Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №5»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №5»
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Рабочая программа по русскому языку
(базовый уровень)
2 класс
Составитель: Шарова Нина Вячеславовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обучению грамоте по прописям составлена в соответствии с ООП НОО МБОУ «Лицей №5», реализует содержание образования по предмету, предусмотренному для обучающихся 2 класса. Программа разработана на основе авторской программы Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык». Сборник программ для четырёхлетней начальной школы «Планета знаний» издательство «Астрель» 2012 г., в соответствии с требованиям ФГОС НОО.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ООП НОО МБОУ «Лицей №5», реализует содержание образования по предмету, предусмотренному для обучающихся 2 класса. Программа разработана на основе авторской программы Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык». Сборник программ для четырёхлетней начальной школы «Планета знаний» издательство «Астрель» 2012 г.), в соответствии с требованиям ФГОС НОО.
Рабочая программа по русскому языку, составленная на основе авторской программы, реализуется в полном объеме.
Выбор программы «Планета знаний» по русскому языку был обусловлен следующим: В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Количество часов в авторской программе соответствует часам, предусмотренным в учебном плане МБОУ «Лицей №5».
В авторскую программу изменения не внесены.
Учебный план предусматривает на изучение русского языка во 2 классе 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемы результаты по русскому языку будут соответствовать результатам, предусмотренным в ООП НОО МБОУ «Лицей №5» и в авторской программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться
· осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
· осознание русского языка как явления культуры русского народа;
· внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
· положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
· чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающийся научится:
· осознавать слово как главное средство языка;
· осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
· различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
· использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
· использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
· производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
· соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
· устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
· различать родственные (однокоренные) слова;
· осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
· оценивать уместность использования слов в тексте;
· осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
· использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
· осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
· применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
· определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
· осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
· осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом).
· -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40-45 слов, писать под диктовку тексты в 35-40 слов; излагать содержание исходных текстов в 40-55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);
· понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
· озаглавливать текст;
· подробно пересказывать текст;
· прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
· осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
· осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
· следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
· осуществлять само- и взаимопроверку работ;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
· находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
· осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
О даре слова |
7 |
2 |
Слово и его строение |
24 |
3 |
Слово и его значение |
14 |
4 |
Слово и его значимые части |
9 |
5 |
Правописание слов |
24 |
6 |
«Жизнь» языка в речи |
10 |
7 |
Правописание слов |
42 |
8 |
Части речи и их работа в предложении |
29 |
9 |
Язык и речь |
11 |
ИТОГО часов |
170 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УМК «Планета знаний»
Программа авторская, автор: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.
Учебный комплект для учителя и учащихся:
Сборник программ УМК «Планета знаний» - изд-во «Астрель», 2012
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
№ уроков |
Наименование разделов и тем |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Плановые сроки прохождения темы |
Фактические сроки(и/или коррекция) |
1
|
О даре слова (7ч. /5ч.) Вводный урок. Знакомство с учебником. Часть 1 С. 3—7 |
Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, написанные разными стилями. Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов. Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения |
|
|
2 |
Зачем человеку слово дано. |
|
|
|
3
|
Наш родной язык — русский С. 8—11
|
|
|
|
4 5
|
Язык певучий и богатый. |
|
|
6
|
Слово предложение текст С. 14—15 |
Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв. Определять положение заданной буквы в алфавите. Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах. Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов). Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами). Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице. Моделировать звуковое и слоговое строение слова. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов |
|
|
7 |
Вспоминаем о лете. |
|
|
|
8
|
Слово и его строение(24ч/5ч) Звуки речи и буквы С. 16—19 |
|
|
|
9 |
Слоги и ударение |
|
|
|
10-12
|
Алфавит С. 20—23 |
|
|
|
13
|
Большая буква в словах С. 24—25 |
|
|
|
14-15
|
Перенос слова С. 26—27 |
|
|
|
13 14
|
Перенос слов С. 28—31 |
|
|
|
16-20
|
Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме С. 32—41
|
Фиксировать случаи расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков. Обнаруживать ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении звуков на письме. Дифференцировать приёмы подбора проверочных слов в зависимости от обозначения гласных или согласных. Обращаться за справкой к словарику учебника по поводу слов с непроверяемыми написаниями
|
|
|
21 |
Обозначение на письме звонких и глухих согласных С. 42-43 |
|
|
|
22-23 |
Обозначение на письме гласных звуков С. 44—47 |
|
|
|
24
|
Слова–названия предметов, признаков, действий С. 48—49 |
«Читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих значениях слов. Находить разные основания для группировки слов. |
|
|
25 |
Работа слов в предложении и тексте. |
Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка. Анализировать словесное строение предложений с помощью схем. Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов, схем |
|
|
26
|
Резервный урок |
|
|
|
27 |
Проверка усвоения материала, анализ |
Различать на слух набор предложений и текст. Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника |
|
|
28 29
|
Изложение и его анализ С. 58 |
Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно
|
|
|
30 31
|
Сочинение и его анализ С. 57 |
Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме |
|
|
32
|
Слово и его значение (14ч/5ч) Если хочешь понимать и быть понятым |
Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении. Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений.
|
|
|
33 |
Конкретные и общие значения слов |
Использовать разные этикетные языковые формулы |
|
|
34-36
|
Какие бывают лексические значения слова С. 66—71 |
«Читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов. Наводить справки о значениях слов в толковом словаре. Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов |
|
|
37 38
|
Группы слов с общим значением С. 74—75 |
Различать лексические (конкретные) и общие значения слов. Сопоставлять главные отличительные признаки групп слов с общим значением (частей речи). Определять слово как часть речи, группировать слова по частям речи. «Пробовать перо» в употреблении разных частей речи с разными значениями при создании текста в жанре загадки |
|
|
39
|
Ежели вы вежливы… С. 76—77 |
|
|
|
40 41
|
Контрольная работа |
Наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений. Различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам. Создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств |
|
|
42 |
Выборочное списывание текста |
|
|
|
43 44
|
Сочинение и его анализ С. 79, № 5 |
|
|
|
45 |
Резервный урок |
|
|
|
46-48
|
Слово и его значимые части(9ч/5ч) Корень слова. Однокоренные слова С. 80—85 |
Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря |
|
|
49-51 |
Суффиксы и приставки в слове. С. 86-91 |
|
|
|
52 53
|
Окончание слова С. 92—95 |
Отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове. Изменять слова при связи слов в предложении |
|
|
54
|
Анализ слов по составу (морфемный разбор) С. 96—97 |
Анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем). Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов. Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). Группировать слова в соответствии с их составом |
|
|
55 56 |
Правописание слов (24ч/5ч) Орфограмма в корне слова С. 98—101 |
|
|
|
57-61
|
Безударные гласные в корне слова С. 102—111 |
Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм |
|
|
62-64 |
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова С. 12-117 |
|
|
|
65-68
|
Непроизносимые согласные в корне слова С. 118-125 |
|
|
|
69 70 |
Повторение |
Понимать содержание читаемого текста и воспроизводить его с опорой на план |
|
|
|
|
Обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы. Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки. Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами. Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа |
|
|
71 72
|
Контрольный диктант и его анализ С. 130—133 |
Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками |
|
|
73 74
|
Изложение и его анализ С. 134 |
Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план. Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому. Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками. Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом. Использовать нормы речевого этикета в тексте-поздравлении. Редактировать тексты. Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе |
|
|
75
|
Создание текста поздравления С. 135 |
|
|
|
76
|
Инструктаж по проектным работам
|
|
|
77 78
|
Резервные уроки |
Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов. Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям. Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы. Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы |
|
|
79 |
«Жизнь языка в речи»(10ч/5ч) Слово в предложении Часть 2 С. 4-5 |
|
|
|
80-81
|
Предложение. Члены предложения. С. 6-9 |
Добывать информацию о книге (понимать содержание) из названия, оглавления. Осуществлять поиск книги по каталогам |
|
|
82
|
Текст. Тема текста. С. 10-11 |
|
|
|
83-85
|
Важное умение -понимать текст. С. 12—17
|
Связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах). Собирать и отбирать материал для высказывания. Корректировать (редактировать) написанное. Проводить презентацию проекта. Корректно вносить собственные замечания, предложения |
|
|
86 |
Сообщение о любимой книге С.18 |
|
|
|
87
|
Сочинение о зимних забавах, историях С. 19 |
|
|
|
88
|
Анализ творческих работ |
|
|
|
89-92
|
Правописание слов(42ч/5ч) Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне С. 22-29 |
Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой. Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова. Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре |
|
|
93-98 |
Слова с двойными согласными С. 30-41 |
|
|
|
99 |
Контрольное списывание С.40 |
Воспринимать смысл прочитанного с опорой на заголовок и план. Письменно передавать содержание текста с опорой на готовый план |
|
|
100 |
Повторение С. 42-43 |
Разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах. Находить основание для группировки слов (по лексическому значению, по наличию орфограмм). Группировать слова по наличию в них двойных согласных |
|
|
101 |
Тренинг «Проверяем друг друга» |
|
|
|
102 |
Проверочная работа. Письмо под диктовку. С. 69 |
|
|
|
103-107 |
Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков С. 44-53 |
|
|
|
108 |
Проверочная работа |
|
|
|
109-111
|
Разделительный мягкий знак С. 54-59
|
|
|
|
112 |
Употребление в словах мягкого знака |
|
|
|
113 |
Самостоятельная работа, тренинг. |
|
|
|
14-117 |
Повторение С. 60-67 |
|
|
|
18-119 |
Контрольный диктант и его анализ |
|
|
|
120-121 |
Учимся пересказывать и создавать тексты. |
Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи. Выбирать верные ответы при решении орфографических тестов. Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму |
|
|
122 |
Инструктаж по проектным работам |
Составлять тексты в жанре письма |
|
|
123-130 |
Резервные уроки |
Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме |
|
|
131 132
|
Части речи и их работа в предложении(29ч/5ч) Общие значения частей речи С. 76-79 |
Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам |
|
|
133
|
Имя существительное С. 80-81 |
Определять грамматические признаки имени существительного. Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр.
Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана |
|
|
134-136
|
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные С. 82-87 |
|
|
|
137-139
|
Собственные имена существительные С. 88—93 |
|
|
|
140-142
|
Имя прилагательное С. 94-99 |
|
|
|
143 144
|
Глагол С. 100-103 |
Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи |
|
|
145 146 |
Резервные уроки |
|
|
|
147 148 |
Изменение частей речи по числам С. 104-107 |
Наблюдать над формами изменения частей речи по числам |
|
|
149 150 |
Предлоги. Союзы . С. 108-111 |
Осознавать роль в предложении слов-связок. Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок |
|
|
151
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
152 153
|
Работа частей речи в предложении. С. 112-15 |
Анализировать содержание текста из нескольких микротем. Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний. Редактировать собственные и чужие тексты |
|
|
154 155 |
Контрольный диктант. Анализ диктанта. |
|
|
|
156
|
«Учимся пересказывать и создавать тексты». Изложение С. 116 |
|
|
|
157 158
|
Сочинение и его презентация С. 117 |
|
|
|
159 |
Инструктаж по проектным работам. |
|
|
|
160
|
Язык и речь(11ч/5ч.) Средства языка и речи. С. 118-119 |
Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения. Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности |
|
|
161-163 |
Слово (значение строение правописание) С. 120-125 |
|
|
|
164 165 |
Предложение. Текст. С.126-129 |
|
|
|
166 167
|
Итоговая работа С. 130—131 |
|
|
|
168-170 |
Комплексное повторение изученного. |
|
|
|
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от 26.08.2016 №1
_Щарова Н.В._________________________________
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _Карасева Я.Е.________________
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
§ Сборник программ УМК «Планета знаний» - изд-во «Астрель», 2012
§ Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
§ Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
§ Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Дидактические карточки–задания.
§ Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык».
§ Презентации и ЦОРы, соответствующие тематике программы.
§ Учебное оборудование:
· Интерактивная доска
· Документ-камера
· Система контроля и мониторинга знаний Prolog
· Нетбуки для учащихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.