Глава 9. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
§ 9.1. Технология розничной продажи товаров
Завершающей стадией торгово-технологического процесса в магазине является продажа товаров, которая может осуществляться различными методами.
Под методом продажи понимают совокупность приемов и способов, с помощью которых розничные торговые предприятия осуществляет продажу товаров покупателям. Для каждого метода продажи характерны определенные приемы выполнения операций, связанных с обслуживанием, отбором товаров, расчетами с покупателями.
В торговле, наряду с традиционным методом продажи товаров через прилавок обслуживания, применяются такие прогрессивные методы, как самообслуживание, продажа товаров по образцам, с открытой выкладкой, по предварительным заказам.
При продаже товаров через прилавок обслуживания основная нагрузка ложится на продавца. От его квалификации зависит скорость и качество обслуживания населения.
В обязанности продавца входит предложение и показ товаров покупателям, предоставление информации о них, консультации и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров. Кроме того, он должен уметь быстро и хорошо выполнять такие технологические операции, как нарезка, отмеривание, взвешивание и упаковка товаров, производить расчет с покупателем.
Применение в магазинах традиционного метода продажи товаров снижает качество обслуживания населения: увеличивает затраты времени на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность покупателей и выборе товаров.
Самообслуживание занимает основное место среди современных методов продажи. С его помощью экономится время покупателей, увеличивается скорость торгового обслуживания и т. д.
Снижение затрат времени на приобретение товаров в магазинах самообслуживания объясняется тем, что у покупателя нет необходимости обращаться к помощи продавца, чтобы получить информацию о товаре. Он имеет свободный доступ к товару, может его рассмотреть, ознакомиться с интересующими сведениями, содержащимися на упаковке и ценнике товара.
Самообслуживание позволяет устранить еще один недостаток традиционной организации продажи: выбрав товары, покупатель рассчитывается за них в едином контрольно-кассовом узле. Ему не надо оплачивать каждую покупку в отдельности, возвращаясь за ней после получения чека.
Внедрение самообслуживания увеличивает объем продажи товаров за счет высокой пропускной способности магазина. Кроме того, при ознакомлении с выложенными товарами совершается много незапланированных (импульсивных) покупок. Обычно товары повседневного спроса размещают в глубине торгового зала и на пути к ним у покупателя может возникнуть желание приобрести дополнительно тот или иной товар.
При самообслуживании функции продавцов изменяются. Они освобождаются от выполнения таких операций, как нарезка, взвешивание, отмеривание, упаковка товаров. Основной их задачей становится выкладка товаров и консультации покупателей. Это позволяет сократить общую численность продавцов, снизив тем самым издержки по зарплате.
Товары в торговом зале магазина самообслуживания расфасованы, упакованы и открыто выложены на торговом оборудовании, поэтому покупатели имеют возможность отбирать их в инвентарные корзины или тележки. Таким образом, за единицу времени совершается значительно больше покупок, чем при традиционном методе, когда продавец одновременно обслуживает только одного покупателя.
Направление движения потока покупателей осуществляется информационными указателями, а также соблюдением определенных принципов размещения оборудования и товаров.
В ряде случаев в магазинах самообслуживания организуют продажу товаров, требующих нарезки и взвешивания продавцами в присутствии покупателей, через прилавки обслуживания, расположенные в зале самообслуживания. Но оплата за эти товары должна производиться в едином контрольно-кассовом узле магазина.
В магазинах или отделах самообслуживания качество обслуживания покупателей во многом зависит от организации работы контрольно-кассового узла. Поэтому важно организовать ее так, чтобы сократить до минимума время, затрачиваемое покупателями на расчеты за приобретаемые товары. Этому во многом способствует применение технологии штрихового кодирования. Наличие штрихкода на всех товарах делает более простым их учет в магазине и позволяет вести расчетно-кассовые операции с использованием электронного торгового оборудования: кассовых терминалов, сканеров, терминалов сбора данных.
Кассовые терминалы занимают центральное место в составе автоматизированной системы управления крупным торговым предприятием. Это собранные в одном корпусе компьютер, клавиатура, считыватель магнитных карт, принтер чековой и контрольной ленты, монитор, дисплей покупателя и кассовый ящик.
Сканеры - специальные устройства для считывания штрихкодов с товаров. Они могут быть ручными или встраиваемыми в стол. Некоторые модели способны считывать информацию со всех четырех товара (многоплоскостные сканеры). Сканирующие устройства используют в сочетании с другими видами электронного оборудования (весами, кассовыми терминалами и т. п.).
Портативные терминалы сбора данных совмещают в себе компьютер и считыватель штрихкодов. Их используют для дистанционного считывания штрихкодов при проведении инвентаризаций, учета поступления и перемещения товаров.
Для нанесения штрихкодов на товары, не имеющие его, или на товары, расфасованные непосредственно в магазине, применяют портативные или стационарные принтеры. Они могут работать совместно с электронными весами. С помощью таких принтеров можно печатать этикетки, содержащие помимо штрихкода основную информацию о товаре (наименование, массу, цену и т. д.).
Применение электронного оборудования и специального программного обеспечения для учета товаров и при расчетных операциях позволяет магазинам:
• постоянно иметь полную информацию об объеме и составе товарных запасов, хранящихся на складе магазина (количестве, местонахождении, сроке годности и т. д.), оптимизировать товарные запасы;
• организовать фасовку товаров с их одновременной маркировкой;
• осуществлять гибкую ценовую политику, оперативно менять розничные цены с учетом спроса на товары и сроков их реализации, печатать ценники и этикетки;
• уменьшить время расчетных операций за счет использования сканирующих устройств, позволяющих в несколько раз сократить время ввода данных об одном товаре в кассу (по сравнению с вводом с клавиатуры), снизив при этом количество ошибок и время на их исправление;
• использовать дифференцированные цены для различных категорий покупателей и вести расчет с ними с помощью дисконтных карт;
• вести стоимостной и количественный учет товаров, проданных через кассовые аппараты в торговом зале.
Использование электронного оборудования целесообразно при всех методах продажи, а не только при самообслуживании.
Продажа товаров по образцам получила широкое распространение при реализации тканей, обоев, мебели, телевизоров, холодильников, стиральных машин и других товаров.
При использовании этого метода в магазине покупатель самостоятельно или с помощью продавца-консультанта знакомится с выставленными в торговом зале образцами товаров. В случае совершения покупки покупателю передается товар, точно соответствующий образцу.
Продажа товаров по образцам часто применяется в сочетании с доставкой оплаченных крупногабаритных товаров на дом покупателям.
Продажа товаров с открытой выкладкой заключается в том, что их запасы открыто выкладываются на рабочем месте продавца, на пристенном и островном оборудовании, в ячейках кассет прилавков или вывешиваются на кронштейнах.
С открытой выкладкой реализуются товары, при отборе которых требуется участие продавца (проверка технически сложных товаров в действии, консультация о потребительских свойствах и правилах применения товаров, отмеривание и нарезка мерных товаров).
Покупатели имеют возможность самостоятельно знакомиться с представленными товарами и отбирать среди них необходимые, а расчет осуществляется через кассу, совмещенную с контролем выдачи покупки. Как и при самообслуживании, покупатели знакомятся с товаром, не ожидая очередности обслуживания продавцом, что также значительно экономит время, затрачиваемое на совершение покупки.
Методом открытой выкладки продают галантерейные, чулочноносочные, парфюмерно-косметические, канцелярские товары, посуду, игрушки, школьно-письменные товары и т. д.
Разновидностью продажи товаров с открытой выкладкой является торговля с открытым доступом к товарам. При этом методе продажи продавец обслуживает значительно больший участок торгового зала. Его применяют при продаже одежды, товаров культурно-бытового назначения.
По предварительным заказам осуществляется продажа и продовольственных, и непродовольственных товаров. Такой метод продажи может применяться как специализированными магазинами, так и отделами заказов магазинов общего профиля.
Заказы могут быть приняты непосредственно в магазине, по телефону или через интернет-сайт магазина.
Покупатель получает товар в самом магазине (самовывоз) или он доставляется ему на дом курьером.
§ 9.2. Продажа отдельных видов продовольственных товаров
Большинство продовольственных товаров передаются покупателю в упакованном виде. Если товары были расфасованы и упакованы изготовителем, а их масса указана на упаковке, дополнительное взвешивание этих товаров не производится.
Продовольственные товары, продаваемые в магазине вразвес, должны быть упакованы в материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов. Цена таких товаров определяется по массе нетто, а плата за упаковку дополнительно не взимается.
Хлеб и хлебобулочные изделия продают как через прилавок обслуживания, так и методом самообслуживания (что предпочтительнее), соблюдая при этом сроки реализации. По истечении сроков реализации хлеб считается черствым и подлежит возврату поставщику.
Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания. Это правило не распространяется на изделия в упаковке изготовителя.
В магазинах самообслуживания для отбора покупателями товаров данной группы должны иметься специальные вилки.
В местах мелкорозничной торговли хлеб и хлебобулочные изделия продаются только в упакованном виде.
Крупа, мука, макаронные изделия и сахар отпускаются как в предварительно расфасованном виде, так и путем взвешивания в присутствии покупателей. Отпуск должен производиться совками, предназначенными исключительно для данного товара. Запрешается продать отходы макаронных изделий и сахара.
Растительное масло при продаже его вразвес отпускают в тару покупателя. Для определения массы масла сначала взвешивают тару вместе с воронкой, а затем наливают масло.
Кондитерские изделия продают в предварительно расфасованном виде или взвешивают их в присутствии покупателя. Некоторые изделия отпускают поштучно.
Отпуск товаров, не имеющих фабричной упаковки (пирожных, открытых конфет, весового печенья, мармелада и др.), производится в Чистой таре с обязательным применением щипцов, лопаток, совков и другого инвентаря. Для этих целей не может быть использован тот же инвентарь, что и для других продовольственных товаров, например, крупы, соли.
Запрещается продажа лома кондитерских изделий. Торты и пирожные с заварным кремом и взбитыми сливками можно продавать только при наличии холодильного оборудования.
Мясо продают зачищенным. Его выкладывают по видам и сортам так, чтобы покупатель имел возможность выбрать понравившийся ему кусок отруба.
Уток и кур продают целиком или разрубленными на две части, а гусей и индеек - на две, четыре, шесть, восемь частей. При этом головы, лапы и потроха равномерно распределяют между всеми частями.
Колбасные изделия и копчености отпускают одним куском, а по просьбе покупателя - в нарезанном виде.
Сыр, масло, творог и другие развесные молочные продукты отпускают покупателю завернутыми в пергамент, чистую оберточную бумагу или другой отвечающий требованиям стандартов материал. Продукты укладывают на бумагу ножом, не дотрагиваясь до них руками.
Картофель и плодоовощные товары в заранее расфасованном и взвешенном виде или взвешивая их в присутствии покупателя (при про даже через прилавок обслуживания). При этом продукция, расфасованная непосредственно в магазине, должна быть продана, как правило, в день ее расфасовки.
Взвешивание картофеля, овощей или фруктов допускается в инвентарной таре. Такая тара на видном для покупателя месте должна иметь четкое обозначение ее массы.
При отпуске плодоовощных товаров продавец обязан производить отсортировку брака и неполноценной продукции, образующейся в про цессе продажи.
В магазинах самообслуживания нефасованные плодоовощные товары взвешиваются покупателями самостоятельно на установленных в торговом зале электронных весах либо контролером-кассиром при расчете.
§ 9.3. Продажа отдельных видов непродовольственных товаров
Швейные и трикотажные изделия, а также головные уборы продают, как правило, в специализированных отделах, секциях универмагов или других магазинов, в которых могут быть созданы условия для их примерки покупателями. С этой целью оборудуют примерочные кабины с зеркалами.
Для покупателей наиболее удобным методом продажи таких товаров является самообслуживание. Задача продавца в этом случае - помочь в выборе и определении необходимого размера, предложить сопутствующие товары.
Кроме того, продавец, осмотрев товар в присутствии покупателя, должен проверить его качество и надлежащим образом упаковать, не взимая дополнительной платы за упаковку. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек с указанием в нем наименования товара и магазина, даты продажи, артикула, сорта и цены товара. Чек должен быть подписан лицом, непосредственно продавшим товар.
Продажа тканей, как правило, производится по образцам или с открытой выкладкой. Продавец, предлагая различные ткани покупателям, должен хорошо знать их особенности, назначение, способы ухода за готовыми изделиями из них.
Кроме того, от продавца требуется умение правильно отмеривать ткани различными способами. Так, ватин, шерстяные и другие тяжелые, объемные ткани отмеривают путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке или столе в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются иначе - жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру. За исключением шерстяных тканей и трикотажных полотен, все виды тканей могут также отмериваться способом наложения их на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента.
Ткани отпускают покупателю одним куском в упакованном виде вместе с товарным чеком. Добавление к покупке отрезной ткани запрещено. Не должны продаваться и куски ткани с фабричным ярлыком и клеймом (хазовые концы), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.
Обувь продают в магазинах самообслуживания или с открытой выкладкой. Это позволяет покупателям самостоятельно ознакомиться с ассортиментом и качеством обуви, выбрать и примерить ее.
Получившая в последнее время распространение продажа данной группы товаров по образцам, когда на оборудовании выкладывают полупары обуви, менее удобна для покупателя. Такой метод продажи не позволяет ему самостоятельно осуществить примерку выбранной пары, требует дополнительных затрат времени на доставку ее в торговый зал продавцом.
Независимо от применяемых методов продажи товаров покупателю должны быть созданы условия для примерки обуви. Для этого в торговых залах размещают банкетки, скамейки, подставки, зеркала, коврики. Обязательным является наличие рожков.
Продавец должен не только оказать помощь покупателю в подборе обуви, но и предложить ему сопутствующие товары.
В присутствии покупателя выбранный им товар упаковывается в коробку или бумагу. Вместе с купленным товаром покупателю передается товарный чек или погашенный кассовый чек с установленными реквизитами.
Продажа технически сложных товаров по требованию покупателя должна сопровождаться их демонстрацией в собранном, технически исправном состоянии. Причем товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.
Также покупатель может потребовать от продавца проверки в его присутствии качества и комплектности товара, наличия относящихся к нему документов, правильности цены.
Вместе с товаром покупателю одновременно передаются установленный изготовителем товара комплект принадлежностей и документы. К таким документам относятся технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и др. Кроме того, покупателю передается товарный чек, содержащий все необходимые сведения.
Если в соответствии с требованиями стандартов, технического паспорта, инструкции по эксплуатации технически сложный товар не может быть самостоятельно собран или подключен покупателем, то сборка и установка на дому у покупателя должны быть осуществлены силами магазина или другой организации. Информацию об организациях, выполняющих такие работы, продавец должен довести до сведения покупателя при продаже товаров. Указанные работы выполняются бесплатно, если их стоимость включена в стоимость товара.
При продаже парфюмерно-косметических товаров покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с различными свойствами и характеристиками предлагаемых товаров. Например, для знакомства с запахом духов, одеколонов, туалетной воды используют полоски специальной бумаги, пропитанные душистой жидкостью, а также образцы-понюшки, предоставляемые изготовителями товаров.
В том случае, когда покупателю передается товар в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой, ему должно быть предложено проверить содержимое упаковки. При этом целлофан или фирменная лента снимаются.
Функционирование аэрозольной упаковки парфюмерных товаров подлежит обязательной проверке продавцом в присутствии покупателя.
Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней должны иметь индивидуальную упаковку. Продавец, передавая покупателю приобретенный товар, обязан проверить наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства).
Покупатель вправе потребовать взвешивания приобретенного изделия. Оно производится в его присутствии на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г для изделий массой до 1 кг и не более 0,1 г для изделий массой от 1 до 10 кг. При этом с изделия снимается ярлык и составляется акт с последующим указанием его номера на ярлыке-дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.
B товарном чеке, который передается покупателю вместе с изделием, указываются наименование товара и магазина, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара. Подписывает чек продавец.
Товары бытовой химии должны продаваться с соблюдением требований безопасности. Например, не разрешается производить проверку функционирования аэрозольной упаковки таких товаров в торговом зале.
Мебель продают, как правило, по образцам, а иногда - по заказам. Продавец должен ознакомить покупателя с ассортиментом мебели и ее назначением, предоставить информацию о предприятии-изготовителе, наименовании древесины, характере лицевой отделки, виде обивочного материала и т. д.
Продажа мебели в разобранном виде не должна производиться, если это не предусмотрено проектом на изделие. Запрещено также продавать ее в упаковке.
Документом, удостоверяющим факт приобретения мебели в магазине, является надлежаще оформленный товарный чек.
В соответствии с Правилами продажи товаров по образцам проданная мебель по желанию покупателя доставляется ему на дом специально оборудованным транспортом.
§ 9.4. Услуги, оказываемые магазинами покупателям
Повышение культуры обслуживания покупателей во многом связано с расширением дополнительных услуг, оказываемых им магазинами. Перечень таких услуг зависит от специализации магазина, места его расположения, торговой площади и др. Наибольшее число элементов дополнительного обслуживания предоставляют покупателям крупные специализированные магазины, гипермаркеты, универмаги и т. п.
Все дополнительные услуги, оказываемые покупателям, можно разделить на четыре группы:
1) оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
2) информационно-консультационные услуги;
3) создание удобств покупателям.
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:
• прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно в магазине по телефону или вне магазина, комплектование заказов, упаковку заказов, отпуск товаров непосредственно в магазине или доставка на дом);
• организацию доставки товаров;
• упаковку купленных в магазине товаров:
• комплектование и улучшенную упаковку подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
• оценку антиквариата на дому;
• оценку ювелирных изделий на дому;
• оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитента;
• реализацию товаров в кредит;
• организацию работ по послепродажному обслуживанию (установка технически сложных товаров на дому у покупателя, сборка мебели и др.);
• организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине.
К этой же группе услуг можно отнести:
• раскрой тканей и подшивку штор, приобретенных в магазине;
• мелкую переделку купленных в магазине швейных изделий;
• растяжку обуви и головных уборов;
• выполнение граверных работ;
• ремонт технически сложных товаров и др.
Информационно-консультационные услуги включают:
• предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видеосредствами;
• консультации специалистов по товарам;
• проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация пищевых продуктов).
• В состав услуг по созданию удобств покупателям входят:
• организация и создание мест отдыха;
• предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии в магазине комплекса товаров для детей);
• гарантированное хранение купленных товаров;
• прием и хранение вещей покупателей;
• организация питания покупателей;
• реализация пищевых продуктов с потреблением на месте;
• парковка личных автомашин покупателей на организованную у магазина стоянку.
Кроме перечисленных выше покупателям в магазинах могут предоставляться и другие услуги, не связанные напрямую с совершаемыми ими покупками. К числу таких услуг относятся:
• снятие наличных денег через банкоматы;
• ксерокопирование;
• продажа газет и журналов;
• продажа цветов и прием предварительных заказов на оформление букетов;
• создание аптечных киосков и др.
Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными и бесплатными.
К бесплатным относят те из них, которые непосредственно связаны с продажей товаров (консультации продавцов, предоставление рекламной информации, упаковка развесных продовольственных и некоторых видов непродовольственных товаров, погрузка крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя и т. п.).
Услуги, выполнение которых требует дополнительных затрат, предоставляются магазинами за отдельную плату по утвержденным прейскурантам.
§ 9.5. Внемагазинные формыьпродажи товаров
Улучшение торгового обслуживания населения связано не только с развитием сети современных магазинов, но и с расширением внемагазинных форм продажи товаров. Их использование способствует приближению товаров к местам проживания, работы и отдыха людей.
Для торгового обслуживания населения вне магазина могут применяться:
• мелкорозничная стационарная сеть;
• мелкорозничная передвижная сеть;
• торговые автоматы;
• ярмарки и базары;
• сетевой маркетинг;
• розничная посылочная торговля;
• электронная торговля (интернет-магазины).
Выбор внемагазинной формы продажи товаров зависит от местных условий: численности жителей в населенном пункте, ассортиментного профиля предприятий торговли, сезонных и климатических условий и других факторов.
§ 9.5.1. Мелкорозничная стационарная сеть
Продажа товаров через сеть мелкорозничных стационарных предприятий применяется для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные предприятия торговли (магазины, павильоны). Так, широкое распространение она получили в сельской местности, где строительство магазинов нецелесообразно из-за малой численности населения.
Через мелкорозничную стационарную сеть производится продажа продовольственных и непродовольственных товаров (кроме технически сложных товаров, а также товаров, требующих создания определенных условий при продаже - примерки и т. п.). В палатках и киосках, оснащенных холодильным оборудованием, возможна продажа скоропортящихся товаров, в том числе полуфабрикатов, кондитерских и кулинарных изделий.
Мелкорозничная стационарная сеть может быть использована и в качестве дополнения имеющейся сети магазинов, например, для организации продажи овощей, фруктов, напитков, мороженого и др.
§ 9.5.2. Мелкорозничная передвижная сеть
К передвижным средствам торговли относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос: автомагазины, автоприцепы, изотермические емкости и цистерны, ручные тележки, лотки, корзины и т. п. Их использование особенно удобно для торговли в местах наибольшего скопления людей в городах, а также для обслуживания жителей сельской местности.
Автомагазины нашли широкое применение в торговле одеждой, тканями, головными уборами, галантерейными, парфюмерно-косметическими товарам, хозяйственными и некоторыми другими непродовольственными товарами, а также основными группами продовольственных товаров. Возможность использования специализированных автомобилей позволяет реализовать посредством передвижной торговли такие продовольственные товары, как молоко, квас, растительное масло и др.
Большой популярностью у покупателей пользуются автомагазины, предлагающие продукцию различных предприятий-изготовителей (молоко и молочные продукты, колбасные, кондитерские и хлебобулочные изделия и др.). Оснащение таких мобильных торговых точек включает автономный источник электропитания, кассовый аппарат, холодильный шкаф, витрину и др.
§ 9.5.3. Торговые автоматы
Торговые автоматы применяют для продажи продовольственных товаров частого спроса (горячих и холодных напитков, штучных кондитерских изделий и др.), газет, мелких канцелярских товаров, книг и т. п. Они могут быть установлены на вокзалах, стоянках транспорта, в парках и других местах, а также размещены внутри магазинов и торговых центров.
Современные торговые автоматы представляют собой систему, в корпусе которой объединены компьютер, сенсорный экран, чекопечатающее устройство, купюроприемник и устройства приема и выдачи монет и другое оборудование.
Подобные автоматические кассы могут использоваться самостовтельно для оказания услуг по предоставлению справочной информации. С их помощью можно рекламировать товары, предлагаемые услуги и т.п.
Кроме того, касса-автомат способна управлять подключаемыми к ней секциями выдачи товара, число которых может быть различным. В этом случае покупатель с помощью сенсорного экрана выбирает необходимый ему товар и оплачивает его, опустив деньги в устройство для их приема, либо безналичным способом. Касса-автомат принимает деньги за товар и выдает сдачу монетами и кассовый чек. После этого управляющие команды из кассы поступают в соответствующую автоматическую секцию выдачи товара, которая обеспечивает его выдачу покупателю в течение 20-30 с.
Подобные автоматы для продажи напитков в алюминиевых банках могут комплектоваться устройствами для приема и прессования такой тары. Такие устройства работают в автоматическом режиме, поэтому могут применяться и самостоятельно.
Наряду с автоматами в торговле применяют и полуавтоматы, также предназначенные для продажи штучных товаров (шоколадные батончики, жевательная резинка и др.). В их состав входят: бункеры для размещения товара, купюроприемник, устройство возврата денег, индкаторная панель с наборным полем для выбора необходимого товара. Над каждым бункером находится окно с образцом товара, а под бункером - окно выдачи товара.
Покупатель выбирает необходимый ему товар и оплачивает его стоимость купюрами, монетами или безналичным способом, после чего получает доступ к товару с помощью специального рычага.
§ 9.5.4. Ярмарки и базары
Ярмарка - регулярно проводимая торговля различными товарами, организуемая в определенное время и на определенный срок. Торговля на ярмарках осуществляется в павильонах, а также палатках, киосках, принадлежащих как предприятиям торговли, так и производственным предприятиям и т. п.
Базар - место для торговли на специально отведенной площади, а также сама торговля на таком месте.
На ярмарках и базарах проводят продажу сезонных товаров или приурочивают их проведение к определенным датам, праздникам. Так, перед началом учебного года проводятся школьные базары, а накануне новогодних праздников - елочные базары.
Сезонные ярмарки проводят для продажи одежды, обуви, тканей, товаров для садоводов и других сезонных товаров.
§ 9.5.5. Сетевой маркетинг
Сетевой маркетинг не нашел пока широкого распространения в отечественной торговой практике. Особенность этой формы внемагазинной торговли в том, что реализация товаров осуществляется торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте и т. п.
Важно, чтобы торговые агенты имели специальную подготовку: знали основные потребительские свойства предлагаемых товаров, имелиь навыки делового общения, были знакомы с основами психологии и действующим законодательством, регулирующим торговую деятельность.
В обязанности агента входит выявление потенциальных покупателей предлагаемых товаров и рекламирование их по имеющимся у него образцам, каталогам и другим рекламным изданиям. При этом торговому агенту необходимо убедить покупателя в существовании ранее не выявленной потребности именно в этих товарах, в том, что именно они наилучшим образом удовлетворят его потребности.
Применение сетевого маркетинга позволяет существенно сократить издержки обращения, поэтому он является перспективной формой внемагазинной продажи товаров.
§ 9.5.6. Посылочная торговля
Посылочная торговля - розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений.
Наиболее часто такую услугу предоставляют специализированные фирмы. Они выпускают каталоги, по фотографиям и описаниям а когорых покупатель знакомится с предлагаемым ему ассортиментом товаров. Выбрав нужный товар, он оформляет заказ, заполнив специальны бланк, и отправляет его фирме-продавцу. Оплата товаров, как правило, производится наложенным платежом после выполнения заказа, то есть при получении посылки с товаром на почте.
В последние годы посылочная торговля вытесняется продажей товаров через интернет-магазины.
§ 9.5.7. Электронная торговля
Появлению электронной торговли способствовало развитие электронной техники и современных средств телекоммуникационной связи.
В узком смысле под электронной торговлей понимается продажа товаров, осуществляемая посредством компьютерной сети Интернет (интернет-магазины).
В настоящее время в Интернете существует очень большое число виртуальных магазинов, в том числе и российских, предлагающих широкий выбор самых разных товаров, начиная от пищевых продуктов и заканчивая автомобилями.
Покупатель, имеющий доступ к компьютерной сети, в том числе посредством мобильной связи, может, не выходя из дома, ознакомиться с ассортиментом интернет-магазина, выбрать по описаниям и фотографиям необходимые товары и сразу же заказать их.
Заказанные товары доставляются покупателю курьером (как правило, на небольшие расстояния), по почте, через транспортные компании либо ему предоставляется возможность самостоятельно получить их в пункте выдачи заказов. Их оплата осуществляется банковской картой (как в момент оформления заказа, так и при его получении), электронными деньгами через платежные системы («Яндекс.Деньги WebMoney, QIWI Wallet и т. п.), через платежные терминалы (QIWI, «Элекснет» и др.), почтовым или банковским переводом, наличными курьеру, наложенным платежом (при доставке по почте).
Вопросы для самоконтроля
1. Что следует понимать под методом продажи товаров? Назовите наиболее распространенные методы продажи товаров и охарактеризуйте их.
2. Какими методами осуществляется продажа товаров в розничной торговой сети?
3. Как организован процесс продажи товаров при самообслуживании?
4. Какое торговое оборудование применяется для ведения расчетно-кассовых операций в магазине?
5. В чем преимущества применения электронного расчетно-кассового оборудования,
6. В чем отличие продажи товаров по образцам от продажи с открытой выкладкой?
7. Каковы особенности продажи отдельных видов товаров?
8. На какие группы принято подразделять услуги, оказываемые покупателям? Приведите примеры услуг из каждой группы.
9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные внемагазинные формы продажи товаров.
Источник литературы
Памбухчиянц О.В. Организация и технология розничной торговли: учебник/ О.В.Памбухчиянц. - 2-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2021. - 148 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.