Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Калужской области «Озерская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья »
Утверждаю___________________
Директор ГКОУ КО «Озерская специальная (коррекционная) школа - интернат»
Ульяшин О.А.
Утверждаю __________________
Зам. директора по ВР
Федулова Н.В..
Рабочая программа по кружковой работе:
« Веселая мастерилка.»
5 класс
Руководитель:
Ливенцева М.П.
С. Озерское 2022 -2023 учебный год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка.................................................................................... 3
Цель и задачи программы................................................................................ 4
Ожидаемые результаты ………………………………………………………. 9
Методическое обеспечение программы ……………………………………. 10
Организационный раздел программы............................................................. 8
Содержание программы................................................................................. 12
Календарно – тематическое планирование................................................... 15
Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами........................................................................................................................ 22
Заключение.................................................................................................... 23
Список рекомендуемой литературы.............................................................. 24
Пояснительная записка.
Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребенка, для развития его творческих способностей
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Ребенка можно и нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических операций.
В кружке представлен практический и теоретический материал по изготовлению художественных работ для детей 11-12 лет.
Все занятия построены с использованием игры. Они способствуют развитию мелкой моторики, обеспечивают правильное восприятие трудового процесса, помогают обучить детей простейшему сенсорному анализу и воспитывать у них бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, скульптора. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Веселая мастерилка» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
На занятиях ученики знакомятся с практической значимостью природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, учатся выполнять трудовые действия точно и аккуратно, во взаимодействии с другими членами коллектива.
Главное, что дети постоянно видят пользу своего труда. Их поделками украшают к праздникам класс, игровую комнату, спальни…Дети дарят подарки, сделанными своими руками. Детские поделки занимают призовые места на областных и школьных выставках.
Цель и задачи
Цель кружковой работы
· Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
· Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
· Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
· Задачей кружка так же является организация выставок работ участников кружка, умения оформлять работы.
· Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
· Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
· Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
· Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
На занятиях используются формы индивидуальной и коллективной работы.
Педагог использует методы объяснения и демонстрации приемов
художественной выразительности, просмотр журналов, иллюстрированных книг, готовых работ и др.
Продолжительность образовательного процесса
Продолжительность реализации программы 1 год.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (34 занятия в год).
Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность занятий: -1 час.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Формы организации детей на педагогических мероприятиях: Коллективная, индивидуальная, парная.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1.Изложение учебного материала.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала; использование методических пособий, дидактических игр.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.
В их числе:
· листовые материалы (бумага, картон, фольга, калька),
· текстиль (ткани, нитки, губка),
· дерево, проволока, пуговицы,
· природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох),
· краски (гуашь, акварель),
· кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, пластилин.
Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
2.Практическая работа детей.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
договариваться о совместной работе, ее содержании;
планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
3. Обсуждение.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Ожидаемые результаты.
Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
Научатся видеть необычное в обычном предмете;
Разовьют мелкую моторику рук.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду, составление фото альбома лучших работ.
Рекомендации по проведению занятий и методическое обеспечение программы.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работы проводится на каждом занятии.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы – изготовление изделий, включающих несколько разновидных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделия для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения , обязательно должны быть осознаны детьми как необходимыми.
Нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учиться быть взрослым, мастером.
На занятиях кружка должно быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Формы организации детей на занятиях:
· Коллективная, индивидуальная, парная.
МЕТОДЫ |
ПРИЕМЫ |
|
Объяснительно - иллюстративный |
Рассказ, показ, беседа |
|
Репродуктивный |
Практические занятия |
|
Эвристические |
Творческие задания |
Структура занятий:
· Мотивация детей.
· Пальчиковая гимнастика.
· Художественно-изобразительная деятельность.
· Выставка - презентация детских работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Виды деятельности:
1.Работа в технике «Оригами».
Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.
Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности,
самостоятельности, целеустремлённости.
2. Квиллинг и художественное моделирование.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях
аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
3. Изготовление объёмных картинок.
Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
4. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.
Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.
5. Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда,
конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами,
учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации
движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой,
приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение: для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его
подборе предъявляется определённые требования: должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию); тщательно промытым и высушенным; доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. ).
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности
детей:
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии,
Например: проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту
предварительную работу выполнял педагог.
6.Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к
художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их
структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают
их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного
материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе
этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует
развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на
наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные
представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Тематическое содержание программы по темам и объему.
Тема |
Теория |
Практика |
Всего часов |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
Работа с бумагой |
1 |
3 |
4 |
Работа с природным материалом. |
1 |
7 |
8 |
Работа с кофейными зернами. |
2 |
2 |
|
Работа с деревянными палочками для маникюра. |
3 |
3 |
|
Работа с макаронными изделиями. |
1 |
1 |
2 |
Работа из бросового материала. |
|
7 |
7 |
Работа со шпагатом. |
|
3 |
3 |
Работа с бисером. |
|
1 |
1 |
Работа с тканью. |
1 |
2 |
3 |
Итого |
5 |
29 |
34 |
Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами
v Работай за своим рабочим местом.
v Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
v Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
v Нельзя брать в рот мелкие детали.
v При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
v При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
v Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
v Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
v При работе не держи ножницы концами вверх.
v При вырезании детали поворачивай бумагу.
v Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
v Не работай ножницами с ослабленным креплением.
v Береги инструменты, экономь материалы.
v Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Правила подготовки рабочего места перед началом работы
v Правила подготовки рабочего места перед началом работы
v 1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
v 2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
v 3. Надень рабочую одежду.
v 4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
v Правила уборки своего рабочего места
v 1. Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.
v 2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
v 3. После работы с пластилином, солёным тестом почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
v 4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
v 5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
v 6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери. Инструкция
по технике безопасности при работе с природным материалом
v 7. Все принадлежности убери.
v Инструкция
v по технике безопасности при работе с природным материалом
v Инструкция
v по технике безопасности при работе с природным материалом
v Инструкция
v по технике безопасности при работе с природным материалом
v Инструкция
v по технике безопасности при работе с природным материалом
v Инструкция
v по технике безопасности при работе с природным материалом
v Инструкция
v по технике безопасности при работе с природным материалом
Инструкция
по технике безопасности при работе с природным материалом
Инструкция
по технике безопасности при работе с природным материалом
Инструкция по технике безопасности с природным материалом.
v Инструкция
v по технике безопасности при работе с природным материалом
v 1. Не ломай растущие деревья и кустарники.
v 2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.
v 3. Для резания веток используй нож с тупым концом.
v 4. Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.
v 5. В сухих шишках, каштанах, жёлудях отверстия не делай шилом, а сверли.
v 6. Храни природный материал в сухом месте.
v 7. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
v 8. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
v 9. Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем.
v 10. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
v 11. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира.
Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы школьник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у школьников.
В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано.
Школьники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.
Литература.
1. Гульянц Э.К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». М.: Просвещение, 1991.
2. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов». М.: Просвещение, 1985.
4. Филенко Ф.П. «Поделки из природных материалов». М.: Просвещение, 1976.
5. Ж. Клуб, 1997, №3 – 12 (статья Ивановой И.).
6. Интернет - источники.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.