Круглый стол :"Формирование основ патриотического воспитания в ДОУ"
Оценка 4.8
Семинары
docx
администрации
Детсад
29.03.2017
Данный материал будет полезен педагогам детских садов, старшим воспитателям, студентам дошкольных факультетов. Рекомендую использовать в работе по патриотическому воспитанию.В этом материале в доступной форме излагается как можно сформулировать понятие "патриотизм".Какую при этом ставя цель и по каким направления осуществлять патриотическое воспитание.
круглый стол.docx
Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит
жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский)
Здравствуйте дорогие воспитатели! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить за круглым
столом о формировании основ патриотического воспитания в ДОУ.
А начать мы предлагаем с разминки ответьте, пожалуйста, на вопросы патриотической
тематики:
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность
населения, оборону и безопасность страны? (государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище
установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
3. Официальная эмблема государства? (герб)
4. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным
суверенитетом? (страна)
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость
вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным
понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста
необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральнопсихологические
качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Как можно сформулировать понятие патриотизм?
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина»
включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной
жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой
частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются
основы ценностного отношения к окружающему миру
. • Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.
Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство
любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит
духовное самоопределение.
• При формировании основ патриотического воспитания какую мы ставим перед
собой цель?
• Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к
Отечеству, гордость за его культуру.
По каким направления осуществляется патриотическое воспитание?
В воспитательном процессе ДОУ патриотическое воспитание осуществляется по
следующим направлениям:
духовнонравственное,
социальное,
эстетическое,
краеведческое,
трудовое,
интеллектуальное,
работа с семьей и др.
Для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках
программы патриотического воспитания. Исходя их этого данная работа включает
целый комплекс задач:
Давайте вместе порассуждаем каких? (ответы воспитателей)
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
1 формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в
труде, в быту (задать вопрос воспитателям).
Решая задачи по патриотическому воспитанию, педагог должен строить свою
работу учитывая какие принципы?
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка
данного возраста);
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту
баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской
активности.
Осуществляя работу по патриотическому воспитанию мы используем различные
методы и формы.(Какие)?
Целевые прогулки по улицам станицы
Экскурсии к памятным местам
Экскурсии к достопримечательностям станицы
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной
категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и
растительном мире России,
Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных
национальностей;
Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города,
показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории
России;
Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций,
содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей
жизни;
2 Проведение тематических праздников и развлечений:, «День матери»,
«День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День
защиты детей».
Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам,
изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада,
младших воспитанников.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой,
уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью,
улыбками, добрыми друзьями, весёлым играми. Ведь с воспитания чувства привязанности
к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того
фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к
своему Отечеству. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат
длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с
самого раннего возраста. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы,
поэтому самую существенную помощь по воспитанию патриотических чувств оказывают
работники детского сада.
Организация образовательного процесса
Создание развивающей среды
Специально организованная образовательная деятельность
Совместная деятельность вне занятий взрослых и детей
Самостоятельная деятельность детей (игровая, продуктивная)
Игра «Экскурсия по станице»
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет
ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей,
городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные
праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными
особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц, насекомых,
растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными
сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.
Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На
конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям такие
важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу»,
«трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что
любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
3 В ДОУ проводится большая работа по ознакомлению дошкольников с героическим
прошлым Родины. Ежегодно проводится различные мероприятия военнопатриотического
воспитания, во время которого организуется:
фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.
«Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского
солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;
занятия, беседы;
утренник «День Победы»;
экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный
контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в
жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:
выставки рисунков, поделок, стенгазет: «Улыбка семьи», «Выходной день в семье», и
др.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости,
способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в
ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке,
изобразительном искусстве.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники
приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной
позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям,
уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к
выполнению своих гражданских обязанностей.
Заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с
детьми, и с их родителями
В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что
совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
4 5
Круглый стол :"Формирование основ патриотического воспитания в ДОУ"
Круглый стол :"Формирование основ патриотического воспитания в ДОУ"
Круглый стол :"Формирование основ патриотического воспитания в ДОУ"
Круглый стол :"Формирование основ патриотического воспитания в ДОУ"
Круглый стол :"Формирование основ патриотического воспитания в ДОУ"
Круглый стол :"Формирование основ патриотического воспитания в ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.