Куклотерапия
Оценка 4.8

Куклотерапия

Оценка 4.8
Научные работы
doc
искусство
Детсад
26.02.2018
Куклотерапия
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является игровая деятельность, а значит и игрушка. Актуальность нашего исследования: использование самодельных кукол в воспитательно-образовательной работе ДОУ играет важную роль во всестороннем развитии дошкольников. На практике возникают противоречия: с одной стороны, педагоги понимают важность использования самодельных кукол в воспитательно-образовательной работе ввиду их необычности, оригинальности, простоты изготовления, но с другой стороны, в практике детского сада такие игрушки не нашли широкого применения.
Значение самодельной куклы в развитии ребёнка.doc
1                    Значение самодельной куклы в развитии ребёнка                                                                                         Е .И. Селягина воспитатель ГБОУ                                                                      СОШ №13  СП Д/С № 29 «Кораблик»                                                                       г.Чапаевск Самарской области. 2                                                  Куклотерапия Современные   дошкольные   учреждения   мучительно   ищут   новые   гуманистические, личностно­ориентированные   подходы   к   образованию.   Сегодня   многие   педагоги   озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как   сделать   каждое   занятие   с   ребенком   интересным   и   увлекательным,   просто   и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать   и   развить   основные   его   способности:   слышать,   видеть,   чувствовать,   понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является игровая деятельность, а значит и игрушка. Актуальность  нашего   исследования:   использование   самодельных   кукол   в воспитательно­образовательной  работе ДОУ играет  важную роль во всестороннем развитии  дошкольников. На практике  возникают  противоречия: с одной  стороны,  педагоги понимают  важность использования   самодельных   кукол   в   воспитательно­образовательной   работе   ввиду   их необычности, оригинальности, простоты   изготовления, но с другой стороны, в практике детского сада такие игрушки не нашли широкого применения.  Кукла для ребёнка ­ не только игра, забава. Кукла или мягкая игрушка  может заменить реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому, потребность в такой кукле возникает   у   большинства   детей.     Играя,   ребенок  примеряет   на  себя   разные   роли,   разные способы   поведения,   делится   с   игрушечным   любимцем   своими   переживаниями,   которые пришли из жизни и  прежде всего из семьи. И, здорово, если мама, папа возьмут в руки куклы  и помогут в игре освоить роль доброго, смелого, умного  и заботливого человека. Иногда сама игрушка может подсказать во что, стоит поиграть ­ сейчас на полках магазинов огромный выбор!   Создавая   куклу,   подумайте,   какую   историю   может   рассказать     малышу   уже   всем известный герой сказок или мультиков. Куклы имеют особое значение   для развития детей. Ребенок   переживает   со   своей   куклой   события   собственной   и   чужой   жизни   в   особых эмоциональных, нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Объект исследования: развитие ребёнка с помощью куклы Предмет исследования: куклы.          Гипотеза: предложенная методика окажется эффективной если: ­         работники ДОУ подойдут к этой проблеме творчески; ­         при изготовлении игрушек будут учтены особенности восприятия детьми игрушек; ­         будут соблюдены педагогом требования к оформлению  самодельных игрушек; ­         кукла сделанная руками воспитателей и детей, будет активно использовать в воспитательно­образовательной работе ДОУ; ­         воспитатели привлекут к изготовлению самодельных игрушек родителей, доказав важность этой работы для воспитания детей. Цель: Способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств у детей в процессе общения с куклой. 3 Задачи: Воспитание у детей общей культуры и художественно – эстетического вкуса Развивать творческое мышление, воображение, чувство юмора Познакомить детей с образами народной мифологии, связанными с природой Развивать все компоненты устой речи детей в различных формах и видах деятельности Создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости          Кукла ­ это важный элемент в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям.   Некоторые   творческие   люди   всю   свою   жизнь   посвящают   куклам,   на   полном   праве считая их своими детьми. Ведь кукла ­ это живое существо, если в нее вложена частичка души художника,  зародившая  неповторимую  ауру  куклы.  Создание   куклы  позволяет,  как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после   рождения  каждая  кукла   начинает   жить  своей  жизнью,  создавая   свою  неповторимую историю   и   накапливая   в   себе   энергию,   которую   она   впоследствии   передает   людям, созерцающим ее.                                     Значение   игр   и   игрушек   для   развития   ребенка   в   дошкольном   возрасте   часто недооценивается.   Большинство   родителей   не   понимают,   насколько   важны   правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок?  Куклы   важны   для   ознакомления   детей   с   окружающей   действительностью,   для   их сенсорного развития. Куклы помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала.  Ведущей деятельностью маленьких детей является игра и как ее средство ­ игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают   атрибутом   детства,   детской   культуры.   Так,   куклы   имеют   особое   значение   для эмоционального   и   нравственного   развития   детей.   Ребенок   переживает   со   своей   куклой события   собственной   и   чужой   жизни   в   эмоциональных   и   нравственных   проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка ­ заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.  Куклотерапия   ­   это   метод   лечения   с   помощью   кукол.   Возможности   куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения   ребенка,   достижение   эмоциональной   устойчивости   и   саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок ­ родитель. Куклы   могут   многое   ­   и   учить,   и   лечить,   но   только   если   попадают   в   добрые   руки. Появилось   целое  самостоятельное  направление   ­  куклотерапия.   Истоки  этого  направления можно найти в психодраме Морено. В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Он решил воспроизводить в условиях клиники те самые ситуации, которые наиболее травмировали  его пациентов, и для этого создал специальный  лечебный театр, который назвал психодрамой. Врачи вместе с больными и их родственниками писали достаточно простые сценарии и совместными усилиями ставили спектакль. Зрительный зал тоже состоял из больных, родственников и лечебного персонала. 4 Этот   метод   в   ряде   случаев   давал   очень   хорошие   результаты.   У   Морено   появились последователи в разных странах, особенно в Западной Европе. Постепенно выделилась особая самостоятельная ветвь ­ куклотерапия. Сейчас её практикуют во многих странах: в Германии, Англии,   Нидерландах,   во   Франции.   У   нас   в   стране   ни   психодрамой,   ни,   тем   более куклотерапией, до недавнего времени не занимался никто, так как это считалось буржуазным направлением в науке. Наконец, в 1990 году две замечательные женщины Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна   Шишова   разработали   метод   лечения   детей   невротиков,   который   назвали драматической психоэлевацией. Методика   драматической   психоэлевации   ­   это   комплексное   воздействие   на   детей   ­ невротиков с помощью разнообразных театральных приёмов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Методика   позволяет   работать   с   детьми   самого   разного   возраста:   от   четырёх   до четырнадцати. Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы: Медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба­яга, клоун, непонятная фигура с глазами. Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять её и зайти с ней за ширму. Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка­ можно предположить   проявление   агрессивности,   непонятную   фигуру   с   глазами   часто   выбирают расторможенные психопаты. Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог. Можно порекомендовать приблизительный перечень вопросов: Ты   кто?   Где   ты   живёшь?   С   кем   ты   живёшь?   Где   твои   родители?   Большой   ты   или маленький? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто­нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто­нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу школа? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в школу? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если проигрываешь­ расстраиваешься? Что бы ты попросил у волшебника? На математике он вместе с ними осваивает навыки счета, может ошибаться, а задача детей   его   поправлять.   Может   Незнайка   участвовать   и   в   библиотечных   уроках   для первоклассников,   где   он   знакомит   с   правилами   пользования   библиотекой,   учит,   как   надо обращаться с книгами. Куклы могут служить и наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. На математике мешать детям и Незнайке может коварная Баба­Яга. Кукол можно использовать также в преподавании психологии как учебного предмета в начальной школе по пособию: Психология: Учеб. Пособие для начальной школы. Под ред. проф. И.В. Дубровиной. ­ М.: Гардарика, 1998. ­ 176 с. ­ в разделе «эмоции». Можно совершить увлекательное путешествие в королевство внутреннего мира по книге И. Вачкова «Психология для   малышей»,   где   волшебницы­   потребности   наколдовывают   эмоции,   где   растут  деревья­ характеры, цветут цветы­способности. Действительно, куклы могут многое но не нужно забывать, что все­таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того в чьих руках они оказываются. Куклотерапия: игра или лечение? Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы: от психологических до сексуальных. Автора термина «куклотерапия» уже не сыскать, но, известно, что сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например, невропатолог Малколм Райт из Уэльса ещё в 5 1926 году использовал кукол и кукольный театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей. Впрочем, это не мешает псевдонаучным изданиям время от времени публиковать «сенсационные  статьи»  о  создании   этого  метода  «буквально  три  дня  назад»  каким­нибудь Левшой от психологии.  Куклотерапия в психодраме, игротерапии и сказкотерапии. Во   всех   этих   практиках   ярко   выражено   театральное   начало.   Они   построены   на «отыгрывании»   болезненных   для   пациента   ситуаций   и   поиске   оптимальных   жизненных «ролей». В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти   же   задачи   решаются   в   процессе   обычной   детской   игры,   а   в   сказкотерапии   пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом.  Сторонники   индивидуальной   работы   устраивают   для   пациента   своеобразный   «театр одного актера». В таком случае врач предлагает выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Многое поведает уже сам выбор куклы пациентом. Скажем, зайка может говорить о страхах, волк ­ об агрессивности, а «непонятную фигуру с глазами» (что­то вроде   куба   с   лицом)   и   вовсе   выбирают   расторможенные   психопаты.   В   процессе   сеанса психотерапии   пациенту   могут   предложить   сменить   куклу,   чтобы   он   попробовал   сыграть другую роль.  Наконец, прятаться за куклу может и сам врач. Как правило, специалисты таскают очень больших кукол (это похоже на «медицинских клоунов») по больницам, захаживая к детям­ инвалидам и неоперабельным больным. Куклы осведомляются о самочувствии, шутят, поют и танцуют. Что лечит куклотерапия? Куклы   помогают   развить   природные   способности,   образное   мышление,   память, эмоциональную   сферу,   самосознание   и   самоконтроль.   Они   способствуют   формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.  Куклы лечат страхи, энурез и заикание, помогают в социальной реабилитации инвалидов, позволяют найти внутренние резервы для борьбы с болезнью.  В   качестве   побочного   эффекта   куклотерапия   помогает   справиться   с   бронхиальной астмой, диатезом и сердечно­сосудистыми заболеваниями. Диагностика детей старшей  группы по разделу программы "Речевое развитие".  Кукла «Весёлый Скоморох». Словарь  Фамил ия, имя ребёнк а Понима ние  значени я слова   Слова,  обозначаю щие  признак   Слова,  обозначаю щие  действия  Употребл ение обобщаю щих слов  Названи я материа лов, из которог о он сделан  Сравне ние предме тов   Слова противополо жные по значению  Многозначн ость слов  Иван Петр  Семён 6 Воспитатель   показывает   ребёнку   куклу,   задаёт   вопросы   в   следующей последовательности.  Скажи, что такое кукла?  •  Ребёнок даёт определение (кукла ­ это игрушка, с куклой играют).  •  Называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит).  •  Не выполняет задание, повторяет слово "кукла".     Какая на кукле одежда?  •  Ребёнок называет более четырёх слов;  •  Называет более двух вещей.  •  Показывает, не называя.  Дай задания кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.  •  Ребёнок даёт правильные формы: Скоморох, побегай, пожалуйста (помаши рукой).  •  Даёт только глаголы ­ побегай, помаши.  •  Даёт неправильные формы.  К Скомороху пришли  гости.  Что нужно поставить на стол?  •  Ребёнок называет слово "Посуда".  •  Перечисляет отдельные предметы посуды.  •  Называет один предмет.  Какую посуду ты знаешь?  •  Ребёнок называет более четырёх предметов.  •  Называет два предмета.  •  Называет один предмет. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.            Создание проекта подтвердило: ­         актуальность предложенной темы; ­         необходимость   более   активного   внедрения   в   практику   дошкольных   учреждений самодельных   кукол   для   широкого   использования   их   в   целях   всестороннего   развития дошкольников.  Созданные мною куклы очень понравились детям. Они помогают в работе воспитателям Их роль велика, возможность использования  в разных областях педагогической деятельности – «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Познание». Скоморох расскажет про традиции русского народа. Моряш о морских животных. Цмоки о таинственном лесе. Радимила о окружающем нас мире, о цветах радуги, форме и т.д. Девочка осень, закрепляет в сознание детей представления о сезонных изменениях в природе. Я  обезательно буду работать и дальше в этом напровлении и постараюсь создать для детей много интересных и познавательных кукол.        7                                                        Библиография 1.   Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006, с. 102 2.  Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с дошкольниками /Управление ДОУ, №5­2008, с. 100. 3.     Коссановская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. – М.: Просвещение, 1980. 20 с. 4.     Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973. 35 с. 5.    Хинькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. ­ М.: Педагогика, 1969.86с. 6.     Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. 335 с. 7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции народной куклы. ­ М.: Белый городок, 2003. ­ С. 310. 8. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. ­ СПб.: Речь, 2006. ­С. 144. 9.  Дубровина И.В. Психология: Учеб. Пособие для начальной школы., 1998. ­ 176 с. 8                                                            Приложения. Сказка «День рожденья Радимилы». В огромном синем­синем небе жило солнышко. И было оно красивое и очень весёлое, а  больше даже не весёлое, а очень озорное. Каждый день своими лучами оно раскрашивало  землю, и всё, всё вокруг. Зелёные листочки, жёлтые цветочки, разноцветные бабочки.  Целый день от восхода до заката трудилось солнышко. Но вот как то раз,  в самый обычный день на небе появилась тучка. И предложила солнышку поиграть с ней в прятки. Солнышко с радостью согласилось. А хитрая тучка заволокла всё небо и пролилась проливным  дождём. Выглянуло солнышко, смотрит на земле все краски бледные, бледные и очень  некрасивые. Обидно стало солнышку за обман тучки, но тут солнышко разглядело  незаметные капельки воды, что остались после дождя и повисли в воздухе. Солнышко  спустилось пониже, посветило через капли, и стали видны разноцветные полоски, очень  яркие и красивые. Солнышку так понравились полоски, что оно решило примерить их себе  в виде нарядного платья. А разноцветным полоскам ,которые были радугой после дождя,  очень понравилось тепло солнечных лучей. Когда солнышко дотронулось до цветных  полосок, то появилась смешная, девочка Радимила. Она взяла от солнышка теплоту,  яркость и от радуги сочность красок, разноцветность. И принялось раскрашивать землю в  яркие, красивые цвета. 9 Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Село уж солнце и вышло на диву, Милая девочка звать Радимила! Голова от солнышка Туловище от  радуги Озорная и смешная Радимила расписная. Цель: совершенствовать знания детей о  цветах спектра. Учить применять полученные  знания на практике, сопровождать свои действия объяснениям. Развивать внимательность  детей. Учить подбирать цвета радуги в определённой последовательности по образу куклы  и слову, используя стихотворение. Задачи: 10 Закрепление знаний о цвете в памяти.   Обучение действиям с  цветом по словесной инструкции.   Обучение составлению рядов из цветных предметов в ритмически заданной  Закрепление представлений о цвете в пространстве. последовательности.  Развивать способность устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения, развивать внимание, память, зрение с опорой на представление о цвете.  Обучать детей и закреплять художественно – эстетические приёмы. Характеристика деятельности педагога и детей в работе с куклой. Очень важно создать условия для определённого развития эмоциональных и  познавательных процессов дошкольников, при помощи изобразительной  деятельности. Поскольку дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь  процесс обучения организовывается так, чтобы он воздействовал на чувства и  интерес детей. Используются игровые приёмы с куклой  «Радимила».В игровой форме обучать  детей определять недостающий цвет спектра в окраске группы предметов, замечать ошибки ,допущенные при построении ряда из цветов спектра. Дидактическая игра «Найди ошибку». Цель: Углублять знание детей о цветах спектра. Способствовать развитию  внимания к цвету, упражнять в нахождении ошибок, допущенных при построении  ряда из цветов спектра .Развивать способности объяснять свои действия. Воспитатель заносит куклу, на платье не хватает одного цвета (подшито или  заколото). ­ Дети мы уже познакомились с куклой «Радимилой», кто скажет из каких цветов  состоит её платье? ­ Сколько цветов на нём? ­ Давайте вспомним стих про куклу и её цвета. ­ Какого цвета не хватает? Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры  личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды,  развивается эмоционально­ценностное отношение к окружающему, формируются  основы нравственно­экологических позиций личности, которые проявляются во  взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря  этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил  взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в  решении некоторых экологических проблем. С помощью куклы  «Радимилы»проводить занятия по экологическому воспитанию. Изучение разных  явлений в природе 11

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия

Куклотерапия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018