Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"
Оценка 4.9

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
5 кл—7 кл
27.03.2018
Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"
Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Юный эколог.docx
Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   «Юный   эколог»   для   учащихся   5­7 классов. Планируемые результаты: 1.   Личностные   УУД   В   сфере   личностных   универсальных   учебных   действий формируется:    умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознание личной ответственности за свое здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья.  Метапредметные результаты связаны с формированием и развитием универсальных учебных действий: Реализация курса внеурочной деятельности способствует формированию универсальных учебных действий, а именно: Регулятивные УУД:  В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение: • осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе; • понимать перспективы дальнейшей учебной работы; • определять цели и задачи усвоения новых знаний; • оценивать правильность выполнения своих действий; •   вносить   необходимые   коррективы,   подводить   итоги   своей   познавательной,   учебной, практической деятельности. Познавательные УУД:  При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия: •   умение   извлекать   информацию,   представленную   в   разной   форме   (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно­ знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); • описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств); •   устанавливать   причинно­следственные   связи   и   зависимости   между   живой   и   неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; •   пользоваться   готовыми   моделями   для   изучения   строения   природных   объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания • моделировать объекты и явления окружающего мира • проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход   работы,   описывая   наблюдения   во   время   опыта,   делая   выводы   по   результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся 2 приобретают   навыки   работы   с   информацией:   учатся   обобщать,   систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной,   условно­знаковой   в   словесную   и   наоборот);   кодировать   и   декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.). Добывать новые знания:   находить   ответы   на   вопросы,   используя   учебник,   свой   жизненный   опыт   и информацию,   полученную   на   уроке.   Перерабатывать   полученную   информацию:   делать выводы в результате совместной работы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:   составлять   рассказы   на   основе   простейших   моделей   (предметных,   рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД:  Развиваются и коммуникативные способности учащихся: •   обогащается   их   опыт   культурного   общения   с   одноклассниками,   в   семье,   с   другими людьми; • приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; • осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе; • осваиваются различные способы взаимной помощи партнерам по общению, осознаются необходимость доброго, уважительного отношения между партнерами; • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других. • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Содержание программы 1. Вводное занятие (1 час).  Знакомство   с   техникой   безопасности   на   занятиях.   Ознакомление   с   планом   работы,   с задачами, с литературой. 2. Что такое экология? (11 часов). Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа   взаимодействия   человека   с   окружающей   средой,   рационального   использования природных ресурсов. Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по экологии. Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер   Земли.   Живые   организмы   Земли   и   их   распределение   по   сферам.   Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых организмов на   границах   контактирующих   сфер.   Горизонтальное   и   вертикальное   (зональность) распределение   живых   организмов   на   Земле   в   зависимости   от   температуры   и   других климатических   условий.   Демонстрация   таблиц   по   геосферам   Земли,   по   биосфере, 3 справочников. 3. Части биосферы (23 часов).  Основные среды жизни: водная, наземно­ воздушная и почвенная. Вода как среда жизни: вода   пресная   и   соленая,   проточная   и   стоячая,   различная   степень   нагретости   воды, отсутствие   резких   колебаний   температуры,   плотность   и   особенности   теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины водоема. Живые организмы   водной   среды   и   их   приспособленность   к   условиям   жизни   в   воде.   Наземно­ воздушная   среда   обитания   и   ее   характеристика.   Воздух,   его   газовый   состав,   основные свойства   воздуха   (прозрачность,   низкая   теплопроводность,   плотность   воздуха   и   ее зависимость   от   температуры,   давление   воздуха).   Перемещение   воздушных   потоков. Наличие   влаги   как   условие   жизни   организмов   наземно­воздушной   среды.   Осадки   и   их значение. Свет и температура как факторы наземно­воздушной среды. Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно­воздушной среде. Почвенная среда жизни и ее характеристика.   Состав   почвы.   Твердость   частиц   почвы.   Сглаженность   температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые   организмы   —   обитатели   почвы   и   их   приспособительные   особенности.   Живые организмы   как   среда   обитания   других   живых   организмов   и   их   приспособительные особенности. Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции). 4. Живая природа (35 часов)  Знакомство   со   строением   клеток.   Работа   с   микроскопом.   Как   питается   растение? Воздушное питание растений. Почвенное питание растений. Удобрения. Виды удобрений. Питание и рост проростков. (3 часа) Как растет растение? Рост корней и побега. Как можно повлиять на рост растения. Воздействие человека на корневые системы культурных растений.   Обработка   почвы.   Полив   и   осушение   почвы.   Формирование   кроны   растений. Прищипка и пикировка. Дышит ли растение? Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян. Как двигается растение? Движение стебля и листьев. Как прорастает семя? Условия прорастания   семян.   Всхожесть   семян.   Сроки   посева.   Глубина   заделки   семян.   Опыт «Значение воздуха для роста и развития корней» Опыт «Дыхание листьев» Опыт «Дыхание семян»   Вырасти   сам.   Применение   полученных   знаний   на   практике.   Посадка   семян   в контейнеры и открытый работа грунт. Уход за цветочными клумбами. Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений (корень, листья. Стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена). Питание растений. Пересадка комнатных   растений.   Особенности   сезонного   ухода.   Размножение   комнатных   растений. Особенности  вегетативного  размножения  черенками,  луковицами,   отводками,   листьями, делением корня. Рыхление. Опрыскивание. Техника безопасности при выполнении работ. Опыты и наблюдения. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений в разных 4 ― условиях.   Исследования.   Проведение   паспортизации   растений.   Работа   со   справочной литературой. Размещение растений соответственно их требованиям и освещению. Поливка, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений. Пересадка комнатных растений. Размножение черенками. Листьями, корнями, луковицами. Оформление фотоальбома  Растения нашей местности. Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Решение проблем защиты растений от вредителей и возбудителей инфекционных   болезней.   Классификация   защитных   мероприятий,   предпринимаемых   с целью сохранения растений. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми­ вредителями.   Наблюдение   за   состоянием   комнатных   растений.   Борьба   с   вредителями народными   средствами.   Питание   комнатных   растений   и   их   подкормка.   Удобрения минеральные   о   органические.   Необходимость   растений   в   питании.   Охрана   труда   при выполнении   практических   работ.   Роль   минеральных   и   органических   удобрений   для улучшения питательного режима и свойств почвы. Условия   избыточного   накопления   нитратов   в   растениях   и   их   влияние   на   состояние здоровья   человека.   Опасность   отравлений   сельскохозяйственных   рабочих   при использовании   пестицидов.   Примеры   и   перспективы   развития   биологического   способа борьбы с вредителями как один из способов получения экологически чистой продукции. Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами.   Отношения,   выгодные   одним   и   безразличные   другим   организмам. Взаимоотношения   живых   организмов   типа   «хищник—   жертва»,   «паразит—хозяин». Отношения   живых   организмов,   при   которых   одни   вытесняются   другими.   Сложность отношений   живых   организмов   и   их   использование   человеком.   Демонстрация   примеров биотических   отношений   в   природе   на   таблицах,   слайдах.   Совместное   обитание   живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых   организмов   в   природных   сообществах;   организмы­   производители,   организмы­ потребители   и   организмы­разрушители   органических   веществ.   Цепи   питания   и   сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических веществ на каждом звене цепи   питания.   Природные   и   искусственные   сообщества.   Луг   как   сообщество   живых организмов.   Поле   и   плодово­ягодный   сад   как   искусственные   сообщества   живых организмов. Болото как природный биоценоз. Широколиственный лес и сосновый бор как природные   биоценозы.   Лесопарк   как   искусственный   биоценоз.   Сезонные   изменения   в биоценозах.   Смена   биоценозов.   Влияние   человека   на   смену   биоценозов.   Город   как искусственный биоценоз. Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного леса, луга, смены биоценозов. Последствия влияния человека на природу. 5. Природоохранная деятельность (24 часов)  Природа   как   источник   жизни   человека.   Использование   природной   среды   человеком­ охотником   и   человеком­землепашцем   и   пастухом,   его   влияние   на   окружающую   среду. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. 5 Город   как   среда   жизни   и   как   загрязнитель   природы.   Загрязнение   воздушной   среды современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди).   Охрана   воздушной   среды   от   дальнейшего   загрязнения.   Загрязнение   и   охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в сохранении природы. Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения. Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды. 6. Охрана окружающей среды (11 часов).  Красная   книга.   Природные   ресурсы.   Тип   природных   ресурсов.   Ресурсы   природных компонентов.   Ресурсы   природно­территориальных комплексов.   Энергетические   ресурсы.   Неэнергетические   ресурсы.   Истончение   запасов ресурсов. Поиск путей решения истончения запасов ресурсов. Формы организации внеурочной деятельности: беседа, круглый стол, презентация, ролевая игра,   исследование, видеоконференция, конкурс, проект, викторина, акция, журнал, конференция, экскурсия.   Природные   ресурсы   России.   диспут,   кинопросмотр,   тренинг,   праздник,   демонстрация, Тематическое планирование 5 класс Тема занятия Вводное занятие.  Что такое экология.  Что такое экология.  Предмет и задачи экологии.  Экологические   знания   как   основа   взаимодействия   человека   с   окружающей средой  Экология в окружающем мире  Изучение   и   детальный   анализ   карт,   атласов,   справочников,   энциклопедий   и других материалов по экологии.  Изучение   и   детальный   анализ   карт,   атласов,   справочников,   энциклопедий   и других материалов по экологии.  Сферы Земли: литосфера.  Сферы Земли: гидросфера.  Сферы Земли: атмосфера.  Биосфера – живая оболочка Земли.  Биосфера – живая оболочка Земли.  Части биосферы  Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 6 Основные среды жизни.  15 16 Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.  Состав воды.  Приспособления рыб, для жизни в воде.  17 18 19 Живые организмы воды  20 Живые организмы почвенной среды и их приспособленность к условиям жизни в почвенной среде.  Состав почвы.  Твердость частиц почвы.  Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины.  21 22 23 25 Живые организмы почвы.  26 Живые   организмы   наземно­воздушной   среды   и   их   приспособленность   к условиям жизни в наземно­воздушной среде.  Наземно­воздушная среда обитания и ее характеристика.  Основные свойства воздуха.  Перемещение воздушных потоков.  Основные свойства воздуха.  27 28 29 30 31 Живые организмы паразитической среды и их приспособленность к условиям жизни в организме.  Условия паразитической среды  Влияние паразитов на здоровье человека  Паразитизм в животном мире  32 33 34 35 Живые организмы организменной (паразитической) среды  № Тематическое планирование 6 класс Тема занятия 1. Живая природа.  2. Свойства живой природы.  3. 4. 5. 6. Знакомство со строением растительных клеток. Работа с микроскопом.  Знакомство со строением растительных клеток. Работа с микроскопом.  Знакомство со строением животных клеток. Работа с микроскопом.  Знакомство со строением животных клеток. Работа с микроскопом.  7. Воздушное питание растений.  7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 8. Почвенное питание растений.  9. Удобрения.  10. Виды удобрений.  11. Минеральные и азотистые удобрения.  12. Питание и рост проростков.  13. Рост корней и побега.  14. Строение корня.  15. Строение побега.  16. Воздействие человека на корневые системы культурных растений  17. Воздействие человека на корневые системы культурных растений.  18. Обработка почвы.  19. Виды обработки почвы.  20. Полив и осушение почвы.  21. Пасынкование.  22. Формирование кроны растений.  23. Формы кроны деревьев.  24. Особенности кроны деревьев и кустарников  25. Прищипка и пикировка.  26. Дыхание корней.  27. Дыхание листьев.  28. Дыхание семян. 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29. Движение стебля и листьев.  30. Условия прорастания семян.  31. Всхожесть семян.  32. Сроки посева.  33. Глубина заделки семян.  34. Высадка проросших семян.  35. Пересадка проросших растений в грунт.  № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тематическое планирование 7 класс Тема занятий Природоохранная деятельность.  Природоохранная деятельность человека.  Природа как источник жизни человека.  Природа как источник жизни животных и растений.  Использование природной среды человеком­охотником.  Использование природной среды человеком­землепашцем.  Использование природной среды пастухом.  Сравнение использования природной среды человеком­охотником, человеком­ землепашцем, пастухом.  Изменения   в   природе   в   связи   с   развитием   сельского   хозяйства   и   ростом народонаселения.  Изменения   в   природе   в   связи   с   развитием   сельского   хозяйства   и   ростом народонаселения.  Антропогенное воздействие человека на биосферу.  Антропогенное воздействие человека на окружающую среду.  Биосфера – живая оболочка Земли.  Свойства биосферы.  11 12 13 14 15 Живое и костное вещество биосферы.  16 17 18 19 Загрязнение окружающей среды.  Город как среда жизни и как загрязнитель природы.  Загрязнение воздушной среды современным человеком.  Парниковый эффект.  9 1 1 1 1 1 1 1 Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Опасность разрушение озонового экрана  Происхождение кислотных дождей.  Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения.  Загрязнение водной среды человеком.  Охрана окружающей среды. Красная книга.  Рациональное природопользование.  Красная книга Природные ресурсы.  Классификация природных ресурсов.  Природные ресурсы России.  Ресурсы природных компонентов  Ресурсы природно­территориальных комплексов  Энергетические ресурсы.  Неэнергетические ресурсы.  Истончение запасов ресурсов.  Поиск путей решения истончения запасов ресурсов.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"

Курс внеурочной деятельности: "Юный эколог"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018