Лекция 12 Учет торговых наценок в розничной торговле

  • Лекции
  • docx
  • 05.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В лекции рассмотрены основные вопросы постановки бухгалтерского учета товарных операций в организациях оптовой и розничной торговли, на предприятиях общественного питания, в том числе системы потребительской кооперации. Соответствует требованиям ФГОС СПО. Рекомендовано студентам специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Иконка файла материала лекция 12.docx

Лекция 12

Учет товарных операций в организациях розничной торговли

 

Тема - Учет торговых наценок в розничной торговле

 

План

1. Синтетический и аналитический учет торговых наценок в розничной торговле
2. Расчет торговых наценок на реализованные товары...

 

1. Синтетический и аналитический учет торговых наценок в розничной торговле

Основным источником образования доходов для покрытия расходов и получения прибыли в розничной торговле являются торговые наценки. Они производятся в установленных размерах на стоимость товаров, поступивших в торговые организации от поставщиков.

Организации розничной торговли имеют право выбора способа учета товаров, который в обязательном порядке должен быть отражен в ее учетной политике. Так организации, осуществляющие розничную торговлю, оценку приобретенных товаров могут производить по покупным ценам, определяемым в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы» (с пунктами 5 н 6 ПБУ 5/01), или по продажной стоимости с отдельным учетом торговых наценок. Во втором случае в бухгалтерском учете стоимость приобретения товаров увеличивается на торговую наценку.

Значительный удельный вес в структуре торговой наценки занимают расходы на продажу (более 70 %). Снижение уровня расходов на продажу может быть достигнуто за счет увеличения оборота по продаже товаров, а также выявленных резервов их экономии, других эффективных направлений хозяйствования.

За счет проведения рациональной налоговой политики, более эффективного использования системы налоговых льгот и ряда других мероприятий возможно снижение размера налоговых платежей.

Снижение уровня расходов на продажу, налоговых платежей способствует увеличению прибыли. Поэтому сокращение расходов на продажу является весомым фактором:

- уменьшения величины торговой наценки, способствующего снижению розничной цены и повышению спроса за счет привлечения дополнительных покупателей и, соответственно, увеличению объема продаж;

- увеличения прибыли, так как при неизменном размере наценок создается возможность больше средств направлять на накопление.

Повышению эффективности торговой деятельности в значительной степени способствует правильная организация бухгалтерского учета, который является одной из важнейших функций управления.

В соответствии с действующим планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению синтетический учет торговых наценок в организациях розничной торговли ведется на счете 42 «Торговая наценка». Этот счет является регулирующим контрактивным к основному активному счету 41 «Товары».

На счете 42 «Торговая наценка» осуществляется обобщение информации о торговых наценках на товары, находящиеся в организациях, осуществляющих розничную торговлю по продажным (розничным) ценам.

По кредиту счета 42 в течение месяца отражают торговые наценки на оприходованные товары, поступившие от производственных предприятий, организаций оптовой торговли, заготовительных организаций (в том числе находящихся на одном балансе) и др. Также по кредиту данного счета отражают торговые наценки, относящиеся к суммам излишков товаров, выявленных после проведения инвентаризации в торговой организации.

Во всех рассмотренных случаях на счетах бухгалтерского учета в организациях розничной торговли производится следующая запись:

Дебет счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

Кредит счета 42 «Торговая наценка».

В соответствии с действующим планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сумм торговых наценок, относящиеся к товарам, списанным в результате естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п. сторнируются следующим образом:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 42 «Торговая наценка» (сторно).

Торговую наценку отражают на счетах бухгалтерского учета одновременно с хозяйственными операциями по оприходованию поступивших и списанию реализованных или выбывших товаров.

В результате на счете 42 «Торговая наценка» образуется кредитовое сальдо, показывающее сумму торговых наценок, относящихся к остатку товаров на конец месяца и к проданным в течение отчетного периода товарам. Такое сальдо в практике учета торговых организаций называется предварительным до момента, когда будет определена реализованная торговая наценка путем составления специального расчета и отражения его результатов на счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет торговой наценки в организациях розничной торговли потребительской кооперации, использующих книжно-журнальную форму бухгалтерского учета, ведется в книге формы № К-39. Данные бухгалтерского учета, отраженные в книге формы № К-39 используют для определения суммы наценок на остаток товаров и расчета реализованных торговых наценок. Для составления расчета используют также учетную информацию о товарах из журнала формы № К-3, в котором осуществляется ведение синтетического и аналитического учета по счету 41 «Товары», субсчет 2 «Товары и тара на предприятиях розничной торговли».

 

2. Расчет торговых наценок на реализованные товары

Для определения суммы торговых наценок на остаток и резлизованные товары по среднему проценту используется щий порядок расчета:

1. Определяется предварительное сальдо на конец месяца счету 42 «Торговая наценка».

2. Суммируются стоимость реализованных товаров за отчетный месяц и остаток товаров на конец месяца.

3. Рассчитывается средний процент торговой наценки (п.1*100/п.2).

4. Определяется торговая наценка на остаток товаров на конец месяца (остаток товаров на конец месяца умножается на (средний процент торговой наценки и делится на 100).

5. Расчет торговой наценки, относящейся к реализованным товарам (стоимость реализованных товаров за отчетный месяц умножается на средний процент торговой наценки и делится на 100).

Распределение торговых наценок, относящихся к проданным товарам и оставшихся в остатке по среднему проценту, является недостаточно точным приемом. Наиболее точным является способ расчета торговой наценки, приходящейся на остаток товаров, по данным инвентаризации фактических остатков товаров по ассортименту и потоварных торговых наценок. Однако применение такого способа ограничено в связи с невозможностью ежемесячного проведения инвентаризации товаров на первое число месяца. Поэтому на практике в розничной торговле применяется способ определения торговых наценок, относящихся к проданным товарам по среднему про центу.

На основании составленного расчета сумма торговой наценки, относящейся к проданным товарам, отражается в бухгалтерском учете следующей сторнировочной записью:

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кредит счета 42 «Торговая наценка».

Данную запись возможно провести на счетах бухгалтерского учета только по окончании отчетного месяца. Это объясняется отсутствием документального оформления сумм торговых наценок, относящихся к каждой продаже товаров, а, следовательно, и невозможностью ведения бухгалтерского учет торговых наценок по этим операциям.

Правильный порядок определения реализованной торговой наценки позволяет точно определить конечный финансовый результат от продажи товаров в розничной торговле.

 

Контрольные вопросы

1. Пояснить значение торговой наценки в формировании учетной цены товара в организациях розничной торговли.

2. Охарактеризовать методику синтетического и аналитического учета торговых наценок в розничной торговле.

3. Изложить порядок составления расчета торговых наценок на реализованные товары в розничной торговле.

 

Источник литературы

Новосельцева С.Н. Особенности учета в торговле и общественном питании: учебное пособие/ С.Н. Новосельцева, Н.А. Качан. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 167 c.