МБДОУ «Детский сад №29 «Стриж» города Смоленска
Конспект по непосредственной образовательной деятельности в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» на тему:
«Русский народный костюм»
Иванова Светлана Владимировна
педагог дополнительного образования
Смоленск 2019
Тема СОД, возраст
|
Аппликация «Русский народный костюм» (подготовительная к школе группа) |
Первичные представления |
- беседа на тему «Русский народный костюм» - просмотр познавательного фильма для дошкольников «Орнамент русского народного костюма» - рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок с изображением русского народного костюма - чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций по тексту - разучивание хоровода «Ленок». |
Материалы |
Презентация «Русский народный костюм» Куклы в русских народных костюмах. Заготовки бумажных кукол и силуэтов сарафана и рубашки для аппликации. Цветная бумага, паетки, тесьма, клей, ножницы. |
Цель НОД |
Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма |
Образовательные области |
Задачи |
Действия детей |
Социально- коммуникативное развитие |
- воспитывать чувство гордости за свою страну - способствовать проявлению положительных эмоций - воспитывать любознательность - формировать доброжелательное отношение к окружающим и устойчивый познавательный интерес |
включаются в игровую ситуацию, работают в художественной мастерской |
Познавательное развитие |
- сформировать у детей представление о русском народном костюме - Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме - закрепить знания детей о видах русской национальной одежде |
рассматривают, классифицируют, рассуждают |
Речевое развитие |
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме |
отвечают на вопросы, рассуждают, отгадывают загадку |
Художественно-эстетическое развитие |
- учить создавать орнамент - закреплять знания о теплых и холодных цветах и оттенках; - развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать известные приёмы - развивать музыкально – художественную деятельность |
дети создают композицию и слушают народную музыку и песни |
Физическое развитие |
-развивать, совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук - формировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья |
дети режут ножницами, клеят, выполняют физкультминутку |
Мотивационный этап |
Введение в ситуацию (Дети входят в изо-студию) Педагог - Ребята, вы сегодня очень красивые и нарядные. Ваша одежда современная, удобная для нашего времени. Раньше, на Руси, одежда тоже была красивой, только выглядела она и назвалась по-другому. Стих «Женский образ прежних дней, Актуализация знаний Вопросы детям: - Давайте посмотрим на мужской и женский костюм, что общего было в мужской и женской одежде? (варианты ответов детей «рубашка») - Чем отличалась женская рубашка от мужской? (варианты ответов детей «у мужчин короткая, а у женщин длинная») - Все части костюма украшены вышивкой. Как вы думаете, зачем? (варианты ответов детей «служила оберегом, для защиты от болезней, несчастий») Рассказ педагога: - Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками: земля, солнце, вода, птицы, растения, животные (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье). - Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица. - Из какой ткани шили одежду? (из льна). -чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается). - Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка). - Подумайте и скажите, почему так называется? -Из каких двух слов состоит это слово? -Правильно, из двух слов - косой + ворот = косоворотка. Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое. - Что одето поверх рубахи у девочки? (Сарафан). Поверх рубахи надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её все называли лебедушкой. -Что еще кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты) - Каждый элемент вышивки имел определенный смысл волнистая и прямая линии - вода, рисунки с символами - поля, деревьев – благополучие Загадка: «Драгоценный убор головной Украшен жемчугом и нитью золотой Так испокон повелось на Руси Носили женщины, он небывалой красы» (Кокошник) Головные уборы были важной и обязательной частью повседневной и праздничной женской одежды. Кокошник с открытым затылком, чтоб была видна коса, ленту-повязку и венец--- носили молодые незамужние девушки. Кокошник происходит от слова кокош - петух, курица, действительно верх кокошника похож на гребень петуха. Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями. Это был очень дорогой головной убор, его берегли и передавали из поколения в поколение от матери к дочери. Закрытый кокошник - кичку, и сороку носили женщины. Девушка носила одну косу, но когда она выходила замуж, ее расплетали, заплетали две косы, и волосы убирали под закрытый головной убор. Потому, что в те далекие времена, женщине не разрешалось ходить с непокрытой головой. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками. Показ презентации «Русский народный костюм» Физкультминутка Пальчиковая игра «Напёрсток» - Вышивает, шьёт иголка - Пальцу больно, пальцу колко - А напёрсток в тот же миг, - К девочке на пальчик -прыг. - Говорит иголке – шей, - А колоться ты не смей. (левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке. Дети выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки, шьют и грозят пальцем) Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка: рассматривание элементов и их расположение на орнаменте, обратить внимание на их систематическое чередование, напомнить их значение. (Дети выбирают заготовки бумажных кукол, силуэтов сарафана, рубашки, портов, садятся за столы) - Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! (звучит народная музыка) - Приступайте к работе. (Дети, закончившие свою работу, располагают её на мольбертах для всеобщего обозрения и восхищения.) |
Рефлексивный этап
|
- Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим? - Посмотрите! У каждого из вас один и тот же сарафан и рубашка, но выглядят они совершенно по-разному. А ведь мы только изменили орнамент и окраску. Как видите, очень многое зависит от художника, от того, какие он подберёт цвета, расположит элементы орнамента, какой придумает сюжет. А вы сегодня очень удачно подобрали всё это и использовали правило правильного расположения элементов орнамента, поэтому костюмы ваши получились выразительными, яркими. |
Информационные ресурсы
|
1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Цветные ладошки». Карапуз – дидактика. Творческий центр «Сфера» Москва 2007. 2. Интернет ресурсы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.