

Предварительная работа: изготовление стенгазеты «Народов много – мир один».

Материалы: методическая разработка мероприятия, приложения, фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

 

 

Ход мероприятия.

Ведущий.  Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на све­те без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

-    Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-     Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

-     Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

-    Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

-     Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и бу­дет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задума­лась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы воспитанников).

 

Сегодня наш разговор посвящен толерантности.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность …»

 

16 ноября Международный день толерантности. Этот день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО (Декларация была утверждена в 1995 году на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61). Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, зву­чит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовно­го и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность? (Ответы воспитанников).

 

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде цветка. Давайте изобразим ваши ответы в виде лепестков.

Чем они отличаются? Что общего между ними?

 

                                                                          Рисунок 1 – Цветок толерантности

 

Рисунок1

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способ­ность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных язы­ках земного шара:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим велико­душным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострада­ние, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, вы­носливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

 

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Отве­ты).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

 

Воспитанники:

Толерантность  - это гармония в многообразии.

Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.

Толерантность – путь к миру и согласию.

 

Ведущий. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется впе­ред. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать разме­реннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва наси­лия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессив­ности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катаст­рофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увели­чиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных моло­дежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и на­оборот...

Ситуация поведения «Перед вами две дороги. Выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в гла­зах стояли слезы.

-    Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

-    Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

-    Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

-   А нам-тo что? Он сам виноват.

-    Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

-    Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, во­рует, пьянствует. Зачем ему помогать?

-   Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

-   Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем от­сюда, - он попытался увести ее.

-   Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удер­жать ее. Она решительно одернула руку.

-    Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

-   Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

-    Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

-    Спасибо, леди, спасибо...

-    Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувство­вала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и при­близилась к парню.

-    Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

-   Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпи­те, - она быстро пошла к телефонному автомату.

-   Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбну­лась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

 

Почему молодой человек отказался помочь?

 Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

 

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все мы – разные, все мы – равные!

Обсудив эту ситуацию, мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

 

Работа по группам.

Сейчас мы разделимся на 2 группы: I группа будет описывать основные чер­ты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.

Таблица 1

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность

Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие

 

Цинизм

Немотивированная агрессивность

 

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не принятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным людям, культурам, взглядам, традициям.

В конце мне бы хотелось сказать, что наша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонима­ние, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

 

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчиты­валось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем се­лом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чис­тота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился влады­ка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в гра­моте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули ста­рика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

-    И все?

-    Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

-    И мира тоже.

 

Дорогие ребята! Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжите фразу «Я -…….»

(выслушать ответы воспитанников)

Теперь подведём итоги нашего обсуждения.

 

Воспитанник 1:

Толерантная личность. Я:

       терпимый и терпеливый;

       считающийся с чужими мнениями и интересами;

       умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

       приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

       уважающий окружающих и уважаемый ими;

Воспитанник 2:

       уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

       заботливый, сострадающий, поддерживающий;

       патриот своей школы, города, Беларуси, заботящийся об их процветании;

       человек, берегущий природу и культуру;

       трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

 

Дорогие ребята! Толерантная семья.  Какими качествами должна обладать такая семья, ваша семья? Продолжите фразу «В моей семье …….»

(выслушать ответы воспитанников)

Теперь подведём итоги нашего обсуждения.

 

Воспитанник 1:

Толерантная семья. В моей семье

       все терпимые и терпеливые;

       здоровые, добрые, любящие;

Воспитанник 2:

       уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;

       окружающие друг друга заботой;

       внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

       успешные, независимые, счастливые.

 

Дорогие ребята! Толерантный город.  Чем же должен отличаться такой город, наш город?  Продолжите фразу «В моём городе …….»

(выслушать ответы воспитанников)

Теперь подведём итоги нашего обсуждения.

 

Воспитанник 1:

Толерантный город. В моем городе:

       прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;

       улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;

       река и воздух чистые, природа здоровая;

       школа просторная, светлая;

Воспитанник 2:

       Воспитатели и учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы воспитанников;

       воспитанники доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы (приюта), умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

 

Дорогие ребята! Толерантная страна.  Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей Беларуси?  Продолжите фразу «В моей Беларуси…….»

(выслушать ответы воспитанников)

Теперь подведём итоги нашего обсуждения.

 

Воспитанник 1:

Толерантная страна. В моей Беларуси:

       власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;

       народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;

Воспитанник 2:

       все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;

       страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

 

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

 

Тезисы:

ü Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это.

ü Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

ü Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените, отношения с людьми, с которыми встречаетесь.

 

Воспитанник 1:

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать  историю  Планеты Толерантности.

 

Творческая работа «Дерево толерантности».

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш мир стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.

Рисунок 2 – Дерево толерантности.

Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите  правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем:

Если каждый друг к другу будет терпим,

то вместе мы сделаем толерантным наш мир! (3 р.)

 

Благодарю всех за активное участие. Вижу, что проведенное мероприятие понравилось, и я надеюсь, что оно оставило глубокий след в душе каждого, помогло нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из нас, пусть наша школа (приют), наш город и наша Беларусь всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

 

Спасибо за внимание!

Звучит песня «Дети Солнца»  («Deti_solntsa»,  группа «Непоседы», альбом «10 лет – Лучшее», 2001г.)

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Круглый стол «Планета толерантности»

Круглый стол «Планета толерантности»

Ход мероприятия. Ведущий.

Ход мероприятия. Ведущий.

Международный день толерантности

Международный день толерантности

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способ­ность к установлению и поддержанию общения с людьми

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способ­ность к установлению и поддержанию общения с людьми

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессив­ности, расширение зон конфликтов

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессив­ности, расширение зон конфликтов

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия

В конце мне бы хотелось сказать, что наша группа – это маленькая семья

В конце мне бы хотелось сказать, что наша группа – это маленькая семья

Теперь подведём итоги нашего обсуждения

Теперь подведём итоги нашего обсуждения

Дорогие ребята! Толерантный город

Дорогие ребята! Толерантный город

Воспитанник 2: – все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим…

Воспитанник 2: – все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим…

Воспитанник 1: Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю

Воспитанник 1: Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю

Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к…

Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022