А. П. Платонов. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести «Котлован».
Андрей Платонов стал известен широкому
кругу читателей только в конце XX в., хотя самый активный период его творчества
пришёлся на двадцатые годы прошлого столетия. Платонов, как и множество других
писателей, противопоставивших свою точку зрения официальной позиции советского
правительства, долго был запрещён. Открыть удивительный мир его произведений
представилась возможность лишь с началом перестройки, когда были опубликованы
его основные произведения — романы «Чевенгур», «Котлован», повесть «Ювенильное
море». Иосиф Бродский назвал Андрея Платонова (наряду с Прустом, Кафкой,
Фолкнером) одним из самых замечательных писателей уходящего века. А. И.
Солженицын выразил своё восхищение Платоновым гораздо проще, но не менее
убедительно: если бы ему пришлось отправиться в дальнее путешествие с
одной-единственной книгой, то этой книгой был бы «Котлован».
В мире интерес к Платонову необычайно велик. В странах Европы, США, Канаде,
Японии, Индии, Китае переведена его проза, имеются специалисты по творчеству
писателя. Когда в 1960-е гг. в Италии впервые перевели Платонова, рецензию на
него написал великий Пазолини. (Пьер Пáоло Пазолини — итальянский
кинорежиссёр, поэт и писатель. По своим политическим взглядам являлся
марксистом и коммунистом. Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.)
Истории создания повести «Котлован»
Даты работы над рукописью проставлены самим автором — декабрь 1929-го — апрель
1930 гг. Такая хронологическая точность далеко не случайна: именно на этот
период приходится пик коллективизации. Точные даты недвусмысленно указывают на
конкретные исторические события, составившие рамку повествования.
7 ноября 1929 года появилась статья И. В. Сталина «Год великого перелома», в
которой обосновывалась политика сплошной коллективизации; 27 декабря Сталин
объявил о «начале развёрнутого наступления на кулака» и о переходе к
«ликвидации кулачества как класса»; 2 марта 1930 года в статье «Головокружение
от успехов» Сталин ненадолго затормозил насильственную коллективизацию, а в
апреле «Правда» опубликовала его статью «Ответ товарищам колхозникам».
«Котлован» создаётся даже не по горячим следам — он пишется практически с
натуры: хронологическая дистанция между изобража емыми событиями и
повествованием отсутствует.
Замысел повести «Котлован» относится к осени 1929 г. Платонов в это время
работал в Наркомате земледелия по своей технической специальности — в отделе
мелиорации. Повесть «Котлован» является социальной притчей, философским
гротеском, жёсткой сатирой на СССР времён первой пятилетки. Сотканные из
парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание
современников. Успех публикаций в журналах «Красная новь», «Новый мир» вскоре
сменяется критическими отзывами, редакторскими купюрами и отказами. Жёстко и
мрачно утончённые, до гротескного сюрреализма, реалии тех времён отображаются в
мрачных тонах, утопия как тупик логически превращается в антиутопию. Однако,
несмотря на гротескность описания, иносказания, в повести прослеживаются
элементы реального быта в эпоху Сталина. Повесть не была опубликована при жизни
Платонова, до публикации в СССР в 1987 г. распространялась в самиздате.
(Самиздат — способ неофициального и потому
неподцензурного распространения литературных произведений, когда копии
изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных
органов, как правило, машинописным, фотографическим или рукописным способами, к
концу СССР также и при помощи ЭВМ.
Самиздатом распространялись также магнитофонные записи В. С. Высоцкого, Б. Ш.
Окуджавы, Ю. Ч. Кима, певцов-эмигрантов и др.)
Сюжетную канву повести можно передать в
нескольких предложениях. Рабочий Вощев после увольнения с завода попадает в
бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома.
Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие,
девочку-сироту Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются
в деревню — для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они
гибнут от рук неизвестных кулаков. Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи
доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных
крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован.
Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится
для неё могилой.
Набор перечисленных событий, как видим, достаточно стандартен: практически
любое литературное произведение, в котором затрагивается тема коллективизации,
не обходится без сцен раскулачивания и расставания середняков со своим скотом и
имуществом, без гибели партийных активистов, без «одного дня победившего
колхоза». Однако в платоновском повествовании «обязательная программа» сюжета
коллективизации изначально оказывается в совершенно ином контексте. Пафос
деятельного преображения мира уступает место неспешному, с многочисленными
остановками, движению «задумавшегося» платоновского героя.
Если рассматривать центр и периферию
пространства в повести, то, конечно, сразу становится понятно, что центр его
занимает котлован — величественный и зловещий образ одновременно. С ним связаны
все герои. Однажды забредя на котлован, они уже не могут уйти от него. Котлован
является основой художественного мироздания, центром жизни и местом смерти.
Образ котлована скрывает в себе невероятное количество смыслов, поэтому его с
полным правом можно назвать символическим. Каждый читатель выделяет в этом
образе новые грани, близкие и интересные именно ему. Какие это грани? Что же
такое котлован как символический образ? Каковы дополнительные, контекстуальные
значения понятия «котлован» в произведении?
Котлован — это:
• начало строительства будущего;
• обещание счастья;
• могила;
• иллюзия смысла существования;
• граница жизни и смерти;
• место, где люди роют, зарывая себя;
• пустота, ничто, бессмыслица, ведь кому он нужен, если дом так и не построен;
• временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным;
• воронка, втягивающая в себя всё;
• попытка проникнуть в тайны бытия;
• способ забыться в работе (не всё же время пить) и т. п
Казалось бы, на коротком пространстве ста страниц невозможно детально
рассказать о крупномасштабных, переломных событиях целой эпохи. Небольшое
количество конкретных событий, каждое из которых в контексте всего
повествования исполнено глубокого символического значения,— таков путь
постижения подлинного смысла исторических преобразований в «Котловане».
Смысловой итог строительства «будущего неподвижного счастья» — смерть ребёнка в
настоящем и потеря надежды на обретение «смысла жизни и истины всемирного
происхождения», в поисках которой отправляется в дорогу Вощев. «Я теперь ни во
что не верю!» — логическое завершение стройки века.
Повесть «Котлован» и сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.