1 тема. Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование.
Виды и способы лепки.
Лепка в детском саду представляет собой изобразительную деятельность, в процессе которого из пластических материалов создаются объемные или рельефные образы или композиции (другими словами = элементарную скульптуру)
Особенности пластического творчества.
Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста. Пластическое творчество — не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Изображение предметов в лепке проще, чем в рисовании. Здесь имеет место реальный объем, не надо прибегать к условным средствам выразительности.
Только занимаясь лепкой:
-ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, в лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон, дети учатся объемному способу изображения предметов;
-формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук;
-очень активно развиваются: -мелкая моторика пальцев, а значит речь,
-ручные умения и навыки, готовность руки к письму,
-глазомер, пространственное мышление;
-развивается наблюдательность, т.к. приучаются более внимательно рассматривать предмет;
-ребенок знакомится со свойствами пластических материалов;
-лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, снега, природного материала;
-декоративная лепка выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна
-вылепленные предметы можно использовать в игровой деятельности
Пластические материалы.
Глина. Это природный экологически чистый материал. Это землистая масса, которая при смешивании с водой становится пластичной. Она имеет свою окраску, которая зависит от веществ. Жирная (если в составе мало песка) и тощая = суглинок (если песка много). Для работы нужна глина средней жирности.
Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/ 3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1—1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.
Преимущества глины для обучения детей. Она однотонна (цвет отвлекает, приходится сразу продумывать цветовое решение), дает возможность понять целостность формы (а это основное изобразительное свойство!). Глина более пластична. Из глины сначала лепят, лишь потом раскрашивают. Изделия прочнее, пластилин легко деформируется.
Пластилин— искусственный материал, в составе порошка глины + воск, масла, красители. Различают пластилин скульптурный (сероватых оттенков) и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики.
Требует предварительной подготовки: его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.
Пластилин хорошо использовать для детей 5-7 лет, когда хорошо развиты мелкие мышцы рук для изображения мелких деталей (украшения, растительные формы в сюжетной лепке). У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании.
Мукосоль, или соленое тесто.
Первый способ: 1 стакан муки + 1/2 стакана соли + 1/4 стакана воды (+ раст.масло)
Второй способ (без соли): 1 стакан муки + 1/4 стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, экологичный, легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.
Бумажная масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.
Папье-маше — одна из художественных техник, заключающихся
в создании силуэта различных предметов, путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением.
Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами — достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.
Репейник. Это соцветия сорного растения — лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно использовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.
Фольга
Вспомогательные материалы для лепки:
- дощечки для лепки
- станок с поворотным кругом
- стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)
-две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином; салфетки, тряпочки.
- каркасы (для придания фигуре устойчивости, прочности, для экономии материала): палочки разной длины и толщины, мягкая проволока, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и др.
- основа (картон, дерево, стекло, диски и др.)
- бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, шишки, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы.
- ножницы
Виды лепки
В работе с детьми используется 3 основных видов лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу.
Предметная (=изображение отдельных конкретных предметов),
Сюжетная (=лепные композиции на определенную тему) проводится в старших группах. Сюжетом могут быть эпизоды из окружающей жизни, из сказок и рассказов.
Декоративная (=создание декоративных изделий = украшения, народная глиняная посуда, народные игрушки, декоративные пластины («изразцы» = гончарные изделия в виде глиняных плиток для облицовки стен, печей, каминов).
Другие виды лепки:
Комплексная – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем)
Модульная лепка – из большого количества одинаковых деталей (по типу мозаики), например: из шариков
Лепка из пластин (прямоугольные, квадратные формы) – домики, шкатулки
Лепка по форме, используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)
Пластилинография – нетрадиционная техника лепки = «рисование» пластилином на горизонтальной поверхности
По форме лепка может быть: 1.объемная и 2.рельефная.
1.Способы объемной лепки:
Конструктивный – простейший. Предмет лепится из отдельных частей ( как из деталей конструктора). Работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепят в последнюю очередь.). Дети знакомятся с этим способом в младшей группе, а далее он применяется во всех возрастных группа, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки.
Пластический (скульптурный) – лепка из целого куска, из которого вытягиваются все мелкие части изделия и др. Начинают со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Пример: мышка – создаётся нужная форма, вытягивается мордочка, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаются ей характерные признаки. Этим способом дети пользуются и далее.
Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Сначала материалу придается общий силуэт, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части.
Комбинированный объединяет в себе оба предыдущих способа, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали — конструктивным. Например, делается столбик, сгибается в дугу, опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются другие части животного (кошка, собака, медведь).
Для лепки посуды используются способы:
Способ вдавливания ( в ср.гр.) =углубление в целом куске
Ленточный способ (ст.гр)
Кольцевой способ (жгутиковый, круговой нелеп) (подг.гр) заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами.
Выбирание стекой глины
Гончарный.
2.Рельефная лепка используется:
1)-При изготовлении птиц, животных, людей: небольшие куски глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом примазываются стекой или пальцами.
2) объемное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа:
- барельеф — средневыпуклый рельеф, изображение выступает менее чем на половину своего объема;
- горельеф — сильновыпуклый рельеф, изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;
- контррельеф —углубленный рельеф, изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее (=выбирание глины)
Способы оформления и декорирования
1. оттягивание с моделированием (клювик, ушки)
2. защипывание (лепестки)
3. загибание (край тарелочки)
4. использование приспособлений (валики, гребни, острые предметы)
5. дополнение другими материалами (налепы пластилином другого цвета, семена, крупы, ракушки)
Технические приемы лепки
(бывают ладонные и пальцевые)
Обучение с младшего возраста:
Разминание, сминание. Многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина, «разогревая» его.
Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
Скатывание. Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Для шарика – движения круговые. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно (под углом) относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание, расплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Вдавливание. Путем нажатия большого и указательного пальца на комочек пластилина делается небольшое углубление.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого большим и указательным пальцами оттягивают небольшой край и заостряют.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Обучение со среднего возраста:
Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.
Заглаживание, сглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.
Скручивание. Придание формы спираль.
Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.
Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Приступая к лепке, пластилин необходимо немного размять, но не очень сильно, иначе он становится липким и неприятным.
Лепку предмета начинают с основной, более крупной, части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивают их по величине и соединяют. Далее приступают к лепке конечностей. Мелкие же детали лепят в последнюю очередь.
Для присоединения мелких деталей к крупным удобно пользоваться стекой. Например, стекой делают углубления на туловище или на голове, а затем в эти углубления вставляют мелкие детали – нос, глаза, хвост, уши и так далее. Стекой также удобно срезать лишний пластилин и заравнивать поверхности.
Для того чтобы вылепленная работа была прочной и не рассыпалась на части, необходимо плотно прижать одну деталь игрушки к другой и замазать место скрепления так, чтобы не был виден шов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.