Тема: Система управления базами данных (СУБД)
План лекции
1. База данных (БД) – совокупность специальным образом организованной информации в виде упорядоченного набора элементов (записей одинаковой структуры).
Основной элемент БД – запись: совокупность некоторых полей, каждое из которых принимает значение. Одна запись содержит в себе данные об одном конкретном объекте.
Логическая организация БД – представление проектировщика о предметной области, информация о которой должна хранится в БД. Результатом логического проектирования является логическая модель предметной области. Такая модель отражает три вида информации – объекты, их свойства и отношения. Такая модель не зависит от ЭВМ, организации хранения, ОС и СУБД.
Логическая модель представляется графическим или табличным способом. Графический способ основан на изображении ориентированного графа, вершины которого - объекты, дуги – связи.
Задача физического этапа проектирования – выбор рациональной структуры хранения данных и методов доступа к ним исходя из методов и средств, который предоставляется разработчику СУБД.
Табличный способ - в виде таблиц, заголовок которых аналогичен объекту.
Различают три логические модели данных.
Иерархическая модель – основана на использовании графического способа построения; представляет собой дерево, в вершинах которого расположены объекты, а каждая из вершин связана с одной из вершин вышележащего уровня.Пример: МS DOS, диск, каталог, подкаталог, файл.
Рис 1 – Графическая диаграмма иерархической структуры данных
![]() |
Сетевая модель – также использует графический способ, представляется в виде графа, но без ограничений на количество связей, входящих в каждую вершину (Рис 2.).
Реляционная модель – основана на табличном представлении данных, строки которой – записи, - столбцы – атрибуты (поля). (Рис 3.)
Реляционная модель имеет ряд преимуществ по сравнению с другими моделями:
![]() |
Рис 2 – Графическая диаграмма сетевой структуры данных
![]() |
Рис 3 – Графическая диаграмма реляционной структуры данных
Основные требования к реляционной БД:
Это достигается выполнением следующих правил:
Ключ записи всегда однозначно идентифицирует запись в таблице.
· Нормализация – это формализованная процедура, в процессе выполнения которой атрибуты данных (поля) группируются в таблицы, а таблицы в свою очередь - в базы данных. Цели нормализации следующие:
- исключить дублирование информации в таблицах
- обеспечить возможность изменений в структуре таблиц
- уменьшить влияние структурных изменений базы данных на работу приложений, обеспечивающих пользователям доступ к данным.
Процесс нормализации состоит из 5 этапов.
2. СУБД (Система управления БД) - специальный пакет программ, который обеспечивает создание, сопровождение, и использование БД многими пользователями.
- создание БД
- ввод новых, добавление записей и удаление старых записей
- редактирование БД (изменение данных, добавление новых полей)
- введение информации в удобной форме
- поиск необходимых записей, сортировка
- использование арифметических операций над полями БД
- формирование и выдача отчетов.
СУБД Access представляется в виде таблиц, форм, запросов, отчетов, макросов, модулей.
В табличном виде представляется информация БД в виде записей.
Формы служат для удобства ввода данных и для создания кнопочных форм
Запросы служат для выбора записей, удовлетворяющих поставленным условиям
Отчет – выходной документ, созданный на основе табличных данных или запроса, служащие для вывода на печать
Макрос, Модуль – программы, записанные на языках SQL и Visual Basic.
Приложение в Access представляет собой 1 файл с расширением .mdb.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.