Лекция 6
Е.И. Чарушин – художник и писатель.
«Про охоту», «Про меня самого», «Про ребят», «Про зверей».
Содержаниелекции
Во многом созвучно тематике и писательской манереБориса Житкова и Виталия Бианки творчество Евгения Ивановича Чарушина. Выросшийв семье художника, Е. Чарушин начал свою деятельность как иллюстратор детскихкниг.Первые его собственныепроизведения появились в 1929 году. Это были сначала книжки-картинки: «Вольныептицы», «Разные звери». Затем в журналах «Еж» и «Чиж» печатаются маленькиерассказы, написанные и иллюстрированные Е. Чарушиным («Первый тетерев»,«Медвежата», «Волчишко»).
Здесь все дается в движении, в развитии. Рассказ«Волчишко» начинается подобно народным сказкам о животных: «Жил в лесу волчишкос матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту»2. Оказавшись без матери,лохматый, взъерошенный волчишка попадает в дом человека. Писатель показываетвозмужаниемаленькогозверя.Сначалаволчишка «живет дрожит»,потом «тихонечко живет», но постепенно становится все энергичнее и храбрее.
В 1935 году Е. Чарушин писал в журнале «Детскаялитература», что больше всего ему нравится изображать маленьких зверей и птиц,трогательно беспомощных и в то же время интересных, потому что в нихугадываются черты будущих взрослых животных. Пожалуй, это и есть ключ кпониманию многого в творчестве Е. И. Чарушина, писателя и художника. Он несмотрит на животных холодным взглядом естествоиспытателя или фотографа. Егорассказы не просто галерея портретов — это сюжетные истории, новеллы, сказки.Они пробуждают в детях любовь к животным, сопричастность к природе. Метки иколоритны характеристики зверей: «Тюпа — ловкач неуклюжий», — так пишет Чарушино котенке.
В произведениях Е. Чарушина действуют не толькоживотные. У него есть много и человеческих характеров. Например, девочка Аня,которая любит рисовать, заботиться о животных. К ней несут птенцов и зверюшек(рассказ «Захочешь есть — говорить научишься»). Маленький Никитка — геройсборника «Никитка и его друзья» (впервые опубликован в 1938 г., дополнен в 1947г.), любознательный фантазер, жадно впитывающий все новое, что видит вокруг. Тоон возится с котенком Тюпой, то играет с щенком Томкой. Играя «в доктора»,Никитка заставляет щенка высунуть язык, собирается почистить ему зубы, пытаетсяизмерить температуру. В процессе игры Никитка узнает привычки животных ипривыкает заботиться о них. Характерные особенности творческой манеры Е.Чарушина воплотились в сборнике «Большие и маленькие» (М., 1973). Он состоит изкоротких рассказов. Сюжетно рассказы представляют собой беседы птиц и зверей сих детенышами. Утка учит плавать утят: «Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, каквеслами, воду загребайте!» Дятел разговаривает с птенцами: «Вы лазайте, выползайте, когтями цепляйтесь, хвостами упирайтесь». Олениха кричит олененку:«Смотри на меня! Скачи как я!» Главы этой книги так и называются: «Дятлы сптенцами», «Утка с утятами», «Олениха с олененком». Последняя глава книги — этопрямое обращение писателя к ребенку-читателю: «Посмотрел картинки? Прочел этукнижку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать?Ты человек — хозяин всей природы. Тебе все знать нужно». Воспитаниегуманистических чувств, хозяйской заботы обо всем живом на земле составляетоснову творческой практики Е. Чарушина. Именно поэтому его произведения звучатсовременно для поколения, растущего в 70-е годы. Книги его переведены более чемна сорок языков народов России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.