Лекция: Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся
Оценка 4.9
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
22.04.2017
Уважаемые педагоги! Осуществление целей и задач дополнительного образования базируется на соблюдении определенных принципов, одним из которых является принцип добровольности. Как известно, заставить ребенка заниматься в том или ином творческом кружке (или объединении) невозможно, да и не стоит этого делать. Задача педагога дополнительного образования, - способствовать актуализации творческих задатков каждого обучающегося; педагог должен уметь выявить интересы, склонности ребенка и организовать работу с ним так, чтобы занятия не превратились в рутину, не стали однообразными, чтобы стремление к творчеству не угасло. Некие общие закономерности, свойственные творчеству, как важной сфере человеческой жизни, о которых мы будем говорить в нашей лекции помогут вам найти эффективные пути и способы выявления и развития творческих возможностей обучающихся.
лекция для педагогов.doc
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Аист»
Создание условий для раскрытия творческого потенциала
обучающихся
Лекция для педагогов дополнительного образования
Докладчик: Хуторная Инна Викторовна,
методист. Туруханск,2015.
Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся
(лекция для педагогов дополнительного образования).
Уважаемые педагоги! Осуществление целей и задач дополнительного
образования базируется на соблюдении определенных принципов, одним из
которых является принцип добровольности. Как известно, заставить ребенка
заниматься в том или ином творческом кружке (или объединении)
невозможно, да и не стоит этого делать. Задача педагога дополнительного
образования, способствовать актуализации творческих задатков каждого
обучающегося; педагог должен уметь выявить интересы, склонности ребенка
и организовать работу с ним так, чтобы занятия не превратились в рутину, не
стали однообразными, чтобы стремление к творчеству не угасло. Некие общие
закономерности, свойственные творчеству, как важной сфере человеческой
жизни, о которых мы будем говорить в нашей лекции помогут вам найти
эффективные пути и способы выявления и развития творческих возможностей
обучающихся.
1. Понятие и сущность творчества (креативности).
Способность к творческой деятельности есть существенное отличие
человека от животных. До наших дней дошли образцы творчества древних
людей (наскальная живопись, фигурки, украшения). Это говорит о том, что
творческая деятельность не является отличительной особенностью
и
результатом развития цивилизованного общества, а была свойственна
человечеству на заре развития. Поэтому можно предположить, что
способность человека к творчеству не является результатом его развития, а
кроется в самой сущности человеческой природы. Например, З.Фрейд считал,
что творчество – это десексуализация, т.е. сублимация подавленной социумом
сексуальной потребности.
Обзор определений творчества с точки зрения ряда авторов раскрывает
различные стороны этого явления, однако, имеет много общего, что
позволяет, обобщая разные формулировки, выделить, так сказать, ядерные
характеристики творческой деятельности и свести их к следующему понятию:
«Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающей
качественно новые материальные и духовные ценности».
2. Мотивы творчества. Для выделения мотивов творческой деятельности нужно понимать, что
мотив – это, как подчеркивал А.Н.Леонтьев, опредмеченная потребность.
Иначе говоря, в основе любых мотивов лежат потребности – глубинные,
базовые личностные образования, которые можно понимать, как нужду в
удовлетворении биологических или духовных, жизненно важных, нужд.
Допустимо сказать, что мотивы – это динамические силы, приводящие в
действие процессы, направленные на удовлетворение потребностей. В основе
мотивов творчества лежат такие потребности, как: сексуальная потребность,
познавательная потребность, потребность в принадлежности, потребность в
принятии, потребность в самореализации и др. Среди основных в иерархии
мотивов можно назвать следующие:
мотив достижения;
любознательность, интерес;
честолюбивые мотивы – желание выделиться, подтвердить высокую
самооценку, соответствовать социальным ожиданиям);
мотив наслаждения (как пример сублимации сексуальной
потребности);
стремление к повышению собственной значимости;
выраженная личностная эмоциональность.
3. Причины, препятствующие творческому самовыражению:
боязнь неудачи, страх;
слишком высокая самокритичность;
лень
Контрсутгестивные барьеры: предубеждение, неверие в свои силы,
В.М.Воскобойников систематизировал барьеры творчества следующим
образом:
1)
недоверие к другим, ригидность установок, приспособленчество;
2) Тезаурусные барьеры: низкий уровень образования, интеллектуального
развития, недоступность информации;
3) Интеракционные барьеры: неумение планировать и организовывать
деятельность свою и других, отсутствие коммуникативных навыков.
4. Причины, повышающие творческую мотивацию.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что одной из причин,
повышающей силу мотива, может быть соревновательность. В обыденной
жизни стремление конкурировать часто определяется, элементарная зависть.
Зависть можно понимать, как качество, несущее не только негативные, но и
положительные функции. Так А.С.Пушкин об этом сказал: «Зависть – сестра
соревнования, следовательно, из хорошего роду».
Итак, отметим первое условие развития творческого потенциала
детей в процессе
обеспечение соревновательности
обучающихся: творчества. Конкурентный дух, в принципе, свойственен человеку и педагог
должен поощрять его проявления. Для этого необходимо снизить чрезмерную
стандартизацию и нормативность образовательного процесса, не уравнивать
детей, предоставлять максимум свободы в деятельности обучающихся.
Хотелось бы подчеркнуть, что принцип свободы является основополагающим
для обеспечения раскрытия творческого потенциала обучающихся. Слишком
жесткие правила, педагогика ограничений и запретов, стремление к
осуждению, повышенная критика и тенденция оценивать вся и все, могут
создать препятствия к развитию творческих ресурсов детей.
Еще одно условие развития творческого потенциала:
смена направлений творческой деятельности
(так называемый
«умственный севооборот» В.Оствальд). На примере многих деятелей
искусства и науки можно сделать вывод, что переключение с одной сферы
деятельности на другую не позволяет застаиваться, снижаться интересам и
способствует сохранению высокой мотивации, стимулирует подъем
творческих сил. В качестве примера можно предложить следующие способы
поддержания творческой мотивации: предположим, в объединении
изобразительного искусства дети занимаются лепкой из пластилина. Можно
предложить сменить материал: попробовать, например, лепить из соленого
теста, глины и т.д. В музыкальных объединениях средством повышения
мотивации творчества могут быть различные смены заданий: например, можно
предложить детям на уроках сольфеджио записать звуки дождя, моря,
придумать пьеску, отражающую отношения в группе и др. Эти задания
рекомендуется не подвергать оцениванию с точки зрения канонов искусства.
Главная цель их не формирование знаний, умений и навыков, а стимуляция
творческого потенциала. Поэтому лучше просто принять эти работы и
похвалить их, чтобы создать у обучающегося положительный опыт, который
будет способствовать, в том числе, раскрытию творческих способностей
развивающейся личности.
Следующим условием стимуляции творческого потенциала является
постановка неструктурированных задач, проблемных ситуаций, для
решения которых предлагается выработать нестандартное, оригинальное
решение. Среди методов, способствующих развитию творчества, перечислим
следующие:
мозговой штурм;
анализ конкретной ситуации;
синектика. (Дать всем трем методам краткую характеристику)
Эти способы, в особенности мозговой штурм, хороши тем, что в них
снижается критичность, отсутствует принцип оценочности, нет жестко
заданных параметров и критериев, что в целом, способствует выработке
новых и оригинальных решений. Завершая наше занятие, хотелось бы остановиться на следующем:
гуманистические психологи, такие как К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм
считали, что в человеческой природе заложено стремление к максимальной
реализации личностного (в том числе творческого) потенциала. Если эту
естественную потребность и способность не стеснять негативными факторами
чрезмерно строго воспитания, тенденциями постоянно оценивать, подчинять,
подавлять, манипулировать и т.д., то человеческая активность всегда найдет
путь к самореализации, к актуализации своего творческого, продуктивного
жизненного начала.
Лекция: Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся
Лекция: Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся
Лекция: Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся
Лекция: Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся
Лекция: Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.