Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."
Оценка 5

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русский язык
Взрослым
12.05.2018
Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."
В работе показано естественное течение повседневной жизни обычных людей, автор кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой. В пьесе "Вишнёвый сад" основной конфликт, отражая глубокие общественные противоречия конца XIX - начала XX века, заключается в желании Раневской сохранить за собой вишнёвый сад и в стремлении Лопахина превратить вишнёвый сад в капиталистическое предприятие.Курсовая работа
Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чеченский государственный университет» Институт чеченской и общей филологии КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Курсовая Работа ___________________по русской литературе  (дисциплина)    XIX    века____________________ __________Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова._________ (тема) _____________________________________________________________________________    Студентки 4 курса РВО_______ ____________заочного отделения       (очное/заочное) __________________________________________________________________ _________________Шикиевой Силы Абдулхамидовны___________________ ____________________________________________________________________________________ (ФИО) Руководитель: к.п.н., доцент Х.Ш. Яндарбиев___________________________ ф.и.о, должность (дата сдачи) Зав.каф.                               (подпись) Грозный­2014 План Введение………………………………………………………………….3 1. Художественное своеобразие пьесы………………………………7 2. Образы героев пьесы. Особенности изображения героев……..11 3. Образ Вишневого сада……………………………………………...23 Заключение……………………………………………………………...26 Список использованной литературы………………………………...28 Введение.           Творчество   великого   русского   писателя   Антона   Павловича   Чехова относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, то есть его рождение практически   совпало   с   реформой   1861   года,   и   формирование   личности писателя   шло   уже   в   после   реформенной   России,   состояние   которой   он прекрасно изобразил в своих произведениях.        Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей её обычности, будничности. Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связанных, переплетающихся   между   собой   конфликтов.   При   этом   ведущим   и объединяющим   является   по   преимуществу   конфликт   действующих   лиц   не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой.           В   пьесе   "Вишнёвый   сад"   основной   конфликт,   отражая   глубокие   общественные   противоречия   конца   XIX   ­   начала   XX   века,   заключается   в желании   Раневской   сохранить   за   собой   вишнёвый   сад   и   в   стремлении Лопахина превратить вишнёвый сад в капиталистическое предприятие.       Но, подчёркивая индивидуальные положительные особенности дворянских персонажей,   Чехов   убедительно   показывает,   что,   будучи   представителями паразитического   класса,   отживающих   общественных   отношений,   они являются   отрицательными   в   своих   определяющих   чертах.   Так,   доброта Раневской   не   выражает   её   жизненных   принципов.   Это   лишь   условность,   манеры   поведения   человека   по   существу   откровенно видимость, эгоистичного.  3 Эгоизм Раневской воспитан в ней всем образом её жизни, привычкой к тому, чтобы   люди   преклонялись   перед   её   богатством,   благоговели   перед   её красотой и выполняли её прихоти.        Смысл жизни она видит лишь в сменяющихся личных удовольствиях, в сердечных увлечениях, но и здесь она не обладает ни глубиной, ни цельностью чувств.   В   сущности   ­   это   всего­навсего   чувствительно­слезоточивая,   с   весьма   не   глубокими, капризная   и   легкомысленная   барыня, быстроменяющимися   настроениями.   Лично   у   меня   Любовь   Андреевна вызывает неприязнь, это действительно человек прошлого, отживающий свой век, потому что она уже не сможет жить по­новому, не сможет изменить свои жизненные принципы. У  действующих  лиц "Вишнёвого  сада"  противоречие между социально­типическим и индивидуальным наиболее резко проявляется в характере купца Лопахина.       Лопахин не является той общественной силой, которая была способна в корне   изменить   жизнь   и  внести  в  неё  начала   подлинной   справедливости   и красоты. Свою огромную энергию, хозяйственную практическую сметку он направляет   на   удовлетворение   не   общественных   интересов,   и   личных стремлений к наживе и обогащению.      Но у Лопахина есть такие индивидуальные качества, которые находятся в противоречии с сущностью его характера. Это известная мягкость, доброта, лиризм,   стремление   к   красоте.   Разве   типично   для   купца   сочувствие Раневской, стремление помочь помещице спасти вишнёвый сад от продажи и появления неловкости оттого, что приобрёл вишнёвый сад именно он. Разве типична для купечества такая черта Лопахина, о которой говорит Трофимов: ­   "тонкая,   нежная   душа"?   Но   поступки   Лопахина   определяются   не   этими частными, индивидуальными чертами, а теми, которые отражают социально­ типическую сущность его характера. 4   Несмотря на свойственную ему сентиментальность, Лопахин купил имение Раневской, которой он многим обязан, он явно бестактно, при ней начинает рубить вишнёвый сад.      На мой взгляд, Лопахин ­ человек цели, и как он ведёт себя с Раневской и остальными, это не имеет большого значения ­ главное то, что это человек практичный, жизнедеятельный и на него всегда можно положиться, ведь это человек настоящего.             Ответственность   за   завтрашний   день   в   пьесе   ложиться   на   молодое поколение его представителем является Петя Трофимов.        Трофимов ­ демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие ведущие черты,   как   преданность   общественному   делу,   стремление   к   лучшему будущему   и   пропаганда   борьбы   за   него,   патриотизм,   принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря, на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не останется "вечным студентом".             Эгоизму   помещиков   и   купцов   Трофимов   противопоставляет   свою преданность общественному делу, свой патриотизм.           Трофимов   ­   человек   именно   такого   мировоззрения,   и   это   является причиной его абстрактных представлений  о будущем и о путях борьбы за него.    Драматургия  Чехова,   откликавшаяся   на  актуальные  вопросы   своего времени,   обращавшиеся   к   повседневным   интересам,   переживаниям   и волнениям обычных людей.  5 Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. 6 ГЛАВА 1                                        Современникам   пьесы   Чехова   казались   необычными.   Они   резко отличались от привычных драматических форм. В них не было казавшихся необходимыми   завязки,   кульминации   и,   строго   говоря,   драматического действия   как   такового.   Сам   Чехов   писал   о   своих   пьесах:   “Люди   только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их судьбы, разбиваются их жизни”.   В   чеховских   пьесах   есть   подтекст,   который   приобретает   особую художественную   значимость.   Как   же   передается   читателю,   зрителю   этот подтекст?   Прежде   всего,   с   помощью   авторских   ремарок.   Такое   усиление значения ремарок, расчет на прочтение пьесы приводят к тому, что в пьесах Чехова   происходит   сближение   эпического   и   драматического   начал.   Даже место,   где   происходит   действие,   имеет   порой   символическое   значение. “Вишневый   сад”   открывается   выразительной   и   пространной   ремаркой,   в которой мы находим и следующее замечание: “Комната, которая до сих пор называется детскою”. Сценически эту ремарку воплотить невозможно, да она и   не   рассчитана   на   сценическое   воплощение   и   служит   не   указанием постановщику   пьесы,   а   сама   по   себе   имеет   художественный   смысл.   У читателя, именно у читателя, сразу возникает ощущение, что время в этом доме застыло, задержалось в прошлом. Герои выросли, а комната в старом доме   —   все   еще   “детская”.   На   сцене   это   можно   передать   только   путем создания   особой   атмосферы,   особого   настроения,   атмосферы,   которая сопровождала бы все действие, создавая своеобразный смысловой фон. Это тем   более   важно,  что   в  дальнейшем   в  пьесе   несколько   раз   возникнет   уже драматический мотив уходящего, ускользающего времени, которое оставляет героев за бортом. Раневская обращается к своей детской, к своему саду. Для нее этот дом, этот сад — ее драгоценное, чистое прошлое, ей чудится, что по саду идет ее покойная мама.  7 Но Чехову важно показать невозможность возврата к счастливому прошлому, и действие четвертого акта пьесы происходит в той, же детской, где теперь сняты занавески на окнах, картины со стен, мебель составлена в один угол, а посреди комнаты лежат чемоданы. Герои уезжают, и образ прошлого исчезает,   настоящее. не С   помощью   ремарок   Чехов   передает   смысловые   оттенки   диалогов претворившись   в   действующих   лиц,   даже   если   ремарка   содержит   всего   лишь   одно   слово: “пауза”.   Действительно,   беседы   в   пьесе   ведутся   неоживленные,   часто прерываемые   паузами.   Эти   паузы   придают   разговорам   действующих   лиц “Вишневого сада” какую­то хаотичность, бессвязность, словно герой не всегда знает, что он скажет в следующую минуту. Вообще диалоги в пьесе очень необычны   по   сравнению   с   пьесами   чеховских   предшественников   и современников: они напоминают, скорее, диалоги глухих. Каждый говорит о своем, как будто не обращая внимания на то, что говорит его собеседник. Так, реплика Гаева о том, что поезд опоздал на два часа, неожиданно влечет за собой   слова   Шарлотты   о   том,   что   ее   собака   и   орехи   кушает.  Все   словно   выработанным   всей   мировой противоречит   законам   драматургии, драматургической реалистической литературой. Но естественно, что за этим у Чехова стоит глубокий художественный смысл. Такие разговоры показывают своеобразие отношений между героями пьесы, вообще своеобразие чеховских образов. На мой взгляд, каждый персонаж “Вишневого сада” живет в своем замкнутом мире, в своей системе ценностей, и именно их несовпадение друг с другом и выходит на первый план в пьесе, подчеркивается автором.       То, что Любовь Андреевна, которой угрожает продажа ее имения с торгов, раздает   деньги   первому   встречному,   призвано   ли   у   Чехова   только, продемонстрировать ее расточительность как черту характера взбалмошной барыньки или свидетельствовать о моральной правоте экономной Вари?  8 С точки зрения Вари — да; с точки зрения Раневской — нет. А с точки зрения автора — это вообще свидетельство отсутствия возможности у людей понять друг друга. Любовь Андреевна вовсе не стремится быть хорошей хозяйкой, во всяком случае, Чехов этого стремления не изображает и за отсутствие его героиню не осуждает. Он вообще говорит о другом, что лежит за пределами хозяйственной практики и к ней не имеет никакого отношения. Так и советы Лопахина,   умные   и   практичные,   неприемлемы   для   Раневской.   Прав   ли Лопахин? Безусловно. Но права по­своему и Любовь Андреевна. Прав ли Петя Трофимов,   когда   он   говорит   Раневской,   что   ее   парижский   любовник   — негодяй? Прав, но для нее его слова не имеют никакого смысла. И Чехов вовсе не ставит себе целью создать образ упрямой и своевольной женщины, не прислушивающейся ни к чьим советам и губящей собственный дом и семью. Для этого образ Раневской слишком поэтичен и обаятелен. Видимо, причины разногласий   между   людьми   лежат   в   пьесах   Чехова   вовсе   не   в   области практической, а в какой­то другой сфере.        Смена  тематики разговоров  в  пьесе  тоже  могла  вызывать  недоумение. Кажется,   что   никакой   логической   связи   между   сменяющими   друг   друга беседующими  группами   нет.  Так,  во   втором   акте  на   смену   беседующим   о смысле   жизни   Раневской   Гаеву   и   Лопахину   приходят   Петя   и   Аня,   люди далекие от того, что заботит старших, волнует их. Такая “мозаичность” сцен обусловлена своеобразием системы образов и драматургического конфликта у Чехова. Собственно говоря, драматургический конфликт в привычном смысле в   пьесах   Чехова   отсутствовал,   действие   не   строилось   на   противоборстве персонажей, да и персонажи перестали делиться на “хороших” и “плохих”, “положительных” и “отрицательных”. В “Вишневом саде” разве только Яша выписан   явно   иронически,   остальные   же   никак   не   укладываются   в традиционные категории отрицательных персонажей.  9 Скорее, каждый герой по­своему несчастен, даже Симеонов­Пищик, но и те персонажи, на стороне которых авторская симпатия, все равно не выглядят однозначно   “положительными”.   Неподдельно   грустно   звучит   обращение Раневской   к   ее   детской   комнате,   подняться   до   подлинно   трагического звучания   Чехов   ему   не   дает,   нейтрализуя   трагическое   начало   комическим обращением   Гаева   к   шкафу.   Сам   Гаев   и   смешон   в   своих   напыщенных   и нелепых монологах, но в то же время и искренне трогателен в бесплодных попытках спасти вишневый сад. То же — “смешон и трогателен” — можно сказать и о Пете Трофимове. 10 Глава 2             Владельцы усадьбы ­ русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра  —   образованные,   умные,   чуткие   люди.  Они   умеют   ценить   красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии   позаботиться   ни   о   себе,   ни   о   близких   людях.   Они   не   могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло   бы   им   солидный   доход:   “Дачи   и   дачники   —   это   так   пошло, простите”. Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень   многое   связывает.   Вишневый   сад   для   них   —   это   олицетворение прошлой   жизни,   ушедшей   молодости.   Глядя   в   окно   на   сад,   Раневская восклицает: “О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось”. И далее: “О сад мой! После темной ненастной осени и холодной  зимы опять  ты  молод,  полон  счастья, ангелы небесные не покинули тебя...” Раневская говорит не только о саде, но и о себе. Она   как   будто   сравнивает   свою   жизнь   с   “темной   ненастной   осенью”   и “холодной зимой”. Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.   Чувств Гаева и Раневской не разделяет Лопахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные   для   него   доводы   благоразумного   выхода   из   затруднительной ситуации.  Лопахин   умеет   ценить   красоту:   его   восхищает   сад,  “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что­либо предпринять для его спасения.  11 Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: “И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите!” Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь на пустые клятвы: “Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!... Счастьем моим клянусь!... назови меня тогда   дрянным,  бесчестным   человеком,  если   я  допущу  до  аукциона!   Всем существом моим клянусь!”      Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали   даже   в   кухню.   Я   сплю,   это   только   мерещится   мне,   это   только кажется...” Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом   его   успешности,   наградой   за   многолетние   труды.   Он   бы   хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает   нужным   проявить   элементарное   чувство   такта   по   отношению   к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда.   В   чем­то   ему   сродни   бездушный   лакей   Яша,   в   котором   начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их   и   по­отцовски   готов   оберегать   от   всех   бед.   Пожалуй,   Фирс   — единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством — преданностью. Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он   стремится   оберегать   так   же,     Петя Трофимов — представитель нового поколения.    как   и   своих   господ.  12 Его вообще не волнует судьба вишневого сада. “Мы выше любви”, — заявляет он,   признаваясь   тем   самым   в   неспособности   к   серьезному   чувству.   Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — “вся   Россия”,   а   не   только   этот   вишневый   сад.   Но   разве   можно,   не   любя родного   дома,   полюбить   весь   мир?   Оба   героя   устремляются   к   новым горизонтам,   но   теряют   корни.   Взаимопонимание   между   Раневской   и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей  жизни...”  Образ Раневской в пьесе "Вишневый сад"     Рассмотрим один из главных образов пьесы – образ Раневской.  Вишневый сад является в пьесе символическим образом. Он объединяет очень разных героев, у каждого из которых свое представление о нем. Но вишневый сад разъединит всех героев в конце пьесы.     Вишневый сад как прекрасный дом для Раневской существует лишь в ее прекрасном прошлом. С ним связана память о детстве, о молодости.     Раневская появляется в своем доме, где она не была пять лет. И это ее последнее, прощальное посещение Родины. Героиня приезжает из­за границы, от человека, который обворовал ее, но которого она все еще очень любит. Дома Раневская думала найти успокоение.  13 Сама   природа   в   пьесе   как   бы   напоминает   ей   о   необходимости   духовного обновления, о красоте, о счастье человеческой жизни.     Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В вишневом саду – «белые массы цветов», поют скворцы, над садом блестит небо. Природа готовится к обновлению – и в душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую, светлую жизнь: «Весь, весь белый! О сад мой! После   темной   несчастной   осени   и   холодной   зимы   опять   ты   молод,   полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя. Если бы снять с груди и с плеч моих   тяжелый   камень,   если   бы   я   могла   забыть   мое   прошлое!»     Но прошлое не дает себя забыть, так как сама Раневская живет чувством прошлого. Она создание дворянской культуры, которая на глазах исчезает из настоящего, остается лишь в воспоминаниях. На место ей заступает новый класс, новые люди – нарождающиеся буржуа, дельцы, готовые на все ради денег.   И   Раневская,   и   сад   беззащитны   перед   угрозой   гибели   и   разорения. Когда   Лопахин   предлагает   ей   единственно   реальное   средство   спасти   дом, Раневская отвечает: «Дачи и дачники – это так пошло, прости».     Получается, что, с одной стороны, Раневская не хочет вырубать сад, так как это символ ее счастливой молодости, ее чаяний, надежд. Да, к тому же, сад весной просто великолепен в своем цвету – жалко рубить такую красоту из­за каких­то дач. Но, с другой стороны, автор показывает нам равнодушие Раневской   и   к   судьбе   вишневого   сада,   и   к   судьбе   близких   людей.   Все   ее душевные силы, энергию поглотила  любовная  страсть, которая поработила постепенно волю этой женщины, заглушила ее природную отзывчивость  на радости и беды окружающих людей. 14     Подчеркивая   чувство   равнодушия   Раневской,   Чехов   показывает   нам отношение героини к телеграммам из Парижа.  Это отношение находится в прямой зависимости от степени угрозы, нависшей над садом. В первом действии, пока говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет, телеграмму, не прочитав». Во втором действии уже известен покупатель   –   Раневская   читает   и   рвет   телеграмму.   В   третьем   действии состоялись торги – она признается, что решила уехать в Париж к человеку, обобравшему   и   бросившему   ее.   В   Париже   Раневская   собирается   жить   на деньги, которые бабушка прислала на покупку имения.     Героиня   совершенно   забыла   все   обиды,   причиненные   ей   бывшим возлюбленным.   В   России   она   бросает   всех   на   произвол   судьбы.   Варя, приемная дочь Раневской, вынуждена пойти в экономки к Рагулиным. Любовь Андреевну   совершенно  не  заботит  ее  судьба,  хотя  она  и   сделала   попытку выдать   Варю   замуж   за   Лопахина.   Но   эта   попытка   оказалась   неудачной.     Раневская   непрактична,  эгоистична,   безалаберна.   Она   забывает   о   Фирсе, слуге, который проработал у них всю жизнь. Она не устраивает жизнь дочерей – ни Ани, ни Вари, забывая о них в пылу своей страсти. Неизвестно, по какой прихоти, Раневская устраивает бал, в то время, как в городе идут торги, хотя она сама понимает всю неуместность происходящего: «И музыканты пришли некстати,   и   бал   мы   затеяли   некстати…   Ну,   ничего…   (Садится   и   тихо плачет)».     Но, в то же время, героиня добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Она всем готова помочь, готова отдать последние деньги.  15 Так,   Раневская   отдает   пьянице   последний   золотой.   Но   в  этом   видна   и   ее непрактичность. Она знает, что дома Варя всех кормит молочным супом, а слуг – горохом. Но такая уж натура у этой героини. Раневская   Любовь   Андреевна,   как   уже   было   сказано   выше,   яркая   представительница уходящего века. Помещица. Привыкнув однажды жить на широкую ногу, она не в состоянии осознать и принять тот факт, что за ее спиной уже нет пары сотен крепостных, которые были раньше, и которые покрывали ее расходы. За годы жизни за границей, она так и не научилась практичности   и   рациональности.   Наивная   и   добрая,   позволяет   себя обманывать всем, кому не лень, начиная от ее любовника и кончая лакеем Яшей. Чувствительная и сентиментальная, она совершенно не готова к ударам судьбы, всякий раз пытается убежать от проблем и бед. Когда шесть лет назад утонул в реке ее сын, она не смогла оправиться от горя, и, бросив все, уехала за   границу.   Второй   раз   она   сбежит   в   Париж,   когда   ее   имение   перекупит Лопахин.      Образ   Раневской   очень   противоречив,   нельзя   сказать,   хорошая   она   или плохая. В пьесе этот образ не расценивается однозначно, так как это живой, сложный и противоречивый характер. Аня ­ одна из главных героинь пьесы            Аня, родная дочь Любови Андреевны, пока еще наивная и глупенькая девочка, которой легко вскружить голову. Еще почти ребенок, она сейчас на перепутье. Воспитанная на романтических книгах в окружении любящих ее людей,   Аня   смотрит   на   мир   сквозь   розовые   очки.   Добрая   и   чуткая,   она старается, как может, заботиться о своей матери, защищает ее от нападок Гаева. В доме эту девочку любят все за чистоту ее души и непосредственность поступков. 16         После   продажи   сада   и   отъезда   матери   перед   ней   открывается необходимость   заботиться   о   себе.   В   заключительной   сцене   Аня   делится своими планами окончить гимназию и пойти работать. В доме все понимают, что денег, которые дала ярославская тетка, Раневской, хватит ненадолго. Но Аня рада открывающимся перед ней перспективам. Образ Пети  Петя   Трофимов,   пожалуй,   единственный   человек   в   пьесе,   для   которого будущее существует как осознанная реальность, как то, для чего он живет. Этот герой осознает красоту вишневого сада, видимо, глубже всех других в пьесе. Но он лучше других понимает также, что на саде лежит отпечаток рабского прошлого. Трофимов видит, что сад обречен настоящим, в котором нет места прекрасному, где торжествует хищничество Лопахиных.     Будущее рисуется этому герою как торжество не только справедливости, но и красоты. Вот почему, когда Аня жалуется, что перестает любить свой вишневый   сад,   Петя   говорит:   «Вся   Россия   –   наш   сад.   Земля   велика   и прекрасна,   есть   на   ней   много   чудесных   мест».   А   после   продажи   имения, пытаясь утешить мать и явно вторя Пете, Аня говорит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…».     Кроме того, Петя Трофимов произносит те слова, которые выражают всю правду о вишневом саде, в образе которого скрыта вся страна. Он озвучивает ту мысль, которая, наверняка, запрятана у остальных героев где­то далеко в сознании. Петя говорит, обращаясь к Ане: «Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с  каждой   вишни   в  саду,  с  каждого   ствола   не   глядят   на   вас   человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…» 17 Мне   кажется,   что   «чистая   душа»   –   это,   конечно,   и   есть   наиболее подходящее определение для Пети.     Конечно же, во взглядах Пети, в его убеждениях, что он и его товарищи должны быть «выше любви», было много наивного. Но следует помнить, что наивным   максимализмом   грешил   не   один   Трофимов.   Такого   рода   взгляды были весьма широко представлены в среде радикально настроенной молодежи того   времени.   По­своему   они   проявились   и   во   времена,   описанные   И.С. Тургеневым, и в последующие десятилетия.     Таким образом, отречение Пети от любви схоже с его отказом от денег, которые   ему   предлагает   Лопахин.   В   одном   и   другом   случае   Трофимов исходит из убеждения, что он «свободный человек», так как над ним не имеет ни малейшей власти все, то, что так высоко ценят люди, живущие, как он   отжившими   понятиями   и   традициями. убежден, старыми,       Образ Пети Трофимова имеет большое значение в пьесе. Он не является призрачным,   как   Гаев   или   Раневская,   он   реален   и   саму   жизнь   принимает реально. Кажется, что Петя Трофимов единственный здравый, если так можно сказать,   из   всех   персонажей   пьесы.   И   тут   же,   кажется,   что   он   способен повернуть ход дела с вишневым садом в другою сторону: помочь спасти. Но этого не происходит.     Видимо, Чехов сделал это намеренно, чтобы показать исход дела, самый трагический, печальный, но реальный. Чехов не стал придумывать чудесного спасения,   чтобы   открыть,   наконец,   глаза   людям.   Для   Пети   же   все произошедшее с садом – начало новой жизни, во всяком случае, ему очень хочется в это верить, той жизни, для которой он живет, к которой стремится. 18     Но почему же, не ему взрастить новые семена на уже готовой почве? Или эта   почва   не   пригодна   для   того,   чтобы   дать   новую   жизнь?   Философские вопросы в пьесе постоянно возникают перед читателем. Причем они не только в самом сюжете, они в самих персонажах, которые несут в «Вишневом саде» большую   смысловую   нагрузку.   Образ   Пети   Трофимова   в   их   числе   и, возможно, один из основных.     Этот герой в меру своих сил помогает тем, кто стоит во главе движения. В пьесе Чехову нужен был представитель подобного течения. Среди пассивных фигур   «Вишневого   сада»   Петя   единственный   действенный   персонаж, персонаж мыслящий, заставляющий мыслить других. Не всегда это удается, но суть ­ в том порыве, в той великой миссии (а по сравнению с действиями других   персонажей   она   действительно   великая!),   которую   выполняет   в произведении   Петя   Трофимов.   Мне   кажется,   этого   героя   можно   назвать носителем правды жизни, не боящимся ее признать и постараться исправить. Образ Гаева        Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской, тоже типичный представитель уходящей эпохи. И не только потому, что категоричен против вырубки сада. Их сентиментальность можно понять. Вся жизнь была прожита рядом с этим садом. И Леонид Андреевич, и его сестра привыкли, чтобы за них все решали другие: управляющие имением, крестьяне, платившие оброк. Поэтому, они не могут   и   в   сложившейся   ситуации   предложить   ничего   разумного,   опять пытаются переложить свои проблемы на Лопахина, на ярославскую тетку, на кого   угодно,  но   только   не   на   самих   себя.  Гаев  –  игрок.  Он   даже   мыслит картежными   категориями,   находясь   вдали   от   карточного   стола.   После продажи имения Леониду Андреевичу предложили место в банке с неплохим годовым окладом. Но станет ли он служить, этот вопрос остается открытым.  19 Лопахин, как образ будущего, нарисованный Чеховым              Лопахин Ермолай Алексеевич, крестьянский сын, а нынче, молодой и преуспевающий купец. Сам признается, что как был, так и остался мужиком. Деловая   хватка   в   нем,   конечно,   есть.   А   вот   образовательно­культурный уровень оставляет желать лучшего. Он прекрасно это осознает и как будто стыдится, признаваясь, что пишет, как курица лапой. Предложение Лопахина вырубить сад и отдать земельные участки под застройку дач, по сути, не столь глупое   в   свете   новых   перемен,   но   представители   уходящего   века воспринимают   его   в   штыки.   Лопахин   решителен   и   напорист.   Умеет добиваться   поставленной   цели.   Можно   ли   назвать   Лопахина   хищником? Вопрос   спорный.   Хищник   не   стал   бы   предлагать   свой   вариант   получения прибыли и спасения имения, а напротив, сделал бы все, чтобы заполучить его как можно скорее. Но он терпеливо и настойчиво внушал Раневской и Гаеву выход из сложившейся ситуации. И если бы помещичья семья приняла его предложение, в лучшем случае, Лопахин стал бы управляющим, а основную прибыль  от   земель   получали   бы   брат  с  сестрой.  Лопахин   тоже  по   своему привязан   к   имению.   На   этой   земле   жили   его   предки,   здесь   его   родина,   и поэтому он сделал все возможное, чтобы его купить, коли, имение все равно было выставлено на продажу. Не уступать же родину Дериганову. Его радость можно понять. Он, «тот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете». Он умеет ценить красоту. «А когда мой мак цвёл, что это   была   за   картина!».   Он   также   умеет,   и   создавать   эту   красоту.      Многие литературные критики считают, что Петя Трофимов олицетворяет новую Россию. Я с этой точкой зрения согласиться не могу. Именно Ермолай Лопахин крестьянский сын и купец, работающий с утра до ночи, а не этот вечный студент, олицетворяет собой новую Россию. Потому что когда Петя рассуждал, критикуя других и призывая всех работать, Лопахин работал.  20 Когда   Петя   рассуждал   о   мужиках,   которым   живется   плохо,   Лопахин   дал возможность этим мужиками зарабатывать себе на хлеб, когда посадил мак. И с чувством исполненного, он может позволить себе восторгаться цветущим полем,   которое   дало   ему   40   тысяч   чистой   прибыли.   Именно   за   такими людьми, как Лопахин, будущее России. Особенности героя. К персонажам Чехова неприменимо понятие «герой» в традиционном смысле этого слова (ничего «героического» в них, конечно, нет),   поэтому   в   чеховедении   чаще   пользуются   термином   «чеховский персонаж». Мемуаристы   свидетельствуют,   что   Чехову   был   чужд   пафос,   внешнее проявление   чувства,   всякие   театральные   эффекты.   И   герои   его   —   это «обычные»   люди.   «Чехов   довел   до   виртуозности,   до   гения   обыкновенное изображение обыкновенной жизни. “Без героя” — так можно озаглавить все его   сочинения   и   про   себя   добавить   не   без   грусти:   “без   героизма”»   (В.  В. Розанов).  В чеховских рассказах отсутствует разделение героев на положительных и отрицательных.   Автор, как правило, не отдает предпочтения ни одному из них.   Писателю   важен   не   суд   над   персонажами,   а   выяснение   причин непонимания между людьми. Чехов   —   автор   реалистический,   и   в   рассказах   характер   героя раскрывается   в   его   взаимосвязях   с   другими   персонажами,   в   его укорененности   в   бытовых   жизненных   обстоятельствах,   мелочах,   в   его зависимости от времени. Герои чеховских рассказов — это крестьяне, купцы, помещики, гимназисты, врачи, чиновники... Причем писателя интересует не столько социальный статус персонажей, сколько их поведение, психология, их человеческая суть. 21 Становление так называемого чеховского героя (в отличие, например, от героев Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого) завершилось к началу 1890­х годов. Это ­ интеллигент   обычный, средний человек, образованный, нередко  талантливый, великий  труженик, делающий свое дело  без всякого пафоса   (учительствующий,   лечащий   людей   и   т.д.),   обойденный   при   жизни всеобщим признанием, его ценность чаще осознается окружающими уже после его смерти.  Чеховский герой, чаще всего, одинок.  Он тоскует об утраченном смысле жизни, об отсутствии гармонии, но верит в прекрасную жизнь, в свободного и творческого человека. 22 Глава 3       Образ вишневого сада является центральным образом в комедии Чехова, он   представлен   лейтмотивом   различных   временных   планов,   невольно соединяя   прошлое   с   настоящим.   Но   вишневый   сад   –   не   просто   фон происходящих   событий,   он   –   символ   усадебной   жизни.   Судьба   имения сюжетно   организует   пьесу.   Уже   в   первом   действии,   сразу   после   встречи Раневской, начинается обсуждение спасения заложенного имения от торгов. В третьем   действии   имение   продано,   в   четвертом   –   прощание   с   усадьбой   и прошлой жизнью.        Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу: он прекрасное творение природы, которое должен сохранить человек.            Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми   ремарками   и   репликами   героев.   Вся   атмосфера,   которая связана   в   пьесе   с   образом   вишневого   сада,   служит   утверждению   его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый   сад   выступает   своеобразным   нравственным   критерием,   по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.            «Вишневый сад» – комедия о беспечных русских людях, – писал Ю, Соболев. В этой пьесе переходит в грусть, оборачивает тревогой. Большое количество комических сцен – фокусы Шарлотты, ошибки Епиходова, глупые речи   Гаева,   только   усиливают   грусть,   «тоску   по   идеалу».   В   классической комедии порок обычно бывает наказан, добродетель торжествует. 23     В   пьесе   Чехова   нет   явно   отрицательных   героев,   и   положительные отсутствуют. Неясен с первого взгляда и конфликт произведения. Дело в том, что   предметом   изображения   в   пьесах   драматурга   является   собственно   не действие, их нежелание и невозможность совершить поступок. Именно это и осмеивается   в   комедиях   Чехова   К.С.   Станиславский   отмечал   особый характер конфликта пьесы «Вишневый сад»    Комизм «Вишневого сада» коренится в ситуациях, отражающих комедийный смысл   самой   жизни. Чехов своеобразно   трактовал   этот   жанр.   В   его представлении   комедия   –   это   драма,   с   тончайшей   иронией   высмеивающая пошлость.   Традиционный   обличительный   пафос,   «смех   сквозь   слезы»,   по меткому   замечанию   писательницы   Тэффи,   в   поэтике   Чехова   сменяется «смехом вместо слез».              Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии огромных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что­то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе «Вишневый сад». Чехов чувствует, что старая жизнь постепенно уходит, а новая — лишь только зарождается. Каким видел будущее Чехов? О каком будущем он мечтал?      Название пьесы символично. «Вся Россия — наш сад», — сказано у Чехова. Думая о гибели вишнёвого сада, о судьбе обитателей разоряющегося имения, он мысленно  представлял себе «всю Россию» на сломе эпох.    Вишневый   сад   —   образ   сложный   и   неоднозначный.   Это   не   только конкретный сад,   являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ­ символ.  Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая 24 сада.  погибает     Образ   вишневого   сада   объединяет   вокруг   себя   всех   героев   пьесы.   На гибелью с     вместе     первый   взгляд,  кажется,  что  это   только  родственники   и   старые  знакомые, волей   случая   собравшиеся   в   поместье,   чтобы   решить   свои   житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.      Вишневый сад — символ красоты. Но кто, же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные   смотрят   на   нее   только   как   на   источник   выгоды   и   наживы?      Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно   ли   идти   вперед,   когда   за   твоей   спиной   раздается   стук   топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как “подрубить корни”, “растоптать цветок” или “ударить   по   дереву   топором”   звучат   кощунственно   и   бесчеловечно. Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым “вишневым садом”. 25 Заключение          А.П. Чехова как русского писателя и русского интеллигента волновала судьба   Родины   накануне   ощущаемых   обществом   социальных   перемен. Система   образов   пьесы   «Вишневый   сад»   отражает   взгляд   писателя   на прошлое, настоящее и будущее России. Образы   пьесы   представляют   с   одной   стороны,   социальные   слои   России накануне   перелома   (дворянство,   купечество,   разночинную   интеллигенцию, отчасти и крестьянство). С другой стороны, эти группы своеобразно отражают прошлое, настоящее и будущее страны. Сама Россия представлена  образом Вишневого сада, к которому с нежной любовью относятся все герои.  Олицетворением прошлого являются образы Раневской и Гаева. Это прошлое, уходящее   с   исторической   арены   дворянских   гнезд.   В   Гаеве   и   Раневской отсутствует   корыстный   расчет:   так   совершенно   чужда   им   идея,   продать вишневый сад под землю дачникам. Они тонко чувствуют красоту природы («Направо,   на   повороте   беседки,   белое   деревце   склонилось,   похожее   на женщину »… ). Им свойственна некоторая детскость восприятия: Раневская по­детски относится к деньгам, не считает их. Но в этом не только детскость, но и привычка жить, не считаясь с расходами. И Гаев и Раневская добры. Лопахин   помнит,   как   давние   времена   Раневская   пожалела   его.   Жалеет Раневская   и   Петю   Трофимова   с   его   неустроенностью,   и   Аню,   которая осталась без приданного и прохожего. Но время Гаевых и Раневских прошло. Их интеллигентность, неумение жить, беззаботность оборачиваются  черствостью и эгоизмом. 26 Раневская   растрачивает   состояние,   оставив   дочь   на   попечении   приемной дочери   Вари,   уезжает   в   Париж   с   возлюбленным,   получив   деньги   от ярославской бабушки, предназначенные для Ани, она решается вернуться в Париж к человеку, который практически обобрал ее, при этом она не думает, как сложится жизнь Ани дальше. Она проявляет заботу о больном Фирсе, спрашивая, отправили ли его в больницу, но проверить этого она не может и не   хочет.   Раневская   –   человек   слова,   но   не   дела.   Фирс   остается   в заколоченном доме. Итог жизни дворян ­  следствие жизни в долг, жизни, основанной на угнетении других. Как уже говорилось, огромна роль Вишневого сада в образной системе пьесы Именно   вокруг   вишневого   сада   завязывается   внешний   конфликт,   свое отношение   к   саду   высказывают   все   герои   пьесы.   Поэтому   по­человечески трагично ощущает зритель и читатель его судьбу6 «… и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Для  Чехова   и   писателя,   и   драматурга   характерно   чуткое   вслушивание   в биение обыденной жизни, умение найти в этой жизни важнейшие социальные проблемы   и   построить   свое   произведение   так,   чтобы   эти   проблемы   стали достоянием соотечественников. 27 Список использованной литературы      Чехов А.П. Вишневый сад: Пьеса/Предисл. В. А. Богданова; Рис. В. П. Панова.­М.: Дет. лит., 1980 Чехов А.П. Собрание сочинений в 20 томах.­М., 1951 Богданов В. А. Предчувствие будущего Предисл. К Вишневый сад, М.: Дет. лит., 1980 Громов М.П. Чехов. М.. 1993 Ермилов В. В. Здравствуй, новая жизнь! Вступительная статья к Чехов А.П. Вишневый сад, М, Детгиз, 1963           Захаркин   Д.Ф.   Антон   Павлович   Чехов   Очерк   жизни   и   творчества М.,Советская Россия, 1961 КапшевВ.Б. Литературные связи Чехова. М.. 1989 Катаев В.Б. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова. ­ 2­е изд. ­ М.: Изд­во МГУ, 1999 Папериый З.С. «Вопреки всем правилам...» (Пьесы и водевили Чехова). М..1982. Полоцких Э.А. Пути чеховских героев. М,. 1983. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом сале» А.П.Чехова.   К   вопросу   о   принципах   построения   пьес   А.П.Чехова   // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.. 1972. Чехов в воспоминаниях современников. М., Гослитиздат, 1952 Чехов и театр. Письма. Фельетоны. Современники о Чехове­драматурге. М.. 1961. Чудиков А.П. Поэтика Чехова. М.. 1971 Чуковский К.И. О Чехове. М., 1967. 28

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."

Курсовая работа "Система образов в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2018