ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Оценка 4.7

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
14.01.2017
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Цель деятель- ности учителя Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах Тип урока Постановка и решение учебных задач Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Урок 20. Лексическое значение слова.docx

Урок 20
Лексическое значение слова

Цель деятель-
ности учителя

Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковый словарь русского языка.

3. Интернет-ресурсы:

•  http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

•  http://www.elenasadigova.ucoz.ru/publ/peremena/fizkultminutki/fizminutki_dlja_glaz/63-1-0-158

Оборудование

Интерактивная доска, проектор (по возможности)


Окончание табл.

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись задач темы, элементов букв, предложения

Основные понятия и термины

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. Слово с непроверяемым написанием. Толковый словарь

 

организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

– Что было задано на дом? Проверим, как вы
выполнили домашнее задание (учитель берет несколько тетрадей на проверку).

 

Проводит обсуждение выполненной работы
с точки зрения стилистики (построения) пред-ложений, при этом обращая внимание на связь слов в предложении, содержательную основу каждого предложения. Организует проверку правильности выделения главных членов пред-
ложения

– Выполнить упр. 39 на
с. 18 в рабочей тетради.

Зачитывают составленные предложения

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей

Правиль-но выпол-ненные
задания упраж-
нения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений
по названию раздела и тем

– Откройте учебник на с. 39. Мы начинаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

– Что означают слова, составляющие название темы?

– Верно. Вот основные вопросы, которые мы рассмотрим на уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи
проектора на интерактивную доску)
:

•  Лексическое значение слова.

– Что значит определить лексическое значение слова?

 

 

•  Работа с толковыми словарями.

– В каких словарях можно узнать о лексическом значении слова?

– «Лексическое значение слова. Как определить
лексическое значение
слова?».
Однозначные
и многозначные слова.

Ответы уча-щихся.

 

 

 

 

 

– Это значит сказать, что оно обозна-
чает.

 

– В толковых словарях рус-ского языка
дается объяс-
нение лекси-

Фрон-тальная

П – ориентируются в учебнике; извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания»

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

Учитель демонстрирует толковые словари.

– В учебнике на с. 152–153 есть толковый
словарь.

•  Однозначные и многозначные слова.

– Какие слова называются однозначными?

 

 

 

– А многозначными?

 

 

– На какие вопросы вы бы хотели получить
ответы?

ческих значений слов.

 

 

 

 

– Слова, которые имеют одно лексическое значение.

– Слова, имеющие два и более значения.

Ответы уча-щихся

 

 

 

III. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ
строения букв-знаков, овладение начер-таниями букв, соеди-нений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

 

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Заглавной
и строчной букв Л, л.

 

 

 

 

 

Выполняют
задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных

 

 

 

 

IV. Повторение
изученного мате-
риала.

1. Работа
по учеб-
нику,
с. 40–41, упр. 65

Работа
со схемой
с целью актуализации знаний о лексическом значении слова, об одно-значных и многозначных словах.

– Рассмотрите схему в учебнике на с. 41. Рас-смотрите иллюстрации и прочитайте слова –
названия каждой иллюстрации.

Учитель обращает внимание на правильное
произнесение слов.

– Вспомните! То, что обозначает слово, является его лексическим значением, которое можно определить по толковому словарю. Объясните лексическое значение слова «грач».

Грач – перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива.

– Объясните лексическое значение слова
«гитара».

Гитараструнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в форме восьмерки.

– Прочитайте лексическое значение слова
«перстень».

– Объясните лексическое значение слова
«парта».

Парташкольный стол с наклонной доской,
соединенный со скамьей.

– Объясните лексическое значение слова
«глобус».

Выполняют
задание.

 

 

 

 

 

Ответы
учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют
задание.

Ответы уча-щихся.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют различные способы поиска информации, владеют
навыками смыслового чтения текстов (словарных
статей) в соответствии с учебной задачей.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осу-ществляют поиск средств их дости-жения, планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей.

 

Объясне-ние лексического значения слова.

Составление и запись предложения.

Выполнение упражнений
физкульт-минутки
(четко
следуя инструкции учи-
теля)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

Глобуснаглядное пособие – модель земного шара, обычно вращающаяся на подставке.

– Сколько значений у данных слов?

– Как называются такие слова?

 

– Прочитайте ниже многозначные слова.

 

– Почему им дали такое название?

 

 

– Какие лексические значения имеет слово
«листок»?

– В толковом словаре, чтобы найти лексическое значение слова «листок», нужно искать слово «лист».

Лист1. Орган воздушного питания и газооб-мена растений в виде тонкой, обычно зеленой пластинки. 2. Тонкий плоский кусок, пласт какого-нибудь материала. 3. Единица исчисления
печатного текста. 4. Документ, удостоверяющий какое-нибудь право или содержащий какие-
нибудь предписания.

Можно спросить о лексических значениях других слов: «земля», «каток», «язык».

– Назовите примеры однозначных и многозначных слов.

 

 

– Одно.

– Однозначные.

Выполняют
 задание.

– Эти слова имеют несколько значений.

Ответы уча-щихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К – слушают
взрослого и сверстников, излагают
и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, признают возможность
существования
различных точек зрения.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

Упражнения физкульт-
минутки

– О словах-синонимах и словах-антонимах мы будем вести речь на следующем уроке.

– Составьте предложение с одним из данных
в схеме слов. Запишите его.

Затем проводится проверка выполненного
задания.

Физкультминутка

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг

 

 

Выполняют
задания.

 

 

 

Держа голову неподвижно, выполняют упражнения

 

 

 

2. Работа
по учебнику, с. 42, упр. 67

Работа
с толковым словарем.

 

 

 

 

Словарная работа

– Откройте в учебнике с. 42. Найдите упр. 67. Найдите в толковом словаре, размещенном
в учебнике, лексические значения слов: «герб», «журавль», «заря», «альбом». Обратите внимание, что слова в словаре расположены в алфа-витном порядке. Прочитайте однозначные
слова.

– Какие лексические значения имеют слова
«журавль» и «заря»?

– Выпишите из словаря толкование слова «альбом».

– А вы знаете, что в латинском языке значение слова «альбом» отличалось от современного? Раньше слово «альбом» означало «белая доска»,

Выполняют
задания.

 

 

 

 

– Герб, альбом.

Отвечают
на вопрос.

Выполняют
задание.

Внимательно слушают.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют различные способы поиска инфор-мации, владеют
навыками смыслового чтения текстов (словарных
статей) в соответствии с учеб-ной задачей.

Р – принимают
и сохраняют цели
и задачи учебной деятельности,

Использование толкового
словаря.

Запись
и запоминание словарного слова


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

на этой доске писали сообщения. Потом этим словом стали называть тетрадь с белыми стра-ницами. И сейчас название осталось прежним, хотя теперь альбомы бывают и не с белыми
страницами.

– Прочитайте это слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания?

– Это орфограмма. Назовите ее.

 

 

– Слово «альбом» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.

– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо
запомнить.

– Дома заучите правильное написание слова
наизусть

 

 

 

Отвечают
на вопросы.

– «Безударная гласная в корне слова».

Выполняют
задания

 

осуществляют поиск их достижения, планируют,
контролируют,
оценивают учебные действия
в соответствии
с поставленной
задачей.

К – слушают
аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

 

V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 41, упр. 66

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются  в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную

 


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 20 Лексическое значение слова

Урок 20 Лексическое значение слова

Окончание табл. Наглядно- демонстрационный материал

Окончание табл. Наглядно- демонстрационный материал

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 на этой доске писали сообщения

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 на этой доске писали сообщения

V. Итог урока. Рефлексия деятельности

V. Итог урока. Рефлексия деятельности

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7 деятельность на уроке

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7 деятельность на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017