Урок 20
Лексическое значение слова
Цель деятель- |
Создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах |
Тип урока |
Постановка и решение учебных задач |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои
достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения |
Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Толковый словарь русского языка. 3. Интернет-ресурсы: • http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm • http://www.elenasadigova.ucoz.ru/publ/peremena/fizkultminutki/fizminutki_dlja_glaz/63-1-0-158 |
Оборудование |
Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Окончание табл.
Наглядно- |
Запись задач темы, элементов букв, предложения |
Основные понятия и термины |
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. Слово с непроверяемым написанием. Толковый словарь |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и
раз-вивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формируемые |
Проме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Проверка домашнего задания |
Работа над упражнением с целью выявления умения |
– Что было задано на дом? Проверим, как вы
Проводит обсуждение выполненной работы |
– Выполнить упр. 39 на Зачитывают составленные предложения |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
Р
– владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
|
Правиль-но выпол-ненные |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
II. Постановка |
Формулирование учебных задач на основе выдвижения
гипотез, предположений |
– Откройте учебник на с. 39. Мы начинаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте тему урока.
– Что означают слова, составляющие название темы? – Верно. Вот основные вопросы, которые мы рассмотрим
на уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи • Лексическое значение слова. – Что значит определить лексическое значение слова?
• Работа с толковыми словарями. – В каких словарях можно узнать о лексическом значении слова? |
– «Лексическое значение слова. Как определить Ответы уча-щихся.
– Это значит сказать, что оно обозна-
– В толковых словарях рус-ского языка |
Фрон-тальная |
П – ориентируются в учебнике; извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника. Р
– осознают К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания» |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Учитель демонстрирует толковые словари. – В учебнике на с. 152–153 есть толковый • Однозначные и многозначные слова. – Какие слова называются однозначными?
– А многозначными?
– На какие вопросы вы бы хотели получить |
ческих значений слов.
– Слова, которые имеют одно лексическое значение. – Слова, имеющие два и более значения. Ответы уча-щихся |
|
|
|
III. Минутка чисто-писания |
Упражнения на детальный анализ |
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите |
– Заглавной
Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р
– осознают |
Написание элементов букв |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Посмотрите и отметьте элементы, которые |
|
|
|
|
IV. Повторение 1. Работа |
Работа |
– Рассмотрите схему в учебнике на с. 41.
Рас-смотрите иллюстрации и прочитайте слова – Учитель обращает внимание на правильное – Вспомните! То, что обозначает слово, является его лексическим значением, которое можно определить по толковому словарю. Объясните лексическое значение слова «грач». Грач – перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива. – Объясните лексическое значение слова Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в форме восьмерки. – Прочитайте лексическое значение слова – Объясните лексическое значение слова Парта – школьный стол с наклонной доской,
– Объясните лексическое значение слова |
Выполняют
Ответы
Выполняют Ответы уча-щихся. |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– используют различные способы поиска информации, владеют Р
– принимают
|
Объясне-ние лексического значения слова. Составление и запись предложения. Выполнение упражнений |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Глобус – наглядное пособие – модель земного шара, обычно вращающаяся на подставке. – Сколько значений у данных слов? – Как называются такие слова?
– Прочитайте ниже многозначные слова.
– Почему им дали такое название?
– Какие лексические значения имеет слово – В толковом словаре, чтобы найти лексическое значение слова «листок», нужно искать слово «лист». Лист – 1. Орган воздушного питания и
газооб-мена растений в виде тонкой, обычно зеленой пластинки. 2. Тонкий
плоский кусок, пласт какого-нибудь материала. 3. Единица исчисления Можно спросить о лексических значениях других слов: «земля», «каток», «язык». – Назовите примеры однозначных и многозначных слов. |
– Одно. – Однозначные. Выполняют – Эти слова имеют несколько значений. Ответы уча-щихся.
|
|
К
– слушают Л
– проявляют интерес к предмету, стремятся |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Упражнения физкульт- |
– О словах-синонимах и словах-антонимах мы будем вести речь на следующем уроке. – Составьте предложение с одним из данных Затем проводится проверка выполненного Физкультминутка Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг |
Выполняют
Держа голову неподвижно, выполняют упражнения |
|
|
|
2. Работа |
Работа
Словарная работа |
– Откройте в учебнике с. 42. Найдите упр. 67.
Найдите в толковом словаре, размещенном – Какие лексические значения имеют слова – Выпишите из словаря толкование слова «альбом». – А вы знаете, что в латинском языке значение слова «альбом» отличалось от современного? Раньше слово «альбом» означало «белая доска», |
Выполняют
– Герб, альбом. Отвечают Выполняют Внимательно слушают. |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– используют различные способы поиска инфор-мации, владеют Р
– принимают |
Использование толкового Запись |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
на
этой доске писали сообщения. Потом этим словом стали называть тетрадь с
белыми стра-ницами. И сейчас название осталось прежним, хотя теперь альбомы
бывают и не с белыми – Прочитайте это слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее.
– Слово «альбом» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте – Дома заучите правильное написание слова |
Отвечают – «Безударная гласная в корне слова». Выполняют |
|
осуществляют
поиск их достижения, планируют, К
– слушают |
|
V. Итог урока. Рефлексия деятельности |
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная |
– Над какой темой работали на уроке? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: учебник, с. 41, упр. 66 |
Отвечают |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
деятельность Л
– проявляют интерес к предмету, стремятся |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.