Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи
Оценка 5

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
28.05.2018
Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи
Наше исследование посвящено изучению условий и эффективности формирования духовно-нравственного мышления и духовно-нравственного потенциала обучающихся непосредственно в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении средствами инновационных учебно методических комплексов (УМК) нового типа в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. Они разработаны на материале различных учебных предметов под нашим руководством на основе практического применения теории системного, аксиологического, культурологического, гуманистического и деятельностного подходов.Наше исследование посвящено изучению условий и эффективности формирования духовно-нравственного мышления и духовно-нравственного потенциала обучающихся непосредственно в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении средствами инновационных учебно методических комплексов (УМК) нового типа в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. Они разработаны на материале различных учебных предметов под нашим руководством на основе практического применения теории системного, аксиологического, культурологического, гуманистического и деятельностного подходов.
Р.М. Сафина Лаборатория.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительное образование  «Центр детского творчества «Дебют»  городского округа город Уфа Республика Башкортостан Р.М. Сафина Научно­экспериментальная  и внедренческая деятельность Лаборатория  духовно­нравственного воспитания  младших школьников  в условиях взаимодействия  образовательных учреждений и семьи Концептуальные основы Уфа – 2016 1 УДК 37 ББК 74.200 С 12 Утверждено на программно­экспертном совете МБОУ ДО «ЦДТ «Дебют» ГО г. Уфа РБ Рецензенты: А.Ф.   Амиров,   профессор,   заведующий   кафедрой   педагогики   и психологии БГМУ, доктор педагогических наук; З.Г. Нафикова, доцент, заведующий кафедрой ЦУМОНО ГАОУ ПДО ИРО РБ, кандидат педагогических наук Сафина Р.М.  Научно­экспериментальная   и   внедренческая   деятельность: Лаборатория духовно­нравственного воспитания младших школьников в   условиях   взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи.   – Уфа: Тип. РООМИ РБ. – 36 с. ISBN 978­5­7501­1240­1 2 © Сафина Р.М. © Типография РООМИ РБ, 2016 Содержание 1. Основные   концептуальные   подходы   к   проблеме духовно­нравственного   воспитания   младших   школьников   в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи 1.1.Проблемы   духовно­нравственного   воспитания   младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи………………………………………………………………………..5 1.2.Цель   объект,   предмет   и   гипотеза   исследования   духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   в   условиях взаимодействия и семьи………………………..................11 образовательных учреждений       1.3.Инновационная   интегративная   наука   духовно­нравственного воспитания   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных семьи …………………………………………....13 учреждений и       2.Природоссобразность   концепции   духовно­нравственного воспитания   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных семьи ……………………………….....15 учреждений и       3.Педагогическая инноватика как основа концепции духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи 3.1.Инноватика   и   социальная   практика   в   духовно­нравственном воспитании   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных семьи учреждений …………………………………………. 15 и       3 3.2.Инновационно­экспериментальная   площадка   как   условие разработки   новой   практики   образования   в   духовно­нравственном воспитании   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных семьи …………………………………………………….. 17 учреждений и       3.3.Экспериментальная   образовательная   площадка   по   духовно­ нравственному   воспитанию   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи как условие для создания нового и типа……………………………………..19 технологий наук         3.4.Структура и структурные компоненты, модель и компоненты реализации   модели   инновационных   образовательных   площадок   по духовно­нравственному воспитанию младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи …………….. 20 3.5.Разработка   модели   духовно­нравственного   воспитания младших   школьников   в   условиях   взаимодействия   образовательных учреждений реализации ……………………………………. 26   Схема семьи. ее и         4.Принципы   концепции   духовно­нравственного   воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи ……………………………………………… 29 4.1. Принцип прогностичности концепции ……………………... 31 4.2.Принцип рациональности концепции ………………………. 32 4.3.Принцип реалистичности концепции ……………………….32 4.4.Прицип целостности концепции ……………………………. 33 4.5.Принцип контролируемости концепции ……………………. 34 4.6.Принцип подготовки конкурентоспособных педагогов ……35 5.Основные   задачи   и   содержание   образования   педагогов   в духовно­нравственном   воспитании   младших   школьников   в условиях   взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи …………...36 6.Основные   требования   к   знаниям   и   умениям   педагогов   в духовно­нравственном   воспитании   младших   школьников   в условиях   взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи ……….... 38 4 7.Оновные   образовательных учреждений………………………………………………………………… ……...39 виды   деятельности   Приложения ………………………………………………………… 1.Основные концептуальные подходы к проблеме духовно­ нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи 1.1.Проблемы духовно­нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных  учреждений и семьи Развитие   духовно­нравственных   способностей   и   формирование духовно­нравственного потенциала обучающихся является, важнейшей целью   обучения   и   воспитания   детей.   Однако   без   кардинальной перестройки   системы   образования   с   догматических   методов   на продуктивные не представляется возможным. Необходимо решить эту государственную задачу, поскольку уровень и качество педагогической 5 деятельности зависят не только от содержания образования, но и от технологии   обучения   и   воспитания.   Именно   от   решения   этих конкретных   вопросов   зависит   формирование   у   будущих   граждан страны   духовно­нравственного   прогресса.   Общепризнанным   является факт, что существующая логика изучения основ науки и применяемые способы   педагогического   воздействия   на   обучающихся   пока   не ориентированы на активный характер их познавательной деятельности, и поэтому традиционная система образования не в состоянии изменить тип   мышления,   развивать   у   школьников   духовно­нравственные способности. Наш  многолетний  экспериментальный   опыт  исследования  доказал, что   духовно­нравственное   воспитание   детей   успешно   проходит   не только в процессе целенаправленного обучения и воспитания, но и в его самостоятельной   учебной   и   внеучебной   деятельности.   К   сожалению, научные   основы   этого   аспекта   организации   учебно­воспитательного процесса разработаны недостаточно. Их разработка, по нашему мнению, требует   координации   действий   философов,   психологов,   дидактов, специалистов­предметников,   педагогов дополнительного образования, воспитателей и вожатых, работающих в русле   единой   научной   концепции,   непосредственно   исходящей   из психологической аксиологического, культурологического, гуманистического и деятельностного подходов. В возрастной   и  педагогической   психологии   до  сих   пор  не  ставилась  и специально   не   изучалась   проблема   целенаправленного   массового формирования   духовно­нравственного   мышления   обучающихся   и духовно­нравственного   стиля   их   деятельности   непосредственно   в условиях обучения и воспитания.   методистов, системного,   учителей,   теории     В связи с этим вполне уместно требование некоторых психологов, считающих, что необходимо раннее выявление потенциальных духовно­ нравственных   возможностей   детей   как   для   успешного   решения проблемы развития их духовно­нравственных способностей и талантов, так   и   с   целью   последующей   их   профессиональной   ориентации.   Мы согласны   также   с   мнением,   что   задача   заключается   в   раскрытии 6 психологической   структуры   индивидуальных   духовно­нравственных способностей   детей,   поиске   путей   их   духовно­нравственного отношения   к   различным   видам   профессиональной   деятельности человека. Поэтому   наше   исследование   посвящено   изучению   условий   и эффективности   формирования   духовно­нравственного   мышления   и духовно­нравственного   потенциала   обучающихся   непосредственно   в процессе   обучения   и   воспитания   в   образовательном   учреждении средствами   инновационных   учебно­методических   комплексов   (УМК) нового типа в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. Они разработаны на материале различных учебных предметов под нашим руководством на основе практического применения теории системного, аксиологического, культурологического, гуманистического и деятельностного подходов. Актуальность исследования  в   социально­педагогическом   аспекте определяется   необходимостью   преодоления   духовно­нравственного кризиса   в   российском   обществе   средствами   духовно­нравственного воспитания.   Социальный   заказ   на   него   отражен   в   таких   государ­ ственных документах об образовании, как Закон Российской Федерации «Об   образовании»;   Федеральный   государственный   образовательный стандарт начального общего образования; Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников и др. В качестве основной задачи ставится воспитание образованной, духовно богатой, высоконравственной личности, уважающей культуру и традиции своего и других народов.  Вместе с тем, в условиях глобализации общества проблему духовно­ нравственного   воспитания   детей   следует   осмыслить   не   только   как педагогическую   проблему,   но   и   как   одну   из   главных   задач   в обеспечении национальной безопасности. По   данным   социологических   и   психологических   исследований, процессы   глобализации   и   научно­технический   прогресс,   а   также достижение в развитых странах высокого уровня жизни, в том числе и в России, приводит к тому, что значительная часть населения испытывает разочарование   в   жизни,   теряет   ее   смысл,   и   зачастую   это 7 сопровождается   духовно­нравственными   отклонениями   и   тяжелыми расстройствами психики.  Неоценимый вклад в представления о духовно­нравственной сфере личности   внесли   философы   и   мыслители   прошлого.   Рассматривался этот   феномен   с   космологической   точки   зрения   философии   (Сократ, Платон и Аристотель) или рационалистической (Ф. Бекон, Г. Гегель, Р. Декарт).   Мыслители   восточных   школ   (Абу   Хамид   Мухаммад   ибн Мухаммад аль­Газали, Ибн Сина (Авиценна), Аль­Фараби (Абу Наср) трактовали   важность   духовно­нравственного   воспитания   с   позиции поиска   высшего   смысла;   представители   русского   космизма   (В.П. Вахтеров,   К.Н.   Вентцель,   В.Н.   Вернадский,   Г.И.   Гурджиев,   П.Д. Успенский)   объясняли   феномен   духовно­нравственного   воспитания личности   с   точки   зрения   осмысления   проблемы   предназначения человека,   выявления   универсальных   основ   его   духовности   и нравственности, обеспечения их единства.  Известны   идеи   духовно­нравственного   воспитания   в   философско­ педагогическом наследии религиозных деятелей А.А. Лопатиной, Н.О. Лосского, М.В. Скрепцовой, Г.А. Федотова и др.  Значительное влияние на формирование представлений о духовно­ нравственной   сфере   личности   и   развитие   современной   психолого­ педагогической   мысли   оказали   гуманистические   идеи   западных психологов   Дж.   Гилфорда,   А.   Маслоу,   К.   Роджерса,   Э.   Фромма   и отечественных психологов Л.М. Аболина, Р.Г. Гуровой, В.П. Зинченко, Е.И. Исаева, А.З. Рахимова, В.И. Слободчикова и др. Неоценимым   вкладом   в   педагогическую   науку   явилась   историко­ культурная   теория   духовно­нравственного   воспитания   в   системе педагогической деятельности разработанная в трудах Л.С. Выготского, Г.С.   Виноградова,   В.А.   Возчикова,   С.Ф.   Анисимова,   В.И.   Кузнецова, А.Ф. Никитина и др. У них духовность сводится к нравственности. Мысль   о   роли   деятельности   и   труда   в   духовно­нравственном становлении   личности   отражена   в   работах   А.Ф.   Амирова,   Р.М. Асадуллина,   К.Ш.   Ахиярова,   Л.Н.   Дороговой,   В.И.   Дуденок,   В.А. Караковского, А.С. Макаренко, С.В. Пашкова, Б.В. Сафронова, А.П. Тряпицыной, В.Г. Федотовой, Т.В. Холостовой, Г.И. Щукиной и др. 8 Основные   положения   теории   воспитательных   систем   были сформулированы   В.А.   Караковским,   Л.И.   Новиковой;   организацию воспитательного   процесса   рассмотрены   Л.В.   Байбородовым,   М.И. Рожковым. Разработкой   гуманистических   педагогических   концепций, основанных   на   ценностном,   культурологическом   подходах   к воспитанию, занимались Е.В. Бондаревская, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.В. Щуркова. К   проблемам   теоретической   и   прикладной   педагогики   в   области духовно­нравственного   воспитания   обращались   М.К.   Акимов,   О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, А.И. Довгун, И.Ф. Харламов, М.Т. Яновская и др.  Вопросам духовно­нравственного воспитания младших школьников посвятили   свои   труды   Н.В.   Архангельский,   И.А.   Каирова,   К.В. Макарова, Л.И. Матвеева, Л.Э. Пасмурова, Л.А. Регуш, А.Г. Яковлева и др. Значительным вкладом в педагогическую науку явились технологии воспитания,   разработанные   В.П.   Беспалько,   Е.Н.   Степановым,   М.Ю. Фроловым,   а   применительно   к   воспитанию   студентов   –   Р.М. Асадуллиным и др. В последние десятилетия защищен ряд докторских диссертаций по проблеме   духовно­нравственного   воспитания   (И.В.   Бабурова,   Н.М. Борытко,   И.А.   Пархоменко,  В.М.   Пустовалов,   Н.П.   Шитякова),   в которых рассматриваются пути решения данной проблемы в условиях формирования   в   обществе   различных   систем   духовно­нравственных ценностей. Указанные выше исследователи лишь частично решали заявленную проблему и, к тому же, в контексте конкретных социальных условий. Поэтому   область   духовно­нравственного   воспитания   младших школьников остается малоизученной. Проведенный   анализ   и   результат   научных   исследований,   также проведение   собственного   исследования   позволил   нам   выделить следующие противоречия: –   между   социальной   необходимостью   духовно­нравственного воспитания младших школьников, с одной стороны, и недостаточным 9 использованием   совокупного   потенциала   семьи   и   образовательных учреждений – с другой; –   между   потребностью   в   научном   осмыслении   и   реализации требований   Федерального   государственного   образовательного стандарта   начального   общего   образования   к   духовно­нравственному воспитанию младших школьников, с одной стороны, и недостаточной осмысленностью   современным   условиям теоретических подходов и условий – с другой; соответствующих   –   между   объективной   потребностью   динамично   изменяющегося общества   к   воспитанию   духовно­нравственной   личности   и   не достаточной разработанностью методических и технологических основ эффективной организации духовно­нравственного воспитания младших школьников. В   логике   разрешения   данных   противоречий   ключевой   выступает проблема  недостаточной   разработанности   научных   оснований   по организации духовно­нравственного воспитания младших школьников в современных   условиях   и,   что   имеющиеся   учебные   пособия   и методические разработки по духовно­нравственному воспитанию детей в своей основе не имеют воспитательный характер и, в конце изучения – мало результативны. 1.2.Цель объект, предмет и гипотеза исследования духовно­ нравственного воспитания младших школьников в условиях  взаимодействия образовательных учреждений и семьи Цель   исследования  –  разработка   и   реализация   в   практике воспитательной   работы   модели   духовно­нравственного   воспитания младших   школьников   в   условиях   взаимодействия   образовательных учреждений и семьи. Объектом  нашего   исследования   явился  процесс  духовно­ нравственного воспитания младших школьников. Предметом исследования  явилось  организационно­педагогические условия   реализации   модели   духовно­нравственного   воспитания младших   школьников   в   условиях   взаимодействия   образовательных учреждений и семьи. Основной предмет включает в себя исследование следующих аспектов: 10 ­структура образовательной деятельности по духовно­нравственному воспитанию   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных   учреждений   и   семьи,   основанной   на   принципах диалектической логики; ­закономерность   формирования   духовно­нравственного   мышления обучающихся в процессе экспериментального обучения и воспитания; ­изучение   психологического   новообразования   в   процессе экспериментального обучения и воспитания по опытной технологии в духовно­нравственном   воспитании   в   условиях   взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­изучения динамики развития мотивов и интересов, познавательных потребностей   и   рефлексивно­оценочных   действий,   сознательно­ ответственного   отношения   обучающихся   к   духовно­нравственному самосовершенствованию; ­процесса   духовно­нравственного   мышления:   способности   к теоретическому   анализу   воспитывающей   ситуации,   формированию гипотез   и   проблем,   нахождению   рационального   способа   выхода   из затруднения,   рефлексивной   оценки результатов и др.   планированию   действий, Гипотеза исследования: духовно­нравственное воспитание младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи может быть более эффективным, если: –   процесс   воспитания   выстраивается   на   основе   совместной деятельности учителей, старшеклассников, педагогов дополнительного образования   и   родителей,   в   которой   учитывается   разновекторный характер ценностных ориентаций младших школьников и определяется единый подход к развитию их духовно­нравственного потенциала;   (целевой, –   компоненты   модели   духовно­нравственного   воспитания содержательный, школьников процессуально­коммуникативный, диагностико­результативный, рефлексивно­оценочный)   выстраиваются   на   основе   взаимодействия образовательных   учреждений   и   семьи   в   рамках   специально разработанной авторской программы; организационный,       –   процесс   воспитания   детей   в   своей   этапности   и   направленности осуществляется в соответствии с разработанной моделью, позволяющей 11 в   заданной   динамике   отслеживать   промежуточные   и   итоговые результаты духовно­нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи; – воспитательный процесс структурно и содержательно реализуется в   рамках   актуализируемого   комплекса   выявленных   и   обоснованных организационно­педагогических   условий,   которые   в   своей совокупности   способствуют   эффективному   повышению   уровня духовно­нравственной воспитанности младших школьников. Общая гипотеза исследования  связана с положением о том, что раскрытие,   развитие   и   формирование   духовно­нравственных способностей и мышления личности обучающегося возможны лишь на основе   систематического   внедрения   в   образовательных   учреждениях принципиально   нового   типа   УМК,   обеспечивающего   коренное преобразование   содержания   и   технологии   учебно­воспитательного процесса. Оригинальность нашего исследования заключается в: ­выявлении роли практического применения теорий содержательного обобщения,   развивающего   обучения   и   воспитания,   опирающихся   на принципах диалектической логики; ­творческом анализе содержания и структуры занятий с детьми по основам духовно­нравственного воспитания; ­организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся по их духовно­нравственному   воспитанию   в   условиях   взаимодействия образовательных   учреждений   и   семьи   путем   создания   собственных УМК,   аксиологического, культурологического, гуманистического и деятельностного подходов в обучении и воспитании.   реализующих   принципы   системного, 1.3.Инновационная интегративная наука духовно­ нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи Мы   попытались   превратить   диалектику   из   объяснительного принципа педагога в метод исследования и познания научных понятий самими   обучающимися   в   процессе   образовательной   деятельности, решая   ситуации   диалектических   противоречий,   где   дети   сами открывают знания, совершая исследовательские действия. 12 Методологический   подход   к   обучению   и   воспитанию   –   это психолого­дидактическая   структура   деятельности,   основанная   на переработке изучаемого материала в соответствии с психологическими целями   в   духовно­нравственном   воспитании   детей   и   системой дидактических средств их достижения. К методологическим подходам относятся, такие, как: ­аксиологический; ­гуманистический; ­демонстрационно­технический; ­деятельностный; ­диалектико­логический; ­дискретный; ­задачный; ­игротехнический (игровой); ­индивидуально­дифференцированный; ­историко­библиографический; ­коммуникативный; ­культурологический; ­межпредметный; ­проблемный; ­программированный; ­системный; ­системно­функциональный; ­системно­структурный; Системно­логический и т.д. В обычной практике нет педагогов, владеющих хотя бы частью этих подходов,   а   есть   необходимость   в   том,   чтобы   каждый   педагог­ профессионал владел всеми этими подходами к обучению и воспитанию детей. Но для этого нужна другая инновационная наука, объединяющая в себе методику, педагогику, психологию, социологию, философию, а также учитывающая все известные методологические подходы.  2.Природоссобразность концепции духовно­нравственного  воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи 13 Наша   концепция   исходит   из   признания   сущности   духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   в   условиях взаимодействия  образовательных учреждений и  семьи  и подчиняется строго определенным законам, является закономерным итогом развития естественной   природы.   Поэтому   в   формировании   духовно­ нравственных качеств личности детей мы должны исходить из законов диалектики природы. Необходимо кардинально пересмотреть системы подготовки   и   переподготовки   педагогов   в   педагогических   учебных заведениях, в институтах непрерывного педагогического образования, научно­методических   семинарах,   курсах   повышения   квалификации   и т.д. 3.Педагогическая инноватика как основа концепции духовно­ нравственного воспитания младших школьников в условиях  взаимодействия образовательных учреждений и семьи 3.1.Инноватика и социальная практика в духовно­нравственном воспитании младших школьников в условиях взаимодействия  образовательных учреждений и семьи Педагогической   инноватикой   является   современная   социальная наука, занимающаяся введением новых научных достижений в области образования,   инновационная   деятельность   –   это   особого   рода деятельность,   связанная   с   порогом   чувствительности   педагогов   к новшествам. Выделим   две   стороны   единого   инновационного   процесса:   это   его содержательная   и   формальная   аспекты.   Содержательная   инновация предшествует   ее   организационным   (формальным)   формам   и предполагает   обеспечение   процесса   обучения   и   воспитания   новыми образовательными планами, программами, методиками, технологиями, учебно­методическими   пособиями,   техническими   и   наглядными средствами.  Целью   инновационной   деятельности   в   практике   образовательного учреждения является качественное изменение личности обучающегося по   сравнению   с   традиционной   системой   за   счет   внедрения   в образовательную   деятельность   новых,   еще   неизвестных   в   практике дидактических   и   воспитательных   программ   и   тем   самым 14 предполагается   снятие   педагогического   кризиса   и   противоречий   в духовно­нравственном воспитании детей. Образовательный процесс является единственным типом социальной практики,   которая   активно   способствует   общественному   прогрессу, поскольку   она   –   единственная   практика,   направленная   на   духовно­ нравственное преобразование человеком самого себя. Инновационная деятельность в образование оправдывается тем, что изменение   образовательной   практики   по   духовно­нравственному воспитанию   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных   учреждений   и   семьи   обеспечивает   преобразование всех   существующих   практик   в   современном   обществе.   Само образование   уже   является   средство   преобразования,   изменения   и развития   как   типов   социальной   практики,   так   и   типов   духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   в   процессе педагогической деятельности. Необходимо подчеркнуть отношение к передовому педагогическому опыту, с одной стороны, и инновационной деятельности педагогов, – с другой.   В   результате   происходит   замена   традиционных   методик обучения   и   воспитания,   учебных   пособий,   учебных   программ   и поверхностного   ознакомления   с   ними.   Опыт   показывает,   что   в настоящее   время   наиболее   оправданной   формой   инновационной деятельности   является   создание   инновационно­экспериментальных образовательных площадок на базе образовательных учреждений. 3.2.Инновационно­экспериментальная площадка как условие разработки новой практики образования в духовно­нравственном воспитании младших школьников в условиях взаимодействия  образовательных учреждений и семьи К   сожалению,   создание   новой   практики   образования   по   духовно­ нравственному   воспитанию   младших   школьников   в   условиях взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи   не   может проходить   по   всей   республике   сразу   из­за   некоторых   обоснованных причин: ­такая   работа   требует   привлечения   значительных   научно­ интеллектуальных и финансовых средств; 15 ­разработка   новых   педагогических   практик   требует   длительных исследований; ­формирование и развитие инновационной практики образования по духовно­нравственному воспитанию младших школьников в условиях взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи   требует   от участников данного процесса, непосредственно от педагогов, высокой научной   квалификации   и   профессионализма,   так   как   современная система   подготовки   и   переподготовки   педагогов   не   выводит   их   на уровень постановки проблем развития современного образования. В связи с этим оправдывается организация лишь экспериментальных площадок   на   базе   отдельных   образовательных   учреждений,   где инновационная педагогическая технология будет внедряться поэтапно и постепенно, не ломая традиционной практики. Основной   же   проблемой   инновационной   практики   образования   по духовно­нравственному воспитанию младших школьников в условиях взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи   является проблема   разработки   нового   содержания   образования   и конструирование   учебных   предметов   нового   типа,   усвоение   которых должно   обеспечить   овладение   детьми   духовно­нравственными способностями. Создание подобных учебно­методических комплексов по духовно­ нравственному   воспитанию   младших   школьников   в   условиях взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи   предполагает организацию поисков в следующих направлениях по: ­выделению новых единиц содержания образования; ­проектированию образовательных задач; ­формированию   новых   образцов   педагогической   технологии   по духовно­нравственному воспитанию детей; ­анализу   процессов   формирования   и   развития   новых   духовно­ нравственных   способностей   у   детей   в   условиях   взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­построению   логики   переходов   от   одной   единицы   содержания образования к другим; 16 ­созданию новых моделей образовательных процессов по духовно­ нравственному   воспитанию   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­созданию моделей управления образовательными процессами и др. Одной из важных условий организации эксперимента педагогической деятельности по духовно­нравственному воспитанию детей в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи – это соединение процессов воспроизводства традиционной педагогической деятельности с процессами ее развития и перехода в инноватику. Детям,   обучающимся   по   традиционной   системе,   должно   быть обеспечено получение знаний на уровне федеральных государственных образовательных   стандартов.   Проводимые   эксперименты   не   должны разрушать   реальных   достижений   традиционного   образования,   новая практика должна включать их в свою структуру. С другой стороны, воспроизведение   традиционной   системы   не   должно   препятствовать получению   результатов   при   инновационной   поисковой   работе   по духовно­нравственному воспитанию младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. 3.3.Экспериментальная образовательная площадка по духовно­ нравственному воспитанию младших школьников в условиях  взаимодействия образовательных учреждений и семьи  как условие для создания технологий и наук нового типа Проблема   создания   экспериментальной   образовательной   площадки заключается   в   организации   инноватики   таким   образом,   чтобы   она реально   выступала   механизмом   общественного   развития.   На экспериментальной   площадке   по   духовно­нравственному   воспитанию младших   школьников   в   условиях   взаимодействия   образовательных учреждений   и   семьи   процессы   развития   образования   должны   быть увязаны   с   процессами   развития   других   сфер   человеческой деятельности.  Для   этого   в   опытных   площадках   должны   быть   встроены экспериментальные   исследования   по   изучению   актуальных   проблем, сложившихся в образовательной сфере. В результате возникают новые практики   (технологии   духовно­нравственного   воспитания)   и   науки 17 нового   типа,   связанные   с   решением   социокультурных   проблем массового воспроизводства духовно­нравственных личностей. По этой причине важно обеспечить в республике выпуск научной продукции, связанной   с   раскрытием   содержания   инновационной   образовательной деятельности (учебники нового типа). Благодаря   такой   структуре   мы   предполагаем   педагогическую инноватику   по   духовно­нравственному   воспитанию   младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи превратить в реальный механизм общественного развития. 3.4.Структура и структурные компоненты, модель и  компоненты реализации модели инновационных  образовательных площадок по духовно­нравственному  воспитанию младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи Представленная   в   таблице   (Приложение   1)   структура,   показывает деятельность   всех   субъектов   духовно­нравственного   воспитания младших   школьников.   Руководитель   эксперимента   по   реализации проектируемой модели согласуя свои действия с директором школы, направляет   педагогическую   деятельность   заместителей   директора, методических   объединений,   классных   руководителей,   учителей, старшеклассников­кураторов, педагогов дополнительного образования и   родителей   на   духовно­нравственное   воспитание   младших школьников.   Совместная   педагогическая   деятельность   всех   субъектов образования   по   духовно­нравственному   воспитанию   младших школьников   осуществляется   посредством   уроков,   различных дополнительных   и   внеурочных   занятий,   совместных   с   родителями   и старшеклассниками мероприятий, кружков и т.д.  При   этом   учителя,   педагоги   дополнительного   образования   и родители   являются   не   только   старшими   товарищами   в   субъектно­ субъектных   отношениях   с   детьми,   но   и   руководителями, направляющими   младших   школьников   к   правильному   решению проблем, а старшеклассники­кураторы становятся не только старшими товарищами, но и положительным примером для подражания.  18 В   структуре   экспериментальных   образовательных   площадок   по духовно­нравственному воспитанию младших школьников в условиях взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи   целесообразно выделить четыре основных компонента: Первый   компонент   –   практический.  Здесь   предполагается совместная деятельность педагогического коллектива образовательных учреждений, старшеклассников­кураторов, родителей и членов семей, младших   школьников,   благодаря   чему   начинает   складываться   новая практика и наука. В результате появляются следующие виды работ: ­организация  запуска   инновационной   педагогической   технологии   в духовно­нравственном   воспитании   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­управление процессом экспериментирования с новой технологией в духовно­нравственном   воспитании   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­изучение   степени   влияния   новой   технологии   в   духовно­ нравственном   воспитании   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. Второй компонент – образовательный.  Предполагается выполнение следующих работ: ­по включению детей в совместную работу со взрослыми по решению практических проблем; ­демонстрация результатов деятельности; ­организация рефлексивной деятельности в процессе познания; ­анализ   степени   индивидуального   темпа   продвижения   и   развития всех участников совместной деятельности; ­усвоение детьми общих способов духовно­нравственного мышления и решение ими возникших проблем и др.  Третий компонент – разработческо­исследовательский.  Здесь нами предполагается: ­разработка   нового   содержания   образования   и   конструирования новых учебных предметов, таких как «Основы духовно­нравственного воспитания», «Семейная психология» и т.д.; ­разработка   методических   пособий   для   педагогов   по   духовно­ нравственному воспитанию младших школьников; 19 ­разработка методических рекомендаций для родителей по духовно­ нравственному воспитанию детей в семье; ­исследование   процессов   формирования   духовно­нравственных способностей у младших школьников и новообразований в их сознании.  Здесь Четвертый   компонент   –   рефлексивно­методический. проводится отнологическая работа: ­по   построению   идеального   объекта   практики   образования   и   ее развитие; ­разработка понятий и категорий в процессе эксперимента; ­по осуществлению анализа соотношений формы и способов первых трех компонентов структуры, на основе которого может создаваться определенный стандарт образовательных инновационных исследований по   духовно­нравственному   воспитанию   младших   школьников   в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. С целью достижения поставленных задач по духовно­нравственному воспитанию   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных учреждений и семьи нами создана модель. В   разработке   этой   модели   духовно­нравственного   воспитания младших   школьников   в   условиях   взаимодействия   образовательных учреждений и семьи мы опирались на научные труды и опыт педагогов­ исследователей (И.И. Галимзянова, А.В. Кирьяковой, Н.П. Шитяковой) и   выделили   шесть   компонентов:   целевой,   организационный, содержательный,   диагностико­ результативный,   которые   обобщенно представлены в таблице 1 (Приложение 2) и пояснены.   процессуально­коммуникативный,   рефлексивно­оценочный, Целевой   компонент  включает   в   себя   цели   и   задачи   духовно­ нравственного   воспитания   детей   и   приоритетные   идеи   построения педагогического процесса и, согласно исследованиям А.В. Кирьяковой и Н.П. Шитяковой, является ядром педагогического процесса, так как его цель – духовно­нравственное воспитание школьников. А задачами являются: создание единой воспитательной направленности в развитии личности ребенка в процессе его духовно­нравственного воспитания; удовлетворение   национально­культурных   запросов   через   систему   выбора   поступков   детьми; духовно­нравственных   оценок, 20 формирование   потребностей   в   духовно­нравственном   саморазвитии, самоактуализации и самосовершенствовании.  Учитывая   открытость   современной   образовательной   среды,   важно отметить   значимость   данного   компонента   в   плане   мобилизации совокупных   воспитательных   ресурсов   на   основе   согласованности педагогических   действий   учителей,   старшеклассников­кураторов, педагогов   дополнительного   образования   и   родителей.   Школа   в   этом пространстве   отвечает   не   только   за   согласование   их   совместных действий,   но   и   за   выработку   четких   ориентиров   в   духовно­ нравственном воспитании, разработку разнообразных оценочных шкал и способов   учета   достижений   школьников   в   плане   их   личностных изменений.  Организационный   компонент  процесса   духовно­нравственного воспитания  младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных учреждений и семьи носит полиструктурный характер. Основу   организационного   компонента   составляет   совместная воспитательная   работа   педагогического   коллектива,   кураторов младших школьников из числа старшеклассников, родителей и других, значимых для детей взрослых, наполненная конкретным содержанием.  Содержание воспитательной работы в рамках духовно­нравственного воспитания  младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных  учреждений  и семьи  заключалось в планировании  и реализации   авторской   программы   «Духовно­нравственное   воспитание младших   школьников»,   учебных   пособий   «Основы   духовно­ нравственного   воспитания»,   программ   «Формирование   семейных ценностей у обучающихся в условиях реализации новых Федеральных государственных   образовательных   стандартов»,   программы­тренинга «Мир вокруг нас», программы родительского факультатива «Основы духовно­нравственного   воспитания   детей   в   семье»   и   программы совместной воспитательной деятельности образовательных учреждений и семьи «Формирование духовно­нравственных ценностей у младших школьников»   и   др.   Эти   программные   материалы   позволили   нам выстроить   процесс   духовно­нравственного   воспитания   как целенаправленную,   специально   проектируемую   и   организуемую деятельность   педагогов   по   приобщению   младших   школьников   к 21 духовно­нравственным ценностям общества и являются для педагогов методическим руководством. Содержательный   компонент  процесса   духовно­нравственного воспитания  школьников   в   условиях   взаимодействия   образовательных учреждений и семьи  обеспечил при использовании различных форм и методов   педагогической   деятельности,   достижение   запланированных целей и результатов формирования духовно­нравственных ценностей в детях.      Процессуально­коммуникативный   компонент  процесса   духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   предусматривает использование и культурологического   подходов,   совокупность   действий   субъектов воспитательного   процесса   («педагог–младший   школьник»,   «педагог– младший школьник­родители», «ребенок–родители»), направленные на формирование духовно­нравственных ценностей. аксиологического, гуманистического   В   основу   данного   процесса   включаются   формы   деятельности, которые   призваны   обеспечивать   наполнение   всей   жизнедеятельности детей   личностным   смыслом.   Другим   системообразующим   фактором процессуально­коммуникативного   компонента   данного   процесса выступает личность педагога. Процессуально­коммуникативный   компонент   в   технологическом аспекте   включает   в   себя   этапы,   формы   и   методы   воспитательного воздействия,   а   в   социально­психологическом   –   широкую   палитру взаимоотношений взрослых и детей в школьном сообществе, различные формы   коммуникации,   которые   влияют   на   развитие   у   младших школьников   духовно­нравственных   ценностей.   Данный   компонент предполагает промежуточные результаты выявления сформированных духовно­нравственных   ценностей   у   них,   обеспечивает   целостность педагогического процесса и коммуникативную связь с внешней средой. Наряду   с   традиционными   методами   и   формами   работы,   в воспитательном   арсенале   появились   разработанные   нами психологические тренинги, деловые и ролевые игры, ситуации успеха, различные воспитывающие ситуации, часы общения и воспитательные проекты.  22 Диагностико­результативный   компонент  разрабатывался   на   основе выбора   разнообразных   методов   оценки   и   учета   промежуточных   и итоговых   результатов   духовно­нравственной   воспитанности,   а   также включал критерии и показатели духовно­нравственной воспитанности детей.   Учитывая   специфику   социокультурной   среды   сообщества образовательных   учреждений,   мы   руководствовались   такими критериями сформированности духовно­нравственных ценностей, как духовно­нравственные   чувства,   духовно­нравственное   сознание   и духовно­нравственное поведение. В   соответствии   с   избранными   критериями   и   показателями подбирались диагностические методики, которые позволяли получить достоверную   информацию   о   различных   сторонах   исследуемого феномена. Рефлексивно­оценочный   компонент  включает   в   себя   управление детьми   своим   поведением.   Содержание   рефлексивного   управления побуждает   их   к   самоанализу   на   основе   духовно­нравственных ценностей, к осознанию ответственности за свои поступки; приобщает их к технологиям рефлексии; помогает в самоопределении ее границ, стимулируя к собственному поиску резервов развития. Еще данный компонент включает оценку результативности духовно­ нравственного воспитания и их самоуправления. 3.5.Разработка модели духовно­нравственного воспитания  младших школьников в условиях взаимодействия  образовательных учреждений и семьи. Схема ее реализации Формирование   духовно­нравственной   личности   младших школьников   требует   создания   специальных   организационно­ педагогических   условий,   которые   расширяют   возможности   для духовно­нравственного совершенствования человека.  Нами определены такие организационно­педагогические условия:  –   организация   совместной   деятельности   учителей,   педагогов дополнительного   образования   и   родителей   по   определению   целей, задач, содержания разрабатываемой программы «Духовно­нравственное воспитание  младших  школьников»  и  подготовке  материалов  к серии учебных   пособий   «Основы   духовно­нравственного   воспитания»   для занятий   с   детьми   1­4   классов   и   методико­технологического 23 обеспечения   процесса   духовно­нравственного   воспитания   детей посредством   разрабатываемых   программ   совместной   деятельности «Формирование   духовно­нравственных   ценностей   у   младших школьников»   и   факультативных   занятий   для   родителей   «Духовно­ нравственное воспитание детей в семье» с целью приобщения детей к духовно­нравственным ценностям; –   организация   воспитательной   деятельности   учителей, старшеклассников   –   кураторов   младших   школьников,   педагогов дополнительного   образования   и   родителей   в   проведении   совместных мероприятий   с   целью   организации   школьной   и   внешкольной этнокультурной   воспитательной   среды,   актуализирующей   роль народной   педагогики   в   духовно­нравственном   воспитании   младших школьников,   с   целью   урегулирования   их   духовно­нравственной ориентации;  –   организация   родительских   факультативов   и   семинаров   с   целью активизации   взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи   в формировании   у   младших   школьников   духовно­нравственных ценностей,   так   как   недостаточно   реализуется   воспитательный потенциал семьи; –   создание   и   использование   педагогом   учебных   и   внеучебных воспитывающих   ситуаций   с   целью   стимулирования   у   детей потребностей   в   духовно­нравственном   самосовершенствовании   и ознакомления   их   с   возможными   ситуациями,   в   которых   они   могут оказаться в жизни.  На   основе   выбранных   подходов,   организационно­педагогических условий, форм, методов, приемов и средств мы построили модель духовно­ нравственного воспитания младших школьников (Рис. 1) (Приложение 3), представляющую собой средство управления воспитательным процессом в образовательных   учреждениях.   Ведущими   выбраны   принципы гуманистической   ориентации   воспитания,   творчества,   сотрудничества коллектива   старшеклассников   с   коллективом   учителей   и   педагогов дополнительного   образования   в   духовно­нравственном   воспитании младших школьников, соуправления, выработки единых задач в области воспитания, вертикального смешивания возрастов. 24 Периодичность образовательных циклов же изменяться, если у детей возникает   необходимость   изучения   дополнительной   информации   о духовно­нравственных ценностях. Своевременная информированность о ходе   протекания   какого­либо   процесса   позволяет   лучше   понять   его суть, а при отклонении – оперативно внести коррективы. Дети, включаясь в педагогическую деятельность, учатся действовать целенаправленно, определяя  способы  своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Полученный опыт дети используют при решении различных умственных и духовно­нравственных проблем. В   соответствии   с   задачами   исследования   и   на   основе   идеи динамической   модели   педагогического   процесса   (А.Ф.   Амиров,   Л.А. Амирова,   А.С.   Газов,   М.   Давыдов)   [9],   была   разработана  схема реализации, разработанной нами модели (Рис. 2).  В   модели   и   схеме   (Приложение   4)   ее   реализации   отражена совместная деятельность руководителя эксперимента, педагогического коллектива   школы,   педагогов дополнительного   образования   и   родителей   в   духовно­нравственном воспитании   младших   школьников.   Методологическими   подходами явились аксиологический, гуманистический и культурологический.    старшеклассников­кураторов, Целевым   предназначением   данной   схемы   служит   прогнозируемое управление и совершенствование процесса обеспечения качества духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников,   что   определяется принципами и предпосылками проведения данного исследования.  Таким   образом,   запланированный   эксперимент   даст   возможность своевременно   вмешаться   в   механизмы   образовательного   процесса,   а через   него   –   в   процессы   совершенствования   духовно­нравственного воспитания   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных   учреждений   и   семьи.   В   структуру   нашего исследования   входят   субъекты,   инструменты   и   инструментарий, комплекс экспериментальных показателей, затрагивающих содержание образования,   педагогическая   деятельность,   объединяющая   все   эти компоненты. 4.Принципы концепции духовно­нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия  25 образовательных учреждений и семьи Духовно­нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи  предполагает создание   атмосферы   поиска   духовно­нравственного   смысла   работы всего образовательного сообщества и семьи. При создании такой среды различные исследователи опирались на определенные принципы. 1 Принцип   гуманистической   ориентации   духовно­нравственного воспитания нацеливает педагога на учет индивидуальных особенностей детей, создание условий для реализации их интересов, наклонностей и способностей. 2 Принцип   творчества,   главным   условием   которого   является выбор детьми формы их участия в учебной и внеучебной деятельности, поддержка их инициатив и создание для них творческой атмосферы. 3 Принцип   сотрудничества   коллектива   старшеклассников­ кураторов   с   педагогическим   коллективом   в   духовно­нравственном воспитании детей. 4 Принцип   coyправления   предполагает   развитие   инициативы   и самостоятельности   детей,   разделение   ими   ответственности   и полномочий,   создание   демократических   и   независимых   от администрации школы детских сообществ. 5 Принцип   выработки   единых   задач   в   области   воспитания   в общеобразовательных   учреждениях   с   учетом   их   специфических проблем. 6 Принцип   вертикального   смешивания   возрастов   является эффективным   средством   в   создании   комфортной   атмосферы   в школьном коллективе. Данные   принципы   были   положены   в   основу   создания   духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. Научно­исследовательская   и   внедренческая   деятельность Лаборатории духовно­нравственного воспитания младших школьников в   условиях   взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи предполагает   реализацию   ряда  концептуальных   принципов,   которые должны   создать   благоприятные   условия   для   достижения   заданных результатов: 26 4.1. Принцип прогностичности концепции Данное   свойство   концепции   отражает   ближние   и   перспективные требования к непрерывной переподготовке педагогов после педвузов и педучилищ,   прогнозирует   соответствие   концепции   изменяющимся требованиям и новым условиям, в которых она будет реализовываться. Прогнозирование   положительных   результатов   с   необходимостью предполагает  владение   самими  педагогами   законами:  происхождения психической   деятельности,   диалектико­творческого   мышления, достижения профессиональной вершины и т.д. В   практике   образовательных   учреждений   прогнозируемость результатов   как   педагогического   труда   педагогов,   так   и,   успехов обучающихся,   имеет   фундаментальное   значение.   Связано   оно   с понятием «гарантии результатов». Традиционная методика обучения и воспитания никогда не даст гарантированного результата, потому что процесс   формирования   личности   является   неуправляемым, непрогнозируемым и поэтому – негарантируемым. Данная   концепция   духовно­нравственного   воспитания   младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи   отличается   от   известных   и   традиционных   подходов   своей прогностичностью и гарантируемостью результатов.  Широкое внедрение этой уже апробированной теории и технологии духовно­нравственного   воспитания   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи требует: ­переподготовки   всех   методистов,   педагогов   и   руководителей образовательных учреждений; ­включение   в   образовательные   планы   курсов   повышения квалификации   педагогов   изучение   спецкурсов   по   духовно­ нравственному воспитанию школьников. 4.2.Принцип рациональности концепции Данное свойство концепции определяет основные цели и способы их достижения   переподготовки   педагогов.   При   этом   изучаемые педагогические средства позволяют педагогам получать максимально высокие   результаты.   В   качестве   такого   эффективного   средства   мы предлагаем   теорию   и   технологию  духовно­нравственного   воспитания младших   школьников   в   условиях   взаимодействия   образовательных 27 учреждений   и   семьи,   которая   прогнозирует   высокие   результаты учителей, педагогов дополнительного образования, старшеклассников и родителей. Принцип   рациональности   концепции   прогрессивен   тем,   что   он направлен   на   развитие   интеллектуальных   способностей   человека,   а эмоциональный   заряд   личности   формируется   как   следствие   высоких рациональных результатов всех респондентов в духовно­нравственном воспитании   школьников   в  условиях   взаимодействия   образовательных учреждений и семьи и чувства удовлетворенности своим трудом. 4.3.Принцип реалистичности концепции Данная   концепция   обеспечивает   устранение   противоречий   между желаемым   и   возможным,   между   требованиями   и   фактами,   между целями и средствами их достижения. Также она учитывает эти условия и выдвигает лишь реалистичные, подтвержденные долголетним опытом способы подготовки и переподготовки педагогов. Реалистичная   концепция   образования   предполагает   выделение основных   педагогических   противоречий   между   общественными требованиями к образованию, методам обучения и воспитания, работе педагогов, учебной деятельности обучающихся и реальными фактами, в действительности происходящими в образовательных учреждениях. Разрешение таких педагогических проблем между требованиями и фактами   предполагает   внедрение   в   практику   образовательных учреждений   современных   знаний   и   основанных   на   них   учебных технологий духовно­нравственного воспитания младших школьников в условиях   взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи требует: ­смены типа ведущей деятельности образовательных учреждений; ­переподготовки   кадров   и   преобразования   смысла   деятельности педагогического коллектива, старшеклассников и родителей; ­внедрение организационных новаций. Эти   пути   принципиально   разрешаются   в   соответствии реалистичностью   нашей   концепции,   о   чем   свидетельствуют   высокие результаты   экспериментального   внедрения   технологии   духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   в   условиях взаимодействия  образовательных  учреждений  и  семьи  в  городских  и 28 сельских   образовательных   учреждениях   Башкортостана,   Татарстана, Удмуртии,   Амурской   и   Новосибирской   областях   и   других   регионах Российской Федерации. 4.4.Прицип целостности концепции Принцип   целостности   концепции   обеспечивает   согласованность связей   между   действиями,   входящими   в   концепцию.   Целостность духовно­нравственного   мышления   подчиняется   диалектическому закону единства противоположностей. Современный уровень научного прогресса требует сознательного применения диалектических методов познания,   что   является   гарантом   целостного   познания   предмета изучения   через   осознание   отдельных   сторон   изучаемого   понятия   и установление   внутренних   взаимосвязей   между   его   структурными компонентами. Основная задача целостно­диалектического познания – это   порождение   нового   качества   педагога   –   ведущей   силы общественного   прогресса.   Общество   должно   овладеть   важнейшим орудием   труда   –   интеллектом,   т.е.   способностью   самостоятельного, диалектического   и   духовно­нравственного   мышления.   Только   такой педагог духовно­нравственный интеллектуальный потенциал общества.   формировать     способен Принцип целостности концепции предполагает осознание педагогом законов   догматического   и   диалектического   мышления,   соотношения идеалистических   и   диалектических   способов   процесса   познания.   Без такого   целостного   осознания   и   представления   законов   единства диалектических противоположностей педагог не может гарантировать разрешение   педагогических   проблем   и   противоречий   в   духовно­ нравственном   воспитании   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. 4.5.Принцип контролируемости концепции Концепция   ориентирована   на   возможность   операционного определения   промежуточные   и   конечные   цели   в   психологической подготовке педагога. Для этого существуют способы проверки реально полученных результатов сопоставительно с заданной целью. Контролируемость   концепции   развивает   чувство   ответственности коллектива за реализацию целей и задач концепции. Это ее свойство 29 ведет   к   формированию   у   педагогов   способности   к   самоконтролю, самооценке, самоуправлению, саморегулированию и самокоррекции. Она ориентирована на организацию подготовки в двух направлениях: ­обновления   и   совершенствования   содержания   образования,   через создание   учебно­методических   комплексов   духовно­нравственного воспитания   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­освоение новейших технологий духовно­нравственного воспитания младших   школьников   в   условиях   взаимодействия   образовательных учреждений и семьи. Содержание   образования   в   соответствии   с   данной   концепцией отвечает следующим требованиям: ­педагог осознает роль наук в формировании педагогических знаний, что   психология   является   важным   звеном   в   подготовке квалифицированного педагога; ­педагог умеет изучать и выявлять определенные условия и основные   умеет   изучать закономерности   формирования   личности; индивидуальные и возрастные детей; ­педагог   способен   разработать   психолого­педагогические рекомендации   по   совершенствованию   учебно­воспитательного процесса,   развитию   познавательных   способностей   и   активизации мыслительной деятельности обучающихся. Эти   умения   и   способности   педагога   обеспечивают   ему контролируемость   результатов   педагогической   деятельности,   чем   и обеспечивается и воспитательного процесса. учебно­познавательного управляемость        4.6.Принцип подготовки конкурентоспособных педагогов При   подготовке   педагогов   мы   должны   переориентировать   их   с изучения  и констатации факта отставания  и распада личности на ее развитие   и   формирование   духовно­нравственного   потенциала.   Это может осуществиться только через педагогическую деятельность, через активное влияние педагогов на личность ребенка в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного типа. Процесс   переподготовки   и   усовершенствования   педагогов   будет протекать в системе инновационных технологий обучения и воспитания, 30 применяя   новейшие   и   эффективные   достижения   психолого­ педагогической науки. Инновационная деятельность будет направлена на   изменение   образовательной   практики   духовно­нравственного воспитания   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных   учреждений   и   семьи,   что   является   средством преобразования,   изменения   и   развития   типов   педагогического мышления и сознания педагогов в процессе их практики. В соответствии с изложенной гипотезой мы создаем новую практику образования, для которой необходимы три условия: ­наличие   интеллектуальных качеств и достаточных финансовых средств; духовно­нравственных,   необходимых   научно­ ­наличие   длительных   исследований   по  разработке   новой   теории   и практики   духовно­нравственного   воспитания   младших   школьников   в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­наличие  у  участников  инновационного  процесса  высокой  научной квалификации и профессионализма, выводящая педагогов на уровень постановки проблем саморазвития. 5.Основные задачи и содержание образования педагогов в  духовно­нравственном воспитании младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи Задачами подготовки педагогов являются: ­содействие   полноценному   личностному   и   интеллектуальному развитию   детей   на   каждом   возрастном   этапе,   формирование   у   них способности к самообразованию и самовоспитанию; ­обеспечение   индивидуального   подхода   к   каждому   ребенку   на основе   психолого­педагогического   изучения   познавательных достижений и психологических новообразований; ­профилактика и преодоление отклонений в духовно­нравственном, учебно­интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Подготовка   педагогов   должна   вестись   как   целостная   система, состоящая из трех основных направлений: ­научное   направление  изучает   закономерности   психического развития   и   формирования   личности   ребенка   с   целью   разработки способов, средств и методов профессионального применения духовно­ 31 нравственных   знаний   в   условиях   современных   образовательных учреждений.   Данное   направление   предполагает   разработку методологических   проблем   технологии   духовно­нравственного воспитания   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных учреждений и семьи. Основная функция исполнителей данного   направления   –   разработка   психодиагностических, психокоррекционных   и   развивающих   методов   работы   в   духовно­ нравственном   воспитании   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­прикладное направление осуществляет психолого­педагогическое обеспечение   всего   процесса   обучения   и   воспитания,   включая составление учебных программ, создания учебных пособий, создания психологических   оснований   дидактических   и   методических материалов,   подготовку   педагогов   с   соответствующим   образование. Данное   направление   предполагает   подготовку   педагогов,   разработку программ   подготовки,   переподготовки   и   повышения   квалификации, создание учебных пособий и др.; ­практическое направление на непосредственную работу педагогов в   образовательных   учреждениях.   Оно   обеспечивается   педагогами системы образования, задача которых – работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями образовательных учреждений и др. Развитие   прикладного   и   практического   направлений   внедрения технологии духовно­нравственного воспитания младших школьников в условиях   взаимодействия   образовательных   учреждений   и   семьи   в образовательных   учреждениях   полностью   зависит   от   развития   ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу и формирует   природу   духовно­нравственного   воспитания   младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи.   Именно   на   основе   этой   базы   создается   концепция   духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. 6.Основные требования к знаниям и умениям педагогов  в духовно­нравственном воспитании младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи 32 Компетентный педагог знает: ­методические   и   теоретические   основы   философских, психологических и педагогических аспектов; ­теорию духовно­нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­теорию   индивидуальных   и   групповых   форм   образовательной деятельности; ­средства   анализа   и   контроля   технологии   духовно­нравственного воспитания   младших   школьников   в   условиях   взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­технологию   духовно­нравственного   воспитания   младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи; умеет: ­разрабатывать   технологии   занятий   по   духовно­нравственному воспитанию; ­проводить   десять   типов   занятий   по   технологии   духовно­ нравственного   воспитания   младших   школьников   в   условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи; ­давать анализ занятий по духовно­нравственному воспитанию; ­разрабатывать   и   проводить   контрольные   срезы   по   определению уровня знаний 1 степени развития духовно­нравственного мышления; ­гарантировать   высокую   результативность   т   получение существенных психологических новообразований, таких как духовно­ нравственное   мышление,   интересы   к познавательной деятельности.   потребности,   мотивы, 7.Оновные виды деятельности образовательных  учреждений 33 Психопрофилактическая   работа.  Задача   данного   направления определяется   необходимостью   формирования   у   педагогов   и обучающихся  потребности  в духовно­нравственных знаниях,  желания использовать   их   в   работе   с   ребенком   или   в   интересах   собственного развития,   создания   условий   для   полноценного   успеха   и   развития ребенка на каждом возрастном этапе своевременного предупреждения возможных   нарушений   в   становлении   личности   и   познавательного интеллекта. Психодиагностическая   работа.  Задачей   данного   направления является углубленное психолого­педагогическое изучение ребенка на протяжении   всего   периода   школьного   детства,   выявление индивидуальных   особенностей,   определение   причин   нарушений   в учении и развитии. Развивающая и коррекционная работа. Данное направление ставит своей задачей активное воздействие педагога на развитие личности и индивидуальности   ребенка.   Это   определяется   необходимостью соответствия   развития   ребенка   природосообразным,   возрастным нормам,   оказания   технологической   помощи   педагогическим коллективам   в   обучении   и   воспитании   детей,   развития   их   духовно­ нравственных способностей и склонностей. Консультативная работа.  Задачей   данного  направления   является консультирование   родителей   и   педагогов   по   вопросам   развития, обучения и духовно­нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи. 34 Серия научно­методических разработок  «К ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫМ ИДЕАЛАМ» Типография РООМИ РБ Тираж 100 экз. Тел.: 8987141224 35 36

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи

Лаборатория духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018