Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс
Оценка 5

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
08.02.2017
Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс
Разработка урока по русскому языку в 11 классе "Культура письменного общения" дает возможность учащимся более подробно узнать о происхождении культуры письма, его особенностях и предназначении, принять к сведению информацию о том, на что стоит обратить внимание, а к чему необходимо относиться более внимательно.разработка урока
Культура письменного общения-урок русского языка в 11 классе.doc
Разработка урока  русского  языка  в 11 классе Тема: «Культура письменного общения.   «Я к Вам пишу…» Подготовила и провела  учитель русского языка и  литературы  МБОУ СОШ №9 г. Артем 2017 г.  Цели: Образовательные: 1. Расширение   сведений   об   эпистолярном   жанре,   знакомство   с классификацией писем. 2. Совершенствование   навыка   составления   писем   различной   стилевой   и видовой принадлежности. 3. Формирование орфографической  и пунктуационной зоркости. Развивающие: 1. Развивать  коммуникативные способности учащихся. 2. Развивать   у   учащихся   логическое   мышление,   устную   речь,   память, внимание. 3. Развивать творческое мышление учащихся. Воспитательные: 1. Воспитание   уважения   к   ценностям   родного   языка,   стремления передавать в своей письменной и устной речи его богатство: красоту, точность, образность. 2. Воспитание   современного   образованного   человека,   владеющего культурой   письменного   общения   и   обладающего   яркой индивидуальностью. Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок развивающего обучения Технологии:  общепедагогические   технологии,   технологии   развивающего обучения, информационно­коммуникативные технологии. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки. I. Слово учителя: ХОД  УРОКА. Эпиграфом к своему уроку я  нескромно решила взять  стихотворение собственного сочинения. Я вновь и вновь твои читаю письма. Они как ласточки: то вьются  в вышине, То пролетают над землёю низко­низко, Задев крылом и оставляя память о себе…  Можно ли современному человеку обойтись без писем? Никто   не   будет   спорить,   что     достижения   научно­технического прогресса   постепенно   вытесняют   роль   письма   в   нашей   жизни.   Порой действительно легче позвонить другу или послать SMS и сообщить о каком– то важном событии в твоей жизни, чем написать письмо об этом. И все­таки… Кто   не   любит   получать   письма?   Думаю,   таких   среди   нас   таких   нет.   Ведь письмо раскрывает  внутренний мир человека, подчеркивает  оригинальность натуры, своеобразную манеру излагать свои мысли, если, конечно, он владеет этим непростым искусством ­ писать письма.   Итак, любой из нас с нетерпением ждет письма, огорчается, когда долго нет ответа. Почему?  ­ Из писем мы узнаем, что о нас помнят. ­   В   письмах   нас   иногда   поздравляют,   интересуются   нашими   успехами, здоровьем, планами на будущее. ­ Из писем мы узнаем об интересных событиях в жизни близких  или просто знакомых нам людей.  ­ В письмах с нами делятся радостью или заботами. ПИСЬМО ДРУГУ Приветствую тебя, мой старый друг! Прервалась незаметно переписка. Я понимаю – мы живем не близко, Но напишу еще письмо – а вдруг? Я знаю точно – письма – слишком мало, Но пусть подольше длится наша связь. И, видимо, чего­то не хватало, Раз переписка наша родилась. И нас с тобой объединяет что­то Похожее. Хоть мы живем вдали. И поделиться мыслями охота, Пусть даже на другом краю земли. А в наших письмах мы с тобою ищем Далеких лет теперь неясный след. Возможно, письма для себя мы пишем, Не  ждем уже развернутый ответ. Ну, вот и все… Немного поболтали, Поспорили об этом и о том… А наших жизней мелкие детали Еще обсудим как­нибудь потом. Ну, что с того, что мы живем не близко? Не исчезай совсем, мой старый друг. Жаль, что прервалась наша переписка. Я напишу тебе письмо… А вдруг?                                                                        Петр Давыдов Сообщения учащихся.  II. ­ Письма люди писали друг другу издавна. Если мы захотим узнать об истории письма,   то   мы   будем   удивлены   разнообразием   форм,   размеров   посланий, которые отправляли друг другу наши предки, и даже материалов, которые использовались в процессе написания. Можно упомянуть и о папирусе, и о пергаменте,   и   о   глиняных   дощечках,   и   о   бамбуковых   палках,   бересте, черепках и о многом, многом другом.  ­   В   разное   время   существовали   разные   формы   передачи   информации   на расстоянии. Это и узелковое письмо инков,  и пони­экспресс – изобретение американских   ковбоев,   и  барабанная   почта   Африки,   и   всем   известная, проверенная временем голубиная почта, и суперсовременная электронная почта. ­   Интересным   был   и   способ   запечатывания   писем,   особенно   личных: растопленный   воск   прижимался   перстнем.   В   романе   А.   Дюма   «Три мушкетера» читаем о письме, на восковой печати которого изображен был голубь, символизирующий любовь и верность. ­ Умеете ли вы писать письма? Безусловно, каждый ответит утвердительно. А интересные письма? Наверное, задумались? Итогом урока станет написанное вами   письмо   реальному   или   воображаемому   другу,   интересное, эмоциональное, информативное.  Для этого нужно будет вспомнить некоторые правила, общие для всех писем, а также вспомнить, что письма бывают не только личные, но и деловые. III. Сообщения   учащихся   о   различиях   между   деловыми   и   личными письмами,   их   орфографических,   грамматических,   пунктуационных   и стилистических особенностях. Прежде   чем   стать   таким,   каким   мы   привыкли   видеть   современное письмо, оно претерпело множество изменений. ­ В эпоху классицизма появляются даже целые произведения, основанные на переписке   действующих   лиц,   в   так   называемой   эпистолярной   форме. Эпистола   (лат.   Epistola   –   письмо)   –   литературное   произведение   в   форме письма, в котором излагаются  размышления и суждения автора по  поводу какого­либо вопроса или определенного предмета. А форма, слова, обороты? Никому сейчас и в голову не придет написать в письме:   «Милостивый   государь…»,   «Ваше   превосходительство»,   «Ваше благородие».   Несмотря   на   смену   времен,   традиций   эпох,   до   наших   дней сохраняется деление писем на деловые и личные. Безусловно, личное письмо будет существенно отличаться от делового. Какие признаки характерны для личного письма, а какие для делового?  Деловое письмо Четкость Ясность Лаконичность Предельная информативность Личное (частное) письмо Эмоциональность Непринужденность  Личные впечатления  Использование эмоционально окрашенной лексики ­   деловое   письмо   непременно   последовательностью, лаконизмом, информативностью; ­ личному письму характерны эмоциональность, непринужденность, передача собственных  впечатлений, довольно  большой  охват  событий  и сведений  из жизни самого автора письма или адресата.   отличается   убедительностью,   строгой IV. Коллективная работа «План  письма». На доске записать  последовательность  написания письма в виде плана: 1.Приветствие и обращение. 2. Изложение того, что хочешь написать, и вопросы о том, что хочешь узнать. 3. Заключение. 4. Подпись. 5. Дата.                                         V.  Работа с учебником.  Русский язык 10­11 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, стр. 423,            упр. 562. Чтение   и   обсуждение   основных   правил   составления   писем, аргументированные ответы на предложенные вопросы: ­ Что нужно помнить при употреблении местоимений ВЫ? ­ Является ли местоимение ТЫ обращением? ­ Составить схемы предложений с обращениями и вводными словами. VI. Творческая  работа «Письмо другу». Деловые   (служебные)   письма  представляют   собой официальную корреспонденцию и применяются для решения многочисленных   вопросов,   возникающих   в   юридической, управленческой и коммерческой деятельности.  Деловое   письмо   ­   всегда   официальное   сообщение. Информация,   содержащаяся   в   деловом   письме,   носит протокольный   характер.   Вот   почему   такие   письма обязательно регистрируются.  Это может быть и письмо­запрос, и письмо­просьба, и письмо­обращение,   и   письмо­предупреждение,   и   письмо­ напоминание, и письмо­приглашение. Но в любом случае эти письма имеют  официальный характер, поэтому  изложение текста  в них должно быть предельно четким и ясным. (частному)   письму  Личному     свойственны эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма или адресата. Стоит   помнить,   что   обращение,   так   же   как   и заключительная часть письма, зависит от ваших отношений с адресатом.   Лучшее   окончание   для   официального   личного письма   «Искренне   Ваш»,   «С   уважением».   Этими   словами принято заканчивать письмо к не очень близкому другу, с которым вы давно не встречались.  А   вот   «С   любовью»   —   самая   распространенная концовка  для дружеских писем и писем для влюбленных. И   в   этом   тоже   прослеживается   некая   приватность, интимность, свойственная  личным письмам. оо оо — письменность, которую использовали Узелк вое письм древние инки в качестве носителя информации. Они брали нити   или   шнуры,   завязывали   на   них       в   определенном порядке узлы. Каждый узел в зависимости  от высоты нити имел определенный смысл, код. Огромную роль играл также же цвет нитей. оо ео   «П ни­экспр сс» —   почтовая   служба   небольшой американской   курьерской   компании     19   века. Просуществовала около полутора лет и стала нарицательной из­за девиза «Почта должна быть доставлена любой ценой». Снаряжение   курьера   состояло   из   двух   револьверов Кольта,   бляхи,   охотничьего   ножа   и   седельной   сумки, которая весила около 10 кг. Из­за дороговизны операций, а также из­за бандитских нападений   и,   главное,   из­за   развивавшейся   технологии телеграфа, компания в итоге разорилась. Постскриптум  (лат.   post   scriptum   — «после   написанного»)   —   приписка   к законченному и подписанному письму, обычно   обозначаемая   латинским сокращением «P. S.».  Соболезнование  –   это   не   какой­то особенный   ритуал,   а   отзывчивое, участливое к переживаниям,   несчастью   другого, выражаемое   словами   –   в   устной   или письменной форме – и поступками. отношение     Факсимиле  ­ точное воспроизведение фотографическим,   ксерографическим или     печатным   способом   чьей­либо подписи. ао ( от Каллигр фия греч. καλλιγραφία  — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства.   Ещё   каллиграфию   часто называют   искусством   красивого письма. оо П черк   — фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная   на   его   письменно­ двигательном   система   с   помощью   которой движений, выполняются   условные   графические знаки. навыке Почтовые     голуби—   самые   сильные   голуби, поэтому   их   также   называют   спортивными.   У   них широкая   грудь   и   длинные   крылья.   Они   могут развивать скорость до 120 километров в час. Чтобы голубь возвращался домой, его тренируют: в   месячном   возрасте   относят   от   голубятни   на   500 метров и постепенно увеличивают дистанцию. Причем, чередуют стороны света, скажем, сегодня относят на север, завтра — на запад. Позже уже 30 километров по городу для почтового голубя — не расстояние. Чтобы ни   один   не   потерялся,   у   каждого   есть   кольцо,   где указана страна, год рождения и номер. Но почтовый голубь   всегда   возвращается   —   на   этом   и   основана птичья почта. Сейчас,  когда  голубиные  станции  исчезли,  почтовые голуби принимают участие в соревнованиях: летают на дальность и на время. ПИСЬМО ДРУГУ Приветствую тебя, мой старый друг! Прервалась незаметно переписка. Я понимаю – мы живем не близко, Но напишу еще письмо – а вдруг? Я знаю точно – письма – слишком мало, Но пусть подольше длится наша связь. И, видимо, чего­то не хватало, Раз переписка наша родилась. И нас с тобой объединяет что­то Похожее. Хоть мы живем вдали. И поделиться мыслями охота, Пусть даже на другом краю земли. А в наших письмах мы с тобою ищем Далеких лет теперь неясный след. Возможно, письма для себя мы пишем, Не ждем уже развернутый ответ. Ну, вот и все… Немного поболтали, Поспорили об этом и о том… А наших жизней мелкие детали Еще обсудим как­нибудь потом. Ну, что с того, что мы живем не близко? Не исчезай совсем, мой старый друг. Жаль, что прервалась наша переписка. Я напишу тебе письмо… А вдруг?...

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс

Культура письменного общения, урок русского языка, 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017