МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУ ЛНР «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР»
Отдел управления объектами образования
ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА
ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
СОДЕРЖАНИЕ
стр
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Внутришкольный контроль как часть системы управления образовательным учреждением
1.1. Роль и место контроля в системе внутришкольного управления.5
1.2. Принципы, делающие процесс контроля эффективным………..6
1.3. Требования к контролю…………………………………………...8
1.4. Этапы внутришкольного контроля……………………………….9
Глава 2. Структурные единицы внутришкольного контроля
2.1. Цели и задачи внутришкольного контроля……………………...11
2.2. Направления, функции и содержание внутришкольного
контроля……………………………………………………………12
2.3. Виды и формы внутришкольного контроля……………………..19
Глава 3. Методы внутришкольного контроля…………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...20
Введение
Для педагогической деятельности любой школы характерны осмысление накопленного опыта работы, поиск новых идей, выход на более высокую ступень педагогического мастерства в организации учебной и воспитательной деятельности, появление и распространение в педагогической, родительской, управленческой среде нового понимания ценностей образования, когда образование становится приоритетным в жизни подрастающего поколения. А одним из рычагов такого развития в каждой конкретной школе является аппарат внутришкольного контроля (ВШК).
Внутришкольный контроль - это всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координирования всей работы в соответствии с поставленными задачами.
Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.
Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.
Именно внутришкольный контроль становится тем необходимым звеном, благодаря осуществлению которого можно осуществлять функцию анализа, добиваясь ее качественного проведения. Именно внутришкольный контроль выступает для аналитической функции в роли основного поставщика нужной и необходимой информации, которую затем в управленческом механизме обрабатывают и анализируют. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.
Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: данные без анализа мертвы, при отсутствии цели нечего контролировать.
Особенность внутришкольного контроля состоит в его влиянии на личность учителя. Если это молодой учитель, то контроль сказывается на его профессиональном становлении, если это опытный, творческий учитель, — на укреплении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Вот почему в осуществлении контроля важны профессионализм и компетентность проверяющего.
Цель данной работы - раскрыть суть понятия «внутришкольный контроль», определить его цели, задачи и содержание, а так же рассмотреть методику проведения контроля.
Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи:
1. Рассмотреть внутришкольный контроль, как часть системы управления учебным учреждением;
2. Изучить структурные единицы внутришкольного контроля;
3. Изучить методологию проведения внутришкольного контроля.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
Во введении раскрывается актуальность проблемы, определены цель и задачи работы, представлена структура работы и обзор используемых источников.
В первой главе «Внутришкольный контроль как часть системы управления образовательным учреждением» раскрыто понятие «внутришкольный контроль», определена его роль и место в системе управления; обозначены принцыпы, которые делают процесс контроля эффективным; сформулированы требования к контролю.
Во второй главе «Структурные единицы внутришкольного контроля»» обозначены цели, задачи, функции, направления, виды и формы внутришкольного контроля, сформулированы этапы его проведения.
В третьей главе «Методы внутришкольного контроля» рассмтренны методы используемые при проведении внутришкольного контроля и обозначены объкты контроля.
В заключительной части работы делаю вывод, что существует четыре основных компонента внутришкольного контроля в системе образовательного учреждения: люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов; условия, определяющие его объем, широту и направленность; цели и принципы контроля; методы. Контроль – это ориентация на процесс, его совершенствование. Контроль - это поиск взаимопонимания в коллективной деятельности.
Проблемы управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учреждений, в силу своей значимости, всегда привлекали внимание большого круга педагогов – исследователей. Различным аспектам управления общеобразовательными учреждениями посвящены исследования педагогов Ю.А. Конаржевского, М.П. Портнова, В.П. Симонова, В.А. Сластениной, А.И. Тебякина, Т.И. Шамовой и др.).
Каким быть современному руководителю школы? Этот вопрос, кал правило, для приступающих к работе связан с другим - С чего начать? Портнов М.П., ученый-педагог с большим стажем практической работы, делится своими размышлениями о мастерстве и культуре управления, советует, как организовать директору школы деятельность на первоначальном этапе. Успешное начало - ступень к высокому профессионализму [4, с. 2].
Третьяков П.И. раскрывает основные управленческие методы перевода школы из режима функционирующей в режим развивающейся. На практическом материале показываются пути реализации всех функций управления. Особое внимание уделено формированию структур внутришкольного управления и развития начал самоуправления. Прослеживается направленность всей системы управления на конечные результаты на пути их успешного достижения с учетом личностно-ориентированного подхода в демократизирующейся школе [7, с. 2].
Конаржевский Ю.А. раскрывает точки соприкосновения теоретических положений менеджмента и внутришкольного управления путем конструирования концепции последнего с использованием некоторых позиций менеджмента. Излагаются основные принципы управления, сориентированного на человека [1, с. 2].
Шамова Т.И. дает общую характеристику образовательных систем, действующих в нашей стране, и управления ими; особое внимание уделено школе; глубоко раскрыта сущность образовательного процесса [8].
Глава 1. Внутришкольный контроль как часть системы управления образовательным учреждением
1.1. Роль и место контроля в системе внутришкольного управления
Для достижения современного качества образования большое значение имеет организация внутришкольного контроля.
Контроль - один из самых сложных видов деятельности руководителя образовательного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения разнообразными технологиями (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Роль и место контроля в механизме внутришкольного управления
Контроль - составная часть внутришкольного управления, начало управленческой деятельности.
Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.
Внутришкольный контроль - это сложный и многосторонний процесс, и он, как всякое целое, обладает некоторой закономерной упорядоченностью, организацией взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции.
Ю.А. Конаржевский, например, считает, что внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания; данные контроля без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать [1].
Внутришкольный контроль не только является частью системы управления, но и сам представляет систему, следовательно, его формирование и организация должны быть подчинены всем требованиям системного подхода, прежде всего быть четко структурированными и оформленными. Структура внутришкольного контроля отражает организацию контроля на всех уровнях: внешнем – государственном, общественном, и внутреннем – педагогическом[3].
Каждый руководитель школы постоянно нуждается в четком представлении о том, как развивается школа, каковы тенденции того развития, как совершенствуется (или не совершенствуется) образовательный процесс. Иными словами нужен постоянный анализ, постоянная обратная связь, информированность обо всех сферах жизни и деятельности учреждения. Такую информацию – достоверную, полную – можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля в системе образовательного учреждения на основе диагностики.
Диагностика – основа качественного управления образовательным учреждением.
Непосредственный контроль деятельности должностного лица образовательного учреждения - внутришкольный (внутриучрежденческий) контроль осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями. Именно контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам. Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного (внутриучрежденческого) контроля в случае:
· планового изучения результатов текущей, промежуточной аттестации обучающихся;
· необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательного учреждения;
· подготовки к аттестации образовательного учреждения;
· подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);
· подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;
· обращения родителей обучающихся [8].
Перед началом проверки необходимо, в том числе изучить нормативные документы по теме инспектирования:
· определить показатели и критерии оценивания деятельности проверяемого;
· ознакомиться с той частью образовательной программы, которая изучается в процессе проведения проверки;
· ознакомится с существующим методическим обеспечением образовательной программы;
Проверка может быть ограничена анализом проведенной письменной проверочной работы по тексту, предложенному руководителем учреждения. В этом случае желательно сравнить полученные результаты с результатами текущего контроля, который проводил учитель.
После каждого посещения учебного занятия руководителю желательно провести краткое собеседование для ознакомления с самооценкой результатов деятельности проверяемого и уточнения выполнения поурочного и тематического планирования.
Завершающим этапом в должностном контроле является подведение итогов, формирование выводов и предложений по совершенствованию работы педагогического работника или определение мер по устранению выявленных нарушений.
1.2. Принципы, делающие процесс контроля эффективным
· регулярность и отсутствие неожиданных процедур контроля;
· отказ от различных форм скрытого контроля;
· выявление не только недостатков, но и успехов контролируемых;
· доведение результатов контроля до подчиненных;
· уважение к работникам в процессе контроля;
· важность принятия подчиненными контроля и знание ими того, как можно усовершенствовать свою работу.
К сожалению, чаще всего контроль ориентирован на выявление недостатков, что вызывает психологический дискомфорт сотрудника. Это может привести к сильному перенапряжению учителя, вызвать чувство сопротивления. В результате этого контроль не только не способствует совершенствованию работы, а является демотивирующим фактором.
Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться следующих условий:
· ожидаемые руководством результаты четко определены и известны каждому педагогу;
· результаты соответствуют возможностям педагогов, которые не сомневаются в своих силах;
· в образовательном учреждении существуют необходимые организационные, материально-технические и другие условия, достаточные для достижения ожидаемых результатов, в чем педагоги не сомневаются;
· достижения ожидаемых результатов не требует от педагогов чрезмерного напряжения;
· в организации существуют известные всем вознаграждения за достижения результатов;
· данные вознаграждения предоставляют ценность для исполнителей;
· система контроля обеспечит объективную оценку результатов труда, и каждый педагог уверен в этом;
· результаты каждого педагога известны в коллективе;
· статус педагога зависит от того, как он работает;
· педагоги не сомневаются в справедливости распределения вознаграждений, так как они соответствуют результатам труда [4].
Оценка работы будет значимой и привлекательной для педагога, если он будет уверен в ее справедливости и в реалистичности предъявляемых требований. Слишком высокие требования могут восприниматься как абсолютно не достижимые, в то время как слишком низкие – препятствовать появлению чувства успеха.
Результаты контроля будут восприниматься как справедливые, если педагоги, достигшие равных результатов, будут оценены одинаково. При этом стандарты или критерии оценки должны быть достаточно обоснованы и предварительно согласованы с коллективом.
Справедливость контроля достигается также обоснованием и аргументированностью оценочных суждений проверяющего; признанием наличия у педагога собственной позиции в оценке результатов своего труда; уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.
Контроль должен завершаться формулированием предложений по совершенствованию работы проверяемых, а если необходимо, то предложениями по оказанию им помощи. А найденные положительные достижения должны также стать достоянием коллектива, общественности, путем распространения передового опыта, примера лучших образцов работы с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.
1.3 Требования к контролю
В условиях демократизации школьной жизни администрация школы не только не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но и становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива [2]. Требования к внутришкольному контролю изложены в "Положении о внутришкольном контроле" (см. Приложение 1).
Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в себе элементы демократичности при выполнении следующих условий:
1. Высокая компетентность школьного руководства, достаточный уровень его мировоззренческой, научно-теоретической подготовки, творческая работа руководителя школы как учителя-предметника, основательное знание педагогики, дидактики, частных методик, возрастной и педагогической психологии, психологии учителя, теории и методики воспитания, способность верно оценивать работу педагогов.
2. Общественный характер контроля: привлечение к проверкам лучших учителей школы, руководителей методических объединений и творческих групп.
3. Гласность и объективность контроля - непременные условия для обеспечения информацией педагогического коллектива и контролируемых лиц; одновременно гласность становится обязательным условием регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса.
4. Наличие органической взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителя и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или отдельных сторон этого процесса [6].
Совершенствуя внутришкольный контроль, необходимо иметь в виду:
· нацеленность контроля на качество конечных результатов и рациональных путей их достижения;
· повышение самостоятельности всех звеньев работы школы через их автономизацию (передача полномочий кафедрам, методическим объединениям и т.д.) и повышение ответственности каждого за качество конечных результатов; стимулирование перехода автономных структур, а также отдельных учителей на самоконтроль и самооценку в сочетании с отслеживанием конечных результатов руководителями школы;
· создание в каждой школе системы внутришкольного контроля, предусматривающей охват контролем всех компонентов, обеспечивающих стабилизацию, перевод школы в режим развития или ее функционирования в этом режиме;
· разработка и постоянное накопление научно обоснованных программ сбора информации, где бы четко были сформулированы цель проверки, теоретические подходы, параметры оценки, программа наблюдения и методика обработки результатов [9].
Внутришкольный контроль обеспечивает качественную работу школы, если отсутствуют следующие недостатки:
1. Далеко не всегда контроль нацеливается на конечный результат. Бывает так, что в школе вроде бы и много проверок проведено: и уроки посещались, проводились и контрольные работы, и беседы с учителями и детьми, а в действительности контроля нет, потому что проверки прошли мимо цели.
2. В организации внутришкольного контроля не просматривается системы: выбор объектов контроля случаен и не обнаруживает умения администрации вычленить главные, приоритетные направления деятельности коллектива и сосредоточиться на них. При такой организации контроля характерно посещение значительного количества уроков, но у разных учителей, что не позволяет составить системного представления о работе.
3. Недостаточно продуманное планирование внутришкольного контроля (не все направления взяты на контроль или проверяются бессистемно).
4. Отдельные руководители излишне регламентируют деятельность учителей, без достаточных оснований дают непродуманные рекомендации, относящиеся к формам и методам работы учителей, не учитывая при этом их творческий потенциал и педагогический почерк, стремятся показать, что "мы тоже не лыком шиты". Так навязывается учителям единое тематическое планирование (на "мое" усмотрение),
5. заставляют переписывать его из методических журналов (когда требуется только коррекция).
6. Недостаточно изучается уровень знаний, умений и навыков, не анализируются результаты, которые фиксируются как набор отметок, не устанавливаются причины пробелов в знаниях учащихся.
7. Учитель воспринимается не как субъект, а как объект контроля, поэтому при анализе используется монологический тип общения.
8. Часто отсутствует анализ, нет выводов. Если анализ запаздывает, то визитной тетрадью невозможно воспользоваться, так как урок (его ход и содержание) не восстановить по тем записям, которые там ведутся. А вот если есть программа наблюдения урока (лист учета/анализа), где выводы сделаны на основе реализации целей и результатов урока, тогда можно помочь учителю в его работе [7].
1.4. Этапы внутришкольного контроля
1. Подготовительный этап
планирование;
выбор вида и формы;
отбор методов;
установка сроков;
изучение литературы;
формирование группы;
инструктаж.
2. Диагностический (практический) этап
контрольные работы, тесты, срезовые работы на:
репродуктивном уровне;
реконструктивном уровне;
творческом уровне.
Сбор информации, наблюдение, собеседование, изучение документации, посещение уроков.
Анкетирование учащихся и родителей.
3. Аналитический этап
анализ и систематизация информации;
беседа с учителями.
4. Заключительный етап
формулировка выводов;
оказание методической помощи;
выработка рекомендаций;
согласование предложений;
подведение итогов контроля.
Глава 2. Структурные единицы внутришкольного контроля
2.1. Цели, задачи, функции внутришкольного контроля
Образ будущего результата становится целью тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результата или приблизиться к нему. Цель – это осознанный желаемый результат. Выбор цели — исходная позиция первый этап управления, его наиболее творческая составная часть.
Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Тебякина А.И., «дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров,при обобщении передового педагогического опыта» [6].
Главная цель внутришкольного контроля (ВШК): установить соответствие функционирования и развития педагогической системы образовательного учреждения требованиям государственного стандарта общего образования с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса.
Цели внутришкольного контроля:
1. совершенствование деятельности педагогического коллектива по обеспечению доступности; качества и эффективности образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности;
2. выявление и реализация профессионально-деятельностного потенциала членов педагогического коллектива;
3. выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся, отслеживание динамики всестороннего развития личности;
4. обеспечение функционирования образовательною учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса.
Задачи внутришкольного контроля:
1. осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
2. анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;
3. изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка па этой основе предложений и рекомендаций по распространению педагогического опыта, устранению негативных тенденций;
4. оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;
5. мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося;
6. диагностирование состояния отдельных структур учебно-воспитательного процесса с целью выявления отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического и ученического коллективов;
7. совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.
2.2. Направления, функции и содержание внутришкольного контроля
Направления внутришкольного контроля:
Ø выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;
Ø качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
Ø качество знаний, умений и навыков учащихся;
Ø уровень воспитанности учащихся;
Ø состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения;
Ø состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы;
Ø работа с педагогическими кадрами;
Ø эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;
Ø исполнение нормативных документов и принятых решений [5].
Функции внутришкольного контроля:
Функция обратной связи. Без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения.
Диагностическая функция. Имеется в виду аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. Связана, прежде всего, с переводом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания.
Стимулирующая функция. Предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.
Внутришкольный контроль, как справедливо отмечает М.П. Портнов, должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных 19направлений контроля). Этот минимум он называет базовым компонентом внутришкольного контроля [4].
В содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления: учебно-воспитательный процесс, педагогические кадры, учебно-материальная база [5].
В учебно-воспитательном процессе внутришкольный контроль обычно осуществляется за выполнением всеобуча, состоянием преподавания учебных предметов, уровнем знаний умений и навыков учащихся, внеклассной воспитательной работой, организацией внешкольной воспитательной работы.
Внутришкольный контроль в работе с педагогическими кадрами осуществляется за выполнением нормативных документов, выполнением решений педсоветов и рекомендации научно - практических конференций, производственных совещаний, за работой методических объединений, за повышением квалификации учителей и их самообразованием.
Учебно-материальная база подвергается внутришкольному контролю по таким параметрам как хранение и использование учебно-наглядных пособий и ТСО, развитие кабинетной системы, ведение школьной документации и школьного делопроизводства, деятельностью учебно-воспитательного персонала и др.
2.3. Виды и формы внутришкольного контроля
В классификации Шамовой Т.И. выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный [8].
Ø Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.
Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта [8].
Ø Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих, этот вид контроля целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все направления его работы - учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.
С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля
Можно выделить следующие формы контроля:
- административный (инициатор и организатор администрация);
- взаимоконтроль (инициатор администрация, а организатор-педагог (руководитель проблемно-методической группы) или инспектор по охране труда, прфком и т.д.);
- самоконтроль (инициатор и организатор педагог) [7].
Эти формы инспектирования подразделяются на:
· персональный,
· классно-обобщающий,
· предметно-обобщающий,
· тематически-обобщающий,
· комплексно-обобщающий.
Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении. К сожалению, не исключены случаи, когда результаты такого
контроля и последующего анализа свидетельствуют о профессионально-педагогической некомпетентности педагога, об отсутствии роста, а иногда и о профессиональной непригодности.
· Педагогический мониторинг. Это форма объективного определения уровня сформированности педагогических умений и навыков. Осуществляется планомерно (2 раза в год – в начале учебного года и в конце учебного года) с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, анализа документации и результатов деятельности.
· Внутришкольные педагогические конкурсы. Ежегодно в комплексе проводятся педагогические конкурсы, основной целью которых является стимулирование педагогов на творческий подход. Тема педагогического конкурса обычно соответствует основной цели работы учреждения в учебном году.
Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др. [10].
Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются как администрация, так и представители методических объединений школы.
Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных
интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.
Комплексно-обобщающая форма контроля используется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.
В названии форм контроля повторяется термин “обобщающая". Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения [3].
Активное использование новых форм внутришкольного контроля в течение одного учебного года позволяет достичь определенных позитивных результатов:
1. Понижается уровень эмоционального выгорания у педагогов.
2. Динамика отношения педагогов к административному контролю – позитивная.
Рассмотренные формы контроля являются важным педагогическим арсеналом в деятельности руководителей школы. Разумное использование этих форм позволяет получать всестороннюю информацию о состоянии дел в школе, активно влиять на педагогический процесс. Но еще важнее, чтобы процесс проведения внутришкольного контроля был человечным, гуманным и, прежде всего, способствовал творческому становлению учителей, их самообразованию, повышению мастерства педагогов с опорой на то положительное, что есть в человеке.
Глава 3. Методы внутришкольного контроля
В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию.
Методы взаимно дополняют друг друга, и если мы хотим знать реальное положение дел, то должны по возможности использовать различные методы контроля (см. Приложение 2).
При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др. Даже сам факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности [5].
В школьной практике, однако, наиболее часто применяются устный и письменный контроль; при всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя. Поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.
Применение во внутришкольном контроле социологических методов - анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок и др. позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию. Причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения и др.
Изучение передового педагогического опыта, методов диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях работы определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.
Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием.
М.П. Портнов в своей работе «Азбука школьного управления» выделяет следующие объекты внутришкольного контроля:
1. Учебный процесс:
Ø выполнение учебных программ;
Ø уровень знаний и навыков учащихся;
Ø продуктивность работы учителя;
Ø индивидуальная работа с одаренными детьми;
Ø качество внеурочной предметной деятельности;
Ø навыки методов самостоятельного познания у учащихся.
2. Воспитательный процесс:
Ø уровень воспитанности учащихся;
Ø уровень общественной активности учащихся;
Ø качество работы классных руководителей;
Ø участие родителей в воспитательном процессе;
Ø качество общешкольных традиционных мероприятий;
Ø уровень здоровья и физической подготовки учащихся;
Ø качество профилактической работы с педагогически запущенными детьми.
3. Методическая работа:
Ø научно-методический уровень каждого учителя;
Ø методический уровень каждого классного руководителя;
Ø механизм распространения педагогического опыта;
Ø повышение квалификации педагогов.
4. Научная и экспериментальная деятельность:
Ø соответствие этой деятельности концепции развития школы;
Ø степень научной обоснованности нововведений;
Ø результативность нововведений;
Ø уровень научной образованности педагогов;
Ø научно-исследовательская деятельности учащихся.
5. Психологическое состояние учащихся и учителей:
Ø степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей;
Ø психологическая подготовленность коллектива к введению новой структуры и т.д.
6. Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями:
Ø охрана труда;
Ø санитарно-гигиеническое состояние;
Ø обеспеченность учебной и методической литературой;
Ø обеспеченность учебно-техническим оборудованием [4].
Заключение
На сегодняшний день внутришкольный контроль в системе управления образовательного учреждения – проблема актуальная. Я выделила четыре основных компонента внутришкольного контроля в системе образовательного учреждения:
1. Первым компонентом контроля как системы являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов. В центре внимания руководителя школы – учет возможностей и интересов как контролируемых, так и контролеров. «Навязчивый» контроль, воспринимаемый как насилие, лишает педагога социальной и творческой мотивации, заставляет его защищаться, выбирая тактику поиска «психологической ниши», когда главная задача – не быть пойманным.
С позиции человеческого фактора, внутришкольный контроль должен быть мотивированным и стимулирующим, основанным на знании возможностей и интересов всех участников. С одной стороны, его результатом должно быть качественное улучшение отношений внутри отдельных групп и между ними, с другой – степень профессионального роста педагогов и успехов учащихся. Таким образом, контроль рассматривается в качестве регулятора производственных отношений и одного из элементов методической помощи педагогам, учащимся и администрации школы.
2. Вторым компонент контроля как системы – условия, определяющие его объем, широту и направленность.
К условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы времени, кадров и материальные. Осуществляя внутришкольный контроль силами школы, мы используем единые ресурсы, принадлежащие всей школе как социально-педагогической системе, и значит, так или иначе влияем на другие направления ее деятельности и, прежде всего, на педагогический процесс. Поэтому сбалансированность общих ресурсов школы, основанная на их рациональном использовании, является основной заботой руководителя в процессе организации внутришкольного контроля.
К группе факторов, определяющих направленность и качество контроля, также можно отнести компетентность руководства, тип школы, отдаленность от органов управления образованием, сложившуюся практику взаимоотношений с ними, научно-методический потенциал педагогического коллектива территории, на которой расположена школа, уровень развития учащихся и т.д. Выбор факторов конкретизируется каждой школой.
3. Третий компонент – цели и принципы контроля. Фактически основные цели внутришкольного контроля обозначены нами при рассмотрении человеческого фактора и соответствуют первым трем критериям оценки эффективности.
Планируя внутришкольный контроль на текущий период, руководитель школы, исходя из существующих проблем, конкретизирует общие цели.
4. Четвертый компонент – методы. Но это не раз и навсегда утвержденная схема внутришкольного контроля, а те отдельные, частные наработки, методики, которые управленцы выбирают в процессе контроля с учетом особенностей контролируемого объекта.
Главное – моделирование системы контроля позволяет держать на контроле внутришкольный контроль.
Эту задачу руководитель будет выполнять только тогда, когда поймет: контроль, как впрочем, и все управление, – это не прерогатива лишь управляющих и контролеров, а естественное свойство высокоорганизованных, развивающихся систем.
Контроль – это ориентация на процесс, его совершенствование. Это постоянные вопросы «что?», «зачем?» и «так ли мы делаем?», и конкретное выражение той высокой педагогической, профессиональной требовательности к
себе, о которой мы столь часто заявляем. И наконец, это поиск взаимопонимания в коллективной деятельности.
Список использованных источников
1. Конаржевский Ю.А. Менеджемнт и внутришкольное управление. – М.: Образовательный центр Педагогический поиск, 2000. - 222 с.
2. Макарова Т.Н. Организація навчального процесу та методичної работи в школі. - Харьков: Ранок, 2008, с. 18 - 116.
3. Пидкасастый П.И. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Роспедагенство, 1995.
4. Портнов М.П. Азбука школьного управления. – М.: Просвещение, 1981.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2003.
6. Тебякина А.И., Клемешова И.В. Внутришкольный контроль от «А» до «Я»: Практическое пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.:АРКТИ, 2008. — 56 с.
7. Третьяков П.И.. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997.
8. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
9. Макарова Т.В. Организация системы внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/11/06/organizatsiya-sistemy-vnutrishkolnogo-kontrolya
10. Чикурова В.М. «Организация
инспекционно-контролирующей деятельности в педагогической системе «школа». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elibrary.udsu..ru/xmlui/handie/123456789/1850
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.