Основная цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задача: сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка для 14 классов разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на
потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и
справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности,
общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, воспитание нравственных
чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,
носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в
городе, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного
возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и
внимательно слушать мнение собеседника.
Проблема духовнонравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое
значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг,
привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, потеря позитивной мотивации
к учению. В Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России определён
современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовнонравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со
знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных
привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои
знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних
моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее
время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень
нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и
привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает
реализацию одного из направлений духовнонравственного воспитания и развития: воспитание
нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном
внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность
и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить
рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил
домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в
обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача
учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить
задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа включает в себя 33 учебных часа по 35 40 минут.
Форма проведения занятий: занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных
мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного
поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о
базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных
путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно
музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Принципы духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи,
школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений,
превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы
воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными
ориентирами человеческой жизни, духовнонравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного
развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и
внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как
метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему
диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении
собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность
следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со
значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает
образноэмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии,
способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет
диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными
представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной
системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим
человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания
личности имеет полисубъектный, многомернодеятельностный характер. Младший школьник включён
в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых
присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системнодеятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно
нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в
себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их
духовнонравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и
ценностей.Для оценки результативности программы «Этика: азбука добра» используются диагностические
материалы и проверочные задания для каждого раздела.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление
духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими
соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально
ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления
идентичности гражданина России.
В результате прохождения материала обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и
тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по
расписанию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
•
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на
основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
•
Регулятивные универсальные учебные действия:Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том
числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
•
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
•
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Формы и виды деятельности
•
•
•
•
•
•
•
•
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
посещение выставочных залов и музеев;
конкурсы;
посещение библиотек;•
•
праздники.
общественно – полезные дела
3.Содержание программы
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в
столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о
других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд
каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3ч)
4.Календарнотематическое планирование
№ Тема занятия
Дата
Дата
проведения
по плану
проведения
по факту
Правила поведения в школе
1
2
3
4
5
6
Правила поведения на уроке и на перемене.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в гардеробе.
Правила поведения в столовой.
Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения на школьном дворе.
О добром отношении к людям
Что такое «добро и зло».
Что такое «добро и зло».
«Ежели вы вежливы».
«Ежели вы вежливы».
7
8
9
10
11 Добрые и не добрые дела.
12 Добрые и не добрые дела.
13
14
15 Помни о других – ты не один на свете.
16 Помни о других – ты не один на свете.
Ты и твои друзья.
Ты и твои друзья.
17
18
19
«УченьеСвет, а не ученье тьма».
«Как быть прилежным и старательным».
«Как быть прилежным и старательным».
Как стать трудолюбивым
5.09
12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10
7.11
14.11
21.11
28.11
5.12
12.12
19.12
26.12
16.01
23.01
30.0120 Наш труд в классе.
21 Наш труд в классе.
22 Мой труд каждый день дома.
23 Мой труд каждый день дома.
Правила опрятности и аккуратности.
24 Культура внешнего вида.
25 Культура внешнего вида.
26 Каждой вещи своё место.
27 Каждой вещи своё место.
28 Умейте ценить своё и чужое время.
29 Как вести себя на улице и дома.
30 Как вести себя на улице и дома.
Правила поведения на улице и дома.
Школьный этикет.
31 Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
32 Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
33 Чему нас научили уроки нравственности?
6.02
13.02
20.02
27.02
6.03
13.03
20.03
10.04
17.04
24.04
8.05
15.05
22.05
27.05
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
1.
пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г.
Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]
2.
М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст¬венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И.
3.
Хомякова //Воспитание школьников.20042007. №19.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] /
4.
сост.Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее
5.
образование) [Текст] М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 14 классы. Тесты и практические задания /
6.
В.Н.Суслов. М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и
7.
классных руководителей / И.А.Тисленкова. М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
8.
[Текст] М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
9.
[Текст] / сост. В.Г.Черемисина. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 14 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и
10.
методов воспитания, 1994. – 140с.