Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования Новосокольнического района Псковской области»
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Объём – 66 ч в год, 33 занятия ( по 2 ч в неделю)
День занятий - четверг (15.00 – 17.00)
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8-10 лет.
Форма реализации программы очная, очно – заочная,
с применением дистанционных технологий.
Уровень освоения программы - базовый, разноуровневый
Автор-составитель: Копылова Галина Алексеевна,
учитель начальных классов,
педагог дополнительного
образования
г. Новосокольники
2021г.
I . Комплекс основных характеристик образования:
1. Пояснительная записка
Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако педагогическая наука рассматривает проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к воспитанию искусством. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающее красоту объективных законов природы, и отношения людей, и быт, и семья и многое другое.
Современный и актуальный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. Важнейшими задачами эстетического воспитания обучающихся являются: научить понимать прекрасное и возвышенное, развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде и искусстве, создавать красоту в повседневной жизни.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации:
· Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция),
· Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 года № 196 ( «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
· Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226),
· Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности")
· Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
· Уставом Учреждения,
· Лицензией на образовательную деятельность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования кружка «Русские узоры» является программой художественно-творческой направленности. Составлена на основе ФГОС второго поколения на основе методического конструктора П.В. Степанова, Д.В.Григорьева, издательство Просвещение 2011 год и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Направленность программы - художественная.
Программа «Русские узоры» создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей, их возможностей и мотиваций.
Новизна программы объединения «Русские узоры» заключается в динамичном и ритмичном построении теоретических и практических заданий. Разнообразные неповторимые темы несут в себе объемный увлекательный творческий потенциал. На занятиях происходит процесс осмысления и представления будущей творческой работы, конечным результатом является его творческое воплощение. Благодаря этому, создаются условия для успешного развития детского изобразительного творчества: целенаправленное обучающее воздействие педагога, систематическое и последовательное развитие восприятия, представления, на основе которых формируется воображение; обучение изобразительным умениям и навыкам.
Актуальность программы. Искусство занимает особенное место в развитии личности ребенка. Оно развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, дает возможность понять, ценить красоту окружающего мира. Дети рисуют и внимательно вглядываются в мир. Их детское творчество является отражением окружающей действительности. Через свою творческую работу ребенок доносит своё восприятие, впечатление от увиденного. Дети учатся передавать из поколения в поколение изображения народных русских узоров (Гжель, Городец, Хохлома, Дымка и т. д.) .
Педагогическая целесообразность. Занятия в объединении «Русские узоры» - это то место, где можно пообщаться со сверстниками, увлеченными этим видом творчества, вместе преодолеть комплексы и неуверенность в себе. В результате занятий ребёнок может научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.
Отличительные особенности программы:
Уникальность данной программы состоит в ее динамичном построении. Ритм построения теоретических и практических заданий включает в себя схему: просто- сложно; длительно - краткосрочно.
Неповторимость учебной программы заключается в разнообразии заданных тем, с исследованием различных художественных техник. Исключением являются учебные постановочные графические и живописные натюрморты.
Например, в данной программе не повторяется ни одна тема и выполняется каждое новое задание в новой отличающейся от предыдущих технике, с использованием разнообразных художественных принадлежностей.
Обучающийся погружается в занятия естественно, без принуждения; он попадает в мир творчества. При этом рождается сотворчество:
- от каждого ребёнка потребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители;
- программа представляет собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разнообразием и свободой выбора деятельности.
Адресат программы. По программе обучаются дети младшего школьного возраста от 8 до 10 лет. При наборе детей в группу 1 года обучения принимаются все желающие дети на основе заявления родителей.
Уровень, объем и сроки реализации программы.
Программа базового уровня, т.к. ориентирована на освоение изобразительного искусства, углубление и развитие интересов и навыков учащихся; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребёнка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной деятельности.
Объем и сроки освоения программы – общее количество часов – 66 , 1 год обучения.
Форма обучения – очная, очно – заочная, с применением дистанционных технологий.
Занятия по программе Русские узоры» состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме, новых понятиях и терминах. Форму занятий можно определить как самостоятельную деятельность детей. В основе обучения лежат групповые занятия. Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных часов с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.
Формы организации учебного занятия - беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, экскурсия, ярмарка.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа (всего 66 часа в год);
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы – постоянный, в группе обучаются учащиеся начальных классов. Количество детей в группе – 15 человек.
Перерыв на занятии между 2 часами составляет не менее 10-15 мин.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам, индивидуально.
При недостаточном количестве обучающихся в объединении возможен набор в группы второго года обучения с обязательной сдачей минимума за предшествующий год обучения. В случае успешной сдачи минимума дети зачисляются в объединение соответствующего года обучения.
Виды учебных занятий:
- Учебное занятие.
- Занятие-игра.
- Мастер-класс.
- Мастерская.
- Самостоятельная работа.
- Защита творческих работ.
- Экскурсия.
- Викторина.
- Выставка.
- Конкурсная программа.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы - реализация содержания курса дополнительного образования в соответствии с учебным планированием.
Основными задачами программы являются:
определение содержания, объема и порядка изучения курса дополнительного образования с учетом особенностей Учреждения и контингента обучающихся;
обеспечение преемственности содержания между годами обучения;
отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом особенностей Учреждения и контингента обучающихся.
Основными функциями программы являются:
нормативная - обязательное выполнение в полном объеме;
целеполагание - определение ценностей и целей реализации;
содержательная - фиксация составных элементов, подлежащих усвоению;
процессуальная - определение логической последовательности усвоения элементов содержания, форм и методов, средств и условий обучения.
Цель программы - обучение основам изобразительного искусства, развитие творческих способностей обучающихся; формирование художественными средствами разнообразных умений, способностей, качеств личности; формирование чувства сопричастности к общему делу.
Задачи программы:
Образовательные (предметные)–
- художественное просвещение детей, привитие им интереса к изобразительному искусству;
- художественное просвещение детей, привитие им интереса к изобразительному искусству;
- обучение художественным навыкам и основным простейшим законам изобразительного искусства;
- обучение практическим умениям в изобразительном творчестве.
Личностные:
- развитие образного и пространственного мышления;
-развитие фантазии, творческой активности;
- развитие внимания, дисциплинированности, самостоятельности;
- развитие у обучающихся художественного вкуса.
Метапредметные:
- знакомство с образцами русской и зарубежной художественной культуры;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости;
-воспитание духовно-нравственных качеств характера;
- воспитание дружеской атмосферы и коллективного сотворчества.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебный план
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
0
|
2 |
|
2 |
Основы рисунка -Виды графики, выразительные средства графики -Форма, свет и тень - Пропорции - Перспектива |
2 |
6 |
8 |
Наблюдение, творческие работы опрос тестирование |
3 |
Основы живописи - Виды живописи - Пейзаж - Натюрморт - Анималистический жанр - Бытовой жанр - Исторический жанр - Батальный жанр - Мифологический жанр - Портрет |
4 |
6 |
10 |
Наблюдение, творческие работы опрос тестирование |
4 |
Основы цветоведения - Холодные и теплые цвета - Основные, составные и дополнительные цвета - Цвета хроматические и ахроматические - Основные характеристики цвета - Локальный цвет - Цветовые контрасты - Смешение цветов - Колорит |
4 |
6 |
10 |
Наблюдение, творческие работы опрос тестирование |
5 |
Основы композиции - Виды композиций - Композиционный центр - Целостность, равновесие и гармония - Ритм - Динамика - Статика - Золотое сечение - Симметрия и асимметрия - Открытость и замкнутость |
6 |
4 |
10 |
Наблюдение опрос тестирование, творческие работы
|
6 |
Декоративно-прикладное искусство - Орнамент , стилизация - Декоративная роспись - Лепка - Аппликация |
4 |
18 |
22 |
Наблюдение опрос тестирование, творческие работы
|
7 |
Экскурсии |
0 |
2
|
2 |
ПТР. |
8 |
Итоговые занятия |
0
|
2 |
2 |
выставка |
|
Итого: |
24
|
42 |
66 |
|
Календарный учебный график
№ п\п |
дата |
Темя занятия |
Колво часов |
Формы организации занятий |
Формы аттестации/ контроля |
Место проведения |
1 |
|
Вводное занятие. Знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. |
2 |
беседа |
Творческая индивидуальная работа |
класс |
2 |
|
Основы рисунка. Виды графики, выразительные средства.
|
2 |
Беседа, презентация |
Опрос |
класс |
3 |
|
Графика. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, «Осенние листья». |
2 |
презентация |
наблюдение |
класс |
4 |
|
Форма, свет и тень. Ваза с цветами.
|
2 |
беседа |
Творческая работа. |
класс |
5 |
|
Пропорции, перспектива. |
2 |
Мастер-класс |
Тест |
класс |
6 |
|
Основы живописи. Виды живописи . Пейзаж природы. |
2 |
презентация |
Творческая работа |
класс |
7 |
|
Натюрморт «Овощи и цветы». |
2 |
презентация |
Творческая работа |
класс |
8 |
|
Анималистический жанр . Рисуем домашнее животное |
2 |
презентация |
Творческая работа |
класс |
9 |
|
Бытовой жанр Исторический жанр,.Батальный жанр. |
2 |
презентация |
ТЕСТ |
класс |
10 |
|
Мифологический жанр. Портрет сказочного героя. |
2 |
презентация |
Творческая работа |
класс |
11 |
|
Основы цветоведения. Холодные и теплые цвета. Сказочный домик. |
2 |
|
Творческая работа |
класс |
12 |
|
Основные, составные и дополнительные цвета. |
2 |
беседа |
|
класс |
13 |
|
Цвета хроматические и ахроматические |
2 |
беседа |
|
класс |
14 |
|
Основные характеристики цвета. Иллюстрирование любимой сказки. |
2 |
|
Творческая работа |
класс |
15 |
|
Локальный цвет. Цветовые контрасты Рисунок «Африка. Закат» |
2 |
|
Творческая работа |
класс |
16 |
|
Основы композиции - Виды композиций |
2 |
презентация |
|
класс |
17 |
|
Композиционный центр. Целостность, равновесие и гармония. |
2 |
беседа |
|
класс |
18 |
|
Ритм и динамика пятен. Рисуем пятном. Монотипия |
2 |
|
Творческая работа |
класс |
19 |
|
Статика . Золотое сечение
|
2 |
презентация |
|
класс |
20 |
|
Симметрия и асимметрия. Построение геом.фирур. |
2 |
|
Творческая работа |
класс |
21 |
|
Декоративно-прикладное искусство |
2 |
презентация |
|
класс |
22 |
|
Орнамент , стилизация |
2 |
|
Творческая работа |
класс |
23 |
|
Орнамент , стилизация |
2 |
|
Творческая работа |
класс |
24 |
|
Декоративная роспись. Хохломская роспись. |
2 |
презентация |
|
класс |
25 |
|
Декоративная роспись. Городецкая роспись. |
2 |
Мастер-класс |
Работа по образцу |
класс |
26 |
|
Декоративная роспись. Гжельская роспись. |
2 |
Мастер-класс |
наблюдение |
класс |
27 |
|
Декоративная роспись. Жостовская роспись. |
2 |
Мастер-класс |
ТЕСТ |
класс |
28 |
|
Лепка из пластилина. Дымковская игрушка. |
2 |
|
Работа по образцу |
класс |
29 |
|
Лепка из соленого теста. Барыня. |
2 |
|
Творческая работа |
класс |
30 |
|
Аппликация. Цветы. |
2 |
|
Работа по образцу |
класс |
31 |
|
Аппликация. Весна. |
2 |
Творческая мастерская |
Опрос |
класс |
32 |
|
Экскурсия |
2 |
|
|
музей |
33 |
|
Итоговое занятие. |
2 |
Выставка работ. |
тестирование. |
школа |
|
ИТОГО |
|
66 ч |
|
|
|
Содержание учебного- тематического плана.
1. Вводное занятие.
Знакомство с воспитанниками. Правила поведения в объединении. Правила по технике безопасности. Знакомство воспитанников с изобразительным искусством, его видами и жанрами.
2. Основы рисунка.
Виды графики - рисунок, печатные художественные изображения (гравюра, литография, офорт), книжная, прикладная (плакаты).
Выразительные средства графики - контур, штрих, пятно, фон.
Форма - куб, шар, цилиндр, конус.
Свет и тень - свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень.
Пропорции - отношение размеров предметов друг к другу и к целому.
Перспектива - первый, второй, третий план. Воздушность.
3. Основы живописи.
Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.
Основные стили и направления живописи. Техники живописного исполнения.
Виды живописи: Пейзаж. Натюрморт. Анималистический жанр. Бытовой жанр.
Исторический жанр. Батальный жанр. Мифологический жанр. Портрет.
Показ репродукций известных классиков - в качестве примера.
4. Основы цветоведения.
Цветоведение - характеристики и свойства цветов.
Наука цветоведения состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии.
Холодные и теплые цвета. Основные, составные и дополнительные цвета.
Цвета хроматические и ахроматические. Основные характеристики цвета. Локальный цвет.
Цветовые контрасты. Смешение цветов. Колорит.
5. Основы композиции.
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета.
Виды композиций. Композиционный центр. Целостность, равновесие и гармония. Ритм.
Динамика. Статика. Золотое сечение. Симметрия и асимметрия. Открытость и замкнутость.
Объединение приобретенных ребенком знаний, умений и навыков со своей фантазией. Выполнение работ по временам года и традиционным праздникам. Подготовка выставочных и конкурсных работ.
6. Декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, произведения которого объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dеkоrаrе – украшать.
Орнамент. Стилизация. Декоративная роспись. Лепка. Аппликация.
8. Экскурсии.
Ознакомление обучающихся с произведениями мастеров изобразительного искусства. Походы в музеи, выставочные залы и т.п.
9. Итоговые занятия. Подведение итогов работы за полугодие, за год. Выставки детских работ.
4. Планируемые результаты.
Предметные:
- обучающиеся разовьют интерес к изобразительному искусству;
- освоят художественные навыки и основные простейшие законы изобразительного искусства:
- освоят практические умения в изобразительном творчестве:
Личностные:
- учащиеся разовьют образное и пространственное мышление; - разовьют фантазию, творческую активность;
- разовьют внимание, дисциплинированность, самостоятельность;
- разовьют художественный вкус.
Метапредметные:
- познакомятся с образцами русской и зарубежной художественной культуры; - станут более трудолюбивыми, аккуратными, усидчивыми;
- создадут атмосферу дружбы и коллективного сотворчества.
- учащиеся будут уважительно относиться к педагогу и всем обучающимся объединения, смогут самостоятельно организовать рабочее место, бережно и аккуратно будут относиться к художественным принадлежностям.
Должны знать:
Ø названия основных и составных цветов;
Ø понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
Ø изобразительные основы декоративных элементов;
Ø материалы и технические приёмы оформления;
Ø названия инструментов, приспособлений.
Ø о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
Ø о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), вышивке;
Ø об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный, желтый, синий
Должны уметь:
Ø пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
Ø полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
Ø подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
Ø владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
Ø моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
Ø пользоваться различными худож. материалами.
II.Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов – учебный год начинается 1 октября и заканчивается 31 мая.
Количество учебных недель или дней – программа предусматривает обучение в течение 36 недель.
Продолжительность каникул – в период осенних, зимних и весенних каникул проводятся мероприятия по плану.
Сроки контрольных процедур обозначены в календарном учебном графике.
Условия реализации программы:
- светлый, просторный, теплый кабинет;
- наличие раковины;
- шкафы (для хранения художественного материала), полки, классная доска (для представления наглядных пособий);
- столы и стулья разной высоты под возраст воспитанника;
- наличие инвентаря.
Формы аттестации
Определять уровень качества обучения и отслеживать реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения необходимо на всех этапах реализации программы. Для этого проводится итоговая (в конце срока реализации программы) диагностика и заполняются «Протокол аттестации» (Приложение 1).
Формы подведения итогов
Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов проводится диагностика и заполняются индивидуальные «Карты диагностики освоения программы и творческих достижений учащегося» (Приложение 2).
Карта позволяет вести поэтапную систему контроля за обучением учащегося и отслеживать динамику его образовательных результатов, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания – сравнение ребенка только с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждый урок надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства учащегося – это поддержит его стремление к новым успехам.
Методические материалы
Эстетическое восприятие произведений искусства и прекрасного в жизни, несомненно неразделимо связано одно с другим, дополняя и углубляя друг друга. Поэтому большое внимание в объединении должно быть обращено на то, чтобы само содержание обучения - рисование, подбор моделей и заданий - были бы органически связаны с предметами и явлениями окружающей действительности и способствовали развитию у воспитанников художественного вкуса, элементарных основ художественной культуры.
В процессе рисования в изобразительной деятельности развиваются наблюдательность, проcтранственные представления, умение зрительно ориентироваться в расположении и сравнительных размерах предметах, зрительная память, глазомер, точность в различении и определении цветов.
Педагог должен обучить воспитанников одинаковой степени грамотности, навыкам и умениям в рисовании. При этом он не может не учитывать индивидуальных способностей учащихся. Поэтому фронтальное руководство группой не должно исключать индивидуальный подход к воспитанникам при проверке качества их творческих работ.
Педагог по изобразительному искусству много времени и энергии уделяет разработке наглядных пособий для проведения занятий. К этим наглядным пособиям относятся различного рода таблицы, пояснительный рисунок педагога на доске или на картинной плоскости, репродукции с картин художников, иллюстрации из журналов, буклетов. Педагог старается подбирать модели с наиболее ярко выраженными свойствами и особенностями, которые являются учебной задачей для воспитанников. Ход занятия может сопровождаться поэтическими и музыкальными произведениями известных классиков. В качестве наглядного пособия возможно использование видеофильмов об искусстве, архитектуре и известных художниках. В процессе обучения примерять игровые моменты, викторины, конкурсы, костюмированные представления.
Заинтересованность, эмоциональное отношение обучающихся к выполнению задания имеют большое значение в достижении определенного качества самого рисунка.
Большое воспитательное значение имеет оформление кабинета. На стенах можно разместить красиво обрамленные произведения выдающихся русских и зарубежных художников. Также можно разместить на стенах творческие работы воспитанников, а на полочках шкафов устроить мини-выставку декоративно-прикладного творчества.
Исключительно важное значение в обучении рисованию имеет организация окружной, городской или краевой выставки, а также городского, краевого, всероссийского или международного конкурса творческих работ воспитанников. Обычно такие выставки и конкурсы приурочиваются к праздникам мира, страны, города, христианским праздникам. Большая педагогическая ценность таких выставок и конкурсов состоит в том, что они являются замечательным стимулом в повышении интереса обучающихся к творчеству и качеству их работ.
Методы
Формированию личности ребенка способствуют следующие методы:
по источнику и передачи и восприятию информации:
а) словесный (заключается в проведение короткого рассказа, лекции или беседе перед началом практических занятий);
б) наглядный (использование на уроках иллюстраций, репродукций, работ педагога, лучших работ обучающихся, видео фильмов);
в) практический (предполагает непосредственную работу по заданной теме);
по дидактическим задачам:
а) приобретение знаний (т.е. дети приобретают знания по различным видам и жанрам ИЗО и ДПИ);
б) формирование умений и навыков (подразумевает правильное использование рабочих материалов; умение работать в разных техниках и различными приемами);
в) применение знаний (использование и воплощение теоретических знаний на последующих практических занятиях);
г) творческая деятельность (предполагает возможность использования индивидуальных качеств и способностей ребенка в его работе);
по характеру деятельности:
а) объяснительно-иллюстративный (изложение заданной темы педагогом, должно быть доходчиво и наглядно, в результате чего – самостоятельная работа учащихся);
б) репродуктивный (копирование и повтор работ учителя).
В рамках реализации данной программы использованы педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационные технологии.
Принципы построения программы: доступность, системность, последовательность, преемственность, гуманизация, демократизация, увлекательность и творчество, сотрудничество, культуросообразность.
Дидактические материалы – раздаточные материалы, технологические карты, задания, упражнения, образцы и иллюстрации.
Алгоритм учебного занятия.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится по принципу: от простого - к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Литература для педагога
1. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., 1981.
2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М., 2006.
3. Копцева Т.А. Природа и художник. М., 2000.
4. Кузин В. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах».
5. Неменский Б. М. Педагогика искусства. М., 2012.
6. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. М., 2006.
7. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
8. Степанова Н.И. Поделки из природных материалов. Кишинев: Тымпул, 2001
9. Полунина В.Н. Искусство и дети, — М., 2002
10. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования – М., 2004
11. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: пособие для учителя. – Просвещение.
12. Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
13. А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
14. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
Литература для обучающихся
1. Аппликация. М., Просвещение, 1982.
2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., Просвещение, 1982.
3. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М., Мысль, 1987.
4. Лыков И.А. Лепим, фантазируем, играем: Книга для занятий с детьми дошкольного возраста.- М.: Сфера , 2000.
5. Черныш М.И. Основы художественного ремесла «Поделки». М., Аст-Пресс, 1999.
|
|
|
Приложение 1
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ
20____/20____учебный год
Вид аттестации |
|
||
(промежуточная, итоговая) |
|||
Отдел |
|||
Объединение |
|||
Образовательная программа и срок ее реализации |
|||
|
|||
№ группы |
год обучения |
кол-во обучающихся в группе |
|
ФИО педагога |
|||
Дата проведения аттестации |
|||
Форма проведения |
|||
Форма оценки результатов: уровень (творческий, повышенный, базовый, минимальный) |
|||
Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Этап (год) обучения |
Результат аттестации |
|
|
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
Всего аттестовано _________ воспитанников. Из них по результатам аттестации: |
|||||
творческий уровень_____чел. повышенный уровень _____чел. базовый уровень _____чел. минимальный уровень ______ чел. |
|||||
Подпись педагога |
|
||||
Члены аттестационной комиссии |
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
Приложение 2
Для зачисления на второй год обучения объединения «Русские узоры»
тестируемые должны
Знать:
1. Основные цвета спектра.
2. Дополнительные цвета спектра.
3. Тёплая гамма.
4. Холодная гамма.
5. Основные и дополнительные геометрические формы.
6. Понятия: линия горизонта, первый (передний) план, дальний план
7. Простейшие законы перспективы.
8. Основные способы работы стекой при лепке.
9. Виды и жанры изобразительного искусства.
10. Виды ДПИ.
Уметь:
1. Правильно держать карандаш.
2. Правильно располагать штрих.
3. Смешивать краски.
4. Определять основные и сложные (дополнительные) цвета.
5. Уметь работать акварельными и гуашевыми красками.
6. Рисовать элементы декоративных изображений на основе народной росписи.
7. Определять величину и расположение изображения в зависимости от формата бумаги.
8. Лепить простейшие объекты малых скульптурных форм.
9. Составлять простейшие аппликационные композиции из бумаги, картона, работать ножницами и клеем.
Приложение 4
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
20____/20____учебный год
Вид тестирования |
|
|
Дата проведения тестирования |
ФИО педагога
|
Объединение
|
Форма проведения тестирования
|
Члены комиссии (ФИО, должность): |
|
|
|
|
|
Ф.И.О. обучающегося |
|
|
|
Результат тестирования:
______________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Решение комиссии:
______________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
Педагог |
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Приложение 5
ТЕСТ (ДПИ)
1 В. Укажи вид ДПИ (народный промысел)
1__________________________ 2____________ 3______________________
___________________________ _____________ _______________________
4_________________________ 5___________________________________
6_____________________________
2 В.Укажи вид ДПИ (народный промысел)
1__________________________ 2_______________ 3______________________
___________________________ ________________ _______________________
___________________________ ________________ _______________________
4______________________________ 5____________________________
6_________________________
ТЕСТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ТЕМА « ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗО».
Внимательно прочитай вопросы и найди верные ответы ( их может быть несколько)
1. Назовите виды ИЗО (выбери правильный ответ) :
а) Графика, б) музыка, в) живопись, г) архитектура, д) театр, е) скульптура, ж) ДПИ
2. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет: а) графика; б) живопись, в) скульптура, г) ДПИ
3. Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна: а)живопись, б)графика, в)скульптура, г)архитектура;
4. Произведения которого вида искусства имеют трехмерный объём: а)архитектура, б)графика, в)скульптура, г)живопись;
5. Искусство проектировать и строить называется: а) скульптурой, б) ДПИ,
в) архитектурой, г) графикой;
6. Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту относится к: а) скульптуре, б ) ДПИ, в) архитектуре.....
Тестовая работа.
Портрет Пейзаж Натюрморт Бытовой жанр Батальный жанр Исторический жанр Мифологический жанр
Проверочная работа.
1. ____________________________________ жанр связан с изображением животных.
2. ____________________________________ жанр, в котором основным предметом изображения является природа.
3. ____________________________________ жанр показывает неодушевленные, предметы, организованные в реальной бытовой среде в единую группу.
4. ____________________________________ жанр посвящен военной тематике, изображению битв и других эпизодов войны.
5. ____________________________________ жанр посвящен изображению конкретных исторических событий общественной жизни прошлого и современности.
6. ____________________________________ это жанр, в котором нашли свое отражение события и сцены повседневной жизни.
7. ____________________________________ жанр черпает сюжеты из мифов различных народов, свободно трактуя сказочные и легендарные сюжеты
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.