Культурная жизнь Рима

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с достижениями древних римлян; раскрыть смысл крылатого выражения «хлеба и зрелищ». 2. Определить причины возникновения христианства, как мировой религии и показать, что христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости. Задачи урока: Формировать умение работы с историческим документом (фрагмент видеофильма «Колизей»); развивать познавательный интерес к прошлому; способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать любовь к прекрасному. Учебное оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал Учебно-методический комплекс: авторский флипчарт Содержание урока I. Начало урока II. Проверка дом. задания ( 4 вопроса на интерактивной доске) III. Сообщение темы и цели и задач урока.
Иконка файла материала Культурная жизнь Рима.doc
Тема: Культурная жизнь Рима Цель урока: 1. Познакомить учащихся с достижениями древних римлян; раскрыть смысл крылатого выражения «хлеба и зрелищ». 2. Определить причины возникновения христианства, как мировой религии и показать, что  христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости. Задачи урока: Формировать умение работы с историческим документом (фрагмент видеофильма  «Колизей»); развивать познавательный интерес к прошлому; способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать любовь к прекрасному. Учебное оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал Учебно­методический комплекс: авторский флипчарт Содержание урока I. Начало урока II. Проверка дом. задания ( 4 вопроса на интерактивной доске) III. Сообщение темы и цели и задач урока. IV. Изучение темы по плану: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Архитектура Как жили римляне Зрелища (фрагмент из видеофильма «Колизей») Скульптура Технические сооружения Появление христианства Приветствие учащихся ­ Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. ­ Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными  чувствами. Повторение домашнего задания (Задание на интерактивной доске) Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Изучение новой темы ­ Мы продолжаем говорить о культуре и сегодня на уроке отправляемся в путешествие, в Древний  Рим, познакомимся с городскими зданиями и памятниками архитектуры, многие из них сохранились до наших дней,  узнаем, какие римляне были хорошие инженеры и строители, что такое «общественные термы»  римлян, раскроем смысл крылатого выражения «хлеба и зрелищ», узнаем, как зародилась  христианство в древнем Риме. Вместе с вами через некоторое время мы должны ответить на вопрос: ­Почему город Рим можно назвать «вечным». ­ Итак, тема нашего урока «Культурная жизнь римлян» (запись в тетради) Задание: (­ Ребята, по ходу урока записывайте в тетрадь новые определения, а в конце мы с вами посмотрим,  кто был самым внимательным Актуализация знаний учащихся: ­ Ребята, а что такое культура? (это достижения людей в чем­то…) ­ Предположите, культура какой страны оказала наибольшее влияние на культуру  Рима? ( Греция).Римская культура достигает своего наивысшего расцвета в эпоху империи. Римляне  во многом были учениками греков, но по своему характеру разительно отличались от них. Грекамсвойственно особое чувство прекрасного, изящного, возвышенного. Римляне были грубее, практичнее, более приземленными. Поэтому и достижения римлян в культуре отличаются от греческих.. Римляне охотно пользовались культурным наследием всех своих предшественников, творчески  перерабатывая и приспосабливая его для своих потребностей. (СЛАЙД ­ карта Римской империи) ­ К началу новой эры Римская империя достигла своего наивысшего могущества. Значительно  расширялись границы империи, постепенно в нее включались новые и новые народы. Центром этого  многоязычного государства был Рим. И вот, перед нами ПЛАН Древнего Рима (СЛАЙД – План Древнего Рима) Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан. На плане особенно выделяются здания Колизея и Большого Цирка. К ним мы вернемся чуть позже. ­И вот, мы с вами в самом центре Рима, где находитсяФОРУМ­ главная площадь города. Форум  застроен новыми зданиями­ храмами, арками, колоннами. Но здесь всегда многолюдно ­ Посмотрите, здесь встретились знакомые, они делятся новостями, говорят о своих успехах и  неудачах. Форум был не только хозяйственным, но и политическим центром. Мы немного опоздали, здесь  только, что был император и его солдаты. В Риме было построено огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи.  (СЛАЙД). Мы с вами около Триумфальной арки, ихустанавливали в честь побед над врагами. Под  ними победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными. Она поражает  своей монументальностью и величественностью. Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. (СЛАЙД) На самой колонне  помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи  императоров. – А вот мы подошли к колонне императора Траяна, как видите она сохранилась до сих пор.  Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна. Символ города здание Колизея­ это высшее достижение архитектурного искусства римлян (от  латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Такие большие здания,  римляне смогли строить благодаря, изобретенным им, новому строительному материалу: бетону  (смеси песка, камня, кирпича, вулканической пемзы и воды, которая, после высыхания воды,  застывала и становилась очень плотной), а также новым технологиям строительства арок и куполов. На зрелище в Колизей мы с вами попадем чуть позже В Риме были построены десятки храмов. ­ Мы подошли к самому знаменитому храму – Пантеону– «храму всех богов». Он не похож на  большинство античных храмов. Вы обратили внимание, он ­ круглый, ширина купола – 43 м. В отличие от других греческих и римских храмов главное в Пантеоне не внешний, а внутренний вид. Давайте  зайдем во внутрь.Благодаря куполу внутри Пантеона создан просторный зал без колонн,  поддерживающий перекрытие. Купол разбит на квадратные углубления, они не одинаковой величины,  а уменьшаются снизу вверх. От этого купол кажется еще выше, он как будто вытягивается,  становится яйцевидным. ­ Послушайте, как здесь тихо….Люди приходят и уходят…. ­ Вот египтянин, поклоняется богу Осирису, чуть поодаль богатый римлянин благодарит бога. ­ Как вы думаете, почему в Риме был построен такой храм? Пантеон – храм, посвященный всем богам империи. В Риме жили многие народы и они могли  поклоняться своим богам. Сегодня это и культурная святыня, и церковь, и гробница двух королей и Рафаэля. ­ Римляне были замечательными строителями и инженерами. Они построили 85 000 км дорог  (СЛАЙД­ АППИЕВА дорога) по всей империи, все они начинались в Риме, поэтому возниклазнаменитая поговорка: «Все дороги ведут в Рим» и множество акведуков, (от латинских слов АКВА  – «вода» и ДУКО – «веду»)­ чтобы снабжать города водой. Особенностью римских водопроводов  было то, что они по большей части проходили не под землей, а над землей. Самые длинные акведуки  насчитывали 20­30 км. ­ И вот сейчас мы с вами стоим рядом с римским акведуком (СЛАЙД) ­ А как же жили римляне? ­ Посмотрите: ­ Вот дворец императора. Он занимает целый район города. ­Дома богатых рабовладельцев располагались вблизи императорских дворцов, на холмах, где воздух  был здоровее и чище. Вот домус – жилище богатого римлянина. ­ Давайте попробуем описать дом богатого римлянина. (СЛАЙД ­ домус) Обычно это было 2­3­этажное строение со множеством отдельных помещений. Комнаты большие и  просторные. Богато убраны. В них можно увидеть картины. В центре прямоугольного дома находился  закрытый дворик – атриум, в котором располагался бассейн. В таком доме были гостиные, спальни,  библиотеки. Богатые купались в роскоши. В таком доме живет одна семья, но обслуживают ее  десятки рабов. Жизнь остального населения Рима резко отличалась от образа жизни знати. ­ Посмотрите туда: (Слайд­Инсулы) многоэтажные и многоквартирные дома для простого люда –  инсулы (многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи  внаём)Причем расселение людей в таких домах происходило согласно их социальному положению в  обществе: чем беднее человек, тем выше он жил, тем меньше была арендная плата за жилье. ­ Ах, как они все толкаются и кричат….. ­ Присмотритесь внимательно и опишите, как живут простые горожане Рима ­ Как вы думаете, в чем недостатки этих домов? ­ Какой опасности подвергали себя жители инсулов? В инсулах могли располагаться торговые заведения, лавочки, таверны. Из­за деревянных перекрытий  инсулы не отличались прочностью и легко горели при массовых городских пожарах. Поэтому впервые в мире римлянам пришлось организовать пожарные команды, выезжавшие на тушение пожаров.  Разыскать нужный дом было непросто: не было табличек с названиями улиц и номеров домов. Дома были уныло однообразными, а улицы – грязными и узкими. Опасности подстерегали прохожих  на улицах – из окон летела битая посуда, отбросы, лились помои. Окна в домах не имели стекол и в  непогоду закрывались ставнями, тогда даже днем приходилось зажигать светильник. Воды в  квартирах не было, ее брали в городских фонтанах. Кухонь как таковых тоже не было, пищу готовили на жаровнях с древесным углем. Бедняки часто ели всухомятку или на ходу, покупая еду у уличных  разносчиков. ­ Чем отличался быт императора и его приближенных от быта остальных римлян? (заслушать ответы учащихся) ­ Посмотрите, вот к нам на встречу спешит римлянин. Одежда, какого народа напоминает  одежду римлянина? Одежда римлянина похожа на одежду грека. ­ Чем можно это объяснить? Это объясняется обширными культурными связями и нахождением в одном климатическом поясе. Если одежда в Египте и в Греции отражала личное благосостояние, в Риме – положение в обществе. ­ Кто знает, как называется такая одежда? Одежда трудового люда состояла из туники – длиной рубахи с короткими, не доходившими до локтя  рукавами и плотного толстого плаща. Человеку из «общества» следовало облечься в тогу для знатных. Тога (кусок белой длинной материи) была чисто римской  одеждой. Изгнанникам запрещалось ее носить. Тогу надевали в несколько приемов, без чужой помощи одеть ее было невозможно. Тоге полагалось быть белого цвета, без всяких украшений. Только  мальчики носили тогу с пурпурной полосой до совершеннолетия. Триумфатор одевал пурпурнуютогу, расшитую золотом. К этой одежде полагались башмаки с ремнями, закрывающие ногу. Еще  мужчины носили плащи разного покроя, плащей было много. Их не надевали на себя, а накидывали.  Брюк у римлян не было, они считались варварской одеждой. Женская одежда состояла из туники, столы и палы и не очень отличалась от  мужской. Столу (длинная одежда в виде складок, с короткими рукавами, перехваченная поясом у  талии ) носили почтенные замужние женщины. Стола не должна быть не яркой не пестрой. Выходя из  дома, женщина набрасывала на себя паллу – длинную широкую шаль. Детская одежда была копией с одежды взрослых. Обувью дом служили сандалии, на улице­ башмаки. Покрытия головы, вроде нашего римляне не знали. В зной мужчины могли накинуть на голову  верхнюю часть тоги, а женщины верхнюю часть паллы. ­ Ребята, а кто может назвать внешнее отличия грека от римлянина? ( Слайд на доске) (Греки носили бороду, а римляне нет) ­ Вы, наверное, устали? Сейчас я отведу вас к излюбленному месту римлян. Это бани, и в Риме они  называются термы (СЛАЙД) ­ Скажите, а для чего нам с вами сейчас служит баня? А вот римские термы – это огромные комплексы, включающие в себя бани, бассейны, сады,  библиотеки, площадки для спортивных упражнений. Многие римляне целые дни проводили в термах,  плата за них была невелика. ­ Как вы думаете, где же брали люди свободное время? Дело в том, что свободные граждане Рима  не работали, ни бедные, ни, тем более, богатые. Их обеспечивало государство – богатейшая Римская  империя, они получали бесплатный хлеб, для них устраивались бесплатные развлечения, граждане же, не желающие работать, требовали от государства “хлеба и зрелищ”(хлебная раздача и объявление о  гладиаторских боях) Известен случай, когда народ забросал камнями процессию одного из  императоров, требуя хлеба и зрелищ. Это выражение стало крылатым. Зрелища, любимые римлянами,  – гонки колесниц, (СЛАЙД) которые проводили в Большом Цирке, (они были очень опасным видом  спорта) а гладиаторские бои – в Колизее. ­ Вот сейчас мы попадем с вами в Колизей и своими глазами увидим любимые зрелища римлян. ­ Все, что вы увидите создано по историческим документам, в которых один из великих поэтов того  времени описал портрет и характер главного героя. (в/ф «Колизей»11 мин 19 сек.) ­ Будьте внимательны, по окончании зрелищ, у меня возникнут вопросы, на которые вы должны  ответить. Вопросы к видеофрагменту: ­ Какова основная цель этого поразительного строения?(убийство гладиаторов и животных на потеху  римской публики?) ­ Какие зрелища римлян вы увидели? (охота животных на людей, бои гладиаторов) ­ Кто присутствовал на зрелищах? ­ Если гладиатором являлся раб, при каком условии он получал свободу? (когда одерживал победу) ­ Как поведение на зрелищах, на ваш взгляд, характеризует римскую публику? (жестокость,  бессердечность, азарт) (С малых лет человек в римском обществе подвергался унижениям, личное достоинство его  подавлялось, отец мог наказывать ребенка плетью, агрессивность накапливалась и выплескивались в  потомках в садистском любовании жестокостью, преподносившейся на арене. Гладиаторство  являлосьвыражением ненависти и воли к власти – двух черт римского характера, толкавших их на все  новые завоевания.) Увлечение гладиаторскими играми говорит о низменных вкусах и невысоком культурном  уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией. ­ А у греков какие были любимые зрелища? (любимые зрелища греков: театральные представления и спортивные игры) ­ Давайте покинем Колизей, нас ждут в музее искусств. Здесь мы узнаем о скульптурном  искусстве римлян.Скульптурное искусство. (работа с текстом по рядам) стр.165 ­ 1 ряд ­ прочитать, составить вопросы 3­4 (записать в тетрадь) ­ 2 ряд ­ прочитать, приготовится отвечать на вопросы одноклассников ­ 3 ряд ­ используя предоставленные, бюсты, предположить, какие черты характера хотел  изобразить скульптор. (Заслушать ответы учащихся) Примерные вопросы по тексту: ­ Из какого материала римляне создавали скульптуры? (белый мрамор, бронза) ­ Что повлияло на развитие скульптурного искусства? (умели снимать маски с лица умершего  человека, передавали характер человека) ­ Что значит правило «закрытой статуи?» ­ Где можно было увидеть лучшие работы скульпторов? (в храмах, общественных зданиях, частных  домах). ­ Наше путешествие по Риму подошло к концу, скажите, почему Рим называют вечным  городом? (люди постоянно живут здесь более 2500 тысячи лет и культурное наследие, созданное человеком  можно увидеть в настоящее время.) А в Римской империи произошло еще одно важное событие – там зародилась христианская  религия – ­ Изучая историю разных стран, вы познакомились и с религиозными верованиями народов, живущих в них. ­ Вспомните и назовите богов, в которых верили греки и римляне (СЛАЙД­ боги скрыты ) Греки Римляне Зевс Юпитер царь богов, бог грома Гера Юнона покровительница женщин, материнства Гестия Веста покровительница домашнего очага Посейдон Нептун бог морей Арес Марс бог войны ­ Что общего между греческой и римской верой в богов? (Богов и у римлян и у греков было много,  так как они были язычниками, было многобожие.) А кто знает, как называется такая религия? (языческая) (Это религиозная вера во множество божеств, олицетворяющих силы природы) Две тысячи лет тому назад на краю Римской империи, в Палестине, возникла новая религия  – христианство. Жители восточных провинций стали поклонятся новому богу – Иисусу Христу.  Первыми христианами были бедняки и рабы, жизнь, которых была тяжелой и безрадостной. Они  верили, что только Христос избавит их от тягот и лишений, поэтому свою религию они стали  называть христианской. Новая религия появилась в Палестине неслучайно. Именно евреи жили под гнетом вавилонян, персов,  македонян, римлян. Постепенно христианами становились представители самых разных национальностей. Христиане  провозгласили, что перед богом все равны: и рабы и свободные люди и мужчины и женщины.  Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались ему поклонятся. Они  утверждали, что не сегодня­ завтра рухнет власть жестокого Рима, справедливое возмездие ожидает  всех угнетателей народа. Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия может держать в повиновении  рабов и колонов, римляне стали преследовать христиан: разрушались молитвенные дома, сжигались  их книги, многие христиане были казнены. (СЛАЙД) В страхе за свою жизнь христиане тайно встречались в катакомбах, чтобы вместе молиться.Постепенно богатые люди стали понимать, что христианская религия для них полезна и выгодна, и  стали ее использовать как средство воздействия на людей, которое все дальше уводит рабов и  бедняков от борьбы против своих эксплуататоров. В 313 г. н.э. император Константин узаконил христианство, разрешил христианам собираться  вместе, и проводить религиозные праздники, строить храмы. В конце IV века в Римской империи  были запрещены все религии кроме христианской, она стала одной из мировых религий мира. Закрепление: Внимание на слайд! (СЛАЙД – «Найти соответствие») ­ К каждому сюжету картины найти и «перетащить» соответствующее название ­ Кто хочет поделиться своими записями в тетрадях, о которых я говорила в начале урока. (ЗАСЛУШАТЬ ответы) Итог урока: ­ Я познакомила вас с культурой жизнью римлян, одной из интереснейших тем из истории древнего  мира, если вы заинтересовались какими­то вопросами по нашему уроку, то много интересной  информации вы можете взять в вашей библиотеке и из Интернет ресурсов. ­ Спасибо за урок, было приятно с вами поработать!! Выставление оценок Домашнее задание параграф № 32, составить эссе: « Путешествуя по улицам древнего Рима….»

Посмотрите также