Выступление на курсах повышения квалификации в Курском институте развития образования на тему:
«Формирование правильной речи, логического мышления, памяти и воображения через развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях.
Учитель – логопед МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговского района Курской области Бушина О.А.
Каждый ребенок рождается со своими индивидуальными особенностями, но каким он станет, в большей степени зависит от родителей. Ребенок должен быть физически развитым, любознательным, сосредоточенным. У него должна быть хорошо развита речь, которая имеет большое значение для развития мышления, памяти, ума. Современное и правильное развитие речи ребенка — это предмет постоянного внимания родителей и педагогов. Уже с рождения ребенка нужно учить смотреть, осязать, слушать.
Ученые, изучающие историю развития человечества, пришли к выводу, что первым способом общения древних людей были жесты и мимика, где первичная роль отвадилась руке. Прошло много лет и на смену жестов пришла словесная речь.
Исключительную роль движений двигательно-кинетического анализатора в развитии речи и мышления показали исследования Ивана Михайловича Сеченова, Алексея Алексеевича Ухтомского, Владимира Михайловича Бехтерева. По мнению Василия Александровича Сухомлинского: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
А вот
рассуждение по данному вопросу русского психолога Александра Романовича Лурия: «Современная
психология рассматривает речь как средство общения, то есть как сложную и
специфически организованную форму сознательной деятельности».
Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связаны с речевой функцией».
Стимулирующее влияние функции руки отмечали все специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей. Иван Петрович Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям, отмечая «…чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, мышление».
Эти
высказывания были сказаны в разные годы позапрошлого столетия, но актуальны и в
наши дни, так как давно было замечено, что мелкая моторика рук и уровень
развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Если мелкая моторика
развивается хорошо, то есть ребенок на определенных этапах роста выполняет те
или иные действия, то активно развивается и его речь. Если же мелкая моторика
развита не в достаточном объеме, то наблюдаются отставания и в овладении фразовой
речи.
На эту тему развития моторики и речи у детей есть замечательное высказывание немецкого философа Иммануила Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
С тем, что движения пальцев кистей рук имеют особое развивающее значение, были согласны и современные психологи, логопеды и педагоги: Татьяна Александровна Ткаченко, Елена Степановна Анищенкова, Мария Яковлевна Аксенова и многие другие.
Так что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это способность выполнять точные движения кистями рук в результате скоординированных действий важных систем детского организма: нервной, мышечной и костной. Относительно кистей пальцев рук часто применяют термин – ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений от простых – взять игрушку, до сложных – писать или рисовать.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью, и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны между собой. А объяснить это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. В пальчиковых играх отрабатываются статистические и динамические движения. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук и происходит необходимое возрастным особенностям ребенка формирование фразовой и обиходной речи.
Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению исправления дефектов звукопроизношения.
Давайте вспомним, что такое речь. Речь – это один из способов общения. Которая дает не просто способность человека к общению, но и возможность думать, логически и образно мыслить. Она напрямую связана с воображением и формированием человека в целом. Поэтому начинать развивать речь у ребенка надо с самого раннего возраста. А так как речевое развитие непосредственно связано с совершенствованием моторики рук – значит надо все развивать одновременно.
Давно уже не секрет, что мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную, двигательную и механическую память. Если у ребенка высокий уровень развития моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, хорошая переключаемость с одного рода деятельности на другой, что особенно важно при изучении и усвоении школьного материала. Дети с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, они не могут работать в одном темпе с другими детьми, им трудно сконцентрировать внимание на том или ином роде деятельности, который необходим учителю, также вызывает и затруднение в переключаемости с одного задания на другое. Такому ребенку трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру или соединить по точкам фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в усвоении учебного материала.
В моей работе - проблема по развитию мелкой моторики рук – является первостепенной. Для ее решения я подобрала специальную литературу. В ней я использую диагностические тесты, в которых включены задания на определенные степени ловкости рук и пальцев, координацию движений и пространственных представлений. Моя задача улучшить работу мелкой моторики, координацию движений пальцев, обогатить двигательную активность и выработку навыков самообслуживания (завязывать шнурки, застегивать пуговицы), исправление дефектов звукопроизношения разной степени сложности, первичного и вторичного.
Необходимо напомнить, что мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс у каждого ребенка, он происходит в своём темпе. Чтобы помочь маленькому человеку совершенствовать мелкую моторику, нужно проводить с ним разные занятия. Такие занятия нуждаются в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше и проводилось в игровой форме. Игру можно выбрать любую, главное, чтобы учитывались возрастные особенности ребенка и психологическая готовность к занятиям.
В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям и на эффективность игр в целом. При подборе игровых упражнений следует принимать следующие принципы:
· игровые упражнения должны приносить детям радость, а отношения взрослого и ребенка строиться на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности;
· постепенное усложнение игрового материала, от простого к сложному.
Игра является одним из основных видов деятельности и сопровождает ребенка дошкольного и младшего школьного возраста постоянно. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. Это один из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к логопедическим занятиям. В результате чего у детей появляется интерес к родному языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по различным лексическим темам способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. Цель игры побудить интерес к познанию и обучению. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает. Изучаемый материал становится для них более доступный, работоспособность значительно повышается.
Особое место занимают творческие или сюжетные игры. Это может быть обыгрывание стихотворения с использованием игрушки, инсценировка, импровизация, показ о том, что говорят. Для развития речи необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства и не только в обычном разговоре, но и публично. Эти качества формируются и развиваются в театральных играх. Основой в работе по театрализованным играм может послужить сказка.
Сказкотерапия – педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Этот метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Сказка близка и понятна каждому ребенку. Они всегда радуют детей и очень интересны им. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности ребенка происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Из сказок дети узнают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметами и миром; сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Она раздвигает рамки жизни у каждого маленького человека. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, осознают, где несправедливость и зло. Сказки пробуждают лучшие чувства – добро, сопереживание, сочувствие.
Сказка – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственного эмоционального состояния.
В процессе работы с детьми я заметила, что у многих нарушено логическое мышление, и последовательность изложения мысли, употребление однотипных связей, интонационная выразительность и лексическа, также неразвиты артистические способности, не соответствует возрасту восприятие речевых оттенков. А сказка является отличным средством для того, чтобы устранить все эти проблемы. Игра со сказкой – способствует активизации различных сторон детской речи:
· словарного запаса;
· грамматического строя;
· диалогической и монологической речи;
· совершенствование звуковой стороны речи.
В процессе занятий сказкотерапией осуществляются различные виды деятельности, например, такие как:
· слушание и запоминание сказок;
· пересказывание сказки;
· придумывание продолжения сказки;
· придумывание собственных сказок;
· показывание на пальчиках сказочных персонажей.
Методы и приемы сказкотерапии:
· инсценировка;
· сказка на песке;
· настольный театр;
· импровизация;
· пальчиковый театр;
· игры-импровизации;
· игры-инсценировки;
· музыкальные постановки по сказкам.
Способность к придумыванию и обыгрыванию сказок – одна из разновидностей художественно – речевого творчества, имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Характер и структура такого творчества (сочинение детьми сказок) часто лишены четкости, логичности, системности. Но эти недостатки легко можно устранить при непосредственной организационной работе учителя-логопеда и ребенка. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что народное творчество способствует усвоению всех форм родного языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании детей, имеющих нарушения речи.
Задачи сказкотерапии:
· развитие речи;
· снятие эмоционального и мышечного напряжения;
· развитие навыков взаимодействия;
· развитие внимания, мышления, воображения;
· развития мелкой моторики рук;
· развитие координации движения.
В своей работе по развитию мелкой моторики рук я объединила и использую метод сказкотерапии и пальчиковых игр, которая разделена на этапы:
· подготовительный этап;
· первый этап;
· второй этап;
· заключительный этап.
На подготовительном этапе свою работу я начинаю с обычных пальчиковых рисунков. Загадываю загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (карандаш)
Говорю детям, что теперь пальчики будут учиться рисовать – они станут настоящими художниками. Что им для этого нужно? Кисточка или карандаш. Давайте сделаем вид, будто рука – это кисточка и вы «обмакиваете» правую ладонь (левша левую), изображенную кисточку, в «краску». Затем несколько раз провести «кисточкой» по столу – к себе (внутренней стороной ладони), от себя (тыльной стороной). Потом можно загадать загадки, ответы, на которые надо сказать, а затем и показать.
Под крышкой четыре ножки,
А на крышке чашки да ложки. (стол)
Во время чтения загадки указательным пальцем надо «рисовать» на столе. Прошу юного художника самого «порисовать» и потом спрашиваю, что у него получается. Получив ответ, рассказываю ребенку, что указательным пальчиком – волшебным карандашом – можно «начертить» самые разные невидимые фигуры. Можно продемонстрировать это. Я всегда беру геометрические фигуры (можно рисовать и простые по начертанию предметы: спиралька, волна, грибок).
Затем приступаем к симметричному рисованию – это рисование двумя руками одновременно несложных фигур (снеговик, очки, елочка). Можно также изобразить два одинаковых предмера сразу.
Детям очень нравится рисовать с проговариванием.
Раз, два, три:
Треугольник начерти.
С первого раза это задание дети не выполняют, поэтому я им помогаю, пока они не поймут, как надо делать самим.
После симметричного рисования приступаем к асинхронному рисованию. Нужно действуя одновременно обеими руками, провести правой рукой горизонтальную линию, а левой – вертикальную (правой рукой круг, левой квадрат). Для облегчения работы можно предложить ребенку рисовать на листке бумаги обычными карандашами. Все задания подготовительного этапа проходят без особых затруднений, так как дети догадываются, что именно надо делать и как.
На этом этапе можно тоже рисовать и проговаривать.
Вот, так,
Вот, так,
Получается квадрат.
После того как прошел этап подготовки, можно приступать к первому этапу. На этом этапе я загадываю загадки (берется определенная лексическая тема), в данном случае я взяла тему домашних и диких животных, дети говорят ответы, а потом показывают их, так как они их себе представляют, если возникают затруднения, то я им помогаю. Складывая фигурки из пальчиков, дети с удовольствием отгадывают загадки, легко запоминают их, знакомятся с русским народным фольклором и, конечно же, расширяют словарный запас. Здесь тоже происходит поэтапное усложнение задания.
Встает на заре,
Поет на дворе.
На голове гребешок.
Кто же это? (петушок)
Указательный палец касается большого – получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок».
Груз везет,
Сено жует,
Хвостом помахивает,
Гривой потряхивает. (лошадь)
Правую ладонь держать горизонтально, тыльной стороной наружу – это «морда» лошади. Поднимите большой палец. Сверху обхватите правую ладонь левой, большой палец левой руки поднимите. Большие пальцы обеих ладоней – это «уши» лошади, остальные пальцы левой ладони – «грива».
Как только дети усвоили тему загадок, наступает второй этап развития мелкой моторики рук с применением сказкотерапии.
Теперь пальчики детей готовы к дальнейшей работе и могут изобразить, что захотят, даже картинки к знакомым сказкам. На втором этапе я читаю русские народные сказки, так как именно они близки и уже знакомы, а дети вместе со мной показывают услышанное в тексте. То есть тут идет объединение сказки и пальчиковых игр.
Русская народная сказка «Рукавичка»
Как-то раз зимой шел дед через лес. Шел он, шел и нечаянно обронил свою рукавичку.
Мимо пробегала мышка. Увидела она, что рукавичка лежит сама себе на снегу и подумала, что получится из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:
- Буду я теперь здесь жить.
Тут мимо лягушка припрыгивала, увидела она рукавичку и говорит:
- Какая теплая рукавичка! Кто тут живет?
- Я живу, мышка-норушка. А ты кто?
- А я, лягушка-поскребушка. Пусти меня к себе жить, а то на улице вон как холодно!
-Ну, иди! – ответила мышка.
И стало их двое в рукавичке жить. В скором времени скакал по лесу заяц.
Увидел он, рукавичка лежит и тоже подбежал к ней и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Я мышка-норушка.
- И я лягушка-поскребушка.
- А я зайчик-попрыгайчик. Можно я тоже буду жить с вами?
- Ну, иди!
И стало их трое. Тут пробегает мимо лисичка).
Увидела она, что такая теплая рукавичка лежит посреди леса, подбегает и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мы живем. Мышка-норушка, лягушка-поскребушка и серый зайчик-попрыгайчик. А ты кто будешь?
- А я лисичка-сестричка. Можно мне к вам?
Вот их живет четверо уже, а рукавичка только одна. Глядь, а мимо бежит волк, подбегает он тоже к рукавичке и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке такой теплой живет?
- Мы: мышка-норушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик да лисичка-сестричка. А ты кто будешь?
- А я волчок-серый бочок! Пустите и меня жить к себе!
- Ну, хорошо, иди!
Влез и волк в рукавичку и стало их уже пятеро. Откуда ни возьмись, идет мимо кабан.
- Хрю-хрю-хрю, кто в рукавичке живет? – тоже спрашивает он.
- Мы: мышка-норушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волк-серый бочок, - отвечают ему. - А ты кто?
- А я кабан-клыкан буду. Пустите меня к себе жить!
- Но у нас уже места почти нет. Как ты сюда залезешь?
- Да уж как-нибудь впихнусь, - ответил кабан.
- Ну, полезай! – ответили из рукавички.
Впихнулся и кабан к ним. Стало их шестеро. Раздулась рукавичка, еле-еле выдерживает, уже по швам ползет. Но тут как сучья затрещат, снег заскрипит, вышел из лесу медведь, и тоже идет к рукавичке.
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-норушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бочок и кабан-клыкан. А ты кто такой?
- Ох, как вас много тут! А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе! Озяб я совсем.
- Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!
- Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.
- Ну, иди, только с краешка.
Втиснулся медведь и стало их семеро. Но очень тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется.
А к этому времени дед хватился своей пропажи, - исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать ее. А с ним собачка была, и она вперед побежала. Бежит она бежит по лесу и вдруг увидела, лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.
Пальчиковая игра к сказке
Мышка – большой, средний и безымянный пальцы вытянуть вперед и соединить – получится остренькая мордочка мышки. Указательный и мизинец согнуть и прижать к среднему и безымянному пальцу – это «ушки».
Лягушка – руки на столе – правая ладонь раскрыта, левая сжата в кулак. Затем правую сжать, а левую разжать.
Зайчик – кулак сжат, а указательный и средний пальцы выпрямить – это ушки и изобразить прыгающего зайчика. Пошевелить указательным и средним пальцами – это ушки.
Лиса – соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведены в стороны. Это «ушки». Согнуть указательные пальцы и мизинцы – остальные пальцы – «морда».
Волк – соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведены в стороны. Это волчьи «ушки». Согнуть указательные пальцы – это волчий «лоб». Остальные пальцы – «морда».
Кабан - три пальца сжаты в щепотку, а два это ушка).
Медведь – опереться всеми пальцами, кроме среднего, на стол – это «ноги» медведя. Средний палец согнуть и приподнять – получится медведь.
В этой сказке дети показывают уже изученных животных. Тема им понятная, интересная и не вызывает затруднений, она усвоенная ещё на первом этапе. На основе все тех же русских народных сказок материал усложняется. Тут надо уже фантазировать, придумывать и импровизировать, как показать разные атрибуты.
Сказка «Колобок»
Жили – были старик со старухой.
Вот говорит старик старухе.
- Поди-ка, старуха, по амбару помети (развести пальцы в разные стороны и проводить вперед и назад) по сусекам поскреби (поскребите двумя руками стол) – не наскребешь ли муки на колобок (соединить пальцы, чтоб было похоже на шар)?
Пошла старуха в амбар, по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала муки горсти две (показать пригоршни).
Замесила (левой рукой изображать большой горшок: для этого округлить руку и держать ее перед грудью. А правой «взять» воображаемую «лопатку» и помешивать ею «тесто» в «горшке») муку на сметане, слепила (перекладывать из руки в руку воображаемое тесто) колобок, изжарила в масле – и на окошко (пальцы обеих рук округлить и сложить в виде овального окна) остудить (подуть) положила (протянуть ладони вперед и подуть на них).
Колобок полежал, полежал, да и покатился (вращать руками).
Катится колобок по дороге (вращать руками), а на встречу ему заяц:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен.
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел
И от тебя, заяц, не хитро уйти!
И покатился по дороге – только заяц его и видел!
Катится колобок, навстречу ему волк:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен.
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге – только волк его и видел!
Катится колобок, навстречу ему медведь:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я по амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен.
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!
И покатился по дороге – только медведь его и видел!
Катится колобок, навстречу ему лиса:
- Колобок, колобок, куда катишься?
- Качусь по дорожке.
- Колобок, колобок, спой мне песенку!
Колобок запел:
Я по амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен.
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, нехитро уйти!
А лиса и говорит:
- Ах, песенка хороша, да слышу я плохо (приложить руку к уху, как бы прислушиваться). Колобок, колобок, сядь ко мне на носок (показать указательным пальцем на свой нос) да спой еще разок.
Колобок (поднести руки, сложенные в виде шарика, к своему носу) вскочил лисе на нос и запел песенку.
А лиса его – ам (сложить руки двумя запястьями и соединить пальцы левой и правой руки имитируя укус)! – и съела.
Пальчиковая игра к сказке
Колобок – соединить пальцы, чтоб было похоже на шар.
Старик – обвести двумя руками сверху вниз воображаемую бороду.
Старуха – обвести руками голову от макушки до подбородка, словно завязываете под подбородком уголки платка.
Заяц– кулак сжат, а указательный и средний пальцы выпрямить – это ушки и изобразить прыгающего зайчика. Пошевелить указательным и средним пальцами – это ушки.
Лиса – соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведены в стороны. Это «ушки». Согнуть указательные пальцы и мизинцы – остальные пальцы – «морда».
Волк –соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведены в стороны. Это волчьи «ушки». Согнуть указательные пальцы – это волчий «лоб». Остальные пальцы – «морда».
Медведь – опереться всеми пальцами, кроме среднего, на стол – это «ноги» медведя. Средний палец согнуть и приподнять – получится медведь.
Веник – развести пальцы в разные стороны и проводить вперед и назад.
Печка – согнуть пальцы под прямым углом к ладоням; большой палец левой руки «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните – это «печная труба».
Окошко – пальцы обеих рук округлить и сложить в виде овального окна.
На заключительным этапе, задания еще больше усложняются, но дети уже умеют импровизировать и фантазировать, изображать руками рассказ и отгадывать загадки, поэтому они быстро включаются в рабочий процесс. Этот завершающий этап предусматривает прочтение сказки, в тексте которой по ходу прочтения уже звучат загадки (загадки можно прочитать несколько раз, чтоб дать детям время для обдумывания ответа), которые надо отгадать и показать двумя руками, не давая устного ответа (можно сначала, как только приступили к третьему этапу, давать устный ответ, а потом показывать его).
Автор Сергей Силин «Зимняя охота»
На охоту Потапка рано отправился, когда еще над бабушкиной избушкой висела хлеба краюшка (месяц – сложить пальцы, чтоб было похоже на букву с). Надел те, что под гору-коняшки, в гору деревяшки (лыжи –правая рука вперед, левая назад и проводить ровной ладошкой по столу), и через поле, через ту, что бежала-шумела, заснула-заблестела (река-провести по столу прямой ладонью имитируя гладкость льда), в лес…
Следов на том, что всю зиму лежит, весной в речку побежит (снег – пальцами стучать по столу как, будто капли падают), видимо-невидимо. Вот от дерева та побежала, которая, то рыжая, то серая, а по названию белая (белка – согнуть безымянный и средний пальцы, а указательный и мизинец поднять вверх – это ушки). Вот тот прошел, кто лес на голове носит (лось – развести пальцы, как будто это рога). А вот и тот, кто на гору бегом, а с горы кувырком, у пенька ушами шевелит (заяц - кулак сжат, а указательный и средний пальцы выпрямить – это ушки и изобразить прыгающего зайчика, пошевелить указательным и средним пальцами).
Вмиг вскинул Потапка ружье и … щелк зимой белого, летом серого (заяц - кулак сжат, а указательный и средний пальцы выпрямить – это ушки).
А тот возмущается:
- Ты, что Потапка, совсем с ума сошел, в меня стрелять вздумал? Да нашего брата в лесу и так уже не осталось!
- Но это же фоторужье! – ответил Потапка. – Я тебя не для ужина снял, а для детского журнала. Почувствуй разницу!
Тут на поляну из-за той, что зимой и летом одним цветом (елка – нарисовать в воздухе очертания елки двумя руками одновременно), та выходит, у которой хвост пушистый, мех золотистый (лиса - соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведены в стороны, это «ушки», согнуть указательные пальцы и мизинцы – остальные пальцы – «морда»).
- Ты лучше меня сфотографируй, - говорит. – Для одного модного журнала. Меня серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет (волк - соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведены в стороны - это волчьи «ушки», согнуть указательные пальцы – это волчий «лоб», остальные пальцы – «морда») на обложке увидит, сразу влюбится. Я за него замуж выйду.
Сфотографировал Потапка красавицу.
И что вы думаете? Месяца не прошло, как она замуж вышла. За того, кто зимой спит, летом улья ворошит (медведь - опереться всеми пальцами, кроме среднего, на стол – это «ноги» медведя, средний палец согнуть и приподнять – получится медведь). Тот себе на зиму все журналы выписывает.
А серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет (волк - соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведены в стороны - это волчьи «ушки», согнуть указательные пальцы – это волчий «лоб», остальные пальцы – «морда») ничего не читал. Вот его счастье и миновало.
Потапка на свадьбе той был, мед пил. По усам текло, в рот попало, не сказать, что мало.
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми логопадами является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике. Помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, устанавливать взаимоотношения друг с другом в процессе игры, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи, доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает.
Сказка даёт чувство психологической защищенности, так как имеет в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. Развивает память и внимание.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи и мелкой моторики, ребёнок приобретает и усваивает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
И в заключении хочется сказать, что в результате проделанной целенаправленной, систематической, планомерной работы по развитию тонкой моторики рук с использованием сказкотерапии, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребёнка.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому развивать мелкую моторику.
Список используемых источников:
1. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с.
2. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с.
3. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: 1991. – 205 с.
4. Соковых С.В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. /С.В. Соковых.//Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-67.
5. Сайт Интернета http://www.logoped – sfera.ru.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.