Личность Ф Достоевского. Философские убеждения
Оценка 4.7

Личность Ф Достоевского. Философские убеждения

Оценка 4.7
Лекции
doc
русская литература
10 кл
15.05.2021
Личность Ф Достоевского. Философские убеждения
Личность Ф Достоевского. Философские убеждения
урок 71.Личность Ф. Достоевского. Философские убеждения..doc

Урок 71.

Личность Ф. Достоевского.  Философские убеждения.

 

     ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

 

Эпиграфом к уроку: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.”- слова самого Ф.М.Достоевского

 

  (Во время рассказа, хорошо бы сначала показать портрет Достоевского) Дальние предки Достоевского по отцовской линии принадлежали к старинному дворянскому роду. Не приняв распространявшегося в юго-западной Руси католичества, они к VIII веку утрачивают привилегии; дед дядя писателя были скромными православными священниками.

(фото отца)Отец, Михаил Андреевич, вышел из разночинной среды, но, благодаря способностям и упорству, получил медицинское образование и в 1821 году занял место лекаря Московской Мариинской больницы для бедных. В 1827 году он получил чин коллежского асессора и с ним – потомственное дворянство. Ф.М. Достоевский родился в большой семье - у него было шесть братьев и сестер, - над которой безгранично властвовал отец. Доктор М.Ф. Достоевский любил вспоминать, что его род восходил к Золотой Орде, но ни знатностью, ни богатством похвалиться не мог. Мнительный и самолюбивый, вспыльчивый и угрюмый, он доходил до преувеличений в своих фантазиях, жестоко обходился с женой в минуты раздражительности, но, по свидетельству сына Андрея, "он пальцем не трогал детей и телесные наказания, столь распространенные не только в России, но и Англии и Америке, никогда не применялись в семье". В доме господствовало пуританское настроение, и о женщинах разрешалось говорить лишь в стихах. Детей без провожатых из дома не выпускали, карманных денег не давали (Ф.М. так и не научился потом обращаться с деньгами).

В докторе Достоевском были те черты невроза, которые сказались в сыне резкими противоречиями. Отец очень любил сыновей, но держал их в ежовых рукавицах, охотно тратил деньги на их воспитание, но был в остальном мелко расчетлив. Федор Михайлович унаследовал от отца угрюмость и отсутствие манер, отцовская скупость превратилась в сыне в финансовую анархию.

В 1819 году женился на Марии Федоровне Нечаевой, (фото матери) происходившей из купеческой семьи. Мать, Мария Федоровна Нечаева, происходила из семьи зажиточных московских купцов. Дети отмечали в ней "веселость природного характера", ум и энергию. "Ужасные вспышки" Мария Федоровна мужу прощала, потому что любила его, о чем свидетельствуют ее письма к Михаилу Федоровичу. Для малообразованной женщины 30-х годов XIX века она писала исключительно с литературным даром, который передала детям. Мать писателя  - женщина живого характера, музыкально одаренная, любившая и понимавшая поэзию и вместе с тем глубоко религиозная – была первой учительницей своих детей.

Она не только не боялась мужа, но была ему постоянной опорой и помощницей. У Марии Федоровны было шаткое здоровье, заболев рано туберкулезом, она целые дни проводила в постели. Федор Михайлович на всю жизнь запомнил ее тонкую руку с синими прожилками и в его сознании любовь и жалость слились в трогательном единстве. Достоевская умерла в 1837 году, когда Федору Михайловичу не исполнилось еще 16 лет.

       В ноябре 1821 года родился сын Федор, в Москве, во флигеле Мариинской больницы, где жила тогда семья. ( фото из музея Достоевского. Обстановка) Там же прошли и детские годы будущего писателя. Демократические и гуманистические  взгляды молодого писателя, горячего защитника обездоленных людей, стал складываться еще под влиянием детских впечатлений. Само название улицы, на которой жила семья Достоевских, - “Новая Божедомка” - говорило о мире, который окружал мальчика. Здесь располагались “богоугодные заведения”, нищенские лачуги, находились кладбище, где хоронили неимущих. Сейчас мы тоже можем найти это место: метро Новослободская, ул. Достоевского, туберкулезная больница. Вот в одном из флигелей этой больницы и жила семья Достоевского. Кстати, там сейчас находится музей – квартира Ф.Достоевского, который можно посетить.

      В 1834 – 1837 г.г. вместе со старшим братом Михаилом Федор Михайлович учится в частном пансионе Л.И.Чермака в Москве. Среди его преподавателей выделялся словесник Н.И.Билевич (фото), Соученик Н.В.Гоголя, талантливый литератор. Возможно, что он оказал определенное влияние на будущего писателя своими серьезными разборами творчества Пушкина и Гоголя, а также своими просветительскими взглядами. Впечатления от пребывания в пансионе отразились в дальнейшем  в романе “Подросток”, написанном в 70-е годы.

  В1837 году умерла мать писателя, и отец отвозит старших сыновей в Петербург. В 1839 году умирает отец.

     Шестнадцати лет по воле отца Федор Михайлович поступил в Главное Инженерное училище в Петербурге (фото), хотя это и противоречило интересам  и стремлениям юноши. Военная муштра, занятия нелюбимым делом, унизительная бедность – все это тяжким гнетом ложилось на впечатлительную душу юноши. Сверстники встретили Федора Достоевского насмешками: он был замкнут, робок, у него не было ни манер, ни денег, ни имени. Федор Михайлович держался особняком, больше молчал, но мог лучше других рассуждать о Пушкине, которого боготворил, о Шиллере, об исторических героях.    

Доктор Достоевский после смерти жены вышел в отставку, уехал в деревню, пил, развратничал, жестоко порол крестьян, вымещая на них свою неудачливость. Крестьяне отвечали доктору ненавистью. Летом 1839 года обезображенное тело штаб-лекаря Достоевского было найдено в роще. И, хотя следственные власти определили, что смерть наступила от "апоплексического удара", родные и соседи знали, что убили Михаила Федоровича крестьяне.

Смерть отца произвела потрясающее впечатление на Федора. Его ошеломили все обстоятельства страшного конца, в котором соединились и разврат, и пьянство, и элементы тайны. Через сорок лет Федор Михайлович воспроизвел свои впечатления в "Братьях Карамазовых". Венский ученый Фрейд утверждал, что потрясение, пережитое восемнадцатилетним юношей, спровоцировало эпилепсию: подросток бессознательно желал смерти отца и, когда желание осуществилось, испытал ужас и непобедимое чувство вины и раскаяния, он был готов принять любую кару, чтобы искупить свой тайный грех.

Училище находилось в Михайловском замке, где был убит император Павел. В писателе зарождается недоверие к “дивному граду”, воспетому Пушкиным: (несколько картин с изображением разного Петербурга: нищего и дворцы)то, что творилось внутри “раззолоченных палат” не могло не оттолкнуть его. Тем не  менее, Петербург властно вошел в душу Достоевского, захватил его жизнь. Но это был другой Петербург(фото) – город бедняков, домов-колодцев, холодный, мрачный серый. Здесь писатель и поселит своих будущих героев.       (фотография панорамы Петербурга, «Медного всадника», домов –колодцев), не знаю почему, для меня всегда казался какой-то тайною. Еще с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то все боялся его”, - вспоминал писатель 20 лет спустя.

    “Тайна Петербурга – в его непостижимой двойственности. Пышный “град Петров” для Достоевского  одновременно и – “гнилой, слизлый город” на финских болотах. Он поражает  и великолепием и убожеством; в нем рядом с властью, силой, практицизмом  - рабство, слабость, мечтательность. В его доходных домах тысячи бесконечно одиноких и страждущих существ ведут странное , призрачное существование.

 

  С этой поры Достоевский  все более сосредотачивается на внутренней душевной жизни, его умственное и художественное развитие в первые петербургские годы отличается исключительной интенсивностью.  Уже в эту пору в рамках литературных исканий Достоевский ставит перед собой серьезные философские вопросы, он переходит к размышлению о человеке вообще, и  в письме к брату в 1839 году он так и формулирует предмет своих исканий (см. эпиграф к уроку). Это и станет его главной целью всей художественной работы Достоевского; первоначальная же формула, сохраняя свой главный гуманистический принцип, превратилась в четкое творческое задание: “При полном реализме найти в человеке человека”.

 

        К началу 40-х г.г. Достоевскому становится ясно, что военно-инженерная карьера (можно поискать фото из подобных военных заведений того времени)совершенно чужда ему, и лишь литературное поприще отвечает его духовным запросам. В 1843 году Достоевский был зачислен на службу при чертежной Инженерного Департамента, но с большим азартом отдавался, "очертаниям" "Бедных людей", чем точным, но бездушным линиям. Существует легенда, будто чертежи Достоевского попали на глаза императору Николаю I, который наискосок листа написал: "Какой идиот это чертил!". Царские слова тотчас покрыли лаком, чтобы сохранить для грядущих поколений. Достоевский, обидевшись, что такая нелестная аттестация переживет века, тотчас подал в отставку. Кстати, в архивах чертежа с царской записью нет, но не исключено, что его изъяли, когда Достоевский стал известным писателем.

Причиной ухода были, скорее всего, не случайные обиды, а желание стать писателем. Брату он пишет: "Я буду адски работать. Теперь я свободен".

В августе 1841 г. Достоевский получил офицерский чин и право жить вне училища на частной квартире. Впервые он почувствовал себя “вольным, одиноким, независимым” среди огромного столичного города, до сих пор ему, в сущности, не известного, но издавна тревожившего воображение. Жить самостоятельно оказалось очень трудно. Он в одни сутки мог перейти от изобилия к нужде, в квартире царил беспорядок, полученные от опекуна деньги мог спустить за одну ночь. Он ссужал деньги бедным пациентам доктора - соседа Ризенкампфа, платил бешеные деньги перекупщикам за билеты на концерты Листа или представления "Руслана и Людмилы", а потом долго питался сухарями и молоком в долг. Зимой часто простужался: на дрова не хватало средств и комнаты не отапливались. Он уходил греться в трактиры и часами просиживал с "потерянными личностями" - выгнанными со службы чиновниками, пьяницами, картежниками. Один из обитателей петербургского дна, приживала и жулик Келер, стал его постоянным собутыльником. Водку пил один Келер, а Достоевский был сладкоежкой и поддерживал компанию за чаем со сладостями, слушая бесконечные "истории" пьяницы. Тот, в свою очередь, поражался странностям Достоевского, который был чрезвычайно суеверен, серьезно относился к знамениям и пророчествам, ходил к гадалкам, боялся впасть в летаргию и быть преждевременно погребенным. Он на видном месте оставлял записку "В случае смерти не хоронить 5 дней". Однажды, при встрече с похоронной процессией, он упал в беспамятстве.

 

        В те годы Достоевский пробует силы в жанре Исторической трагедии, но эти пробы (“Мария Стюарт” и “Борис Годунов”) завершены не были и до нас не дошли. К началу 1844 г. был закончен перевод повести О.Бальзака “Евгения Гранде”. Выбор этого произведения не случаен: Достоевский “прочел почти всего Бальзака” и особенно ценил у него разработку характеров. “Его характеры – произведения ума вселенной! – писал он брату. – Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили борением своим такую развязку в душе человека”.

   Сформулированный здесь принцип  - Изображать духовные коллизии, в которых отразились не только современная эпоха, но тысячелетия человеческого развития,( (отдельным слайдом) - будет положен Достоевским в основу творчества и развит с последовательностью и силой, превосходящими масштабами выдающегося французского реалиста.

    Работа над переводом принесла большое удовлетворение и, видимо, повлияла на его решение приняться за собственное большое сочинение. В середине 1844г. Достоевский выходит в отставку и в журнале “Репертуар и пантеон” появилась первая печатная работа Достоевского – перевод романа “Евгения Гранде”.

      В течение 1844-1845 г.г. он увлеченно работает над первым своим романом “Бедные люди”.(фото обложки издания романа, или рисунки с изображением героев). Рукопись "Бедных людей" прочитал Н.А. Некрасов. Он пришел в такой восторг, что тотчас же, в четвертом часу утра, отправился с романом к В.Г. Белинскому, разбудил его криком "Новый Гоголь явился!", на что критик сердито заметил, что у Некрасова Гоголи, как грибы, по ночам растут. Так исполнилась мечта молодости Достоевского - к нему пришла слава. "Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни," - отметил писатель много лет спустя. Свидание с Белинским, высоко оценившим роман, укрепило его радужное настроение: великий критик сказал ему, что "Бедные люди" - "ужас и трагедия".

       Этот роман построен как переписка между пожилым мелким чиновником Макаром Девушкиным и молодой девушкой Варенькой Доброселовой, которой довелось в жизни испытать самое горькое: смерть родителей и любимого человека, преследования грязной сводни и ее клиентов… В основе сюжета романа - короткая, мечтательная и несчастливая любовь. Гаденький чиновник, пожилой и некрасивый Макар Девушкин, полюбивший молоденькую соседку Вареньку Доброселову, совсем не походил на романтического героя: робкий, мешковатый, наивный. Он и не надеялся завоевать девушку, он только жалел её, хотел облегчить ее страдания и нужду - и вся его радость была в отречении от себя. Тратить на Вареньку нищенские сбережения, терпеть ради неё лишения, отказываться ради неё от мизерных благ, смиренно, тайно, не ожидая награды, жертвовать собой - такой была любовь маленького человека. "Забитый и даже глуповатый чиновник, у которого и пуговицы на вицмундире обсыпались", объяснял, что "самый забитый, самый последний человек, есть тоже человек и называется брат мой". Варенька разгадывает святую ложь Макара, его нужду и его жертву, - и решает выйти замуж за "приличного человека" с деньгами, хотя она и не любит, и боится своего жениха. Так кончается мечта Макара. Он остается раздавленный и одинокий, в темноте и скудости петербургских трущоб.

"Бедные люди" явились продолжением традиции Пушкина и Гоголя. "Многие могут подумать, - писал Белинский, что в лице Девушкина автор хотел изобразить человека, у которого ум и способности придавлены жизнью. Была бы большая ошибка думать так. Мысль автора гораздо глубже и гуманнее: он в лице Макара Алексеевича показал нам, как много прекрасного, благородного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре". Герой романа открывает закон жизни:

"люди богатые не любят, чтобы бедняки на худой жребий вслух жаловались, дескать, они беспокоят, они, де, назойливы! Да и всегда бедность назойлива, спать, что ли, мешают их стоны голодные."

Достоевский поднимается до осуждения всего несправедливого порядка. Но добрые свойства человека еще неспособны изменить порядка вещей.

Гуманизм жалости, страдания бессилен изменить судьбу "бедных людей".

 

   По словам В.Г.Белинского, “Бедные люди” – это первая попытка создания социального романа в России”.

     СОЦИАЛЬНЫЙ – общественный, относящийся к жизни людей и их    

                                    общественным отношениям.(отдельным слайдом)

Психология униженных и оскорбленных, так же, как чиновников-двойников, возрастает в странной до фантастичности обстановке. Главной особенностью этой обстановки является разлад мечты и действительности. Чтобы понять душевное состояние и поступки героев Достоевского 40-х годов, надо иметь в виду их существование в двух различных мирах. Один - будничный, пошлый, грубый - реальный, в нем все определяется нищетой, мизерным жалованьем, низенькой ступенькой бюрократической лестницы. Другой мир - призрачный, поэтически прекрасный, возникающий в мечтах героев. Этот второй, прекрасный мир обнаруживается только в одном из спектра человеческих чувств - в любви.

1847 год. "Хозяйка".

1846 год. "Господин Прохарчин".

1848 год. "Белые ночи". "Слабое сердце".

Почти во всех повестях 40-х годов раскрывается тема трагической любви. Здесь удивительный мир мечтаний, в которых обнаруживается подлинная душевная красота маленьких чиновников и бедных девушек.

 

     Образцом для Достоевского были романы Жорж Санд  и Диккенса. Свойственные им черты присущи и романам Достоевского:

-          “бесконечную любовь и бесконечное уважение к человечеству даже в лице последнейшего из его представителей”;

-          “воспроизведение действительности во всей ее нагой истине”;

-          “художественный анализ современного общества, раскрытие тех невидимых основ его, которые от него самого скрыты привычкой и бессознательностью”;

Это было все то, что требовал Белинский от русской литературы.

       С такого понимания действительности и человека в ней начал (как и Гоголь) Достоевский,  считавший главным художественным открытием Гоголя именно то, что “он из пропавшей у чиновника шинели сделал нам ужаснейшую трагедию”

 

В повестях 40-х годов Достоевский выступает как гуманист и реалист. Это проявляется в выборе тематики, в отборе явлений жизни, в отношении к изображаемой действительности. Его привлекают низы общества, маленькие люди, бесправные чиновники, бедные девушки, которым он глубоко сочувствует.

Гуманизм писателя проявляется в постоянном стремлении раскрыть душевный мир человека, его страдания, униженность. Пафос его произведений - боль о человеке, достоинство которого попирается. Реализм Достоевского 40-х годов сказывается в умении передать правду жизни и сложный душевный мир его героев как типические явления, как типические характеры, порожденные бытовой и социальной средой. Психология и поступки персонажей Достоевского мотивированы укладом жизни.


Урок 71. Личность Ф. Достоевского

Урок 71. Личность Ф. Достоевского

В 1834 – 1837 г.г. вместе со старшим братом

В 1834 – 1837 г.г. вместе со старшим братом

К началу 40-х г.г. Достоевскому становится ясно, что военно-инженерная карьера ( можно поискать фото из подобных военных заведений того времени) совершенно чужда ему, и лишь…

К началу 40-х г.г. Достоевскому становится ясно, что военно-инженерная карьера ( можно поискать фото из подобных военных заведений того времени) совершенно чужда ему, и лишь…

Белинским, высоко оценившим роман, укрепило его радужное настроение: великий критик сказал ему, что "Бедные люди" - "ужас и трагедия"

Белинским, высоко оценившим роман, укрепило его радужное настроение: великий критик сказал ему, что "Бедные люди" - "ужас и трагедия"

Это было все то, что требовал

Это было все то, что требовал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2021