В статье описываются особенности организации квест - игр с детьми дошкольного возраста, раскрыта структура квест - игры, его разновидности, особенности методики проведения, приведены некоторые примеры заданий детям. Практическая часть содержит пример квеста для педагогов. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов.
Консультация для воспитателей «Квестигра как одна из форм
современного дошкольного образования»
Старший воспитатель
Пичкалева Ирина Сергеевна
МБДОУ «Детский сад № 12»
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с
самого рождения. Современных детей все сложнее чемлибо удивить. Это,
безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности
ребенка и на формирование его психики. Педагогу необходимо идти в ногу со
временем и применять в своей работе современные средства обучения и
развития, новые педагогические методики и технологии. Образовательная
деятельность в формате КВЕСТ замечательно вписывается в концепцию,
заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и
детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками
является основой дидактической технологии ФГОС ДО. Ребенокдошкольник
– человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота
детской игры». Квест – путешествие к определенной цели через преодоление
трудностей. Это форма взаимодействия педагога и детей.
В науке образовательный квест рассматривается как технология, которая
имеет четко поставленную задачу, игровой замысел, четкие правила. Квест
совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры.
В детском саду квест – это своего рода игровой проектпутешествие, который
реализуется командой. В квесте предусматривается выполнение проблемных
заданий c элементами ролевой игры. Образовательный квест предполагает
самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем,
нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Выполнение
интеллектуальных заданий в рамках определенной темы требует четкого и
быстрого принятия решений,
достаточно высокого уровня
стрессоустойчивости. Важно также обладать умением работать в коллективе,
команде, видеть конечный результат работы команды.
Существуют линейные, штурмовые и кольцевые квесты.
Линейный квест предполагает игру, построенную на цепочке загадок и
головоломок, отгадав одно задание, участники получают следующее, и так до
тех пор, пока не пройдут весь маршрут. Самый широко используемый квест –
игра «12 записок».
В штурмовом квесте игроки получают основное задание и перечень точек с
подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
Кольцевой квест представляет собой тот же линейный квест, но замкнутый в
круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишами.Задания квеста имеют широкий спектр: загадки, головоломки, лабиринты,
картинки на нахождение отличий, логические задачи и пр.
Любой квест имеет свою структуру:
Введение (определяется сюжет игры, ее основная задача, роли
участников)
Задания (этапы игры, вопросы для участников, ролевые задания)
Порядок выполнения (правила игры, бонусы, штрафы)
Оценка (итоги игры, призы)
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все
реализовать.
Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей. Ко
всем сценариям для квестов предъявляются общие требования:
первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в
процесс, показать, что у него все получается;
используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать
тематике игры и ее сюжету;
задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать
ощущение скуки и утомления;
также необходимо продумать все риски, устранить повторы,
позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все дети разные.
Мотивацией в достижении поставленной цели может стать приз.
Организационный момент:
Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на
предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего
эмоционального настроя. Здесь происходит
объединение детей в группы
обсуждение правил квеста
раздача карт и путеводителей, на которых представлен маршрут
прохождения игры.
Очень важно донести до детей мысль о том, что конечный результат зависит
от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным
придется начинать все заново или помогать ему.
Образовательные квесты проходят на территории детского сада или в
помещениях. Для составления маршрута можно использовать разные
варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно
станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное
слово, ответом на которые и будет то место, куда надо следовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены
записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно
разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршрута);
«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно
расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как
выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть
название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на
определенной территории) и т.п. Если участвует несколько команд, то
расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом,
чтобы избежать их пересечения друг с другом.
Самые простые по уровню подготовки задания для квестов – это вопросы в
записках. Их зашифровывают на листиках, которые участникам необходимо
найти или заработать на каждом этапе соревнования. Существует масса их
разновидностей:
Название следующей точки передвижения разрезано на отдельные буквы,
правильно сложив которые, участники узнают, куда идти дальше.
Использование ребусов и шарад. В них можно сочетать картинки, цифры,
буквы, знаки препинания, которые при правильной трактовке дают подсказки
о дальнейшем маршруте передвижения.
Загадки в логических рядах. Например: "Тепло рождается в духовке, а
откуда берется холод?"
Вариант в лучших шпионских традициях подсказки, написанные на бумаге
с помощью воска. Чтобы узнать ответ, нужно закрасить листик цветными
карандашами или красками.
Размещение по всему пути следования указателей. Но это совсем не
обязательно должны быть обычные стрелки. Можно использовать цветы
определенного вида или следы животного. Например, можно сказать им:
"Идите по стопам львенка и найдете приятный сюрприз".
В фразе, из которой состоит подсказка, могут быть перемешаны слова.
Игрокам необходимо расставить их в правильном порядке. Только так они
узнают, что делать дальше.
Задание пишется задом наперед, и его нужно прочесть правильно.
Используются цифровые шифровки слов. Например, вместо каждой буквы
пишется ее порядковый номер в алфавите.
В качестве задания для квеста в помещении можно использовать предмет,
находящийся в комнате в нескольких экземплярах, в одном из которых
спрятаны указания касательно дальнейших действий. Это может быть книга,
коробка, тумбочка и тому подобные вещи.
Еще один интересный вариант – использование подсказок, записанных в
форме зеркального отражения. Их расшифровка занятие не из легких, зато
оно очень увлекательное и интересное.
Загадки можно зашифровывать с помощью картинок, каждая из которых
символизирует часть названия следующего пункта следования.
Послания также выкладываются магнитами на дверце холодильника.
Записки прячут внутри печенья, конфет и других продуктов
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на
следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку,
снаряжение и т.п. Но изюминка состоит в том, что, выполнив одно задание,
дети получают подсказку к выполнению следующего, что является
эффективным средством повышения двигательной активности и
мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе
выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.
Выбор сюжета может диктоваться календарной или проектной
тематикой, а также решением конкретной педагогической проблемы
(например, определение детьми познавательной задачи). При подборе заданий
следует учитывать их доступность, системность (логическую связь заданий
между собой), разнообразие детской деятельности во время прохождения
квеста, ограничение времени и, конечно, безопасность.
Поиск по запискам требует минимальной подготовки и практически не
нуждается в ведущем. В самом простом варианте дети получают записку,
указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего
тайника. Переходя от одного тайника к другому, дети достигают финальной
сокровищницы. Вот только как быть, если ребенок не умеет читать?
Есть несколько способов, позволяющих обойти эту проблему. Например, в
записке может содержаться план комнаты, на котором крестиком помечен
очередной тайник (но научить ребенка искать по плану нужно заранее). Так же
можно нарисовать тайник, вложить его фотографию или картинку с
изображением аналогичного объекта. Тайники в квесте должны быть такие,
чтобы каждую записку приходилось добывать и отыскивать.
Основа успеха любого квеста зависит от позиции взрослого, который только
направляет и координирует деятельность детей, но не помогает им в решении
заданий. Механизм отгадывания заключается в том, что ребенок, играя,
ощущает себя свободным. Получив определенную свободу действий и
мышления, дети могут добиться нужного результата при минимальном
участии взрослого. Роль педагога сводится к ненавязчивому направлению
детских рассуждению в нужное русло, а не прямой подсказке.
Хочется особо обратить внимание на последний этап игры. Воспитатель
ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:
Коммуникационную обмен мнениями и новой информацией между
детьми и педагогами;
Информационную приобретение детьми нового знания;
Мотивационную побуждение детей к дальнейшему расширению
информационного поля; Оценочную соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей
знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.
Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы:
«Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что
было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».
Квесттехнология имеет ряд особенностей: образовательная задача
осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная
активность ребенка. Роль педагога в квестигре организационная: он
определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры,
оценивает процесс деятельности детей, конечный результат, организует
поисковоисследовательскую образовательную деятельность, привлекая к
сотрудничеству всех участников образовательных отношений.
В процессе квестигры ребенок самостоятельно ставит познавательную
цель, стремясь отгадать загадку. В результате чего актуализируются опыт,
знания, мыслительные операции. Происходит самопознание (что я могу),
самоопределение (я могу решить одну или несколько задач из предложенных в
квесте), что и является механизмом процесса индивидуализации.
Практическая часть (мини квест игра для педагогов)
Пример квестигры «Помоги Машеньке»
В зал входит Машенька из сказки «Гусилебеди» и говорит что гусилебеди
украли ее любимую книжку со сказками и спрятали в сундуке за тремя
замками и чтобы добыть эту книгу надо найти три ключа.
Для начала нужно собрать команду (Маша дает задания, кто первый
ответит, тот в команде).
Послушайте и назовите, кто из сказочных героев мог бы дать такое
объявление. Назвать сказочного героя, название произведения и автора.
Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
(Буратино, А. Толстой, «Золотой ключик или Приключение Буратино )
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света (Доктор Айболит,
К.Чуковский)
Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности
(р.н.с. Колобок, Бабушка)
Организую зимнюю рыбалку. Недорого. (Лиса из сказки «Лиса и волк»)
Команда вместе с Машей идут на поиски ключей и сундука, помочь им может
следующее задание.
Задание № 1Нужно сосчитать животных, каких больше туда и оправляться.
Если зайцев – идем на кухню
Если лисиц – идем в группу № 5
Если белок – идем в медицинский кабинет
Задание № 2
Если правильно решить пример узнаем следующее задание
85+15 х 6 =
Если ответ 141 отправляйтесь в группу № 1
Если ответ 175 отправляйтесь в спортивный зал
Если ответ 600 отправляйтесь на лестничную площадку № 2
Задание № 3
Угадайте по картинкам в каком помещении и где находится следующее
задание
Задание № 4
В какой русской народной сказке домашние животные жили в лесу?
Если «Кот, петух и лиса» идите в спортивный зал
Если «Зимовье» отправляйтесь в музыкальный зал
Если «Теремок» отправляйтесь в прачечную
В музыкальном зале находят сундук, открывают и достают книгу или
сюрприз.