«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»
Оценка 4.8

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
математика +1
1 кл—4 кл
03.05.2017
«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»
Технология личностно-ориентированного обучения позволяет параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию таких современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Личностно-ориентированное обучение .doc
Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей  «Детский дом­ школа»  городского административного округа Орехово­Зуево Московской области ДОКЛАД на тему на тему ориентированное ориентированное образовательная образовательная «Личностно- «Личностно- обучение как обучение как технология технология здоровьесберегающей здоровьесберегающей направленности» направленности»  на педагогическом совете  15 ноября 2013 года Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех  времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние  здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.  Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад.  При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней  происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.       Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом  показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных  семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья.  Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему  пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими  отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.       Все дети, изъятые из неблагополучных семей, имеют те или иные отклонения  в состоянии здоровья и физическом развитии. Как правило, это недоношенные  или незрелые дети, они плохо растут, имеют расстройства питания, развиваются  с задержкой, часто болеют. У более старших детей отмечаются  расторможенность, плохая память, задержка психоречевого развития.        Приведу основные факторы риска: ­  генетические  (наследственные   заболевания).   От   этих   неприятностей   не застрахован никто, будь то семейный ребенок или тот, кого оставили родители. ­ биологические (особенности течения беременности и родов). Родители многих воспитанников   сиротских   учреждений   ведут   нездоровый   образ   жизни,   и   это сказывается   на   здоровье   малышей.   Форма   и   сила   негативного   воздействия бывает   разной:   от   каких­то   проблем   можно   избавиться   навсегда,   какие­то   – только сгладить, что­то останется на всю жизнь.  ­  психолого­социальные.  Малышу   для   полноценного   развития   необходима привязанность взрослого, телесный контакт, общение, поле для исследования и активности. Проблемы со здоровьем нужно решать оперативно и максимально экологичными   методами.   Всего   этого   лишены   сироты   и   из­за   этого   их физическое   и   умственное   развитие   отстает   от   нормы,   а   последствия биологических факторов риска нарастают как снежный ком.             Здоровье ребенка, его социально­психологическая адаптация,  нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он  живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования. В  2 то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие,  формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее  чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.         Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы  риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: 1. Стрессовая педагогическая тактика; 2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и  функциональным возможностям школьников; 3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических  требований к организации учебного процесса; 4. Провалы в существующей системе физического воспитания; 5. Интенсификация учебного процесса; 6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления  здоровья; 7. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; 8. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и  здорового образа жизни.              Педагогический коллектив «Детского дома – школы» обязан заниматься  решением проблемы здоровьесбережения учащихся. Для этого необходимо  использовать здоровьесберегающие технологии, предполагающие  совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий,  направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного  отношения к нему.         Цель здоровьесберегающих технологий обучения ­ обеспечить школьнику  возможность  сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать  полученные знания в повседневной жизни. Состояние здоровья подрастающего  поколения ­ важнейший показатель благополучия общества и государства, не  только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.          В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих  технологий можно выделить:  1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех  стрессобразующих факторов учебно­воспитательного процесса. Атмосфера  доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание  для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного  развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.  2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого  заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над  собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается  использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.  3 3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок ­ субъект  образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в  процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение  работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.  4. Построение учебно­воспитательного процесса в соответствии с  закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в  виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в  материальном плане по материализованной программе к речевому и  умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных  действий к свернутым и автоматизированным.  5.Учет системного строения высших психических функций. При формировании  базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в  данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.  6.Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового  материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.  7.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет  необходимости быть необъективным ­ он может выделить какой­то кусочек или  аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.  8.Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик  оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации  ребенка к условиям школы: снижаются общая заболеваемость, обострение  хронических заболеваний, пропуски по болезни.  9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности,  регулярное чередование периодов напряженной активной работы и  расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во  избежание переутомления детей.  10.Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система  повторения ­ необходимое условие здоровьесберегающих технологий.          Здоровьесберегающие  технологии реализуются на основе личностно­ ориентированного подхода.         Личностно­ориентированные технологии в центр образовательной  системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных  условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка  превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной  системы.            При этом перед учителем встают новые задачи:  ­ создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе  класса;  ­ стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных  способов выполнения заданий без боязни ошибиться; 4  ­  создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих  каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность в способах работы;  ­ создание обстановки для естественного самовыражения ученика.      Здоровьесберегающие технологии осуществляемые на основе личностно­ развивающих ситуаций, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря  которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.  Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры  человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который  приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности  учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему  самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на  основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое  здоровье, жизнь и здоровье других людей.       Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В  системе личностно­ориентированного обучения  меняется его функция и форма  организации.  Личностный подход вынуждает педагогов переосмысливать  формы организации урока и всей классно­урочной деятельности, а также   предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в  творческое общение учителя с учениками, учеников между собой и в  проблемную дискуссию.     Специфика проведения личностно­ориентированного урока в начальной школе:      оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение   весёлость; возбуждённость; всего   урока: психофизических   –   бодрость, интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность;   эмоциональных   –   радость,   усталость,   досада,    организация   диалога,   которая   позволяет   выявить   личностный   смысл изучения темы урока; поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;     подача   нового   материала   с   учётом   психолого­педагогической характеристики   класса;   выявление   субъектного   опыта   учащихся   по предложенной теме;   при   объяснении   нового   материала   использование   различных   сенсорных каналов;   построение   учебной   деятельности   каждого   ученика   с   учётом   данных психолого­педагогических обследований и рекомендаций психолога;  применение   дидактического   материала,   который   позволит   ученику использовать при выполнении заданий внешкольный опыт;    для   развития   коммуникативных   умений   учащихся   отказаться   от фронтальной  работы  как   основной  формы  проведения  урока  и широко 5 использовать различные варианты индивидуальной, парной или групповой работы;    использование   при   работе   над   закреплением   темы   разнообразного дидактического   материала,   который   позволит   ученику   развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;    показ различных методов и способов работы с учебным материалом;     для   организации   учебного   или   воспитательного   диалога   с   учащимися использование критических ситуаций на уроке;    обязательная   оценка   и   коррекция   процесса   и   результата   учебной деятельности   каждого   учащегося   в   ходе   урока;   широкое   применение самооценки и взаимооценки;    создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих   силах,   высокой   самооценки,   волевой   регуляции   учебной деятельности;      использование   индивидуальных   творческих   заданий   с   дальнейшей   их оценкой по параметрам: оригинальность, самостоятельность выполнения;   проведение с детьми рефлексии урока: что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить. Алгоритм   проектирования   личностно­ориентированного   урока   в начальной школе:  * Формулировка цели урока. * Анализ психолого­педагогической характеристики класса, которая  включает в себя данные о каждом учащемся. * Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних  заданий. * Конкретизация цели урока с учётом результатов предыдущего анализа. * Разбивка урока на этапы, которые подчинены единой цели, и конкретизация цели на каждом этапе. * Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока. * Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока. * Выбор способа презентации нового материала.  * Подбор дидактического материала, который отвечает целям урока. * Проектирование учебного диалога или иных методов. * Проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция.  * Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, которые  должны быть   ориентированы   на   максимальное   использование   субъектного   опыта ученика. * Проектирование форм рефлексии проведённого урока.   6 При   подготовке   и   проведении   такого   урока   возрастает   роль дидактического материала, который  обязательно должен включать в себя:    материал, который позволит выявить субъектный опыт ученика, который связан   с   изучаемой   на   уроке   темой;   личностный   смысл   изучаемого; психическое состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией;    материал, который позволит поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; провести подачу нового материала как совместного открытия в   ходе     исследовательской   деятельности;   обеспечить   индивидуальную работу   по   закреплению   изученного   материала   с   предоставлением возможности выбора вида и формы работы и уровня её сложности;     материал,   который   позволит   использовать   на   уроке   игровые   формы деятельности;   прививать   детям   навыки   совместной   работы   в   группах, парах; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение;     материал, который позволит ученику активно участвовать в работе на уроке   вне   зависимости   от   уровня   его   подготовки;   приобрести   навыки самостоятельной   работы   с   новым     учебным   материалом   и самоорганизации;   научиться   выявлять   и   оценивать   способы   учебной работы   одноклассников   и     собственные;   научиться   оценивать   и корректировать своё эмоциональное состояние;    материал,   который   позволит   учителю   стимулировать   учеников   к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика  и корректировать её.  Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии  позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как  в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря  использованию современных технологий оказывается возможным  обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть  индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно,  минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его  здоровью.  Литература: 1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1­4 классы. – М.: "ВАКО", 2004. – 296 с. 2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 62 с. 3. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с. Интернет ресурсы: 7 http://festival.1september.ru/articles/611212/ http://www.opeka24.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=740&Itemid=138 http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/obshchepedagogicheskie­tekhnologii/zdorovesberegayushchie­ tehnologii­v­nachalnoy­0 http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/raznoe/zdorovesberegayushchie­tekhnologii­v­nachalnoi­ shkole­doklad http://nsportal.ru/shkola/fizkultura­i­sport/library/zdorovesberegayushchie­tehnologii­v­obrazovanii http://fkspp.at.ua/konf/Uch2/3.pdf http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/obshchepedagogicheskie­tekhnologii/tehnologiya­lichnostno­ orientirovannogo     8

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»

«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2017