Л. Толстой. Изображение Шенграбенского и Аустерлицкого сражения
Оценка 4.9

Л. Толстой. Изображение Шенграбенского и Аустерлицкого сражения

Оценка 4.9
Лекции
doc
русская литература
10 кл
13.05.2021
Л. Толстой. Изображение Шенграбенского и Аустерлицкого сражения
Л. Толстой. Изображение Шенграбенского и Аустерлицкого сражения
урок 91.Изображение войны 1805 года. Шенграбенское сражение. Героизм в понимании Толстого..doc

Урок 91.

Изображение войны 1805 года. Шенграбенское сражение. Героизм в понимании Толстого.

 Шестидесятые годы - время работы Л. Н. Толстого над романом “Война и мир”. В эпопее автор, по его словам, “любил мысль народную вследствие войны двенадцатого года”. “Я старался, — говорил он, — писать историю народа”. Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.

    В центре романа “Война и мир” находится изображение Отечественной войны 1812 года, но особенности русской армии, как и характер войны, проявляются еще в предшествующих войнах с Наполеоном.

    В романе дано изображение двух войн: за границей в 1805 -1807 годах и в России - в 1812 году. Нельзя было показать вторую войну без первой. Толстой говорил: «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач и нашего срама… Ежели причина наших неудач и нашего торжества была не случайна и лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений». «Характер народа» или «дух армии» - так говорит Толстой.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 года, познакомимся с историческими событиями эпохи, увидим, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне. И снова в этих частях встретимся с толстовским «срыванием всех и всяческих масок » и контрастным сопоставлением групп героев.

     При этом писатель, сам бывший участник обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, “в крови, в страданиях, в смерти”, с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров - дворян.

Каждая из частей романа начинается обозначением точных дат. Какую роль они играют?

 «В июле 1805 г.» собрала свой вечер А.П.Шерер , « в октябое 1805 г» русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австийского . Исторический жанр романа требовал предельной достоверности, потому так много дат в тексте, которые помогают ориентироваться во времени.

Оттолкнувшись от предвоенной обстановки и атмосферы назревания конфликта, Толстой в 2 части пришел к описанию столкновения России с Западом.

Как в связи с этим расширяется место действия и какие новые герои входят в роман?

Повествование переносится на поле сражения в австрию, появляется много героев: Александр1, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры … и основная масса – солдаты: русские, австрийские , французские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого

 Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав о войне сцену смотра в Браунау.

Идет смотр людям и снаряжению. Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? Стр..           («А что Федешоу…(гл2)»

Выясняется полнейшее непонимание цели войны и взаимоотношений с союзниками и противником. («Со всех сторон переговаривались солдатские голоса» стр.        . Это массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется  образ Кутузова. Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армия от боя.

Сцена смотра в Браунау позволяет судить о многих качествах  Кутузова как полководца и человека. Что можно о нем сказать?

 Кутузов: 1)старческий облик (тяжелая походка, слабый голос, пухлое изуродованное раной лицо)

               2) знание старых сослуживцев, умение просто разговаривать с ними (Тимохин);

              3) понимание солдатских нужд («сапоги и подвертки – все оглядел»)

             4) любовь к русскому солдату и ответная любовь и уважение солдат

            5) отрицательное отношение к этой войне и стремление удержать армию от сражений.

Итак, непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Браунау.

Подчеркивая жестокость войны, Толстой отрицает не всякую войну. Тема войны 1812 года, где автор, описывая кровавость войны, утверждает ее необходимость Если на тебя напал враг и посягает на твое отечество, - бери первую попавшую в руки дубину и бей врага, потому что он преступник.

 Характер кампании определялся, по Толстому, сложностью обстановки, в которую попала русская армия. Обстоятельства сложились не в пользу русских. Проанализируем только одно предложение – период, начинающий главу 9, часть 2. «Преследуемая стотысячною французской армией…»стр 217

Почему толстой целый ряд различных действий передает одним предложением? Чем объясняется такое сложное построение фразы?

Тем самым Толстой передает взаимосвязь и одновременность действий. Автор воспринимает события во всей их сложной связи, и структура периода лучше всего передает эту связь. Сложная синтаксическая структура передает сложность жизненных обстоятельств, в которые попала русская армия в войне 1805 года.

Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне в этот период, как при смотре войск в Браунау , осталось прежним: Кутузов считал войну ненужной, но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

Этот «великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической  обстановке.

Подчеркнем некоторые особенности сражения. Из-за ошибки Мюрата французы и русские некоторое время стояли друг против друга. Но вот Мюрат получил приказ Наполеона немедленно вступить в бой. Русские войска еще раскладывали костры, варили кашу, философствовали, когда “в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее... Земля как будто ахнула от страшного удара”.

“Началось! Вот оно!” - думал князь Андрей...

“Началось! Вот оно! Страшно и весело!” - говорило лицо каждого солдата и офицера.

Выражение: “Началось! Вот оно!” было даже и на прекрасном лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами”. Это начало боевых действий. Во время боя Багратион преображается: “Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед... " Багратион со своим отрядом вступил в бой, даже начали наступать. “Обгоняя князя Багратиона и друг друга, не стройною, но веселою и оживленною толпой побежали наши под гору за расстроенными французами”.

Князь Андрей, испытывая большое счастье, шел рядом с Багратионом, следом шли другие офицеры и солдаты: началась атака русских, и воля крепкого человека с темным лицом и ястребиными глазами стала волей истории.

Толстой подчеркивает, что война 1805 года оказалась очень важным событием в жизни героев романа; каждый из них придет на этой войне к выводам, важным, казалось бы, только для него - но эти выводы важны и для нас..

Как относится к войне сам автор? Особенно это видно на примере Николая Ростова .Проследим это по сюжетной линии Николая Ростова ( гл. 4,8,15,19)

Н. Ростов не успел стать военным. Молодой человек впервые будет принимать участие в войне. Как он воспримет ее – это и будет выражением естественных человеческих взглядов. Поэтому  - то и характерно, что большая часть сцен, иллюстрирующих мысль Толстого о жестокости, бесчеловечности и бессмысленности войны, связана с Ростовым. Проводим наблюдение по следующим сценам:

 1) утром перед боем Н.Ростов здоровается с хозяином дома, немцем – к чему война, как бы говорит эта сцена, если военный и штатский  - люди разных наций – братья,, если «Да здравствует весь мир!»

2) сцена разговора французских и русских солдат во время перемирия (гл 15)стр 216

Главная особенность в изображении войны в романе – писатель сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на «крови, страданиях, смерти», сопутствующих будничной страде войны (Н.Ростов , который сначала стремился попасть на войну, разочаровался в ней и раненый думает: «И зачем я попал сюда?», столкновение романтического представления о войне с ее реальной жестокостью, бесчеловечностью проявляется и в сцене переживания Н.Ростова в первом бою (гл8) – на мосту

(Сцена сопоставления плотины Аугеста в мирное время и военное подчеркивает несовместимость этих явлений, Толстой намеренно сводит описание двух разных сцен синтаксически в одну фразу – период.)

 Сражение начинается с событий, в которых Кутузов, понимая, что русская армия почти в безвыходном положении, решил послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Отряду Багратиона удалось опередить французов и даже ввести их в заблуждение. Маршал Мюрат подумал, что перед ним вся русская армия, и тоже решил дождаться, когда подойдут все наполеоновские войска. Отряд Багратиона получил передышку. Русские расположились возле австрийской деревни Шенграбен и ждали сражения. Долго простоять не пришлось: французы напали на их полки, оставалось одно - атаковать на неудобной местности; это грозило потерями, но иного выхода не было. Это война... Толстой отмечает типичные ситуации.

Первым “делом” Ростова была переправа через Энц, где он хотел одного: показать всем свою храбрость. Он боялся только отстать от солдат, не броситься в глаза своей храбростью. Опасности он еще не чувствовал, не понимал, даже бежал посреди моста.

Но потом, когда вокруг стали падать люди, а “рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого”, Ростов вдруг увидел кровь и услышал стоны и понял, что его тоже могут убить, и взмолился: “Господи боже! Тот, кто там, в этом небе, спаси, прости и защити меня!”

Ему стало нестерпимо стыдно. “Все кончилось; но я трус, да я трус”, - подумал Ростов.

Нет, он не трус уже потому, что боится быть трусом и стыдится своего страха, и хочет преодолеть его. Денисов и остальные понимают “то чувство, которое испытывал первый раз необстрелянный юнкер”, - каждый из них когда-то испытывал то же самое...

В бою под Шенграбеном, уже обстрелянный Ростов сначала чувствует уже знакомое ему напряженно-счастливое оживление, ему не терпится, он бросается вперед, ему становится все веселее и веселее...

Ох, как я рубанул его”, - думал Ростов. “Ну попадись теперь кто бы ни был...” . Но вот началась атака - лошадь под ним убита, и все солдаты уже впереди, а он один стоит посреди поля, рука его неподвижно повисла, навстречу ему бегут люди. “Они мне помогут!” - думает он и вдруг узнает в них французов.

Вот здесь в Ростове просыпается ужас. То, что он думает в эти страшные минуты, очень понятно: “Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Убить Меня, кого так любили все?”

“Одно нераздельное чувство страха за свою молодую счастливую жизнь владело всем его существом”.

Так что же, на самом деле, он трус, хуже которого нет? Николай Ростов участвует в тех же сражениях, что и князь Андрей, он видит почти так же много, но чувства и мысли его связаны лишь с частью общего с полком. И когда он, раненый, оказывается в одиночестве и видит, как французы бегут на него, он из лихого гусара превращается в «зайца, убегающего от собак». Но Толстому важен не только этот человек, его переживания, для Толстого важен смысл явления. Страх жизни заставил Ростова думать о жизни, о своей жизни. Он должен был стать убийцей, а стал жертвой. Нет не здесь не на войне он должен быть. Он не создан для убийств. «И зачем я пошел сюда!» -- недоуменно восклицает Ростов. Но там, где нет крови и убийств, действительно ли там мир?

На примере Николая Ростова Толстой точнее всего покажет нам, что мужество не просто, что нельзя судить о человеке сплеча, с размаху... Мы увидим в следующих главах, как он станет храбрым офицером, но не сразу рождается мужество.

Шенграбенское сражение. Поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг  эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами  - с другой (гл.20-21)

"Как же ведут себя в бою все те, с кем мы познакомились в предыдущих главах? Точно так же, как каждый из них вел себя в будни войны, потому что чудес не бывает, и в трудный момент, когда в человеке собираются все силы, силы эти - те самые, что наполнены долгими обычными днями его жизни".

 В чем разница между поведением Долохова и Тимохина с его солдатами?

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаве у леса, неожиданно атаковала французов» Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир Роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофей.

Вместе со всеми был и Долохов, который первый взял в плен французского офицера, но что отличает его от Тимохина и других? Стр 268

 После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и без выпячивания своих подвигов. Долохов “в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: “Я остановил роту... Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить...” Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя.

Расскажите о поведении штаб-офицера Жеркова в бою (гл19) стр 262

Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.

    “Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания”.

    Приказание было - немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.
    

    Здесь, в бою, мы встречаем и двух полковых командиров. Оба они, профессиональные военные, ведут себя в бою весьма недостойно: “...Оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу”.
    Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.

    Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга.

 

Батарея Тушина. Их участие в бою (гл 20-21)

А вот другой незаметный герой- капитан Тушин. Это “небольшой, сутуловатый человек”. Вот он сидит, сняв сапоги, в одних чулках, в палатке маркитанта - маленький, грязный и худой артиллерийский офицер. “Большими, умными и добрыми глазами” он смотрит на вошедших начальников и пытается оправдаться: “Солдаты говорят: разумшись ловчее”.

Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но этот смешной человек окажется героем, и князь Андрей справедливо скажет о нем: “Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой”. В его фигуре “было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. У него “большие, умные и добрые глаза”. Тушин - это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами.


На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его “батарея...не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. В бою капитан Тушин, “оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать... бежал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды... и покрикивал своим слабым, тоненьким нерешительным голосом... Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте на две головы выше своего офицера...), все, как дети... смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах”. В бою в голове Тушина “установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту”.

Французские пушки представляются ему трубками, снаряды - мячиками, французы - муравьями; самого себя он видит “огромного роста мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра”. Артиллерийский бой

Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной? Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.  Стр.         

 Толстой сам был участником военных действий под Севастополем. Он знал, те лгут, кто говорит, что ничего не боится. Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело.

Болконский наблюдает капитана Тушина на его батарее во время боя. Действительно Тушин вздрагивает от выстрелов - и делает свое дело. Князь Андрей тоже “почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. “Я не могу бояться”, - подумал он и медленно слез с лошади между орудиями”.

Тушин и Болконский в бою почувствовали взаимную симпатию, сблизились.

“- До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа ! Прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза”.

Слезы эти понятны. Кончился взлет страшного напряжения, кончился его Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека.

 В  Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга , это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея. Вспомните, с какими мыслями он шел на войну?

Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени.. АБ уходит на войну, чтобы «разорвать заколдованный круг гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества». Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь,, эта жизнь не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. чтобы добиться «своего Тулона», в котором он видел смысл жизни.

 Кстати, что такое Тулон и что означает выражение «каждый мечтает о своем Тулоне»?

В1793 году В Тулоне , портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный молодой капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его. Эта победа сделал 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.

               Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика.
Армейская служба становится одним из важных этапов исканий  героя. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим". Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно — в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров.

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Воинский подвиг, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и открывает ему первый путь к славе (ч.2, гл12) – таково было первоначальное представление князя Андрея о его месте в бою и о природе подвига. Но здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова. Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России.

 Для князя Андрея Шенграбенский бой означал целую эпоху развития. Он формирует себя по образу и подобию вымышленного им Наполеона, но жизнь толкает его к простым людям. Сам князь Андрей еще не чувствует, что отвергнет выбранный им путь борьбы за личную славу и власть, не придает значения тому, что простые люди начинают видеть в нем своего, близкого человека. Но придет время и он поймет, как выглядит истинное величие и где его искать.

          Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Со спокойным мужеством находится он на самых опасных участках боя. Но встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете. Тушин , которому были обязаны «успехом дня» не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознагражденным. Он еще не отказался от своего представления о подвиге, но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.

Окончательный перелом произойдет позже, во время Аустерлицкого сражения, но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.


Урок 91. Изображение войны 1805 года

Урок 91. Изображение войны 1805 года

Идет смотр людям и снаряжению.

Идет смотр людям и снаряжению.

Этот «великий подвиг», как назвал его

Этот «великий подвиг», как назвал его

Сцена сопоставления плотины Аугеста в мирное время и военное подчеркивает несовместимость этих явлений,

Сцена сопоставления плотины Аугеста в мирное время и военное подчеркивает несовместимость этих явлений,

Шенграбенское сражение. Поведение воина в бою

Шенграбенское сражение. Поведение воина в бою

Батарея Тушина. Их участие в бою (гл 20-21)

Батарея Тушина. Их участие в бою (гл 20-21)

До свидания, голубчик, - сказал

До свидания, голубчик, - сказал

Но придет время и он поймет, как выглядит истинное величие и где его искать

Но придет время и он поймет, как выглядит истинное величие и где его искать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2021