ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
кружок умники и умницы.doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Большекачаковская средняя общеобразовательная школа
муниципального района Калтасинский район
Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
________ Мениева Р. П. _____ Тимиршина Р.А. _____ Галиахметов Д.Ш.
Протокол № от « » 2016г от « » 2016г
от « » 2016г
Программа дополнительного образования
«Умники и умницы»
Разработан на основе программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. Москва. Просвещение, 1988г.
(1й год обучения)
Возраст детей: 89 лет
МОБУ Большекачаковская СОШ
Мениева Р.П.
Автор: учитель начальных классов,
д. Большекачаково
2016г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны
иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном
этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических
задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором
реализации данной программы является и стремление развить у учащихся
умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка
должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию символики, правильному
применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на
любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными
умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по
предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в
малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим
общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на
добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и
интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно
раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в неделю.
Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Название программы: Программа «Умники и умницы» для развития
математических способностей учащихся. Цель: развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные
мысли.
Г и п о т е з а . Предположение об эффективности задач логического,
поискового, познавательного характера обосновывается следующими
доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных
действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием,
припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических
действий, умений классифицировать посредством осмысления и
сознательности и кончая оперированием логического и творческого
мышления.
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению
математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения
логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений,
делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения
отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на
освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей
работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут
ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других
математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Вопервых, развитие интереса к математике как
науке физикоматематического направления, вовторых, успешное усвоение
учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного
содержания программы – возможно усвоение за 65 занятий.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебнопрактическое знакомство
со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор,
углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь
учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня
сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх,
конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математической олимпиаде, международной игре
знакомство с научнопопулярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах, в группах
творческие работы
экскурсия
К концу курса учащиеся должны :
знать последовательность чисел в пределах 1000 и уметь их записывать;
знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; уметь правильно
выполнять все четыре арифметических действия с числами в пределах 100.
знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях и уметь
применять их на практике;
уметь правильно применять математическую терминологию;
уметь решать текстовые задачи арифметическим способом; решать
нестандартные задачи; решать задачи, связанные с бытовыми жизненными
ситуациями ( покупка, измерение, взвешивание и другие );
уметь распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на
бумаге;
составлять фигуры из танграма;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни;
уметь применять логические приёмы при решении задач. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
№
п/п
Кол
во
часов
Дата
проведения
по
по
плану
факту
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Что дала математика людям? Зачем ее
изучать? Когда она родилась, и что явилось
причиной ее возникновения?
Старинные системы записи чисел.
Упражнения, игры, задачи.
Иероглифическая система древних египтян.
Упражнения, игры, задачи.
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.
Римские цифры. Как читать римские цифры?
Пифагор и его школа. Упражнения, игры,
задачи.
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры,
задачи.
Архимед. Упражнения, игры, задачи.
Умножение. Упражнения, игры, задачи.
Конкурс знатоков. Математические горки.
Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.
Деление. Упражнения, игры, задачи.
Делится или не делится.
Математический КВН. Решение ребусов и
логических задач.
Игра «Веришь или нет».
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки
смекалки.
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.
Математические фокусы.
Конкурс знатоков.
Открытие нуля. Загадкисмекалки.
Денежные знаки. Загадкисмекалки.
Решение задач повышенной трудности.
06.10
07.10
13.10
14.10
20.10
21.10
27.10
28.10
10.11
11.11
17.11
18.11
24.11
25.11
01.12
02.12
08.12
09.12
15.12
16.12
22.12 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Игра «Цифры в буквах».
КВМ «Царица наук».
Задачи с многовариантными решениями.
Игра «Смекай, решай, отгадывай».
Игра «Поле чудес».
Решение занимательных задач в стихах.
Отгадывание ребусов.
Интеллектуальный марафон.
Занимательные задачи и шутки.
Китайские головоломки (танграмы)
Час занимательной математики.
Придумывание по аналогии.
Любопытные свойства чисел.
Спички и палочки.
Задачи шутки, задачи – загадки.
В мире ребусов и шарад.
Задачи на нахождение периметра и площади;
прямоугольника и квадрата.
“От буквы к букве”. Математические
кроссворды.
Задачи с лишними или недостающими
данными.
Математическая головоломка.
Геометрические задачи.
Сложение и вычитание со звёздочками.
Сложение и вычитание со звёздочками.
“Считай, смекай, отгадывай”
Угадывание чисел.
С помощью линейки, циркуля и ножниц.
Числа великаны.
Круговые схемы.
Окружность. Диаметр. Радиус.
Геометрические фигуры и развёртки.
Решение текстовых задач.
Задачи с многовариантными решениями
Нестандартные задачи.
Задачи шутки, задачи – загадки.
Оформление математической газеты.
Итоговое занятие. Математика в жизни.
23.12
29.12
30.12
12.01
13.01
19.01
20.01
26.01
27.01
02.02
03.02
09.02
10.02
16.02
17.02
24.02
25.02
02.03
03.03
09.03
10.03
16.03
17.03
23.03
24.03
30.03
31.03
06.04
07.04
13.04
14.04
20.04
21.04
27.04
28.04 Список используемой литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная
математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,
1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2008
5. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития
логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. —
№ 7
6. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000
7.Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
8. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001
9. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993
10.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.
Саратов: «Лицей», 2002
11.Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова.
Волгоград 2007
12.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
13.Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,
2004
14.Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С. Пб.: «Лань», 1995
15.Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами
и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Кружок "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.