Лексика, отражающая деревенский уклад жизни, в лирике Сергея Есенина
Оценка 4.9

Лексика, отражающая деревенский уклад жизни, в лирике Сергея Есенина

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература +1
30.01.2020
Лексика, отражающая деревенский уклад жизни, в лирике Сергея Есенина
русский язык.docx

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

 

 

 

Исследовательская работа

по дисциплине: «Русский язык и культура речи»

Лексика, отражающая деревенский уклад жизни, в лирике Сергея Есенина

                                        

 

 

Работу выполнила:

студентка 1 курса очного отделения (гр. 114)

Фомина А.Н.

Научный руководитель:

Кара-Мурза Е.С.

 

Москва

2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Деревня и природа в лирике Есенина..……………………………………….4

Использование изобразительно-выразительных средств………………….4

Функции диалектной лексики…………………………………….......……….7

Домашнее хозяйство, быт………………………………………………..……12

Лексика, отражающая досуг крестьянства……………………………..…..13

Выводы………………………………………………………………………......13

Библиография…………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В творчестве Есенина тема родины занимает главное место. Это связано с детством писателя: ранние годы своей жизни он провёл в деревне, в селе Константиново (Рязанская область). Поэт рано покинул родной край. Какое-то время он жил в Москве, Петербурге, а потом, женившись, стал путешествовать по Европе. Несмотря на разлуку с домом, писатель ещё глубже проникся чувством любви к отчизне, что не могло не отразиться на его творчестве. Именно поэтому в произведениях автора мы так часто встречаем описание деревенского уклада жизни, порядков и обычаев, характерных русской культуре. Сам Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».  «Русское начало», которое так важно было для Есенина в годы кардинальных перемен в стране, писатель видел в деревне – хранительнице культуры и традиций русского человека. Именно поэтому деревня является сквозной темой в его произведениях.  

Актуальность работы

Тема, выбранная мною для подробного изучения и написания работы актуальна ввиду значимости специальной лексики, используемой автором. Определённый словарный состав позволяет поэту особенно ёмко отобразить все стороны деревенского быта и является неотъемлемой компонентой в создании колорита произведения.

Цель

Продемонстрировать роль специальной лексики в творчестве писателя и функции, которые она выполняет.

Задачи

·        Рассмотреть стихотворения, в которых автор прибегает к использованию специфической лексики для раскрытия деревенского уклада жизни;

·        Провести подробный анализ языка произведений;

·        Дать толкование сложным для понимания словам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деревня и природа

Рассуждая о деревенском укладе жизни, отображённом в лирике Есенина, невозможно обойти стороной важнейшую составляющую этой темы – описание природы, на фоне которой разворачиваются события.

«Радуница» - первый сборник стихов Есенина, включающий в себя стихотворения, посвящённые описанию деревенского быта и природы. 

Поле в лирике Есенина выступает символом России, родины: «О Русь — малиновое поле /И синь, упавшая в реку,-/Люблю до радости и боли/Твою озерную тоску» (стихотворение «О Русь — малиновое поле»).

Неотъемлемой частью быта русского человека во времена Есенина являлся конь (кобыла, лошадь), который существенно облегчал повседневную крестьянскую работу и символизировал хозяйственный труд. В лирике поэта зачатую можно встретить образ коня. Например, в стихотворении «Табун» Есенин рисует картину отдыхающих коней, которые ждут завтрашнего дня для выполнения новой работы. Украдкой мы замечаем и человека, который также причастен к происходящему:

«Погасло солнце. Тихо на лужке. // Пастух играет песню на рожке. // Уставясь лбами, слушает табун, //Что им поет вихрастый гамаюн».

Использование изобразительно – выразительных средств

Деревенский уклад жизни создают и животные, и окружающая природа. Лексика поэта наполнена всяческими изобразительно-выразительными средствами – тропы, стилистические фигуры играют важнейшую роль в построении произведения.

·        Эпитеты: просторы полей, прозрачные озера и реки, «рощи золотые», «плакучие ивы»

·        Олицетворения: «Заколдован невидимкой, /Дремлет лес под сказку сна. /Словно белою косынкой /Повязалася сосна» («Пороша»). Природа в лирике Есенина приобретает черты человека.

·        Сравнения: «Мне навстречу, как сережки, / Прозвенит девичий смех». Автор описывает берёзу, сравнивая её образом девушки; в этом же стихотворении лирический герой отождествляет себя с «захожим богомольцем». Таким образом родина в представлении поэта возвеличивается до храма. («Гой ты, Русь, моя родная...»).

Диалектная лексика широко используется автором в его творчестве. Есенин воссоздает в стихотворениях особенности звучания рязанской речи (так как родился и вырос поэт в селе Рязанской области), включает некоторые местные словообразовательные явления, рязанскую диалектную лексику.

Диалект, используемый Есениным, можно разделить на 2 группы:

1.     Диалектизмы, понятные читателю ввиду их частого употребления русскими писателями и принадлежности ко многим русским говорам. Например, «дуброва», «аль», «шибко», «лежанка» и т.д.

«Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку»

(«Шёл Господь пытать людей в любови», 1914).

2.     Местные слова. Смысл таких слов затруднителен без подробного объяснения. Даже в широком контексте определение значений местных слов будет сложным, необходимо толкование. Примеры местных слов: «подожок» - дубинка, трость; «кулижка» - крутой изгиб, поворот реки (арх.); «бластиться» - казаться; мерещеться; «косники» - лента или шнурок, вплетаемые в косу, и др.

«Улыбаются старушки,

Приседают старики.

Смотрят с завистью подружки

На шелковы косники»

(«Плясунья», 1915).

Функции диалектной лексики

·        Основной функцией диалектной лексики в творчестве Есенина является подлинное изображение русской природы, культуры, характеров.

В стихотворении «Вечер, как сажа» автор даёт очень подробное описание внутреннего убранства избы. Здесь автор также использует этнографизмы (лексические диалектизмы; слова, которые используются для обозначения предметов, характерных той или иной местности).
Стихотворение «Вечер, как сажа» описывает тёплую вечернюю обстановку в доме, и немаловажным элементом в описании убранства избы является слово «гасница» - маленькая керосиновая лампа без стекла, коптилка. Использованное автором слово подчёркивает уют, царящий в доме и напоминает о типичном деревенском укладе жизни:

«Пляшет гасница, 
Прыгает
    тень, 
В
   окна   стучится 
Старый
   плетень».
Похожее стихотворение «Задымился вечер…» также включает в себя этнографизмы:

«Вьются   паутины   с   золотой   повети. 
Где-то
   мышь   скребется   в   затворенной клети…».

Поветь – это помещение под навесом на крестьянском дворе.
В стихотворении «Русь» автор, описывая мирный уклад жизни деревни в ночное время суток, подчеркивает обстановку тишиной природы: всё дремлет, слышен храп лошадей. И здесь автор также использует диалектную лексику:

 «По   дворам   в   погорающем   инее 
Над
   застрехами   храп   лошадей».

Застреха — полукрыша, намёт соломы у карниза (толкование С. А. Есенина, т. 1, стр. 351).

Образец «деревенской поэзии», стихотворение «В хате» (1914) подробно описывает внутреннее убранство избы, деревенский быт и повседневную жизнь крестьян.

Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз…
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко...

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Дежка – кадка (бочка) для кваса из дерева;

Махотка – глиняный горшок для молока;

Кудлатый – лохматый, мохнатый;

Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для лошади.

В стихотворении «В Хате» встречаются даже элементы русской крестьянской кухни – драчёны – пышные блины, в составе которых пшённая мука, сбитая с яйцами и молоком; иногда представляет собой нечто вроде омлета.

·        Специфическая лексика, выбранная Есениным для отображения деревенского уклада жизни, позволяет нам более ярко представить картину русской рязанской избы: слова, характерные этой местности, переносят нас на родину поэта.

Деревенский быт, а точнее, сельская улица, изображается автором путем использования диалектизмов и в стихотворении «Пойду в скуфье смиренным иноком…»:

«Глядя за кольца лычных прясел,

Я говорю с самим собой:

Счастлив, кто жизнь свою украсил

Бродяжной палкой и сумой».

Прясло – приспособление, используемое для сушки сена (состоит из продольных жердей на столбах).

·        С помощью лексических диалектизмов Есенин даёт характеристики своим героям (крестьянам, преимущественно живущим в селе Константинове Рязанской области). Названия одежды также имеют диалектические черты (слова деревенского распространения):

1.     «Эх, достану я ей пикой//Душегрейку на меху» («Удалец», 1915).

Душегрейка – тёплая кофта без рукавов (бывает на меху или на вате), может быть короткой.

2.     «Что ты часто ходишь на дорогу//В старомодном ветхом шушуне» (Письмо к матери, 1924).

Шушун – предмет женской верхней одежды.

3.     «На плечах его котомка//Стягловица в две тесьмы…» («Микола», 1915).

Стягловица – бечёвка.

4.     «Кто-то в солнечной сермяге// На осленке рыжем едет» («Сохнет стаявшая глина…», 1914).

Сермяга – верхняя одежда, кафтан из грубого сукна.

5.     «Отряхают старухи дулейки,//Вяжут девки косницы до пят» («По дороге идут богомолки», 1914).

Дулейка – ватный женский жилет. В Константинове (родном селе поэта) это слово имеет особенную известность.

«Дулеточкя» — безрукавка: а — вид спереди; б — вид сзади.

Село Чернава, Милославский район, 1960-е годы.

URL:http://rjaz.net/publ/rjazanskaja_dialektnaja_leksika/dialektnaja_leksika_v_poehzii_sergeja_esenina_6_chast/2-1-0-14

6.     «Идет в златой ряднине//Твой Алексей Кольцов» - («О Русь, взмахни крылами…»).

Ряднина – грубый холст, изготавливаемый из низкокачественного льна.

Нужно заметить, что некоторые диалектизмы Есенин употребляет и в прямом, и в переносном значениях. Например, слово «косники» (ленты, вплетаемые в косы):

«Заслонили    вётлы    сиротливо

Косниками    мёртвые    жилища.

Словно   снег,    белеется    коливо  —

На   помин   небесным   птахам   пища».

В данном отрывке слово употребляется в переносном значении. Косники – это ветви былой ивы, тонкие, как ленточки, в данном контексте.

«Улыбаются    старушки,

Приседают    старики.

Смотрят    с    завистью    подружки

На    шелковы    косники».   

В приведенной выше цитате слово «косники» имеет прямое значение – украшение.

Домашнее хозяйство, быт

Женщины-крестьянки с раннего детства занимались ткачеством, что также нашло своё отражение в творчестве Есенина.

«Выдёргивая    нитку   из   кудели,

С    веретеном

Ведёт    беседу    мать».

Кудель – это волокнистый материал, обработанный для пряжи.

Лексика, отражающая досуг крестьянства

Крестьянская молодёжь, несмотря на заботы о хозяйстве, также любила и веселье (песни, частушки, пляски и т.д.):

«Заиграй,   сыграй,   тальяночка,   малиновы   меха,

Пусть   послушает   красавица   прибаски   жениха».

Тальянка – разновидность гармони.

 

Выводы

Лексические диалектизмы, которые составляют основу лирического произведения в творчестве С. Есенина, выполняют множество функций. Для того, чтобы наиболее ясно и полно проникнуться идеей автора, необходимо уметь распознавать специфическую лексику, используемую поэтом, понимать её значение. Только в этом случае читатель сможет постичь глубину мысли, заложенную писателем в произведении.

 

 

 

 

 

 

Библиография:

1.     Есенин С. Собрание сочинений в трёх томах. — М.: Правда, 1977.

2.     Локшина, Б. С. Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении. — Л.: Просвещение, 1978.

3.     Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. – M.: Знание, 1972.

4.     Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. — М.: Просвещение, 1978.

5.     Смирнова, Л. А. Русская литература XX века. — М.: Просвещение, 1999.

6.     Шипулина Г. И. Словарь языка Есенина. Имя существительное. — Баку: Мутарджим, 2013.

7.     Воспоминания о Сергее Есенине // С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. 1. — М.: Просвещение, 1999.


 

8.     Скачано с www.znanio.ru

Московский государственный университет имени

Московский государственный университет имени

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ В творчестве Есенина тема родины занимает главное место

ВВЕДЕНИЕ В творчестве Есенина тема родины занимает главное место

Задачи · Рассмотреть стихотворения, в которых автор прибегает к использованию специфической лексики для раскрытия деревенского уклада жизни; ·

Задачи · Рассмотреть стихотворения, в которых автор прибегает к использованию специфической лексики для раскрытия деревенского уклада жизни; ·

Деревня и природа Рассуждая о деревенском укладе жизни, отображённом в лирике

Деревня и природа Рассуждая о деревенском укладе жизни, отображённом в лирике

Эпитеты: просторы полей, прозрачные озера и реки, «рощи золотые», «плакучие ивы» ·

Эпитеты: просторы полей, прозрачные озера и реки, «рощи золотые», «плакучие ивы» ·

Улыбаются старушки, Приседают старики

Улыбаются старушки, Приседают старики

Старый плетень». Похожее стихотворение «Задымился вечер…» также включает в себя этнографизмы: «Вьются паутины с золотой повети

Старый плетень». Похожее стихотворение «Задымился вечер…» также включает в себя этнографизмы: «Вьются паутины с золотой повети

А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты,

А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты,

Прясло – приспособление, используемое для сушки сена (состоит из продольных жердей на столбах)

Прясло – приспособление, используемое для сушки сена (состоит из продольных жердей на столбах)

Дулеточкя» — безрукавка: а — вид спереди; б — вид сзади

Дулеточкя» — безрукавка: а — вид спереди; б — вид сзади

Нужно заметить, что некоторые диалектизмы

Нужно заметить, что некоторые диалектизмы

Кудель – это волокнистый материал, обработанный для пряжи

Кудель – это волокнистый материал, обработанный для пряжи

Библиография: 1. Есенин

Библиография: 1. Есенин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020