ОП.08. Основы учебно-исследовательской работы (ОУИР)
Курс: III_Группа: НО-1-20
НО–2–20 Преподаватель: Хамраева Г.И.
Урок 39-40. Тема 4.1. Методика проведения эксперимента. Интерпретация результатов исследования (2 ч)
Цели: знакомство с методикой проведения эксперимента, интерпретацией результатов исследования; развитие познавательной активности; воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.
Компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и соц. значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ЛР 14. Демонстрировать высокий уровень социализации, способствующий приобщению подрастающего поколения к научному наследию.
ЛР 16. Проявлять готовность соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с др.людьми, осознанно выполняющий проф. требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
Тип занятия: лекция-объяснение.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
- Перечислите эмпирические методы исследования.
- Каковы этапы подготовки и проведения эксперимента?
III. Изучение нового материала.
Методика проведения эксперимента
Планирование и разработка методики эксперимента.
Каким бы простым не был эксперимент, вначале необходимо составить план его проведения. При планировании эксперимента всегда решается вопрос дальнейшего использования полученного результата. В большинстве случаев конечная цель эксперимента – не число, а понимание сущности результата.
План эксперимента – набор инструкций по проведению эксперимента, в которых указывается последовательность работы, характер и величина изменений переменных и даются указания на проведение повторных экспериментов.
Последовательность проведения эксперимента – порядок, в котором вносятся изменения в работу испытательной аппаратуры.
Программа эксперимента всегда корректируется в ходе работы, поэтому при разработке плана эксперимента необходимо учитывать:
- возможность изменения условий измерения, для устранения нестабильности результатов;
- кол-во измерений для оценки воспроизводимости результатов и сравнения ее с априорной оценкой суммарной погрешности;
- возможность изменения условия эксперимента в случае плохой воспроизводимости результатов.
Методика проведения эксперимента должна быть разработана настолько подробно, чтобы любой другой исследователь мог поставить эксперимент только по ее описанию и получить аналогичный результат.
Экспериментальное исследование считается подготовленным, если:
- подготовлены оборудование, приборы, материалы;
- разработан и утвержден руководителем подробный план исследования;
- изготовлено необходимое количество экспериментальных образцов;
- составлены формы таблиц для регистрации исходных данных и полученных результатов.
Проведение эксперимента. Позволяет получить объективную, основанную на опыте кол-ную и кач-ную информацию о параметрах, характеризующих исследуемый процесс или явление. В ходе эксперимента проверяют результаты, полученные на этапе теоретического исследования, и адекватность разработанных математических моделей, уточняются параметры последних.
Эксперимент является единственным способом проверки теории, правомерности упрощающих допущений и проводится в строгом соответствии с заранее разработанным планом.
Общая последовательность проведения эксперимента:
1. Формулирование цели.
2. Выдвижение гипотезы об исследуемом объекте.
3. Планирование эксперимента.
4. Проведение эксперимента.
5. Обработка и анализ результатов эксперимента.
6. Проверка правильности выдвинутой гипотезы.
7. Окончание эксперимента.
Обработка данных эксперимента проводится, чтобы очистить их от различных погрешностей и ошибок и выявить общие закономерности исследуемых явлений.
Обработанные данные сводятся в таблицы, графики, формулы, модели, удобные для использования.
Интерпретация результатов исследования
В процессе любого эксперимента необходимо анализировать получаемые результаты и давать их интерпретацию, поскольку без этого весь процесс исследования не имеет смысла
Главная задача этого этапа – уточнение причинно-следственных связей исследуемых параметров процесса или явления.
Интерпретация результатов – это толкование, изъяснение, объяснение смысла данных, полученных в ходе исследования.
Фактически – интерпретация – это важный этап любых теоретических и эмпирических методов исследования. Она давно и плодотворно применяется в научной деятельности и позволяет:
Общая схема изложения результатов:
1. Описание отдельной зависимости, выявление в ней значимых эффектов.
2. Сопоставление однотипных зависимостей при различии некоторых параметров; анализ качественных изменений вида зависимости и величины эффекта при изменении этого параметра.
3. Сопоставление взаимосвязей зависимостей, полученных разными методами, анализ внутренней непротиворечивости.
4. Сравнение с литературой – выявление качественных и количественных соответствий, противоречий и отделение действительно нового материала.
5. Собственно обсуждение – сопоставление с теорией, выдвижение гипотез о природе явлений и причинах вновь обнаруженных зависимостей; анализ альтернатив и отбор гипотез.
Анализ результатов психологического экспериментального исследования начинается с категорирования полученных в ходе обработки данных.
Методы проведения анализа и интерпретация результатов:
- Генетический метод (данные качественного характера)
- Структурный метод (данных количественного характера)
На основе анализа результатов исследования осуществляется формулировка выводов. Основные рекомендации к их формулировке сводятся к следующему:
1. Kpaткoсть и конкретность утверждений.
2. Строгое соответствие тому, что действительно доказано.
3. Опора на факты, существование которых до начала проведения эксперимента лишь предполагалось.
4. Объем и содержание понятий, выводов должны соответствовать объему и содержанию понятий, имеющихся в формулировках экспериментальных гипотез.
Интерпретация результатов педагогического исследования – это процесс анализа и синтеза фактов с учетом их полезности и значимости, актуальная часть всей совокупности методологии психолого-педагогического исследования.
Этапы интерпретации
· выдвижение предположения;
· проверка достоверности фактов;
· определение личной позиции исследователя путем рефлексии и погружения в ситуацию;
· структурирование информации, сопоставление полученных данных с данными из других источников;
· проведение многоаспектного анализа;
· определение причин и следствий;
· формулирование заключительных выводов на основе синтеза полученной информации;
· получение обратной связи: подтверждение или опровержение выдвинутой в ходе исследования гипотезы.
Специфика интерпретации результатов исследования
Теоретическая интерпретация (трактовка, толкование) полученных результатов – самый ответственный шаг в деятельности исследователя.
Установить смысл, значение собранной информации – фактов, цифр, документов – в этом и состоит задача интерпретации.
Содержанием интерпретации может быть, в частности, обобщение информации – установление закономерностей на основе собранных фактов, выявление причинно-следственных связей между явлениями.
В большинстве случаев в ходе интерпретации требуется сопоставлять разнородную информацию, например, научную, технологическую, социальную информацию, относящуюся к исследуемой проблеме, нормативные документы и материалы отчетности учреждений.
Процесс интерпретации, являясь центральным моментом информационно-аналитического этапа исследования, нередко заставляет возвращаться к этапам сбора и обработки информации, чтобы добавить недостающие фрагменты картины.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
- Была ли полезной полученная информация?
- Как, по-вашему, усвоили вы материал? Оцените свою работу.
Д/з: учить конспект; подготовиться к практ. занятию «Возможности использования элементов педагогического эксперимента в собственном исследовании»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.