Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.
Задачи урока:
Личностные:
- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
Тема урока: Линия и её выразительные возможности.
Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии,
видами и характером линии.
Метапредметные:
Задачи урока:
Личностные:
активизировать познавательную деятельность и развивать творческий
потенциал обучающихся;
создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
продолжать формировать способность к художественнообразному познанию мира, умению
применять полученные знания в своей собственной художественнотворческой
деятельности;
совершенствовать
развивать навыки самостоятельной художественнотворческой деятельности;
умения обучающихся анализировать, сравнивать,
обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты
своей учебной, художественнотворческой деятельности;
формировать коммуникативные компетенции.
Предметные:
сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в
графике;
развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств,
характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и
человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные
материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла
в собственной художественной деятельности.
Характеристика видов деятельности учащихся
В ходе урока обучающиеся получат возможность:
• рассуждать о характере художественного образа в различных линейных
•
рисунках известных художников;
выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в
рисунке;
• приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как
выражении эмоций, чувств, впечатлений художника;
• овладевать
ритмического
движения(динамики) и статики(спокойствия)
навыками
линейного
изображения
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,
презентация «Линия и её выразительные возможности», стихотворение Всеволода
Рождественского «Рисунок Пикассо», альбом, простой карандаш, фломастеры.
Тип урока: урок открытия новых знанийХод урока.
1. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
(Метапредметные результаты:способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность)
2. Этап мотивации и актуализации знаний
Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через
нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен
из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную
жизнью» (эпиграф записан на доске).
Кто догадался, о чём пойдёт речь? (о линии)
Кто услышал тему?
(Формируемые умения:
умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления
и сравнительного анализа)
3. Постановка учебной задачи
Чтобы точнее сформулировать тему, обратим внимание на эпиграф.
Кто скажет, о чём ещё мы будем говорить?
Как вы думаете, что вам предстоит узнать о линии?
Сообщение темы и цели урока.
Действительно, сегодня мы будем говорить о линии. Тема урока так и
называется «Линия и её выразительные возможности».
Для какого вида изобразительного искусства линия является основным
выразительным средством? (Для графики)
Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение
действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами
выражения замысла являются линия, штрих, пятно)
Какие виды рисунка вы знаете? (Набросок, зарисовка, эскиз)
С чего начинается рисунок? (С линии)
4. «Открытие» обучающимися нового знания
Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.
Какие линии вы знаете? Какими могут быть линии по начертанию? (длинные,
короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.).
2Известный художник – график В.А.Фаворский говорил: «Всякую линию – и кривую и
прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как
движущуюся…».
Как вы понимаете слова художника? (Художник относится к линии как к живой –
она может двигаться, а может и остановиться).
(Формируемые умения: умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного
выступления).
А какими ещё чертами мы можем наделить линию, свойственными и для человека?
У линии может быть характер?
А какой характер может быть у линии? Давайте наделим линию теми же чертами
характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её
характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой,
обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать
как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.
Что мы обозначаем линией?
Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она
условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только
писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой:
здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.
Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует?
(линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее).
Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии
выражает эмоции, чувства художника.
Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе
А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.
5. Первичное закрепление
Слайд 1. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.
Какие впечатления у вас от этого женского образа? (предполагаемые ответы
учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).
Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от
неё».
«Голубь мира» П.Пикассо.
Что видите вы в рисунке Пикассо? Может быть, чтото необычное? (очень
лаконично передан женский образ, плавно переходящий в изображение голубя).
Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.
Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал
стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)
«Певучим медленным овалом
3Пленительно обведена,
Встаёт виденьем небывалым
Белее лилии – она.
Голубки нежной трепетаньем
Её лицо окаймлено,
И вся она – любви сиянье,
Зарёй вошедшее в окно…»
Слайд 2. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.
Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины
Т.Карсавиной» линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую
линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась,
раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.
Слайд 3. «Танец» П.Пикассо.
А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?
Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».
Динамическая пауза
Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими
линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим
дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.
6.Творческая практическая деятельность.
Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного
характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти
качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки
на эту тему.
Слайды 4 – 7. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера
через образ дерева.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения рисунка;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Рефлексия деятельности
1) Выставка работ учащихся.
2) Рефлексия.
(Формируемые умения:
Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии).
Закончить фразу:
Я знаю…
4Я понимаю…
Для меня было открытием…
У меня получилось…
Мне понравилось…
3) Заключительное слово учителя.
Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные
формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.
Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных
линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».
Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что – либо, можно
ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем
передать (достичь) выразительность образа.
Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка.
5