Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2016. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
• Учебник Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Иформатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2016г.Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
• Учебник Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Иформатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Информатика в играх и задачах»
Уровень общего образования базовый
Классы 3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 3е
Количество часов 34
Учитель :
Программа разработана на основе программы
«Информатика в играх и задачах»
авторы А.В.Горячев, К.И.Горин, Н.И.СувороваПояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе
авторской программы
Горячева «Информатика и ИКТ
А.В.
(Информационные и коммуникационные технологии)» Образовательная
система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2
х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под
науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. и ориентирована на работу по
учебнометодическому комплекту:
Учебник Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика
(«Иформатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2х частях. – М.:
Баласс, 2011г.
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и
задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.:
Баласс, 2011г.
Цель курса:
обучающися.
развитие логического и алгоритмического мышления
Задачи изучения логикоалгоритмических основ информатики в начальной
школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких
подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях
деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов
путём применения к известным утверждениям логических операций «если
…, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»; алгоритмический подход к решению задач – умение планировать
последовательность действий для достижения какойлибо цели, а также
решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или
утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде
набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою
роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния
изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектноориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а
не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим
названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия,
выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу
«из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой:
знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с
выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с
общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не
решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей
(поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции,
правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Данный пропедевтический курс информатики опирается на
основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность,
научность в сочетании с доступностью, практикоориентированность в
сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи
начального образования — формирования УУД (общеучебных умений) —
решать
формируются умения строить модели решаемой задачи,
нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенкапроисходит при формировании навыков планирования в ходе решения
различных задач.
В третьем классе дети учатся видеть окружающую действительность с
точки зрения информационного подхода: изучают представление и
кодирование информации, ее хранение на информационных носителях.
Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается
представление о компьютере как системе. Школьники изучают устройство
компьютера, осваивают информационные технологии: технологию создания
электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи,
поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными
инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная
книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в
своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости,
чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности,
рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные
технологические операции своими именами.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс
«Информатика в играх и задачах» изучается во внеурочной деятельности в 3
классе 1 час в неделю, 34 часа в год. В связи с тем, что занятия по предмету, в
соответствии с расписанием, выпали на праздничные дни (1 мая – 3в, 3г),
рабочая программа составлена для 3в, 3г классов на 33 часа за счет
уплотнения темы «Аналогичная закономерность».
Учебнотематический план
№п/п
1
2
3
Тема раздела
Алгоритмы
Группы (классы) объектов
Логические рассуждения
Количество часов
10
7
104
Применение моделей (схем) для
решения задач
Итого
7
34
Содержание программы курса «Информатика в играх и задачах» 3 класс
(34 ч)
Алгоритмы (10 ч)
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы
записи алгоритмов: блоксхема, построчная запись. Выполнение алгоритма.
Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся,
циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (7 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим
названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и
действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки.
Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.
Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения
между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их
табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по
аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из
одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы
однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого
класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок
схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть
элементы из этой области.
Планируемые результаты
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный
план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той
или иной образовательной области для достижения личностных,
метапредметных и предметных результатов.
1я группа требований: личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики
обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
— готовность и способность к саморазвитию, сформированность
мотивации к обучению и познанию;
— ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуальноличностные позиции;
— социальные компетенции;— личностные качества
2я группа требований: метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания
курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при
выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
— познавательных;
— регулятивных;
— коммуникативных;
— овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие,
алгоритм и др.)
3я группа требований: предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания
курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при
выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения
наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в
содержании курса:
— наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения,
происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты
по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
— соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты
проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли
достичь поставленной цели? »;
— устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте,
т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с
помощью компьютера с использованием текстового или графического
редактора;— понимать, что освоение собственно информационных технологий
(текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом
деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием
понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
— выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов
анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?»,
«Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее,
кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть.
Создание информационной модели может сопровождаться проведением
простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств
изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с
использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
— решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования,
анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и
компьютерных проектов;
— самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять
оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать
творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы),
разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные
объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа:
«...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное
обоснование высказанного суждения;
— овладевать первоначальными умениями передачи,
поиска,
преобразования, хранения информации, использования компьютера; при
выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих
упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в
интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки.
Одновременно происходит овладение различными способами представленияинформации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по
алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
— получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания.
Это задания,
предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и
простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности
действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется
ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы
достичь цели? »;
— получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс
упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении
способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы
«Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении
ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
— приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых
компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между
членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат
деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
— учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в
сочетания типологически
образовательном процессе через
ориентированных форм представления содержания учебных материалов
во всех компонентах УМК;
— оптимальным сочетанием вербального (словесносемантического),
образного
формального
(символического) способов изложения учебных материалов без
(визуальнопространственного)
и
нарушения единства и целостности представления учебной темы;— учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через
обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов
учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся
достигалось через развитие операционнодеятельностного компонента
учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и
проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и
развитие умений:
— наблюдать и описывать объекты;
— анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
— выделять свойства объектов;
— обобщать необходимые данные;
— формулировать проблему;
— выдвигать и проверять гипотезу;
— синтезировать получаемые знания в форме математических и
информационных моделей;
— самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих
практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы
УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему,
обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта
системность достигается:
1. Опорой на сквозные содержательные линии:
— информация, виды информации (по способу восприятия, по способу
представления, по способу организации);— информационные объекты (текст,
изображение,
аудиозапись,
видеозапись);
— источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
— работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение,
использование);
— средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио,
телевидение, мультимедийные устройства);
— организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги,
записные книжки и др.).
2. Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей
осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры
построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
— раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и
значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и
обществе, способствует установлению учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация).
Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на
первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их
информационной природы и значимости с точки зрения жизненных
интересов;
— содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного
ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» —
новое
Этим достигается наиболее рациональная
знание.
последовательность действий по изучению нового материала: от
понимания до применения на практике, в том числе развивается
творческая деятельность;
— разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация
повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использованиесредств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при
подготовке к контрольной работе);
— «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание.
Обобщение и классификация;
— практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР.
Формирование и развитие умений использовать полученные
теоретические знания по информатике, умений структурировать
содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач
(культура мышления, культура решения задач, культура проектной и
исследовательской деятельности); формирование и развитие умений
осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и
анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и
сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор
(самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений
по нахождению, переработке и использованию информации для решения
учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со
старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с
разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках
отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков
и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в
рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим
достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности,
которые включают:
— учебную мотивацию;
— учебную цель;
— учебную задачу;
— учебные действия и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка);— метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся,
направленные на анализ и управление своей познавательной
деятельностью).
Описание материальнотехнической базы
I. Учебнометодический комплект:
1. Горячев, А. В. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и
задачах»): учебник: в 2 ч. / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова. М.:
Баласс : Школьный дом, 2012.
2.
Информатика. 3 класс («Информатика в играх и задачах»):
методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу
математики с элементами информатики / А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И.
Горина. М.: Баласс, 2011.
3. Информатика. 3 класс: комплект наглядных пособий: в 2 ч. / сост. Т.
О. Волкова. М.: Баласс, 2005.
II. Компьютерная поддержка:
1. Программа «Страна «Фантазия».
2. Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 12й годы
обучения.
— комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов);
— методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в
информатику».
Электронное сопровождение УМК:
— ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др.
«Информатика», 3 класс (http://schoolcollecti.on.edu.ru/ );— ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school
collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f18e7469da53e08d72f0ec961/?
interface=pupil&class)[]=45&subject[]=19 );
III. Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Интерактивная доскаКалендарно – тематическое планирование
№п/п Тема и тип урока
Кол
Дата
Планируемые результаты (предметным и
во
часов
метапредметным результатам)
1
Введение. Алгоритм.
1
3а
3.09
3б 3.09
3в 5.09
3г
5.09
4.09
3д
3е
4.09
Материально
техническое
обеспечение
Таблица
«Правила
Обучающийся
Обучающийся сможет
научится
Алгоритмы (9 ч)
Знать:
научиться
Планирование
понятие алгоритма.
последовательности шагов
Уметь:
алгоритма для достижения цели;
техники
понимать построчную
поиск ошибок в плане действий
безопасности и
запись алгоритмов,
и внесение в него изменений.
поведения в
2
Схема алгоритма
1
выполнять команды
алгоритма.
3а
10.09 Уметь:
3б
10.09
3в 12.09
12.09
3г
3д
11.09
11.09
3е
алгоритмы и
понимать построчную
запись алгоритмов;
выполнять простые
компьютерном
классе»
Компьютер
Компьютер
Планирование
последовательности шагов
алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий
и внесение в него изменений.3
Ветвление в алгоритме.
1
составлять свои по
Построение логической цепи
аналогии.
17.09 Уметь:
3а
3б
17.09
3в 19.09
3г
19.09
18.09
3д
3е
18.09
понимать запись
алгоритмов и запись с
помощью блоксхем;
выполнять простые
алгоритмы и
рассуждений.
Моделирование
Компьютерные
преобразование объекта из
программы.
чувственной формы в модель,
где выделены существенные
характеристики объекта
(пространственно графическая
4
Цикл в алгоритме.
1
3а
24.09 Уметь:
рассуждений.
Моделирование
составлять свои по
или знаково символическая).
аналогии.
Построение логической цепи
Основные
устройства
3б
24.09
3в 26.09
3г
26.09
3д
25.09
понимать построчную
преобразование объекта из
запись алгоритмов и
чувственной формы в модель,
компьютера
запись с помощью
где выделены существенные
блок схем;
характеристики объекта
выполнять простые
(пространственно графическая
алгоритмы и
или знаково символическая).
3е
25.09
составлять свои по
Планирование
аналогии.
последовательности шагов5
Алгоритмы с
1
3а
1.10
Знать:
алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий
и внесение в него изменений.
Построение логической цепи
рассуждений.
Аргументирование своей точки
Компьютер
ветвлениями и циклами.
3б
1.10.
3в
3.10
3г
3.10
понятие алгоритма.
зрения на выбор оснований и
практикум
Уметь:
критериев при выделении при
Работа с мышью
понимать построчную
знаков, сравнении и
запись алгоритмов и
классификации объектов;
6
Закрепление по теме
1
«Алгоритмы».
3д
2.10
запись с помощью
выслушивание собеседника и
3е
2.10
блок схем;
ведение диалога. Построение
выполнять простые
логической цепи рассуждений.
алгоритмы и
Самостоятельное достраивание
составлять свои по
с восполнением недостающих
аналогии.
Уметь:
компонентов алгоритма.
Выбор оснований и критериев
ЭОР
определять этапы (ша
для сравнения, сериации, клас
ги) действия;
определять
сификации алгоритмов;
подведение под понятие.
3а
3б
3в
3г
3д
8.10
8.10
10.10
10.10
9.103е
9.10
правильный порядок
Построение логической цепи
выполнения шагов;
рассуждений.
выполнять простые
Самостоятельное достраивание
алгоритмы и
с восполнением недостающих
составлять свои по
компонентов алгоритма.
аналогии;
находить и исправлять
ошибки в алгоритмах;
выполнять, составлять
и записывать в виде
схем алгоритмы с
ветвлениями и
циклами;
формулировать
условия ветвления и
условия выхода из
7
Закрепление по теме
1
«Алгоритмы».
3а
3б
цикла.
15.10 Уметь:
Планирование
ЭОР
15.10
выполнять простые
последовательности шагов3в
3г
3д
3е
3а
3б
3в
3г
3д
3е
17.10
алгоритмы и
алгоритма для достижения цели;
17.10
16.10
16.10
составлять свои по
поиск ошибок в плане действий
аналогии;
и внесение в него изменений.
выполнять, составлять
Построение логической цепи
и записывать в виде
рассуждений.
схем алгоритмы с
ветвлениями и
циклами;
формулировать
условия ветвления и
условия выхода из
цикла.
22.10 Уметь:
Планирование
Таблицы
22.10
24.10
24.10
23.10
23.10
выполнять простые
последовательности шагов
алгоритмы и
алгоритма для достижения цели;
составлять свои по
поиск ошибок в плане действий
аналогии;
и внесение в него изменений.
выполнять, составлять
Построение логической цепи
и записывать в виде
рассуждений.
схем алгоритмы с
8
Повторение по теме
1
«Алгоритмы».ветвлениями и
циклами;
формулировать
условия ветвления и
условия выхода из
цикла.
Группы (классы) объектов (7 ч)
910 Объекты. Состав и
2
3а
Уметь:
Анализ объектов с целью
действия объектов.
находить общее в
выделения признаков
составных частях и
(существенных,
действиях у всех
несущественных); выбор
предметов из одного
оснований и критериев для
класса.
сравнения, сериации,
классификации объектов;
подведение под понятие.
5.11,12.11
3б
5.11, 12.11
3в
7.11,14.11
3г
7.11, 14.11
3д
6.11, 13.11
3е
Презентация по
теме урока
11
Группа объектов. Общее
1
название.
6.11, 13.11
3а 19.11 Уметь:
3б 19.11
3в 21.11
3г 21.11
находить общее в
составных частях и
Синтез составление целого из
ЭОР
частей, в том числе
самостоятельное достраивание с12
Общие свойства объектов
1
группы. Особенные свой
ства объектов группы.
13
Единичное имя объекта.
1
Отличительные признаки
объектов.
3д 20.11
3е 20.11
действиях у всех
восполнением недостающих
предметов из одного
компонентов. Построение
класса (группы
логической цепи рассуждений.
однородных
предметов).
3а 26.11 Уметь:
3б 26.11
3в 28.11
3г 28.11
3д 27.11
3е 27.11
называть общие
признаки предметов из
одного класса (группы
однородных
предметов).
Уметь:
Синтез составление целого из
Анимация.
частей, в том числе
Компьютерная
самостоятельное достраивание
анимация.
с восполнением недостающих
компонентов. Построение
логической цепи рассуждений.
Планирование
3а 3.12
3б 3.12
3в 5.12
3г 5.12
3д 4.12
3е 4.12
описывать
последовательности шагов
предмет
(существо,
алгоритма для достижения
цели; поиск ошибок в плане
компьютерной
Основные
способы
создания
явление), назы
действий и внесение в него
анимации.
вая его
изменений. Аргументирование
составные части
своей точки зрения на выбор
и действия;
оснований и критериев при
находить общее в
выделении признаков,составных частях и
сравнении и классификации
действиях у всех
объектов; выслушивание
предметов из одного
собеседника и ведение диалога;
класса (группы
признавание возможности
однородных
предметов);
существования различных
точек зрения и права каждого
именовать группы
иметь свою.
однородных
предметов и
отдельные предметы
из таких групп;
определять общие
признаки предметов
из одного класса
(группы однородных
предметов) и
значения признаков у
разных предметов из
этого класса,
записывать значенияэтих признаков в
виде таблицы;
описывать
особенные
свойства
предметов из
подгруппы.
14
Закрепление по теме
1
«Объекты».
описывать предмет
(существо, явление),
3а 10.12 Уметь:
3б 10.12
3в 12.12
3г 12.12
3д 11.12
3е 11.12
называя его
составные части и
действия; находить
Планирование
Основные спо
последовательности шагов
собы создания
алгоритма для достижения
компьютерной
цели; поиск ошибок в плане
анимации.
действий и внесение в него
изменений. Построение
общее в составных
логической цепи рассуждений.
частях и действиях у
всех предметов из
одного класса
(группы однородных
предметов);
именоватьгруппы
однородных
предметов и
отдельные
предметы из
таких групп;
определять общие
признаки предметов из
одного класса (группы
однородных
предметов) и значения
признаков у разных
предметов из этого
класса, записывать
значения этих
признаков в виде
таблицы;
описывать особенные
свойства предметов из
подгруппы.15
16
Закрепление по теме
2
«Объекты».
3а
17.12,
24.12
3б
17.12,
24.12.
3в
19.12,
26.12.
3г
19.12,
26.12.
3д
18.12,
25.12.
3е
18.12,
25.12.
Уметь:
Установление причинно
ЭОР
описывать предмет
следственных связей. Аргумен
(существо, явление),
тирование своей точки зрения
называя его
на выбор оснований и критери
составные части и
ев при выделении признаков,
действия;
сравнении и классификации
находить общее в
объектов; выслушивание
составных частях и
собеседника и ведение диалога;
действиях у всех
признавание возможности
предметов из одного
существования различных
класса (группы
точек зрения и права каждого
иметь свою.
однородных
предметов);
именовать
группы
однородных
предметов и
отдельные
предметы из
таких групп; определять общие
признаки предметов
из одного класса
(группы однородных
предметов) и
значения признаков у
разных предметов из
этого класса,
записывать значения
этих признаков в
виде таблицы;
описывать особенные
свойства предметов
из подгруппы
Уметь:
Моделирование
ЭОР
описывать предмет
преобразование объекта из
(существо, явление),
чувственной формы в модель,
называя его
где выделены существенные
17
Повторение по теме
1
«Объекты».
3а 14.01
3б 14.01
3в 16.01
3г 16.01
3д 15.013е 15.01
составные части и
характеристики
действия;
объекта(пространственно
находить общее в
графическая или знаково
составных частях и
символическая). Планирование
действиях у всех
последовательности шагов
предметов из одного
алгоритма для достижения
класса (группы
цели; поиск ошибок в плане
однородных
предметов);
действий и внесение в него
изменений. Построение
именовать
логической цепи рассуждений.
группы
однородных
предметов и
отдельные
предметы из
таких групп;
определять общие
признаки предметов
из одного класса
(группы однородныхпредметов) и
значения признаков у
разных предметов из
этого класса,
записывать значения
этих признаков в
виде таблицы;
описывать
особенные
свойства
предметов из
подгруппы.
Логические рассуждения ( 10 ч)
18
Множество. Число
1
элементов множества.
Подмножество.
3а 21.01
3б 21.01
3в 23.01
3г 23.01
3д 22.01
3е 22.01
Знать:
Анализ объектов с целью выде
Презентация к
понятия множество,
ления признаков (существен
уроку
подмножество,
ных, несущественных); выбор
элемент множества.
оснований и критериев для
сравнения, сериации,
классификации объектов;
подведение под понятие.19
Элементы, не
1
принадлежащие
множеству. Пересечение
множеств.
3а 28.01
3б 28.01
3в 30.01
3г 30.01
3д 29.01
3е 29.01
Знать:
Анализ объектов с целью выде
Таблица
понятия множество,
ления признаков (существен
подмножество,
ных, несущественных); выбор
пересечение
оснований и критериев для
множеств.
Уметь:
сравнения, сериации,
классификации объектов;
находить на рисунке
подведение под понятие.
20
Пересечение и
1
объединение
множеств.
3а 4.02
3б 4.02
3в 6.02
3г 6.02
3д 5.02
3е 5.02
область пересечения
двух множеств и
называть элементы из
этой области.
Знать:
Анализ объектов с целью выде
Схемы, таблица
понятия множество,
ления признаков (существен
по теме урока
подмножество,
ных, несущественных); выбор
пересечение
оснований и критериев для
множеств, объедине
сравнения, сериации,
ние множеств.
классификации объектов;
Уметь:
подведение под понятие.
находить на
рисунке областьобъединения
двух множеств
и называть
элементы из
этой области.
21
Истинность вы
1
сказывания. Отрицание.
Истинность высказываний
со словом «НЕ».
3а 11.02
3б 11.02
3в 13.02
3г 13.02
3д 12.02
3е 12.02
Уметь:
понимать
истинность
Установление причинно
Схема
следственных связей. Аргумен
тирование своей точки зрения
высказывания и
на выбор оснований и критери
отрицания
ев при выделении признаков,
(высказывания со
сравнении и классификации
словом «НЕ»).
объектов; выслушивание
22
Истинность высказываний
1
со словами «И», «ИЛИ».
3а 18.02
3б 18.02
3в 20.02
Уметь:
понимать
истинность
собеседника и ведение диалога;
признавание возможности
существования различных
точек зрения и права каждого
иметь свою.
Установление причинно
Схема
следственных связей. Аргумен
тирование своей точки зрения3г 20.02
3д 19.02
3е 19.02
высказывания
на выбор оснований и критери
(высказывания со
ев при выделении признаков,
словом «И», «ИЛИ»),
сравнении и классификации
объектов; выслушивание
собеседника и ведение диалога;
признавание возможности
существования различных
точек зрения и права каждого
Уметь:
иметь свою.
Моделирование
ЭОР
изображать графы;
преобразование объекта из
выбирать граф,
чувственной формы в модель,
правильно
где выделены существенные
изображающий
характеристики объекта
предложенную
(пространственно
ситуацию.
графическая или знаково
Уметь:
символическая). Построение
логической цепи рассуждений.
Моделирование
изображать графы;
преобразование объекта из
23
Граф. Вершины и ребра
1
графа.
3а 25.02
3б 25.02
3в 27.02
3г 27.02
3д 26.02
3е 26.02
24
Граф с направленными
1
ребрами.
3а 4.03
3б 4.03
3в 6.03.25
Закрепление по теме
1
«Множество»
3г 6.03
3д 5.03.
3е 5.03
3а 11.03
3б 11.03
3в 13.03
3г 13.03
3д 12.03
3е 12.03
выбирать граф,
чувственной формы в модель,
правильно
где выделены существенные
изображающий
характеристики объекта
предложенную
(пространственно
ситуацию.
графическая или знаково
Уметь:
символическая). Построение
логической цепи рассуждений
Планирование
изображать графы;
последовательности шагов
выбирать граф,
алгоритма для достижения
правильно
изображающий
предложенную
ситуацию;
цели; поиск ошибок в плане
действий и внесение в него
изменений. Аргументирование
своей точки зрения на выбор
находить на рисунке
оснований и критериев при
область пересечения
выделении признаков,
двух множеств и
сравнении и классификации
называть элементы из
объектов; выслушивание
этой области.
собеседника и ведение диалога;
признавание возможности26
Закрепление по теме
1
«Множество»
существования различных
точек зрения и права каждого
3а 18.03
3б 18.03
3в 20.03
3г 20.03
3д 19.03
3е 19.03
Уметь:
иметь свою.
Планирование
изображать графы;
последовательности шагов
выбирать граф,
алгоритма для достижения
правильно
изображающий
предложенную
ситуацию;
цели; поиск ошибок в плане
действий и внесение в него
изменений.
Построение логической цепи
находить на рисунке
рассуждений.
27
Повторение по теме
1
«Граф. Вершины и ребра
графа».
3а 1.04
3б 1.04.
3в 3.04
3г 3.04
3д 2.04
область пересечения
двух множеств и
называть элементы из
этой области.
Уметь:
Установление причинно
изображать графы;
следственных связей. Аргумен
выбирать граф,
тирование своей точки зрения
правильно
на выбор оснований и критери
изображающий
ев при выделении признаков,28
Аналогия.
29
Закономерность.
1
1
3е 2.04
предложенную
сравнении и классификации
ситуацию;
объектов; выслушивание
находить на рисунке
собеседника и ведение диалога;
область пересечения
признавание возможности
двух множеств и
существования различных
называть элементы из
точек зрения и права каждого
этой области.
иметь свою.
Модели в информатике (7ч)
3а 8.04
3б 8.04
3в 10.04
3г 10.04
3д 9.04
3е 9.04
Знать:
Выбор оснований и критериев
ЭОР
понятие аналогии.
для сравнения, сериации, клас
Уметь:
сификации объектов; подведе
анализировать игры с
ние под понятие.
выигрышной
стратегией.
3а 15.04 Знать:
3б 15.04
3в 17.04
3г 17.04
3д 16.04
3е 16.04
Уметь:
понятие
закономерности.
анализировать игры с
выигрышной
стратегией.
Выбор оснований и критериев
для сравнения,
сериации,
классификации
объектов;
подведение под понятие.30
Аналогичная
закономерность.
31
Аналогичная за
кономерность
1
1
3а 22.04
3б 22.04
3в 24.04
3г 24.04
3д 23.04
3е 23.04
3а 29.04
3б 29.04
3в
3г
3д 30.04
3е 30.04
Уметь:
Выбор оснований и критериев
анализировать игры с
для сравнения,
сериации,
выигрышной
стратегией;
классификации
объектов;
подведение под понятие.
решать задачи на зако
номерность.
Уметь:
Выбор оснований и критериев
анализировать игры с
для сравнения,
сериации,
выигрышной
стратегией;
классификации
объектов;
подведение под понятие.
решать задачи на зако
номерность.
32
Закрепление по теме
1
«Аналогия»
3а 6.05 Уметь:
3б 6.05.
3в 8.05
3г 8.05
3д 7.05
3е 7.05
анализировать
Планирование последователь
ности шагов алгоритма для
игры
с
достижения цели; поиск
выигрышной
стратегией;
ошибок в плане действий и
внесение в него изменений.
решать задачи
Аргументирование своей точки
на
зрения на выбор оснований и
закономерность.
критериев при выделениипризнаков, сравнении и
классификации объектов;
выслушивание собеседника и
ведение диалога; признавание
возможности существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою.
Планирование
последовательности шагов
3а 13.05 Уметь:
3б 13.05
3в 15.05
3г 15.05
3д 14.05
3е 14.05
33
Повторение по теме
1
«Аналогия». Выигрышная
стратегия.
34
Проекты
1
анализировать
игры
с
алгоритма для достижения
выигрышной
стратегией;
цели; поиск ошибок в плане
действий и внесение в него
решать задачи
изменений. Построение
на
логической цепи рассуждений.
закономерность.
3а 20.05 Уметь:
3б 20.05
3в 22.05
3г 22.05
3д 21.05
3е 21.05
анализировать
Планирование последователь
ности шагов алгоритма для
игры
с
достижения цели; поиск
выигрышной
стратегией;
ошибок в плане действий и
внесение в него изменений.
решать задачи
Аргументирование своей точки
на
зако
зрения на выбор оснований и
номерность.
критериев при выделении
признаков, сравнении и
классификации объектов;
выслушивание собеседника и
ведение диалога; признавание
возможности существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою.СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Заместитель директора по УВР
Методического совета МОУ
лицея №24
от 28.08.2014г. №1
____________ А.В. Говоркова
____ _______________ 2014 г.
28.08.2014г.