СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение………………………………………………………..………. 3
Глава 1. Тестовый метод как форма контроля знаний
1.1 Тест, как форма контроля знаний……………………..……5
1.2 Виды, функции тестов и требования к ним при
обучении математике………………………………………….7
1.3 Алгоритм составления тестов………………………………10
Глава 2. Программируемый контроль знаний учащихся
и методы построения компьютерных тестов………………………..13
Глава 3. Тестовый контроль знаний по математике………………...16
Заключение……………………………………………………………..19
Список использованных источников…………………………………21
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной и подходить к её решению стоит со всей серьёзностью. В связи с этим в настоящее время ведется серьезная исследовательская и практическая работа по разработке и апробации различных систем педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся.
Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся - важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности школьников, воспитание у них правильной самооценки и чувства ответственности.
Система опроса учащихся играет важную роль. Чем больше учащихся удается опросить на уроке, тем лучше. Частый опрос помогает не только более объективно выставить итоговые оценки, но и позволяет учителю своевременно реагировать на пробелы в знаниях учащихся.
В настоящее время известно много видов текущего контроля, которые побуждают к творческой работе. Один из них - тестовый контроль. Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает учителю оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет повысить эффективность учебного процесса. Тесты дают возможность для выявления уровня знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать и учитывать личностные особенности каждого ребенка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс.
Таким образом, выполнение учащимися тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе.
Целью данной работы является проанализировать возможности использования тестового метода контроля при обучении математике.
Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи: 1. Рассмотреть тестовый метод как форму контроля знаний;
2. Рассмотреть программируемый контроль знаний и методы построения компьютерных тестов;
3. Рассмотреть практику использования тестового контроля знаний по математике;
4. Изучить методологию использования тестовых заданий в процессе изучения математики.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
Во введении раскрывается актуальность проблемы, определены цель и задачи работы, представлена структура работы и обзор используемых источников.
В первой главе «Тестовый метод как форма контроля знаний» дано представление о тесте, как форме контроля, определены виды, функции тестов и требования к ним, определены достоинства и недостатки тестов, а так же приведен алгоритм составления тестов.
Во второй главе «Программируемый контроль знаний учащихся и методы построения компьютерных тестов» дано представление о компьютерном тесте, как форме контроля, представлены требования к технологии компьютерного тестирования, оределены положительные стороны компьютерного тестирования.
В третьей главе «Тестовый контроль на уроках математики» рассмтренны проблемы с котопыми сталкивается учитель при использовании компьютерного тестирования и названы пути их решения, дана классификация тестов по структуре проверки знаний и рассмотрены прмеры таких тестов.
В заключительной части работы делаю вывод, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Проблемам оценки качества и мониторинга образования посвящена работа А.Н. Майорова «Теория и практика создания тестов для системы образования». В ней подчеркивается, что мониторинг образовательных процессов возможен при условии обеспечения его объективной и надежной информацией о состоянии и результатах образования. Все чаще для этого используется тестовая проверка знаний учащихся (7, 2).
В работе Г.И. Шукиной «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся» систематизированы основные достижения педагогики по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся. Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания и развития школьника, познавательная деятельность школьника в учебном процессе, познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности учения школьника, взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся в учебном процессе (10, 2).
Аванесов В. С. в работе «Форма тестовых заданий» излагает основы педагогической теории измерений и методики разработки заданий в тестовой форме.
Глава 1. Тестовый метод как форма контроля знаний
1.1. Тест, как форма контроля знаний
Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности - это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.
Появление самого понятия «тест» в практике обучения математике связано со второй половиной XX века. Первые тесты были направлены на контроль знаний обучаемых, причем знание отождествлялось с книжной информацией, усвоение которой сводилось к ее запоминанию и воспроизведению. Введение в методику деятельностного подхода, предполагающего наряду с передачей готовых знаний обучение способам рассуждений, самостоятельному открытию фактов, показало новые возможности развития тестирования - применение тестов в качестве управления деятельностью учащихся.
Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование.
Часть авторов уже названием тестов определяет цель тестирования:
· тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания (7, 80);
Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:
× относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;
× однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
× правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
× относительно краткими, требующими сжатых ответов;
× информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
× удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
× стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования -- измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
· тест достижений – набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися (7, 81);
· тест успеваемости – это совокупность заданий, ориентированных на измерение степени уровня определенных аспектов содержания образования (7, 72).
Актуальность введения тестов в школьную практику преподавания математики объясняется тем, что в настоящее время созданы условия для их использования в качестве составляющих целостной методики не только контроля, но диагностики и управления деятельностью учащихся.
Применение тех или иных тестов будет наиболее успешным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов. Поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер (2, 129). Делать общие выводы, например, об уровне развития обучаемых на основе применения лишь тестов обученности было бы непростительной ошибкой. Когда ставится задача диагностирования обученности в связи с достижениями и развитием личности, нужно применять соответствующие виды тестовых заданий и предписанные им методики измерения, не забывая о локальном характере диагностирования.
При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость).
Любые тесты имеют свои достоинства и недостатки:
Ø достоинство: главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов - в ее основательности. Учащиеся приучаются рассуждать, сопоставлять, анализировать, самостоятельно добывать знания. Подобные методы контроля результатов обучения, выполнение которых требует различного поворота мысли, обдумывания, самостоятельности, значительно повышают умственную деятельность и способствуют активизации учебного процесса. Тестовый контроль помогает реализовывать самоконтроль, самостоятельно совершенствовать и углублять знания, способствует систематической подготовке к заданиям, следовательно, активизирует познавательный интерес.
Ø недостатки: если результаты своей работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не видит характера хода решения - мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет. Частое применение контролирующих программ ограничивает возможности общения с учеником, тормозит у учащегося развитие таких качеств, как умение логично и последовательно излагать свои мысли, планировать ответ, выделять главное, мало развивает речь (1, 123).
К недостаткам тестов также относят возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания можно угадать.
Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся.
Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.
Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществлялось поетапно (9, 13).
Работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно сложная и долгая.
Во-первых, необходимо оценивать качество каждого теста - соответствие программе и реальным возможностям учащихся, учитывая при этом сильно действующие временные ограничения на выполнение ими тестовых заданий. Если соответствие программе можно проверить, анализируя только литературу, то проверка «посильности» каждого теста и даже каждого задания в одном отдельно взятом тесте возможна только после проверки в реальном эксперименте.
Во-вторых, желательна оценка «представительности» всей батареи тестов -насколько она захватывает весь программный материал или хотя бы наиболее существенную его часть(из конъюнктурных соображений).
И, наконец, главное - составленные тесты необходимо «прокрутить» несколько раз, чтобы отобрать из них наиболее представительные, наиболее информативные с точки зрения диагностики «готовности». Системное внедрение тестов затрудняется в связи с относительной сложностью создания качественного теста (9, 15).
1.2. Виды, функции тестов и требования к ним
при обучении математике
В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации теста, тестовые задания можно раз личать (2, 13):
1. По целям: с элементами обучения и контролирующие.
2. По характеру требуемых действий: задания-воспроизведения знаний, анализа признаков понятий, выполнения определенных действий (вычисления, сопоставления, логического заключения и т.д.).
3. По характеру ответа: открытые или закрытые.
4. По месту, занимаемому в учебном процессе - исходного уровня подготовки, текущего контроля, рубежного или итогового контроля.
На первом этапе в тестовой форме проводился только входной контроль и заключительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний студентов. Успех изучения любого курса зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Поэтому входной тест, включает задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообразования.
Итоговый тест систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения. Результаты первых проверок показали, что студентов необходимо готовить к экзаменационному тесту, используя тестовые задания при проведении текущего и рубежного контроля.
5. По уровню усвоения:
× Уровень А - задания, расчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
× Уровень Б - задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
× Уровень В - задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяют выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
6. По виду: словесные, числовые, знаковые, зрительно-пространственные (схемы, таблицы, графики, рисунки и др.).
7. По структуре ответа:
· Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи.
· Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должны быть выставлены номера правильных ответов или прочерк.
Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований и овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи , получить конкретные указания для дополнительной , индивидуальной работы.
· Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.
· Тесты перекрестного выбора. В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.
· Тесты идентификации. В них используются графические объекты или аналитические описания.
Последние два вида тестов более сложные для работы учащихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируется навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для учащихся видами деятельности, для учителя - наполненностью содержания.
8. По средствам: бланковые, предметные (конструктивные), с использованием технических средств, практические (в форме лабораторных работ).
9. По уровню стандартизации контроля: стандартизированные или нестандартизированные.
10. По принципу подбора содержания теста к конкретной группе обучаемых: адаптивные или неадаптивные.
11. По конструкции программы контроля: независимые друг от друга или «тесты-лестницы».
12. По характеру контроля: индивидуальные или массовые (фронтальные).
13. По функциям проверки: констатирующие, диагностирующие и прогностирующие.
Совершенствуя методику преподавания предмета, пришли к выводу, что очень важным компонентом современной технологии обучения является тест, как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий.
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
диагностическую; обучающую; организующую; развивающую и воспитывающую.
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом (3, 8).
Надежность контрольного задания - это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать, исследуемый в дидактических экспериментах, показатель, как заданий в целом, так и его частями, или по другому, тот же показатель одним и тем же заданиям, но в разные моменты времени (3, 8).
Валидность (или адекватность целям проверки)
а) содержательная валидность теста, т.е. задание теста построено на основе только технических учебных элементах, которые изучались студентами и на той степени абстракции, на которой они излагались. По содержанию тест соответствует образовательному стандарту.
б) функциональная валидность теста, т.е. задания теста соответствуют выявленному уровню усвоения - уровню заданному образовательным стандартом. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности. Другими словами валидностью контрольного задания называется степенью соответствия своему назначению (7, 214).
Определенность. После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.
Простота. Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ - эталон.
Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
1.3. Алгоритм составления тестов
Контроль знаний играет ключевую роль в процессе обучения и тесты, как один из методов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. При составлении тестов можно придерживаться определенного алгоритма (11).
1. Определение целей тестирования:
× оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий.
× проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем.
× проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
× умение находить сходства и различия;
× умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах;
× знание правил методик;
× понимание концепций, теорий и т.д.
2. Определение вида контроля - входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.
3. Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.
4. Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ(ответ который находиться у преподавателя).
5. Инструкция определяет характер интеллектуальной деятельности школьников: должна быть чёткой, понятной для выполнения.
6. При формулировке теста задания необходимо придерживаться следующих методических советов:
× основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
× каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
× задания должны быть кратким, четкими, легко читаемыми, суждения выражены простоязычно, лучше иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
× формулировка заданий не должна содержать двусмысленностей, а тем более ловушек;
× избегать таких слов как "иногда", "часто", "обычно" в правильных утверждениях и слов " всегда", "иногда", "невозможно" в неправильных;
× располагать тесты по возрастанию трудности;
× каждое задание и ответ формулировать так , чтобы верный ответ могли дать только те кто хорошо усвоил материал;
× задания сформулировать так чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых школьниками;
× правильные ответы должны распределяться в случайном порядке;
× ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
× ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.
7. Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме ,
содержанию, степени сложности и количеству, и достаточно полно охватить материал проверяемой темы.
8. Тестовые задания должны быть равноуровневыми по степени сложности.
9. Задание теста должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения.
Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. За нижнюю границу успешности выполнения задания за оценку «3» может быть принято 70% правильных ответов на обязательные вопросы. Этот критерий основан на том, что до уровня усвоения примерно 30% общего объема знаний и умений учебная деятельность учащегося находится в стадии формирования . Если учащиеся овладели более чем 70% объема знаний и умений, то в дальнейшем они могут успешно пополнять знания и развивать умения и со временем достигнут планируемого уровня обучения.
Оценка «4» должна ставиться при успешном выполнении всей обязательной части задания. Оценка «5» ставиться при успешном выполнении всей обязательной части задания и правильных ответах хотя бы на часть вопросов, требующих проявления самостоятельности, способности применять знания в новой ситуации (7, 297).
10. Рейтинговая система для разноуровневых заданий:
× Уровень А: правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов
× Уровень Б - неправильный ответ при наличии записи, содержащих верные рассуждения - 1 балл
× Уровень В - за правильный ответ и записи без ошибок - 3 балла
- за правильный ответ, но сопровождающие записи с ошибками, или за неправильный ответ, но записи свидетельствуют о правильности хода размышлений - 2 балла
- за частичное решение или частичный ответ, который не доведен до логического завершения - 1 балл
- в остальных случаях 0 баллов
11. Время на выполнение каждого задания определяется в зависимости от сложности: Уровень А - 2 - 3 минуты
Уровень Б - 4 - 5 минут
Уровень В - 9 - 10 минут.
Глава 2. Программируемый контроль знаний учащихся и методика построения компьютерного теста
Внедрение в учебный процесс
новых педагогических технологий позволяют уделять большое внимание не только
механизму передачи знаний и умений, но и методам контроля знаний.
На современном этапе развития образовательных технологий на смену традиционным формам контроля знаний приходят новые, выстроенные на применении компьютерных технологий: автоматизированные системы тестирования, интерактивные практические работы, доклады и рефераты, выполненные с использованием технологии презентаций и д.р.
Для всех видов контроля широко применяется компьютерное тестирование, которое как процедура контроля усвоения автоматизируется с применением компьютерных технологий в виде автоматизированных систем тестирования. Современные автоматизированные системы позволяют: наглядно представить процесс тестирования, оперативно получить результаты тестирования в текстовом виде, в виде графиков, диаграмм как по всей группе тестируемых, так и по отдельным учащимся. Преимущества использования автоматизированных систем тестирования заключаются в оперативности получения сведений о знаниях учащихся; объективности полученных результатов; возможности определения тем и вопросов, слабо освоенных обучаемыми (12).
Компьютерный тест - инструмент, который выявляет факт усвоения учебного материала; состоит из задания на деятельность определенного уровня и эталона, т.е. образца полного и правильного выполнения действий. Сравнение ответа обучаемого с эталоном по числу правильно выполненных обучаемым операций, тест дает возможность определить коэффициент усвоения, который поддается нормировке и по нему судят о завершенности процесса обучения (8, 12).
При конструировании компьютерных тестов необходимо учитывать уровень усвоения учащегося, для которого предназначены тесты:
· для первого уровня - тесты на опознание, различение или классификацию;
· для второго уровня - тесты подстановки, конструктивные, типовые задачи;
· для третьего уровня - тесты с нетиповыми задачами;
· для четвертого уровня - тесты, содержащие задачи-проблемы.
Контроль знаний учащихся осуществляется не одним тестом, а некоторой совокупностью тестов, общее число которых в наборе определяется: надежностью контроля.
В настоящее время разработаны требования к технологии компьютерного тестирования (4, 18-19):
1. Тестируемый должен быть уведомлен о количестве заданий в тесте и временных ограничениях.
2. У тестируемого должна быть возможность до начала аттестационного тестирования выполнить по крайней мере один раз демонстрационный тест с целью ознакомления с интерфейсом тестирующей программы и способами ввода заключений. Демонстрационный тест должен быть небольшим, содержащим не более чем по два задания различных форм и способов ввода заключений, встречающихся в аттестационном тесте. Содержание демонстрационного теста должно быть отвлеченным, простым и понятным тестируемому.
3. Во время тестирования на экране монитора должно располагаться только одно тестовое задание. Все элементы должны отображаться на экране монитора. Для отображения элементов группы не должны использоваться раскрывающиеся списки.
4. Графическое изображение тестового задания не должно перегружаться излишними подробностями, а наиболее существенные компоненты рисунка должны быть выделены цветом, курсивом, полужирными линиями.
5. Мерцающие элементы на экране монитора могут использоваться в тестовом задании только в том случае, если они являются неотъемлемой частью содержания и необходимы для понимания задания.
6. Способ ввода заключения должен быть прост и удобен. Введенное тестируемым заключение должно отображаться на экране монитора и быть понятно тестируемому.
7. Тестируемый должен иметь возможность:
- подтвердить окончание ввода заключения на задание; после подтверждения окончания ввода заключения, тестовое задание вновь не предъявляется и исправить введенное заключение невозможно;
- исправлять введенное значение до момента подтверждения окончания ввода заключения;
- неоднократно пропускать задание; пропущенное задание должно быть обязательно вновь предъявлено тестируемому; если время, отведенное на тест, закончилось, то все пропущенные задания засчитываются как задания с неверными выводами;
- самостоятельно устанавливать параметры информационного освещения процесса тестирования: длительность (или оставшееся время) тестирования, количество предъявленных (или оставшихся для предъявления) заданий;
- по окончании тестирования немедленно просмотреть результат - протокол: полученную оценку, длительность тестирования, общее количество заданий в тесте, количество предъявленных заданий, количество заданий с верными и неверными заключениями;
- в любой момент вызвать на экран монитора инструкцию по способу ввода заключения. Инструкция должна отображать информацию о способе ввода заключения на задание именно и только той формы, которая представлена в данный момент на экране дисплея.
Учитывая небольшое количество методик тестирования, разрабатываются компьютерные программы, которые позволяют учителям различных предметных областей создавать свои базы данных и быстро получать контрольные задания для своего предмета. Использование в учебном процессе компьютерных тестирующих программ позволяет повысить накопляемость оценок, оживить уроки, способствуют активизации познавательного интереса к обучению (10, 34).
Тесты, созданные средствами компьютерных программ, являются мультимедийными, т.е. задаваемые вопросы сопровождаются выводом на экран фотографий, схем, таблиц или другой графической информации. Простота и доступность интерфейса программ позволяют приступить к тестированию учащихся, практически не знакомых с использованием компьютеров. По окончании теста незамедлительно выставляется оценка и выводится количество вопросов, на которые даны правильные ответы. Кроме этого имеется возможность вывода на печать информации о результатах тестирования - протокола, включающей фамилию учащегося, его имя, группу и перечень номеров вопросов и результатов ответов на них (12).
Процесс компьютерного тестирования на уроках можно совмещать с другими формами контроля знаний. Более уверенно чувствующих себя перед аудиторией учеников лучше вызывать для устного опроса у доски, а робких пригласить для тестирования на компьютерах.
Опыт использования программированного контроля знаний учащихся на уроках математики, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний в различных классах позволил выделить следующие положительные моменты:
- устранена возможность подсказок и списывания;
- повысилась объективность оценки знания;
- значительно возросла познавательная активность учащихся при изучении математики, что обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы.
- изменилась роль учителя, который освободился от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок;
- улучшилась психологическая атмосфера в группах учащихся, учитель перестал быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний.
Таким образом, использование компьютерных тестовых программ является достаточно совершенным средством контроля и оценки знаний в силу своей объективности, простоты в использовании и анализе результатов (10, 141). Опыт использования в учебном процессе компьютерного тестирования позволяет констатировать:
- совершенствуется уровень методики контроля, автоматизации и индивидуализации контроля знаний учащихся;
- активизируется познавательный интерес учащихся;
- создаются психологически-комфортные условия контроля, подготовки личности и члена «информационного общества».
Глава 3. Тестовый контроль знаний по математике
Постичь математическую науку проще, чем обучить ей других. И обучая, любой педагог должен обязательно учитывать все: индивидуальные особенности ребенка, его характера, психическое и физическое развитие, его особенности, интересы и такие данные, как уровень усвоения знаний, способности к усвоению, которые учитель может получить после проведения тестов (5, 32). И очень важно, что бы учитель в ходе обучения большое внимание уделял контролю знаний, его результатам.
Широкое распространение в практике обучения математике тесты получили после введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Российской Федерации и внешнего независимого оценивания (ВНО) в Украине. Для того чтобы подготовить учащихся к экзамену, учителя все чаще заменяют «классические» контрольные, самостоятельные (или просто проверочные) работы тестами. В тоже время результаты анкетирования учителей математики выявили следующие проблемы (6, 56):
1) использование педагогических тестов в учебном процессе эпизодическое, что не способствует приобретению навыков работы учащихся с тестовыми заданиями;
2) неумение отобрать качественный тест приводит к низким результатам;
3) несоблюдение требований к процедуре тестирования;
4) использование своих тестов в качестве контроля знаний и умений учащихся без определения показателей качества тестовых заданий и теста.
Все эти проблемы приводят либо к отказу от использования новых форм контроля, либо результаты тестирования являются необъективными. Поэтому, учителя в своей работе стараются использовать тесты, предлагаемые на страницах газеты «Математика», журнала «Математика в школе» и различных методических пособий.
Тематические тесты разрабатываются для тестирования учащихся по определенным темам и разделам школьного курса. К экзаменационным относятся тесты единого экзамена и тесты за курс девятилетней школы. Прогностические тесты встречаются намного реже и главным образом направлены на выявление математических способностей учащихся. Например, можно контролировать усвоение знаний учащимися по геометрии в VII-IX классах на всех уровнях (базовом, профильном и углубленном) с помощью тестов, предложенных в работе.
Однако, тест не всегда позволяет выявить причины ошибок или неудач, характер мышления и, тем более, творческий потенциал. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Вот почему необходим осторожный, квалифицированный поход к составлению и оценке тестов и их сочетание с другими видами проверки и оценки качества знаний (1, 78).
В структуре проверки знаний на уроках математики тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, обобщающими, итоговыми. Так же в зависимости от используемого вида теста варьируются и временные рамки, но все же оптимальным временем для работы с тестом является 10-15 минут.
Среди всего многообразия тестов чаще использую следующие:
· задания закрытого типа с выбором ответа;
· задания на установление соответствия;
· задания на установление логической последовательности;
· задания открытого типа;
· задания свободной формы;
· комбинированные задания.
Кратко рассмотрим особенности и приведем примеры каждого вида тестов.
Задания закрытого типа с выбором ответа предоставляют возможность учащемуся выбрать правильный ответ (несколько верных ответов) из предложенных вариантов, количество которых может варьироваться, но целесообразно включение 3-5 вариантов в одно тестовое задание. В случае использования меньшего количества вариантов ответов увеличивается вероятность угадывания верного. При включении большего количества вариантов происходят неоправданные затраты времени на ознакомление с заданием, оно становится очень массивным. Предлагаемые ответы должны направлять учащихся на анализ, продумывание и выбор правильного ответа. В качестве неверных ответов могут использоваться ошибочные ответы самих учащихся, которые обнаруживаются учителем. Обучение на примере чужих ошибок развивает способность к быстрой ориентации для выполнения правильного действия. (см. Приложение 1).
Суть заданий на установление соответствий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Количество элементов в двух рядах может быть как равным, так и различным. Соответствующие элементы выписываются отдельно. (см. Приложение 2).
В задании на установление логической последовательности, как правило, необходимо восполнить пробелы или расположить понятия в определенной последовательности. (см. Приложение 3).
Задания открытого типа предоставляют учащемуся самостоятельно конструировать ответ, вставляя или удаляя необходимые слова или словосочетания. (см. Приложение 4).
Комбинированные тестовые задания могут включать элементы различных типов тестов. (см. Приложение 5).
Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают “приблизительными”, но их достаточно, чтобы выбрать верный ответ и проверить свои знания. В работе с тестами совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник или справочник и сопоставить свои ответы с информацией в книге. Это способствует развитию самоконтроля, умения работать со справочной литературой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе закрепления учебного материала на текущем уроке ученик может пользоваться книгами. Это позволит отбросить сомнения, выделить верный ответ, который хорошо запоминается ввиду особой сосредоточенности внимания.
Тесты, как правило, отражают информацию в обобщенной форме, поэтому способствуют развитию умения обобщать знания, четко формулировать ответ.
Тестовый контроль позволяет активизировать учебный процесс. Задания для проверки знаний должны составляться с максимальным использованием проблемного подхода - взаимосвязью между поставленными вопросами, не нарушающими логику сравнения бессмысленными ответами. Правильно составленные задания и умелое их применение на занятиях, а именно в сочетании тестового контроля с традиционными методами, приучают учащихся к логике мышления, активной творческой работе, вырабатывают внимательность. Тестовые задания вызывают интерес у детей, следовательно, оказывают стимулирующее действие. Различные виды тестов должны ипользоваться на соответствующих этапах урока и занимать свое логическое место в теме. (см. Приложение 6).
Заключение
Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Устные же формы контроля наиболее целесообразно применять при проведении зачетов, коллоквиумов и экзаменов.
Анализ имеющихся исследований позволяет сделать вывод о ряде преимуществ, которые возможно рассматривать как признаки тестовой технологии. К ним относят:
1. Индивидуальный характер, возможность осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной деятельностью.
2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения, сочетания его с другими традиционными формами педагогического контроля.
3. Всесторонность, заключающуюся в том, что педагогический тест способен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
4. Объективность тестового контроля, исключающую субъективные (ошибочные) оценочные суждения и выводы преподавателя.
5. Учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий.
6. Возможность проведения традиционного («бумажного») и компьютеризированного (в локальной сети) тестирования.
7. Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов) и возможность доставки его в различные учебные заведения.
8. Учет индивидуальных особенностей специфической выборки испытуемых, требующий применения в соответствии с этими особенностями различных методик разработки теста и тестовых заданий.
9. Единство требований ко всем испытуемым.
10. Высокую надежность тестового контроля, позволяющую говорить о полноценном педагогическом измерении обученности.
11. Высокую содержательную валидность тестового контроля, основанную на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания тестов.
12. Возможность учета при тестировании региональных особенностей.
Теоретический анализ и анализ собственного опыта позволяют отметить, что оценка качества образования со временем приобретает все большую значимость, а интеграционные процессы, характеризующие современную цивилизацию, дадут толчок развитию новых направлений тестирования.
Использование широкомасштабного тестирования при проведении единого государственного экзамена, внешнего независимого оценивания, в процедуре аттестации образовательных учреждений говорит о том, что тестирование учащихся становится государственной политикой в школе, а работа над созданием тестов одновременно является неким моделированием государственного образовательного стандарта при процедуре аттестации и диагностики качества знаний.
В заключении следует отметить, что, безусловно, тестовый контроль не безупречен, имеет существенные недостатки. Но знание методики составления тестовых заданий и правильное их применение позволяет учесть и исправить недостатки, поскольку методика обучения нуждается не в “опровержении” этого способа контроля, а в его усовершенствовании, чтобы присущие недостатки меньше сказывались на результате преподавания.
Список использованных источников
1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: Учебное пособие. - М.: Исследовательский центр, 1989. – С. 167.
2. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное. - М.: Центр тестирования, 2005 г. – С. 156.
3. Азевич А.И.. Тестируем контрольные работы // Математика в школе. - 2010. - № 8. – С. 8-10.
4. Архипова Т. Активность учащихся при решении задач курса планиметрии с помощью компьютера // Математика в школе. – 2002. № 3. – С. 18-19.
5. Бурда М.І. Методичні основи диференційованого формування геометричних умінь учнів основної школи: Дис. доктора пед. наук: 13.00.02 / АПН України, Інститут педагогіки – К., 1994. – С. 347.
6. Дорофеев Г. В., Л.В. Кузнецова, и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. - Москва:«Дрофа», 2005. – с. 80.
7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Народное образование, 2000. – С. 351.
8. Петрова Л.И. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в обучении // Приложение к СПО – 2005. - №8. - С. 113.
9. Севрук А.И., Папко Т.П. Автоматизация подготовки тестовых заданий. // Педагогическая информатика, 2003, №2.
10. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. – С. 160.
11. Виноградов О. Тести як соціальна інновація в Україні. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www. fulbrifht.org.ua
Приложение 1
Задания закрытого типа с выбором ответа
1. Задания, имеющие утвердительную формулировку.
Коэффициент в произведении -7ab равен:
а) 7; б) -7; в) -1; г) 1.
2. Задания, имеющие вопросительную формулировку, требующие утвердительного ответа на вопрос.
Чему равно значение выражения 0,5a + 3,5 при a=-1?:
а) 4; б) 3,5; в) 3; г) -4.
3. Задания, формулировка которых содержит отрицание. Следует отметить, что они сложнее предыдущих, поскольку ориентируются на более высокий уровень умственной деятельности.
Слагаемым алгебраической суммы 3a - 5b + 6c - 2d - 1 не является:
а) 6c; б) -5b; в) 2d; г) 3a.
4. Задания, среди вариантов ответов которого необходимо выбрать тот, который наиболее четко и полно характеризует понятие.
Чтобы привести подобные слагаемые, надо:
а) сложить их коэффициенты;
б) сложить их коэффициенты и полученный результат умножить на общую буквенную часть;
в) умножить их коэффициенты на общую буквенную часть.
риложение 2
Задания на установление соответствия
1) m + m + m + m + m a) 28 m2
2) mmmmm б) 32m5
3) m + m + m + m + m + m + m в) 8 m2
4) mmmmmmm г) m5
5) 7m + 7m + 7m + 7m д) 7m
6) 2m*2m*2m*2m*2m е) m7
7) 2m*2m + 2m*2m ж) 5m
8) (2m + 2m)*7m з) 28m
Приложение 3
Задания на установление логической последовательности
І) Восстановите пропуски в записи:
1. Привести подобные слагаемые:
4х – 5у + 7х – 12у = (4х …. 7х) ….. (-5у – 12у) = ….х - …..у
2. Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые:
7(2х – 3) + 4(3х – 2) = 14х - …… + 12х - …… = (14х …. 12х) - (…… + ……) = ……х - ……у
3. Решить уравнение:
2х + 3 – х = 5
2х ….. х = 5 …3
….х = …..
Х = …..
4. Расположите числа в порядке возрастания:
-3,14 -0,9 1,12 1,8 -5
Приложение 4
Задания открытого типа
1) Отрезок, который соединяет центр окружности и точку на окружности, называется _____________________.
2) Отрезок, который соединяет две точки на окружности и проходит через ее центр, называется _____________________.
3) Отрезок, который соединяет две точки на окружности и не проходит через ее центр, называется _____________________.
4) Радиус в ________ раза _________________ диаметра.
5) Часть круга, заключенная между двумя радиусами, называется _________.
6) Радиус окружности равен 3,2 см. Найти:
А) длину окружности;
Б) площадь круга;
В) площадь сектора с углом 300.
7) Площадь бассейна, который имеет форму круга, равна 25π м2. Чему равна длина бардюра, который ограждает этот бассейн?
Приложение 5
Комбинированные тестовые задания
1. Коэффициентом одночлена называется _______________________.
2. Сумма двух отрицательных чисел есть число __________________.
3. Произведение чисел, одно из которых является отрицательным числом, есть число _______________________.
4. Чему равен коэффициент одночлена -10х3у4 ?
А) 3 Б) 4 В) -10 Г) -4.
5. Упростить выражение: 4х – 12х + 3х – 2х
А) -7х Б) -3х В) 17х Г) 13х.
6. Общим множителем для выражения 9ху + 3хс является
А) 3х Б) 9у В) 3у Г) су.
7. Вычислить: 4*(0,75 – 2)
А) 1 Б) 5 В) -5 Г) -10.
8. Упростите выражения и установите соответствие:
1) -21 + 7а + 20 – 4а А) -41 – 11а
2) 21 + 7а – 20 – 4а Б) -41 – 3а
3) -21 - 7а – 20 – 4а В) -1 – 3а
4) -21 – 7а + 20 + 4а Г) -1 + 3а.
9. Вычислить: -26*2,4 + 26*1,4.
10. Решить уравнение: -8(у – 2) + 5(2 – у) =0.
Приложение 6
Распределение форм тестовых заданий в зависимости от типа урока
Типы уроков |
Этап урока |
Формы отслеживания усвоения темы |
Тестовое задание |
Цель |
Учебное занятие по первичному изучению и закреплению знаний. |
Объяснение нового материала |
Блиц опрос |
закрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных) |
Выяснить степень заинтересованности учащихся темой. |
Первичное закрепление изученного |
Игра «Лови ошибку» |
тестовое задание на установление соответствия |
Выяснить степень первичного усвоения теоретических знаний |
|
Тренировка, отработка первичных навыков |
Пратикум
|
открытые тестовые задания |
Выяснить степень первичного закрепления практических навыков |
|
Контроль |
Практическая работа |
открытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных). |
Проверить знание основных определений. |
|
Домашнее задание |
Творческое домашнее задание |
тестовые задания на установление правильной последовательности |
Заинтересовать учащихся изучаемой темой |
|
Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности. |
Повторение. Проверка домашнего задания |
«Фактологический диктант» |
тестовое задание на установление логической последовательности |
Проверить знаний базовых вопросов предыдущего урока |
Закрепление полученных знаний и умений |
Пратикум Игра «Тренинг» |
открытые тестовые задания |
Отработка практических навыков учащихся по текущей теме |
|
Контроль |
Программирован-ный опрос |
закрытые тестовые задания |
Проверить усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение |
|
Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности. |
Актуализация знаний |
Игра «Лови ошибку» |
закрытые тестовые задания |
Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом. Проверить умение выделять главное |
Закрепление полученных знаний и умений |
Лабораторная работа |
комбинированные тестовые задания |
Дать возможность работы с различными источника по изучаемой теме. Формировать фундамент комплекса ключевых компетенций учащихся по теме |
|
Контроль |
Творческая работа |
открытые тестовые задания
|
Выяснить степень осмысления полученной информации; Проверить умение осуществлять поиск проблемы и пути ее решения |
|
Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. |
Актуализация знаний |
Пресс – конференция: «Презентация творческих работ» |
комбинированные тестовые задания |
Развивать внутренние мотивы к познанию. Предоставить возможность получения новых знаний для закрепления структуры изучаемой темы. |
Закрепление полученных знаний и умений |
Творческое моделирование: «Создание странички школьной газеты» или «Создание расчетной ведомости» |
комбинированные тестовые задания |
Создать условия для развития мыслительной активности учащихся. Закрепить операционные навыки |
|
Контроль |
«Задание массивом» |
открытые тестовые задания
|
Проверить умения самостоятельно использование готовые (частные) приёмы в стандартных ситуациях и по образцу |
|
Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности. |
Повторение. Проверка домашнего задания |
Щадящий опрос |
тестовое задание на установление соответствия; тестовое задание на установление логической последовательности; закрытые тестовые задания |
Подготовить к выполнению контрольного письменного или контрольного практического задания |
Контроль |
контрольная работа
|
комбинированные тестовые задания |
Проверка усвоения материала изученной темы |
|
Коррекция знаний |
Взаимоопрос
|
открытые тестовые задания
|
Выявить неусвоенные моменты темы и скорректировать |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.