Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».
Оценка 4.9

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русская литература
9 кл—11 кл
17.12.2021
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».
Познакомить учащихся с петербургским периодом творчества Пушкина, с жизнью Пушкина в Михайловском ,с особенностями вольнолюбивой лирики поэта. Раскрыть спасительную роль творчества в трагической судьбе ссыльного и трагическую судьбу поэта в условиях самовластья.
лирика А.С.Пушкина петербургского периода.docx

Тема:

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».

Цели: Познакомить учащихся с петербургским периодом творчества Пушкина, с жизнью Пушкина в Михайловском ,с особенностями вольнолюбивой лирики поэта. Раскрыть спасительную роль творчества в трагической судьбе ссыльного и трагическую судьбу поэта в условиях самовластья

Задачи:

- отрабатывать навык анализа поэтического текста по плану;

- приход Пушкина к реализму;

- отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения.

Оборудование: тексты стихотворений Пушкина

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Учёт знаний. Опрос стихотворения «К Чаадаеву» наизусть

III. Новый материал.

1. Анализ стихотворения «К Чаадаеву».

Слово учителя.

- В  петербургский период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта.

Пётр Яковлевич Чаадаев.

   П.Я. Чаадаев, с которым Пушкин познакомился ещё лицеистом в доме Карамзина, был одним из замечательнейших людей своего времени. Получивший блестящее домашнее образование 16-ти лет вступил в Гвардейский Семёновский полк, с которым проделал путь от Бородина до Парижа. «Чаадаев был красив собою, отличался не гусарскими, а какими-то английскими, чуть даже не байроновскими манерами и имел блистательный успех в тогдашнем петербургском обществе». Чаадаев был членом Союза благоденствия, но не проявлял в нём активного участия: Чаадаев охвачен жаждой славы – славы огромной. Неслыханной, славы, которая навсегда внесёт его имя в скрижали истории России и Европы.

   Чаадаев учил Пушкина готовиться к великому будущему, уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству, требовал от Пушкина «в просвещении стать с веком наравне».

 «Жизнь, облагороженная высокой целью». За этими словами Пушкина стоит мечта о великом предназначении. Беседы с Чаадаевым учили Пушкина видеть и свою жизнь, «облагороженной высокой целью». Послание «К Чаадаеву» - свободолюбивое политическое стихотворение, близкое к идеалам декабристов.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву».

- Какова композиция стихотворения?

(Стихотворение распадается на три части: 1-я – первое четверостишие; 2-я – от стиха «Но в нас горит ещё желанье…»; 3-я – «пока свободою горим». При переходе от части к части настроение меняется).

- Докажите, что 1- часть написана в стиле и интонации печальной элегии.

(Лирический герой – печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей).

Вывод: стихотворение начинается в элегическом ключе и создаёт образ разочарованного, утратившего иллюзии человека).

- Как начинается вторая часть? Меняется ли интонация?

(Вторая часть начинается с резкого смыслового и  интонационного контраста)

- Образ какого человека стоит в центре второй части, отличается ли он от человека из первой части?

(В центре второй части – образ человека, полного страстей, с кипучей энергией, силой чувств).

- С чем сравнивается стремление к свободе?

(Жажда свободы сопоставляется с жаждой страстной любви).

- Какие любовные образы вводит поэт? («томленье упованья», «минуты верного свиданья»).

- Фразеологизм «горит желанье» использовался в любовной поэзии, обозначая страстные чувства. Сопоставление «горит желанье» и «свободою горим» придавало ему новое, необычное для того времени значение. Одновременно политическая лирика становилась интимной, избавляясь от холода торжественной поэзии.

- Что собой представляет третья часть?

(Обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе).

- Каково, по-вашему, значение слова «честь»? Какова разница между словами «честь» и «почести»?

Человек с чувством чести предъявлял к себе требования более высокие, чем те, которые ему предъявляли законы государства, дисциплина или начальство. Честь – нравственный долг человека перед самим собой. Тот, кто солжёт, струсит, предаст, теряет честь. В кругу лучшей молодёжи пушкинской эпохи было твёрдым убеждение, что честь важнее даже жизни, и, потеряв честь, человек не имеет права даже жить. Человек бесчестный не мог был принят в Союз благоденствия.

- Какое же значение приобретало выражение «Сердца для чести живы»? (Политический смысл).

- Как в стихотворении выражении надежда на лучшее будущее России?  («На обломках самовластья напишут наши имена»)

- Каково значение использования местоимения «мы»? (Индивидуализму романтической элегии противопоставлено чувство героического братства).

- Каково значение образа «звезда пленительного счастья»? (Вифлеемская звезда).

 

2. Выразительное чтение стихотворения «К морю» читает Фисунова Варя

Анализ  стихотворения  «К морю»

- Одним из первых лирических произведений в Михайловском было стихотворение «К морю».

- Пушкин использует в создании образа моря речевые приёмы:

(«свободная стихия», «блещешь гордою красой», «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час / Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз», «своенравные порывы», «твоею прихотью хранимый», «в твоей пустыне» и т.д.)

- Каков образ моря?

(Оно своенравное, прихотливое, живое, свободное, непредсказуемое, грозное)

- Почему стихотворение можно назвать элегией?

(Грустный, меланхолический тон характерен для стихотворения).

- Какие размышления вызывают грусть лирического героя?

(Прощание с морем, неизвестность того, что уготовано судьбой).

- Чем человек отличается от моря?

(Он несвободен, зависит от прихоти стихии, от собственных страстей, которые подчас играют человеком, от социальных, исторических условий).

- Заметили ли вы элементы другого лирического жанра? Если заметили, т в чём?

(Жанр послания. Уже в самом названии присутствует обращение как к другу, собеседнику, наличие риторических вопросов).

 «К морю» - романтическое произведение. Наличие характерных мотивов и образов одиночества, упоминание кумиров романтиков Байрона и Наполеона, сам образ моря романтический.

Стихотворение «К морю» - прощание Пушкина с романтическим мироощущением.

Тот переворот, который произошёл в творчестве Пушкина выразился в создании произведений с отчётливо реалистической окраской.

Запись определения реализма.

Реализм – художественный метод. В центре внимания реализма находится не просто факты, события и люди, а те закономерности, которые действуют в жизни. В отличие от романтизма, который над действительностью, реализм равен действительности.

 

3. Анализ стихотворения «Анчар».

  Слово учителя.

- В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прискакал фельдъегерь и приказал срочно ехать в Москву, где в это время находился Николай I, готовясь к коронации.

   Пушкин прибыл в Москву 8 сентября 1826 года и прямо с дороги был доставлен в кабинет Николая. Новый царь был только на три года старше Пушкина. Он был высок ростом, строен, молод и красив. Отличная выправка гвардейского офицера позволяла ему держаться величественно и скрывать страх и неуверенность в себе, которые терзали его в первые годы царствования. Идея неограниченного деспотизма и божественного происхождения власти, внушённая ему и его младшему брату Михаилу его матерью накрепко держалась в его голове. Николай был страшно напуган восстанием 1825 года. С тех пор не только любое проявление собственного мнения, вольной мысли, но и простое нарушение симметрии, идеалов казарменной красоты казалось ему оскорбительным. Николай лично беседовал с каждым из декабристов. Декабристы ничего не отрицали.

   Разговор царя с поэтом был долгим. Видимо, беседа коснулась широкого круга политических проблем. Николай сумел убедить Пушкина в том, что перед ним царь – реформатор, новый Пётр I. Можно предположить, что какие-то туманные заверения  о прощении братьев, друзей, товарищей Пушкин получил. Именно  со времени этой первой встречи с царём начинается для Пушкина та роль заступника за декабристов, которую он подчеркнул как важнейшее из дел своей жизни.

 - Выйдя из царского кабинета в Кремлёвском дворце, Пушкин не мог предполагать, как тяжело и унизительно сложатся в дальнейшем его отношения с властью. Он верил, что ему удалось видеть великое историческое преобразование в момент его зарождения и что он сможет повлиять на их будущий ход. Он был настроен оптимистически.  Но его надежды не оправдались. Неудача декабристского восстания гибельно отразилась на общественно-политическом развитии России. Прямым следствием этого явилось резкое падение общественной нравственности. Внезапно появилась целая армия доносчиков-энтузиастов, осаждающих власти добровольными доносами. Обстановка угнетения и рабского ему подчинения, доносов и подлогов угнетала Пушкина. Именно в этот момент, а именно в 1828 году было написано стихотворение «Анчар».

 

- Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать ему обобщённый характер.

- Давайте обратимся к поэзии А.С.Пушкина.

Выразительное чтение стихотворения «Анчар». Читает Номоконов Артём

- Из скольких частей состоит стихотворение?

(Композиционно стихотворение можно разделить на 2 части: описание древа зла и история раба и владыки).

- Какое значение в первой части имеет слово «один»? Представал ли прежде лирический герой стихотворений Пушкина одиноким?

(Все стихи Пушкина посвящены радости единения людей, любви, дружеским пирам. Нигде лирический герой не представал изолированным, оторванным от мира, враждебным ему. Первое, что мы узнаём об анчаре,  это то, что он один).

- Анчар – дерево яда,  воплощение зла.

В современном литературоведении большое место уделяется категории художественного пространства.

Художественное пространство. Смысл этого понятия заключается в том, что художник,   не только создаёт образы, но и помещает их в некоторый им сотворённый мир.

- Как строится пространство в стихотворении «Анчар»? Какое слово прежде всего бросается в глаза?

(Художественное пространство – это пустыня).

- С чем ассоциируется слово «пустыня»?

(Жара, безлюдье, нет никакой растительности, кругом песок, нет воды).

- Какие эпитеты использует автор для описания пустыни?

(«В пустыне, чахлой и скупой»)

-  Скажите, о ком ещё мы можем сказать «чахлый и скупой»?

(О человеке).

- Пушкин характеризует пустыню эпитетами, придающими её характер живого существа. В отличие от камня, песка какими чертами наделено живое существо?

(Способностью двигаться, волей, активностью).

- Что же такое пустыня в первом четверостишии?

(Это живое существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла).

- «Чахлый», «скупой», «зноем раскаленной», «один». Какое настроение создают эти эпитеты?

(Настроение страха, ужаса).

- В сказках многих народов мира существуют рассказы о том, как злое существо- ведьма – в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастье.

- Каков основной образ второй строфы, и в каких строчках он возникает?

(Образ нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери).

- Как вы понимаете выражение «зелень мёртвую ветвей»? (Зелень – это свежесть, весна, прохлада, жизнь. Сочетание  с эпитетом «мёртвую» - чудовищное нарушение норм природы).

- «Зелень мёртвую ветвей» - это оксюморон, т.е. совмещение несовместимого.

- Природа у Пушкина всегда добра к человеку. Она гармонирует с его лучшими чувствами. Какой предстаёт природа в стихотворении «Анчар»?

(Природа предстаёт чудовищно искажённой).

- Как далее развивается тема одиночества анчара?

(«К нему и птица не летит, и зверь нейдёт»).

- Какое значение имеет эпитет «тлетворный»?

((Тлен – разрушение, гибель, уничтожение).

- Что происходит во второй части стихотворения? Какое зло создаёт человек?

(Один человек заставляет другого человека идти к дереву яда).

- Почему же один человек смог повлиять на другого и послать его на верную смерть?

(Потому что один раб, а другой царь).

- Зло существует в природе, но сама же природа  изолирует зло. И только человек, сотворив противоестественное рабство, вырывает природное зло из изоляции и использует его для угнетения других людей.

- Какими словами характеризуется образ рабства?

(«Раб послушно в путь потек»).

- Каков образ князя?

(Он двойник анчара, источник зла и убийца).

- Для Пушкина владыка как угнетатель своего народа и захватчик, несущий смерть соседнему народу,  - два проявления единой сущностит деспотизма. Какие чувства вызывает образ раба?

(Сочувствие, жалость).

- Но раб – соучастник зла. Почему?

(Он покорен. Он бы всё равно умер, если бы не пошёл, но живы остались бы другие люди).

- Чем отличается стихотворение «Анчар» от послания «К Чаадаеву»?

(В послании «К Чаадаеву» есть надежда на лучшее. В стихотворении «Анчар» такой надежды нет).

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание. Выразительное чтение  стихотворений «К морю», «Анчар».

 

 

 

 

Приложение 1

Александр Пушкин

К морю

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Анчар

 

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

1828 г.

 


 

Тема: Лирика петербургского периода

Тема: Лирика петербургского периода

Фразеологизм «горит желанье» использовался в любовной поэзии, обозначая страстные чувства

Фразеологизм «горит желанье» использовался в любовной поэзии, обозначая страстные чувства

Пушкин прибыл в Москву 8 сентября 1826 года и прямо с дороги был доставлен в кабинет

Пушкин прибыл в Москву 8 сентября 1826 года и прямо с дороги был доставлен в кабинет

С чем ассоциируется слово «пустыня»? (Жара, безлюдье, нет никакой растительности, кругом песок, нет воды)

С чем ассоциируется слово «пустыня»? (Жара, безлюдье, нет никакой растительности, кругом песок, нет воды)

Приложение 1 Александр Пушкин

Приложение 1 Александр Пушкин

Другой от нас умчался гений,

Другой от нас умчался гений,

Но человека человек Послал к анчару властным взглядом,

Но человека человек Послал к анчару властным взглядом,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2021