Линия и её выразительные возможности

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии. Задачи урока: Личностные: - активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся; - создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей; - продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Линия и её выразительные возможности. Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии,  видами и характером линии.          Метапредметные:  Задачи урока: Личностные:  ­   активизировать   познавательную   деятельность   и   развивать   творческий потенциал обучающихся; ­ создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей; ­ продолжать формировать способность к художественно­образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно­творческой  деятельности; ­совершенствовать   ­развивать навыки самостоятельной художественно­творческой деятельности;     умения   обучающихся   анализировать,   сравнивать, обобщать информацию,  планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно­творческой деятельности;  ­формировать  коммуникативные компетенции. Предметные:  ­сформировать   понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;           ­развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать   их   специфику,   способность   высказывать   суждения   о художественных   особенностях   произведений,   изображающих   природу   и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности. Характеристика видов деятельности учащихся В ходе урока обучающиеся получат возможность: • рассуждать   о   характере   художественного   образа   в   различных   линейных • рисунках известных художников; выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в   рисунке;  • приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как  выражении эмоций, чувств, впечатлений художника; • овладевать   ритмического движения(динамики) и статики(спокойствия) навыками     линейного   изображения Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Линия и её выразительные возможности», стихотворение Всеволода  Рождественского «Рисунок Пикассо», альбом, простой карандаш, фломастеры. Тип урока: урок открытия новых знанийХод урока. 1. Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку. (Метапредметные результаты:способность сознательно организовывать и  регулировать свою деятельность) 2. Этап мотивации и  актуализации знаний  ­Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через  нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен  из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную  жизнью» (эпиграф записан на доске). ­Кто догадался, о чём пойдёт речь? (о линии) ­Кто услышал тему? (Формируемые умения: умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа) 3. Постановка учебной задачи Чтобы точнее сформулировать тему, обратим внимание на эпиграф.     ­ Кто скажет, о чём ещё мы будем говорить? ­ Как вы думаете, что вам предстоит узнать о линии? Сообщение темы и цели урока. ­Действительно, сегодня мы будем говорить о линии. Тема  урока так и  называется ­ «Линия и её выразительные возможности». ­ Для какого вида изобразительного искусства линия является основным  выразительным средством? (Для графики) ­ Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение  действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами  выражения замысла являются линия, штрих, пятно) ­ Какие виды рисунка вы знаете? (Набросок, зарисовка, эскиз) ­ С чего начинается рисунок? (С линии) 4. «Открытие» обучающимися нового знания Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.  ­ Какие линии вы знаете? Какими  могут быть линии по начертанию? (длинные,  короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.).  2Известный художник – график В.А.Фаворский говорил: «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как  движущуюся…». ­Как вы понимаете слова художника? (Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться). (Формируемые умения: умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного  выступления). ­ А какими ещё чертами мы можем наделить линию, свойственными и для человека? ­ У линии может быть характер? ­ А какой  характер может быть у линии? Давайте наделим линию теми же чертами  характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её  характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой,  обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать  как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая. ­ Что мы обозначаем линией? Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она  условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только  писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой:  здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии. ­ Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует? (линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее). Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии  выражает эмоции, чувства художника. Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе  А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне. 5. Первичное закрепление Слайд 1. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс. ­ Какие впечатления у вас от этого женского образа? (предполагаемые ответы  учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина). Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от  неё». «Голубь мира» П.Пикассо. ­ Что видите вы в рисунке Пикассо? Может быть, что­то необычное? (очень  лаконично передан женский образ, плавно переходящий в  изображение голубя). Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.           Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал  стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок) «Певучим медленным овалом 3Пленительно обведена,   Встаёт виденьем небывалым   Белее лилии – она.   Голубки нежной трепетаньем   Её лицо окаймлено,   И вся она – любви сиянье,   Зарёй вошедшее в окно…» Слайд 2. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов. Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины  Т.Карсавиной» ­ линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась,  раскрывая пластичность прекрасного тела балерины. Слайд 3. «Танец» П.Пикассо. ­ А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»? Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец». Динамическая пауза Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими  линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим  дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой. 6.Творческая практическая деятельность. Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного  характера  добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти  качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему. Слайды 4 – 7. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера  через образ дерева. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: ­ контроль организации рабочего места; ­ контроль правильности выполнения рисунка; ­ оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. Рефлексия деятельности 1) Выставка работ учащихся. 2) Рефлексия. (Формируемые умения: Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии). Закончить фразу: ­Я знаю… 4­Я понимаю… ­Для меня было открытием… ­У меня получилось… ­Мне понравилось…       3) Заключительное слово учителя. Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные  формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных  линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью». Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что – либо, можно  ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем  передать (достичь) выразительность образа.  Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка. 5

Посмотрите также