КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Оценка 4.8

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Оценка 4.8
doc
10.10.2023
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Смирнова..doc

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Смирнова Татьяна Ивановна, мастер производственного обучения

Ямало-Ненецкий Автономный Округ  город Новый Уренгой

ГБПОУ  ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж»

 

Эффективность функционирования педагогического коллектива, организация учебного процесса в профессиональном учебном заведении основана на постоянном общении субъектов разных уровней: администрации – с педагогическим и техническим персоналом, преподавателей – с мастерами и всех их – с учащимися. По существу, все виды педагогической деятельности представляют собой различные проявления общения, на которые расходуется в среднем по всем категориям работников учебного заведения до 80% рабочего времени, а у педагогического персонала – еще больше.

Искусство постоянного живого общения является органической частью, атрибутом профессиональной культуры педагога. Ведение урока, организация семинара, практического обучения, воспитательной работы, подготовка педагогических советов и методических комиссий представляет сложное психолого-педагогическое действие со своими закономерностями, методами, традициями, этикой и предполагает педагогическое общение.

К специфическим факторам оптимизации культуры общения в педагогическом коллективе относятся эффективные педагогические технологии, групповые дискуссии, разнообразные приемы тестирования и другие дидактические методы, а также создание, стимулирующей учебный труд, психологической атмосферы. Тем самым достигается развитие таких ключевых квалификаций, как сотрудничество, коммуникативность, ответственность и особенно профессиональная компетентность.

Педагогическое общение выполняет функции двоякого рода – социально-педагогические и социально-психологические, т.к. каждый педагог выступает и как исполнитель социальной роли, определяемой его положением в обществе и как профессионал, призванный обучать других. Главная цель педагогического общения – воздействие на обучаемых с целью побудить их интерес к изучаемому предмету, дать представление о характере будущей деятельности.

  Эффективность педагогического общения во многом зависит от способа коммуникации, который может быть вертикальным (по уровням управления учебным заведением – от руководителя до учащегося) или горизонтальным (между самими педагогами).

Эффективность горизонтальных коммуникаций наиболее высока, уровень восприятия информации при этом достигает 90%. Столь высокая результативность их объясняется тем, что педагоги, состоящие в равноправных отношениях партнерства, соорганизаторов общего учебного процесса, лучше понимают характер  труда своих коллег, глубже знают их проблемы и сопереживают им.

   Вертикальные коммуникации в педагогическом коллективе менее эффективны, чем горизонтальные. При вертикальном способе коммуникации по схеме «сверху-вниз» эффективность общения значительно ниже. Так директор учебного заведения воспринимает только 30% направленной на него информации, а его заместители – не более 40%. Примерно такая же часть информации от администрации учебного заведения не усваивается педагогами, или неадекватно воспринимается ими.

   Еще ниже уровень восприятия информации при способе коммуникации «педагог-учащийся». Между тем, роль и значение педагогического общения в настоящее время усиливается в связи с необходимостью выполнения педагогом множества социальных ролей, которые он принимает на себя в процессе учебно-воспитательной деятельности.

   Культура педагогического общения приобретает все большее значение в создании творческого климата, а через это и более эффективного осуществления функциональных задач профессионального обучения. Педагог, который владеет культурой общения, с большей эффективностью реализует свой творческий потенциал, более продуманно выбирает способы и средства обучения. В связи с этим умение педагога                вступать в контакты составляет решающую предпосылку успешной образовательной деятельности. Значимость педагогического общения с очевидностью возрастает по мере усиления роли «человеческого фактора», использования нестандартных, педагогических технологий в учебном процессе.

   Проведенный мною опрос в нашем учебном заведении  учащихся вторых и третьих курсов (114  человек),  показал: 17,5 % учащихся считают себя подчиненными жестким требованиям преподавателей; 63,2 % утверждают, что имеют достаточную свободу в отношениях с преподавателями.

   Изучено также мнение учащихся об их возможностях свободно общаться с преподавателями на занятиях. Считают, что могут «свободно высказывать и защищать свою точку зрения» на занятиях – 94,7 % учащихся; «свободно выражать свои чувства и эмоции» - 58,8 % учащихся; «спорить и критиковать мнение преподавателя или мастера» - 41,2 %; «высказывать сомнение в верности тех или иных положений -  80,7 %. В то же время 40 % учащихся отмечает, что правила поведения на занятиях не позволяют им делать всего вышеперечисленного.

   В ситуации, когда сообщение – это педагогическое указание, а его автор – это преподаватель, неприятие текстовой информации означает, что учащиеся не выполнили распоряжения (не согласились добровольно его выполнить) из-за неприятия личности своего преподавателя, из-за скрытой или явной антипатии, т.е. межличностных отношений.

   Очевидность данного положения подтверждается тем, что при прочих равных условиях учащиеся  легче принимают позицию того преподавателя, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатия, привязанность, дружба и любовь), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).

     Процесс педагогического общения основан на индуцировании учащемуся сигналов, которые имеют для него эмоциональное значение. С помощью этих приемов не возможно кого-либо в чем-либо убедить, что-либо доказать, что-либо сделать. Можно только одно – приблизить учащегося к себе, расположить, завоевать доверие, личную симпатию, использовать личное обаяние.

   Также было проведено анкетирование большей группы преподавателей и мастеров производственного обучения (28 человек: 15 мастеров и 13 преподавателей): 64,3 % отмечают нормальный уровень присущей им коммуникабельности (8 мастеров и 10 преподавателей), 35,7 – высокий (7 мастеров и 3 преподавателя); 92,9 % достаточно любознательны(13 мастеров и все опрошенные преподаватели) ; 100 % терпимы в общении с другими; 43 % отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости (4 мастера и 8 преподавателя);  14,3 % охотно берут слово на педагогических совещаниях по любому вопросу(3 мастера и 1 преподаватель); 32,1 % не достает усидчивости и терпения при столкновении со сложными педагогическими проблемами (6 мастеров и 3 преподавателя)  и 21,4 %  не хватает усидчивости и терпения при работе с трудным контингентом учащихся (2 мастера и 4 преподавателя).

   На основании исследования определены необходимые  условия успешного педагогического общения преподавателя и учащихся:

·                    внимание учащихся к педагогическому сообщению или указанию. Если они «не слышат» преподавателя – не зачем вообще что-то говорить

·                    заинтересованность учащихся в общении. Если они проявляют интерес к педагогическому сообщению, это означает, что оно им полезно и интересно и, следовательно, преподаватель будет с вниманием выслушан

·                    аргументированное обоснование педагогического указания. На основании вызванного интереса важно убедить учащихся в том, что они поступают разумно, согласившись с идеями и предложениями преподавателя и их реализация принесет им пользу.

·                    устранить сомнения учащихся (ответить на их замечания). После того, как учащиеся заинтересовались обсуждаемыми предложениями, поняли их целесообразность, но все еще проявляют осторожность и не видят возможности их практического применения, важно устранить сомнения в их целесообразности

·                    преобразование интереса учащихся в окончательное решение, формирование их убеждений.

 

 

Литература: 

1. ООО «Финтрекс» Москва  приложение к журналу «Методист»

    2.  ООО «Ромпак» Москва журнал «Методист»

    3.  Академия повышения квалификации и профессиональной  

    подготовки и переподготовки работников образования  Москва

    «Инновация и эксперимент в образовании»


КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Главная цель педагогического общения – воздействие на обучаемых с целью побудить их интерес к изучаемому предмету, дать представление о характере будущей деятельности

Главная цель педагогического общения – воздействие на обучаемых с целью побудить их интерес к изучаемому предмету, дать представление о характере будущей деятельности

Педагог, который владеет культурой общения, с большей эффективностью реализует свой творческий потенциал, более продуманно выбирает способы и средства обучения

Педагог, который владеет культурой общения, с большей эффективностью реализует свой творческий потенциал, более продуманно выбирает способы и средства обучения

Процесс педагогического общения основан на индуцировании учащемуся сигналов, которые имеют для него эмоциональное значение

Процесс педагогического общения основан на индуцировании учащемуся сигналов, которые имеют для него эмоциональное значение

На основании вызванного интереса важно убедить учащихся в том, что они поступают разумно, согласившись с идеями и предложениями преподавателя и их реализация принесет им пользу

На основании вызванного интереса важно убедить учащихся в том, что они поступают разумно, согласившись с идеями и предложениями преподавателя и их реализация принесет им пользу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2023