Лекция по зарубежной литературе. "Духовно-нравственные проблемы пьесы Б. Шоу "Дом, где разбиваются сердца"
Оценка 4.7

Лекция по зарубежной литературе. "Духовно-нравственные проблемы пьесы Б. Шоу "Дом, где разбиваются сердца"

Оценка 4.7
Лекции +2
docx
03.06.2023
Лекция по зарубежной литературе. "Духовно-нравственные проблемы пьесы Б. Шоу "Дом, где разбиваются сердца"
Лекционный материал в помощь преподавателю литературы.
Лекция Б.Шоу.docx

                   Из зарубежной литературы

Дж. Б. Шоу: жизнь, творчество.
Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца»

Джордж Бернард Шоу (1856–1950) — английский писатель, драматург, прозаик, эссеист, один из реформаторов театра XX в., пропагандист драмы идей. Бернард Шоу родился в Дублине, столице Ирландии. Не менее других ирландцев он был влюблён в неповторимую красоту родного края — всюду, куда ни бросишь взгляд,— море, то грозно, то ласково омывающее берега зелёного острова; каменистые холмы, почти круглый год покрытые розовым вереском; белые весенние дороги; тёмные трясины; седые от тумана камыши. «Нигде нет таких красок в небе, таких манящих далей, такой печали по вечерам»,— писал Шоу в своей пьесе, посвящённой Ирландии и ирландцам, «Другой остров Джона Булля» (1904).

Как все ирландцы, он глубоко чтил национальные традиции в области художественной культуры, в особенности литературы — наследие Свифта, Шеридана и других. Шоу ценил и любил творчество своего ровесника 
Оскара Уайльда, тоже родившегося в Дублине.

Переехав в Лондон, Шоу увлёкся театром, начал выступать в печати как музыкальный критик, а также романист («Незрелость», «Неразумные связи» и др.). Вступив в так называемое Фабианское общество, стал сторонником фабианского, реформистского социализма. Сыграл огромную роль в утверждении принципов европейской «новой драмы», которая заявила о себе на рубеже XIX–XX вв. в творчестве Г. Ибсена, А. П. Чехова, Максима Горького, Р. Роллана, М. Метерлинка.

Дебютировал серией так называемых «неприятных пьес» («Дома вдовца», «Профессия миссис Уоррен», «Волокита»). В них он предстал как остроумный критик современного высшего общества, его порочности, скрытой за мнимой респектабельностью.

Жизнь английского драматурга оказалось тесно связанна с Россией, куда он приезжал в 1931 г. Пьеса «Дом, в котором разбиваются сердца» — дань неизменной симпатии и интереса писателя к русской литературе.

Исторический глоссарий.
Фабианство, или фабианский социализм (англ. Fabian Socialism) — философско-экономическое течение. Получило своё название от имени римского военачальника Фабия Максима Кунктатора (Медлительного). Организационное воплощение фабианство получило в форме Фабианского общества, основанного                                         в Лондоне в 1884 г.
Фабианцы полагали, что переход капитализма в социалистическое общество должен происходить медленно, в результате постепенных институциональных преобразований. В состав общества вошли преимущественно представители буржуазной интеллигенции (в их числе Дж. Б. Шоу, Г. Уэллс и др.)

Яркий представитель «интеллектуального театра», Шоу создал особый тип «драмы-дискуссии», герои которой, нередко эксцентрические персонажи, выступают как носители определённых тезисов, идейных позиций. Главное внимание Шоу — не на столкновении характеров, а на противоборстве точек зрения, на спорах персонажей, касающихся философских, политических, нравственных, семейных проблем.

Но самое надёжное оружие Шоу — его блистательные парадоксы, с помощью которых он обнажает внутреннюю фальшь господствующих догм и общепринятых истин. Предмет его осмеяния — лицемерие, столь характерное для английского высшего общества. Образ Бернарда Шоу, яркой, оригинальной личности, история его любви к актрисе Патрисии Кэмпбелл запечатлены в известной, основанной на их переписке пьесе Джерома Килти «Милый лжец»; она с успехом шла и идёт во многих театрах мира.

«Дом, где разбиваются сердца» — одна из лучших, наиболее поэтичных пьес Дж. Б. Шоу. В творческой биографии Шоу эта пьеса занимает особое место. Ею открывается период деятельности драматурга, который обычно называют второй эпохой его творчества. Наступление этой эпохи было результатом великих мировых потрясений. Первая мировая война оказала большое влияние на Шоу.

В предисловии к пьесе автор развивает мысль о неисправимой испорченности мира и человека. Это печальное состояние человечества драматург рассматривает как результат мировой войны. Основной темой пьесы, как поясняет автор, должна была стать трагедия «культурной праздной Европы перед войной».
Аналитическая композиция — несоответствие между внешними проявлениями жизни и её настоящей сущностью. Аналитическая композиция, по Г. Ибсену, означала раскрытие внутреннего трагизма, который скрывается за внешне спокойной действительностью (пьеса Г. Ибсена «Кукольный дом»).

Открытый финал меняет статус драмы. Она перестаёт быть только источником наслаждения и развлечения для публики, а требует мыслительных и творческих усилий, заставляет зрителя размышлять над пьесой и делает его соавтором драматурга.

В историко-литературной перспективе «новая драма», послужившая коренной перестройке драматургии XIX в., ознаменовала собой начало драматургии века XX. В истории западноевропейской «новой драмы» роль новатора и первопроходца принадлежит норвежскому писателю Генриху Ибсену. Б. Шоу вполне сознательно ориентировался на творческий опыт Ибсена. Он высоко ценил его драматургию и в начале творческого пути во многом следовал его примеру.

Как и Ибсен, Шоу использовал сцену для пропаганды своих социальных и моральных взглядов, наполняя пьесы острыми, напряжёнными дискуссиями. Однако он не только, как Ибсен, ставил вопросы, но и пытался на них ответить, и ответить как писатель, исполненный исторического оптимизма. По словам Б. Брехта, в пьесах Шоу «вера в бесконечные возможности человечества на пути к совершенствованию играет решающую роль».

Сопоставительный анализ пьес
«Дом, где разбиваются сердца» Дж. Б. Шоу и «Вишнёвый сад» А. П. Чехова

Пьеса имеет подзаголовок «Фантазия в русском стиле на английские темы».
Обращаясь к изображению жизни современной ему Англии, Шоу опирается на традиции Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. В тематическом отношении «Дом, где разбиваются сердца» непосредственно перекликается с «Плодами просвещения» и «Вишнёвым садом».
Влияние чеховской драмы на Шоу было особенно значительным. Об этом он писал сам: «В плеяде великих европейских драматургов — современников Ибсена — Чехов сияет, как звезда первой величины, даже рядом с Толстым и Тургеневым. Под влиянием Чехова я написал пьесу на ту же тему и назвал её “Дом, где разбиваются сердца” — “Фантазия в русском стиле на английские темы”».

Шоу, как и Чехов, вывел в пьесе три поколения: капитан Шотовер, мудрый старик, единственный кормилец семейства, дочери Гесиона и Ариадна, обрисованные наиболее сатирически, и юная Элли, представительница поколения, убеждённого в том, что «содержать» душу «стоит гораздо дороже, чем, скажем, автомобиль», поэтому мотив прошлого, настоящего и будущего прослеживается в произведении.

Проблематика чеховской пьесы как бы перенесена в дом капитана Шотовера. Этот дом населён добрыми, милыми людьми, ведущими пустую жизнь и страдающими от этого. Но если у Чехова нельзя не заметить сочувствия к героям, то у Б. Шоу нотки сочувствия приглушены. Дистанция между обликом героев и идеалами Чехова хорошо ощущается читателем благодаря образу вишнёвого сада, огромной неповторимой ценности, а у Шоу дом старого капитана — корабль, севший на мель, в плавание ему не пуститься.

Образ сада — красоты, созданной общими усилиями природы и человека,— оказывается символом жизни разумной и свободной. Корабль у Шоу — символ красоты, поэзии, но он совершенно бесполезен и не рождает у читателя ощущения исторической перспективы. В отличие от русского интеллигента-созерцателя, который всецело предаётся интеллигентской меланхолии, растворяющей в тоске пустеющей усадьбы все попытки её обитателей к сколь-нибудь активным действиям, Бернард Шоу гневно потрясает кулаками, не испытывая ни капли жалости к своим героям — лишь презрение ко всей «культурной и праздной Европе перед войной». Дом, где разбиваются сердца, выстроен на манер корабля — метафора Европы, плывущей в опасную неизвестность и разбивающейся о скалы.

Итак, пьеса «Дом, где разбиваются сердца» пронизана символикой, которая помогает глубже понять смысл, вложенный автором в образы, чаще всего парадоксальные. Смысл символов очевиден: и в образе корабля, и в образе капитана, покинувшего капитанский мостик, и в образе команды, равнодушной к тому, куда держит курс корабль, на котором они находятся.

Рисуя корабль потерявшим курс, а обитателей его — людьми с разбитыми сердцами в столкновении с «лошадьми манежа», Шоу с горечью показывал трагедию английского общества и носителей его культуры, устремляющихся к неминуемому крушению, решительно высказывал своё отношение к основам, на которых держалась капиталистическая цивилизация. Хаос, разброд царят в английском обществе. Неизбежный его финал — крушение.


 

Скачано с www.znanio.ru

Из зарубежной литературы Дж.

Из зарубежной литературы Дж.

Лондоне в 1884 г. Фабианцы полагали, что переход капитализма в социалистическое общество должен происходить медленно, в результате постепенных институциональных преобразований

Лондоне в 1884 г. Фабианцы полагали, что переход капитализма в социалистическое общество должен происходить медленно, в результате постепенных институциональных преобразований

В историко-литературной перспективе «новая драма», послужившая коренной перестройке драматургии

В историко-литературной перспективе «новая драма», послужившая коренной перестройке драматургии

Образ сада — красоты, созданной общими усилиями природы и человека,— оказывается символом жизни разумной и свободной

Образ сада — красоты, созданной общими усилиями природы и человека,— оказывается символом жизни разумной и свободной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2023