Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»
Оценка 4.9

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
МХК +1
11 кл
03.03.2018
Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»
Роман В.Дудинцева "Белые одежды" интересен не только как глубокое произведение о борьбе учёных за истину в годы сталинских репрессий, но и как текст, полный загадок, связанных с мировой и отечественной художественной культурой. Данный потекстовый комментарий помогает юным читателям лучше понять авторский замысел и выйти на уровень исследовательской работы с прекрасным художественным текстом.
Культурологический потек стовый комментарийк (Восстановлен).docx
Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды» ПЕРВАЯ ЧАСТЬ 1) ТОРКВЕМАДА – прозвище Дежкина среди сотрудников института Томас ТорквемадаВеликий инквизитор Испании I Дата рождения: 1420 Место рождения: Вальядолид Авиле (Кастилия)Дата смерти:16 сентября 1498 Место смерти: Томас Торквемада (исп. Tomás de Torquemada; 1420 – 16 сентября, 1498) — основатель испанской инквизиции, первый великий инквизитор Испании. Главной задачей Торквемады было религиозное и политическое объединение Испании. Для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. В 1483 г. Торквемада был назначен «великим инквизитором» Кастилии, а затем и Арагона. Изгнание евреев (1492) и мавров (1502, произошло уже после его смерти) из Испании, конфискация имущества осуждённых инквизицией, сожжение еретиков на кострах — таковы были результаты деятельности Торквамады- инквизитора. На его совести сотни сожжённых. Общее количество ауто-да-фе во время Торквемады оценивается в 2,200, половина из этого числа - соломенные чучела лиц , которые умерли до ареста или были в недосягаемости для инквизиции Благодаря же деятельности Торквемады как политика стало возможным объединение королевств Кастилия и Арагон в единое королевство Испания. Впоследствии Испания стала одним из самых могущественных государств Европы, положила начало колонизации Нового Света и явилась «культурной матрицей» всей Латинской Америки. По сей день в латиноамериканских странах есть идиома, которую можно перевести как «мать-отечество». Этим словом обозначают Испанию. 2)"Андромаха у тела Гектора" Жак Луи Давид II Гектор (E k t w r) · сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в "Илиаде". Об участии Гектора в военных действиях в первые годы войны источники сообщают только, что от руки Гектора пал Протесилай, первым вступивший на троянскую землю (Apollod. epit. III 30). Прославился Гектор на десятом году войны. Как старший сын Приама и его непосредственный преемник, он возглавляет боевые действия троянцев, сам отличаясь силой и геройством. Дважды Гектор вступает в единоборство с Аяксом Теламонидом, наиболее могучим после Ахилла ахейским героем (Гомер "Илиада", VII 181-305; XIV 402- 439). Под руководством Гектора троянцы врываются в укрепленный лагерь ахейцев (XII 415-471), подступают к ахейским кораблям и успевают поджечь один из них (XV 345-388; 483-499; 591- 745). Гектору удается также сразить перед самыми воротами Трои Патрокла и совлечь с убитого доспехи Ахилла (XVI 818-857). После вступления Ахилла в бой Гектор, невзирая на мольбы родителей, остается с ним в поле один на один и погибает в поединке у Скейских ворот, предсказывая близкую смерть самому Ахиллу (XXII 25-360). Последний, одержимый жаждой мести за Патрокла, привязывает тело убитого Гектора к своей колеснице и объезжает вокруг Трои, волоча труп сраженного противника. Хотя в дальнейшем Ахилл продолжает осквернять тело Гектора, его не касаются ни хищные звери, ни тлен; мертвого Гектора оберегает Аполлон, помощью которого Гектор неоднократно пользовался при жизни. С особенной теплотой Гектор изображен в знаменитой сцене прощания с женой Андромахой (VI 370-502). Гектор, покидающий Андромаху" Жан Рестаут (Ф. И. Тютчев. )Гектор и Андромаха Андромаха Снова ль, Гектор, мчишься в бурю брани Где с булатом в неприступной длани Мстительный свирепствует Пелид?.. Кто же призрит Гекторова сына, Кто научит долгу властелина, Страх к богам в младенце поселит?.. Гектор Мне ль томиться в тягостном покое?.. Сердце жаждет прохлажденья в бое, Мести жаждет за Пергам!.. Древняя отцов моих обитель! Я паду!.. но, родины спаситель, Сниду весел к Стиксовым брегам... <1822> Андромаха Суждено ль мне в сих чертогах славы Видеть меч твой праздный и заржавый? – Осужден ли весь Приамов род?.. Скоро там, где нет любви и света, – Там, где льется сумрачная Лета, Скоро в ней любовь твоя умрет!.. Гектор Все души надежды, все порывы – Всё поглотят воды молчаливы, – Но не Гектора любовь!.. Слышишь?.. Мчатся... Пламя пышет боя!. Час ударил!.. Сын, супруга, Троя!.. Бесконечна Гектора любовь!.. 3) Дж. В.Уотерхаус. Одиссей и сирены III 4)Киплинг Джозеф Редьярд (Kipling, Rudyard) (1865 - 1936) Цитаты из произведения Редьярда Киплинга "Книга джунглей". "Маугли". 1894 Перевод с английского: Н. Дарузес Что говорит Закон Джунглей? Сначала ударь, а потом подавай голос. По одной твоей беспечности они узнают в тебе человека. Будь же благоразумен. - (Багира) Храброе сердце и учтивая речь. С ними ты далеко пойдешь. - (Каа) Прибежало не меньше сотни жителей деревушки: они глазели, болтали, кричали и показывали на Маугли пальцами. "Какие они невежи, эти люди! - сказал про себя Маугли. - Только серые обезьяны так себя ведут". Люди есть люди, и речь их похожа на речь лягушек в пруду. - (Серый Брат) Закон Джунглей научил Маугли сдерживаться, ибо в джунглях от этого зависит жизнь и пропитание. Но когда дети дразнили его за то, что он не хотел играть с ними или пускать змея, или за то, что он не так выговаривал какое-нибудь слово, одна только мысль, что недостойно охотника убивать маленьких, беззащитных детенышей, не позволяла ему схватить и разорвать их пополам. Люди убивают, потому что не охотятся, - от безделья, ради забавы. - (Маугли) 5)ГАМЛЕТ – философская идея Алексеевича, академика Посошкова, решающего, « быть или не быть» в борьбе генетику Михаил Врубель Гамлет и Офелия Светозара за IV Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище 5) Петров – Водкин » «Работница Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - один из оригинальных русских художников первых десятилетий XX века. В его искусстве стянулись в тугой узел разнобокие художественные тенденции. Произведения художника и по сей день вызывают отчаянную полемику и страстные столкновения противоположности мнений. Сложный художественный мир и в то же время цельный. То, что Петрова Водкина называют выдающимся живописцем, никого не удивит. О том, что он ещё к прочему и самобытный теоретик, - говорят реже. Художник сразу узнаваемый. Плоские и в то же время объемные фигуры. Может быть, на иконы немножко похожи. Может, подглядел, увидел, а может, были ... Кто ж его знает, с чего взялось. Параллели то можно провести между его линией, ритмами, фигурами ... с изображениями святых на иконах. 4) Честь безумцу, который навеет / Человечеству сон золото Из стихотворения «Безумцы» французского поэта Пьера Жана Беранже (1780 —1857) в переводе (1862) Василия Степановича Курочкина (1831 — 1875): Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет Мир дороги найти не умеет, Человечеству сон золотой! ( Цитируется и в «На дне «Горького) КЛЮЕВ расстрелян в 1917. Еще при жизни поэта, а 6) особенно после его ареста и расстрела в официальной советской печати имело хождение ругательство "клюевщина". Сначала этот ярлык прилепили к Сергею Есенину. К нему он более всего и прирос. V А в результате появилась гениальная статья Есенина "Ключи Марии", своего рода поэтическое евангелие от Клюева. Есенин в полном соответствии с хлыстовским каноном называет душу Марией, а стихи именует "золотыми ключами" к этой душе. Клюев - не просто мужик, он - космический мужик. Тело свое он видит подобием Вселенной. Изумительно стихотворение "Путешествие". Оно очень большое, я приведу только несколько строф: "Я здесь", - ответило мне тело, - Ладони, бедра, голова - Моей страны осиротелой Материки и острова (...) Вот остров Печень. Небесами Над ним раскинулся Крестец. В долинах с желчными лугами Отары пожранных овец. (...) Но дальше путь, за круг полярный, В края Желудка и Кишек, Где полыхает ад угарный Из огнедышащих молок. Где салотопни и толкуши, 7«Санбенито (исп. Sanbenito, сокращен. Sacco benito), или замарра (Zamarra) - одеяние осужденных инквизицией, из желтого полотна; спереди и сзади красный Андреевский крест; часто тело разрисовано пламенем и дьяволами. С., вероятно, - подражание мешку, какой носили в первые века христианства кающиеся. Кроме С., веденному на казнь одевали карочу (см.). С. называлась также доска, на которой под Андреевским крестом выставлялось имя осужденного инквизицией. буквально: "святой мешок", особенный саван желтого цвета с красным андреевским крестом, надевавшийся на осужденных инквизицией, на нем изображался человек, сжигаемый на костре и окруженный дьяволами. Дубильни, свалки нечистот, И населяет гребни суши Крылатый, яростный народ". Дальше еще интересней: "О, плотяные Печенеги, Не ваш я гость! Плыви, ладья, К материку любви и неги, Чей берег ладан и кутья! (...) Здесь Зороастр, Христос и Брама Вспахали ниву ярых уд, И ядра - два подземных храма Их плуг алмазный стерегут". 8)На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых, Давид, несмотря на это, послал за нею. Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем её мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида к царю пророка и родила ему сына. Тогда Бог послал не отступит меч от Нафана, который объявил приговор: дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто умереть, но отданы другому. Сын его должен смертный приговор самому Давиду будет грех. Прощение отменён, ибо он признал свой распространилось и на брак с Вирсавией, от преемник Давида которой теперь родился — Соломон.С этого времени жизнь Давида была одновременно подчинена приговору и обетованию "Не возжелай жены ближнего твоего..."Библейская история на преступление и наказание... эту тему--- VI Именно об этом и говорит Давид в покаянном псалме. Не жертва нужна Богу, а сердце, исполненное искренним покаянием и смирением. Рембрандт «Вирсавия за купанием» (с жены Хендрикье) Эдуард Улан Давид и Вирсавия 1996 г. Знать, не укрылася дума гнетущая, Черная дума от вас! Вы разгадали, о чем эти жгучие Слезы лилися из глаз? В шепоте вашем я слышу участие; Мне вам отрадно внимать... Только природе страданья незримые Духа дано врачевать! 9) Что ты поникла, зеленая ивушка? Что так уныло шумишь? Или о горе моем ты проведала, Вместе со мною грустишь? Шепчутся листья твои серебристые, Шепчутся с чистой волной... Не обо мне ли тот шепот таинственный Вы завели меж собой? <1863> А.Н.Плещеев. Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование. В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф.Достоевским, Н.Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял. В 1844 в "Современнике" появились первые стихотворения Плещеева ("Сон", "Странник", "На зов друзей"), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца. В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение "Вперед! без страха и сомненья...". В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением "всех прав состояния" и отправкой в "отдельный оренбургский корпус рядовым". В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу. В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под "строжайшим надзором", "без срока". Активно сотрудничает с журналом "Современник", становится сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатается в "Московских ведомостях"и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни ("Скучная картина", "Родное", "Нищие"), о жизни городских низов - "На улице". Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение "Жаль мне тех, чья гибнет сила" (1868). Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М.Михайлов, М.Салтыков-Щедрин и др.).В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал "Русское богатство". Плещеев был "крестным отцом" таких начинающих писателей, как В.Гаршин, А.Чехов, А.Апухтин, С.Надсон. Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.Умер А.Плещеев 26 сентября (8 октября н.с.) 1893 в Париже. Похоронен в Москве. VII 10)Динарий кесаря, 1516. Дерево, масло. Дрезденская Картинная Галерея, Германия 11)Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» 12)РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА Люди! Бедные, бедные люди! Как вам скучно жить без стихов, без иллюзий и без прелюдий, в мире счетных машин и станков! Без зеленой травы колыханья, без сверканья тысяч цветов, без блаженного благоуханья их открытых младенчески ртов! О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух,— это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг! Это — первая ласка рассвета на росой убеленной траве,— вечный спор Ромео с Джульеттой о жаворонке и соловье. Ф.Дикси.Ромео и Джульетта Ф.Лейтон.Примирение Монтекки и Капулетти после смерти их детей. 13)Тибетские монахи VIII Ян Гус. Неизвестный художник XVI века отрекусь! (6 июля 1415) Я выбираю не между жизнью и смертью, а между правдой и ложью святая простота! О sancta simplicitas! (лат.) [10] 14) Не О, По легенде, Гус произнёс эти слова, стоя на костре, когда увидел, что старушка (в другом варианте крестьянка), не понимая, за что сжигают Гуса, и простодушно веря в его еретичество, бросила в костёр принесённый с собой хворост. Однако биографы Яна Гуса отрицают этот факт. (М. М. Ян Гус. Его жизнь и реформаторская деятельность. Глава 5) Ян Гус на костре. Ульрих Рихенталь, Хроника Констанцского Собора. 1420- 1430. Констанц, музей Розенгартенмузеум. 15) МАРТИН ЛЮТЕР Лукас Кранах Старший. Портрет Мартина Лютера, 1533 Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, отверг посредничество церкви между богом и верующими; выступил против господствующего положения церкви в светской жизни, перевел Евангелие на немецкий язык. Северогерманские князья конфисковали церковные земли и имущество, церковь подчинилась гражданской власти. Проповеди Лютера использовали вожди Крестьянской войны 1524 - 1526 в Германии. В 1555 был заключен Аугбургский религиозный мир, по которому в каждом германском государстве религия государя становилась религией народа. Описание событий европейской истории вплоть до Тридцатилетней войны 1618 - 1648, которая была итогом раскола Европы, вызванного Реформацией) афоризмы: Я больше боюсь своего сердца, чем римского папу с кардиналами. У меня внутри свой папа - мое "я". «Осуждение - временное явление, которое все равно закончится, а вот совесть вечна. 16)Гольбейн, Ганс Младший (нем. Hans Holbein der Jüngere, 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии. Автопортрет, 1542, Галерея Уффици Портрет Генриха VIII (1536) Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Природа щедро одарила Генриха, наделив отличными способностями к языкам, наукам и особенно к музыке. Король играл на трех инструментах, поражал красивым голосом и писал инструментальные пьесы - до нас дошло около 30 его сочинений. 38-летнее правление Генриха VIII запомнилось многими событиями, но, прежде всего, тем, что у короля за это время сменилось шесть жен, причем двух из них обезглавили по его личному приказу. Представленный "Портрет Генриха VIII" - единственный сохранившийся из всех портретов короля, созданных Гольбейном. Украшения, IX шитье и пуговицы на портрете сделаны из настоящего золота, а фон написан драгоценным по тем временам синим пигментом - ультрамарином. «Мертвый Христос в гробу», 1521—1522, Художественный музей, Базель, картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот», «у иного еще вера может пропасть». 17)Тараканы Человек, по не очень понятной причине записал тараканов в свои враги и морит их почём зря. А вред от этих забавных букашек весьма и весьма относительный. Ну, подчищают они остатки еды, крошки там всякие, соринки- чаинки, ну и что? Какой-то поэт сказал, что дом без тараканов и сверчков (см), всё равно, что человек без души! Вглядитесь! Вглядитесь внимательно в соседа нашего у него, как и у нас есть за спиной нераспустившиеся крылья! Но он в отличие от большинства из нас уже научился ими немного пользоваться и хотя летать не летает, но лихо планирует с высоченного шкафа прямо на пол! Среди тараканов, есть настоящие спортсмены, которые участвуют в тараканьих бегах, собирая на это зрелище толпы болельщиков. Есть и литературные герои, как, например «Тараканище» Корнея Чуковского. А у Дудинцева в романе «Белые одежды» у одного поэта жил огромный таракан Ксаверий, которого упомянутый поэт подкармливал хлебом и пивом. В общем, крайне непонятно почему же большинство людей почитают этих мирных насекомых врагами? 18)Граф Альмавива, Сюзанна и Керубино за креслом. Сцена из 1-го акта . Акварель XIX в. Мир итальянской оперы - Опера В. -А. Моцарта "Свадьба Фигаро" Второй запиской граф будет приглашён на свидание с Сусанной, но вместо неё найдёт там Керубино, переодетого женщиной. Графиня одобряет этот план. Фигаро уходит, обещая прислать Керубино, которого нужно нарядить в женское платье. ... 19)Аллегория «свинья под дубом» возникает на собрании учёных-биологов 20)Иаков, борющийся с ангелом, Гюстав Доре, 1855, Granger Collection, New York Схватка с ангелом X По возвращении из Месопотамии, он проживал в Ханаане, держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака. Однажды во время ночного бдения ему явился ангел, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя — Израиль («Имеющий власть над силами»), с напутствием: «...ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт.32:27,28). Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему отведен был богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них. Он скончался 147 лет от роду; тело его, в силу его завещания, перевезено было в землю Обетованную. Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовали согласно Библии, израильский народ. 21_Христофор Колумб открывает Америку . 22) Ринальдо Никола Пуссен. Подвиги Ринальдо. 1628 Ринальдо – рыцарь, упоминаемый в цикле легенд о Карле Великом. Ринальдо изображен также во «Влюбленном Роланде» М. Боярдо, «Неистовом Роланде» Л. Ариосто и «Освобожденном Иерусалиме» Т. Тассо. ששִוו רוּפו 23) Фарисеи Гюстав Доре. Спор Христа с фарисеями Фарисеи (ивр. םים‎ש , перушим, прушим) — религиозно- общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одна из трёх древнееврейских «сект» или «философских школ», возникших в эпоху расцвета (II в. до н. э.), хотя Маккавеев возникновение фарисейского может быть учения фарисеев лежит в отнесено к времени Ездры. Учение ортодоксального основе Галахи и современного фарисеями иудаизма. Отношения Иисуса с неоднозначным изображены в Евангелиях говорит о образом. С одной стороны, Иисус чему учат фарисеи, необходимости соблюдать всё, целиком соблюдают критикуя их за то, что они сами не седалище сели то, чему учат: «на Моисеевом книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам делайте; по делам соблюдать, соблюдайте и же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2). Иисус, как и фарисеи (и в отличие от саддукеев — Деян.23:8), проповедует воскресение из мёртвых и признаёт существование ангелов и духов. При этом Иисус предупреждает своих учеников: «берегитесь закваски фарисейской» (Мф.16:6)[5]. В Евангелии от Матфея эти слова понимаются апостолами как критика учения фарисеев (Мф.16:12), в то время как в פ XI Евангелии от Луки сам Иисус истолковывает «закваску фарисейскую» как лицемерие (Лк.12:1). В притче о молитве фарисея и мытаря (Лк.12:1-14) он осуждает уверенность в своей праведности и презрение к грешникам, которую выражала молитва фарисея. С самого начала проповеди Иоанна Крестителя и Иисуса Христа фарисеи изображены в Евангелиях в качестве одних из основных их критиков. Фарисеи отправляют делегацию к Иоанну Крестителю с вопросом, на каком основании тот крестит, не будучи ни Мессией, ни Илией, ни Пророком. Наиболее полно отношения Иисуса с фарисеями изображены в синоптических Евангелиях. Всего исследователи насчитывают в них около 19 перикоп, говорящих о полемике между Иисусом и фарисеями[6]. В Евангелии от Иоанна, наиболее позднем из Евангелий, написанном, в соответствии с преобладающей в настоящее время датировкой, через два десятилетия после разрушения Храма, оппоненты Иисуса чаще обозначаются как вообще «Иудеи», хотя в ряде мест используется и слово «фарисеи». 24) ВИЙ Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни. Также, в некоторых произведениях Вий не убивает взглядом, а скорее снимает действия всех оберегов от нечистой силы. Он является как бы проводником, а не самим убийцей (это можно понять из произведения Н. В. Гоголя «Вий»). В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится. 25) "Коня на скаку остановит" Некрасов (из поэмы «Мороз Красный Нос») 26) Книги сжигают 27) Эта книга - изложение оригинальной системы нравственной философии. В ней речь идет о смысле жизни, о добре в человеческой природе и добродетелях, о неразрывной связи личности и общества, о национализме космополитизме, преступлении и наказании,.. и 28) Есть такая частушка: "дом продам, куплю ворота - буду запираться" XII 29) Онегин и Татьяна (герои романа Онегин) Пушкина «Евгений 30) «А под маской было звёздно, улыбалась чья - то повесть" РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (А. Блок) СНЕЖНАЯ МАСКА (Посвящается Н.Н.В.1907) МАСКИ ПОД МАСКАМИ А под маской было звездно. Улыбалась чья-то повесть, Короталась тихо ночь. И задумчивая совесть, Тихо плавая над бездной, Уводила время прочь. И в руках, когда-то строгих, Был бокал стеклянных влаг. Ночь сходила на чертоги, Замедляя шаг. И позвякивали миги, И звенела влага в сердце, И дразнил зеленый зайчик В догоревшем хрустале. А в шкапу дремали книги. Там - к резной старинной дверце Прилепился голый мальчик На одном крыле. 31) СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН Т ициан (Тициано Вечелио) - Святой Себастьян Т ициан (Тициано Вечелио) - Святой Себастьян 9 января 1907 XIII Мессины «Святой Себастьян » Антонелло да Кто-то возразит: со святым Себастьяном и впрямь всё не так просто. Дескать, не может матёрый капитан лучников, мужественно погибший за Христа, выглядеть как сентиментальный 18-летний юноша. Мол, лукавили многочисленные художники эпохи Ренессанса. Однако в том-то всё и дело, что работа Мессины – шедевр. Любые картины, трактующие тот же сюжет, блёкнут перед её величием. В основе полотна Мессины нетрудно обнаружить идею мира. Смерть святого воспринимается всеми (!!!) персонажами картины как увлекательное зрелище. Ни о каком вдохновляющем примере массового обращения ко Христу здесь не идёт и речи. Вот два спесивца, небрежно указывая в сторону мученика, наверняка ведут праздный разговор (или даже жаркий спор) о том, сколько ему ещё осталась… Чуть поодаль невзрачная женщина крепче прижимает к себе младенца и с ненавистью взирает на страдальца, будто на нарушителя общественного спокойствия. На балконе цветущие барышни сомневаются, можно ли так терзаться из-за бесплотных сил, и высказывают предположение, что тут дело наверняка не обошлось без какой-то роковой красотки. Оборотистые купцы, кажется, только что придумали пускать народ к телу умирающего по билетам. Случайным прохожим шоу Себастьяна кажется недостаточно престижным и кровавым — и они проходят мимо, предпочитая более широко проанонсированные мероприятия, вроде гладиаторских боёв. Цинично, но на этом фоне благороднее и надёжнее остальных выглядит палач, который честно выполнил свою работу и теперь «со спокойной совестью» прилёг вздремнуть прямо у ног своей жертвы. Просветлённому Себатьяну уже нет никакого дела до всей этой мышиной возни. В его покорно воздетом к небу взоре не ощутим ни ропот, ни упоение собственными страданиями, ни возвышение над всеми остальными персонажами. Там виден отблеск вечной истины и удовлетворение тем, что некоторые земные излишества (которые были ему не чужды, судя по холеному телу), он искупил своими страданиями сполна. Моральную победу Себастьяна над язычниками символизирует кусок античной колонны, валяющейся у ног святого. Шествие мученика в вечную жизнь воплощает цветущее дерево за его спиной. Замыкает композицию небо, которое щедро принимает Себастьяна в свои объятья. Искусствоведы установили, что именно с облаков начинал Мессина писать картину, а всё остальное его интересовало лишь как антураж. Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь XIV ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Зоя, немая жена царского казнохранителя Никострата пала к ногам святого и просила исцелить её. Себастьян осенил её крестным знамением, она тотчас заговорила и сказала, что видела Ангела с книгой, по которой Себастиан читал проповедь. Все присутствовавшие уверовали и крестились. Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление[. 32) у Гоголя есть атаман Мосий Шило (обращение ко второстепенному персонажу повести Гоголя «Тарас Бульба» при утверждении идеи истинного патриотизма К МОРЮ 33) РЕМИНИСЦЕНЦИЯ: Александр Пушкин Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим! Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас, И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый,- И стая тонет кораблей. Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтической побег. Ты ждал, ты звал... я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я. О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы... Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. 34) XV В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. 1824 МИКЛУХО МАКЛАЙ Около 15 лет провел Миклухо-Маклай вдали от родины, выполнив обширный план антрополого- этнографических исследований на Новой Гвинее, островах Эволюционисты лженаучных Кювьео́ (фр. George-Léopold-Chrétien-Frédéric- 35)МАРТИН ИДЕН (так Дежкин именует своё полупальто, Меланезии, Микронезии, Индонезии, на полуострове Малакка. Являясь противником теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справедливость своих суждений огромным фактическим материалом, собранным им за время многолетних путешествий по Океании. Его труды и поныне служат делу борьбы с колониализмом, с человеконенавистническими теориями и практикой современных расистов. В дореволюционное время научный и общественный подвиг путешественника не был достаточно понят и оценен. Уникальные дневники и наблюдения Миклухо-Маклая с течением времени затерялись. Лишь кое-что из его научного наследия было опубликовано в 1923 году. Потребовались долгие годы, чтобы ценнейшие документальные материалы Миклухо-Маклая оказались собранными. параллель с героем Джека лондона) 36) Жорж Леопоо́льд Dagobert Cuvier; (1769—1832)) — знаменитый французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии. Биологи Жан Ламарк • Жорж Кювье • Этьен Жоффруа Сент-Илер • Карл фон Бэр • Чарльз Дарвин • Карл фон Негели • Альфред Уоллес • Томас Хаксли • Август Вейсман • Эрнст Геккель • Климент Тимирязев • Илья Мечников • Алексей Северцов • Ханс Дриш • Лев Берг • Иван Шмальгаузен • Александр Любищев • Александр Опарин • Эрнст Майр • Линн Маргулис • Ричард Докинз Генетики Хуго Де Фриз • Вильгельм Вайнберг • Томас Морган • Рихард Гольдшмидт • Сергей Четвериков • Николай Вавилов • Рональд Фишер • Джон Холдейн • Феодосий Добжанский • Николай Тимофеев-Ресовский • Мотоо Кимура Палеонтологи Джованни Брокки • Жан Агассис • Эдвард Коп • Отто Шиндевольф • Джордж Симпсон • Сергей Мейен • Стивен Гулд • Нильс Элдридж Философы Эразм Дарвин • Герберт Спенсер • Николай Данилевский • Николай Страхов • Пётр Кропоткин • Анри Бергсон • Владимир Вернадский • Пьер Тейяр де Шарден 37) Пушкинская речь (Федор Достоевский) Ф.М. Достоевского, утратил кровные связи с народной "почвой", т.е. стихийной, нерассудочной, нравственной основой народной жизни, для которой характерно смирение, врожденная русскому простому человеку скорбь о чужом горе. Возводя тип "русского скитальца" в национальной Русский скиталец", по мысли XVI литературе к герою поэмы А.С. Пушкина "Цыганы", Алеко, Ф.М. Достоевский с сочувствием цитирует слова старого цыгана: "Оставь нас, гордый человек". В интерпретации писателя этот стих пушкинской поэмы приобретает характер итогового вывода, национальной идеи: "Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве". ВТОРАЯ ЧАСТЬ 1) Ключевые метафоры: ГРИМ , ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ 2) «Ревность – такая страсть, которая с рвением ищет то, что причиняет страдания» Немецкая поговорка. 3) Ревность - это любовь в своём инобытии – философ Павел Флоренский 4) Портрет Кандакова облик композитора определяют «самый композитор творчество Рахманинова у Творческий Рахманинова- часто словами русский Именно Рахманинова выступило тем который синтезирующим знаменателем, объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского- Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»). Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия». В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику. 4) «Войдём в рай чистыми» 5)Белинский и ревность «Ревность… Эта страсть свойственна или людям по самой натуре эгоистичным, или людям неразвитым нравственно. Считать ревность необходимою принадлежностью любви — непростительное заблуждение.» XVII 6)Лоэнгрин "Лишь имя в тайне должен он хранить" Лоэнгрин – рыцарь Ордена Лебедя и Святого Грааля Дежкина Лена Блажко называет Себастьяном и Лоэнгрином (страдальцем за истинную веру и хранителем святого символа этой веры) Третья часть 1)Трагедия «Фауст» (нем. Faust. Eine Tragödie.) — венец творчества выдающегося немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте. Является героя немецких мифов и преданий доктора Иоганна Фауста. Трагедия наиболее известной историей жизни реального средневекового персонажа — «Фауст» является отражением и обобщением жизненного опыта и философии Гёте, который работал над трагедией большую часть своей жизни — 57 лет — с 1774 по 1831 год 2) ШПЕНГЛЕР ШПЕНГЛЕР, ОСВАЛЬД (Spengler, Oswald) (1880–1936), немецкий философ и культуролог. Родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия). Изучал философию, историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах, докторскую степень получил в 1904. Работал учителем в Гамбурге. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако после прихода к власти нацистов в 1933 и изъятия одной из его книг вел уединенную жизнь. В 1918 вышел в свет первый том его известного труда Закат западного мира (Der Untergang des Abendlandes, 2 тт., 1918– 1922, исправленный вариант первого тома вышел в 1923). В этой самой значительной из своих работ Шпенглер предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, которая последует за жестокой «эпохой цезаризма». Сама история, на его взгляд, есть калейдоскоп XVIII из восьми «органических» культурно-исторических типов, или культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, аполлоновской (греко- римской), магической (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Девятая – культура будущего, русско- сибирская. Приводя разнообразные исторические данные, Шпенглер пытался доказать два тезиса в отношении этих культур. Согласно первому тезису, все культуры, которые он рассматривал как «организмы», следуют одной и той же схеме развития и гибели, которая разворачивается в продолжение одного и того же исторического цикла. Все они проходят через стадии пред- культуры, культуры и цивилизации и отмечены кризисами одного и того же типа и аналогичными событиями и фигурами. Так, Александр играет ту же роль в античной культуре, что и Наполеон в западной, аналогично соотносятся Пифагор и Лютер, Аристотель и Кант, стоики и социалисты. Согласно второму тезису, каждая культура обладает своей уникальной «душой», или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Западная «фаустовская» душа характеризуется стремлением к бесконечности, которое одинаково выражено в готическом империалистической дипломатии силы, радио и банковском кредите. Умер Шпенглер в Мюнхене 8 мая 1936. 2) Фигаро (Figaro, фр. — Фигароо, исп. Фиогаро) — герой трёх пьес Бомарше и созданных на их основе опер; испанец из Севильи, ловкий пройдоха и плут, первоначально парикмахер (цирюльник), затем слуга графа Альмавивы. Имя — ставшее нарицательным. Оперы В отличие от оригинальных названий пьес, написанных на соборе, исчислении бесконечно малых, музыке Баха, французском языке, названия опер идут на итальянском (согласно языку либретто). «Севильский цирюльник», опера Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello), (Il barbiere di Siviglia, ovvero La precauzione inutile, 1782) Оперы на сюжет «Севильского цирюльника» — Л. Бенда (1782), И. Шульц (1786), Н. Изуар (Nicholas Isouard) (1797). «Севильский цирюльник», опера Россини, (Il barbiere di Siviglia, 1816) «Женитьба Фигаро», опера Моцарта, (Le nozze di Figaro ossia la folle giornata, 1786) «Виновная мать», опера Д. Мийо (Darius Milhaud) (La Mère coupable), написанная уже в ХХ в. 3)Известная ария Владимира из оперы Э.Направника "Дубровский" по неумолимой одноимённой повести Пушкина: ЛЕМЕШЕВ Итак, всё кончено... Судьбой Я осужден быть сиротой. Ещё вчера имел я хлеб и кров родимый, А завтра встречусь с нищетой. Покину вас, священные могилы, Мой дом и память юных детских лет! Пойду, бездомный и унылый, Путем лишения и бед. <Итак, всё кончено,- сказал он сам себе,- ещё утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец...> И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери...- так у А. С. Пушкина в повести <Дубровский>. Композитор Направник, ничего не меняя в этой сцене, музыкой подчеркнул душевное состояние героя. Она полна тревоги, волнения, смятения. На фоне тихого звучания оркестра возникают нежные, тоскливые фразы: этот напевный речитатив, похожий на песню, переходит в плавную, задушевную мелодию.Владимир вспоминает детство, горячо любимую мать. Эту арию XIX композитор назвал романсом, подчеркнув тем самым лирический характер высказывания. 3) ЕСЕНИН Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде. Где-то за садом несмело, Там, где калина цветет, Нежная девушка в белом Нежную песню поет. Стелется синею рясой С поля ночной холодок... Глупое, милое счастье, Свежая розовость щек! 1918 4) Андрей Михайлович Курбский (1528—1583) — князь, известный политический деятель и писатель. Происходил из смоленско- ярославской линии Рюриковичей, той её части, что владела селом Курба. Оценка исторической личности Мнения о Курбском, как политическом деятеле и человеке, не только различны, но и диаметрально противоположны. Одни видят в нём узкого консерватора, человека крайне ограниченного, но самомнительного, сторонника боярской крамолы и противника единодержавия. Измену его объясняют расчетом на житейские выгоды, а его поведение в Литве считают проявлением разнузданного самовластия и грубейшего эгоизма; заподозривается даже искренность и целесообразность его трудов на поддержание православия. По убеждению других, Курбский — умный, честный и искренний человек, всегда стоявший на стороне добра и правды. Его называют первым русским диссидентом. Так как полемика Курбского и Грозного, вместе с другими продуктами его литературной деятельности, обследованы ещё крайне недостаточно, то и окончательное суждение о Курбском, более или менее способное примирить противоречия, пока ещё невозможно. Известный польский историк и геральдик XVII в. С.Окольский писал, что Курбский «был поистине великим человеком: во-первых, великим по своему происхождению, ибо был в свойстве с московским князем Иоанном; во-вторых, великим по должности, так как был высшим военачальником в Московии; в- третьих, великим по доблести, потому что одержал такое множество побед; в- четвертых, великим по своей счастливой судьбе: ведь его, изгнанника и беглеца, с такими почестями принял король Август. Он обладал и великим умом, ибо за короткое время, будучи уже в преклонных годах, выучил в королевстве латинский язык, с которым дотоле был незнаком» (Orbis Poloni. Krakow, 1641, V. I. Цит. по: Калугин В. В. Московские книжники в великом княжестве литовском во второй половине XVI века. 2000.) Политические идеи Андрея Курбского Ослабление христианской веры и распространение ереси опасно прежде всего тем, что порождает у людей безжалостность и равнодушие к своему народу и отечеству. роме избранных сочинений Златоуста («Маргарит Новый»; см. о нём «Славяно-русские рукоп.» Ундольского, М., 1870), Курбский перевёл диалог патр. Геннадия, Богословие, Диалектику и др. сочинения Дамаскина (см. статью А. Архангельского в «Журнал Министерства народного просвещения» 1888, № 8), некоторые из сочинений Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого, отрывки из Евсевия и проч. 5)Иоанн Златоуст - величайший из отцов Восточной церкви, один из трех ее "вселенских учителей"Златоуст, как никто в его время, толковал Евангелие просто, реально, без аллегорических тонкостей лицемерного экзегесиса наших дней. И, однако, именно он оказался романтиком на епископской кафедре. 6)АДАМ И ЕВА XX )Монах Мендель МЕНДЕЛЬ (Mendel) 7 Грегор Иоганн (1822-84), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха (1856-63), сформулировал закономерности наследственности. Хотя труды Общества, где была опубликована статья Менделя, поступили в 120 научных библиотек, а Мендель дополнительно разослал 40 оттисков, его работа имела лишь один благосклонный отклик - от К. Негели, профессора ботаники из Мюнхена. Негели сам занимался гибридизацией, ввел термин "модификация" и выдвинул умозрительную теорию наследственности. Однако, он усомнился в том, что выявленные на горохе законы имеет всеобщий характер и посоветовал повторить опыты на других видах. Мендель почтительно согласился с этим. Но его попытка повторить на ястребинке, с которой работал Негели, полученные на горохе результаты оказалась неудачной. Лишь спустя десятилетия стало ясно почему. Семена у ястребинки образуются партеногенетически, без участия полового размножения. Наблюдались и другие исключения из принципов Менделя, которые нашли истолкование гораздо позднее. В этом частично заключается причина холодного приема его работы. XXI Начиная с 1900, после практически одновременной публикации статей трех ботаников - Х. Де Фриза, К. Корренса и Э. Чермака-Зейзенегга, независимо подтвердивших данные Менделя собственными опытами, произошел мгновенный взрыв признания его работы. 1900 считается годом рождения генетики. 8)Август Вейсман (нем. Friedrich Leopold August Weismann; 17 января 1834, Франкфурт-на-Майне — 5 ноября 1914, Фрейбург) — немецкий зоолог и теоретик эволюционного учения. Учился в Гёттингене (1852—1856). С 1863 приват-доцент, в 1873—1912 профессор Фрайбургского университета. Ранние работы посвящены гистологии мышечной ткани, развитию насекомых, биологии пресноводных организмов. С конца 1860-х годов перешёл в основном к теоретическим исследованиям, посвященным защите, обоснованию и развитию учения Ч. Дарвина. Стоя на позициях материализма, Вейсман отстаивал механистическое понимание жизненных явлений. Выступая против витализма, отвергал ламаркизм, признававший изначально целесообразное реагирование живых существ на воздействия среды (см. Телеология) и наследование возникших таким путём изменений. Вейсман справедливо утверждал, что вопрос о наследовании приобретённых признаков может быть решен только с помощью опыта, и экспериментально показал ненаследуемость механических повреждений. Вейсман — автор умозрительных теорий наследственности и индивидуального развития, неверных в деталях, но в принципе предвосхитивших современные представления о дискретности носителей наследственной информации и их связи с хромосомами, а также концепции о роли наследственных задатков в индивидуальном развитии. В конце 1940-х годов созданное Вейсманом учение, названное им неодарвинизмом, последователями Лысенко было необоснованно объявлено антинаучным и реакционным. В действительности учение Вейсмана было дальнейшим развитием дарвиновской теории эволюции. 9)Томас Хант Морган (англ. Thomas Hunt Morgan, 25 сентября 1866, Лексингтон — 4 декабря 1945, Пасадина) — американский биолог, один из основоположников генетики, иностранный член- корреспондент РАН (1923) и иностранный почётный член АН СССР, председатель Шестого Международного конгресса по генетике в Итаке, Нью-Йорк (1932). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности». Президент Национальной АН США (1927-31). Томас Морган и его ученики (Г. Дж. Меллер, А. Г. Стертевант и др.) обосновали хромосомную теорию наследственности; установленные закономерности расположения генов в хромосомах способствовали выяснению цитологических механизмов законов Грегора Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора. Умер в 1945 году от желудочного кровотечения. XXII 10)«Петроний вскроет себе вены» Гай Петроний Арбитр (?—66), римский писатель и поэт. Был одним из приближенных Нерона. Его называли «арбитром элегантности», что говорило само за себя. Петронию принадлежит роман «Сатирикон», в котором описаны любовные похождения компании юнцов из числа «золотой молодежи» Рима, рассказывается об их беспутстве, моральном уродстве, развращенности и авантюризме. Петроний был приговорен Нероном к самоубийству и вынужден был покончить с собой. «Смерть Петрония».Маковский К. Е. 1904 Петроний Арбитр (лат. Petronius Arbiter; род. ок. 14 - ум. 66) — автор древнеримского романа «Сатирикон», обычно отождествляемый с сенатором Петронием, о котором писал Тацит. Имя Петроний Арбитр названо во всех манускриптах романа. Его подтверждают позднейшие ссылки и отзывы, в которых, без сомнения, речь идет об авторе «Сатирикона». Петроний был приговорен Нероном к самоубийству и вынужден был покончить с собой. Высказывания, цитаты и афоризмы Петрония Весь мир играет комедию. Любовь ранит даже богов. Наука — это клад, и ученый человек никогда не пропадет. Враг порока, раз и навсегда избравший в жизни прямой путь и так уклонившийся от нравов толпы, вызывает всеобщую ненависть, ибо ни один не одобрит того, кто на него не похож. Если мы знаем, что обречены на смерть, почему же нам сейчас не пожить в свое удовольствие? 11)БЕТХОВЕН Чарльз ДАРВИН 12) 13) Онегин и Татьяна 14)Рембрандт и Хендрикье Рембрандт Харменс ван Рейн ( Рембрант Харменцон ван Рийн ) (15 июля 1606 г - 4 октября 1669 г) был голландским XXIII рисовальщиком и офортистом. Он считается одним из величайших художников и рисовальщиков в европейском изобразительном искусстве и наиболее значительным в голландской живописи. Его шедевры появились в период, который историки называют "золотым веком" Голландии. В конце 1640-х годов у Рембрандта началась связь с молодой Хедрикье Стофельс, которая прежде была его служанкой. В 1654 г. у них родилась дочь Корнелия, после чего Реформатская церковь обвинила её в том, что она совершила «акт прелюбодеяния с художником Рембрандтом». Хендрикье признала это и была отлучена от святого причастия. Рембрандту не было приказано явиться перед церковным судом, так как он не принадлежал к Реформатской церкви. Хендрикье и Рембрандт считались супругами, но Рембрандт на ней так и не женился, чтобы не потерять право на трастовый фонд Титуса, который был основан в соответствии с завещанием Саскии. Рембрандт пережил Хендрикье, которая умерла в 1663 г и Титуса, который умер в 1668, оставив маленькую дочь. Рембрандт умер через год после смерти своего сына, 4 октября 1669 г в Амстердаме, и был похоронен в обычной могиле в Весткерке. Молодая служанка Хендрикье Стоффельс, поступившая в работницы к Рембрандту около 1647 года. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. Есть основания полагать, что она была верной спутницей Рембрандта и пользовалась его доверием. В 1654 году Хендрикье забеременела. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию. В виде Флоры ШАГИ КОМАНДОРА 15)Александр Блок В. А. Зоргенфрею Тяжкий, плотный занавес у входа, За ночным окном - туман. Что теперь твоя постылая свобода, Страх познавший Дон-Жуан? Холодно и пусто в пышной спальне, Слуги спят, и ночь глуха. Из страны блаженной, незнакомой, дальней Слышно пенье петуха. Что изменнику блаженства звуки? Миги жизни сочтены. Донна Анна спит, скрестив на сердце руки, Донна Анна видит сны... Чьи черты жестокие застыли, В зеркалах отражены? Анна, Анна, сладко ль спать в могиле? Сладко ль неземные видеть сны? Жизнь пуста, безумна и бездонна! Выходи на битву, старый рок! И в ответ - победно и влюбленно - В снежной мгле поет рожок... Пролетает, брызнув в ночь огнями, Черный, тихий, как сова, мотор, Тихими, тяжелыми шагами В дом вступает Командор... XXIV В час рассвета холодно и странно, В час рассвета - ночь мутна. Дева Света! Где ты, донна Анна? Анна! Анна! - Тишина. Только в грозном утреннем тумане Бьют часы в последний раз: Донна Анна в смертный час твой встанет. Анна встанет в смертный час. Настежь дверь. Из непомерной стужи, Словно хриплый бой ночных часов - Бой часов: "Ты звал меня на ужин. Я пришел. А ты готов?.." На вопрос жестокий нет ответа, Нет ответа - тишина. В пышной спальне страшно в час рассвета, Слуги спят, и ночь бледна. 16)Аврааом (ивр. םההָ רוּהָ בפ אא , Аврааом, др.-греч. Ἀβραάμ, лат. Abraham, араб. ميهاربا, Ибрахиом) — в Пятикнижии родоначальник еврейского народа, первый из трёх патриархов. Считается также родоначальником арабов. Потомок Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя. «Жертвоприношение Авраамом Исаака» Рембрандт, Эрмитаж Господь пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести Исаака «во всесожжение» на горе Мория. Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. В самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на жертвеннике и Авраам занёс уже нож над сыном, ангел воззвал к нему с неба: Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся: звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как 17)ПЕРОВ Василий Григорьевич «Охотники на привале" ... 18)И пошли они солнцем палимы Из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) Н. А. Некрасова (1821 — 1877): И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали пошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они солнцем палимы, Повторяя: «Суди его бог!», И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами Иносказательно о тех, чьи расчеты не оправдались, кто своих целей не добился, ушел несолоно хлебавши (шутл.-ирон.).( Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений ) Разводя безнадежно руками, XXV 19) Так проходит мирская слава С латинского: Sic transit gloria mundi [сик транзит глориа мунди]. Фраза из обряда интронизации (возведения в сан) Папы римского. Около 1409 г. в этот обряд Мраморная голова Диоклетиана. Гай Авреолий Валеорий Диоклетиаон (лат. Gaius Aurelius Valerius Diocletianus, 245 Далмация — 3 декабря 313) (имя при рождении Диокл (лат. Dioclus)) — римский император с 20 ноября 284 по 1 мая 305. Приход к власти Диоклетиана завершил т. н. кризис — третьего века в Риме. Он установил твёрдое правление и устранил фикцию, согласно которой император был лишь первым из сенаторов (принцепсом), и объявил себя полновластным правителем. С его правления начинается период Римской истории, называемый доминат. Гонения на христианство Всего менее ему посчастливилось в заботах о поддержании язычества как государственной религиозной системы и в ожесточенной борьбе с христианством. В сам год его смерти эдикт Константина Великого предоставил право свободного перехода в христианство всякому желающему. Оценка личности и деятельности Диоклетиана различна у языческих и христианских писателей. Но и языческие писатели упрекают его за введение восточной пышности в придворный этикет и за тот высокомерный ореол, которым он окружил персону римского императора, требуя, чтоб перед ним падали ниц, и выступая перед подданными, как божество. Вещественным памятником его деятельности остались в Риме колоссальные развалины терм Диоклетиана, построенных, по преданию, осуждёнными на смерть христианами. 20)Тит Флавий Веспасиан TITUS FLAVIUS VESPASIANUS 9-й Римский император 20 декабря 69 года — 24 июня 79 годаТит Флавий Веспасиан (старший) (лат. Titus Flavius Vespasianus, 17 ноября 9 года — 24 июня 79 года), вошедший в историю под именем Веспасиан — римский император с 20 декабря 69 (провозглашён войсками 1 июля), основатель династии Флавиев, один из наиболее деятельных и успешных принцепсов I века. Когномен «Веспасиан» получил, вероятно, из-за своего любимого занятия — разведения пчел. Почувствовав приближение смерти, Веспасиан произнёс со свойственной ему иронией:"Увы, кажется, я уже становлюсь богом." Намекая на традицию посмертного обожествления императоров. 21 А вы на земле проживете, Как черви слепые живут: Ни сказок о вас не расскажут, Ни песен про вас не споют. Максим Горький Последние строки стихотворения Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868—1936),, которое без какого-либо названия первоначально входило в его рассказ «О маленькой фее и молодом чабане» (1895). Рассказ в дальнейшем переиздавал под разными названиями: «Валашская легенда», «Рыбак и фея», «Фея», «Легенда о Марко». XXVI Иронически о бесцветных людях, не имеющих ни высоких целей, ни творческих интересов. Иногда цитируются первые две строки этого четверостишия, чаще — две последние. 22) ПУШКИН «Е вгений Онегин» На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы Да рюмок раздается звон. Но вскоре гости понемногу Подъемлют общую тревогу. Смеются, спорят и пищат. Вдруг двери настежь. Ленский входит, И с ним Онегин. «Ах, творец! — Кричит хозяйка: — наконец!» Теснятся гости, всяк отводит Приборы, стулья поскорей; Зовут, сажают двух друзей. Никто не слушает, кричат, 23 «ИДИОТ» Д ОСТОЕВСКОГО, образ князя Христа Льва Мышкина 24) Григоорий Ефиомович Распуотин (Ноовых) (9 (21) января 1869 — 16 (29) декабря 1916) — крестьянин села Покровское Приобрёл всемирную своей близости к семье императора Николая II. В 1900-е кругов петербургского общества «старца», прозорливца и некоторых современников, играл принятии кадровых и императора. В последние годы одиозной фигурой, подрывающей Тобольской губернии. известность благодаря последнего российского среди определённых имел репутацию целителя; по мнению значительную роль в политических решений жизни стал самой авторитет царской семьи и монархии. О.Иоанн спросил старца: «Как твоя фамилия?» И когда последний ответил: «Распутин», сказал: «Смотри, по фамилии твоей и будет тебе» Схиархимандрит Гавриил (Зырянов), старец Седьмиезерной пустыни, очень резко высказывался о Распутине:«Убить его, что паука: сорок грехов простится…». [41] По-моему Распутин типичный сибирский варнак, бродяга, умный и выдрессировавший себя на известный лад простеца и юродивого и играющий свою роль по заученному рецепту. По внешности ему не доставало только арестантского армяка и бубнового туза на спине. По замашкам — это человек, способный на всё. В своё кривляние он, конечно, не верит, но выработал себе твердо заученные приемы, которыми обманывает как тех, кто искренно верит всему его чудачеству, так и тех, кто надувает самого своим преклонением перед ним, имея на самом деле в виду только достигнуть через него тех выгод, которые не даются иным путём. Секретарь Распутина Арон Симанович в своей книге пишет : Каким представляли себе Распутина современники? Как пьяного, грязного мужика, который проник в царскую семью, назначал и увольнял министров, епископов и генералов и целое десятилетие был героем петербургской скандальной хроники. К тому же еще дикие оргии в «Вилле Родэ», похотливые танцы среди аристократических поклонниц, высокопоставленных приспешников и пьяных цыган, а одновременно непонятная власть над царем и его семьей, гипнотическая сила и вера в свое особое назначение. Это было все. На месте сожжения начертаны на березе две надписи, одна из которых на немецком языке: «Hier ist der Hund begraben» («Здесь погребена собака») и далее «Тут сожжен труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года 1) В эпилоге Цвях читает Александр Блок ЭПИЛОГ "Миры летят. Года летят. Пустая..." * * * Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, — который раз? Что счастие? Вечерние прохлады В темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады Вина, страстей, погибели души? Что счастие? Короткий миг и тесный, Забвенье, сон и отдых от забот... Очнешься — вновь безумный, неизвестный И за сердце хватающий полет... Вздохнул, глядишь — опасность миновала... XXVII Но в этот самый миг — опять толчок! Запущенный куда-то, как попало, Летит, жужжит, торопится волчок! И уцепясь за край скользящий, острый, И слушая всегда жужжащий звон, — Не сходим ли с ума мы в смене пестрой Придуманных причин, пространств, времен... Когда ж конец? Назойливому звуку Не станет сил без отдыха внимать... Как страшно всё! Как дико! — Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять. 2 июля 1912 2) Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев; 1880-1934) вошел в историю русской литературы как один из самых значительных представителей русского символизма. Поэт, прозаик, философ, теоретик литературы, в глазах современников он всерьез претендовал на статус гения. Получив высшее образование на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, он с юности мечтал согласовывать точные науки и музыку слова. Уже его первые прозаические произведения – «Симфонии» - заложили в русской литературе основы модернизма, блистательно развитые им и затем в романах «Петербург» и «Серебряный голубь». Свою смятенную, неуспокоенную судьбу Белый сравнивал с участью брошенного камня: «Как камень, пущенный из роковой пращи, Браздя юдольный свет, Покоя ищешь ты. Покоя не ищи. Покоя нет». 3) ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. .. .Десять Заповедей Божиих (Исход, глава 20, стихи 2-17): 1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. (Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня). 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. (Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им). 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. (Не поминай имени Господа Бога твоего всуе). 4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. (Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему). 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. (Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен). 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори. (Не прелюбодействуй). 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. (Не лжесвидетельствуй). 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. (Не пожелай ничего чужого). Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя". (Мф. 22 , 37 –39.)

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический потекстовый комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»

Культурологический  потекстовый  комментарий романа В.Дудинцева «Белые одежды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018