КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • doc
  • 10.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Смирнова..doc

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Смирнова Татьяна Ивановна, мастер производственного обучения

Ямало-Ненецкий Автономный Округ  город Новый Уренгой

ГБПОУ  ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж»

 

Эффективность функционирования педагогического коллектива, организация учебного процесса в профессиональном учебном заведении основана на постоянном общении субъектов разных уровней: администрации – с педагогическим и техническим персоналом, преподавателей – с мастерами и всех их – с учащимися. По существу, все виды педагогической деятельности представляют собой различные проявления общения, на которые расходуется в среднем по всем категориям работников учебного заведения до 80% рабочего времени, а у педагогического персонала – еще больше.

Искусство постоянного живого общения является органической частью, атрибутом профессиональной культуры педагога. Ведение урока, организация семинара, практического обучения, воспитательной работы, подготовка педагогических советов и методических комиссий представляет сложное психолого-педагогическое действие со своими закономерностями, методами, традициями, этикой и предполагает педагогическое общение.

К специфическим факторам оптимизации культуры общения в педагогическом коллективе относятся эффективные педагогические технологии, групповые дискуссии, разнообразные приемы тестирования и другие дидактические методы, а также создание, стимулирующей учебный труд, психологической атмосферы. Тем самым достигается развитие таких ключевых квалификаций, как сотрудничество, коммуникативность, ответственность и особенно профессиональная компетентность.

Педагогическое общение выполняет функции двоякого рода – социально-педагогические и социально-психологические, т.к. каждый педагог выступает и как исполнитель социальной роли, определяемой его положением в обществе и как профессионал, призванный обучать других. Главная цель педагогического общения – воздействие на обучаемых с целью побудить их интерес к изучаемому предмету, дать представление о характере будущей деятельности.

  Эффективность педагогического общения во многом зависит от способа коммуникации, который может быть вертикальным (по уровням управления учебным заведением – от руководителя до учащегося) или горизонтальным (между самими педагогами).

Эффективность горизонтальных коммуникаций наиболее высока, уровень восприятия информации при этом достигает 90%. Столь высокая результативность их объясняется тем, что педагоги, состоящие в равноправных отношениях партнерства, соорганизаторов общего учебного процесса, лучше понимают характер  труда своих коллег, глубже знают их проблемы и сопереживают им.

   Вертикальные коммуникации в педагогическом коллективе менее эффективны, чем горизонтальные. При вертикальном способе коммуникации по схеме «сверху-вниз» эффективность общения значительно ниже. Так директор учебного заведения воспринимает только 30% направленной на него информации, а его заместители – не более 40%. Примерно такая же часть информации от администрации учебного заведения не усваивается педагогами, или неадекватно воспринимается ими.

   Еще ниже уровень восприятия информации при способе коммуникации «педагог-учащийся». Между тем, роль и значение педагогического общения в настоящее время усиливается в связи с необходимостью выполнения педагогом множества социальных ролей, которые он принимает на себя в процессе учебно-воспитательной деятельности.

   Культура педагогического общения приобретает все большее значение в создании творческого климата, а через это и более эффективного осуществления функциональных задач профессионального обучения. Педагог, который владеет культурой общения, с большей эффективностью реализует свой творческий потенциал, более продуманно выбирает способы и средства обучения. В связи с этим умение педагога                вступать в контакты составляет решающую предпосылку успешной образовательной деятельности. Значимость педагогического общения с очевидностью возрастает по мере усиления роли «человеческого фактора», использования нестандартных, педагогических технологий в учебном процессе.

   Проведенный мною опрос в нашем учебном заведении  учащихся вторых и третьих курсов (114  человек),  показал: 17,5 % учащихся считают себя подчиненными жестким требованиям преподавателей; 63,2 % утверждают, что имеют достаточную свободу в отношениях с преподавателями.

   Изучено также мнение учащихся об их возможностях свободно общаться с преподавателями на занятиях. Считают, что могут «свободно высказывать и защищать свою точку зрения» на занятиях – 94,7 % учащихся; «свободно выражать свои чувства и эмоции» - 58,8 % учащихся; «спорить и критиковать мнение преподавателя или мастера» - 41,2 %; «высказывать сомнение в верности тех или иных положений -  80,7 %. В то же время 40 % учащихся отмечает, что правила поведения на занятиях не позволяют им делать всего вышеперечисленного.

   В ситуации, когда сообщение – это педагогическое указание, а его автор – это преподаватель, неприятие текстовой информации означает, что учащиеся не выполнили распоряжения (не согласились добровольно его выполнить) из-за неприятия личности своего преподавателя, из-за скрытой или явной антипатии, т.е. межличностных отношений.

   Очевидность данного положения подтверждается тем, что при прочих равных условиях учащиеся  легче принимают позицию того преподавателя, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатия, привязанность, дружба и любовь), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).

     Процесс педагогического общения основан на индуцировании учащемуся сигналов, которые имеют для него эмоциональное значение. С помощью этих приемов не возможно кого-либо в чем-либо убедить, что-либо доказать, что-либо сделать. Можно только одно – приблизить учащегося к себе, расположить, завоевать доверие, личную симпатию, использовать личное обаяние.

   Также было проведено анкетирование большей группы преподавателей и мастеров производственного обучения (28 человек: 15 мастеров и 13 преподавателей): 64,3 % отмечают нормальный уровень присущей им коммуникабельности (8 мастеров и 10 преподавателей), 35,7 – высокий (7 мастеров и 3 преподавателя); 92,9 % достаточно любознательны(13 мастеров и все опрошенные преподаватели) ; 100 % терпимы в общении с другими; 43 % отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости (4 мастера и 8 преподавателя);  14,3 % охотно берут слово на педагогических совещаниях по любому вопросу(3 мастера и 1 преподаватель); 32,1 % не достает усидчивости и терпения при столкновении со сложными педагогическими проблемами (6 мастеров и 3 преподавателя)  и 21,4 %  не хватает усидчивости и терпения при работе с трудным контингентом учащихся (2 мастера и 4 преподавателя).

   На основании исследования определены необходимые  условия успешного педагогического общения преподавателя и учащихся:

·                    внимание учащихся к педагогическому сообщению или указанию. Если они «не слышат» преподавателя – не зачем вообще что-то говорить

·                    заинтересованность учащихся в общении. Если они проявляют интерес к педагогическому сообщению, это означает, что оно им полезно и интересно и, следовательно, преподаватель будет с вниманием выслушан

·                    аргументированное обоснование педагогического указания. На основании вызванного интереса важно убедить учащихся в том, что они поступают разумно, согласившись с идеями и предложениями преподавателя и их реализация принесет им пользу.

·                    устранить сомнения учащихся (ответить на их замечания). После того, как учащиеся заинтересовались обсуждаемыми предложениями, поняли их целесообразность, но все еще проявляют осторожность и не видят возможности их практического применения, важно устранить сомнения в их целесообразности

·                    преобразование интереса учащихся в окончательное решение, формирование их убеждений.

 

 

Литература: 

1. ООО «Финтрекс» Москва  приложение к журналу «Методист»

    2.  ООО «Ромпак» Москва журнал «Методист»

    3.  Академия повышения квалификации и профессиональной  

    подготовки и переподготовки работников образования  Москва

    «Инновация и эксперимент в образовании»