ЛЕКЦИЯ 4. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА
Рассматриваемые вопросы:
1. Подходы к определению понятия «Информация».
2. Виды информации.
3. Свойства информации.
4. Информационные процессы.
1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ»
Слово «Информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.
Для человека информация – это знания, которые он получает из различных источников с помощью органов чувств.
Можно выделить следующие подходы к определению информации:
1) традиционный (обыденный) – используется в информатике: Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания);
2) вероятностный – используется в теории об информации: Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.
Так же, выделяются определения понятия «Информация» в зависисмости от сферы деятельности человека. Рассмотрим подробнее эти определения, которые представленны ниже в таблице.
Таблица
Сфера деятельности |
Определение понятия «Информация» |
В быту |
Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами |
В технике |
Информация – сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов |
В кибернетике |
Информация – часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях развития системы |
В семантике |
Информация – сведения, обладающие новизной |
Таким образом, проанализировав предложенные определения, можно сделать вывод о том, что в общем случаи Информация – это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ
Человек всю свою историю
пытается преобразовать природу и общество,
в ходе этого возникает все новая и новая информация. В основном информацию
различают: по способу восприятия и по форме представления. Ознакомимся с видами
информации в виде схемы, представленной на рисунке 1.
Рис. 1. Виды информации
Информация может быть воспринята по-разному, разными органами чувств. Поэтому информация по способу восприятия делится на: визуальную, которая воспринимается при помощи зрения, аудиальную – слуха; тактильную – ощущений, обонятельную – запаха. Отдельные виды информации человеком могут восприниматься по-разному, кто-то больше запоминает, если что-то услышал, другой – если увидел, а третий – если потрогал.
Так же, информация может быть представлена разными формами и поэтому по форме представления информация делится на: текстовую, числовую, графическую, звуковую и смешенную. Мы воспринимаем текстовую информацию, представленную в виде символов алфавита какого-либо языка, читая книги, журналы, газеты, ищем ее в текстовом виде по средствам сети Интернет. Одновременно с текстовой информацией получаем и символьные сведения, которые состоят из цифр различных систем счисления. Глядя на всевозможные иллюстрации, картины, схемы, графики, мы способны воспринять графическую информацию. Звуковые сообщения, поступающие к нам от других людей, которые говорят что-то, мы слышим их, например, с помощью радио или звуковоспроизводящих устройств. Но чаще всего мы предпочитаем комбинированную информацию, когда нам, например, не только рассказывают, но и показывают или рассказывают и дают прочитать это самостоятельно.
Рассмотренные виды информации встречаются постоянно в повседневной жизни человека, и вольно или невольно мы воспринимаем ее и она откладывается у нас в памяти.
3. СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ
Информация обладает основными свойствами, которые являются показателем ее качестав. Ученые выделяют восемь таких свойств информации, как ценность, полезность, достоверность, полнота, точность, актуальность, понятность и доступность информации.
Рассмотрим подробнее каждое свойство информации:
1) ценность информации – определяется важностью задач, которые может решить информационный субъект (человек) с помощью информации. Она зависит от того, насколька информация являтся важной для решения той или иной задачи, а также от того, насколько она найдет свое применение в дальнейшем;
2) полезность информации – определяется степенью полезности ее использования для решения задач, стоящих перед информационным субъектом. Полезность информации зависит от таких ее свойств, как полнота, актуальность и достоверность;
3) достоверность информации – определяется степенью отражения в информации свойств информационного объекта. Информация является достоверной, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Также, достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она может «устареть», то есть не отражать истинну;
4) полнота информации – определяется тем, насколько полно отражены в информации свойства информационного объекта необходимые для решения поставленной перед субъектом задачи. Информация является полной, ее ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки;
5) точность информации – определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.;
6) актуальность информации – определяется ее способность отвечать задачам, решаемым в текущий момент времени;
7) понятность информации – определяется возможностью уяснить содержание полученных данных и составить представление об информационном объекте;
8) доступность информации – характеризвется возможностью получения доступа к источнику информации. Информацию необходимо преподность в доступной форме (по уровню ее восприятия), так, например, информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без существенных деталий) или детально (подробно, многословно).
Таким обазом, описанные свойства информации, являются неотемлемой частью понимания человеком и обществом в целом необходимости их соблюдения, хотя бы для того, чтобы разумно делать выводы и решать поставленные задачи.
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Человек существует в информационном пространстве, он постоянно получает информацию из окружающей среды с помощью органов чувст, хранит ее в своей памяти, анализиует с помощью мышления и обменивается информацией с другими людьми. Таким образом, были выделены действия (последовательность операций), совершаемые над информацией, которые называются информационными процессами.
Существует четыре основных информационных процеса – это получение, хранение, обработка и перадача информации. Далее более подробно рассмотрим основные информационные процессы.
Человек не может жить вне общества. В процессе общения с другими людьми он передает и получает информацию в форме сообщений. На заре человеческой истории для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем появилась устная речь. В настоящее время обмен сообщениями между людьми производиться с помощью разных способов, которые определяют развитие информационного общества.
Процесс передачи информации всегда предполагает наличие по крайней мере трех составляющих: источник информации, приемник инвормации и канал передачи информации, которые представленны на рисунке 2.
Рис. 2. Составляющие процесса передачи информации
Источник информации – субъект, который предоставляет (сообщает) имеющуюся у него информацию другим субъектам, выступающим в роли приемником информации. При этом информация передается в форме сигналов (знаков) при помощи некоторого материального носителя (например, при помощи радиоволн или бумаги). Используемый носитель, а также необходимое техническое оборудование представляют собой канал передачи информации (информационный канал, канал связи).
Рассмотри примеры процесса передачи информации.
Пример 1. Разговор по телефону – процесс обмена информацией:
¾ источник и приемник информации – абоненты, ведущие разговор (их роли изменяются во времени);
¾ канал передачи информации включает в себя телефонные аппараты, оборудование телефонных станций и используемые линии телефонной связи (проводные или беспроводные).
Пример 2. Телевизионная передача – процесс вещания:
¾ источник информации – ведущий передачи или диктор;
¾ приемник информации – телезритель;
¾ канал передачи информации включает в себя телекамеру и оборудование телестудии, радиосвязь и телевизионные приемники (телевизоры).
Процесс обработки информации – результат преобразования (сортировка, группировка, обогащение, сравнение и т.п.) в формы, удобные для восприятия и работы.
Хранение информации – это процесс помещения информации в определенное хранилище с целью извлечения ее оттуда через некоторое время для дальнейшего использования.
Описанные информационные процессы являются неотъемлемой часть информационного общества, так как человек повседневно участвует в них.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.