ОГБОУ «Рязанская школа – интернат».
Круглый стол
на методическом объединении
классных руководителей
«Создание благоприятного микроклимата в классном коллективе»
Классный руководитель
Данькина М.А.
2018 – 2019 учебный год
Уважаемые педагоги!
Я рада приветствовать Вас. Тема нашего круглого стола «Создание благоприятного микроклимата в классном коллективе».
В качестве итога сегодняшней встречи нам предстоит выработать определение ключевых проблем и определить направления совместных действий по созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе.
Почему мы решили обратиться к этой проблеме?
Потому что наличие в школе и классе благоприятного морально-психологического климата является важным условием благополучного развития личности школьников. И классному руководителю принадлежит особая роль – создание атмосферы психологической комфортности для каждого ребёнка.
1.Сейчас я попрошу вас ответить на вопрос в нескольких словах:
Сл.- Что такое благоприятный микроклимат в классном коллективе?
Например - В классе каждый ребёнок чувствует себя защищённым.
- Неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание.
- Здесь всегда поддерживают слабых учащихся
- Детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время
- Успехи других не вызывают зависть или злорадство.
- В классе нет конфликтующих между собой группировок.
- Новички не чувствуют себя лишними, чужими.
- Дети быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело.
Итак, климат называют благоприятным, если в группе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом. Если в группе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Каждый учащийся в классе с благоприятным психологическим климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.
2.Мы регулярно проводим диагностику психологического микроклимата в классе и группах.
С результатом этой диагностики нас регулярно знакомит психолог.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что есть группа детей со стабильными взаимоотношениями с детьми и педагогами. Проблемы чаще всего встречаются в объединённых группах, состоящих из детей, значительно отличающихся по возрасту. Также с трудом формируется детский коллектив в классах, разделённых по разным группам.
Сегодня мы попробуем выявить коллективную позицию по обсуждаемой проблеме, а также, возможно, приобщимся к педагогическому опыту, полезному для всех.
3.В любом детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Умение педагога быстро и умело погасить эти конфликты является показателем педагогического мастерства классного руководителя.
Сл. «Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» (Василий Александрович Сухомлинский)
Сейчас мы попробуем выработать стратегии поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения. Об этом нам расскажет классный руководитель Клюшкина В.А. В конце её выступления я попрошу вас вспомнить какие-то конфликтные ситуации в своём классе и пути их решения.
4.Нам часто во время конфликтных ситуаций приходится держать себя в руках, чтобы не оскорбить, или назвать человека плохим словом. Я предлагаю вам игру, которая называется «Обзывалки». Её вы можете провести в классе с детьми. Нужно сделать друг-другу комплимент. Например: «Какая Вы сегодня красивая!», «Вы такая замечательная!»
-В результате конфликтной ситуации, когда дело доходит до оскорблений, скажите в ответ хорошее доброе слово или сделайте комплимент, этим вы на время обезоружите своего разгневанного собеседника.
5.Существует много игр на сплочение детского коллектива. Я сделала подборку таких игр, тренингов, разработок классных часов, которые вы можете использовать в своей работе.
6.Для создания благоприятного микроклимата большое значение имеют традиции класса. Внутриклассные традиции помогают почувствовать принадлежность каждого ребёнка к «школьной семье», формируют сплоченность класса, прививают чувство гордости и любви к школе.
- Есть ли у вас в классах какие-то традиции?
· Традиции каждое утро начинать с помощью общего приветствия.
· Традиции подведения итогов дня, недели.
· Минутки радостных воспоминаний.
· Поздравление ребят с днем рождения. Можно проводить день именинника, а можно просто поздравить стихами или песней, или той же открыткой с пожеланиями.
· Традиции знакомства с новым учеником.
Если в класс поступает новый ученик, желательно дать возможность детям поближе познакомиться с ним. Он может рассказать о своей школе, о своих увлечениях. Можно подарить какой-то небольшой сувенир или открытку с пожеланиями. Так ребенок легче адаптируется в новом коллективе, быстрее находит друзей. Важно, чтобы каждый ученик помнил, что именно в его классе учатся самые замечательные ребята.
7. Мы сказали, что одной из составляющих благоприятного микроклимата является то, что каждый ребёнок чувствует себя защищённым. Но, к сожалению, в каждой школе и практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны отдельных детей или даже всего класса. Это опасное явление известно под термином «буллинг». Буллинг – это форма жестокого обращения, когда более сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку. Дети довольно жестоки по своей природе. У них еще не выработались сдерживающие эмоции механизмы. Особенно это касается подростков. Формы детского буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот, порча личных вещей.
Я познакомлю вас с некоторыми видами буллинга.
Физическая агрессия включает в себя толкание, пинки и удары, может также приобретать форму жестокого физического насилия.
В словесном буллинге оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его, постоянные насмешки, бесконечные замечания и оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.
Запугивание основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он или она не желает делать. Мимика или «взгляд» обидчика может выражать агрессию или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.
Кибербуллинг очень популярен среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
А сейчас хотелось бы услышать из вашего опыта работы, есть ли у вас в классе отверженные и изолированные дети и как вы работаете над этой проблемой. (Рассмотрение ситуаций, обсуждение)
Решение:
• Ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу;
• Находить общие интересы;
• Формировать традиции класса;
• Создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий;
• Поощрять к открытости, доброжелательности, приходить к общему решению;
• Создавать условия для повышения комфортности самочувствия, сохранять стабильно - положительные отношения между учителями и учащимися;
• Рекомендовать администрации при формировании воспитательских групп учитывать возрастные особенности и не делить детей одного класса по разным группам.
Тест: «Конфликтная ли вы личность»
Инструкция: выберите по одному ответу на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
a) не принимаю участия;
b) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
c) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.
2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?
a) нет;
b) только если имею для этого веские основания;
c) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
a) только если это люди необидчивые;
b) лишь по принципиальным вопросам
c) споры — моя стихия.
4. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход очереди?
a) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
b) делаю замечание;
c) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо (готовили не вы). Ваша реакция?
a) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
b) молча возьму солонку;
c) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
a) с возмущением посмотрю на обидчика;
b) сухо сделаю замечание;
c) выскажусь, не стесняясь в выражениях!
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…
a) промолчу;
b) ограничусь коротким тактичным комментарием;
c) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
a) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
b) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
c) проигрыш надолго испортит настроение.
Теперь посчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое:
«а» — 4 очка
«b» — 2 очка
«с» — 0 очков
От 22 до 32 очков — Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
От 12 до 20 очков — Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков — Споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходиться тем, кто рядом с вами — на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.