Лесная промышленность России (9 класс, география)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок географии в 9 классе по теме "Лесная промышленность России" - одно из важных звеньев формирования представления о лесном комплексе России, составе и проблемах данной отрасли, возможных профессиях и, конечно, патриотического воспитания молодежи( во всех рассматриваемых регионах лесного комплекса РФ данная промышленность - одна из основных бюджетонаполнителей)
Иконка файла материала урок 9 КОЗКО АВ.docx
Тема урока: «Лесная промышленность России». Деятельностная цель:  создание условий для получения новых знаний по теме " Лесная промышленность России” на основе технологии развития критического мышления с ориентацией на понятия по теме, взаимосвязи МОК. Развивающая цель:  развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;  воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе. Воспитательная цель:   Задачи урока: воспитание у учащихся экологической культуры, подготовка учащихся к сознательному выбору будущей профессии   формировать   опыт   равноправного   сотрудничества   учителя   и   учащихся   в   процессе  группового самостоятельного обучения учащихся.  закрепить навыки работы с картой;   создать комфортную обстановку на уроке.  совершенствовать индивидуальную работу в классе.  продолжить воспитание у учащихся данного класса доброжелательности друг к другу,  уважения   к   мнению   других,   привитие   интереса   к   изучаемому   предмету   через   занимательные моменты урока. Ход урока: 1. Проверка домашнего задания: Какой МОК мы начали рассматривать на прошлых уроках? (химико­лесной). Две составные части комплекса? – химический и лесной. Назовите важнейшую роль химической промышленности в экономике России. (отрасль НТР) 1 Приведите примеры использования химической промышленности в быту. 2 Каковы экологические проблемы развития химических производств? 3 Каким образом происходит размещение химической пром­ти по территории страны? (Химические базы, их 4 – Северо­Европейская, Центральная, Урало­Поволжская, Сибирская). 4 С какими отраслями и каким образом связана химическая промышленность? 2. Изучение новой темы: Отрывок из кинофильма «Девчата» (1.28­2.11)            ­ Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Какая тема? ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ.            ­ А какие задачи нам предстоит решить, чтобы  понять  тему?             ­ Что мы должны рассмотреть? Значение леса – 4 группа Размещение ресурсов – 3 группа 1 2 3 Состав отрасли – 2 группа 4 5 Лесопромышленные комплексы ­ все 6 Проблемы и перспективы отрасли – все. География отрасли, факторы размещения – 1группа  А какие действия мы должны предпринять, чтобы рассмотреть эту тему? (работа с учебником, с  атласом и т.д.)    С какими науками можно связать данную тему?  В конце урока мы должны ответить на вопрос: «В чем же особенность лесной промышленности  России?»  НА   СТОЛАХ   У   ВАС   ЛИСТЫ   С   ЗАДАНИЯМИ   ПО   ГРУППАМ,   ВНИМАТЕЛЬНО   ЧИТАЕМ   И ВЫПОЛНЯЕМ. Учитель читает стих о лесе: Мхом душистым и прелыми листьями Древесиной и влажной землёй Пахнет лес… Совершенно немыслимо Мысли здесь обретают покой.Терпкий запах грибов и валежника, Свежесть хвои, зелёной травы… Лес укроет природною нежностью. Лечат душу лесные дары.  Что является основой для развития этой промышленности? (лес).  Каково значение леса? (климат, здоровье, лес одевает, лечит, кормит) ГРУППА 4  Площадь, покрытая лесами, составляет в России 750 млн га (45% территории), на каждого  россиянина приходится около 5 га леса. Лесных площадей в России больше чем в США,  Канаде, Швеции и Норвегии вместе взятых. В лесах сосредоточено более половины мировых  запасов хвойных пород более ценных, чем лиственные породы. ГРУППА 3  В какой природной зоне России запасы леса огромны? Это хвойные леса (тайга). Посмотрите рис.51 учебника и скажите, как такие районы называются?  лесоизбыточные районы: это Север европейской части России – Архангельская  область, Республики Коми и Карелия, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний  Восток. А теперь определите лесодифицитные районы: Арктическая часть России –  побережье Северного ­ Ледовитого океана; Юг европейской части России –  Краснодарский и Ставропольский края и др.  А почему они дефицитны? (тундра, степь и так далее)  По характеру использования все леса подразделяются на три группы. На какие?  (стр.113) 1 группа – природоохранные (леса заповедные, водо­ и полезащитные, рекреационные,  зеленые зоны вокруг городов – здесь возможны только санитарная рубка и рубки ухода, ее  доля 22%); 2 группа – леса, выполняющие защитные функции, но в ограниченной мере эксплуатируемые  (8%). Рубки проводятся лишь в объеме годичного прироста. 3 группа – эксплуатационные (возможна промышленная рубка (сплошная) леса – 70%). ВОПРОС ВСЕМ:  Лесные ресурсы в России размещены неравномерно (таб.27, рис.51). По таблице  можно определить, что большая часть лесов (75%) сосредоточена ­? на востоке  страны, где проживает всего 21% населения России. А по заготовке леса лидирует  Европейская часть страны, почему?  Каков состав лесной промышленности? ГРУППА2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c39f8654-6d58-46e2-9279- 818c71db0485/026.swf  (Учащиеся чертят схему): лесозаготовка (круглый лес) деревообработка (мебельная, лесопиление) переработка древесины лесохимия целлюлозно­бумажная(фанера, древесно­стружечные плиты) (картон, бумага) СОСТАВ ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ!  По   тексту   учебника,   определите   факторы   и   принципы   размещения   стадий производства: ГРУППА 2, ПРОЛОЖЕНИЕ (1. Лесозаготовка – в лесоизбыточных районах вдоль рек и железных дорог СЫРЬЕВОЙ ФАКТОР; 2. Лесопиление – тяготеет к   лесозаготовке   (перевозить   круглый   лес   не   выгодно),   в   устьях   сплавных   рек (Игарка, Салехард) и на пресечении рек с железными дорогами; СЫРЬЕВОЙ ФАКТОР 3. Мебельное производство – к  ПОТРЕБИТЕЛЮ  (мебель перевозить сложнее, чем сырье); 4. Целлюлозно­бумажная  водо­ и энергоемкое производство и наличие древесины.      Физминутка       ГРУППА   1   География   отрасли   –   по   атласу:   лесозаготовка­примеры, деревообрабатывающая –примеры, целл­бум. – примеры, лесохимия – примеры.      Ребята, Архангельск называют «российской лесопилкой». Объясните, какие факторы способствовали   формированию   в   Архангельске   центра   лесной   промышленности? (Архангельск   расположен   в   устье   Северной   Двины   –   сплавной   реки;   кроме   того, Архангельск   –   морской   и   речной   порт,   центр   области,   имеющей   богатые   лесные ресурсы).              По тексту учебника определите лесопромышленные комплексы России. 3.   Работа в группах по базам (все 4 базы каждой группе по одной) –   1 минуту на подготовку: Используя   текст   учебника   (§27,   рис.50,51)   и   карту   атласа   «Лесные   ресурсы»,   дайте характеристику лесным базам России по плану в достаточно краткой форме: 1.Географическое положение; 2. Лесистость территории; 3. Центры лесной промышленности; 4. Проблемы. информация к размышлению ­ внимание на экран. Спасибо, лес, тебе за всё: За тишину уединенья, За россыпь птичьих голосов И теплоту прикосновенья, За воздух, что пахуч, как мёд, За аромат полян цветущих, За всё живое, что живёт, За всех свистящих и поющих, ЗА бескорыстье бытия, За щедрость до самозабвенья. Прошу прощенья у тебя За все людские прегрешенья. Прости, что погулял топор В твоём еловом полумраке,Что непотушенный костёр Промчался бешеной собакой, Что не смог предотвратить Я подлый выстрел на рассвете. За всё прошу меня простить, Не виноват, а ­ в ответе.  Какая проблема затронута в этом стихотворении? (незаконная вырубка лесов.)  А еще какие проблемы в лесном хозяйстве РФ есть? Проблемы: 1) сверхвысокий уровень концентрации производства; 2) сильное негативное воздействие на окружающую среду; 3) технологическая ненадежность, а, следовательно, постоянная угроза для жизни и здоровья людей; 4) невысокая эффективность, связанная с низким уровнем отечественных технологий. Перспективы развития лесной промышленности связаны: 1) с техническим перевооружением и широким применением современных технологий; 2) комплексным использованием сырья; 3) ростом доли перерабатывающих отраслей; 4) использованием в деревообработке и целлюлозно­бумажной промышленности новых химических  веществ и материалов;                  5) постоянным восстановлением лесных ресурсов и снижением  отрицательного воздействия на природу всех производств по заготовке и переработке леса. 4.Закрепление новой темы (у каждой группы имеются задания) – 7­8  минут: Разбейте     города и подпишите их на контурной карте: а) Архангельск, б) Байкальск, в) Сыктывкар, г) Комсомольск – на ­ Амуре, д) Кемерово, е) Лабытнанги,   ж)   Москва,   з)   Олекминск,   и)   Усть­Илимск   ­   на   группы   в   зависимости   от   их специализации в химико­лесном комплексе:  1) лесозаготовка и деревообработка;  2) производство мебели;  3) целлюлозно­бумажная промышленность;  4) лесохимия.  Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам. 1­а, в, г, д, е, з, и 2­д, ж 3­а, б, и 4­в, г. 5. Инструктаж домашнего задания   §27, повторить §§25­26; (обязательно для всех)  подготовить сообщение о предприятиях лесного хозяйства, расположенного на  территории г. Читы  и рассказать чем оно занимается. (для 4 группы)  Поработать с таблицей: (для 1­3 групп)Древесина — универсальное сырье. Как менялось использование древесины по мере развития хозяйства? Использование древесины началось с изготовления простейших орудий труда и разжигания костров для обогрева и приготовления пищи. Постепенно это сырье проникло во многие отрасли хозяйства. В XVIII в. древесина активно использовалась в металлургии: для выплавки 1 пуда (16,4 кг) чугуна требовалось 3­5 пудов древесного угля, на получение 1 пуда железа шло 8 пудов древесного угля. По аналогии с нефтью («черное золото») и природным газом («голубое золото») лес называют «зеленым золотом», подчеркивая исключительную ценность этого ресурса. Несмотря на большое разнообразие сфер приложения, и сейчас около трети получаемой древесины   идет   на   топливо.   Применение   древесины   зависит   от   свойств   конкретной   породы дерева.   В   данной   таблице     приведены   сферы   применения   различных   пород,   дополните   ее, приводя свои примеры. Порода Свойства древесины Применение Сосна Мягкая, не гниющая Ель Прочная и мягкая Производство искусственной шерсти; строительство Сырье для производства бумаги; производство искусст­ венного шелка Кедр Прочная и мягкая. Антисептик Строительство; фармацевтика Пихта Быстро загнивает Осина Мягкая,легкая Липа Легко обрабатывается, окрашивается и не коробится  при сушке Береза Упругая,прочная Бук,ду б Прочная и твердая Бумага; из хвои — ароматические вещества Спички; тара Посуда;фанера;доски Мебель;фанера;лыжи Мебель; паркет; бочки Ваши  примеры Мебель               5. Итоги урока:  В чем же особенность лесной промышленности России? (основа этой промышленности – лес, запас древесины в лесах России – 22% от мировых,  леса России имеют высокое качество, экологически чисты,  но из­за устаревающих  технологий неэффективно используем свои ресурсы.)  Как   изучение   данной   темы   может   отразиться   на   Вас   лично,   ведь   вы   – девятиклассники? (определение профессии) Выставление оценок, анализ урока                7.Рефлексия  «рефлексивная мишень».  Оцени данный урок для себя лично.Группа 1 1.География  лесной  отрасли: лесозаготовки и лесопиления, деревообработки,  лесохимии и целлюлозно­бумажной промышленности (§27, с.114­116, атласы) 2. Сибирская лесная база – лесистость (в % по атласу и основные 3­4 центра) 3. Разбейте города и подпишите их на контурной карте: а) Архангельск, б) Байкальск, в) Сыктывкар, г) Комсомольск – на ­ Амуре, д) Кемерово,  е) Лабытнанги, ж) Москва, з) Олекминск, и) Усть­Илимск  на группы в зависимости от их специализации в химико­лесном комплексе: 1) лесозаготовка и деревообработка;  2) производство мебели;  3) целлюлозно­бумажная промышленность;  4) лесохимия.  Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам. Группа 2 1 Состав   отрасли   (рисунок   51,   текст   учебника   §27,   с.114.   Выделите   три основные составляющие части  лесной промышленности и факторы размещения) 2. Урало­Поволжская лесная база – лесистость (в % по атласу и основные 3­4 центра) 3. Разбейте города и подпишите их на контурной карте: а) Архангельск, б) Байкальск, в) Сыктывкар, г) Комсомольск – на ­ Амуре, д) Кемерово,  е) Лабытнанги, ж) Москва, з) Олекминск, и) Усть­Илимск  на группы в зависимости от их специализации в химико­лесном комплексе: 1) лесозаготовка и деревообработка;  2) производство мебели;  3) целлюлозно­бумажная промышленность;  4) лесохимия.  Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.Группа 3 1.Размещение лесных   ресурсов: общая площадь лесов России, лесные   природные зоны, группы лесов по а) характеру использования и б) обеспеченности  (параграф 27 – новый учебник, рис.51, с.114) 2.Центральная лесная база – лесистость (в % по атласу и основные 3­4 центра) 3. Разбейте города и подпишите их на контурной карте: а) Архангельск, б) Байкальск, в) Сыктывкар, г) Комсомольск – на ­ Амуре, д) Кемерово,  е) Лабытнанги, ж) Москва, з) Олекминск, и) Усть­Илимск  на группы в зависимости от их специализации в химико­лесном комплексе: 1) лесозаготовка и деревообработка;  2) производство мебели;  3) целлюлозно­бумажная промышленность;  4) лесохимия.  Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам. Группа 4 1.Значение леса в природе и жизни человека (по своим собственным наблюдениям и по §27 ценность российского леса) 2.Северо­Европейская   лесная   база   –   лесистость   (в   %   по   атласу   и   основные   3­4 центра) 3.Заполните таблицу, используя предложенные слова и словосочетания: лесозаготовительная промышленность, мебельная фабрика, целлюлозно­бумажная промышленность, круглый лес, доски, бруски, горбыль, шпон, лесопильная промышленность, леспромхоз, бумага, мебель, целлюлозно­бумажный комбинат, пилорама, мебельная промышленность. Отрасль Предприятие Продукция 1 23 4

Посмотрите также