Лекционный материал по предмету "Детская литература"
Оценка 4.8

Лекционный материал по предмету "Детская литература"

Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература +2
Взрослым
13.11.2019
Лекционный материал по предмету "Детская литература"
Публикация является частью публикации:
Документ Microsoft Office Word (7).docx

Лекция 6

Е.И. Чарушин – художник и писатель.

«Про охоту», «Про меня самого», «Про ребят», «Про зверей».

Содержаниелекции

Во многом созвучно тематике и писательской манереБориса Житкова и Виталия Бианки творчество Евгения Ивановича Чарушина. Выросшийв семье художника, Е. Чарушин начал свою деятельность как иллюстратор детскихкниг.Первые его собственныепроизведения появились в 1929 году. Это были сначала книжки-картинки: «Вольныептицы», «Разные звери». Затем в журналах «Еж» и «Чиж» печатаются маленькиерассказы, написанные и иллюстрированные Е. Чарушиным («Первый тетерев»,«Медвежата», «Волчишко»).

Здесь все дается в движении, в развитии. Рассказ«Волчишко» начинается подобно народным сказкам о животных: «Жил в лесу волчишкос матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту»2. Оказавшись без матери,лохматый, взъерошенный волчишка попадает в дом человека. Писатель показываетвозмужаниемаленькогозверя.Сначалаволчишка «живет дрожит»,потом «тихонечко живет», но постепенно становится все энергичнее и храбрее.

В 1935 году Е. Чарушин писал в журнале «Детскаялитература», что больше всего ему нравится изображать маленьких зверей и птиц,трогательно беспомощных и в то же время интересных, потому что в нихугадываются черты будущих взрослых животных. Пожалуй, это и есть ключ кпониманию многого в творчестве Е. И. Чарушина, писателя и художника. Он несмотрит на животных холодным взглядом естествоиспытателя или фотографа. Егорассказы не просто галерея портретов — это сюжетные истории, новеллы, сказки.Они пробуждают в детях любовь к животным, сопричастность к природе. Метки иколоритны характеристики зверей: «Тюпа — ловкач неуклюжий», — так пишет Чарушино котенке.

В произведениях Е. Чарушина действуют не толькоживотные. У него есть много и человеческих характеров. Например, девочка Аня,которая любит рисовать, заботиться о животных. К ней несут птенцов и зверюшек(рассказ «Захочешь есть — говорить научишься»). Маленький Никитка — геройсборника «Никитка и его друзья» (впервые опубликован в 1938 г., дополнен в 1947г.), любознательный фантазер, жадно впитывающий все новое, что видит вокруг. Тоон возится с котенком Тюпой, то играет с щенком Томкой. Играя «в доктора»,Никитка заставляет щенка высунуть язык, собирается почистить ему зубы, пытаетсяизмерить температуру. В процессе игры Никитка узнает привычки животных ипривыкает заботиться о них. Характерные особенности творческой манеры Е.Чарушина воплотились в сборнике «Большие и маленькие» (М., 1973). Он состоит изкоротких рассказов. Сюжетно рассказы представляют собой беседы птиц и зверей сих детенышами. Утка учит плавать утят: «Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, каквеслами, воду загребайте!» Дятел разговаривает с птенцами: «Вы лазайте, выползайте, когтями цепляйтесь, хвостами упирайтесь». Олениха кричит олененку:«Смотри на меня! Скачи как я!» Главы этой книги так и называются: «Дятлы сптенцами», «Утка с утятами», «Олениха с олененком». Последняя глава книги — этопрямое обращение писателя к ребенку-читателю: «Посмотрел картинки? Прочел этукнижку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать?Ты человек — хозяин всей природы. Тебе все знать нужно». Воспитаниегуманистических чувств, хозяйской заботы обо всем живом на земле составляетоснову творческой практики Е. Чарушина. Именно поэтому его произведения звучатсовременно для поколения, растущего в 70-е годы. Книги его переведены более чемна сорок языков народов России.

Лекционный материал по предмету "Детская литература"

Лекционный материал по предмету "Детская литература"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2019