Тема урока:
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Класс: 7
Урок №34 .
Цель урока:
• Познакомить с творческим путем испанского художника Гойя.
• Сформировать чувство прекрасного.
• Развить интерес к культуре народов мира.
• Научить понимать произведения изобразительного искусства.
Тип урока: Лекция.
Литература: Всеобщая история искусств, М, 1965;
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006 План урока.
1.Организационная часть.
2.Повторение изученного материала
3.Объяснение нового материала
4. Подведение итогов урока 5.Задание на дом Ход урока.
1.Устанавливаю дисциплину. Отмечаю отсутствующих учащихся. Сообщаю тему урока.
2. Вспомним художественные направления в изобразительном искусстве, о которых говорили на предыдущем уроке.
(ответы детей: романтизм, реализм, импрессионизм).
3. Сегодня мы познакомимся с творчеством испанского художника, жившего на рубеже 18 и 19 веков. ГОЙЯ Франсиско (Гойя Франсиско. Картины и биография. Goya Fransisko.) родился 30 марта 1746, Фуэндетодос, провинция Сарагоса.
Он происходил из семьи ремесленникапозолотчика. В 1760 учился в Сарагосе у Лусанаи-Мартинеса, в 1766 — в Мадриде у художника Байеу, на сестре которого, Хосефе, женился в 1773 году. Дважды безуспешно пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. В 1770-71 посетил Италию; на конкурсе Пармской Академии получил 2-ю премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии». В 1771 вернулся в Сарагосу, где выполнил первые заказные работы, в том числе фрески одного из куполов собора Нуэстра Сеньора дель Пилар.
С 1773 жил и работал в Мадриде. В 1780 был избран в Академию Сан Фернандо, с 1785 стал ее вице- директором, а с 1795 — директором ее живописного отделения. В 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 — «первый живописец короля». В годы реакции в 1824 эмигрировал в Бордо, посетил Париж. Писал портреты, картины на религиозные, мифологические, бытовые и исторические сюжеты, выполнял стенные росписи и картоны для шпалер, был мастером офорта, литографии, рисунка.
Гойя сложился в крупного художника сравнительно поздно. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-91) многочисленных панно (картонов для ковров), созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде.
С 1780-х годов Гойя становится известным портретистом, наделенный исключительной остротой восприятия личности, создает портреты своих друзей и единомышленников (художник Ф. Байеу, 1795; доктор Пераль, 1796 и др.) Пережитый им в конце 1790-х годов душевный кризис усугубляется потерей слуха в результате тяжелой болезни.
Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии Живопись Гойя Франсиско, «Капричос», «Ужасы войны», описание (1798). В формах трагического гротеска он выступает против мира зла и мракобесия, фанатизма и невежества масс, нравственных пороков общества. В многослойную струну «Капричос» вплетены отзвуки политической карикатуры Французской революции, народного испанского лубка, демонология средневековья и сатирические традиции испанской литературы «золотого века». Реальные жизненные наблюдения сливаются с безудержной фантазией художника.
Не имеет аналогий в традиции парадных официальных изображений написанный с необычайной живописной свободой Франсиско Гойя -Портрет cемьи Карла IV (закончен в 1801), где особы королевского дома подобны выстроенной в ряд застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края. Внутренние связи между участниками торжественного собрания не выявлены, их взгляды разобщены, жесты мало связаны, во всем господствует напряженность и взаимная неприязнь.
В отличие от тонко разработанной серебристо-серой гаммы портретов 1790-х годов живопись этого периода приобретает большую активность, насыщенность цветом, пластичность объемов. В картинах «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (около 1802, Прадо) воплощен далекий от академических канонов, характерный для испанок тип чувственной женской красоты.
Творчество Гойи, современника Французской революции и национально-освободительной борьбы с Наполеоном, приходится на один из самых драматических периодов испанской истории.
Мировую известность получил живописный исторический диптих 1814, запечатлевший трагедию наполеоновского нашествия: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел в ночь на 3 мая 1808 года» (Прадо), http://youtu.be/H3Vj-JxS4-w . Страстный отклик на драматические события современности — серия офортов из 82 листов, известная под названием «Бедствия войны» .
Позднее творчество Гойи совпадает с годами реакции после разгрома двух испанских революций. Стены загородного дома в Мадриде ( «Дом глухого») он расписал маслом, создав 14 уникальных по мощному художественному воздействию панно, полных иносказаний, намеков. Однако даже в картинах позднего периода он сохраняет ощущение немеркнущей красоты жизни («Разносчица воды», 1810, «Похороны сардинки», Продавец посуды около
1814)
С именем Гойи связано становление искусства Нового времени, его творчество оказало огромное воздействие на мировую культуру 19-20 веков не только в живописи и графике, но и в литературе, драматургии, театре и кино.
5.Подведение итогов урока.
Мы познакомились с творчеством Франсиско Гойи, художником, в своих работах отразившим время, в котором жил.
6. Задание на дом: используя интернет, познакомиться более полно с работами испанского мастера.
Francisco Goya (1746-1828) Francisco Goya ゴヤ
http://www.youtube.com/watch?v=0Y4S0OKKfGo&feature=share&list=PLDE22
3B537D16847F
Сообщаю об окончании урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.