Лечебная физкультура Миопия

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

реферат Лечебная физкультура Миопи
Иконка файла материала реферат по миопии.docx

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по физической культуре

 тема: Лечебная физическая культура при миопии

Преподаватель: _________

Ученик : __________

Класс: __________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

1.Понятие миопии………………………………………………………….. 4

2. Близорукость и занятия спортом……………………………………...... 7

3. Лечебная физкультура при близорукости……………………………... 8

4.Занятия лечебной физкультурой………………………………………... 9

4.1. Занятия физической культурой по избранной системе…………… 10

Заключение………………………………………………………………... 13

Список литературы……………………………………………………….. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физическая активность — одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.  Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие его в регулировании своего общего режима и, в частности, режима движений, воспитывает правильное отношение больных к закаливанию организма естественными факторами природы.                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие миопии.

Миопия (близорукость) — наиболее частый дефект зрения. Прогрессирование миопии может приводить к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. Осложненная миопия — одна из главных причин инвалидности вследствие заболеваний глаз. Медико-социальная значимость проблемы усугубляется тем, что осложненная миопия поражает людей в самом работоспособном возрасте. Многолетние исследования, выполненные в Московском научно- исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца, позволили сформулировать теорию происхождения миопии и обосновать пути и методы ее профилактики и лечения.

На основе этих исследований выделено 2 основных патогенетических звена миопии:

  • несоответствие между возможностями ослабленного аккомодационного аппарата глаз и зрительной нагрузкой;
  • ослабление прочностных свойств склеры, и ее растяжение под влиянием внутриглазного давления.

По первому механизму формируется более благоприятная форма миопии, которая остается только оптическим недостатком глаза, по второму — миопия как серьезная болезнь, склонная к прогрессированию и возникновению осложнений.

В происхождении обеих форм миопии существенное значение имеет генетический фактор, причем первая форма миопии наследуется преимущественно по аутосомно-доминантному, а вторая — по аутосомно-рецесспвному типу. Наследственно обусловленная миопия несколько раньше проявляется у девочек, чем у мальчиков. Это связано, по-видимому, с модифицирующим влиянием пола и эндокринными изменениями в организме в период полового созревания.

На основе "близнецовых исследований" показано, что по наследуемости в нисходящем порядке располагаются длина оси глаза, преломляющая сила роговицы, общая рефракция, преломляющая сила хрусталика. Установлена низкая пенетрантность и экспрессивность гена, детерминирующего миопию. Это указывает на то, что доминантно наследуемый ген миопии реализует свое действие только под влиянием неблагоприятных условий внешней среды или при взаимодействии с другими генами.

При ослабленной аккомодационной способности напряженная зрительная работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной. В этих случаях организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается главным образом посредством направленного умеренного удлинения переднезадней оси глаза в период его роста и формирования рефракции. Возникает миопия, которая хотя и несколько прогрессирует, но, как правило, не достигает более 3,0—4,0 дптр.

Через аппарат аккомодации опосредуется влияние многих неблагоприятных факторов, способствующих развитию миопии. Эти факторы либо затрудняют его деятельность:

  • неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы,
  • анизометроппя,
  • астигматизм,

либо "поражают" сам аппарат:

  • нарушение регионарной гемодинамики,
  • дисфункция цилиарной мышцы вследствие расстройства симпатической
  • парасимпатической иннервации,
  • хронические инфекционные заболевания,
  • общая гиподинамия.

На основе данных о роли ослабленной аккомодации в происхождении миопии была выдвинута идея о возможности профилактики миопии и е прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза при помощи физических упражнений и медикаментозных средств.

Разработаны специальные упражнения для цилиарной мышцы со сменными линзами, с использованием лазерного стекла и более простые домашние упражнения. Выявлено стимулирующее влияние ряда медикаментов на цилиарную мышцу. Перечисленные лечебные меры нормализуют или значительно повышают показатели аккомодации и регионарной гемодинамики и снижают частоту и степень прогрессирования миопии в 3—5 раз.

На большом клиническом материале показана принципиальная возможность предупреждения самого возникновения миопии путем проведения систематических тренировочных курсов в группе риска, т. е. у школьников с пониженным запасом относительной аккомодации.

В последнее время разработана методика бесконтактного транссклерального воздействия на цилиарную мышцу с помощью низкоэнергетического лазерного излучения. Такое воздействие улучшает все показатели аккомодации и кровоснабжение цилиарной мышцы.

Поскольку прогрессирующая и осложненная миопия вызывает утрату трудоспособности в связи с понижением зрения, изучение ее патогенеза приобретает особое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Близорукость и занятия спортом

Спорт все шире и шире входит в жизнь наших людей. Особенно велика тяга к нему детей и подростков. Однако, учитывая значительный процент близорукости среди них, следует с особым вниманием подходить к выбору соответствующего вида спорта и допустимых нагрузок.

Непременное условие для занятий спортом близоруких - это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения. Спортивные занятия могут благотворно влиять на состояние глаз при близорукости и способствовать ее стабилизации, но могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям. Все зависит от степени близорукости, а также от специфики избранного вида спорта и дозировки спортивных нагрузок.

При не осложненной, стационарной (т.е. не прогрессирующей) близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать.

В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция, т.е. линзы, надеваемые непосредственно на глазное яблоко.

При осложненной или прогрессирующей близорукости противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, например, борьба, поднятие тяжестей, с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения.

По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются лица, имеющие близорукость свыше 3 диоптрий. Если ж в процессе занятий близорукость прогрессирует и увеличивается до 6 диоптрий, то спортсмену рекомендуют прекратить активные занятия и значительно снизить нагрузки.

В то же время, как показали исследования и спортивная практика, умеренные нагрузки, занятия массовыми видами спорта (с учетом противопоказаний) способствуют, как правило, улучшению или стабилизации зрения и значительно повышают общее физическое развитие детей и подростков. Особую пользу им приносят спортивные игры, плавание, туризм.

 

 

3. Лечебная физкультура при близорукости

В комплексе лечебной физкультуры включаются как общеразвивающие, так и специальные упражнения для глаз. Учитывая, что у близоруких часто наблюдается нарушение осанки, искривления позвоночника (сколиозы) из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе на близком расстоянии. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Последние играют важную роль в усилении лёгочной вентиляции, улучшении окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того, дыхательные упражнения служат средством периодического снижения нагрузки.

Минимальная продолжительность курса лечебной физкультуры для студентов, страдающих близорукостью, составляет 3-4 месяца. Целесообразно разделить его на 2 периода подготовительный и основной (тренировочный).

Подготовительный период обычно продолжается 12-15 дней.

Задачами этого периода являются:

1. адаптация к физической нагрузке;

2. общее укрепление организма;

3. активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

4. улучшение осанки;

5. укрепление мышечно-связочного аппарата;

6. повышение эмоционального состояния.

В помещении – занятие может быть построено по типу утренней гигиенической гимнастики, с элементами самомассажа глаз и мышц задней поверхности шеи. Ориентировочная продолжительность 25-30 мин.

 

 

 

 

4.Занятия лечебной физкультурой.

Лицам с близорукостью слабой степени (3-6 дптр) необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

Ориентировочный комплекс упражнений лечебной гимнастики:

1. Исходное положение - стоя, кисти на затылке. 1-2-поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

2. Исходное положение – стоя или сидя. Медленные круговые движения головой по 8 раз в каждом направлении.

3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.

4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40-45 сек.

5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами па глазные яблоки в течение 25-30 сек.

6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1—2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.

7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30-35 сек.

8. Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.

9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1. Занятия физической культурой по избранной системе

Программа самостоятельных занятий физкультурой для лиц, имеющих близорукость средней степени, может включать разнообразные средства – подвижные и некоторые спортивные игры, занятия лёгкой атлетикой, женской и ритмической гимнастикой, турпоходы без переноски больших тяжестей, лыжные прогулки, катание на коньках и велосипеде, плавание и др. Однако важно учитывать некоторые особенности выполнения отдельных упражнений.

Лицам с близорукостью средней степени противопоказано принимать участие в соревнованиях по футболу, баскетболу, регби и хоккею из-за возможности получения травмы головы и отслойки сетчатки. Это совсем не значит, что нельзя выполнять, отдельные элементы футбола и баскетбола, тренируясь на площадке или на стадионе.

Можно заниматься также ходьбой в среднем и быстром темпе, бегом трусцой в медленном и среднем темпе, прыжками в длину и высоту (количество прыжков ограничивать до 6-8), бегом по пересечённой местности.

Занимаясь ритмической гимнастикой, используйте музыку с темпом не более 100-110 тактов в минуту, делайте паузы для отдыха, включайте в комплекс дыхательные и специальные упражнения для мышц глаз.

Находясь в турпоходе, чаще делайте привал, при этом снимайте рюкзак с плеч.

Ниже приводятся комплексы упражнений, которые рекомендуется использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.

1.     Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. 1-2 – поднять руки через стороны вверх, потянуться – вдох, передать мяч в левую руку; 3- 4 – руки через стороны опустить – выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая голову. Повторить 6-8 раз.

2.     Исходное положение – стоя, руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.

3.     Исходное положение – стоя, держать мяч сзади. 1 – отвести плечи назад – вдох, 2 – наклониться вперёд прогнувшись (спина прямая), руки отвести назад – вдох. Смотреть на неподвижный предмет, находящийся на уровне головы. Повторить 10-12 раз.

4.     Исходное положение - стоя, держать мяч сзади. 1 – присесть, мячом коснуться пола, туловище держать прямо, 2 – вернуться в исходное положение, смотреть на неподвижный предмет на уровне головы. Повторить 10-16 раз.

5.     Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. Круговые движения туловищем (тазом), мяч передавать из одной руки в другую по кругу. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.

6.     Исходное положение – стоя, мяч держать впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8-10 раз каждой ногой.

7.     Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. 1 – мах правой ногой вперёд – вверх, мяч из правой передать в левую руку под ногой; 2 –опустить ногу; 3-4 – то же, передавая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.

8.     Исходное положение – стоя, мяч прижать ко лбу. 8-10 раз надавить лбом на мяч (не сильно!), затем мяч прижать к затылку и вновь 8-10 раз надавливать на мяч. Повторить 2—3 раза.

9.     Исходное положение – сидя, закрыть глаза и выполнять самомассаж мышц задней поверхности шеи в течение 40—45 сек.

10. Выполнить упражнение «метка на стекле» в течение 1—2 мин.

11. Бег на месте в среднем темпе (варианты: выбрасывая прямые ноги и вперед или назад, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пяткой касаться ягодиц) в течение 1-2 мин. с последующим переходом на ходьбу.

12. Исходное положение – стоя, руки вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 4-6 раз.

13. Исходное положение – сидя на полу, упор руками сзади, мяч держать стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами. Смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.

14. Исходное положение – сидя па полу, упор руками сзади. Не отрывая рук и стоп от пола, трижды сгибать и разгибать ноги, подавая туловище вперед, затем сесть. Повторить 4-6 раз.

15. Исходное положение – сидя па полу, упор руками сзади. 1 - поднять туловище (таз), голову назад, прогнуться, 2 - вернуться в исходное положение. Повторить 8—10 раз.

16. Исходное положение – лежа на спине, мяч между стопами. 1 — поднять ноги и коснуться мячом пола за головой, 2 - вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.

17. Исходное положение – лежа па спине, ноги согнуты, коленями сжать мяч. Ритмично надавливать па мяч в течение 10-15 сек. Повторить 10—15 раз.

18. Исходное положение - лежа па спине, ноги согнуты, коленями сжать мяч, руки согнуты. 1-2 – наклонить согнутые ноги в сторону, коленом коснуться пола, 3-4 – наклонить ноги в другую сторону. Повторить 10- 12 раз.

19. Упражнение то же, но стопы оторваны от пола. Повторить 8—10 раз.

20. Исходное положение – лежа на спине, мяч держать впереди. Поднять голову и плечи, сесть и вновь лечь. Глазами следить за мячом. Повторить 8-10 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

ЛФК — метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма — движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности больного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Под редакцией Анисимова «Физкультура при близорукости», Москва 1993г.

2. Медицинский журнал, 1996г.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Миопия