Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
математика
Взрослым
05.05.2017
Понятие связанные с абсолютной величиной действительного числа используется в различных разделах школьного курса алгебры, и в курсе школьной геометрии. Темы, связанные с модулем являются сложными для восприятия учеников. Задачи с модулем встречаются на математических олимпиадах, в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. В различных учебниках первоначальное понятие модуля вводится по–разному: как расстояние от точки, изображающей число до начала отсчёта (Математика. Н.Я. Виленкин, и А. Г. Мордкович), как число «без знака» (Математика. Г.В. Дорофеев).Понятие связанные с абсолютной величиной действительного числа используется в различных разделах школьного курса алгебры, и в курсе школьной геометрии. Темы, связанные с модулем являются сложными для восприятия учеников. Задачи с модулем встречаются на математических олимпиадах, в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. В различных учебниках первоначальное понятие модуля вводится по–разному: как расстояние от точки, изображающей число до начала отсчёта (Математика. Н.Я. Виленкин, и А. Г. Мордкович), как число «без знака» (Математика. Г.В. Дорофеев).
Курсовая работа.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ
Кафедра математики, физики и методики преподавания
Шаныгина Ольга Александровна
МОДУЛЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент гр. Б2304 _________________
(подпись)
Руководитель: доцент кафедры математики,
физики и методики преподавания
________________ Я. В. Делюкова
Регистрационный №_____________ Оценка _________________________
____________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия) __________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
«____» ____________________2014 г
«___»_____________________2014 г.
г. Уссурийск
2015 г. Оглавление
Введение............................................................................................................................... 3
1Изучение темы «Модуль числа» в школьном курсе математики....................................4
1.1 Изучение темы «Модуль числа» по учебникам «Математика» под редакцией
А. Г. Мордкович.....................................................................................................................4
1.2 Классификация задач на тему «Модуль числа»................................................12
2 Примеры решений заданий по теме «Модуль числа»..................................................15
2.1 Способы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.......................................................................................15
2.2 Решение заданий по теме «Модуль числа» в контрольно измерительных
материалах ОГЭ при итоговой аттестации учащихся за курс средней школы.............19
Упражнение 3 ([1], вариант 9, №23). Постройте график функции у=|х2 +6х+5| и
найдите , при каких значениях m прямая у = m пересекает построенный график
ровно в трех точках............................................................................................................22
Заключение.........................................................................................................................24
Список литературы.............................................................................................................25
2 Введение
Понятие связанные с абсолютной величиной действительного числа
используется в различных разделах школьного курса алгебры, и в курсе школьной
геометрии. Темы, связанные с модулем являются сложными для восприятия
учеников. Задачи с модулем встречаются на математических олимпиадах, в заданиях
ОГЭ и ЕГЭ. В различных учебниках первоначальное понятие модуля вводится по–
разному: как расстояние от точки, изображающей число до начала отсчёта
(Математика. Н.Я. Виленкин, и А. Г. Мордкович), как число «без знака»
(Математика. Г.В. Дорофеев).
Целью данной работы является изучение темы «Модуль числа» в курсе
школьной математики в учебнике «Математика» под редакцией А. Г. Мордкович.
Задачи исследования:
– ознакомиться с методикой темы «Модуль числа» в курсе школьной
математики (на примере учебника «Математика» под редакцией А. Г. Мордкович;
– рассмотреть различные способы и методы решения уравнений и неравенств в
курсе школьной математики;
– рассмотреть различные примеры, способы и методы решения уравнений и
неравенств в курсе школьной математики в контрольно – измерительных материалах
ОГЭ за курс основной школы;
Курсовая работа состоит из введения, двух параграфов, списка литературы и
заключения.
Все упражнения были решены самостоятельно и снабжены ссылкой на
задачник.
3 1Изучение темы «Модуль числа» в школьном курсе математики
1.1 Изучение темы «Модуль числа» по учебникам «Математика» под
редакцией А. Г. Мордкович
Впервые понятие модуль числа, а также его обозначение, встречается в
«Модуль числа.
учебнике А.Г. Мордкович «Математика. 6 класс», в §3.
Противоположные числа». Это понятие вводится при помощи числовой прямой, и
трактуется следующим образом:
«Расстояние от точки А(а) до начала отсчета, т.е. до точки О(0), называют
модулем числа (а) и обозначают |а| ».
При этом оговаривается, что « |0|=0 ».
Далее приводятся примеры и правильное произношение данного понятия:
«Например,
|−4|=4,|6|=6 (читается: «модуль минус четырех равен
четырём», «модуль шести равен шести»).»
После всего этого, приводится система упражнений на закрепление данного
понятия. Например, такие упражнения как:
– нахождение модуля от данного числа ([2], №62, №63),
– из данных чисел выбрать то, которое имеет наибольший модуль ([2], №64).
В учебнике приводятся упражнения и на сравнение чисел под знаком модуля и
без ([2], №85,№86). В упражнениях ([2], №91, №92, №105, №106) необходимо
вычислить арифметическое выражение, в котором два или же оба члена под знаком
модуля, или всё оно ([2], №91, №92, №105, №106).
В §5 « Параллельность прямых» приводится ряд упражнений, связанных с
понятием модуль. Здесь встречаются упражнения на:
− сравнение двух чисел под знаком модуля, и где одно из них не под знаком
модуля (№152),
− выполнение арифметических действий с модулями ([2], №154, №155, №163,
№166, №167).
4 Далее, в §9 «Расстояние между точками координатной прямой», вновь
встречаются понятие модуль. Здесь приводиться система упражнений, которая
поможет ввести новое понятие при помощи модуля:
− сравнение двух чисел ([2], №289, №290) с модулем и, где одно из них не под
знаком модуля, и ([2], №293) двух выражений;
− ([2], №292) приводиться упражнение на использование знака модуля, в
текстовой форме:
Используя знак модуля, запишите:
а) модуль суммы чисел a и b;
б) сумму модулей чисел a и b;
в) модуль разности чисел a и b;
г) разность модулей чисел a и b;
Далее приводить упражнение ([2], №294), на сравнение |a−b| и |b−а| ,
при различных значениях. После этого делается вывод: «Значения выражений
|a−b| и |b−а| , равны при любых значениях а и b.».
В учебнике А.Г. Мордкович «Математика. 6 класс» §9 «Расстояние между
точками координатной прямой» впервые вводиться понятие расстояние между двумя
точками, а также его прочтение, которое записывается в символьной форме, при
помощи модуля:
«Расстояние между точками a и b равно модулю разности координат этих
точек: |a−b| .
Обычно вместо A(a) и В(b) пишут просто а и b, а расстояние между точками а и
b обозначают ρ (а, b), ( ρ−¿ «ро», буква греческого алфавита). Запись ρ (а, b)
читается: «ро от а, b». Таким образом ρ (а, b) = |a−b| » ([2]).
После, на данное определение приводиться система упражнений:
− найти расстояние между двумя точками ([2], №296);
5 − найти координату середины двух данных точек ([2], №297).
В учебнике А. Г. Мордкович «Алгебра. 7 класс», вновь встречается понятие
модуль в §5 «Координатная прямая». В данном параграфе, вновь встречается
понятие расстояние между двумя точками, а также прочтение данного понятия,
которое записывается в символьной форме, при помощи модуля. Оно аналогично
тому, что приводиться в учебнике «Математика. 6 класс» в §9 «Расстояние между
точками координатной прямой».
В учебнике Мордкович «Алгебра. 8 класс» вновь встречается понятие модуль в
§16 «Модуль действительного числа. Функция у = |х| ». В пункте 1 §16 «Модуль
действительного числа и его свойства» приводится определение модуля
действительного числа и его свойства:
«Определение. Модулем неотрицательного действительного числа х называют
само это число:
|х| = х;
модулем действительного числа х называют
противоположное число: |х| = − х.
Например, |5| = 5; |−5| = − (−5);
|√5−2|=√5−2 (так как √5−2>¿ 0);
|√5−3|=−(√5−3)=−√5+3 (так как √5−3<¿ 0);
Свойства модуля:
1. |a|≥0 .
2. |ab|=|a||b|.
3. |a
b|=|a|
|b| .
4. |a|2=a2.
5. |a|=|−a|.
6 6. |a|≥a .
7. |a+b|≤|a|+|b| .» ([4])
Последние два свойства приводятся с доказательством.
В пункте 2 «Геометрический смысл модуля действительного числа» этого же
параграфа, вновь встречается понятие расстояние между двумя точками, но уже для
действительных чисел охватывающие три случая:
«Вернемся к множеству R действительных чисел и его геометрической
модели – числовой прямой. Отметим на прямой две точки а и b ( ρ−¿ «ро», буква
греческого алфавита). Это расстояние равно b – а, если b > а (рис. 21, а), оно равно а
– b, если а > b, (рис. 21, б), наконец, оно равно нулю, если а = b.
Рисунок 21
Все три случая охватываются одной формулой
ρ (а, b) = |a−b| .». ([4])
Здесь впервые встречаются уравнения с модулем и неравенства. В примерах
1,2,3 приводятся уравнения, содержащие переменную под знаком модуля, с
подробным решением. Например:
«Пример 1. Решить уравнения:
а) |х−2|=3 .;
б) |х+3,2|=2 ;
в) |х|=2,7 ;
г) |х−√2|=0 ;
7 Рисунок 22
Решение. а) Переведём соотношение |х−2|=3 на геометрический язык: нам
надо найти на координатной прямой такие точки х, которые удовлетворяют условию
ρ(х,2)=3 , то есть удалены от точки 2 на расстояние, равное 3. Это − точки −1 и 5
(рис. 22). Следовательно, уравнение имеет два корня: −1 и 5.»
А в примере 4, встречаются неравенства содержащие переменную под знаком
модуля. Здесь приводиться подробное решения данного типа заданий. Например:
«Пример 4. Решить неравенства:
а) |х−2|<3 .
Решение. а) Переведём соотношение |х−2|<3 на геометрический язык:
нам надо найти на координатной прямой такие точки х, которые удовлетворяют
условию ρ(х,2)<3 , то есть удалены от точки 2 на расстояние меньшее, чем 3. На
расстояние, равное 3, удалены от точки 2 точки –1 и 5 (см. рис. 22). Следовательно,
решениями интересующего нас неравенства являются все числа из интервала (–1; 5)
(см. рис. 22).»
В пункте 3 «Тождество √а2=|а| » объясняется как вычислять или же
упрощать числовое или алгебраическое выражение. Производиться сравнение двух
√а2и|а| , выясняется, что они равны, то есть данное и данное тождество имеет
место √а2
= |а| верно. При этом отмечается, что в роли а может выступать
любое числовое или алгебраическое выражение, например,
√(3х−4)2=|3х−4|,
8 √(2−√7)2=|2−√7|и так далее.
В тексте учебника приводятся примеры с подробным решением.
Например:
«Пример 7. Упростить выражение
√52−30√3−√43−24√3.
Решение. 1) Рассмотрим подкоренное выражение 52−30 √3 .
Имеем:
52−30 √3=52−2∙5∙3∙√3.
Положим а = 5, b = 3√3 ; тогда
а2+b2=52+(3√3)2=25+27=52.
Это значит, что рассматриваемое выражение можно представить в виде
а2+b2−2ab , т. е. в виде (а−b)2
.
Итак,
52−30 √3=25+27−2∙5∙3√3=52−2∙5∙3√3+(3√3)2=(5−3√3)2.
Значит,
√52−30√3=√(5−3√3)2=|5−3√3|=3√3−5.
2) Рассмотрим подкоренное выражение 43−24√3 .
Имеем:
43−24√3=43−2∙2∙2∙3∙√3.
Положим а = 4, b = 3√3 ; тогда
а2+b2=42+(3√3)2=16+27=43.
Это значит, что рассматриваемое выражение можно представить в виде
а2+b2−2ab , т. е. в виде (а−b)2
.
9 Итак,
43−24√3=16+27−2∙4∙3√3=42−2∙4∙3√3+(3√3)2=(4−3√3)2.
Значит,
√43−24√3=√(4−3√3)2=|4−3√3|=3√3−4.
(3√3−5)−(3√3−4)=−1. » ([4]).
3)
В пункте 4 «Функция у=|х| » этого же параграфа рассматривается график
данной функции и устанавливаются её свойства.
Далее, в пункте 5 «Разные графики функций с модулями» приводятся примеры
на закрепление свойств функций, содержащих знак модуля. В этих упражнениях
рассматривается построение графиков.
В §23 «Как построить график функции у=|f(х)| и у=f(|х|)
, если известен
график функции у=f(х) » приводится подробное описание построения данных
функций и примеры с подробным решением.
В §37 «Уравнения с модулями» впервые встречаются уравнения с модулями.
В данном параграфе приводятся примеры с подробным решением. Описаны
несколько способов решения данных уравнений, первый – по определения модуля,
второй – сведение к совокупности уравнений, третий – графический. Например,
решить уравнение х2+2|х−1|−6=0 .
«Второй способ. Выше, в §16, уже говорилось о том, что при решении
уравнений с модулями часто рассуждают так. Равенство |с|=а при а < 0 неверно,
при а > 0 эквивалентно совокупности двух равенств с = а, с = –а, при а = 0 сводится к
с = 0 (впрочем, последний случай можно объединить со случаем а > 0). Поэтому если
дано уравнение |f(х)|=h(х)
< 0 оно не имеет решений, а при h(х)
, то при h(х)
10 ≥ 0 надо рассмотреть два случая: f(х)=h(х)
, f(х)=−h(х)
(совокупность
уравнений).
Для заданного уравнения потребуем выполнения условия
5х−9
3
≥0 и
рассмотрим совокупность уравнении:
х2−6х+7= 5х−9
3
;х2−6х+7=−5х−9
3
.
Оба эти уравнения решены выше (при первом способе решения заданного
уравнения), их корни таковы: 6,
5
3 , 3,
4
3 . Условию
5х−9
3
≥0 из этих четырех
значении удовлетворяют лишь два: 6 и 3.
Вывод: заданное уравнение имеет корни 6 и 3.» ([4]).
В учебнике Мордкович «Алгебра. 9 класс» вновь встречается понятие модуля в
§1 «Линейные и квадратные неравенства» в примере 5, содержится неравенство с
модулем, при этом приводиться решение.
«Пример 5. Решить неравенство:
а) |х−2|<3 ; б) |х+3,2|≤2 ; в) |10х|>27 .
Решение. Напомним геометрическое истолкование выражения |х−а| – это
расстояние на координатной (числовой) прямой между точками х и а, которое
обозначают ρ (х, а), ( ρ−¿ буква греческого алфавита «ро»):
|х−а|=ρ(х;а).
Пример,
|х−2|=ρ(х;2);|х+3,2|=ρ(х;3,2);|х|=ρ(х;0).
а) Неравенство
|х−2|<3 можно истолковать так: нужно найти на
координатной прямой все такие точки х, которые удовлетворяют условию
ρ(х;а)<3 , т. е. удалены от точки 2 на расстояние, меньшее 3. Это все точки,
11 принадлежащие интервалу (–1; 5), и только они (рис. З). Интервал (–1; 5) – решение
заданного неравенства.
Остальные задания решаются аналогично.
Рисунок 3». ([5]).
В §11 «Четные и нечетные функции», в примере 4 встречается функция
, и на полуинтервале б) х∈¿ . Также
y=|x| , на промежутке под а) х∈[−2;2]
приводиться подробное решение.
В учебнике Мордкович «Алгебра. 10–11 класс» вновь встречается модуль, в
§42 «Преобразование выражений, содержащих радикалы» приводится обобщение
используемой в курсе алгебры за 8 класс – √a2=|a| , на случай любого чётного
показателя корня
2n√a2n=|a|.
Далее, в §57 «Решение неравенств с одной переменной», пункт 4 «Неравенства
с модулями» вновь встречаются неравенства с модулями. Здесь приводиться
подробное решение данных уравнений.
1.2 Классификация задач на тему «Модуль числа»
Задачи на тему модуль числа, содержащихся в школьных учебниках можно
классифицировать следующим образом:
1. Найти модули чисел.
2. Упростить выражение.
1) |a|,еслиa<0 ,
2)
3) |−|а||,еслиа>0
|–а|,еслиа<0 |−a|,еслиa<0 ,
|−|a||,еслиa>0 ,
12 4) −|−|a||,еслиa=0.
3. Доказать тождество.
1) |а−5|=а−5
2) |а−7|=|7−а| |a−7|=|7−a| .
|a−5|=a−5 ,
||x|−2|=4 ,
4. Решить уравнение:
1) ||х|−2|=4
2) |2х−3|=3−2х |2x−3|=3−2x ,
3) |х−х2−1|=|2х+3−х2|
|x−x2−1|=|2x+3−x2| .
|x2−1|≥1 ,
5. Решить неравенства с одним неизвестным.
1) |х2−1|≥1
2) |х2−4х+3|≤х+3
| 4
x+5|> 6
3) | 4
|x2−4x+3|≤x+3 ,
х+5|> 6
11 ,
11
(|х|−1)(|х|−2)≤0
4)
(|x|−1)(|x|−2)≤0 .
6. Неравенства с двумя неизвестными.
1) |x−y|<2 ,
2) |y|+|x−2|<3 .
7. Система уравнений с двумя неизвестными.
у=5+|х−1|
1) {|х−1|+|у−5|=1
2) {у−2|х|+3=0
3) {|х2−2х|+у=1
|у|+х−3=0 ,
х2+|у|=1
,
,
13 4) {3у+х=2
у|=2 .
|х−1
8. Система неравенств
|х−5|<5 ,
1) { |х|≥6
2) {|2х−5|<3
3) {
|3х−1|≤4 ,
|х−4|<х−3
|х−5|+|х−6|+|х−7|>15 .
9. Модуль и преобразование корней
Упростите выражение:
1) √(b+2)2−8b÷(√b− 2
√b),приb>0,
х
х2+1
∙√1+(х2−1
2х )
2
,
у−2
√у+2√у−1
1
∙
√у−2√у−1 ,
2)
3)
10. Модуль и иррациональные уравнения
Решить уравнение:
1) √х+5−4√х+1+√х+10−6√х+1=1 ,
2) х2−5√х2−6=0 ,
3) √х2−8х+16+√4х2−4х+1 = 10,
4) √(√х−1−2)2+√(√х−1−5)2=3 ,
5) √х+5−4√х+1+√х+2−2√х+1=1 ,
6) √х+√2х−1+√х+4+3√2х−1=√32 .
14 11. Построение графиков функций с модулем:
1) у=|2х−6| ,
2) у=|6
х| ,
3) у=|||х−2|−2|−2| ,
4) у=|2х−4|+|6+3х| ,
5) у=х+√х2
6) у=(sin2x+cos2x)−|x|
x .
,
2 Примеры решений заданий по теме «Модуль числа»
2.1 Способы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля
1) Способ последовательного раскрытия модулей.
Упражнение 1. Решить уравнение ||3−2х|−1|=2|х|.
Решение:
Для решения необходимо последовательно освобождаться от знаков
модуля, начиная с внутреннего. Рассмотрим два случая:
Первый: 3–2х < 0; второй: 3–2х ≥ 0.
Первый. 3–2х < 0, x >
3
2 . Тогда |3−2х|=2х−3 , |х|=х , и уравнение
запишется в виде |2х−3−1|=2х или |2х−4|=2х или |х−2|=2−х . Опять
рассматриваем случаи а) х – 2 < 0. Тогда
3
2 < x < 2 и |х−2|=2−х .
Тогда 2– х = х, х = 1. Найденное значение х=1 не удовлетворяет условию
3
2
15 < x < 2. б) х–2 ≥ 0. Тогда х ≥ 2 и |х−2|=х−2 . Получаем х – 2 = х. Это уравнение не
имеет решения.
Второй. 3 – 2х ≥ 0, х ≤ 1,5, тогда |3−2х|=3−2х . Получим |3−2х−1|=2|х| ,
откуда |2−2х|=2|х| , |1−х|=|х| .
Теперь последовательно раскрываем оставшиеся модули:
а) 1–х < 0, 1,5 > x >1, тогда |1−х|=х−1 , |х|=х , уравнение принимает вид
х–1=х, –1≠0.
Следовательно, на этом промежутке решений нет.
б) 1–х ≥ 0, х ≤ 1, |1−х|=1−х , 1−х=|х| . Опять рассматриваем два случая
х < 0 и х ≥ 0. При х < 0 имеем 1–х=–х, откуда следует 1=0, что неверно.
образом, этот случай не даёт решения.
Таким
При х ≥ 0 имеем 1–х=х, откуда следует 2х=1,
х=0,5.
Ответ х=0,5.
2) Способ одновременного раскрытия модулей.
Рассмотрим способ одновременного раскрытия модулей на том же примере.
Упражнение 1. Решить уравнение ||3−2х|−1|=2|х| .
Решение:
При х < 0 разность (3–2х) положительна, поэтому можно раскрыть сразу два
модуля.
||3−2х|−1|=−2х
|2−2х|=−2х
x<0
⟷{x<0
2=0 .
x≥15
⟷{
1:{
2:{
В этом случае нет решения.
При х ≥ 1,5 также можно раскрыть сразу два модуля.
x≥15
|2х−3−1|=2х
⟷{ x≥15
|х−2|=2х .
16 Уравнение системы приводит к рассмотрению двух случаев.
⟷{1,5≤х<2
х=1
,системанеимеетрешений.
−х+2=х
x<2
2.1:{ x≥15
2.2:{ x≥15
x≥2
х−2=х
⟷{ х≥2
−2=0
,системанеимеетрешений.
Осталось рассмотреть случай х ≥ 0 и х < 1,5.
3:{
x≥0
x<15
|3−2х−1|=2х
⟷{0≤х<1,5
|1−х|=х .
Решим уравнения системы:
x≥1
х−1=1
3.1:{0≤х<1,5
3.2:{0≤х<1,5
1−х=х
x<1
⟷{1≤х<1,5
−1=0
,системанеимеетрешений.
⟷{0≤х<1
х=0,5.
Ответ. x=0,5.
3) Метод интервалов.
Упражнение 1. Решить уравнение |х−1|−2|х−2|+3|х−3|=4.
Решение:
1) х –1 = 0, х = 1
2) х –2 = 0, х = 2
3) х – 3 = 0, х = 3.
Данные точки разобьют числовую ось на интервалы: х < 1, 1 ≤ x < 2, 2 ≤ x < 3 и
х ≥ 3.
1:{
x<1
−х+1+2х−4−3х+9=4
⟷{x<1
х=1
⟷х=1–неподходящийкорень.
17 1≤х<2
x−1−2х+4+3х+9=4
х−1+2х−4−3х+9=4
2:{
3:{
4:{
Ответ: 1≤х<2,х=2,х=5.
х−1−2х+4+3х−9=4
4=4
⟷{1≤х<2
⟷{2≤х<3
⟷{x≥1
х=2
х=5
2≤х<3
x≥3
⟷1≤х<2.
⟷х=2.
⟷х=5.
4) Способ возведения в квадрат.
Упражнение 1. Решить уравнение |3−2х|=3|х+1| .
Решение:
Так как обе части уравнения неотрицательны, возведём их в квадрат. (3–2х)2
= 9(х+1)2, (3–2х)2– 9(х+1)2 = 0, (3–2х–3(х+1))(3–2х+3(х+1))=0, –5х(х+6)=0. Отсюда
получаем х = 0, х = –6.
Ответ: х = 0, х = –6.
Упражнение 2. Решить неравенство |х−1|>|х−2| .
Решение:
Применим способ возведения в квадрат:
(х−1)2>(х−2)2
. Решая полученное
неравенство, находим х > 1,5.
Ответ: х > 1,5.
5) Способ, использующий свойства функций, входящих в уравнение или
неравенство.
1. Использование свойств четной функции
Упражнение 1. Найти сумму корней уравнения ||х|−7|=6−х2
4
.
Решение:
Используем свойство четности функций, входящих в данное уравнение. Тогда
если х0 – решение уравнения, то – х0 также является его решением. Например, х =
18 2 является решением данного уравнения, значит и х = –2, также является решением.
корни уравнения существуют и являются попарно
Следовательно,
противоположными числами, поэтому их сумма равна 0.
2. Использование свойства периодичности.
Упражнение 2. Решить уравнение 3tg=√3|sin(х)|.
Решение:
Обе функции входящие в уравнение, являются периодическими и имеют
период, равный π . Потому можно найти решение на промежутке [0; π ] и учесть
периодичность. х = 0 – решение. При х ≠ 0 имеем sin(x) ≠ 0, то есть cos(x)=√3 –
нет решения.
Ответ: х = π k, k ∈Z
2.2 Решение заданий по теме «Модуль числа» в контрольно
измерительных материалах ОГЭ при итоговой аттестации учащихся за курс
средней школы
Упражнение 1 ([1], вариант 7, №23). Постройте график функции
у=х2−5|х|−х и определите, при каких значениях прямая y = m имеет с
графиком, не менее одной, но не более трех общих точек.
Решение:
При x < 0 функция имеет вид у=х2+5х−х=х2+4х.
Графиком этой
функции является парабола с ветвями, направленными вверх (так как а = 1 > 0), с
вершиной в точке с координатами х=−b
2а=−2 , y(–2) = –4, пересекающая ось ОХ в
точках 0 и –4 (корни уравнения x2+4x = 0).
При x > 0 функция имеет вид у=х2−5х−х=х2−6х . Графиком этой функции
является парабола с ветвями, направленными вверх (так как а = 1 > 0), с вершиной в
19 точке с координатами х=−b
2а=3 , y(3)=–9, пересекающая ось ОХ в точках 0 и 6
(корни уравнения х2−6х=0 ).
Строим для x < 0 часть первой параболы, а для x > 0 часть второй параболы.
Из рисунка видно, что прямая y = m имеет с графиком функции не менее одной
Рисунок 1
и не более трёх общих точек при m=[−9;−4]∪[0;∞].
Ответ: m=[−9;−4]∪[0;∞].
Упражнение 2 ([1], вариант 8, №23). Постройте график функции
у=|х|(х−2)+2 и определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с
графиком ровно две общие точки.
Решение:
При x < 0 функция имеет вид у=−х2+2х+2 . Графиком является парабола с
ветвями, направленными вниз. Вершина параболы находится в точке с координатами
х=−b
2а=1 , у(1) = 3. Ось ОХ парабола пересекает в точках х1=¿ –0,73, х2=¿
2,73 (корни уравнения −х2+2х+2=0 ), ось ОУ – в точке у=–02+2∙0+2=2
20 При x > 0 функция имеет вид у=х2−2х+2 . Графиком является парабола с
ветвями, направленными вверх. Вершина параболы находится в точке с
координатами х=−b
2а=1 , у(1) = 1. Ось ОХ парабола не пересекает (действительных
корней уравнение х2−2х+2=0 не имеет), ось ОУ пересекает в точке у=02–2∙0+2=2
Для x < 0 строим часть первой параболы, для x > 0 строим часть второй
параболы.
Прямая у = m параллельна оси ОХ. Из рисунка видно, что в двух точках
график функции такая прямая будет пересекать при значениях m=2 и m=1.
Рисунок 2
Рисунок 3
21 Ответ: m = 2, m = 1.
Упражнение 3 ([1], вариант 9, №23). Постройте график функции у=|х2 +6х+5| и
найдите , при каких значениях m прямая у = m пересекает построенный график
ровно в трех точках.
Решение:
Сначала, строим график функции у = х2+6х+5. Для этого находим точки
пересечения с осями и координаты вершины параболы.
Затем, часть графика, находящуюся ниже оси Ох, отображаем в верхнюю
Рисунок 4
полуплоскость.
22 Рисунок 5
Прямая у = m – прямая, параллельная оси Ох, имеет 3 точки пересечения с
графиком при m=4.
Это прямая у=4.
Ответ: m=4.
23 Заключение
Понятие «модуль» впервые вводиться в 6 классе, а далее в процессе изучения
курса математики добавляются новые функции, а значит и новые возможности
приложения этого понятия (построение графиков функций, аналитическое
выражение которых содержит знак модуля, решение уравнений и неравенств,
содержащих переменную под знаком модуля). Задачи подобного типа часто
встречаются на математических олимпиадах, в задачниках ОГЭ и ЕГЭ.
В курсовой работе приведены примеры решения задач заданий ОГЭ 2015 год.
По результатам анализа учебника можно сделать следующие выводы:
1. Понятие модуля действительного числа вводиться геометрически как
расстояние между двумя точками числовой прямой, а затем дается аналитическое
определение модуля.
2. Упражнения с модулем встречаются в учебниках с 6 по 11 класс.
3. Задачи содержащиеся в рассмотренных учебниках интересны и разнообразны
(уравнения содержащие переменную под знаком модуля, преобразование выражений,
содержащих модуль, построение графиков функций, содержащих модули).
24 Список литературы
1. Лаппо, Л. Д., Попов, М. А. Математика: сборник заданий / Лаппо Л. Д., Попов
М. А. – М. : «Экзамен», 2015. – 157 с.
2. Мордкович, А. Г., Зубарева, И. И. Математика. 6 класс : учебник для
общеобразовательных организаций / А. Г. Мордкович, И. И. Зубарева – 14–е издание,
стереотипное – М. : Мнемозина, 2014. – 264 с.
3. Мордкович, А. Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч 1 : учебник для
общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович – 17–е издание, дополненное –
М. : Мнемозина, 2013. – 175 с.
4. Мордкович, А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч 1 : учебник для
общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович – 10–е издание, дополненное –
М. : Мнемозина, 2013. – 256 с.
5. Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч 1 : учебник для
общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович – 12–е издание, дополненное –
М. : Мнемозина, 2010. – 224 с.
6. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа. 10 11 класс. В 2 ч. Ч 1 : учебник
для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович – 2–е издание, дополненное
– М. : Мнемозина, 2001. – 335 с.
25
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Курсовая работа на тему "Модуль действительного числа в школьном курсе математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.