кружок "Азбука добра"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 02.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задача: сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Иконка файла материала Азбука добра.docx
Пояснительная записка Рабочая программа кружка  для 1­4 классов разработана на основе  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно­нравственного  развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на  потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме  нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и  справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности,  общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, воспитание нравственных  чувств и этического сознания  у младших школьников. Задачи: 1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного  поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,  носителями различных убеждений, представителями социальных групп. 2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в  городе, в общественных местах, на природе. 3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного  возраста на основе взаимопомощи и поддержки. 4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и  внимательно слушать мнение собеседника. Проблема духовно­нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое  значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг,  привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно­ нравственного развития и воспитания гражданина России определён  современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий,  компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий  ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных  традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно­нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со  знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных  привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои  знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних  моральных требований во внутренние.  Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее  время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними  побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и  привычек составляет сущность нравственного воспитания.  Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития  высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает  реализацию одного из направлений духовно­нравственного воспитания и развития: воспитание  нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном  внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить  рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил   домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в   обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача  учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить  задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.  Программа включает в себя 33 учебных часа по 35 ­ 40 минут.  Форма проведения занятий: занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных  мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного  поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о  базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных  путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно­ музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.  Принципы духовно –нравственного развития и воспитания: Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи,  школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений,  превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы  воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными  ориентирами человеческой жизни, духовно­нравственного и социального развития личности.  Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно­нравственного  развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру.  Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и  внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как  метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему  диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении  собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность  следования идеалу в жизни.  Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со  значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает  образно­эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии,  способность к идентификации.  Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет  диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными  представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной  системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим  человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания  личности имеет полисубъектный, многомерно­деятельностный характер. Младший школьник включён  в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.  Принцип системно­деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно­ нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в  себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.  Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их  духовно­нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и  ценностей.Для оценки  результативности   программы  «Этика: азбука добра» используются диагностические  материалы  и проверочные задания для каждого раздела. 2.Планируемые результаты  освоения обучающимися  Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление  духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими  соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально­ ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления  идентичности гражданина России. В результате прохождения материала обучающиеся  должны знать: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. Уметь: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и  тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по  расписанию. У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно: • Личностные универсальные учебные действия: У выпускника будут сформированы: ­ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков  окружающих людей; ­ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ­ развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ­ эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им. Выпускник получит возможность для формирования: ­ морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на  основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое  следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ­ эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в  поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. • Регулятивные универсальные учебные действия:Выпускник научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том  числе во внутреннем плане; ­ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более  совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов  решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. • Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием  учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом  информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. • Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: ­ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных  коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой  коммуникации; ­ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не  совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации  столкновения интересов. Формы и виды деятельности • • • • • • • • игровая; познавательная; краеведческая; сюжетно ­ ролевые игры; просмотр мультфильмов; посещение выставочных залов и музеев; конкурсы; посещение библиотек;• • праздники. общественно – полезные дела 3.Содержание программы Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч) Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в  столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч) Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о  других – ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч) «Ученье ­ Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд  каждый день дома. Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч) Как вести себя на улице и дома. Раздел 6: Школьный этикет (3ч) 4.Календарно­тематическое планирование № Тема занятия Дата Дата проведения по плану проведения по факту Правила поведения в школе 1 2 3 4 5 6 Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения на школьном дворе. О добром отношении к людям Что такое «добро и зло». Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». «Ежели вы вежливы». 7 8 9 10 11 Добрые и не добрые дела. 12 Добрые и не добрые дела. 13 14 15 Помни о других – ты не один на свете. 16 Помни о других – ты не один на свете. Ты и твои друзья. Ты и твои друзья. 17 18 19 «Ученье­Свет, а не ученье ­ тьма». «Как быть прилежным и старательным». «Как быть прилежным и старательным». Как стать трудолюбивым 5.09 12.09 19.09 26.09 3.10 10.10 17.10 24.10 7.11 14.11 21.11 28.11 5.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.0120 Наш труд в классе. 21 Наш труд в классе. 22 Мой труд каждый день дома. 23 Мой труд каждый день дома. Правила опрятности  и  аккуратности. 24 Культура внешнего вида. 25 Культура внешнего вида. 26 Каждой вещи своё место. 27 Каждой вещи своё место. 28 Умейте ценить своё и чужое время. 29 Как вести себя на улице и дома. 30 Как вести себя на улице и дома. Правила поведения  на  улице  и  дома. Школьный этикет. 31 Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 32 Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 33 Чему нас научили уроки нравственности? 6.02 13.02 20.02 27.02 6.03 13.03 20.03 10.04 17.04 24.04 8.05 15.05 22.05 27.05 Список литературы Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:  1. пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г.  Асмолова.­ М.: Просвещение, 2008. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] 2. ­ М.: Просвещение, 2011. 25 с. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравст¬венности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И.  3. Хомякова //Воспитание школьников.­2004­2007.­ №1­9.   Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] /  4. сост.Е.С.Савинов.­ М.: Просвещение, 2010. 204 с. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее  5. образование) [Текст] ­ М.: Просвещение, 2009. 50 с. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1­4 классы. Тесты и практические задания /   6. В.Н.Суслов. ­  М.: Просвещение, 2010. 68 с. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и  7. классных руководителей / И.А.Тисленкова. ­ М.: Просвещение, 2008. 108 с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  8. [Текст] ­ М.: Просвещение, 2009. 41 с. Черемисина, В.Г. Духовно­ нравственное воспитание детей младшего школьного возраста  9. [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. ­ Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. ­ 14­ 36.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и  10. методов воспитания, 1994. – 140с.