Урок географии в 9 классе по теме "Лесная промышленность России" - одно из важных звеньев формирования представления о лесном комплексе России, составе и проблемах данной отрасли, возможных профессиях и, конечно, патриотического воспитания молодежи( во всех рассматриваемых регионах лесного комплекса РФ данная промышленность - одна из основных бюджетонаполнителей)
Тема урока: «Лесная промышленность России».
Деятельностная цель:
создание условий для получения новых знаний по теме " Лесная промышленность России” на основе
технологии развития критического мышления с ориентацией на понятия по теме, взаимосвязи МОК.
Развивающая цель:
развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.
Воспитательная цель:
Задачи урока:
воспитание у учащихся экологической культуры, подготовка учащихся к сознательному выбору
будущей профессии
формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового
самостоятельного обучения учащихся.
закрепить навыки работы с картой;
создать комфортную обстановку на уроке.
совершенствовать индивидуальную работу в классе.
продолжить воспитание у учащихся данного класса доброжелательности друг к другу,
уважения к мнению других, привитие интереса к изучаемому предмету через занимательные
моменты урока.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания:
Какой МОК мы начали рассматривать на прошлых уроках? (химиколесной).
Две составные части комплекса? – химический и лесной.
Назовите важнейшую роль химической промышленности в экономике России. (отрасль НТР)
1 Приведите примеры использования химической промышленности в быту.
2 Каковы экологические проблемы развития химических производств?
3 Каким образом происходит размещение химической промти по территории страны? (Химические
базы, их 4 – СевероЕвропейская, Центральная, УралоПоволжская, Сибирская).
4 С какими отраслями и каким образом связана химическая промышленность?
2. Изучение новой темы:
Отрывок из кинофильма «Девчата» (1.282.11)
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Какая тема? ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ.
А какие задачи нам предстоит решить, чтобы понять тему?
Что мы должны рассмотреть?
Значение леса – 4 группа
Размещение ресурсов – 3 группа
1
2
3 Состав отрасли – 2 группа
4
5 Лесопромышленные комплексы все
6 Проблемы и перспективы отрасли – все.
География отрасли, факторы размещения – 1группа
А какие действия мы должны предпринять, чтобы рассмотреть эту тему? (работа с учебником, с
атласом и т.д.)
С какими науками можно связать данную тему?
В конце урока мы должны ответить на вопрос: «В чем же особенность лесной промышленности
России?»
НА СТОЛАХ У ВАС ЛИСТЫ С ЗАДАНИЯМИ ПО ГРУППАМ, ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ И
ВЫПОЛНЯЕМ.
Учитель читает стих о лесе:
Мхом душистым и прелыми листьями
Древесиной и влажной землёй
Пахнет лес… Совершенно немыслимо
Мысли здесь обретают покой.Терпкий запах грибов и валежника,
Свежесть хвои, зелёной травы…
Лес укроет природною нежностью.
Лечат душу лесные дары.
Что является основой для развития этой промышленности? (лес).
Каково значение леса? (климат, здоровье, лес одевает, лечит, кормит) ГРУППА 4
Площадь, покрытая лесами, составляет в России 750 млн га (45% территории), на каждого
россиянина приходится около 5 га леса. Лесных площадей в России больше чем в США,
Канаде, Швеции и Норвегии вместе взятых. В лесах сосредоточено более половины мировых
запасов хвойных пород более ценных, чем лиственные породы. ГРУППА 3
В какой природной зоне России запасы леса огромны? Это хвойные леса (тайга).
Посмотрите рис.51 учебника и скажите, как такие районы называются?
лесоизбыточные районы: это Север европейской части России – Архангельская
область, Республики Коми и Карелия, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний
Восток. А теперь определите лесодифицитные районы: Арктическая часть России –
побережье Северного Ледовитого океана; Юг европейской части России –
Краснодарский и Ставропольский края и др.
А почему они дефицитны? (тундра, степь и так далее)
По характеру использования все леса подразделяются на три группы. На какие?
(стр.113)
1 группа – природоохранные (леса заповедные, водо и полезащитные, рекреационные,
зеленые зоны вокруг городов – здесь возможны только санитарная рубка и рубки ухода, ее
доля 22%);
2 группа – леса, выполняющие защитные функции, но в ограниченной мере эксплуатируемые
(8%). Рубки проводятся лишь в объеме годичного прироста.
3 группа – эксплуатационные (возможна промышленная рубка (сплошная) леса – 70%).
ВОПРОС ВСЕМ:
Лесные ресурсы в России размещены неравномерно (таб.27, рис.51). По таблице
можно определить, что большая часть лесов (75%) сосредоточена ? на востоке
страны, где проживает всего 21% населения России. А по заготовке леса лидирует
Европейская часть страны, почему?
Каков состав лесной промышленности? ГРУППА2
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c39f8654-6d58-46e2-9279-
818c71db0485/026.swf
(Учащиеся чертят схему):
лесозаготовка
(круглый лес)
деревообработка
(мебельная, лесопиление)
переработка древесины
лесохимия
целлюлознобумажная(фанера, древесностружечные плиты)
(картон, бумага)
СОСТАВ ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ!
По тексту учебника, определите факторы и принципы размещения стадий
производства: ГРУППА 2, ПРОЛОЖЕНИЕ (1. Лесозаготовка – в лесоизбыточных
районах вдоль рек и железных дорог СЫРЬЕВОЙ ФАКТОР; 2. Лесопиление – тяготеет
к лесозаготовке (перевозить круглый лес не выгодно), в устьях сплавных рек
(Игарка, Салехард) и на пресечении рек с железными дорогами; СЫРЬЕВОЙ ФАКТОР
3. Мебельное производство – к ПОТРЕБИТЕЛЮ (мебель перевозить сложнее, чем
сырье); 4. Целлюлознобумажная водо и энергоемкое производство и наличие
древесины.
Физминутка
ГРУППА 1 География отрасли – по атласу: лесозаготовкапримеры,
деревообрабатывающая –примеры, целлбум. – примеры, лесохимия – примеры.
Ребята, Архангельск называют «российской лесопилкой». Объясните, какие факторы
способствовали формированию в Архангельске центра лесной промышленности?
(Архангельск расположен в устье Северной Двины – сплавной реки; кроме того,
Архангельск – морской и речной порт, центр области, имеющей богатые лесные
ресурсы).
По тексту учебника определите лесопромышленные комплексы России.
3. Работа в группах по базам (все 4 базы каждой группе по одной) – 1 минуту на
подготовку:
Используя текст учебника (§27, рис.50,51) и карту атласа «Лесные ресурсы», дайте
характеристику лесным базам России по плану в достаточно краткой форме:
1.Географическое положение;
2. Лесистость территории;
3. Центры лесной промышленности;
4. Проблемы.
информация к размышлению внимание на экран.
Спасибо, лес, тебе за всё:
За тишину уединенья,
За россыпь птичьих голосов
И теплоту прикосновенья,
За воздух, что пахуч, как мёд,
За аромат полян цветущих,
За всё живое, что живёт,
За всех свистящих и поющих,
ЗА бескорыстье бытия,
За щедрость до самозабвенья.
Прошу прощенья у тебя
За все людские прегрешенья.
Прости, что погулял топор
В твоём еловом полумраке,Что непотушенный костёр
Промчался бешеной собакой,
Что не смог предотвратить
Я подлый выстрел на рассвете.
За всё прошу меня простить,
Не виноват, а в ответе.
Какая проблема затронута в этом стихотворении? (незаконная вырубка лесов.)
А еще какие проблемы в лесном хозяйстве РФ есть?
Проблемы:
1) сверхвысокий уровень концентрации производства;
2) сильное негативное воздействие на окружающую среду;
3) технологическая ненадежность, а, следовательно, постоянная угроза для жизни и здоровья людей;
4) невысокая эффективность, связанная с низким уровнем отечественных технологий.
Перспективы развития лесной промышленности связаны:
1) с техническим перевооружением и широким применением современных технологий;
2) комплексным использованием сырья;
3) ростом доли перерабатывающих отраслей;
4) использованием в деревообработке и целлюлознобумажной промышленности новых химических
веществ и материалов;
5) постоянным восстановлением лесных ресурсов и снижением отрицательного воздействия на
природу всех производств по заготовке и переработке леса.
4.Закрепление новой темы (у каждой группы имеются задания) – 78 минут:
Разбейте
города и подпишите их на контурной карте:
а) Архангельск, б) Байкальск, в) Сыктывкар, г) Комсомольск – на Амуре, д) Кемерово, е)
Лабытнанги, ж) Москва, з) Олекминск, и) УстьИлимск на группы в зависимости от их
специализации в химиколесном комплексе:
1) лесозаготовка и деревообработка;
2) производство мебели;
3) целлюлознобумажная промышленность;
4) лесохимия.
Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.
1а, в, г, д, е, з, и
2д, ж
3а, б, и
4в, г.
5. Инструктаж домашнего задания
§27, повторить §§2526; (обязательно для всех)
подготовить сообщение о предприятиях лесного хозяйства, расположенного на
территории г. Читы и рассказать чем оно занимается. (для 4 группы)
Поработать с таблицей: (для 13 групп)Древесина — универсальное сырье. Как менялось использование древесины по мере
развития хозяйства?
Использование древесины началось с изготовления простейших орудий труда и разжигания
костров для обогрева и приготовления пищи. Постепенно это сырье проникло во многие отрасли
хозяйства. В XVIII в. древесина активно использовалась в металлургии: для выплавки 1 пуда
(16,4 кг) чугуна требовалось 35 пудов древесного угля, на получение 1 пуда железа шло 8 пудов
древесного угля. По аналогии с нефтью («черное золото») и природным газом («голубое золото»)
лес называют «зеленым золотом», подчеркивая исключительную ценность этого ресурса.
Несмотря на большое разнообразие сфер приложения, и сейчас около трети получаемой
древесины идет на топливо. Применение древесины зависит от свойств конкретной породы
дерева. В данной таблице приведены сферы применения различных пород, дополните ее,
приводя свои примеры.
Порода Свойства древесины
Применение
Сосна Мягкая, не гниющая
Ель
Прочная и мягкая
Производство искусственной шерсти; строительство
Сырье для производства бумаги; производство искусст
венного шелка
Кедр
Прочная и мягкая. Антисептик
Строительство; фармацевтика
Пихта
Быстро загнивает
Осина Мягкая,легкая
Липа
Легко обрабатывается, окрашивается и не коробится
при сушке
Береза Упругая,прочная
Бук,ду
б
Прочная и твердая
Бумага; из хвои — ароматические вещества
Спички; тара
Посуда;фанера;доски
Мебель;фанера;лыжи
Мебель; паркет; бочки
Ваши
примеры
Мебель
5. Итоги урока:
В чем же особенность лесной промышленности России?
(основа этой промышленности – лес, запас древесины в лесах России – 22% от мировых,
леса России имеют высокое качество, экологически чисты, но изза устаревающих
технологий неэффективно используем свои ресурсы.)
Как изучение данной темы может отразиться на Вас лично, ведь вы –
девятиклассники? (определение профессии)
Выставление оценок, анализ урока
7.Рефлексия
«рефлексивная мишень».
Оцени данный урок для себя лично.Группа 1
1.География лесной отрасли: лесозаготовки и лесопиления, деревообработки,
лесохимии и целлюлознобумажной промышленности (§27, с.114116, атласы)
2. Сибирская лесная база – лесистость (в % по атласу и основные 34 центра)
3. Разбейте города и подпишите их на контурной карте:
а) Архангельск, б) Байкальск, в) Сыктывкар, г) Комсомольск – на Амуре, д) Кемерово,
е) Лабытнанги, ж) Москва, з) Олекминск, и) УстьИлимск
на группы в зависимости от их специализации в химиколесном комплексе:
1) лесозаготовка и деревообработка;
2) производство мебели;
3) целлюлознобумажная промышленность;
4) лесохимия.
Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.
Группа 2
1
Состав отрасли (рисунок 51, текст учебника §27, с.114. Выделите три
основные составляющие части лесной промышленности и факторы размещения)
2. УралоПоволжская лесная база – лесистость (в % по атласу и основные 34
центра)
3. Разбейте города и подпишите их на контурной карте:
а) Архангельск, б) Байкальск, в) Сыктывкар, г) Комсомольск – на Амуре, д) Кемерово,
е) Лабытнанги, ж) Москва, з) Олекминск, и) УстьИлимск
на группы в зависимости от их специализации в химиколесном комплексе:
1) лесозаготовка и деревообработка;
2) производство мебели;
3) целлюлознобумажная промышленность;
4) лесохимия.
Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.Группа 3
1.Размещение лесных ресурсов: общая площадь лесов России, лесные природные
зоны, группы лесов по а) характеру использования и б) обеспеченности (параграф 27
– новый учебник, рис.51, с.114)
2.Центральная лесная база – лесистость (в % по атласу и основные 34 центра)
3. Разбейте города и подпишите их на контурной карте:
а) Архангельск, б) Байкальск, в) Сыктывкар, г) Комсомольск – на Амуре, д) Кемерово,
е) Лабытнанги, ж) Москва, з) Олекминск, и) УстьИлимск
на группы в зависимости от их специализации в химиколесном комплексе:
1) лесозаготовка и деревообработка;
2) производство мебели;
3) целлюлознобумажная промышленность;
4) лесохимия.
Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.
Группа 4
1.Значение леса в природе и жизни человека (по своим собственным наблюдениям
и по §27 ценность российского леса)
2.СевероЕвропейская лесная база – лесистость (в % по атласу и основные 34
центра)
3.Заполните таблицу, используя предложенные слова и словосочетания:
лесозаготовительная промышленность, мебельная фабрика, целлюлознобумажная
промышленность, круглый лес, доски, бруски, горбыль, шпон, лесопильная промышленность,
леспромхоз, бумага, мебель, целлюлознобумажный комбинат, пилорама, мебельная
промышленность.
Отрасль
Предприятие
Продукция
1
23
4