КТП 4 класс УМК Школа России
Оценка 4.9

КТП 4 класс УМК Школа России

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
чтение
4 кл
03.11.2018
КТП 4 класс УМК Школа России
Публикация является частью публикации:
ктп окр.мир.doc
КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 4 КЛАССА  2015 ­ 2016 УЧ. Г. Элементы минимального содержания образования Тема урока Планируемые результаты в соответствии с ФГОС Личностные Метапредметные Предметные Дата План. Факт. 1 четверть (18 часов) № п/п 1 Раздел «Земля и человечест во» Приме рная ОП ООП  НОО от 08.04.15 г. Програ мма ОС «Школа России» автор  А.А.  Плешак ов Солнце. Земля – планета,  общее представление о форме и размерах Земли Что изучает астрономия Мир глазами  астронома. Стартовая  диагностика  Широкая мотивационная  основа учебной  деятельности.  Внутренняя позиция  школьника на основе  положительного  отношения к школе. 2 3 «Земля и человечест во» Солнце. Земля   –   планета,   общее представление   о   форме   и размерах   Земли.   Луна   – естественный  спутник   Земли, причины   сены   дня   и   ночи   и времён года. «Земля и человечест во» Солнце.   Земля   –   планета, общее представление о форме и размерах Земли Мотивационная основа  учебной деятельности,  включающая  учебно­ познавательные мотивы. Мотивационная   основа учебной   деятельности, включающая     учебно­ познавательные мотивы. Планеты  Солнечной  системы. Практическая  работа № 1  «Движение  Земли вокруг  своей оси и  вокруг Солнца»  Звёздное небо –  Великая книга  Природы. Практическая  работа №2  «Знакомство с  картой  звёздного мира»  Извлечение информации из  учебника. Преобразование модели с целью выявления общих  законов, определяющих данную  предметную область. Построение  логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.  Работа в паре. Формулировать  выводы из изученного материала,  отвечать на итоговые вопросы и  оценивать достижения на уроке  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно. Поиск и  выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Моделирование   окружающего мира. Сотрудничество   с   учителем   и учащимися  объектов Моделирование объектов  окружающего мира. Выражение с  достаточной полнотой и  точностью своих мыслей в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации.  Сотрудничество с учителем и  сверстниками  Объяснять значения слов:  «астрономия», «астроном».  Понимать учебную задачу  урока и стремиться её  выполнить.  Рассказывать о мире с точки  зрения астронома  Характеризовать планеты  Солнечной системы.  Называть естественные  спутники планет. Рассказывать об изучении  планет астрономами, об  особенностях движения  Земли в космическом  пространстве. Называть причины смены  дня и ночи и времён года.  Моделировать движение  Земли вокруг своей оси и  вокруг Солнца  Называть правила  наблюдения звёздного неба.  Называть созвездия: Малая  Медведица, Большой Пёс,  Телец. Называть звёзды:  Полярная звезда, Сириус,  Альдебаран, Плеяды –  скопления звёзд в созвездии  Тельца  1.09 3.09 8.09 4 5 6 7 «Земля и человечест во» «Земля и  человечест во» «Земля и  человечест во» «Земля и  человечест во» Мир глазами  географа. Практическая  работа №3  «Поиск и показ  изучаемых  объектов на  глобусе и  географической  карте»  Мир глазами  историка  Когда и где? Практическая  работа №4  «Знакомство с  историческими  картами»  Мир глазами  эколога  Глобус как модель Земли.   Элементарные приемы чтения  плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их  названия, расположение на  глобусе  и карте Что изучает география Способы познания  окружающего мира. История Отечества:  отдельные, наиболее важные и яркие  исторические картины  быта, труда, традиций людей  в разные исторические  времена Что   изучает исторические источники,   история, Определять по «ленте  времени» век, в котором  происходили упоминавшиеся  ранее исторические события.  Обсуждать сроки начала года  в разных летоисчислениях.  Анализировать историческую  карту, рассказывать по ней об  исторических событиях  Рассказывать о мире с точки  зрения эколога.  Анализировать современные  экологические проблемы,  предлагать меры по их  решению. Знакомиться с  международным  сотрудничеством в области  охраны окружающей среды.  Мотивационная основа  учебной деятельности,  включающая  учебно­ познавательные мотивы  Способность к оценке  своей учебной  деятельности. Мотивационная основа  учебной деятельности,  включающая  учебно­ познавательные мотивы  Способность к оценке  своей учебной  деятельности. Поиск и выделение необходимой  информации, в том числе решение рабочих задач с использованием  общедоступных источников  информации. Постановка учебной задачи на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё  неизвестно. Поиск и выделение  необходимой информации,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка результатов  работы  Достаточно полно и точно  выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Поиск  и выделение необходимой  информации, в том числе решение рабочих задач с использованием  общедоступных источников  информации. Сотрудничество с  учителем и сверстниками  Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем поискового характера;  анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных, несущественных)  Построение логической цепочки  рассуждений, анализ истинности  утверждений. Интегрироваться в  группу сверстников и строить  продуктивное взаимодействие и  сотрудничество со сверстниками.  Моделирование связей  организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание  Рассказывать  об   истории создания   карт   в   мире   и   в России, об истории создания глобуса. Понимать, что изучает  география. Работать с  картами полушарий.  Показывать на карте,  глобусе материки и океаны,  горы, равнины, моря,  тепловые пояса Земли.  Объяснять значения слов:  «география», «географ»  Понимать, что история –  это наука, которая изучает  то, что было в прошлом  людей. Называть источники  исторических сведений.  Понимать значение  летописей и археологии,  архивов и музеев для  изучения истории.  Объяснять значения слов:  «история», «историк»,  «исторический источник»,  «архив», «летопись»,  «археология», «археолог»  Понимать, что означают  слова и выражения: «век»,  «тысячелетие», «наша эра»,  «до нашей эры».  Рассказывать о  летоисчислении в древности  и в наши дни. Работать с  «лентой времени».  Работать с исторической  картой  Понимать,   что   если   люди погубят окружающую природу,   то   и   сами   не выживут.  Рассказывать  о развитии   человечества   во взаимодействии с природой. Называть экологические  проблемы и пути их  решения. Называть    10.09 15.09 17.09 22.09 Находить в Интернете  информацию о способах  решения экологических  проблем и экологических  организациях в России,  готовить сообщения. Изучать  экологический календарь  Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные  объекты с помощью атласа­ определителя. Фиксировать результаты  наблюдений. Сравнивать результаты  наблюдений, сделанных в  разных природных  сообществах  Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения  в природе 8*  «Земля и человечест во» 9 «Земля и человечест во» 10 «Земля и человечест во» Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения  в природе предложенных моделей.  Инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации  Природное  сообщество  «Водоем».  Экскурсия №1 Мотивационная основа  учебной деятельности,  включающая  учебно­ познавательные мотивы  Способность к оценке  своей учебной  деятельности. Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных, несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек объектов и явлений. международные соглашения  по охране окружающей  среды, международные  экологические организации.  Использовать  приобретенные знания для  оценки воздействия человека на природу, выполнение  правил поведения в природе  и участие в её охране  Рассказывать о природных  сообществах, характерных  для края. Наблюдать объекты и  явления природы        Экологическая   культура: ценностное   отношение   к миру, природному готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества   в   разных ситуациях,   умение   не создавать   конфликтов   и находить выход   из спорных ситуаций     Сокровища  Земли под  охраной  человечества. Всемирное  наследие  Сокровища  Земли под  охраной  человечества. Международная  Красная книга. Тест № 1  Построение логической цепочки  рассуждений, анализ истинности  утверждений. Определение  последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и учащимися  Понимать, что такое  всемирное наследие.  Рассказывать о составных  частях Всемирного  наследия: природном и  культурном наследиях.  Называть объекты  Всемирного наследия,  используя карту. Называть  объекты Всемирного  наследия, которые  находятся в России  Рассказывать о  Международной Красной  книге. Рассказывать о том,  что нужно сделать для  спасения каждого вида.  Объяснять, почему  животные оказались под  угрозой исчезновения  24.09 29.09 1.10 11 «Природа России» Россия на карте.    Неживая   и   живая природа.     Формы   земной поверхности.  Моделирование форм   поверхности   из   песка, глины или пластилина Равнины и горы  России. Практическая  работа №5  «Поиск и показ  на физической  карте равнин и  гор России»  12 «Природа России» Водоемы, их разнообразие,  использование человеком Моря, озёра и  реки России. 13 «Природа России» Растения и животные, их  разнообразие. Понимание  связи неживой и живой  природы.  Условия,  необходимые для жизни  Экологические проблемы 14 «Природа России» Растения   и   животные,   их разнообразие.   Понимание связи   неживой   и   живой природы.   Условия, необходимые   для   жизни Экологические проблемы   Практическая  работа № 6  «Поиск и показ  на физической  карте морей,  озёр и рек  России»  Природные зоны  России. Практическая  работа № 7  «Поиск и показ  на карте  природные зоны  России»  Зона  арктических  пустынь. Практическая  работа №8  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи. Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.  Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение  не создавать конфликтов и находить выход из  спорных ситуаций Чувство любви к своей стране,  выражающееся в интересе  к её природе. Самооценка   на   основе критериев   успешности учебной деятельности. Выделение необходимой  информации; установление  причинно­следственных связей,  представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной  полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. Осознанное и  произвольное построение  речевого высказывания в устной и письменной форме Поиск  и  выделение  необходимой информации,   структурирование знаний; представление полученной   информации;   оценка результатов работы. Сотрудничество   с   учителем   и учащимися. Подготовка сообщения   о   загрязнении   воды   в морях,   озёрах,   реках   и   о   мерах борьбы с загрязнениями        Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.  Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение  не создавать конфликтов и находить выход из  спорных ситуаций Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.   Навыки сотрудничества в разных   ситуациях,   умение не создавать конфликтов и находить выход   из спорных ситуаций   Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Самостоятельное создание  способов решения проблем  поискового характера; умение с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  6.10 8.10 13.10 15.10 Называть формы земной  поверхности. Показывать  на карте наиболее крупные  равнины и горы.  Рассказывать о вулканах  Камчатки – объекте  Всемирного наследия.  Рассказывать об  Ильменском заповеднике  Показывать на карте и  рассказывать о морях  Северного Ледовитого,  Тихого и Атлантического  океанов. Показывать на  карте озёра:   Байкал,  Ладожское, Онежское  Каспийское . Показывать на карте реки: Волгу, Обь,  Енисей, Лену, Амур.  Рассказывать о  Дальневосточном морском  заповеднике  Называть  природные   зоны России. Объяснять причины смены  природных зон с севера на  юг. Показывать  на   карте природных   зон   области высотной поясности  Показывать на карте  природных зон зону  арктических пустынь. Рассказывать о зависимости природных особенностей  Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и  полярной ночи. Называть условия,  необходимые для жизни  живых организмов. приспособленнос ти к условиям  жизни в  Арктике»  Тундра. Практическая  работа №9  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособленнос ти к условиям  жизни в  тундре»  Леса России. Практическая  работа №10  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособленнос ти к условиям  жизни в зоне  лесов»  Растения и  животные леса.  Экскурсия № 2  Приводить примеры  представителей разных  групп растений и животных  арктических пустынь. Рассказывать об  экологических проблемах и  охране природы в зоне  арктических пустынь. Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля»  Показывать на карте  природных зон зону тундры. Называть природные  особенности зоны тундры. Называть общие условия,  необходимые для жизни  живых организмов в тундре.  Приводить примеры  представителей разных  групп растений и животных  тундры. Рассказывать о занятиях  местного населения. Называть экологические  проблемы рассказывать об  охране природы в зоне  тундры. Рассказывать о  Таймырском заповеднике  Показывать на карте  природных зон зону тайги,  смешанных и  широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости природы лесов от  распределения тепла и  влаги. Приводить примеры  представителей разных  групп растений и животных  леса. Называть экологические  связи в лесах  Рассказывать о природных  сообществах, характерных  для края. Наблюдать объекты и  20.10 22.10 27.10 Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.   Навыки сотрудничества в разных   ситуациях,   умение не создавать конфликтов и находить выход   из спорных ситуаций   Построение логической цепочки  рассуждений, анализ истинности  утверждений.  Инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации. Продуктивное взаимодействие и  сотрудничество со сверстниками.  Моделирование связей  организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание  предложенных моделей  Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.   Навыки сотрудничества в разных   ситуациях,   умение не создавать конфликтов и находить выход   из спорных ситуаций   Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме. Планирование учебного сотрудничества   с   учителем   и сверстниками    Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.  Навыки сотрудничества в  Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных, несущественных);  установление причинно­ 15 «Природа России» Растения и животные, их  разнообразие. Понимание  связи неживой и живой  природы.  Условия,  необходимые для жизни  Экологические проблемы 16 «Природа России» Роль растений  в природе и жизни людей.  Понимание связи неживой и  живой природы 17* «Природа России» Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные  объекты с помощью атласа­ определителя. Фиксировать результаты  наблюдений. Сравнивать результаты  наблюдений, сделанных в  разных природных  сообществах  Роль растений  в природе и жизни людей,  бережное отношение человека к растениям и животным 18 «Природа России» разных ситуациях, умение  не создавать конфликтов и находить выход из  спорных ситуаций следственных связей,  представление цепочек объектов и явлений  явления природы  Лес и человек. Проверочная  работа №1  Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.   Навыки сотрудничества в разных   ситуациях,   умение не создавать конфликтов и находить выход   из спорных ситуаций   Построение рассуждения в форме связи простых суждений об  объекте, его строении, свойствах  и связях.  Выделение необходимой  информации; установление  причинно­следственных связей,  представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной  полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации.  2 четверть (14 часов) 19 «Природа России» Растительный и животный  мир, особенности труда и  быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана  природы Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.   Навыки сотрудничества в разных   ситуациях,   умение не создавать конфликтов и находить выход   из спорных ситуаций   Зона степей. Практическая  работа №11  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособленнос ти к условиям  жизни в зоне  степей»   20 «Природа России» Растительный и животный  мир, особенности труда и  быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана  природы Пустыни. Практическая  работа №12  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.   Навыки сотрудничества в разных   ситуациях,   умение не создавать конфликтов и находить выход   из спорных ситуаций   Инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации. Построение рассуждения в форме связи простых суждений об  объекте, его строении, свойствах  и связях.  Построение логической цепочки  рассуждений, анализ истинности  утверждений. Структурирование знаний;  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера  Инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации. Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем поискового характера;  умение с достаточной полнотой и  29.10 10.11 Рассказывать  о роли леса в природе и жизни людей. Называть экологические  проблемы зоны лесов.  растения   и Называть животных   леса,   которые занесены   в   Красную   книгу России. Рассказывать  о   правилах поведения в лесу. Называть  заповедники   и национальные   парки   лесных зон. Рассказывать   о   Приокско­ Террасном заповеднике  Показывать на карте  природных зон зону степей. Рассказывать о природных  особенностях зоны степей. Называть экологические  проблемы степной зоны и  пути их решения. Называть заповедники  степной зоны. Рассказывать о питомниках для редких животных  12.11 Показывать на карте  природных зон зону пустынь. Рассказывать о природных  особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении  полупустынь и пустынь  человеком. Называть экологические 21 «Природа России» Растительный и животный  мир, особенности труда и  быта людей, влияние человека на природу зоны 22 23 «Родной край – часть большой страны» «Родной край – часть большой страны» Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные  объекты с помощью атласа­ определителя. Фиксировать результаты  наблюдений. Сравнивать результаты  наблюдений, сделанных в  разных природных  сообществах  Наблюдение в природе,  сравнение свойств  наблюдаемых объектов.  Родной город: название,  основные  достопримечательности выявление  признаков их  приспособленнос ти к условиям  жизни в зоне  пустынь»  У Чёрного моря. Практическая  работа №13  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособленнос ти к условиям  жизни в зоне  субтропиков». Тест № 2   Родной край –  часть большой  страны.   Экскурсия №3 Наш край. Практическая  работа №14  «Знакомство с  картой родного  края»  точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации  проблемы зоны пустынь и  пути их решения. Рассказывать о заповеднике «Чёрные Земли»  Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе. Самооценка   на   основе критериев   успешности учебной деятельности. Инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации. Структурирование знаний;  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера  17.11 19.11 Показывать на карте  природных зон зону  субтропиков. Называть правила  безопасности во время  отдыха у моря. Называть экологические  проблемы Черноморского  побережья Кавказа. Называть растения и  животных, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о курортах  Черноморского побережья  Кавказа. Объяснять значения слов:  «Черноморское побережье  Кавказа», «субтропики»  Рассказывать о природных  сообществах, характерных  для края. Наблюдать объекты и  явления природы  Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных, несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек объектов и явлений  Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи. Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе.  Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение  не создавать конфликтов и находить выход из  спорных ситуаций Инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации. Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий  24.11 Показывать на политико­ административной карте  России родной край. Знакомиться с картой  родного края. Рассказывать о родном крае 24 25 26 27 «Родной  край –  часть  большой  страны»  «Родной  край –  часть  большой  страны»  «Родной край – часть большой страны» «Родной  край –  часть  большой  страны»  Поверхность  нашего края  Особенности поверхности (на  основе наблюдений).  Формы поверхности: равнина,  горы, холмы, овраги  (узнавание в природе, на  рисунке, карте) изменение  поверхности края в  результате деятельности  человека   Водоемы   родного   края (названия, краткая характеристика),охрана ,изменение   водоёмов   в результате деятельности человека   Водные  богатства нашего края  Практическое знакомство с  полезными ископаемыми  своего края.  Опыты с природными  объектами, простейшие  измерения Свойства полезных  ископаемых, способы добычи, охрана недр Почва, ее   состав. виды почв, охрана почв в нашем крае Наши подземные  богатства. Практическая  работа №15  «Рассматриван ие образцов  полезных  ископаемых,  определение их  свойств»  Земля ­  кормилица  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  родителями и учащимися  Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера.  Поиск и выделение необходимой  информации. Структурирование  знаний  Структурирование знаний;  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера.  Поиск и выделение необходимой  информации  Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных, несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек объектов и явлений. Осознанное и  произвольное построение  речевого высказывания,  аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации  26.11 1.12 3.12 8.12 Называть формы земной  поверхности родного края. Находить на карте региона  основные формы земной  поверхности, крупные  овраги и балки. Рассказывать об охране  поверхности края. Объяснять значения слов:  «овраг», «балка»  Называть водные объекты  своего региона, рассказывать об их значении для жизни  края. Называть источники  загрязнения вод в регионе. Называть правила  поведения на воде  Называть важнейшие  полезные ископаемые  родного края, их свойства,  способы добычи,  использование. Рассказывать об охране  подземных богатств  Рассказывать о  разнообразии почв России, о  наиболее распространённых  типах почв. Различать типы почв  родного края. Рассказывать об охране  почв  Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе. Экологическая культура:  ценностное отношение к  природному миру;  готовность следовать  нормам природоохранного  поведения. Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе. Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение  не создавать конфликтов и находить выход из  спорных ситуаций Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе. Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение  не создавать конфликтов и находить выход из  спорных ситуаций 28 «Родной  край –  часть  большой  страны»  Растения и животные, их  разнообразие. Условия,  необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их  использование человеком,  охрана (на примере наиболее  распространенных водоемов  местности, края) экологические сообществах   связи   в Жизнь леса. Практическая  работа №16  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений леса и  их  распознавание»  Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе. Самооценка на основе  критериев успешности  учебной деятельности.  Экологическая культура:  ценностное отношение к  природному миру;  готовность следовать  нормам природоохранного  поведения Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера.  Давать   аргументированный   ответ на   поставленный   вопрос.   Анализ объектов   с   целью   выделения признаков (существенных, несущественных). Поиск и выделение необходимой  информации. Структурирование  знаний    10.12 Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой  природы. Объяснять значение  выражения «природное  сообщество». Рассказывать о природном  сообществе смешанного  леса. Определять обитателей  леса с помощью атласа­ определителя. Использовать полученные  знания для удовлетворения  познавательных интересов,  поиска дополнительной  информации о родном крае,  о жизни леса.  Приводить примеры  представителей разных  групп растений и животных  (2–3 представителя из  изученных ), леса,  раскрывать особенности их  внешнего вида и жизни,  различать части растения,  отображать их в рисунке  (схеме). Моделировать цепи питания 29 «Родной край – часть большой страны» 30 «Родной край – часть большой страны» Описывать луг по  фотографии, определять  растения луга в гербарии;  знакомиться с животными  луга по иллюстрации  учебника; выявлять  экологические связи на лугу. Рассказывать по своим  наблюдениям о луговых  растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания  на лугу, осуществлять  взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое  сообщество по плану. Сравнивать природные  особенности леса и луга. Приводить примеры  правильного и неправильного  поведения человека на лугу,  выявлять нарушения  экологических связей по вине  человека, предлагать пути  решения экологических  проблем. Составлять памятку «Как  вести себя на лугу». Наблюдать за жизнью луга,  определять его обитателей с  помощью атласа­ определителя  Описывать водоём по  фотографии; определять с  помощью атласа­ определителя растения  пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника  живые организмы пресных  вод; выявлять экологические  связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим  наблюдениям об обитателях  пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе  своего региона. Характеризовать  Жизнь луга. Практическая  работа №17  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений луга и  их  распознавание»  Инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации.  Выделение необходимой  информации; установление  причинно­следственных связей,  представление цепочек объектов и явлений  15.12 Рассказывать о природном  сообществе луга. Использовать полученные  знания для удовлетворения  познавательных интересов,  поиска дополнительной  информации о жизни луга. Приводить примеры  представителей разных  групп растений и животных  (2–3 представителя из   изученных ) луга, раскрывать особенности их внешнего  вида и жизни. Моделировать цепи  питания. Рассказывать о влиянии  человека на жизнь луга. Рассказывать об охране  лугов  Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем поискового характера  Жизнь в пресных водах. Практическая  работа №18  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений  пресных вод и их распознавание»  Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе.  Мотивация учебной  деятельности, внутренняя  позиция школьника на  основе положительного  отношения к школе.  Экологическая культура:  ценностное отношение к  природному миру;  готовность следовать  нормам природоохранного  поведения. 17.12 Рассказывать о природном  сообществе пресных вод. Использовать полученные  знания для удовлетворения  познавательных интересов,  поиска дополнительной  информации о жизни в  пресных водах. Приводить примеры  представителей разных  групп растений и животных  (2–3 представителя из  изученных) пресных вод,  раскрывать особенности их  внешнего вида и жизни. Моделировать цепи пресноводное сообщество  своего региона по плану. Обсуждать способы  приспособления растений и  животных к жизни в воде. Наблюдать за жизнью  пресного водоёма, определять его обитателей с помощью  атласа­определителя  Роль растений в природе и  жизни людей, бережное  отношение человека к  растениям, отрасли  растениеводства, сорта  культурных растений Выполнять тесты с выбором  ответа. Оценивать  правильность/неправильность  предложенных ответов. Адекватно оценивать свои  знания в соответствии с  набранными баллами  Роль животных в жизни  людей, бережное отношение к  животным. Породы домашних животных  животных, отрасли  животноводства Растениеводство  в нашем крае. Практическая  работа №19  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  полевых культур и их  распознавание»  Проверим себя и  оценим свои  достижения. Промежуточн ая  диагностическа я работа  Животноводство  в нашем крае  Извлекать информацию из  дополнительных источников. Посещать музеи,  обрабатывать материалы  экскурсий. Готовить иллюстрации для  презентации проекта  Презентация  проектов. Тест № 3  Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе.  Мотивация учебной  деятельности, внутренняя  позиция школьника на  основе положительного  отношения к школе.  Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе. Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение  не создавать конфликтов и находить выход из  спорных ситуаций. Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Поиск и выделение необходимой  информации; структурирование  знаний; осознанное и  произвольное построение  речевого высказывания в устной и письменной форме  3 четверть (20 часов) Ориентация на понимание  причин успеха в учебной  деятельности, в том числе  на самоанализ и  самоконтроль  результата,  на анализ соответствия  результатов требованиям  конкретной задачи, на  понимание оценок  учителей, товарищей,  родителей и других людей. Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение  не создавать конфликтов и находить выход из  спорных ситуаций Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  питания. Называть правила  поведения у водоёма. Рассказывать об охране  пресноводных растений и  животных. Рассказывать о болотах и  об их охране  Рассказывать о  растениеводстве как об  отрасли сельского  хозяйства. Называть сорта культурных растений. Называть отрасли  растениеводства в родном  крае. Называть правила ухода за  культурными растениями  Оценивать свои достижения Рассказывать о  животноводстве как об  отрасли сельского  хозяйства. Называть породы домашних животных. Называть отрасли  животноводства в регионе и  рассказывать об их развитии  22.12 24.12 29.12 Выполнять презентацию  проектов с демонстрацией  иллюстраций и других  подготовленных материалов  12.01 31 32 33 34 «Родной  край –  часть  большой  страны» «Родной край – часть большой страны» «Родной край – часть большой страны» «Родной край – часть большой страны» «Страниц ы  Всемирной истории»  «Страниц ы  Всемирной истории»  (фотографии, слайды,  рисунки). Оценивать свои достижения  по выполнению проекта и  достижения товарищей  Человек – часть  природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.  Способы познания  окружающего мира,  периодизация истории Определять по «ленте  времени» длительность  Древнего мира. Находить на карте  местоположение древних  государств.   Начало истории  человечества  Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи. Мир древности:  далёкий и  близкий  Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи. «Страниц ы Всемирной истории» рассказывают О   чём   христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.   Средние века:  время рыцарей и  замков    Широкая   мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­ познавательные и внешние мотивы.   полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и учащимися  Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера.  Поиск и выделение необходимой  информации. Структурирование  знаний  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и учащимися  Поиск и выделение необходимой  информации, установление  причинно­следственных связей,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка результатов  работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и учащимися  «Страниц ы Всемирной Выдающиеся люди разных  эпох Достижения науки и техники:  Новое время:  встреча Европы и Америки  Широкая   мотивационная основа учебной деятельности, включающая   Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  35 36 37 38 Рассказывать о  первобытном обществе, о  первобытном искусстве. Понимать роль археологии  в изучении первобытного  общества. Объяснять значение  выражения «первобытные  люди». Использовать «ленту  времени»  Рассказывать о Древнем  Египте, Древней Греции,  Древнем Риме, об их  культуре и религии. Использовать «ленту  времени». Понимать роль  археологических находок  для изучения истории  древних государств. Объяснять значения слов и  выражений: «Древний мир»,  «иероглифы», «пирамиды»  Рассказывать о Средних  веках в истории Европы, о  возникновении городов. Сопоставлять мировые  религии. Рассказывать о рыцарях и  замках. Понимать важность  изобретения книгопечатания для человечества. Объяснять значения слов и  выражений: «Средние века»,  «христианство», «ислам»,  «буддизм», «рыцарь»,  «замок»  Рассказывать о Новом  времени в истории Европы,  Понимать значение  14.01 19.01 21.01 26.01 истории» пароход, паровоз, железные  дороги, электричество,  телеграф   социальные, учебно­ познавательные и внешние мотивы. 39 «Страниц ы Всемирной истории» Выдающиеся люди разных  эпох Достижения науки и техники.  осознание человечеством  ответственности за  сохранение мира на планете Новейшее время: история  продолжается  сегодня. Тест № 4    Широкая   мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­ познавательные и внешние мотивы.   составление плана и  последовательности действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  40 «Страниц ы истории России» 41 «Страниц ы истории России» Жизнь древних  славян  Во времена  Древней Руси  Анализировать карту  расселения племён древних  славян. Выявлять взаимосвязь жизни  древних славян и их занятий с природными условиями того  времени. Характеризовать верования  древних славян. Моделировать  древнеславянское жилище  История Отечества.  Отдельные  яркие и наиболее  важные события  общественной и культурной  жизни России: картины быта,  труда, традиций людей в  разные исторические времена. Москва – столица России Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи.  Широкая мотивационная  основа учебной  деятельности, включающая социальные, учебно­ познавательные и внешние  мотивы. Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  развития  предпринимательства. Характеризовать научные  открытия и технические  изобретения Нового  времени. Прослеживать по карте  маршруты Великих  географических открытий. Называть выдающихся  людей Нового времени. Работать с географической картой  Рассказывать об  исследованиях Арктики и  Антарктики. Характеризовать изменения в политическом устройстве  стран мира. Называть научные открытия и технические изобретения  ХХ – ХХI веков. Называть выдающихся  людей Новейшего времени. Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых  кровопролитных войн  Показывать на карте  территории расселения  древних славян. Рассказывать о жизни  древних славян  28.01 2.02 4.02 Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  Называть столицу Древней  Руси. Понимать значение  принятия Русью  христианства. Объяснять значения слов и  выражений: «великий князь», «бояре», «дружина»,  «Крещение» 42 «Страниц ы истории  России»  Страна городов  История Отечества.  Отдельные  яркие и наиболее  важные события  общественной и культурной  жизни России: картины быта,  труда, традиций людей в  разные исторические времена. Москва – столица России 43 «Страниц ы истории  России»  Выдающиеся   люди   разных эпох.   Охрана   памятников истории и культуры Из книжной  сокровищницы  Древней Руси        гражданской своей Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гордости   за   свою   Родину, народ и историю. Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и  гордости за свою Родину,  народ и историю.   Широкая   мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­ познавательные и внешние мотивы.     Поиск и выделение необходимой  информации, установление  причинно­следственных связей,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка результатов  работы.  Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и учащимися  Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового  характера. Сотрудничество с  учителем, другими взрослыми и  учащимися  Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации  Поиск и выделение необходимой  информации, установление  причинно­следственных связей,  структурирование знаний;  представление полученной  информации; оценка результатов  работы   Объяснять важность  находок археологами  берестяных грамот. Объяснять значение  летописи об основании  Москвы. Сопоставлять жизнь двух  главных городов Древней  Руси  Называть имена создателей  славянской азбуки. Объяснять значение слова  «летопись». Объяснять роль летописей  для изучения истории  России. Объяснять роль рукописной книги в развитии русской  культуры  Рассказывать о  монгольском нашествии. Объяснять значения слов и  выражений: «дань», «хан»,  «Золотая Орда». Рассказывать об  Александре Невском. Описывать вооружение  воинов: древнерусских,  монголо­татарских,  рыцарей­крестоносцев  Приводить факты,  свидетельствующие о  возрождении Северо­ Восточной Руси. Рассказывать, чем известен  в истории Иван Калита. Объяснять значение слова  «монастырь»  9.02 11.02 16.02 18.02 Куликовская  битва  Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  Рассказывать о Куликовской битве по составленному  плану. Моделировать ход  Куликовской битвы. 25.02 44 «Страниц ы истории России» 45 «Страниц ы истории  России»  46 «Страниц ы истории  России»  Трудные времена на Русской земле Россия на карте (границы,  города, места  изученных  сражений, исторических  событий). Выдающиеся люди  разных эпох.  Охрана памятников истории и культуры Русь расправляет крылья  Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и  гордости за свою Родину,  народ и историю. Приводить факты  возрождения северо­ восточных земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана  Калиты. Прослеживать по карте  объединение русских земель  вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные  качества Ивана Калиты  сыграли роль в успехе его  правления  Прослеживать по карте  передвижения русских и  ордынских войск. Составлять план рассказа о  Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени»  дату Куликовской битвы.   Рассказывать об изменении  политики в отношении  Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике  Москвы. Обсуждать значение  освобождения от  монгольского ига. Отмечать на «ленте времени»  даты освобождения от  монгольского ига, венчания  Ивана Грозного на царство  Выдающиеся   люди   разных эпох   Культура,   быт   и   нравы страны XIII­ XV веке. Иван Третий  Мастера  печатных дел  Выдающиеся   люди   разных эпох Патриоты России 47 «Страниц ы истории  России»  48 «Страниц ы истории  России»  49 «Страниц ы истории  России»  50 «Страниц ы истории  России»  Выдающиеся   люди   разных эпох.   Города   России.   Санкт­ Петербург Пётр Великий  гражданина России,  чувства сопричастности и  гордости за свою Родину,  народ и историю. Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и  гордости за свою Родину,  народ и историю. деятельности при решении  проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и учащимися  Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера    Широкая мотивационная  основа учебной  деятельности, включающая социальные, учебно­ познавательные и внешние  мотивы. Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гордости   за   свою   Родину, народ и историю. гражданской своей         гражданской своей Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гордости   за   свою   Родину, народ и историю.   Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем творческого и  поискового характера.  Поиск и выделение необходимой  информации. Структурирование  знаний  Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового  характера. Сотрудничество с  учителем, другими взрослыми и  учащимися  Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий.  Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации  Осознавать роль  Куликовской битвы в  истории России  Рассказывать о  возникновении единого  независимого Российского  государства со столицей в  Москве, об укреплении  экономики. Понимать значение  освобождения от  монгольского ига  Рассказывать о  первопечатнике Иване  Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Объяснять значение слов:  «книгопечатание»,  «первопечатники»  Осознавать роль борьбы за  независимость в начале ХVI  века в истории России. Объяснять значение  выражения «народное  ополчение»  Рассказывать о реформах  Петра I на основе материала  учебника. Понимать, почему Пётра I  называют Великим. Рассказывать об основании  града Петра  1.03 3.03 10.03 15.03 51 52 «Страниц ы истории  России»  «Страниц ы истории  России»  Выдающиеся   люди   разных эпох   Культура,   быт   и   нравы России в XVIII в. Михаил  Васильевич  Ломоносов  Екатерина  Великая. Проверочная  работа №2  Обсуждать, заслуженно ли  Екатерина Вторая стала  называться Великой. Описывать  достопримечательности  Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Прослеживать по карте рост  территории государства.  53 «Страниц ы истории  России»  Выдающиеся люди разных  эпох Бородинское сражение Отечественная  война 1812 года  54 «Страниц ы истории  России»  Россия на карте (границы,  города, места  изученных  исторических событий) Страницы  истории XIX  века  55 «Страниц ы истории  России»  Отдельные  яркие и наиболее  важные события  общественной и культурной  жизни России Россия вступает  в XX век  Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем поискового характера  необходимой Выделение установление информации; причинно­следственных   связей, представление цепочек объектов и явлений;   умение   с   достаточной полнотой   и   точностью   выражать свои   мысли   в   соответствии   с задачами условиями коммуникации  и             гражданской своей Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гордости   за   свою   Родину, народ и историю.   4 четверть (16 часов) гражданской своей     Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гордости   за   свою   Родину, народ и историю.   Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания, аргументация  своего мнения и позиции в  коммуникации        гражданской своей Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гордости   за   свою   Родину, народ и историю. Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гражданской своей       Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и учащимися  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  17.03 31.03 5.04 7.04 12.04 Рассказывать о М.В.  Ломоносове. Понимать заслуги М.В.  Ломоносова в развитии  науки и культуры Рассказывать о Екатерине  Второй. Понимать,  почему Екатерина   Вторая   стала называться Великой. Рассказывать о знаменитых  военачальниках Ф.Ф.  Ушакове и А.В. Суворове  Рассказывать о  Бородинском сражении. Рассказывать о М.И.  Кутузове. Понимать, почему война  1812 года называется  Отечественной. Рассказывать о Кузьме  Минине и Дмитрии  Пожарском. Объяснять значение  выражения «Отечественная  война»  Называть технические  новшества, которые  изменили жизнь людей. Понимать значение  освобождения крестьян от  крепостной зависимости. Рассказывать о Петербурге  и Москве после 1861 года. Объяснять значение  выражения «Гражданская  война». Рассказывать о  Первой  мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 56 «Страниц ы истории  России»  57 «Страниц ы истории  России»  58 «Страниц ы истории  России»  59 «Страниц ы истории  России»  Россия на карте (границы,  города). Отдельные  яркие и  наиболее важные события  общественной и культурной  жизни России: картины быта,  труда, традиций людей в  разные исторические времена Составлять план рассказа о  ходе Великой Отечественной  войны, рассказывать о ней по  плану. Обсуждать, в чём значение  Победы в Великой  Отечественной войне для  нашей страны и всего мира. Прослушивать в записи песню  «Вставай, страна огромная» и  другие песни времён войны. Делиться впечатлениями от  фотографий военных лет и от  картин на тему войны и  Парада Победы  Выяснять в краеведческом  музее, какой вклад внёс город (село) в Победу. Страницы  истории 1920 –  1930­х годов  Великая война и  великая Победа  Великая война и  великая Победа  Страна,  открывшая путь  в космос. Тест № 5  Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета  информацию об освоении  космоса. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия  Гагарина. Знакомиться с  репродукциями картин  космонавта А.Леонова на  гордости   за   свою   Родину, народ и историю.       гражданской своей Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гордости   за   свою   Родину, народ и историю. Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гордости   за   свою   Родину, народ и историю. гражданской своей             гражданской своей Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гордости   за   свою   Родину, народ и историю. Основы идентичности, этнической принадлежности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России, чувства   сопричастности   и гордости   за   свою   Родину, народ и историю. гражданской своей       полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем,  родителями и учащимися  Определение последовательности  промежуточных целей с учётом  конечного результата;  составление плана и  последовательности действий. Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и учащимися  Постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем поискового характера;  анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных, несущественных)  Рассказывать об  образовании СССР. Рассказывать о переходе  предприятий в  собственность государства,  о борьбе с неграмотностью,  об изменениях в жизни  города и деревни  Рассказывать о ходе  Великой Отечественной  войны. Понимать в чём значение  Победы в Великой  Отечественной войне для  нашей страны и всего мира. Объяснять значение  выражения «Великая  Отечественная война»  Анализ объектов с целью  выделения признаков  (существенных, несущественных);  установление причинно­ следственных связей,  представление цепочек объектов и явлений  Рассказывать о ходе  Великой Отечественной  войны. Понимать в чём значение  Победы в Великой  Отечественной войне для  нашей страны и всего мира  Выделение необходимой  информации; установление  причинно­следственных связей,  представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной  полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации  Рассказывать о  достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина. Рассказывать о крупных  стройках послевоенного  времени в СССР. Называть экологические  проблемы того времени. Называть события, которые  14.04 19.04 21.04 26.04 60 «Современ ная  Россия»  61 «Современ ная  Россия»  62 «Современ ная  Россия»  63 «Современ ная  Россия»  64 «Современ ная  Россия»  космическую тему. Находить на политико­ административной карте РФ  края, области, республики,  автономные округа,  автономные области, города  федерального значения. Анализировать закреплённые в  Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного  человека соотносятся с  правами других людей. Различать прерогативы  Президента, Федерального  Собрания и Правительства.   Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации,  его историей, символикой,  отличать герб России от  гербов других государств. Знакомиться с  Государственным флагом  России. Его историей, с  Красным знаменем Победы. Знакомиться с праздниками и  Памятными днями России,  обсуждать их значение для  страны и каждого его  гражданина. Выяснять, используя  краеведческую литературу,  какие праздники отмечаются  в крае.  Выполнять задания;  проверять свои знания  Основной закон  России и права  человека  Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи. Мы – граждане  России  Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи. Славные  символы России  Осознание   себя   членом общества   и   государства (самоопределение   своей российской   гражданской идентичности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России). Такие разные  праздники  Осознание себя членом  общества и государства  (самоопределение своей  российской гражданской  идентичности в форме  осознания «Я» как  гражданина России). Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем,  другими взрослыми и учащимися  Извлечение необходимой  информации из текстов;  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности при решении  проблем поискового характера. Строить рассуждения в форме  связи простых суждений об  объекте, его строении, свойствах  и связях. Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели; структурирование знаний;  осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания в устной и  письменной форме  28.04 3.05 5.05 10.05 произошли в нашей стране в  1991 году  Рассказывать о  федеральном устройстве  России. Понимать, что такое  Конституция, о чём  говорится во Всеобщей  Декларации прав человека. Объяснять значение слов:  «федерация»,  «конституция», «конвенция» Называть права и  обязанности гражданина. Различать права и  обязанности гражданина,  устанавливать их  взаимосвязь  Понимать, что такое  «символ» и называть  символы России. Объяснять значение  символов России в жизни  государства и общества  Различать праздники  государственные,  профессиональные,  церковные, народные,  семейные. Приводить примеры  праздников  Проверим себя и  оценим свои  достижения за  Осознание   себя   членом общества   и   государства (самоопределение   своей Оценка — выделение и осознание  обучающимся того, что уже  усвоено и что ещё нужно усвоить,  Адекватно оценивать и  анализировать свои  знания/незнания  12.05 65 «Современ ная  Россия»  66 «Современ ная Россия» 67 «Современ ная  Россия»  второе  полугодие.  Итоговая  диагностическа я работа  Путешествие по  России (по Дальнему  Востоку, на  просторах  Сибири)  Путешествие по  России (по Уралу, по  северу  европейской  России)  Путешествие по  России (по Волге, по югу России)  Знакомиться по материалам  учебника и дополнительной  литературе с регионами,  городами, народами России. Совершать виртуальные  экскурсии по Дальнему  Востоку, по просторам  Сибири с помощью  Интернета, посещать музеи,  осматривать памятники  истории и культуры. Совершать виртуальные  экскурсии по Уралу, по северу  европейской России с помощью Интернета, посещать музеи,  осматривать памятники  истории и культуры. Рассказывать по личным  впечатлениям о разных уголках  России, демонстрировать  фотографии, сувениры. Анализировать и сравнивать  гербы городов России, выяснять  их символику.  Совершать виртуальные  экскурсии по Волге, по югу  России с помощью Интернета,  посещать музеи, осматривать  памятники истории и культуры. Рассказывать по личным  впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать  фотографии, сувениры. 68 «Современ ная  Россия»  Извлекать информацию из  дополнительных источников и Интернета. Посещать музеи,  обрабатывать материалы  Презентация  проектов  российской   гражданской идентичности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России). Целостный, социально  ориентированный взгляд  на мир в единстве и  разнообразии народов и   культур.  Осознание   себя   членом общества   и   государства (самоопределение   своей российской   гражданской идентичности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России). Целостный, социально  ориентированный взгляд  на мир в единстве и  разнообразии народов и   культур.  Осознание   себя   членом общества   и   государства (самоопределение   своей российской   гражданской идентичности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России). Целостный, социально  ориентированный взгляд  на мир в единстве и  разнообразии народов и   культур.  Осознание   себя   членом общества   и   государства (самоопределение   своей российской   гражданской идентичности   в   форме осознания   «Я»   как гражданина России). Целостный, социально  ориентированный взгляд  на мир в единстве и  разнообразии народов и   культур.  осознание качества и уровня  усвоения; оценка результатов  работы  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимися, и  того, что ещё неизвестно.  Поиск и выделение необходимой  информации, структурирование  знаний; представление  полученной информации; оценка  результатов работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися. Моделирование —  преобразование объекта из  чувственной формы в модель, где  выделены существенные  характеристики объекта  17.05 Называть народы России. Рассказывать об обычаях и  традициях народов России. Рассказывать о городах  России  19.05 Называть народы России. Рассказывать об обычаях и  традициях народов России. Рассказывать о городах  России  24.05 Называть народы России. Рассказывать об обычаях и  традициях народов России. Рассказывать о городах  России  Представлять результаты  проектной деятельности.  Формировать адекватную  оценку своих достижений  26.05 экскурсий. Интервьюировать старших  членов семьи, других  взрослых.   (пространственно­графическая  или знаково­символическая);  умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России

КТП 4 класс УМК Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018