Кружок "Русские узоры"
Оценка 4.8

Кружок "Русские узоры"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство
1 кл—4 кл
27.03.2023
Кружок "Русские узоры"
Разработанную программу можно использовать во внеурочной деятельности
Кружок РУССКИЕ УЗОРЫ 2022 г..docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования  Новосокольнического района Псковской области»

 

                     Утверждаю

Директор  МБУДО «Центр

дополнительного  образования

Новосокольнического района

Псковской области»

______________ А. В..Иванова

Приказ №________от

«____»_____________20_____ г.

                                                                                   

 

       

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Русские узоры»

http://1artfoto.ru/uzory_ornamenty/18b.jpg

Объём – 66 ч в год, 33 занятия ( по 2 ч в неделю)

День занятий - четверг (15.00 – 17.00)

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 8-10 лет.

Форма реализации программы очная, очно – заочная,

 с применением дистанционных технологий.

Уровень освоения программы -  базовый,  разноуровневый

 

 

                                                                  Автор-составитель: Копылова Галина Алексеевна,

учитель начальных классов,

                                                                                              педагог дополнительного

                                                                                                       образования

                                                                                                

                                                                                                                       

 

 

 г. Новосокольники

2021г.

 

I . Комплекс основных характеристик образования:

 

1.     Пояснительная записка

 

              Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако педагогическая наука рассматривает проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к воспита­нию искусством. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающее красоту объективных законов природы, и отно­шения людей, и быт, и семья и многое другое.

   Современный и актуальный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. Важнейшими задачами эстетического воспитания обучающихся являются: научить понимать прекрасное и возвышенное, развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде и искусстве, создавать красоту в повседневной жизни.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации:

·        Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция),

·        Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 года № 196 ( «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

·        Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226),

·         Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности")

·         Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

·        Уставом Учреждения,

·        Лицензией на образовательную деятельность.

            Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования кружка «Русские узоры» является программой художественно-творческой направленности.  Составлена на основе ФГОС второго поколения  на основе  методического конструктора П.В. Степанова, Д.В.Григорьева, издательство Просвещение 2011 год и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

   Направленность программыхудожественная.

Программа «Русские узоры» создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей, их возможностей и мотиваций.  

Новизна программы объединения  «Русские узоры» заключается в  динамичном и ритмичном построении теоретических и практических заданий. Разнообразные неповторимые темы несут в себе объемный увлекательный творческий потенциал. На занятиях происходит процесс осмысления и представления  будущей творческой работы,  конечным результатом является его творческое воплощение.  Благодаря этому, создаются условия для успешного развития  детского изобразительного творчества: целенаправленное обучающее воздействие педагога, систематическое и последовательное развитие восприятия, представления,  на основе которых формируется воображение; обучение изобразительным умениям и навыкам.

 Актуальность программы. Искусство занимает особенное место в развитии личности ребенка. Оно развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, дает возможность понять, ценить красоту окружающего мира. Дети рисуют и внимательно вглядываются в мир. Их детское творчество является отражением окружающей  действительности. Через свою творческую работу ребенок доносит своё восприятие, впечатление от увиденного. Дети учатся передавать из поколения в поколение изображения народных русских  узоров (Гжель, Городец, Хохлома, Дымка и т. д.)  .

             Педагогическая целесообразность. Занятия в объединении  «Русские узоры» - это то место, где можно пообщаться со сверстниками, увлеченными этим видом творчества, вместе преодолеть  комплексы и неуверенность в себе. В результате занятий  ребёнок может научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Отличительные особенности программы:

Уникальность данной программы состоит в ее динамичном построении. Ритм построения теоретических и практических заданий  включает в себя  схему: просто- сложно; длительно - краткосрочно.

Неповторимость учебной программы заключается в разнообразии заданных тем, с исследованием различных художественных техник. Исключением являются учебные постановочные  графические и живописные натюрморты.

Например, в данной программе не повторяется ни одна тема  и выполняется каждое новое задание в новой отличающейся от предыдущих технике, с использованием разнообразных художественных принадлежностей.

Обучающийся погружается в занятия естественно, без принуждения; он попадает в мир творчества. При этом рождается сотворчество:

 -  от каждого ребёнка потребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители;

   -  программа представляет собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разнообразием и свободой выбора деятельности.

Адресат программы. По программе обучаются дети младшего школьного возраста от 8 до 10 лет. При наборе детей в группу 1 года обучения принимаются все желающие дети на основе заявления родителей.

Уровень, объем и сроки реализации программы.

          Программа базового уровня, т.к. ориентирована на освоение изобразительного искусства, углубление и развитие интересов и навыков учащихся; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребёнка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной деятельности.

Объем и сроки освоения программыобщее количество часов – 66 ,  1 год обучения.

Форма обучения – очная, очно – заочная, с применением дистанционных  технологий.     

Занятия по программе Русские узоры» состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме, новых понятиях и терминах. Форму занятий  можно определить как самостоятельную деятельность детей. В основе обучения лежат групповые занятия. Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных часов с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.

Формы организации учебного занятия - беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, экскурсия, ярмарка.

Режим занятий:  1 раз в неделю по 2 часа (всего 66 часа в год);  

Особенности организации образовательного процесса.

Состав группы – постоянный, в группе обучаются учащиеся начальных классов. Количество детей в группе – 15 человек.

 Перерыв на  занятии между 2  часами составляет не менее 10-15 мин.

Учитывая особенности и содержание работы учебной  группы, исходя из педагогической  целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам, индивидуально.

При недостаточном количестве обучающихся в объединении возможен набор в группы второго года обучения с обязательной сдачей минимума за предшествующий год обучения. В случае успешной сдачи минимума дети зачисляются в объединение соответствующего года обучения. 

  Виды учебных занятий:

- Учебное занятие.

-  Занятие-игра.

-  Мастер-класс.

-  Мастерская.

-  Самостоятельная работа.

-  Защита творческих работ.

-  Экскурсия.

-  Викторина.

-   Выставка.

-   Конкурсная  программа.

2.      ЦЕЛЬ,  ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ.

Цель программы - реализация содержания курса дополнительного образования в соответствии с учебным планированием.

Основными задачами программы являются:

определение содержания, объема и порядка изучения курса дополнительного образования с учетом особенностей Учреждения и контингента обучающихся;

обеспечение преемственности содержания между годами обучения;

отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом особенностей Учреждения и контингента обучающихся.

Основными функциями программы являются:

нормативная - обязательное выполнение в полном объеме;

целеполагание - определение ценностей и целей реализации;

содержательная - фиксация составных элементов, подлежащих усвоению;

процессуальная - определение логической последовательности усвоения элементов содержания, форм и методов, средств и условий обучения.

           Цель программы - обучение основам изобразительного искусства, развитие творческих способностей обучающихся;  формирование художественными средствами разнообразных умений, способностей, качеств личности; формирование чувства сопричастности к общему делу.

Задачи программы:

       Образовательные (предметные)–

-                     художественное просвещение детей, привитие им интереса к изобразительному искусству;

-                     художественное просвещение детей, привитие им интереса к изобразительному искусству;

- обучение  художественным навыкам и основным простейшим законам изобразительного искусства;                                                                                 

 -  обучение практическим умениям в изобразительном творчестве.

       Личностные:

- развитие образного и пространственного мышления;                                             

 -развитие фантазии, творческой активности; 

- развитие внимания, дисциплинированности,  самостоятельности;                                                                               

- развитие у обучающихся художественного вкуса.

       Метапредметные:

-  знакомство с образцами русской и зарубежной художественной культуры;                                 

- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости;

-воспитание духовно-нравственных качеств характера;  

- воспитание дружеской атмосферы и  коллективного сотворчества.

             

 

3.      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

 

Учебный план

 

№ п/п

 Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

0

 

2

 

2

Основы рисунка

 -Виды графики, выразительные средства графики

 -Форма, свет и тень

 - Пропорции

 - Перспектива

2

6

8

Наблюдение,

творческие работы

опрос тестирование     

3

Основы живописи

 - Виды  живописи

 - Пейзаж

 - Натюрморт

 - Анималистический жанр

 - Бытовой жанр

 - Исторический жанр

 - Батальный жанр

 - Мифологический жанр

 - Портрет

4

6

10

Наблюдение,

творческие работы

опрос тестирование      

4

Основы цветоведения

 - Холодные и теплые цвета

 - Основные, составные и дополнительные цвета

 - Цвета хроматические и ахроматические

 - Основные характеристики цвета

 - Локальный цвет

 - Цветовые контрасты

 - Смешение цветов

 - Колорит

4

6

10

Наблюдение,

творческие работы

опрос тестирование      

5

Основы композиции

 - Виды композиций

 - Композиционный центр

 - Целостность, равновесие и гармония

 - Ритм

 - Динамика

 - Статика

 - Золотое сечение

 - Симметрия и асимметрия

 - Открытость и замкнутость

6

4

10

Наблюдение

опрос тестирование,

творческие работы

     

6

Декоративно-прикладное искусство

 - Орнамент , стилизация

 - Декоративная роспись

 - Лепка

- Аппликация

4

18

22

Наблюдение

опрос тестирование, творческие работы

      

7

Экскурсии

0

2

 

2

ПТР.

8

Итоговые занятия

0

 

2

2

выставка

 

 

Итого:

24

 

42

66

 

 

Календарный учебный график

№ п\п

дата

Темя занятия

Колво часов

Формы организации занятий

Формы аттестации/ контроля

Место проведения

1

 

Вводное занятие. Знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях.

2

беседа

Творческая индивидуальная работа

класс

2

 

Основы рисунка. Виды графики, выразительные средства.

 

2

Беседа, презентация

Опрос

класс

3

 

Графика. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, «Осенние листья».

2

презентация

наблюдение

класс

4

 

Форма, свет и тень.  Ваза с цветами.

 

2

беседа

Творческая работа.

класс

5

 

Пропорции,  перспектива.

2

Мастер-класс

Тест

класс

6

 

Основы живописи.

 Виды  живописи . Пейзаж  природы.

2

презентация

Творческая работа

класс

7

 

Натюрморт  «Овощи и цветы».

2

презентация

Творческая работа

класс

8

 

Анималистический жанр .

Рисуем домашнее животное

2

презентация

Творческая работа

класс

9

 

Бытовой жанр Исторический жанр,.Батальный жанр.

2

презентация

ТЕСТ

класс

10

 

Мифологический жанр. Портрет сказочного героя.

2

презентация

Творческая работа

класс

11

 

Основы цветоведения.

 Холодные и теплые цвета.

Сказочный домик.

2

 

Творческая работа

класс

12

 

Основные, составные и дополнительные цвета.

2

беседа

 

класс

13

 

Цвета хроматические и ахроматические

2

беседа

 

класс

14

 

Основные характеристики цвета. Иллюстрирование любимой сказки.

2

 

Творческая работа

класс

15

 

Локальный цвет.

  Цветовые контрасты

Рисунок «Африка. Закат»

2

 

Творческая работа

класс

16

 

Основы композиции

 - Виды композиций 

2

презентация

 

класс

17

 

Композиционный центр.

 Целостность, равновесие и гармония.

2

беседа

 

класс

18

 

Ритм и динамика пятен.

Рисуем пятном. Монотипия

2

 

Творческая работа

класс

19

 

Статика . Золотое сечение

 

2

презентация

 

класс

20

 

Симметрия и асимметрия.

Построение геом.фирур.

2

 

Творческая работа

класс

21

 

Декоративно-прикладное искусство 

2

презентация

 

класс

22

 

 Орнамент , стилизация

2

 

Творческая работа

класс

23

 

Орнамент , стилизация

2

 

Творческая работа

класс

24

 

Декоративная роспись. Хохломская роспись.

2

презентация

 

класс

25

 

Декоративная роспись. Городецкая роспись.

2

Мастер-класс

Работа  по образцу

класс

26

 

Декоративная роспись. Гжельская роспись.

2

Мастер-класс

наблюдение

класс

27

 

Декоративная роспись. Жостовская роспись.

2

Мастер-класс

 ТЕСТ

класс

28

 

Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.

2

 

Работа  по образцу

класс

29

 

Лепка из соленого теста. Барыня.

2

 

Творческая работа

класс

30

 

Аппликация. Цветы.

2

 

Работа  по образцу

класс

31

 

Аппликация. Весна.

2

Творческая мастерская

 Опрос

класс

32

 

Экскурсия

2

 

 

 музей

33

 

Итоговое занятие.

2

Выставка работ.

  тестирование.

 школа

 

ИТОГО

 

66 ч

 

 

 

 

Содержание учебного- тематического плана.

1. Вводное занятие.

Знакомство с воспитанниками. Правила поведения в объединении. Правила по технике безопасности. Знакомство воспитанников с изобразительным искусством, его видами и жанрами.

2. Основы рисунка.  

Виды графики - рисунок, печатные художественные изображения (гравюра, литография,                               офорт), книжная, прикладная  (плакаты).

Выразительные средства графики - контур, штрих, пятно, фон.

  Форма - куб, шар, цилиндр, конус.

Свет и тень - свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень.

Пропорции - отношение размеров предметов друг к другу и к целому.

Перспектива - первый, второй, третий план. Воздушность.

3. Основы живописи.

Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.

Основные стили и направления живописи. Техники живописного исполнения.

 Виды  живописи:  Пейзаж.  Натюрморт.   Анималистический жанр.  Бытовой жанр.

 Исторический жанр.  Батальный жанр.  Мифологический жанр.  Портрет.

 Показ ре­продукций известных классиков - в качестве примера.

4. Основы цветоведения.

 Цветоведение - характеристики и свойства цветов.

 Наука цветоведения состоит из   нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии.

 Холодные и теплые цвета.  Основные, составные и дополнительные цвета.

 Цвета хроматические и ахроматические. Основные характеристики цвета.  Локальный цвет.

 Цветовые контрасты.  Смешение цветов.  Колорит.

5. Основы композиции.

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета.

  Виды композиций. Композиционный центр. Целостность, равновесие и гармония. Ритм.

Динамика. Статика. Золотое сечение. Симметрия и асимметрия. Открытость и замкнутость.

Объединение приобретенных ребенком знаний, умений и навыков со своей фантазией. Выполнение работ по временам года и традиционным праздникам. Подготовка выставочных и конкурсных работ.

6. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, произведения которого объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dеkоrаrе – украшать.

Орнамент. Стилизация. Декоративная роспись. Лепка. Аппликация.

8. Экскурсии.

Ознакомление   обучающихся   с   произведениями   мастеров изобразительного искусства. Походы в музеи, выставочные залы и т.п.

9. Итоговые занятия. Подведение итогов работы за полугодие, за год. Выставки детских работ.

4. Планируемые результаты.

Предметные:

-                     обучающиеся разовьют  интерес к изобразительному искусству;

- освоят  художественные навыки и основные простейшие законы изобразительного искусства:

  • основные цвета, цвета хроматические и ахроматические, дополнительные цвета, теплые и  холодные оттенки;
  • законы перспективы;
  • основные законы композиции; 
  • виды и жанры изобразительного искусства, ДПИ; 
  • краткие сведения по истории искусства.

  -  освоят практические умения в изобразительном творчестве:

  •  правильно компоновать изображение на листе;
  •  работать гуашевыми красками и акварелью;
  •  работать кистями разной толщины; 
  • рисовать с натуры предметы быта; 
  •  упрощать сложные формы;
  • самостоятельно рисовать на заданные темы.

       Личностные:

- учащиеся разовьют образное и пространственное мышление;                                                                      - разовьют фантазию, творческую активность; 

- разовьют внимание, дисциплинированность,  самостоятельность;                                                                              

- разовьют художественный вкус.

       Метапредметные:

-  познакомятся с образцами русской и зарубежной художественной культуры;                                  - станут более трудолюбивыми, аккуратными, усидчивыми;  

- создадут атмосферу  дружбы и  коллективного сотворчества.

- учащиеся будут уважительно относиться к педагогу и всем обучающимся объединения, смогут самостоятельно организовать рабочее место, бережно и аккуратно будут относиться к художественным принадлежностям.

Обучающиеся:

Должны знать:

Ø названия основных и составных цветов;

Ø понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;

Ø изобразительные основы декоративных элементов;

Ø материалы и технические приёмы оформления;

Ø названия инструментов, приспособлений.

Ø о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

Ø о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), вышивке;

Ø об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный, желтый, синий

Должны уметь:

Ø пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

Ø полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

Ø подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

Ø владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

Ø моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;

Ø пользоваться различными худож. материалами.

 

 II.Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации

 

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов – учебный год начинается 1 октября и заканчивается 31 мая.

Количество учебных недель или дней – программа предусматривает обучение в течение 36 недель.

Продолжительность каникул – в период осенних, зимних и весенних каникул проводятся мероприятия по плану.

Сроки контрольных процедур  обозначены в календарном учебном графике.

Условия реализации программы:

- светлый, просторный, теплый кабинет;

- наличие раковины;

- шкафы (для хранения художественного материала), полки, классная доска (для     представления наглядных пособий);

- столы и стулья разной высоты под возраст воспитанника;

- наличие инвентаря.

Формы аттестации

Определять уровень качества обучения  и отслеживать реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения необходимо на всех этапах реализации программы. Для этого проводится итоговая (в конце срока реализации программы) диагностика и заполняются  «Протокол аттестации» (Приложение 1).        

Формы подведения итогов

  • выставки;
  • показ творческих работ;
  • открытые  занятия;
  • участие в конкурсах и фестивалях.

Оценочные материалы

Для определения достижения учащимися планируемых результатов проводится диагностика и заполняются индивидуальные «Карты диагностики  освоения программы  и творческих достижений учащегося» (Приложение 2).

Карта позволяет вести поэтапную систему контроля за обучением учащегося и отслеживать динамику его образовательных результатов, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания – сравнение ребенка только с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.

Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждый урок надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства учащегося – это поддержит его стремление к новым успехам.

Методические материалы

Эстетическое восприятие произведений искусства и прекрасного в жизни, несомненно неразделимо связано одно с другим,  дополняя и углубляя друг друга. Поэтому большое внимание в объединении должно быть обращено на то, чтобы само содержание обучения - рисование, подбор моделей и заданий - были бы органически связаны с предметами и явлениями окружающей действительности и способствовали развитию у воспитанников художественного вкуса, элементарных основ художественной культуры.

           В процессе рисования в изобразительной деятельности развиваются наблюдательность, проcтранственные представления, умение зрительно ориентироваться в расположении и сравнительных размерах предметах, зрительная память, глазомер, точность в различении и определении цветов.

 Педагог должен обучить воспитанников одинаковой степени грамотности, навыкам и умениям в рисовании. При этом он не может не учитывать индивидуальных способностей учащихся. Поэтому фронтальное руководство группой не должно исключать индивидуальный подход к воспитанникам при проверке качества их творческих работ.

 Педагог по изобразительному искусству много времени и энергии уделяет разработке наглядных  пособий для проведения занятий. К этим наглядным пособиям относятся различного рода таблицы, пояснительный рисунок педагога на доске или на картинной плоскости, репродукции с картин художников, иллюстрации из журналов, буклетов. Педагог старается подбирать модели с наиболее ярко выраженными свойствами и особенностями, которые являются учебной задачей для воспитанников. Ход занятия может сопровождаться поэтическими и музыкальными произведениями известных классиков. В качестве наглядного пособия возможно использование видеофильмов об искусстве, архитектуре и известных  художниках. В процессе обучения примерять игровые моменты, викторины, конкурсы, костюмированные представления.

   Заинтересованность, эмоциональное отношение обучающихся к выполнению задания имеют большое значение в достижении определенного качества самого рисунка.

   Большое воспитательное значение имеет оформление кабинета. На стенах можно разместить красиво обрамленные произведения  выдающихся русских  и зарубежных художников. Также можно разместить на стенах творческие работы воспитанников, а на полочках  шкафов устроить мини-выставку декоративно-прикладного творчества. 

   Исключительно важное значение в обучении рисованию имеет организация окружной, городской или краевой выставки, а также городского, краевого, всероссийского или международного конкурса творческих работ воспитанников. Обычно такие выставки и конкурсы приурочиваются к праздникам мира, страны, города, христианским праздникам. Большая педагогическая ценность таких выставок и конкурсов состоит в том, что они являются замечательным стимулом в повышении интереса обучающихся к творчеству и качеству их работ.  

                                             

Методы

Формированию личности ребенка способствуют следующие методы:

по источнику и передачи и восприятию информации:

а) словесный (заключается в проведение короткого рассказа, лекции или беседе перед началом практических занятий);

б) наглядный (использование на уроках иллюстраций, репродукций, работ педагога, лучших работ обучающихся, видео фильмов);

в) практический (предполагает непосредственную работу по заданной теме);

по дидактическим задачам:

а) приобретение знаний (т.е. дети приобретают знания по различным видам и жанрам ИЗО и ДПИ);

б) формирование умений и навыков (подразумевает правильное использование рабочих материалов; умение работать в разных техниках и различными приемами);

в) применение знаний (использование и воплощение теоретических знаний на последующих практических занятиях);

г) творческая деятельность (предполагает возможность использования индивидуальных качеств и способностей ребенка в его работе);

по характеру деятельности:

а) объяснительно-иллюстративный  (изложение заданной темы педагогом, должно быть доходчиво и наглядно, в результате чего – самостоятельная работа учащихся);

б) репродуктивный (копирование и повтор работ учителя).

          В рамках  реализации данной программы использованы педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационные технологии.

        Принципы построения программы: доступность, системность, последовательность, преемственность, гуманизация, демократизация, увлекательность и творчество, сотрудничество, культуросообразность.

         Дидактические материалы – раздаточные материалы, технологические карты, задания, упражнения, образцы и иллюстрации.

  Алгоритм учебного занятия.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения  с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится по принципу: от простого - к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

 

Литература для педагога

 

1.    Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., 1981.

2.    Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.,      2006.

3.    Копцева Т.А. Природа и художник. М., 2000.

4.    Кузин В. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах».

5.    Неменский Б. М. Педагогика искусства. М., 2012.

6.    Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. М., 2006.

7.      Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

8.    Степанова Н.И. Поделки из природных материалов. Кишинев: Тымпул, 2001

9.    Полунина В.Н. Искусство и дети, — М., 2002

10.              Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования – М., 2004

11.              Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: пособие для учителя. – Просвещение.

12.              Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008

13.              А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010

14.              Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.

                                      

Литература для обучающихся

1. Аппликация. М., Просвещение, 1982.

2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., Просвещение, 1982.

3. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М., Мысль, 1987.

4. Лыков И.А. Лепим, фантазируем, играем: Книга для занятий с детьми дошкольного возраста.- М.: Сфера , 2000.

5. Черныш М.И. Основы художественного ремесла «Поделки». М., Аст-Пресс, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ

 

20____/20____учебный год

Вид аттестации

 

(промежуточная, итоговая)

Отдел

Объединение

Образовательная программа и срок ее реализации

 

№ группы

год обучения

кол-во обучающихся в группе

ФИО педагога

Дата проведения аттестации

Форма проведения

Форма оценки результатов: уровень (творческий, повышенный, базовый, минимальный)

Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность):

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ

Фамилия, имя ребенка

Этап (год) обучения

Результат аттестации

 

1.                   

 

 

 

 

2.                   

 

 

 

 

3.                   

 

 

 

 

4.                   

 

 

 

 

5.                   

 

 

 

 

6.                   

 

 

 

 

7.                   

 

 

 

 

8.                   

 

 

 

 

9.                   

 

 

 

 

10.               

 

 

 

 

11.               

 

 

 

 

12.               

 

 

 

 

13.               

 

 

 

 

14.               

 

 

 

 

15.               

 

 

 

 

Всего аттестовано _________ воспитанников. Из них по результатам аттестации:

творческий уровень_____чел.                       повышенный уровень _____чел.                                            базовый уровень _____чел.                           минимальный уровень ______ чел.

 

Подпись педагога

 

Члены аттестационной комиссии

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Для зачисления на второй год обучения объединения «Русские узоры»

тестируемые должны

Знать:

1. Основные цвета спектра.

2. Дополнительные цвета спектра.

3. Тёплая гамма.

4. Холодная гамма.

5. Основные и дополнительные геометрические формы.

6. Понятия: линия горизонта, первый (передний) план, дальний план

7. Простейшие законы перспективы.

8. Основные способы работы стекой при лепке.

9. Виды и жанры изобразительного искусства.

10. Виды ДПИ.

Уметь:

1. Правильно держать карандаш.

2. Правильно располагать штрих.

3. Смешивать краски.

4. Определять основные и сложные (дополнительные) цвета.

5. Уметь работать акварельными и гуашевыми красками.

6. Рисовать элементы декоративных изображений на основе народной росписи.

7. Определять величину и расположение изображения в зависимости от формата бумаги.

8. Лепить простейшие объекты малых скульптурных форм.

9. Составлять простейшие аппликационные композиции из бумаги, картона, работать ножницами и клеем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

20____/20____учебный год

 

Вид тестирования

 

 

 

Дата проведения тестирования 

ФИО педагога

 

Объединение

 

Форма проведения тестирования

 

Члены комиссии (ФИО, должность):

 

 

 

 

 

Ф.И.О. обучающегося

 

 

 

Результат тестирования:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Решение комиссии:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Педагог

 

Члены комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

ТЕСТ (ДПИ)

 

1 В. Укажи вид ДПИ (народный промысел)

 

    c11923_1

1__________________________   2____________   3______________________

___________________________   _____________   _______________________

 

 

hoh_03[1]

4_________________________     5___________________________________

 

 

6_____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 В.Укажи вид ДПИ (народный промысел)

Дымковская барышняc111062

1__________________________   2_______________   3______________________

___________________________   ________________   _______________________

___________________________   ________________   _______________________

 

 

29042005121637_X1906[1]

4______________________________     5____________________________

 

 

 6_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ТЕМА « ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗО».

 

Внимательно прочитай вопросы и найди верные ответы ( их может быть несколько)

 

1. Назовите виды ИЗО (выбери правильный ответ) :

а) Графика, б) музыка, в) живопись, г) архитектура, д) театр, е) скульптура, ж) ДПИ

 

2. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет: а) графика;    б) живопись,    в) скульптура,     г) ДПИ

 

3. Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна:   а)живопись,   б)графика,  в)скульптура,  г)архитектура;

 

4. Произведения которого вида искусства имеют трехмерный объём:    а)архитектура, б)графика,      в)скульптура,     г)живопись;

 

5. Искусство проектировать и строить называется: а) скульптурой,  б) ДПИ,  

 в) архитектурой,    г)   графикой;

 

6. Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту относится к:  а) скульптуре,   б ) ДПИ,   в)   архитектуре.....

 

 

Тестовая работа.

 

Портрет      Пейзаж          Натюрморт    Бытовой жанр     Батальный жанр  Исторический жанр     Мифологический жанр             

 

Проверочная работа.

 

1. ____________________________________ жанр связан с изображением животных.

 

2. ____________________________________ жанр, в котором основным предметом изображения является природа.

 

3. ____________________________________ жанр показывает неодушевленные, предметы, организованные в реальной бытовой среде в единую группу.

 

4. ____________________________________ жанр посвящен военной тематике, изображению битв и других эпизодов войны.

 

5. ____________________________________ жанр посвящен изображению конкретных исторических событий общественной жизни прошлого и современности.

 

6. ____________________________________ это жанр, в котором нашли свое отражение события и сцены повседневной жизни.

 

7. ____________________________________ жанр черпает сюжеты из мифов различных народов, свободно трактуя сказочные и легендарные сюжеты


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования

I . Комплекс основных характеристик образования: 1

I . Комплекс основных характеристик образования: 1

Благодаря этому, создаются условия для у спешного развития детского изобразительного творчества: целенаправленное обучающее воздействие педагога, систематическое и последовательное развитие восприятия, представления, на основе которых формируется…

Благодаря этому, создаются условия для у спешного развития детского изобразительного творчества: целенаправленное обучающее воздействие педагога, систематическое и последовательное развитие восприятия, представления, на основе которых формируется…

Состав группы – постоянный, в группе обучаются учащиеся начальных классов

Состав группы – постоянный, в группе обучаются учащиеся начальных классов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ . Учебный план № п/п

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ . Учебный план № п/п

Календарный учебный график № п\п дата

Календарный учебный график № п\п дата

Статика . Золотое сечение 2 презентация класс 20

Статика . Золотое сечение 2 презентация класс 20

Цветовые контрасты. Смешение цветов

Цветовые контрасты. Смешение цветов

Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), вышивке; Ø об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный,…

Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), вышивке; Ø об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный,…

Эстетическое восприятие произведений искусства и прекрасного в жизни, несомненно неразделимо связано одно с другим, дополняя и углубляя друг друга

Эстетическое восприятие произведений искусства и прекрасного в жизни, несомненно неразделимо связано одно с другим, дополняя и углубляя друг друга

В рамках реализации данной программы использованы педагогические технологии : технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология…

В рамках реализации данной программы использованы педагогические технологии : технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология…

А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью

А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью

Приложение 1 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ

Приложение 1 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ

Приложение 2 Для зачисления на второй год обучения объединения «Русские узоры» тестируемые должны

Приложение 2 Для зачисления на второй год обучения объединения «Русские узоры» тестируемые должны

Приложение 4 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ

Приложение 4 ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ

Приложение 5 ТЕСТ (ДПИ) 1

Приложение 5 ТЕСТ (ДПИ) 1

В.Укажи вид ДПИ (народный промысел) 1__________________________ 2_______________ 3______________________ ___________________________ ________________ _______________________ ___________________________ ________________ _______________________ 4______________________________ 5____________________________ 6_________________________

В.Укажи вид ДПИ (народный промысел) 1__________________________ 2_______________ 3______________________ ___________________________ ________________ _______________________ ___________________________ ________________ _______________________ 4______________________________ 5____________________________ 6_________________________

ТЕСТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ТЕСТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023