Лекция к уроку "Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести А. Платонова "Котлован"
Оценка 4.7

Лекция к уроку "Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести А. Платонова "Котлован"

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
03.06.2023
Лекция к уроку "Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести А. Платонова "Котлован"
Материал лекции поможет преподавателю для уроков литературы.
Лекция Котлован.docx

А. П. Платонов. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести  «Котлован».

Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в конце XX в., хотя самый активный период его творчества пришёлся на двадцатые годы прошлого столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставивших свою точку зрения официальной позиции советского правительства, долго был запрещён. Открыть удивительный мир его произведений представилась возможность лишь с началом перестройки, когда были опубликованы его основные произведения — романы «Чевенгур», «Котлован», повесть «Ювенильное море». Иосиф Бродский назвал Андрея Платонова (наряду с Прустом, Кафкой, Фолкнером) одним из самых замечательных писателей уходящего века. А. И. Солженицын выразил своё восхищение Платоновым гораздо проще, но не менее убедительно: если бы ему пришлось отправиться в дальнее путешествие с одной-единственной книгой, то этой книгой был бы «Котлован».

В мире интерес к Платонову необычайно велик. В странах Европы, США, Канаде, Японии, Индии, Китае переведена его проза, имеются специалисты по творчеству писателя. Когда в 1960-е гг. в Италии впервые перевели Платонова, рецензию на него написал великий Пазолини.  (Пьер Пáоло Пазолини — итальянский кинорежиссёр, поэт и писатель. По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом. Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.)

Истории создания повести «Котлован»

Даты работы над рукописью проставлены самим автором — декабрь 1929-го — апрель 1930 гг. Такая хронологическая точность далеко не случайна: именно на этот период приходится пик коллективизации. Точные даты недвусмысленно указывают на конкретные исторические события, составившие рамку повествования.

7 ноября 1929 года появилась статья И. В. Сталина «Год великого перелома», в которой обосновывалась политика сплошной коллективизации; 27 декабря Сталин объявил о «начале развёрнутого наступления на кулака» и о переходе к «ликвидации кулачества как класса»; 2 марта 1930 года в статье «Головокружение от успехов» Сталин ненадолго затормозил насильственную коллективизацию, а в апреле «Правда» опубликовала его статью «Ответ товарищам колхозникам». «Котлован» создаётся даже не по горячим следам — он пишется практически с натуры: хронологическая дистанция между изобража емыми событиями и повествованием отсутствует.

Замысел повести «Котлован» относится к осени 1929 г. Платонов в это время работал в Наркомате земледелия по своей технической специальности — в отделе мелиорации. Повесть «Котлован» является социальной притчей, философским гротеском, жёсткой сатирой на СССР времён первой пятилетки. Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. Успех публикаций в журналах «Красная новь», «Новый мир» вскоре сменяется критическими отзывами, редакторскими купюрами и отказами. Жёстко и мрачно утончённые, до гротескного сюрреализма, реалии тех времён отображаются в мрачных тонах, утопия как тупик логически превращается в антиутопию. Однако, несмотря на гротескность описания, иносказания, в повести прослеживаются элементы реального быта в эпоху Сталина. Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 г. распространялась в самиздате.

(Самиздат — способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило, машинописным, фотографическим или рукописным способами, к концу СССР также и при помощи ЭВМ.
Самиздатом распространялись также магнитофонные записи В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы, Ю. Ч. Кима, певцов-эмигрантов и др.)

Сюжетную канву повести можно передать в нескольких предложениях. Рабочий Вощев после увольнения с завода попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома. Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сироту Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню — для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков. Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится для неё могилой.

Набор перечисленных событий, как видим, достаточно стандартен: практически любое литературное произведение, в котором затрагивается тема коллективизации, не обходится без сцен раскулачивания и расставания середняков со своим скотом и имуществом, без гибели партийных активистов, без «одного дня победившего колхоза». Однако в платоновском повествовании «обязательная программа» сюжета коллективизации изначально оказывается в совершенно ином контексте. Пафос деятельного преображения мира уступает место неспешному, с многочисленными остановками, движению «задумавшегося» платоновского героя.

 Если рассматривать центр и периферию пространства в повести, то, конечно, сразу становится понятно, что центр его занимает котлован — величественный и зловещий образ одновременно. С ним связаны все герои. Однажды забредя на котлован, они уже не могут уйти от него. Котлован является основой художественного мироздания, центром жизни и местом смерти.
Образ котлована скрывает в себе невероятное количество смыслов, поэтому его с полным правом можно назвать символическим. Каждый читатель выделяет в этом образе новые грани, близкие и интересные именно ему. Какие это грани? Что же такое котлован как символический образ? Каковы дополнительные, контекстуальные значения понятия «котлован» в произведении?
Котлован — это:
• начало строительства будущего;
• обещание счастья;
• могила;
• иллюзия смысла существования;
• граница жизни и смерти;
• место, где люди роют, зарывая себя;
• пустота, ничто, бессмыслица, ведь кому он нужен, если дом так и не построен;
• временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным;
• воронка, втягивающая в себя всё;
• попытка проникнуть в тайны бытия;
• способ забыться в работе (не всё же время пить) и т. п

Казалось бы, на коротком пространстве ста страниц невозможно детально рассказать о крупномасштабных, переломных событиях целой эпохи. Небольшое количество конкретных событий, каждое из которых в контексте всего повествования исполнено глубокого символического значения,— таков путь постижения подлинного смысла исторических преобразований в «Котловане».

Смысловой итог строительства «будущего неподвижного счастья» — смерть ребёнка в настоящем и потеря надежды на обретение «смысла жизни и истины всемирного происхождения», в поисках которой отправляется в дорогу Вощев. «Я теперь ни во что не верю!» — логическое завершение стройки века.

Повесть «Котлован» и сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем.


 

Скачано с www.znanio.ru

А. П. Платонов. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести «Котлован»

А. П. Платонов. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести «Котлован»

Наркомате земледелия по своей технической специальности — в отделе мелиорации

Наркомате земледелия по своей технической специальности — в отделе мелиорации

Котлован является основой художественного мироздания, центром жизни и местом смерти

Котлован является основой художественного мироздания, центром жизни и местом смерти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2023