ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3. Учет операций по прямому страхованию
3.8. Особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бухгалтерская отчетность страховой организации представляет систему данных о ее финансовом положении, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении за отчетный период. Составляется отчетность на основе данных бухгалтерского учета.
Формирование и представление отчетности страховых организаций имеют специфические особенности, которые определены приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» от 08.12.03 № 113н (в ред. от 13.11.06 № 145н, (9.04.07 № 32н). Этим приказом предусмотрены: состав рекомендуемых форм годовой и промежуточной отчетности; методические указания о порядке ее составления и представления.
Страховые организации могут и самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности, однако обязательно с соблюдением принципа существенности показателей отчетности для пользователей информацией и требований достоверного отражения финансового положения страховой организации. Если де отдельные показатели являются недостаточно существенными для отражения их в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, то они могут быть представлены обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Существенным считается показатель, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Признание показателя существенным зависит от его характера и правильности оценки. Страховая организация вправе признать существенной сумму, если отношение ее величины к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.
Указаниями по подготовке страховыми организациями бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России № 113н, рекомендуется раскрывать следующую информацию:
об изменениях учетной политики, оказавших или способны оказать существенное влияние на финансовое положение;
о движении денежных средств;
об операциях в иностранной валюте;
о материально-производственных запасах;
об основных средствах;
о доходах и расходах организации;
о последствиях событий после отчетной даты;
о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности;
другую информацию об активах, капитале, резервах и обязательствах организации.
Страховая организация самостоятельно определяет, в какой форме может быть раскрыта информация, какие показатели должны быть разработаны и включены в отчетность, какие должны быть приведены таблицы и расшифровки к формам бухгалтерской отчетности и в пояснительной записке.
Дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, может быть представлена в исполнительный орган страховой организации, если он считает ее полезной для принятия пользователями экономических решений. Такая информации должна раскрывать:
динамику важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет (объем страховых премий и страховых выплат всего и по видам страхования, по договорам страхования (основным договорам); договорам перестрахования; удельный вес страховых премий по видам страхования общем объеме страховых премий по договорам страхования (основным договорам), состав и объем страховых резервов, прибыль до налогообложения, в том числе от операций по страхование жизни и от операций страхования иного, чем страхование жизни;
характеристику инвестиционной деятельности (состав инвестиций, предполагаемые изменения в структуре инвестиций, лученный инвестиционный доход, эффективность инвестиций ной деятельности);
политику управления рисками;
планируемое расширение осуществляемых видов страхования и территории оказания страховых услуг, а также используемых методов по продаже страховых полисов;
предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
политику в отношении заемных средств;
иную информацию.
Для осуществления государственного финансового контроля ость страховой организация представляется в Минфин России и в территориальные органы страхового надзора. Годовая и промежуточная бухгалтерская отчетность представляется ним пользователям по общим правилам.
Годовая бухгалтерская отчетность страховой организации включает:
бухгалтерский баланс страховой организации (ф. № 1-страховщик);
отчет о прибылях и убытках страховой организации (ф. № 2-страховщик);
отчет об изменениях капитала страховой организации (ф. №3-страховщик);
отчет о движении денежных средств страховой организации (ф. №4-страховшик);
приложение к бухгалтерскому балансу страховой организации (ф. № 5-страховщик);
пояснительную записку;
аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности страховой организации.
В порядке надзора страховые организации представляют также следующие формы отчетности:
отчет о платежеспособности страховой организации (ф. №6-страховщик);
отчет о размещении страховых резервов (ф. № 7-страховщик);
отчет о размещении страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию (ф. №7-страховщик):
отчет о страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни (ф. № 8-страховшик);
отчет об использовании средств резервов предупредительных мероприятий (ф. № 9-страховщик);
отчет об операциях перестрахования (ф. № 10-страховщик):
информацию по операционному сегменту (ф. № 11-страховщик);
информацию о дочерних и зависимых обществах страховой организации (ф. № 12-страховщик);
информацию о филиалах и представительствах страховой организации (ф. № 13-страховшик);
отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой организацией (ф. № 14-страховщик).
Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из двух форм - бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. По усмотрению страховой организации промежуточная отчетность может быть дополнена и другими формами, в частности пояснительной запиской. В составе промежуточной бухгалтерской отчетности (за первое полугодие) страховые организации обязаны представить в Минфин России копню публикации бухгалтерского баланса н отчета о прибылях н убытках предыдущем года с указанием даты н источника публикации.
Отчетность составляется и требованиями, предусмотренными ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», особенностями деятельности страховых организаций и соблюдением принципа существенности.
В отчетности выделяются показатели:
а) в отношении страхования иного, чем страхование жизни; страховые премии, изменение резерва незаработанной премии, выплаты по договорам страхования, изменение резервов убытков, расходы по ведению страховых операций, результат от операций по страхованию иному, чем страхование жизни (нетто-перестрахованне);
6) в отношении страхования жизни: страховые премии (взносы), результат от операций по страхованию жизни (нетто-перестрахование).
Все приведенные показатели целесообразно подразделять в отчетности на показатели по договорам страхования и по основным договорам, принятым в перестрахование, если перестрахование составляет более 10 % общей суммы страховых премий (взносов). Что касается страховых премий (взносов) по страхованию, то их следует раскрывать по географическим рынкам оказания страховых услуг в разрезе субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим кратко содержание и порядок раскрытия информации в основных формах бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Бухгалтерский баланс страховых организаций в отношении большинства показателей формируется, как м другими коммерческими организациями. Вместе с тем эта форма имеет некоторые особенности в части раскрытия в составе дебиторской и кредиторской задолженности раздельно задолженности по вилам страховых операций (страхование, перестрахование, сострахование).
В группе статей «Дебиторская задолженность по операциям страхования, сострахования» показывается задолженность страхователей, страховых агентов, состраховщиков по страховым премиям (взносам), а также задолженность представителей страховой организации, заключившей договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению.
В группе статей «Дебиторская задолженность по операциям перестрахования» показывается задолженность перестрахователей и перестраховщиков по договорам перестрахования. Перестрахователи по этой группе статей показывают задолженность за перестраховщиками по сумме вознаграждения и тантьем, а такие по доле в убытках. Перестраховщики по этой группе статей показывают задолженность за перестрахователями по сумме страховых премий и процентов на депо премий.
В группе статей «Кредиторская задолженность по операциям страхования, сострахования» показывается задолженность страховой организации перед страхователями, страховыми агентами и состраховщиками по расчетам, связанным с заключением договоров страхования и сострахования.
В группе статей «Кредиторская задолженность по операциям перестрахования» отражается кредиторская задолженность перестрахователей и перестраховщиков по договорам перестрахования. Перестрахователи по этой группе статей показывают задолженность перед перестраховщиками по сумме страховых премий и процентов на депо премий, а перестраховщики — задолженность перед перестрахователями по сумме вознаграждения и тантьем, а также по доле в убытках.
Обособленно в активе баланса представлены сумма депо премий по принятым на перестрахование рискам, удержанная перестрахователем (в активе баланса), и задолженность по депо премий перед перестраховщиками по рискам, переданным в перестрахование (в пассиве баланса). Данные средства учитываются на балансе перестраховщика, но в соответствии с условиями договора перестрахования являются средствами перестрахователя.
В активе баланса (раздел I «Активы») в составе статей «Доля перестраховщиков в страховых резервах» отражается доля перестраховщиков в резервах по страхованию жизни, резерве незаработанной премии и в резервах убытков (резерве заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ) и резерве произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ), определенная в соответствии в условиями договоров перестрахования.
При формировании показателей активов страховой организации по статье «Инвестиции» необходимо обеспечивать соответствие этих показателей данным отчета о размещении страховых резервов (ф. № 7-страховщик).
В пассиве баланса (раздел 3 «Страховые резервы») раскрывается информация о резервах по страхованию жизни, резервах незаработанной премии, резервах убытков (РЗУ, РПНУ) и других страховых резервах. Обособленно отражаются резервы по обязательному медицинскому страхованию. В разделе 4 «Обязательства» пассива баланса показываются резервы предупредительных мероприятий.
В отчете о прибылях и убытках отражаются показатели, позволяющие получать пользователям необходимую информацию по страховым операциям (в том числе по страхованию жизни и иным видам страхования) с учетом рисков, принятых (переданных) в перестрахование.
В отчете о прибылях и убытках раскрываются следующие показатели:
страховые премии (взносы);
выплаты по договорам страхования;
изменение резервов по страхованию жизни;
изменение резерва незаработанной премии;
состоявшиеся убытки — нетто-перестрахование;
изменение резервов убытков;
изменение других страховых резервов;
отчисления от страховых премий;
расходы по ведению страховых операций;
доходы и расходы по инвестициям;
управленческие расходы;
прочие доходы и расходы, кроме расходов, связанных с инвестициями;
финансовый результат от операций по страхованию жизни;
финансовый результат от операций страхования иного, чем страхование жизни.
Страховые премии, выплаты по договорам страхования, изменение страховых резервов и расходы по ведению страховых операций показываются раздельно по страхованию жизни и страхованию иному чем страхование жизни (всего, переданные перестраховщикам и разница между ними (нетто-перестрахование)).
В отчете о прибылях и убытках (раздел 3) представлены операционные доходы и расходы двумя группами: доходы (расходы) по инвестициям; доходы (расходы), кроме связанных с инвестициями.
В составе показателей «Доходы по инвестициям» и «Расходы по инвестициям» отражаются суммы доходов в виде процентов, доходов от участия в других организациях, разницы между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений и прочие доходы, полученные от вложений в активы, отражаемые в бухгалтерском балансе страховой организации по группе статей «Инвестиции», и связанные с ними суммы расходов.
Суммы доходов и расходов, связанных с инвестициями средств резервов по страхованию жизни, отражаются в разделе I «Страхование жизни» отчета о прибылях и убытках.
Страховые медицинские организации, осуществляющие одновременно добровольное и обязательное медицинское страхование, по группе статей «Доходы по инвестициям» и «Расходы по инвестициям» (ф. № 2а-страховщик) отчета о прибылях и убытках страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию показывают также соответственно доходы н расходы по инвестициям, отраженные по группам статей «Доходы по инвестициям средств резервов по обязательному медицинскому страхованию» (за минусом сумм доходов, предназначенных на пополнение резервов) и «Расходы по инвестициям средств резервов по обязательному медицинскому страхованию».
Все иные, кроме перечисленных выше, операционные доходы и расходы формируют вторую группу показателей.
В составе показателя «Операционные доходы, кроме связанных с инвестициями» отражаются:
проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации, и суммы процентов по депо премий у перестрахователей;
вознаграждение за оказание услуг страхового агента, сюрвейера, аварийного комиссара, представителя по выполнению полномочий другой страховой организации, заключившей договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению;
вознаграждение, полученное от страховщиков по договорам сострахования;
положительный результат от осуществления операций по обязательному медицинскому страхованию;
прочие доходы.
В составе показателя «Прочие расходы, кроме связанных с инвестициями» отражаются:
причитающиеся в соответствии с договорами к уплате суммы процентов по облигациям, пользование денежными средствами (кредиты, займы), по задолженности перед перестраховщиками по депо премий;
отрицательный результат от осуществления операций по обязательному медицинскому страхованию;
расходы, связанные с оказанием услуг страхового агента, сюрвейера, аварийного комиссара, представителя по выполнению полномочий другой страховой организации, заключившей договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению;
вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;
прочие операционные расходы.
Отчет о движении денежных средств в страховой организации по своему содержанию и структуре такой же, как и в иных коммерческих организациях. В нем отражаются показатели, характеризующие движение денежных средств в процессе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Текущая деятельность страховой организации связана с проведением операций страхования, сострахования и перестрахования. Для осуществления этих направлений деятельности необходимы затраты.
Инвестиционная деятельность страховой организации связана:
с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг в том числе долговых, вклады в уставные капиталы других организаций, предоставление займов другим организациям);
приобретением и продажей активов (земельных участков, заданий, другой недвижимости, оборудования);
собственным строительством.
Финансовая деятельность страховой организации связана с операциями, которые изменяют величину и структуру собственного капитала (поступление средств от выпуска собственных акций, облигаций, предоставление займов другими организациями, погашение заемных средств и др.).
Отчет о платежеспособности страховой организации (ф. № 6-страховщик) формируется по принципам, приближенным к международной практике. Платежеспособность страховой `организации согласно принятому в странах Европейского сообщества (ЕС) порядку оценивается путем сравнения фактического резерва платежеспособности с его расчетной величиной (нормативным размером).
Действующая ныне концепция Европейского сообщества о платежеспособности страховых организаций обязывает каждую страховую организацию создавать:
технические резервы в соответствии с принятыми по договорам обязательствами. Объем таких резервов и правила их размещения определяются каждой страной - участницей ЕС самостоятельно. Российским законодательством также определен порядок формирования технических резервов;
резерв (маржа) платежеспособности, выступающей как дополнительная финансовая гарантия погашения обязательств перед страхователем. Резерв должен быть прежде всего свободен от таких бы то ни было иных обязательств и соответствовать общему объему страховых сделок организации, Надежность этого фонда основана на поступивших премиях и на выплаченных страховых суммах;
гарантийный фонд, состоящий из свободного от обязательств имущества в объеме до 1/3 резерва платежеспособности. Этот фонд создается для того, чтобы средства резерва платежеспособности поддерживали финансовую устойчивость страховой организации. Он необходим и для того, чтобы уже с момента своего здания страховые организации располагали достаточными средствами.
Расчет резерва платежеспособности включает три этапа: определение размера требуемого (нормативного) резерва; исчисление фактического резерва платежеспособности;
сравнение фактического размера резерва с нормативным и оценка уровня платежеспособности.
Превышение фактического резерва платежеспособности над нормативным свидетельствует о финансовой устойчивости страховщика.
В Директиве ЕС резерв платежеспособности определяется как имущество, свободное от любых будущих обязательств, за исключением прав требования его участников (акционеров).
В российском законодательстве используется показатель «маржа платежеспособности», который определяется в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых 0бязательств, утвержденным приказом Минфина России от 02.11.01 № 90н (в ред. от 14.01.05).
Под нормативным соотношением между активами страховщика и принятыми им страховыми обязательствами понимается величина, в пределах которой страховщик исходя из объема принятых страховых обязательств и в соответствии с заключенными договорами должен обладать собственным капиталом, свободным от любых будущих обязательств (за исключением прав требования учредителей), уменьшенным на величину нематериальных активов и дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли.
Порядок расчета фактического и нормативного размеров маржи платежеспособности, а также соблюдение страховой организацией установленного норматива подробно будет рассмотрено в главе по анализу деятельности страховой организации.
Отчетность по страховым резервам состоит из трех форм:
отчет о размещении страховых резервов (ф. № 7-страховщик);
отчет о страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни (ф. № 8-страховщик);
отчет об использовании средств резервов предупредительных мероприятий (ф. № 9-страховщик).
Отчетность по этим формам составляется в соответствии с приказом Минфина России от 08.08.05 № 100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов» и Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденными приказом Минфима России от 11.06.02 № 51н.
Составляется отчетность по этим формам по данным аналитического учета к счетам по учету финансовых вложений и иных вложений и учету резервов.
В разделе I ф. № 7-страховщик по статье «Прочие активы» отражается общая балансовая стоимость активов, принимаемая и покрытие страховых резервов по согласованию с Минфином России, но не отраженных в других разделах этой формы.
В разделах 2 — 16 приводится расшифровка активов, удовлетворяющих требованиям Правил и установленным структурным соотношениям.
В разделе 17 «Прочие активы» приводится расшифровка активов, принимаемых в покрытие страховых резервов (только по согласованию с Минфином России).
Форма № 8-страховщик характеризует изменения в составе страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, и их группировку по принятой методике расчета.
В разделе 1 «Страховые резервы — всего» приводится информация об общей сумме сформированных страховой организацией страховых резервов и доле перестраховщиков в них. Такие сведения получаются путем суммирования соответствующих страховых резервов и долей перестраховщиков по всем группам договоров.
В разделе 1 в составе статьи «Стабилизационный резерв» отражается резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В подразделе 1.1 «Резервы убытков, рассчитанные актуарными методами, согласованными с Министерством финансов РФ – всего» отражаются выделенные суммы резервов убытков и доли перестраховщиков в этих убытках, сведения о резервах убытков, сформированных с использованием актуарных методов расчета.
Все показатели раздела 1 ф. № 8-страховщик даются за отчетный год, предыдущий год и год, предшествующий предыдущему'.
В разделе 2 «Страхование резерва по учетной группе» и подраздела 2.1 «Резервы убытков, рассчитанные актуарными методами, согласованными с Минфином России» данные проставляются по учетным группам договоров в соответствии с Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. В разделе 2 количество форм должно соответствовать количеству учетных групп договоров страховой организации, а по подразделу 2.1 — количеству учетных групп договоров, по которым страховая организация формировала резервы убытков с применением актуарных методов расчета.
Сумма данных о страховых резервах всех форм раздела 2 должна равняться соответствующим данным раздела 1.
Сумма данных всех форм подраздела 2.1 о резервах всех убытков должна равняться соответствующим данным подраздела 1.1.
Форма № 9-страховщих представляет собой отчет об использовании средств резервов предупредительных мероприятий. Составляется эта форма на основе данных аналитического учета средств, предназначенных для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. В отчете отражаются остатки средств на начало и конец отчетного периода.
В разделе 1 «Движение средств резервов предупредительных мероприятий» отражаются соответствующие данные по добровольным и обязательным видам страхования. В разделе 2 «Направления использования средств резерва предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования» приводится расшифровка направлений использования средств резерва на финансирование предупредительных мероприятий.
В отчете об операциях перестрахования (ф. № 10-страховщик) раскрывается информация об операциях перестрахования в разрезе перестраховщиков по всем показателям операций перестрахования. По каждому перестраховщику указываются: размер переданных ему страховых премий и его доли в оплаченных убытках за отчетный и предыдущий годы, доля перестраховщика в резерве убытков на начало и конец отчетного года, кредиторская задолженность по страховым премиям и дебиторская задолженность по оплаченным убыткам на начало и конец отчетного гола. По операциям входящего перестрахования аналогичные показатели приводятся по каждому перестрахователю. Отчет об операциях перестрахования обеспечивает максимальную прозрачность этих операций для пользователей финансовой отчетности.
Для этой формы отчетности, представляемой в порядке надзора, необходимо устанавливать уровень существенности, ниже которого не приводится наименование контрагента страховщика, а все контрагенты указываются как «прочие». В настоящее время у крупных страховщиков, а также у специализированных перестраховочных компаний список перестраховщиков и перестрахователей содержит несколько десятков, а в отдельных случаях - более сотни наименований. В этой связи страховая организация, имеющая дочерние и зависимые страховые и другие общества, в пояснительной записке приводит сведения об их наличии, месте нахождения, наименовании, номере лицензии на осуществление страховой деятельности н проводимые виды страхования, а в отношении нестраховых обществ — вид их деятельности. Такое требование содержится и в ГК РФ.
Отчетность во операционным сегментам, дочерним и зависимым обществам, филиалам м представительствам, представляемую в порядке надзора, страховые организации формируют три формы:
«Информация по операционному сегменту» (ф. № 11-страховщик);
«Информация о дочерних и зависимых обществах страховой организации» (ф. № 12-страховщик);
«Информация о филиалах и представительствах страховой организации» (ф. № 13-страховщик).
Отчет по ф. № 11-страховщик «Информация по операционному сегменту» составляется в соответствии с требованиями ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» (утвержденным приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н (в ред. от 18.09.06). Отчетность по сегменту составляется при соблюдении одного из трех перечисленных ниже условий:
сумма страховых премий по данному сегменту составляет не мне 10% суммы страховых премий;
финансовый результат деятельности данного сегмента составляет 10% суммарного финансового результата всех сегментов;
активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
Информация отчетности па каждому сегменту раскрывает Часть деятельности страховой организации по оказанию определенной услуги или группе услуг.
Представление в отчетности финансового результата деятельности страховщика в разрезе видов страхования (страховые премии, по которым составляют более 10% общего объема страховых премий), т.е. отдельно по страхованию жизни, имущественному страхованию и страхованию ответственности, способствует проведению более глубокого анализа деятельности организации.
В разделе 1 ф. № 11 -страховщик предусмотрено представление информации без учета переданных в перестрахование договоров, а в разделе 2 — с учетом договоров, переданных в перестрахование. В случае если сумма страховых премий по договорам, принятым в перестрахование, составляет более 10% общего объема страховых премий, заполняется еще и раздел 2 ф. № 11-страховщик.
Расходы страховщика в этой форме показываются отдельно прямые расходы на ведение страховых операций по видам страхования и управленческие. Для заполнения информации в таком разрезе необходимы данные аналитического учета. Однако разграничение на практике расходов по направлениям страхование жизни и иное страхование затрудняет разграничение некоторых видов страховых расходов на прямые и управленческие.
Отчеты «Информация о дочерних и зависимых обществах страховых организаций (ф. № 12-страховшик)» и «Информация о филиалах я представительствах страховой организации (ф. № 13-страховщик)» содержат сведения о их наличии, местонахождении, наименовании и объеме деятельности на региональном рынке услуг.
Дочерние и зависимые общества могут быть страховой организацией или не являться таковой. В отчетности отражается доля страховой организации в уставных капиталах дочерних и зависимых обществ в абсолютном и относительном выражениях.
В отношении обособленных подразделений страховой организации, находящихся в пределах и за пределами Российской Федерации, проставляются соответственно код территории субъекта Российской Федерации по ОКАТО или код страны мире.
Форма № 14-страховщик — отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой организации. Заполняется на основе данных аналитического учета по счетам учета финансовых вложений и других счетов, на которых учитываются активы, принимаемые для покрытия собственных средств организации. Эта форма введена приказом Минфина России 07 09.04.07 № 32н.
При заполнении отчета по ф. № 14-страховщик следует руководствоваться требованиями, установленными Инструкцией по составлению отчетности.
Пояснительная записка входит в состав отчетности. В ней при/ краткая характеристика страховой, инвестиционной й финансовой деятельности организации, основные показатели её деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном голу на финансовые результаты, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли, Информация, содержащаяся в пояснительной записке, обеспечивает возможность получать более полную и объективную кар чину о финансовом положении страховой организации, в финансовых результатах за отчетный период и изменениях.
При подготовке отчетности исходят из интересов пользователей и принципа существенности показателей. В этой связи в пояснительной записке раскрываются в случае их существенности « показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках страховой организации, которые относятся к прочим активам, прочим кредиторам, прочим дебиторам, иным обязательствам, отдельным видам прибылей и убытков.
В пояснительной записке раскрывается информация о составе страховых резервов, методах их расчета со ссылкой на документы, в соответствии с которыми они формировались.
При формировании страховой организацией резерва финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества указываются показатели использования средств резерва с расшифровкой профинансированных мероприятий и эффекта вложения средств в те или иные мероприятия.
Если у страховой организации имеются договоры перестрахования, то в пояснительной записке приводятся сведения о страховых и перестраховочных организациях, с которыми взаимодействует страховая организация, с указанием видов заключенных договоров перестрахования.
В пояснительной записке приводится характеристика недвижимого имущества страховой организации, в том числе приобретённого в порядке размещения средств страховых резервов, с указанием вила имущества, места нахождения, целей использования (для офиса страховой организации и ее структурных подразделений, сдачи в аренду и т.п.), а также характеристика нематериальных активов, дебиторской и кредиторской задолженности.
В пояснительной записке по усмотрению страховой организации может отражаться и другая аналитическая информация, необходимая для получения более полной и объективной оценки имущественного и финансового положении страховой организации, эффективности ее страховой деятельности.
Значительно дополняют сведения об имущественном и финансовом положении страховой организации аналитические таблицы о тенденциях основных показателей, характеризующих страховую деятельность, причины, влияющие на эти изменения. В пояснительной записке целесообразно указывать принятый порядок расчета аналитических показателей.
Таким образом, пояснительная записка не должна ограничиваться только информационным материалом, а должна включать аналитические выводы относительно оценок имущественного и финансового состояния страховой организации.
Оценку финансового состояния в пояснительной записке целесообразно давать на краткосрочную и долгосрочную перспективу. При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу приводятся показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При оценке платежеспособности приводятся показатели, характеризующие наличие ликвидных активов, покрывающих страховые резервы, денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторскую и кредиторскую задолженности, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. В пояснительной записке необходимо давать оценку положения страховой организации на рынке ценных бумаг.
При оценке финансового состояния на долгосрочную перспективу необходимо давать в пояснительной записке характеристику проводимой политики управления рисками, мероприятий, направленных на расширение позиций на страховом рынке, на обеспечение сбалансированности страхового портфеля (обязательств, принятых по договорам страхования), и структуры источников средств. Целесообразно также отражать степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов, инвестиционную политику, предполагаемые изменения в структуре инвестиций и их динамике за предыдущие годы и на перспективу с определением их эффективности.
Критериями оценки деловой активности страховой организации в пояснительной записке могут быть территория и широта рынков оказания страховых услуг и перестрахования, известность страхователей, заключающих с ней договоры страхования, своевременность исполнения страховых обязательств и др. В пояснительной записке целесообразно приводить данные о динамике объема страховых премий и страховых выплат всего и по основным видам страхования, договорам страхования и по договорам перестрахования, об удельных весах страховых премий по видам страхования в общем объеме страховых премий по основным договорам страхования, финансовые показатели работы страховой организации по видам страхования за ряд лет. В пояснительную записку целесообразно включать информацию о перспективах расширения видов страхования, используемых методах по продаже страховых полисов и другой информации, интересующей возможных пользователей отчетности.
В современных условиях процессы интеграции захватили практически все отрасли, поэтому, чтобы оставаться лидером рынка страхования, необходимо составлять отчетность, дающую представление о реальном финансовом положении и результатах деятельности компании в соответствии с МСФО.
Бухгалтерская отчетность, подготовленная в соответствии с Российскими правилами ведения бухгалтерского учета (РПБУ), не дает объективного представления о финансовом положении и рыночной стоимости чистых активов страховой компании на отчетную дату.
МСФО качественным образом отличаются от той отчетности, которую страховые организации составляют по РПБУ. В них заложены разные принципы признания дохода и расхода, определения рыночной стоимости активов и обязательств, т.е. страховых резервов. Переход на МСФО прежде всего касается крупных страховых компаний. В России крупной компанией является прежде всего Росгорстрах — лидер на российском страховом рынке. В эту группу компаний входит 20 крупных компаний (16 страховых и 4 нестраховых). Росгосстрах уникален по общему количеству подразделений и по технологическому обеспечению трансформации отчетности из РПБУ в МСФО.
Решение о внедрении МСФО в общекорпоративную практику Росгосстраха и подготовке консолидированной МСФО принято летом 2002 г.; была поставлена задача определить финансовое положение группы компаний Росгостраха в соответствии ( рыночной стоимостью консолидированных активов и обязательств. С участием профессиональных консультантов аудиторской компании Ernst&Young был подготовлен первый в истории Росгосстраха консолидированный МСФО баланс по состоянию на 31 декабря 2002 г. Этот баланс был составлен в соответствии с международными стандартами, с применением комбинации стандартов МСФО и ГААП США. При этом МСФО применялись в части нестраховых операций. Такой же подход применялся и при подготовке консолидированной отчетности компании 2003 и 2004 гт. В этот период для учета страховых операций применялись положения ГААП США, но интерпретированные в целях соответствия их принципам МСФО.
Необходимо отметить, что изначально российские страховые компании в основном применяли ГААП США, потому что в МСФО не существовало стандарта, определяющего порядок учета и отражения страховых операций. В 2004 г. появился МСФО 4 «Договоры страхования», который вступил в силу в отношении отчетных периодов, начинающихся с 1 января 2005 г. Этот стандарт пока еще не совершенен, поскольку не детализирован в части учета отражения отдельных операций страхования. Так, в МСФО 4 не раскрыты операции по перестрахованию, страхованию жизни, определению обязательств по страхованию жизни, признанию премии по долгосрочным договорам страхования.
Отчетность любой страховой компании, составленная по МСФО, включает в себя пакет финансовых отчетов: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала и о движении денежных средств, а также примечание к финансовой от четности, так называемые ноты, где прописаны основные принципы учетной политики.
В основных принципах учетной политики в разделе «Основы подготовки финансовой отчетности» содержится указание на то, что компания готовит консолидированную отчетность по стандартам МСФО. Но поскольку МСФО 4 «Договоры страхования еще недостаточно проработанный стандарт, Росгострах применяет положения стандартов ГААП США в той части, где МСФО не дает определенных рекомендаций. Такой практики придерживаются все российские страховые компании, которые в настоящее время составляют отчетность в соответствии с МСФО.
В мировом масштабе происходит так называемый процесс конвергенции стандартов, приближенных в большей степени к МСФО. В конечном итоге все российские страховые компании будут применять МСФО. К этому есть определенные предпосылки. Так, банковский сектор уже в обязательном порядке перешел на составление отчетности по МСФО начиная с 1 января 2005 г.
Консолидированный МСФО баланс Росгосстраха по состоянию на 31 декабря 2002 г. готовился около двух лет. Стояла задача выстроить централизированные потоки, создать в центральном офисе консолидированную аналитическую бухгалтерскую информацию в разрезе регистров, а также единую операционную базу договоров страхования, по которой можно было бы пересчитать операции страхования и перестрахования, доходы, расходы и резервы для целей МСФО. На сегодняшний день многие из этих проблем решены, и Росгострах, по существу, является управляющим холдингом.
При составлении отчетности по МСФО необходимо было решить ряд проблем, которые заключаются в различии требований РПБУ и МСФО.
До недавнего времени страховые операции в части признания доходов и расходов отражались по кассовому методу, а МСФО когда предусматривает метод начисления. В этом состоит ключевое отличие российских принципов учета от международных. Имеют место и качественные отличия в расчете обязательств страховщика (или страховых резервов). Новым направлением работы компании стал сбор операционной информации от всех регионов в центре для целей пересчета страховых показателей и резервов для целей МСФО и подготовки консолидированной отчетности по МСФО в Москве, в Центре МСФО и внешнего аудита в группе компаний Росгорстраха.
На 1 января 2006 г. в компании внедрена единая система бухгалтерского учета подготовки финансовой отчетности Navision. Эта программа специально настроена на специфику Росгосстраха. Программа предполагает единый корпоративный план счетов и единые аналитические справочники. Аналитический сбор информации из регионов позволяет готовить ежемесячные отчеты.
В программе Navision кроме российского блока предусмотрены блок управленческого учета, налоговый блок и блок МСФО. За 2006 г. консолидированная отчетность Росгосстраха получена путем сбора и консолидации электронных таблиц не в формате Ехсеl, а с применением системы Navision. От ручной подготовки консолидированной отчетности по МСФО компания полностью перешла к автоматизированному способу подготовки отчетности. Что касается ведения параллельно МСФО, то к этой программе необходимы дополнительные настройки системы.
Система осуществляет сбор аналитической информации в низовых подразделений и осуществляет автоматическую трансформацию консолидированной РПБУ отчетности в формат МСФО на основании карты Мэппинга. Кроме того, в Ростосстрахе существует централизованное хранилище операционных баз данных рисковых договоров страхования с программным обеспечением «АРМ Страховщика». Внедрена единая система для учета договоров перестрахования Diasoft, решается вопрос по выбору и внедрению единого программного решения по учету договоров страхования жизни.
Росгосстрах выбрал для составления отчетности по МСФО метод трансформации. Этот метод подходит большинству российских страховых компаний. Ведение параллельного учета в условиях Росгосстраха слишком дорогое дело. Гораздо проще и менее затратно собрать отчетность, составленную по РПБУ, от регионов и аналитику в центральном офисе в Москве трансформировать ее путем применения необходимых корректировок в формат МСФО. В настоящее время консолидированная отчетность по МСФО составляется только раз в год. Такая отчетность теряет свою оперативную привлекательность, не является основной для принятия оперативных управленческих решений.
Что касается средних и малых страховых компаний, То для них оптимальным являются ведение параллельного МСФО учета м подготовка периодической оперативной (ежемесячной) отчетности по МСФО. Такая отчетность отвечает целям оперативного управления. Параллельный учет с МСФО весьма актуален для средних и малых компаний, поскольку не связан со значительными инвестициями в подготовку персонала и технологическое обеспечение ведения учета и составления отчетности.
Ведение единых международных стандартов подготовки финансовой отчетности должно решить проблему обеспечения сопоставимости информации российских и иностранных страховых компаний. `
Источник литературы:
Петрова В.И. Бухгалтерский учет, анализ и аудит деятельности страховых организаций/ В.И. Петрова, А.Ю Петров, Г.А. Скачко. - Москва: Финансы и статистика, 2018. - 400 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.