Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)
Кафедра начального образования
КУРСОВАЯ
Тема: «Роль устного счета в процессе формирования устных вычислительных навыков младших школьников»
(на примере изучения табличного умножения и деления)
Выполнил: слушатель по программе № 221
учитель начальных классов
МКОУ Наримановская СОШ
Светлоярского района
Чурсина Светлана Вячеславовна
Проверил:
Николаева Марина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор
Волгоград
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков у младших школьников.
1.1 Понятие «вычислительный навык» и этапы его формирования.
1.2 Сущность устного счета.
Выводы по главе.
Глава 2. Формы организации и место проведения устного счета в структуре урока математики.
Выводы по главе.
Заключение.
Список литературы.
устный счет вычислительный дидактический
Введение
В настоящее время, в период стремительного научно-технического прогресса, возросла роль математики, и поэтому приобрело большую значимость математическое образование.
Большинство профессий требует определенной математической подготовки. В современных условиях математические знания, владение характерными для математики методами и специфическим языком – обязательный элемент общей культуры человека. Изучение математики способствует формированию научного мировоззрения учащихся, воспитанию трудолюбия, честности, дисциплинированности и других моральных качеств.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математике на этом этапе. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции. Великий М.В. Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Одна из основных задач обучения математике в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков, причём навыков прочных, осознанных. Усвоение математических знаний зависит как от качества, так и от количества используемых упражнений. Каждый учитель стремится, чтобы учащиеся как можно больше выполняли различных задач и упражнений на уроке, причём стараясь выполнять их письменно, считая, что чем больше выполняется письменных задач, чем лучше. Однако школьная практика показала, что в старших классах учащиеся, не владеющие приёмами устного счёта, как правило, не справляются с письменными работами, часто не укладываясь во времени.
Совершенствование навыков устных вычислений зависит, конечно, не только от методики организации занятий, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют интерес к этой форме работы. Этот интерес можно вызвать, показав учащимся красоту и изящество устных вычислений, используя не совсем обычные вычислительные приёмы, помогающие порой значительно облегчить процесс вычисления.
Цель исследования: изучение приемов устного вычисления табличного умножения и деления на уроках математики в начальных классах.
Проблема исследования: каковы особенности устных вычислений табличного умножения и деления на уроках математики в начальных классах.
Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования: изучение приемов устного вычисления табличных случаев умножения и деления на уроках математики в начальных классах.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме изучения приемов устного вычисления табличных случаев умножения и деления на уроках математики в начальных классах;
2) выявить и раскрыть особенности изучения приемов устного вычисления табличных случаев умножения и деления на уроках математики в начальных классах.
3) разработать серию задач и упражнений по изучению приемов устного вычисления табличных случаев умножения и деления на уроках математики в начальных классах.
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков у младших школьников.
1.1 Понятие «вычислительный навык» и этапы его формирования.
Формирование у школьников 1-4 классов вычислительных навыков остается одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении.
Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строиться весь начальный курс обучения математике предусматривает, формирование вычислительных навыков на основе сознательн6ого использования приемов вычислений. Последнее становится возможным благодаря тому, что в программу включено знакомство с некоторыми важнейшими свойствами арифметический действий и вытекающими из них следствиями.
Вычислительные навыки успешно формируются у учащихся при создании в учебном процессе определенных условий.
Процесс овладения вычислительными навыками довольно сложен: сначала ученики должны усвоить тот или иной вычислительный прием, а затем в результате тренировки научиться достаточно быстро выполнять вычисления, а в отношении табличных случаев - запомнить результаты наизусть.
Прием вычислений складывается из ряда последовательных операций, а число операций определяется прежде выбором теоретической основы вычислительного приёма.
Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки - значит для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом, прочностью.
Правильность - ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.
Осознанность - ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить как он решал и почему так можно решать.
Рациональность - ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнения которых легче других и быстрее приводит к результату.
Обобщенность - ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи.
Автоматизм - ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.
Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.
Прочность - ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.
1. Подготовка к введению нового приёма.
На этом этапе создается готовность к усвоению вычислительного приёма, а именно, учащиеся должны усвоить те теоретические положения, на которых основывается приём вычислений, а также овладеть каждой операцией, составляющей приём.
2. Ознакомление с вычислительным приёмом.
На этом этапе ученики усваивают суть приёма: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
При введении большинства вычислительных приёмов важно использовать наглядность.
3. Закрепление знаний приёма и выработка вычислительного навыка.
На этом этапе ученики должны твердо усвоить систему операций, составляющие приём, и быстро выполнить эти операции; то есть овладеть вычислительным навыком.
На всех стадиях формирования вычислительных навыков решающую роль играют упражнения на применение вычислительных приёмов.
Важно, чтобы было достаточное число упражнений, чтобы они были разнообразными как по числовым данным, так и по форме.
Необходимое условие формирования вычислительных навыков - умение учителя организовать внимание детей.
Особенно важно организовать внимание в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход.
На формирование вычислительных навыков большое влияние оказывает навыки беглого устного счёта.
Проведение устного счёта в начале урока активизирует мыслительную деятельность, развивает память, внимание, автоматизирует навык.
1.2 Сущность устного счета.
Устный счёт - математические вычисления, осуществляемые
человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счёты и т. п.) и приспособлений (ручка, карандаш, бумага и т. п.).
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления.
Устная работа на уроках математики в начальной школе, имеет большее значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т. п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счет». И хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большего внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов, название «устный счет» по отношению к устной форме проведения упражнений сохранилось до сих пор.
Как пишет опытный педагог Зайцева О. П. в своей статье «Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка» важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребенка. Создание определенной системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всех трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения проводятся в вопросно – ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.
Так как устные упражнения или устный счет это этап урока, то он имеет свои задачи:
1.Воспроизводство и корректировка определенных ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений. Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить, правильное соотношение в применении устных и письменных приемов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если на ряду с этим, специально отводить 5 – 7 минут на уроке для устного счета. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большего внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приемах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть четкими и лаконичными, сформулированы легко и определенно, не допускать различного толкования.
Выводы главе.
Изучение приемов устных вычислений у младших школьников формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Данная проблема обусловлена тем, что формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математике на этом этапе.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить, правильное соотношение в применении устных и письменных приемов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакций.
Это объясняется не только значимостью вычислительных навыков для дальнейшего обучения в средней школе, но и их практической необходимостью в жизни людей.
Таким образом, повышение качества обучения математике в начальных классах в значительной мере зависит от прочных устных вычислительных навыков, сформулированных у младших школьников.
Глава 2. Формы организации и место проведения устного счета в структуре урока математики.
В процессе обучения математике учащиеся должны овладеть системой теоретических знаний, а также рядом умений и навыков, которые определяются программой. Теоретические знания приводят учащихся к усвоению математических понятий, а также к овладению твердыми и осознанными умениями и навыками. Это умения решать задачи (простые и составные), уравнения, нахождение значения выражений, сравнение математических выражений. Формированию умения решать задачи, развитию представлений о математических понятиях, умению наблюдать и усваивать математические закономерности способствуют устные вычислительные навыки правильного беглого счета. В течение четырех лет обучения в начальных классах учащиеся должны не только сознательно усвоить приемы устных вычислений, но и приобрести твердые вычислительные навыки.
А сейчас хотелось бы остановиться на формах организации работы при формировании устных вычислительных навыков младших школьников. Приемлемы коллективная (фронтальная и по вариантам), парная, групповая, индивидуальная формы.
При фронтальной форме организации устного счета после того, как дети выполняют предложенное им задание, они поднимают руку и по указанию учителю несколько учеников устно сообщают ответ. Можно показывать ответы с помощью разрезных цифр. Для того, чтобы обеспечить большую самостоятельность при выполнении устных упражнений, предлагаю задания по вариантам.
При наличии на партах таблиц для устного счета дети могут работать в парах. В таблицах приводятся столбики чисел, связанных между собой определенными закономерностями. Такие таблицы многократно использую также при индивидуальной работе с младшими школьниками. Ученики получают конкретные задания, работают в удобном для них темпе, фиксируя ответы.
Для работы в парах часто использую двусторонние карточки. Лицевая и обратная стороны карточек разбиты на одинаковые прямоугольники. На лицевой стороне в каждом прямоугольнике записаны примеры на сложение и вычитание, на оборотной – ответы на них, прямоугольники с примерами имеют отверстия. Отвечающий ученик решает пример, называет ответ, вставляет карандаш в отверстие рядом с выражением. Сосед по парте отвечающего ученика по карандашному грифелю определяет правильный ответ и констатирует правильность или неправильность названного товарищем ответа.
4 х 2 |
16 : 4 |
5 х 4 |
21 : 7 |
4 х 10 |
36 : 9 |
6 х 3 |
28 : 4 |
2 х 8 |
12 : 3 |
6 х 4 |
40 : 4 |
4 х 4 |
24 : 6 |
1 х 4 |
20 : 4 |
3 х 4 |
27 : 3 |
8 х 4 |
20 : 5 |
3 х 7 |
32 : 4 |
2 х 9 |
12 : 6 |
4 х 7 |
40 |
3 |
20 |
4 |
8 |
4 |
16 |
7 |
18 |
4 |
4 |
4 |
16 |
10 |
24 |
4 |
32 |
9 |
12 |
5 |
28 |
2 |
18 |
8 |
21 |
Аналогично составляю серию карточек для усвоения таблиц умножения и деления. Сначала учащимся предлагаю карточки с выражениями из таблиц умножения и деления на 2 и 3, затем карточки с выражениями умножения и деления на 4. Позже детям предлагаю смешанные карточки с выражениями из таблиц умножения и деления от 2 до 10.
Групповая форма организации работы предполагает деление учащихся на группы (команды). Участники группы могут выполнять задания, составленные отдельно для каждой группы. Групповая работа при формировании устных вычислительных навыков часто проводится в виде игры. Например, в 3 классе на уроке математики при закреплении пройденного материала можно предложить игру «Подбери числа». Дети делятся на группы и каждая получает отдельное задание:
I группа: ( + ) : ( - )=8
II группа: ( + ) : ( - )=9
III группа: ( + ) * ( - )=10
IV группа: ( : ) * ( - )=12
Учащиеся работают совместно, помогая друг другу.
Ответы:
(9 + 7) : (7 - 5)=8
(9 + 9) : (6 - 4)=9
(3 + 2) * (8 - 6)=10
(6 : 2) * (9 - 5)=12
При подведении итогов дети называют числа, которые они подобрали. Учитель предлагает им самим определить степень участия каждого члена группы. Вот некоторые игры, которые эффективно использовать на уроках математики для формирования навыков устного счета.
а) Игра «Светофор».
Двухцветные светофоры: одна сторона, которых красная, а другая зеленая. На обеих сторонах каждого светофора стоит одинаковая цифра, причем на разных светофорах разные цифры. Учитель показывает один из светофоров классу, одновременно произносит вслух некоторые числа. Если светофор повернут к классу красной стороной, то число, которое назвал учитель надо прибавить к числу, записанному на светофоре, а если светофор повернут зеленой стороной- то вычесть.
б) Игра «Верно - неверно» (хлопают - топают)
в) Игра «Молчанка»
На доске лента от 1 до 20 и знаки x, :. Учитель указкой показывает на определенные цифры и знаки действий так, чтобы получилось цифровое выражение. Значение выражения учащиеся записывают в тетрадь.
Эффективность уроков математики в формировании навыков устного счета в большей степени зависит от того, как умело, сочетаются различные формы организации устного счета и место проведения их в структуре урока математики.
Виды упражнений для устных вычислений.
Эффективность уроков математики по формированию навыков табличного умножения и деления зависит от разнообразных упражнений, предлагаемых для устных вычислений. Подобрать такие упражнения не составляет труда. Кроме того, что упражнения для устной работы есть в учебниках по математике, их можно найти в предметных журналах, различных методических пособиях, отдельные из них дети могут составить сами под руководством учителя. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых видах упражнений, рассказать о методике их проведения на уроках математики, раскрыть их основное назначение.
Самым распространенным упражнением является нахождение значений математических выражений. Выражения могут включать одно действие и более чем одно действие. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например: 47+24-56, 72:12х9, 400-70х4; могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3; 90-42:3.
Как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку.
Выражение можно задать в форме примеров, а можно задать в форме таблицы, ответы математических выражений зашифровать в загадках, викторинах.
Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки. Вместе с тем упражнения на нахождение значений выражений способствуют и усвоению вопросов теории арифметических действий.
Интересной формой является «Блиц - турнир». Методика его проведения следующая: задача читается дважды. При первичном прочтении дети должны представить задачу (можно глаза закрыть), подумать над знаками, найти (услышать) слова – подсказки. Например, в III классе предлагаю для устного счета следующие задачи:
а) Олегу 5 лет, а Света на 10лет старше. Во сколько раз Олег младше Светы?
б) Маме 32 года, а Ира в 4 раза моложе мамы. На сколько лет мама старше Иры?
в) Мише 9 лет, а его сестре 3 года. Во сколько раз Миша будет старше сестры через 3 года?
При повторном чтении записывается решение:
а) (10+5):5=3
б) 32-(32:4)=24
в) (9+3): (3+3)=2
Вопросы:
- Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
- Как узнать, на сколько одно число меньше или больше другого?
- Что значит на 10 лет старше?
- Что значит в 4 раза моложе?
Решение задач является один из видов эффективных упражнений. Задачи являются тем конкретным материалом, с помощью которых формируются у детей новые знания и закрепляются в процессе применения уже имеющиеся знания. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Большой интерес вызывает у детей такой вид упражнения для устных вычислений как математический диктант. Задания читать нужно в достаточно быстром темпе. Дети решают в уме, на слух. В тетрадь записываются только ответы. Диктанты бывают нескольких видов: математические диктанты, математические диктанты с терминологической лексикой, диктанты задач.
Для устного счета на уроках математики можно предложить задания тестового характера с заполнением пропусков, тестовые задания на установление соответствия, тестовые работы «Да/нет». Такие работы предлагаю детям на отдельных листах – бланках. Дети выполняют работу, заполняют пропуски или устанавливая соответствия, выполняя указанные действия.
В начальных классах рекомендуется как можно больше устных упражнений проводить в форме игры. Игра должна быть дидактической, т.е. подчиненной тем конкретным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планирую, продумываю ее место в структуре урока, определяю форму ее проведения, подготавливаю материал, необходимый для проведения игры. Игра может проводиться в форме фронтальной работы с классом, а также в форме игры – соревнования двух команд. Выбирая игру, нужно руководствоваться тем, что это не самоцель, а средство активизации деятельности детей. При этом надо учитывать, что только та игра на уроке принесет пользу, которая в короткое время дает возможность выполнить наибольшее число операций и охватить всех учащихся. Такая игровая форма устных заданий повышает интерес детей к математике, воспитывает внимание, дисциплинированность, развивает логическое мышление, точную математическую речь.
Развитие логического мышления – одна из важнейших задач начального обучения. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. На уроках математики при устном счете можно предлагать логические упражнения, логические упражнения, логические игры, логические задачи.
Устный счет можно разнообразить увлекательным материалом: задачи – шутки, задачи сказочного характера, задачи в стихах, математические лабиринты, ребусы.
Например, детям предлагается математический лабиринт «Догони-ка!».
2х1 3х3 0х3 3х1
60 3х2 4х3 4х2 10х3 60
8х2 6х3 9х3 5х3
9х2 7х3 3х4 4х0
По этому лабиринту мысленно бегают два участника. Они соревнуются в расчетах: находят сумму четырех произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Ученики класса находят свои ходы в этом лабиринте с ответом 60 и записывают решение примеров. Составлять примеры можно на время. В конце игры выбирается победитель.
Проводя устный счёт, особенно во втором классе, при знакомстве с понятием
умножение и деление, а также при закреплении вычислительных навыков,
необходимо активизировать мыслительную деятельность младших школьников,
включая занимательный материал, игровые ситуации, презентации и компьютерные
игры.
Например, рекомендуем использовать на уроке программу-тренажёр для
школьников «Примерчик».
"Примерчик" - программа, которая будет задавать ребенку примеры на умножение и деление, помогать в запоминании таблицы умножения и соответствующих случаев деления, обучит его выполнять умножение "столбиком".
Отличительной особенностью программы "Примерчик" от других аналогичных программ является наличие принудительного режима и то, что компьютер показывает примеры НЕ случайным образом, а основываясь на ответах ребенка. "Примерчик" анализирует ответы и показывает те задания, в которых ребенок чаще допускает ошибки. Имеется несколько вариантов решения примеров из таблицы умножения: нахождение значения произведения, первого множителя, второго множителя и случайный выбор. Аналогично и в заданиях на деление.
Выводы по главе
Как показывают проводимые исследования, большую роль в повышении устных вычислительных навыков учащихся занимает особое место в повышении качества обучения математике в начальных классах. Практическое значение их состоит в том, что быстрота и правильность вычислений необходимые в жизни, особенно в тех случаях, когда письменно выполнить действие не представляет возможности.
Устные вычисления способствуют развитию мышления учащихся, их сообразительность, математической зоркости и наблюдательности. Следовательно система устных упражнений доказывают свою эффективность- дети становятся активными и заинтересованы заниматься на уроках математики.
Заключение
Одна
из основных задач обучения математике в начальных классах – формирование у
учащихся вычислительных навыков, причём навыков прочных, осознанных, а навыки
табличного умножения и деления должны быть доведены до автоматизма. Усвоение
математических знаний зависит как от качества, так и от количества используемых
упражнений. Каждый учитель стремится, чтобы учащиеся как можно больше выполняли
различных задач и упражнений на уроке, причём стараясь выполнять их письменно, считая,
что чем больше выполняется письменных задач, чем лучше. Однако школьная
практика показала, что в старших классах учащиеся, не владеющие приёмами
устного счёта, как правило, не справляются с письменными работами, часто не
укладываясь во времени.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырёх
лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 минут для
проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных
программой каждого месяца.
Это требование реализуется на этапе урока, традиционно называемого устным
счётом. Основными задачами этого этапа являются:
1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и
навыков, необходимых для осознанного восприятия материала и самостоятельной деятельности.
2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала
Рационально подобрать содержание – это значит выполнить следующие
требования:
1. Объём
предполагаемых заданий должен быть необходимым и достаточным для дальнейшей
работы на уроке.
2. В системе предложенных для устного счёта заданий должно быть чётко
определено место каждого из них.
3. Отбор материала должен быть осуществлён с учётом преемственности в изучении материала.
Совершенствование
навыков устных вычислений зависит, конечно, не только от методики организации
занятий, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют интерес к этой
форме работы. Этот интерес можно вызвать, показав учащимся красоту и изящество
устных вычислений, используя не совсем обычные вычислительные приёмы,
помогающие порой значительно облегчить процесс вычисления.
Проводя устный счёт, необходимо оживить этот процесс, активизировать мыслительную
деятельность, включая занимательный материал, игровые ситуации, презентации и
компьютерные игры.
В процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Литература.
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. — М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.,2002. С.132-135.
2. Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2001. №5.
3. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. у-т. –Калининград, 1998.
4. Воронцова-Горошевская Г.А. Для проверки вычислительных навыков // Нач. шк. – 1993. – № 10.
5. Гусева В.И., Заварзина Л.Ф. Формирование вычислительных навыков // Нач. шк. – 1992. – № 7.
6. Даневич М.Е. Вычислительная техника как средство обучения приемам вычислений в начальных классах // Нач. шк. – 1992. – № 1.
7. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников. – М.:Педагогика, 1982.
8. Загорский А.Н. Как упростить вычислительную работу на уроках математики // Нач. шк. – 1992. – № 1.
9. Истомина Н.В. Методика обучения
математике в начальных классах. - М.: Академия, 2000. С. 119-125.
10. Лукарева Т.Г. Игра-путешествие: из опыта формирования навыков вычислений
// Нач. шк. – 1991. – № 6.
11. Перькова О.И., Сазанова Л.И. Один из приемов организации работы поформированию навыков // Нач. шк. – 1992. – № 4
12. Проверка вычислительных навыков: Пособие для учителя. – Свердловск,1994.
13. Никулина А.Д. Формирование вычислительных умений и навыков // Нач.шк. – 1988. – № 11.
14. Никитина М. П. Приемы проверки устных вычислительных навыков учащихся // Нач. шк., – 1982. – №11.
15. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В., Математика. Начальная школа // Издательство: Вентана-Граф, 2002.
16. Клецкина, А.А. Организация вычислительной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. — М., 2001. — 20 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.