Лекция по ОП.08. Основы учебно-исследовательской работы на тему: "Методика проведения эксперимента. Интерпретация результатов исследования" для СПО
Оценка 4.8

Лекция по ОП.08. Основы учебно-исследовательской работы на тему: "Методика проведения эксперимента. Интерпретация результатов исследования" для СПО

Оценка 4.8
Лекции
docx
другое
11 кл +1
13.10.2024
Лекция по ОП.08. Основы учебно-исследовательской работы на тему: "Методика проведения эксперимента. Интерпретация результатов исследования" для СПО
Лекционный материал по ОП.08. Основы учебно-исследовательской работы на тему: "Методика проведения эксперимента. Интерпретация результатов исследования" для СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах
39-40_ОУИР_3 курс.docx

ОП.08. Основы учебно-исследовательской работы (ОУИР)                                                                                                                     

Курс: III_Группа: НО-1-20                                                                                                        

                                 НО–2–20                                                                                                        Преподаватель: Хамраева Г.И.

Урок 39-40. Тема 4.1. Методика проведения эксперимента. Интерпретация результатов исследования (2 ч)

Цели: знакомство с методикой проведения эксперимента, интерпретацией результатов исследования; развитие познавательной активности; воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.

Компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и соц. значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ЛР 14. Демонстрировать высокий уровень социализации, способствующий приобщению подрастающего поколения к научному наследию.

ЛР 16. Проявлять готовность соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с др.людьми, осознанно выполняющий проф. требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

Тип занятия: лекция-объяснение.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

- Перечислите эмпирические методы исследования.

- Каковы этапы подготовки и проведения эксперимента?

III. Изучение нового материала.

Методика проведения эксперимента

Планирование и разработка методики эксперимента.

    Каким бы простым не был эксперимент, вначале необходимо составить план его проведения. При планировании эксперимента всегда решается вопрос дальнейшего использования полученного результата. В большинстве случаев конечная цель эксперимента – не число, а понимание сущности результата. 

     План эксперимента – набор инструкций по проведению эксперимента, в которых указывается последовательность работы, характер и величина изменений переменных и даются указания на проведение повторных экспериментов.

    Последовательность проведения эксперимента – порядок, в котором вносятся изменения в работу испытательной аппаратуры.

     Программа эксперимента всегда корректируется в ходе работы, поэтому при разработке плана эксперимента необходимо учитывать: 

- возможность изменения условий измерения, для устранения нестабильности результатов;

- кол-во измерений для оценки воспроизводимости результатов и сравнения ее с априорной оценкой суммарной погрешности;

- возможность изменения условия эксперимента в случае плохой воспроизводимости результатов.

     Методика проведения эксперимента должна быть разработана настолько подробно, чтобы любой другой исследователь мог поставить эксперимент только по ее описанию и получить аналогичный результат.

Экспериментальное исследование считается подготовленным, если:

- подготовлены оборудование, приборы, материалы;

- разработан и утвержден руководителем подробный план исследования;

- изготовлено необходимое количество экспериментальных образцов;

- составлены формы таблиц для регистрации исходных данных и полученных результатов.

    Проведение эксперимента. Позволяет получить объективную, основанную на опыте кол-ную и кач-ную информацию о параметрах, характеризующих исследуемый процесс или явление. В ходе эксперимента проверяют результаты, полученные на этапе теоретического исследования, и адекватность разработанных математических моделей, уточняются параметры последних.  

     Эксперимент является единственным способом проверки теории, правомерности упрощающих допущений и проводится в строгом соответствии с заранее разработанным планом. 

Общая последовательность проведения эксперимента:

1. Формулирование цели.

2. Выдвижение гипотезы об исследуемом объекте.

3. Планирование эксперимента.

4. Проведение эксперимента.

5. Обработка и анализ результатов эксперимента.

6. Проверка правильности выдвинутой гипотезы.

7. Окончание эксперимента.

    Обработка данных эксперимента проводится, чтобы очистить их от различных погрешностей и ошибок и выявить общие закономерности исследуемых явлений.

    Обработанные данные сводятся в таблицы, графики, формулы, модели, удобные для использования.

Интерпретация результатов исследования

     В процессе любого эксперимента необходимо анализировать получаемые результаты и давать их интерпретацию, поскольку без этого весь процесс исследования не имеет смысла

     Главная задача этого этапа – уточнение причинно-следственных связей исследуемых параметров процесса или явления.

     Интерпретация результатов – это толкование, изъяснение, объяснение смысла данных, полученных в ходе исследования. 

     Фактически – интерпретация – это важный этап любых теоретических и эмпирических методов исследования. Она давно и плодотворно применяется в научной деятельности и позволяет:

  • оценить степень воздействия на испытуемого в ходе выполнения различных тестов;
  • привести к общему знаменателю ответы, полученные в ходе опросов;
  • грамотно подойти к выбору испытуемых и подобрать подходящие методы исследования (для ребенка это могут быть рисуночные испытания, для взрослых целесообразно использовать документальные материалы).

     Общая схема изложения результатов:

1. Описание отдельной зависимости, выявление в ней значимых эффектов.

2. Сопоставление однотипных зависимостей при различии некоторых параметров; анализ качественных изменений вида зависимости и величины эффекта при изменении этого параметра.

3. Сопоставление взаимосвязей зависимостей, полученных разными методами, анализ внутренней непротиворечивости.

4. Сравнение с литературой – выявление качественных и количественных соответствий, противоречий и отделение действительно нового материала.

5. Собственно обсуждение – сопоставление с теорией, выдвижение гипотез о природе явлений и причинах вновь обнаруженных зависимостей; анализ альтернатив и отбор гипотез.

     Анализ результатов психологического экспериментального исследования начинается с категорирования полученных в ходе обработки данных.

     Методы проведения анализа и интерпретация результатов:

- Генетический метод (данные качественного характера)

- Структурный метод (данных количественного характера)

    На основе анализа результатов исследования осуществляется формулировка выводов. Основные рекомендации к их формулировке сводятся к следующему:

1. Kpaткoсть и конкретность утверждений.

2. Строгое соответствие тому, что действительно доказано.

3. Опора на факты, существование которых до начала проведения эксперимента лишь предполагалось.

4. Объем и содержание понятий, выводов должны соответствовать объему и содержанию понятий, имеющихся в формулировках экспериментальных гипотез.

     Интерпретация результатов педагогического исследования – это процесс анализа и синтеза фактов с учетом их полезности и значимости, актуальная часть всей совокупности методологии психолого-педагогического исследования.

Этапы интерпретации

·  выдвижение предположения;

·  проверка достоверности фактов;

·  определение личной позиции исследователя путем рефлексии и погружения в ситуацию;

·  структурирование информации, сопоставление полученных данных с данными из других источников;

·  проведение многоаспектного анализа;

·  определение причин и следствий;

·  формулирование заключительных выводов на основе синтеза полученной информации;

·  получение обратной связи: подтверждение или опровержение выдвинутой в ходе исследования гипотезы.

Специфика интерпретации результатов исследования

     Теоретическая интерпретация (трактовка, толкование) полученных результатов – самый ответственный шаг в деятельности исследователя.

     Установить смысл, значение собранной информации – фактов, цифр, документов – в этом и состоит задача интерпретации. 

     Содержанием интерпретации может быть, в частности, обобщение информации – установление закономерностей на основе собранных фактов, выявление причинно-следственных связей между явлениями.

     В большинстве случаев в ходе интерпретации требуется сопоставлять разнородную информацию, например, научную, технологическую, социальную информацию, относящуюся к исследуемой проблеме, нормативные документы и материалы отчетности учреждений.

     Процесс интерпретации, являясь центральным моментом информационно-аналитического этапа исследования, нередко заставляет возвращаться к этапам сбора и обработки информации, чтобы добавить недостающие фрагменты картины.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

- Была ли полезной полученная информация?

- Как, по-вашему, усвоили вы материал? Оцените свою работу.

 

Д/з: учить конспект; подготовиться к практ. занятию «Возможности использования элементов педагогического эксперимента в собственном исследовании»


 

Скачано с www.znanio.ru

ОП.08. Основы учебно-исследовательской работы (ОУИР)

ОП.08. Основы учебно-исследовательской работы (ОУИР)

Обработанные данные сводятся в таблицы, графики, формулы, модели, удобные для использования

Обработанные данные сводятся в таблицы, графики, формулы, модели, удобные для использования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2024