УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПА
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю
Педагогического совета ЦТ Директор ЦТ
Протокол № _____ от __________ __________В.А. Страшко
Приказ _____от_________
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Я Сам»
Направленность социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Рассчитана на детей 5-7 лет
Срок реализации (общее количество часов) 24 часа
Крамская Наталья Алексеевна
Педагог дополнительного образования
Тимашевск 2018
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-7 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Особенность данной программы данной программы является то, что она способствует определению и развитию интереса ребёнка к той или иной деятельности, который в дальнейшем может стать приоритетным направлением в определении профессиональной направленности.
Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми старшего дошкольного возраста. Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-7 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности - «погружения»
в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа
минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа
составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
- На первом этапе дети самостоятельно от
других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну
композицию.
- На втором этапе дети выполняют более сложное и
разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия
создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
- На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для
творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
2. Принцип динамичности. Каждое
задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится
логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с
другом и со взрослым:
1. в начальном этапе дети работают рядом и общаются с педагогом;
2. на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
3. постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
В возрасте 5-6 лет дети уже имеют определённые знания относительно лепки и аппликации, приобретённые раньше, поэтому воспитатель имеет возможность творчески выбрать тему занятия, учитывая интересы детей, наличие знаний и умений, ранее приобретённых. Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чётко продуманной системой объединения занятий разного типа.
Используются два типа занятий по лепке и аппликации: на тему, предложенную педагогом (изучение нового материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу).
Лепка
В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.
Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы.
Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать комбинированный способ лепки, а рабочим материалом, как правило, может быть как глина, так и пластилин или солёное тесто.
С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:
делить пластилин (глину) на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);
· создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);
· раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
· заострять и закруглять предметы;
· раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать пластилин пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;
· делить пластилин на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).
С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи:
· делить пластилин (глину) на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);
· лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
· лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).
Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п.
Продолжать формировать умение передавать мелкие детали, работая пальцами. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор и складки на одежде людей и т.п.
Аппликация
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.
Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Педагогу необходимо закреплять умения, создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.).
Вызывать желание создавать сюжетные композиции, дополнять предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображения.
Продолжительность каждого занятия, с учётом возрастных особенностей данной группы детей, должна составлять 20-25 минут, с возможным последующим увеличением времени.
Для реализации программы используются учебно-методические (методические пособия, учебники, книги, конспекты занятий) и различные материально-технические средства.
Адресат программы. В объединение входят разнополые дети в количестве от 10 до 12 человек, возрастная категория от 5 до 7 лет, не имеют предварительной подготовки. Ребята должны иметь средний уровень внимания, эмоционально-волевые качества: настойчивость, самостоятельность, активность, общительность, доброжелательность, умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей. При обучении показывать умения выполнять работу, используя материалы: краску, пластилин, бумагу. В объединение входят дети, проявляющие творчество, самостоятельность. Дети, поступившие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа «Волшебный мир лепки и аппликации» ознакомительного уровня носит выраженный деятельностный характер, создающий возможность активного практического погружения детей в предметную деятельность на уровне первичного знакомства с ней.
Программа рассчитана на 1,5 месяца в количестве 24 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа продолжительностью по 30 минут с двумя 15 минутными перерывами. Форма обучения – очная.
Программой предусмотрена индивидуально-групповая форма организации деятельности обучающихся на занятиях. Занятия и виды занятия определяются содержанием программы и могут проводиться в форме игры, практических занятий, выполнения самостоятельной работы, выставки.
Цель и задачи программы
Цель программы: использование такого вида художественной деятельности как изобразительная, включая лепку и аппликацию, обобщение их в целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
- развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение, фантазию;
- развивать моторику, память, внимание, мышление, воображение.
Личностные:
–воспитывать трудолюбие, отзывчивость, аккуратность, добросовестность, доброжелательность, чувство коллективизма и товарищества, навыков здорового образа жизни.
Содержание программы
Учебный план
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего, час |
Количество часов учебных занятий |
||
Теоретические |
Практические |
Выездные (индивид.) |
|||
1 |
Введение |
2 |
2 |
- |
|
2 |
Лепка |
10 |
- |
10 |
|
2.1.
|
«Цветочная клумба» |
1
|
- |
1
|
|
2.2 |
«Созрели яблоки в саду» |
1 |
- |
1 |
|
2.3 |
«Радуга-дуга» (плоскостная лепка). |
1 |
- |
1 |
|
2.4 |
«Пластилиновая картина». |
1 |
- |
1 |
|
2.5 |
«Плывут по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная). |
1 |
- |
1 |
|
2.6 |
«Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (лепка сюжетная, коллективная). |
1 |
- |
1 |
|
2.7 |
«Мышка». Пластилиновая сказка. |
1 |
- |
1 |
|
2.8. |
«Весёлые человечки». |
1 |
- |
1 |
|
2.9 |
«Лягушонок» раскрашивание фигуры краской |
1 |
- |
1 |
|
2.10 |
«Зайчик». |
1 |
- |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Аппликация |
12 |
- |
12 |
|
3.1 |
«Машина». |
1 |
- |
1 |
|
3.2 |
«Жираф» Аппликация с использованием крашенного песка. |
1 |
- |
1 |
|
3.3 |
«Бабочка» Мозаичная аппликация из бросового материала. |
1 |
-
|
1 |
|
3.4 |
«Собака»Объемная фигурка из бумаги. |
1 |
- |
1 |
|
3.5 |
«Звери из полоски картона» Конструирование. |
1 |
- |
1 |
|
3.6 |
«Утята» Аппликация из резаных ниток. |
1 |
- |
1 |
|
3.7 |
«Паровозик» Мозаичная аппликация |
1 |
- |
1 |
|
3.8 |
Поздравительная открытка ко дню рождения. |
1 |
- |
1 |
|
3.9 |
«Барашек» Аппликация, выполненная торцом бумаги. |
1 |
- |
1 |
|
3.10 |
«Подвеска божья коровка» |
1 |
- |
1 |
|
3.11 |
«Самолет построим сами» |
1 |
- |
1 |
|
3.12 |
«Веселый мухомор» блокнот. |
1 |
- |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
24 |
|
|
|
Содержание учебного плана
1.Введение.
Происходит знакомство педагога с детьми и их родителями, а также детей между собой, создание положительной мотивации к занятиям, знакомство детей и родителей с групповой формой работы, правилами поведения в группе, диагностика познавательных процессов.
2.Лепка:
-синхронизировать работу обеих рук;
-координировать работу глаз и рук, соизмерять силу нажима ладонью;
-учить создавать простейшие формы (шар, цилиндр, овал) и видоизменять их, создавая при этом выразительные образы;
- учить лепить пальцами; вытягивать или оттягивать небольшое количество пластилина для формирования деталей; создавать образы из 5-6 деталей.
3.Аппликация:
-учить раскладывать и приклеивать вырезанные самостоятельно бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;
-учить составлять цельный аппликативный образ из 5-6 готовых силуэтов, продолжать знакомить с ножницами.
Планируемые результаты
К концу обучения дети могут:
В лепке:
-Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы способы.
-Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
-Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации:
-Изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы обрезания, а также обрывания
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»
Календарный учебный график
№ |
Тема, программное содержание |
Всего часов |
Теоретические |
Практические |
По плану |
По факту |
1 |
Введение
|
2
|
2 |
|
|
|
2 |
1.Лепка: «Цветочная клумба». 2.Аппликация: «Машина». |
2 |
|
1
1 |
|
|
3 |
1.Лепка: «Созрели яблоки в саду». 2. «Жираф». Аппликация с использованием крашенного песка.
|
2 |
|
1
1 |
|
|
4 |
1.Лепка: «Радуга-дуга» (плоскостная лепка). 2. Аппликация: «Бабочка». Мозаичная аппликация |
2 |
|
1
1 |
|
|
5 |
1.Лепка: «Пластилиновая картина». 2.Аппликация: «Собака»Объемная фигурка из бумаги.
|
2 |
|
1
1 |
|
|
6 |
1.Лепка: «Плывут по морю киты и кашалоты». 2. Аппликация: «Звери из полоски картона». |
2 |
|
1
1 |
|
|
7 |
1.Лепка: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» 2. Аппликация из резаных ниток «Утята» . |
2 |
|
1
1 |
|
|
8 |
1.Лепка: «Мышка». Пластилиновая сказка. 2. Аппликация: «Паровозик».Мозаичная аппликация |
2 |
|
1 1 |
|
|
9 |
1.Лепка: «Весёлые человечки». 2.Аппликация: «Поздравительная открытка ко дню рождения».
|
2 |
|
1
1 |
|
|
10 |
1.Лепка:«Лягушонок» раскрашивание фигуры краской. 2.Аппликация: «Барашек».
|
2 |
|
1
1 |
|
|
11 |
1.Лепка: «Зайчик». 2. Аппликация: «Подвеска божья коровка».
|
2 |
|
1
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
1.Аппликация: «Самолет построим сами». 2.Аппликация: «Веселый мухомор» блокнот. |
2 |
|
1
1 |
|
|
|
Всего: |
24 |
2 |
22 |
|
|
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Для проведения занятий необходимы:
· Магнитофон
· Музыкальные записи
· Фигурки животных, трафареты
· Пластилин, дощечка, цветная бумага, ножницы с тупыми концами, клей-карандаш
· Карточки с изображение различных предметов и геометрических фигур
· Объёмные геометрические фигуры
· Картинки на развитие внимания, памяти, мышления
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим профессиональным или средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации и знающий специфику ОДО. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Необходимые умения: владеть формами и методами обучения; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, культурно – досуговую, учебно – исследовательскую; регулировать поведение обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды; реализовать современные формы и методы воспитательной работы, как на занятиях так и во внеурочной деятельности, ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Необходимые знания: преподаваемый предмет; основные закономерности возрастного развития; основные методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
Педагог, имеющий (1 или высшую) квалификационную категорию или прошедший аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Формы аттестации
Программой предусматриваются следующие виды контроля: начальный, текущий.
Первоначальный контроль проводится для детей для определения уровня развития ребенка и его творческих способностей. При поступлении в объединение проводится диагностика обучающихся.
Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле:
• педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий,
• ежедневное краткое подведение итогов,
• опрос,
• самостоятельная работа,
• педагогический мониторинг – ведение журнала посещаемости,
Формы и виды контроля
№ |
Название разделов |
Виды контроля |
Формы контроля |
1. |
Вводное занятие |
Теоретический |
Педагогическое наблюдение |
2. |
Выполнение лепки |
Тематический Практический |
Педагогическое наблюдение |
3. |
Выполнение аппликаций |
Текущий Практический |
Выставки, педагогическое наблюдение |
4. |
Итоговое занятие |
Итоговый |
Творческая выставка |
Оценочные материалы
1. Диагностика уровня знаний. Приложение 1.
Методические рекомендации
Занятия с детьми носят комплексный характер: развивают все сферы личности ребёнка. Занятия проходят в игровой форме. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка, помогают ему проявить самостоятельность.
На основе уже имеющихся умений и навыков данная программа создана развивать уже имеющиеся знания, умения, навыки и формировать новые. А именно, развивать произвольность познавательных процессов: ребёнок учится сосредотачиваться, внимательно слушать задание, запоминать и воспроизводить пройденный материал. Учится обобщать предметы в группы, расширяет кругозор, начинает лучше ориентироваться в пространстве (право, лево, верх, низ, над, под). Осваивает умения различать предметы по свойствам, отгадывать предметы по фрагментам. У ребёнка формируется правильная речь, развивается артикуляционный аппарат. Занятия помогают развивать и совершенствовать навыки рисования, лепки, аппликации.
Каждое занятие содержит в себе упражнения и игры за столом и на ковре, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, игры под музыку. Тихие, спокойные игры чередуются с подвижными, что способствует динамичности занятия и поддерживает мотивацию детей.
Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий:
¨ Технология личностно-ориентированного обучения
Практические методы обучения, методы наглядной передачи и зрительского восприятия, методы степени творческой самостоятельности, методы формирования познавательного интереса. Наглядные приемы обучения.
¨ Игровые технологии
Методы формирования интереса к учению (создание ситуации успеха, познавательные игры), анализ реальных производственных ситуаций, практические задания, метод инсценировки, метод воображения ситуации в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим оборудованием.
Приемы: загадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, инсценировка бытовой (производственной) сценки.
¨ Здоровьесберегающие технологии
Методы обучения: словесные и наглядные, использование технических средств, практические задания и упражнения.
Приемы: демонстративно-тренировочный.
На занятиях могут использоваться несколько технологий. Например, личностно ориентированная со здоровьесберегающей и информационными технологиями.
Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
•занятие – конкурс
- вступительное слово педагога,
- выполнение теоретических и практических заданий,
- подведение итогов.
• занятие с игровой основой
Список литературы
1.Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
2.А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
3.М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
4.Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
5.«От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
6.Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
7.Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
8.Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
9.Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
10.О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
11.Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.
12. Интернет-Ресурсы:
Загадки про овощи и фрукты
http://deti-online.com/zagadki/zagadki-ovoschi-frukty/
Стихи про цифры http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-cifry-ot-1-do-10.html
Загадки о диких животных http://ped-kopilka.ru/blogs/voronkina-lyudmila-artemevna/zagadki-o-dikih-zhivotnyh-s-otvetami-dlja-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html
Нормативные документы:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.«Об образовании в Российской Федерации»
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04009.2014 г. № 1726 –р
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
5.Краевык методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.
6. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / автор-составитель И.А. Рыбалева/.- Краснодар, 2016 года.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.