Структурные компоненты уроков русского языка.
Известно,что каждый урок, который проводится учителем, обладает определенной структурой. Можновыделитьследующие структурные компоненты урока:
а) организационный момент (начало урока);
б)проверка письменных домашних заданий;
в)устный опросу учащихся;
г)психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний;
д) изучение нового материала;
е)закрепление знаний, уменийи навыков (на уроках изучения нового материала);
ж) работаподальнейшемууглублениюиобобщениюзнаний,умений и навыков (на уроках, главной целью которых является закрепление,обобщение и систематизациязнаний);
з). задание на дом;
и)подведение итогов урока.
НАЧАЛО УРОКА
Эту часть урока, продолжительностью от одной до полутора минут, в школьной практикеназывают организационным моментом.. Войдя в класс, учитель за весьма короткий промежуток времени должен выяснить многое: все лиучащиеся явились на занятие, у всех ли на партах имеются необходимыеучебные пособия, тетради, словари, кто изучеников пришел в класс после длительного перерыва , каково санитарное состояние класса .
Между тем в школьной практике нередкоможно наблюдать случаи,когда учитель с целью предельной экономии времени начинает урок сразу же с выполнения учащимися, какого-либозадания. Ученики, например, производятграмматический разбор, исправляют ианализируют ошибки, допущенные в письменных работах, пишутсловарный диктант и т.п.
Однако подобный подход к организацииработы учащихся в самомначале урока может серьезно помешать учителю: если учащиеся еще не успокоились после шумных игр на перемене, внимание ихне переключилось на учебную деятельность и они еще не осознали основных целейурока, то работа, начатая ими сразу жепосле того, как учитель вошел в класс, может оказатьсянедостаточно результативной. А это, в своюочередь, может отрицательно повлиять на последующий ход урока.
Поэтому учителю ни в коем случае нельзя упускать из полязрения таких моментов в работе с учащимися,как организация внимания класса,постановка учебных целей. Весьма полезно в начале урока сообщить учащимся о том, чем будет заниматься класс втечение 45минут, какие навыки должныполучить учащиеся в ходе работы надучебной темой, с какимитрудностями в работе они встретятся.
Нелишними могут оказатьсязамечания и о внешнем виде учащихся, о порядке в классе. Однако такие замечания не следует повторять из урока вурок,— иначе они могутпотерять свое воспитательное значение. Отсутствие же таких замечании может отрицательно сказаться на воспитанииу учащихся навыковкультуры поведения. Ведь школьники могут полагать, что главное дляних —это учебная работа, а все остальное неимеет значения, Отсюда исписанные парты, мусор в классе невытертаядоска.
Особого внимания учителя заслуживают ученики,которые долгое
время из-за болезни отсутствовалив классе. Несколько теплых слов в их адрес, улыбка одобрения — всеэто помогает школьникампроникнуться убеждением, что учитель и классный коллектив в целом своевременно придут имна помощь и онипреодолеют отставание в учебе.
Пойдя в класс, учитель должен сразу жепочувствовать настроениекаждого учащегося, отметить для себя изменения в поведении отдельных школьников, чтобы знать, к кому скакой меркой подойти на данномуроке. Иначе педагог начнет работать вслепую.
Весьмаценно, если дежурныепо классу приучены подавать рапортички, где записываются фамилии учащихся, не явившихся на занятие. Отметки в классном журнале опропусках занятий учащимисяучитель может сделать в ходе урока. Однако, если урок по расписанию не первый, учителю следует спросить, не отсутствует ли на уроке еще кто-либо из учащихся, кромезаписанных в рапортичке.
2.УСТНЫЙОПРОС УЧАЩИХСЯ.
Многочисленныенаблюдения за работой учителей русского язык показывают,чтовшколахнередкоприменяютсяоднообразные способыустного опроса учащихся. Одним из таких способов являетсяфронтальныйопрос.
Известно, что оценка при подобномопросе ставится в концеурока за сумму ответов учащихся с учетом качества выполнения ими письменных работ (такназываемый «поурочный балл»).Однако абсолютизация этого вида опроса, сведение eго к единственно возможному способу оценки знаний, умений инавыков может породить ряднегативных явлений в работе учителя q учащимися.
При указанном способеопроса на уроках прежде всего не создаетсяусловий для развития устной монологической речи учащихся. Что же касается домашней работы, то учащиеся,выполняя все возможные письменныезадания учителя, обычно довольно безразлично относятся в процессе подготовки уроков дома к освоению теории, надеясь получить на последующих урокахдостаточно высокие «поурочные баллы»за участие в беседе анализирующего характера, которая обычно проводитсяв ходе выполнения классом разного родаписьменных работ и предполагает краткий обмен учебной информацией между учителем и учащимися. В результате этого знанияучащихся могут оцениваться недостаточно объективно.
Основнымспособом определения уровня знаний, умений и навыков школьников должен бытьиндивидуальный опрос, проводимыйпод контролем и при активном участии в работе всех учащихся данного класса.Способов активизации работы учащихся в данном случае можно назвать немало: это и «перекрестная»постановка вопросов (отучителя к классу и от класса к отвечающему и к учителю), и требование составить план ответа ученика,стоящего у доски, и взаимное рецензирование ответов, и дополнения к ответу, и включение в опрос учеником,отвечающим у доски, кого-либо из своих товарищей, и т. п.
Следуетиметь в виду, что индивидуальный опрос весьма ценен но только как способ болееуглубленной и разносторонней проверки знаний учащихся, но и как средство совершенствования ихречевых навыков,эмоционально-волевой сферы, воли, выдержки, умения общаться с аудиторией.
Проводяиндивидуальный опрос, учитель должен прежде всего позаботиться об организациивнимания класса. С этой целью вопрос сначала ставится перед всеми учащимися, а затем, посленепродолжительной «психологической паузы», называется фамилия ученика, намеченного для опроса.
Необходимовсячески избегать шаблонных, небрежно сформулированных вопросов и заданий.
Не вызовут у учащихся желания глубоко и творчески осмыслить, пройденный материал такие, например, формулировкивопросов и заданий: «Что вы знаете означении играмматическихпризнаках существительного?.Расскажите о разделительных ь и ъ. Что вам известно о правиле правописаниябезударных личных окончаний глаголов?» И т. п.
Совершенно по-иному могутпрозвучать формулировки вопросов и заданий, если учитель поставит перед собой цель создать в классе эвристические, поисковые ситуации.Например: «По каким трем признакамопределяется существительное как часть речи? В чем сходство и в чем различие вупотреблении разделительных ъ и ь? Почему безударные личные окончания глаголов приходитсяпроверять с помощьюправила? Раскройте его суть».
Комбинированныйопрос.
Высокой эффективностьюотличаются обычно устные, ответы, учащихся,подготовленные ими в процессе предварительной работы у классной доски (так называемый комбинированныйопрос). Желательно, чтобы вызванныедля ответа учащиеся, выполняя задания,писали на тех частях раздвижной доски, которых не видят остальныеучащиеся.
В то время как вызванные к доскеученики" готовятся к ответу, с классом ведется фронтальная беседа или учащиеся самостоятельно выполняют какое-либо задание учителя.Как только учащиеся, стоящие у доски,оказываются готовыми к ответу, начинается их опрос перед классом.. В данномслучае важно следить за тем, чтобы; вопросыотвечающим задавал не только учитель, но и сами учащиеся.] Стоящие у доски ученики также могут задаватьвопросы классу.
Оценкипри индивидуальном и «комбинированном» опросе должны объявляться учащимся сразу же по окончании опроса.Если же учитель стремитсяотодвинуть момент объявления оценок в конецурока, то это приводит к тому, что воспитательная роль оценки знаний в значительноймере утрачивается: ведь к концу урока многиеучащиеся забывают, как отвечали их товарищи, и не проявляют живого интереса к тому, как оцениваются ихзнания.
Уплотненный опрос.
В рядеслучаев на уроках русского языка может применяться так и называемый «уплотненный опрос». Сэтой целью в начале урока исколько учеников (двое-трое, а иногда и более) садятся на специально отведенные для этого места(обычно за первые парты)|иначинают выполнять предложенные учителем задания в письменной форме. Класс в это время занимаетсякаким-либо видом самостоятельнойработы.
Как только ученики, работающие поиндивидуальным заданиям учителя,выполнят работу, начинается их опрос перед классом.
Радиэкономии времени учащиеся могут кратко изложить главную суть полученных ими заданий ирассказать об основных способах их выполнения. Что же касается более тщательной проверки, то её осуществляет сам учитель в то время,когда класс начинает заниматьсяразличными видами самостоятельной работы.
Оценки в таком случае могут объявлятьсяучащимся в конце урока.
Практика показывает, чтоподобная форма опроса наиболее приемлемойоказывается дляуроковзакрепления знаний,умений,
навыков, и особенно дляповторительно-обобщающих уроков. Именно на этих уроках учитель имеет возможность специально выделять время для бесед с учащимисяпо итогам выполненных ими письменных заданий.
На уроках же изучения нового материалак «уплотненному» опросуприбегать не следует, поскольку основная часть времени должна затрачиваться на изучение изакрепление новых знаний, так чтодляпроведения«уплотненного»опросавремениможетне хватить.
Надо заметить, что в практикепроведения «уплотненного» опроса наблюдаются факты, когда из-за недостатка времени итоги выполнения учащимися письменных заданий на уроке не подводятсяоценки учащимся не выставляются. Все это делается учителем на следующих занятиях после проверки письменныхзаданий. Подобный подход к учету и оценкезнаний учащихся едва ли можно признатьпедагогическиоправданным,посколькувэтом случаевоспитательный эффект оценки значительно ослабевает.
Письменныеконтрольные работы
Важное место всистеме учета и оценки знаний, учащихся занимают письменные контрольные работы, периодически проводимыеучителем на урокахзакрепления знаний, умений и навыков, и наповторительно-обобщающихуроках.Вданномслучае учитель получает возможность углубленно проверить знаниявсех учащихся одновременно.
Длятого чтобы обеспечить дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня ихразвития и
степениподготовленности порусскому языку, целесообразно всякий раз .заготавливать несколько вариантов заданий—отменее трудных до более сложных,требующих не только репродуктивного подхода к воспроизведению знаний, но и творческого решенияпознавательных задач.
Этими заданиями могутпредусматриваться ответы на теоретические вопросы по ранее пройденному материалу, а также упражненияпрактического характера — различные виды языкового разбора, упражнения по применениюконкретных правил орфографии, пунктуации, стилистики, культуры речи и т. п.
При проверке и оценке указанныхзаданий необходимо учитывать
как содержательную сторону ответов учащихся,так и языковое
оформление текста.
Постепенно к выполнению заданий болеесложного характера нужнопривлекать и тех учащихся, которые, имея вначале слабую подготовку по предмету, начинаютблагодаря своему трудолюбию и повседневной помощи учителя обнаруживать заметные успехи в учебе. Для таких учащихся может бытьвначале рекомендован свободныйвыбор упражнений повышенной сложности, а затем подобные упражнения могутпредлагаться и самим учителем.
Само собой разумеется, что числоучащихся, успешно справляющихся с более сложными заданиями, должно все времярасти. Это окажет существенное воздействие на выравнивание уровня знаний умений и навыков отстающих в учебешкольников.
3. Проверказапоминания слов, имеющих те или иные особенности.
Параллельно сусвоениемтеоретического материала,правил правописания, школьники должны запомнить большое количество слов,обладающих какими-либо орфоэпическими, морфологическими или орфографическимиособенностями.
Для проверкиправописания и произношения таких слов целесообразно использовать следующиезадания:
-записать слова снепроверяемыми орфограммами, подчеркнуть в нихорфограммы ипроизнести;
-подобрать к этимсловам однокоренные слова и записать их;
-сгруппировать словапо общности орфограмм
-произнестиправильно записанные на доске слова и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.